Архипастырь. С митрополитом Викентием

26 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

 – Владыка, я задам Вам вопрос, который поступил ранее в нашу редакцию. Библия – самая издаваемая книга всех времен и народов, но, несмотря на это, интерес к изучению Священного Писания падает. Многие считают, что там уже все изучено и ничего нового оттуда не почерпнуть. Так ли это на самом деле?

– Это не так. Действительно, Библия – самая священная книга, которой мы руководствуемся в нашей жизни. Это книги Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Завете тоже много интересного: как был сотворен мир, как человек был сотворен, как произошло падение человеческого рода. И можно проследить через пророчества, как Господь готовил человека, человечество к Пришествию в мир Христа Спасителя, чтобы искупить весь род человеческий от греха, проклятия смерти. То есть избавить человека от того, что в грехопадении природа человечества была осквернена, порушена. А восстановить эту падшую природу можно только благодатью Божией… О Его страдании на Кресте, Его искупительных подвигах  мы узнаем из Евангелия, из Священного Писания. И что очень важно для нас, в Священном Писании уже Нового Завета мы можем получить очень хорошие советы, как совершенствоваться и становиться действительно настоящими христианами.

Если кто-то говорит, что уже нечего там читать, это неправда. Читая каждый день Евангелие, хотя бы одну главку, как принято у нас, или две главки из посланий святых апостолов,  можно почерпнуть очень глубокие мысли о духовной жизни – как преобразовать свою жизнь, как ее приблизить к Богу, ко Христу, каким образом сделать так, чтобы мы приблизились к Царству Небесному. Царство Божие внутрь вас есть. И вот как раз в Священном Писании написано, каким образом сделать так, чтобы внутри нас было Царство Небесное. То есть мы можем через чтение Священного Писания узнать многое для того, чтобы стать настоящими православными христианами (не по букве, не по внешности или по имени только).

Может быть,  люди, которые так пишут, так говорят, не применяют эти знания к самим себе, чтобы эти знания преобразовывали их жизнь. Одно дело, когда мы читаем для того, чтобы  что-то познавать (такое познавательное чтение), но чтобы быть такими, как  написано в Евангелии, –  это сложнее, тяжелее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что надо читать Евангелие жизнью. Не просто чтобы его знать, а чтобы применить  в своей жизни. Библия как раз очень нужна, чтобы получить необходимые наставления, как быть последователем Христа. Мы же называемся христианами, называемся учениками Христа Спасителя, мы должны учиться у Христа Спасителя, а учиться только Евангелием. Это слово Христа Спасителя, поэтому мы должны его читать очень внимательно.

Хорошие батюшки так духовно наставляют свою паству, своих прихожан (может быть, их не так много, но видно, что у них это получается), чтобы после Божественной литургии в воскресной школе почитать Евангелие и стараться в течение предстоящего дня или предстоящей недели применить это все в жизни. Чтобы посмотреть на себя, быть внимательным к себе. Господь обязательно пошлет тебе такую ситуацию, в которой ты должен применить это Евангелие к себе: как ты сможешь – выполнишь или не выполнишь. И вот если постоянно так себя контролировать, то мы увидим, что это интересно даже читать. И очень важно читать, потому что чтение не только для того, чтобы знать, а для того, чтобы выполнять. И в то же время тебе дается еще и сила Божественная, чтобы можно было это исполнить.

Евангелие дано нам не для того, чтобы просто знать его и кичиться, что мы очень хорошо его знаем, цитируем наизусть многие места. Самое главное –  исполнять. Тогда, конечно, мы увидим, что Евангелие – очень глубокая, очень важная для нас книга...

То есть это книга не жизнеописания еврейского народа, а настольная книга христианина?         

 – Настольная книга христианина, которой он должен руководствоваться в жизни. И выполнение евангельского учения приводит нас к тому, к чему и призывает Христос Спаситель, ради чего Он и пришел на землю: чтобы нас, земных, возвести на небо. Вот эта книга помогает нам вознестись на небо, жить на земле жизнью Царствия Божиего, чтобы получить награду на небе через исполнение заповедей Божиих.  

Вопрос телезрительницы: «Грешно ли не иметь чувство сострадания ко Христу в отношении того, что Он был прикован ко Кресту, а чувствовать только благодарность и радость, что есть такая святыня, несущая спасение? Спасибо».    

– Мы, конечно, сочувствуем страданиям Христа Спасителя, и, конечно, мы должны быть благодарны Ему за тот подвиг, который Он понес ради нас и нашего спасения. Вот недавно был  праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». И из повествования об этой иконе мы знаем: когда грешный человек молился, чтобы Божия Мать ему помогла идти на какие-то его грешные дела, он увидел, что из ран,  ног и рук Богомладенца Христа истекает кровь. И он с чувством сострадания говорит: «Господи, кто это мог сделать?» А Она говорит: «Ты и подобные тебе грешники вновь и вновь распинают Господа нашего Иисуса Христа».

Одно дело, когда мы сострадаем Христу Спасителю за Его страдания, которые Он перенес за нас,  наши грехи. А другое – постараться не совершить те грехи, те злодеяния, которые бы вновь распинали Христа. Мы должны понимать, что наши грехи вновь и вновь могут причинить страдание Христу Спасителю. Поэтому нужно иметь в виду, что самое большое сострадание и самая большая благодарность Богу за его благодеяния – это не то, чтобы сказать словами: «Слава Тебе, Господи, за милость Твою, труд и подвиг!» Благодарностью Богу, думаю, будет то, когда мы будем благодарить Бога, что Он дает нам Своим страданием силу не грешить. Чтобы можно было сделать как можно больше доброго для себя, для ближнего, для своего возрастания в Боге, для искоренения своих духовных страстей, для очищения своей души. Потому что как раз благодать Христова имеет силу для очищения нашей души от того греховного падения, которое в нас есть. То есть Христос рождается, чтобы падшим оставить образ. Как раз вот этот образ восстанавливается нашими трудами, пониманием и верой в то, что страдания Христа Спасителя дают нам искупление наших грехов через наше покаяние...

Вопрос нашего постоянного телезрителя Евгения из Белгородской области: «Меня сильно мучает один вопрос. В Ветхом Завете идет описание взятия Иерихона, потом – про эту женщину легкого поведения… Бог дает указания (или приказы) не оставлять никого в живых – такая жестокость. В Новом Завете Бог – сама любовь и доброта. Как это все сочетается? Два разных Бога, получается?»    

– Бог один. Но все зависит от состояния души человеческой, какое оно было в то время. Поэтому не Бога надо винить, а  ожесточение нашего сердца, которое было в то время, и нужно было каким-то особенным средством достучаться до сердца каждого человека, чтобы человек оставил грех. Господь за падение греховное это попускал. Еврейский народ, во-первых, имел различные войны, потом попадал в плен на многие времена, поэтому это все казалось жестокостью. Но это средства для того, чтобы остановить человека от греховного падения. Это же мы видим и в таком событии, как потоп. Казалось бы, все человечество было потоплено, и только восемь человек остались для того, чтобы сохранить человеческую нравственность, духовность; они сохранились в этих людях, которые были спасены от греха. Бог любвеобильный, Он хочет всех спасти, но вразумляется человек, к сожалению, многими скорбями, трудностями…

Мы смотрим немножко назад, как наш народ (многие люди) относился к тем гонениям, которые были во время атеистической власти. Люди поддались этой власти, своими руками иконы бросали в огонь, топтали их ногами…  За все это надо отвечать, платить. И вот многие после войны ходили в церковь, осознали свой грех, каялись. А многие до сих пор еще каются, что их предки (бабушка, дедушка) вели себя так, отвергали все святое. (А потом  будущим поколениям приходится терпеть многие скорби, трудности.) В Священном Писании написано, что  родовой грех отдается на нескольких поколениях. И человек терпит это все не потому, что Господь злой или жестокий, а потому, что человек проявил жестокость к себе, ближним, совершил тяжкие грехи и за это должен искупить себя, искупить вот эти грехи. И, наоборот, тому, кто делает добро, Господь посылает много милости и на его будущее поколение, и на многие поколения вперед. Поэтому не надо Бога винить, надо самим себя винить.

Сейчас мы видим, как падает нравственность, нравственное состояние общества. Казалось бы, все мирно, все хорошо, люди имеют возможность приходить в церковь. Храмов, слава Богу, становится все больше и больше. А в годы советской власти Библия была запрещенной книгой – и не каждый человек мог читать ее. А сейчас люди как-то обленились и к этой книге относятся поверхностно, не особенно считают нужным ее читать.

Но были времена, когда в истории нашей Русской Церкви, русского народа люди читали  Библию постоянно. И первая книга, которую стали читать русские народы, это Апостол. Этой книгой руководствовались наши предки с самых древнейших времен, и как мы уже говорили, они не просто ее читали, а  руководствовались ею. Поэтому Господь и посылал Свою милость, Свое благословение. Поэтому и называлась тогда (и сейчас мы так называем) Русь Святой. Сейчас у нас тоже есть все возможности, чтобы идти к святости, но, к сожалению, мы видим, человек очень сильно  сейчас занят. Кого ни спросишь – «ой, очень занят, даже некогда подумать»… Житейское море обуревает. Это просто заблуждение сегодняшнего времени, такое помрачение ума. Как человек может быть так занят? Если посмотреть, что было некоторое время назад, что сейчас, то мы во многом освобождены от физического труда. Тогда люди успевали все делать – и в церковь ходить вместе со своей семьей, а сейчас нажимаешь только на кнопки: посуда моется, все стирается, еще много от чего мы освобождены, но все равно у нас нет времени. Вот интересно: чем больше развивается техника, тем больше мы заняты. Удивительно, как это может быть? На самом деле посмотреть на себя: что я делаю, что я такой занятый? Я смотрю телевизор, телефон... А когда не было этих телевизоров и телефонов, как люди жили?

Читали книжки.

– Читали книжки, беседовали в семье на евангельскую тему, читали жития святых, обсуждали, как нужно применять эти знания о Боге и святых к себе, к своей семье, то есть люди совершенствовались. Вот это настоящая занятость. Это очень важно, и надо в современном обществе использовать то, что Господь нам дал: очень благоприятное время, очень хорошее время, мы сейчас свободны исповедовать свою веру, приходить в церковь, умеем читать книги. У нас книг очень много.

Если опять-таки посмотреть, как мы учились в семинарии, академии, то у нас книг особо не было, были печатные книги на машинке (5-й, 6-й экземпляр). Слепой экземпляр, плохо видно, но мы это покупали, доставали, читали. Сейчас прекрасный переплет, красивый шрифт, даже любо держать в руках такую книгу – а мы не читаем. Церковных  книг на любую тему, на любой вкус! А мы этим не пользуемся, к сожалению. Есть, конечно, люди, которые читают, но большинство к этому относится  поверхностно. Поэтому надо найти время, чтобы читать, с нас будет спрос, и спрос очень строгий, а мы скажем, что Бог такой жестокий? Мы сами себя доводим до жестокой жизни, у нас падает нравственность,  нет честности, порядочности, простоты. Мы вчера праздновали память святителя Спиридона Тримифунтского – вот простота человека. И этих ценностей надо достигать, сейчас есть такая возможность, а мы, наоборот, становимся очень сложными, очень тяжелыми, потому что в нас  много греховного, что осложняет нашу жизнь и делает ее очень трудной, невыносимой и так далее. Но это все наше сознание, неправильное понимание.    

– Вопрос: «При чтении утреннего и вечернего правила мыслями нахожусь везде, только не в словах молитвы. Как исправить ситуацию?»

– Довольно сложно, но в то же время необходимо утренние, вечерние и все молитвы читать внимательно. Для этого на молитву нужно настроиться. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно поставить себя перед Богом и верить, что Бог рядом и слышит твои слова. Всякие события и переживания надо оставить и полностью отдать эти десять-пятнадцать минут только молитве к Богу. Чтобы этими молитвами Господь мог нам помочь. Чтобы дал силы пройти предстоящий день в мире, в исполнении воли Божией, в делании тех добродетелей, о которых мы читаем в Евангелии. Когда именно это мы хотим получить от Бога, то будем стараться молиться внимательно, чтобы получить  ту силу, мудрость и помощь, которые необходимы. Потому что мы без Бога не можем делать ничего. Так говорит нам евангелист. Мы, как ветви на лозе, должны постоянно питаться соком Божественной милости и премудрости Божией, которые дают нам возможность исполнять волю Божию. И, осознавая это, мы утренними молитвами просим у Бога, чтобы Он в течение дня помогал нам это совершить.

При вечернем правиле есть свои проблемы – мысли, что уже устал, сон одолевает, надо быстрее ложиться спать, уже невозможно читать. Но опять-таки надо подумать, что Господь дал нам прожить этот день и во всем помогал: чувствовался перст Божий. Почему бы Его за это не отблагодарить? И почитать эти вечерние молитвы. Когда так настраиваешься – и усталость уходит, и сон как будто уже исчезает. И мы молимся, чтобы Господь дал нам крепкий, здоровый сон, который мог бы восстановить наши душевные и телесные силы. Это тоже для нас очень важно, чтобы организм отдохнул и человек получил новые силы для того, чтобы дальше трудиться. Потому что если сон слабый или вообще никакого сна, то, конечно, нам тяжело нести дальнейшее служение в этом мире.

Настраивая себя так, мы можем найти в себе силы всегда, когда становимся на утреннюю или вечернюю молитву, и тогда Господь нам поможет. И еще есть такое предложение или совет: если почувствовал, что одну молитву пропустил за разными мыслями и не молился, то возвращайся назад – один раз, второй. Тогда увидишь, что теряешь много времени. Лучше один раз сконцентрироваться, прочитать все внимательно и заниматься своими делами.

– Владыка, святые отцы рекомендуют прочитывать хотя бы по одной главе Священного Писания в день. Как Вы считаете, возможно ли заменить утреннее или вечернее правило чтением Священного Писания?

–  У нас есть такое минимальное молитвенное правило православного христианина: утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия и две из апостольских повествований. Но если мы оставим только Евангелие, это будет сокращение. Если бы нужно было читать два акафиста, три кафизмы и еще Евангелие, утренние и вечерние молитвы – а тут же минимум, это считанные минуты отдать для Бога, для себя, для своего возрастания в Боге. Поэтому, думаю, не следует нам так расслабляться, надо читать утренние и вечерние молитвы и Евангелие по одной главке – это недолго.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли есть в пост соевое мясо?»

– Соя – это постный продукт, поэтому, конечно, можно. Это постные растительные блюда. Но в то же время, конечно, надо поститься по уставу Церкви, как у нас принято. По уставу есть определенные дни, особенно в пост Рождественский, когда можно и рыбное: в субботу, воскресенье, праздничные дни. Также в понедельник, вторник, четверг (кроме среды и пятницы), если служба славословная и выше, разрешается рыба. А если служба простая, тогда от рыбы воздерживаемся. Так что у нас есть устав, будем жить по нему, и все будет нормально.

– Опять же не есть соседей…

–  Пост не является только воздержанием от мясной и молочной пищи. Это средство для того, чтобы мы воздерживались от гнева и раздражения, от обид, осуждения, недовольства, ропота, от многих  грехов, которые нас одолевают.

– Вопрос: «Прочитал у святителя Игнатия (Брянчанинова), что не нужно вдаваться в тонкое разбирательство помыслов. Как это правильно понять? И как исповедоваться, если грехи в большинстве своем соделываются помышлениями?»

–  Мы действительно должны смотреть за своими мыслями. Большинство из них бывают греховными, и они могут нас увести в разные заблуждения. Греховные мысли осуждающие, самолюбивые, горделивые и так далее. Из-за этих мыслей мы можем подозревать человека, обвинить его в чем-то. Думаем, что он что-то совершил или хочет нас чем-то обидеть, чем-то досадить – и начинается обида в душе. Человек не знает, в чем суть, но обиженный.  Эти мысли – вредители наши. Поэтому с ними нужно бороться и отвергать их от себя. Если они нас одолевают, то их надо открывать духовнику. Мы открываем свои помыслы и тем самым боремся против них. Это работа над собой, внимание к себе, к своим мыслям. И если чувствуем, как плохие мысли к нам приближаются, сразу отвергаем их молитвой Иисусовой или воспоминанием о Боге – богомыслием. Так что такая духовная борьба должна быть.

Конечно, нужно посоветоваться в частной беседе с духовником, потому что у каждого все бывает по-разному. И духовник уже даст персональный совет, как бороться с мыслями. Нужно и каяться в них, и исповедоваться в них, и открывать их духовнику, чтобы получить от Бога силы, крепость и не впасть в тяжкие грехи. Есть градация, ступени, по которым помыслы ведут нас к совершению того или иного греха. Поэтому нужно вовремя остановиться и оценить эти помыслы: от Бога они или не от Бога, благие или греховные, хорошие или нет. Надо их оценивать и вовремя отвергать. Это целая  борьба, которую нужно вести в своей душе.

–  Вопрос: «Для разбойника, покаявшегося перед смертью, Христос уготовал место в раю. А в чем же тогда суть праведной жизни, если нужно всего-навсего перед смертью покаяться?»

– Мы не знаем, когда Господь нас к Себе призовет. Поэтому Господь и говорит: «Бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет Судья судить нас». А «бодрствовать» –значит жить благочестиво, богоугодно. Не у каждого бывает прямо перед смертью возможность покаяться. Да, есть такое малое количество людей, которые грешат всю жизнь, а в конце, когда слышат голос Божий, осознают свою греховность и каются, а Господь по Своему милосердию их прощает. Но это же не все, мы должны понимать, что в любое время Господь нас может призвать. А мы ждем, когда перед смертью будем каяться. В Евангелии написано, что у богатого человека был большой урожай. Вроде ешь, пей, веселись, у тебя много богатств и много времени! Но Господь сказал: «Безумный, в сию же ночь душу твою возьмут». Мы можем говорить: «Я покаюсь перед смертью». А мы знаем, как это будет? Не знаем.

– В тридцать лет или на пенсию выйдешь...

– Мы постоянно должны быть готовы. Поэтому и призывает Господь, чтобы мы были бодры, внимательны к себе, жили благочестиво, богоугодной жизнью. Это и есть залог того, что когда Господь призовет, есть возможность получить от Него милость и большую награду…  А когда Господь призовет для получения этих наград, мы не знаем. Поэтому должны накапливать все больше и больше добрых дел, чтобы за это Господь нас помиловал и наградил вечными благами.

– «Помни час смертный – и вовек не согрешишь». Вот мое личное наблюдение: неоднократно был на кладбищах и замечал, что похоронены вполне молодые люди, двадцати-сорока лет. А покаялись ли они, успели ли – другой вопрос.

Вопрос телезрительницы: «Что такое смиренномудрие?»

– Это очень хорошая, великая добродетель. Когда мы смиренно мыслим, смиренно чувствуем, смиренно поступаем и даем смиренную оценку всем нашим действиям. Например, человек нам сделал что-то неприятное, а мы его оправдываем. Говорим, что он так поступил потому, что чего-то не знает, не понимает, обстоятельства так сложились. Мы смиренно думаем об этом, вспоминаем святых отцов в это время. И вспоминаем Христа Спасителя: через смирение Господь нас спас, Он пришел на землю и показал пример смирения, терпения. Это и есть наша мудрость: при всех, может быть, и тяжелых обстоятельствах жизни мы никого не осуждаем, не ропщем, а принимаем все смиренно.

Наши новомученики и исповедники Христовы, когда их приводили к следователю и спрашивали, против Советской власти они или нет, они говорили: «Мы не против Советской власти; она нам как наказание за наши грехи». Человек думает смиренно и не осуждает. Настоящие смиренномудрые – наши новомученики. Смотришь на их подвиги, труды, которые несли они в своей жизни, – страдания были жесточайшие… Но они не озлобились. Они не выражали недовольство, не роптали и не думали о том, как отомстить или сделать какое-то зло. Нет, они очень смиренно, терпеливо переносили все эти унижения, оскорбления и надеялись на милосердие Божие. Смотрели на Христа, как Он проявлял смирение пред теми воинами, которые Его били, заушали, оплевали и распяли. Новомученики смиренно думали, что страдания, которые понес Христос Спаситель, несравнимы с теми страданиями, которые сейчас приходится переносить им. Это их укрепляло, воодушевляло, и они радовались и за все благодарили Бога. Это и есть смиренномудрие. Оно очень обширное, можно привести много примеров.

–  Вопрос телезрителя: «Господь был в самом начале, Он знал обо всем, что будет, что есть. В связи с этим вопрос: откуда взялось зло? Получается, или Господь Бог создал зло вместе с любовью, или зло взялось с какой-то другой стороны?»

–  Мы знаем, что зло появилось от гордости чинов ангельских, которые возгордились своим высоким положением. И как толкуют некоторые святые отцы, они еще не были в полном совершенстве той добродетели смирения, в которой могли бы устоять перед этим искушением. И, возгордившись своим положением, они потеряли  славу и честь, данные им  Богом, и пали. Эти падшие ангелы, озлобленные и горделивые, поскольку они являются клеветниками, желали и других ввести в заблуждение. Поэтому было падение Адама и Евы, потом их сын Каин совершил страшный грех человекоубийства. Зло не от Бога, а от нашей греховности и нашей воли, направленной на зло. И Господь дал нам для этого разум, чтобы мы смотрели и оценивали свое отношение к жизни, мыслям, чувствам, желаниям. И, оценивая их, мы знаем, что это – зло, а это – добро. Со злом (как с зародышем) надо бороться в своей душе и не допускать, чтобы оно выходило наружу и причиняло зло ближним, окружающим и нам самим.

Все зло коренится в нас самих, в нашем сознании. Как в Евангелии написано, из сердца человека выходят злые помыслы, прелюбодейства, кражи, убийства и многие другие злодеяния. И наша задача, чтобы с помощью Христа Спасителя, силою Христа Спасителя мы могли очищать свою душу от этого состояния зла, которое есть в нашем сердце. Для этого есть много средств, данных нам Богом. Нам даны в течение всего года многодневные и однодневные посты... У Христа не было никакого зла, никакого греха, но Он показал нам пример, как нужно бороться со злом, которое есть в нас, и искоренять его Божией благодатью.

–  Вопрос: «Есть ли какой-то способ определить, действительно я верующий человек или же лицемер?»

–  Надо проверять себя по заповедям Божиим. Посмотреть, например, на первую заповедь блаженств: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Нищета духовная –  это когда человек осознает, что он грешный, слаб и немощен и своими силами ничего не может сделать, чтобы исправить свою жизнь. И он просит Бога, чтобы Господь вошел в его немощь – как написано в Евангелии: сила Божия в немощи совершается.

А лицемерие… Человек может сказать, что он грешный и недостойный. Но стоит этому человеку сказать какое-нибудь укоризненное слово, и мы сразу поймем, нищий он духом или нет. Если он по-настоящему верующий и осознает в себе греховность – он скажет: «Да, простите, я грешен». А кто лицемерит…

 – …взорвется.

– Да, он начнет роптать, гневаться, раздражаться. «Да что ты! Как мог ты так сказать? Как мог даже подумать?» Мы же гневаемся даже за то, что посмотрели на мимику человека – и нам кажется, что он что-то имеет против нас. Уже обижаемся, начинаем думать: «Что такое? Почему? Вроде бы делаю ему добро, окружаю его любовью, а он меня так…» И столько вот таких мыслей греховных! Какое тут смирение? 

Или взять кротость… По заповедям блаженств – взять и проверить себя: как мы верим, как на что-то реагируем… Тогда увидим себя очень хорошо.

 – Вопрос: «В праздник Рождества Христова на центральных каналах транслируется праздничное богослужение. Обязательно ли идти в храм? Либо можно посмотреть службу по телевизору?»

–  Ходить в храм обязательно. Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос. Потому что люди говорят: «Вот есть “Союз”, прекрасное торжественное богослужение можно  и дома смотреть, никуда не ходить». Нет, не для здоровых и сильных людей дана такая возможность. Эта трансляция дается для  немощных людей, которые действительно прикованы к постели и не могут прийти в церковь. Для болящих, находящихся в больнице и так далее. Есть люди, которые меня лично благодарят: «Как хорошо! Я ходить не могу, еле по комнате двигаюсь. А включу телеканал "Союз" и смотрю всенощное бдение, архиерей служит, Патриарх служит. Какая красота! Я смотрю и молюсь. И таким образом не лишаюсь божественной службы».

Но человек здоровый может прийти… Это ведь и есть наша жертва, наша преданность Богу. Как мы можем сказать, что любим Бога, когда ленимся прийти в церковь Божию на встречу с Богом, на встречу со Христом и участвовать в богослужении, которое совершается в храме Божием? Тем более есть заповедь Божия о том, чтобы шесть дней делать дела, а седьмой – Господу Богу. То есть отдать себя Богу, показать свою любовь к Богу. Это и есть наша любовь, наша жертвенность, мы оставляем все житейские попечения, идем в церковь, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он дает нам жизнь, блага, возможность трудиться, заработать средства, чтобы кормить себя и свою семью. Пожертвовать Богу в знак благодарности какие-то из своих средств (в храмах есть ящики для пожертвований) – тоже долг христианина. Вот что нужно сделать обязательно. И получить очищение души от грехов в таинстве Покаяния и благословение на дальнейшие труды. Это все человек получает в церкви, и очень важно прийти в храм в воскресные и праздничные дни. Но еще раз скажу, что прямая трансляция божественной службы не для здоровых людей, а для немощных. Для них это как раз самое лучшее отдохновение и радость, таким образом они не лишаются возможности тоже участвовать в богослужении.

– Владыка, Вам благодарность от наших екатеринбургских коллег, которые были в Средней Азии, снимали новогоднюю программу. Уже пять лет на телеканале «Союз» в новогоднюю ночь идет праздничная программа, которая, с одной стороны, вроде светская, но в то же время Рождественскому посту не мешает. За это очень Вас благодарят.

И нашим зрителям мы сообщаем, что праздничная программа начнется в 22:00 по московскому времени, в полночь будет молебен на начало Нового года, который будет совершен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Храме Христа Спасителя. Дальше продолжится праздничная программа. Всех призываем остаться на телеканале «Союз» – кто не может посетить ночную божественную литургию, которая будет совершаться во многих храмах.

Владыка, благодарю Вас, что Вы к нам сегодня пришли, за эту беседу, за ответы. Благословите наших телезрителей, напутствуйте.

– Бог благословит. Я хотел всех поздравить с наступающим Рождеством Христовым, с новолетием и пожелать всем помощи Божией. Оставшиеся дни Рождественского поста провести достойно нашему православному призванию, принести Богомладенцу Христу свои дары. Те дары, которые Он принес нам на землю. И мы, как дети Божии, должны принести их в знак благодарности, в знак того, что мы настоящие Его ученики. Какие дары Он принес нам? Он принес нам дар смирения, дар терпения, дар милосердия, любви ко всему человечеству –  потому что возлюбил нас великой любовью. И пришел на землю, чтобы проявить эту любовь, чтобы восстановить от земного греховного состояния  для вечного блага, для вечного наслаждения в Царстве Божием. Поэтому постараемся принести эти дары, чтобы Господь оценил наш труд и давал нам в дни рождественские большую радость, большое утешение от той благодати, которая посылается всегда в эти дни Господом нашим Иисусом Христом.

Ведущий Сергей Юргин

Записали Елена Чурина и Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы