Архипастырь. С епископом Паисием

2 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. Передача из Москвы.

 

- Владыка, мы с Вами сегодня встречаемся в новом качестве. Вы уже бывали на нашей программе как священник, сейчас пришли к нам будучи епископом. Со времени Вашей архиерейской хиротонии прошло более ста дней, с чем я Вас поздравляю и желаю Божией помощи в Вашем новом служении. Предлагаю сначала поговорить о епархии, в которую Вы были назначены.

- Спаси Господи за поздравления и пожелания, с удовольствием расскажу о новой кафедре и поприще. Щигровская и Мантуровская епархия входит в состав Курской митрополии, которая в июле месяце была разделена на три части, и долгое время была вакантна. Управлял ей митрополит Курский и Рыльский Герман. 25 июля решением Священного Синода меня избрали епископом, 19 августа в праздник Преображения Господня на Соловках была совершена архиерейская хиротония, и 24 числа я уже прибыл в Щигры. Это город небольшой - всего 16,5 тысяч жителей, в этом году ему исполнилось 235 лет. День города всегда празднуют на Святую Троицу - престольный праздник Троицкого кафедрального собора. Не может не радовать, что светские власти, как и мы, чтят этот день.

Курская митрополия очень славится своими традициями и своими святынями. Родом из Курска святой Серафим Саровский, недалеко от Щигров находится Коренной монастырь, где была явлена Курская икона Божией Матери «Знамение», которая сейчас находится за границей и считается там главной святыней. Раз в год на праздник Святой Троицы ее привозят для молитв и поклонения в Курск, собираются тысячи верующих людей, которые нескончаемым потоком идут к иконе и совершается крестный ход от Курской пустыни до самого города Курска. В крестном ходе принимают участие и светские власти, ее представители помогают нести сам образ, и это очень благостно, что они наряду со всеми верующими чтят святую икону и связали с ее празднованием День города. Очень важный момент, что праздник Святой Троицы - переходящий и, несмотря на это, местные власти сделали его Днем города, что уже само по себе уникально. Город, как я уже говорил, небольшой, и в нем всего один действующий храм. Нужно строить еще минимум два, так как он один, естественно, не вмещает всех верующих. Местные жители очень мне понравились: они добродушные и спокойные. Вся епархия насчитывает около 150 тысяч жителей, в основном это сельское население, и это хорошо, так как они практически все православные верующие, и почти нет ни протестантов, ни сект, которые активно развиваются в больших городах. Все население хорошо относится к Церкви, но люди очень мало воцерковлены, и большинство посещает храм только на большие праздники, некоторые по воскресеньям, а регулярного посещения, нет. Но епархия абсолютно новая, до революции ее не существовало, так что можно сказать, мы только в начале пути.

- Много ли храмов насчитывает епархия?

- В епархии 65 храмов, 52 священника и один диакон. Духовенство очень благостное, есть, конечно, некоторые вопросы и проблемы, но с Божией помощью все это разрешимо. Есть священники еще со сталинской закалкой, есть потомственные священники, глядя на которых, удивляешься, что они не перегорели и верой своей зажигают других молодых священнослужителей.

- Владыка, как Вы планируете решать вопрос о поставлении нового духовенства? Ведь в Щигровской епархии нет пока семинарии.

- В Щигровской епархии, действительно, нет своей семинарии, но есть Курская семинария, в которую мы и будем направлять потенциальных священнослужителей. Также рядом есть Белгородская семинария, можно направить и туда, были бы желающие. В этом году от нашей епархии в Курскую семинарию поступили два человека, также есть два священника, которые служат давно, но семинарию не закончили, так как раньше это не было обязательным, и в следующем году будем отправлять их на обучение. На данный момент в семинарии учатся три человека, которые намерены вернуться служить в епархию. Сейчас присматриваемся, ищем кандидатов. Святейший всегда напоминает в этом случае слова апостола Павла о том, чтобы не торопиться возлагать руки, а сначала приглядеться. Хотя прошло всего за три месяца, но кандидаты уже есть.

- Каков в целом уровень духовного образования среди духовенства и мирян?

- Как я уже говорил, все священнослужители, кроме двух человек, закончили семинарию и достаточно образованны. За три месяца я объехал все 65 приходов, познакомился с бытом и атмосферой, после провел совещание с духовенством по итогам моей поездки, где предложил собираться не только раз в год на епархиальное собрание, но гораздо чаще и решать духовные вопросы, касающиеся Таинств и в целом жизни приходов.

- Владыка, что касается воскресных школ при приходах, везде ли они есть?

- Не везде, но и не везде это возможно. Например, в деревне Гнилое храм большой, построен давно, но осталось всего сорок дворов, где живут в основном пенсионеры, для которых мы будем возобновлять практику пастырских бесед. Воскресные школы будут созданы там, где есть школы светские. Очень хорошо, что в Курской области с начала середины 90-х годов по настоянию схиархимандрита Ювеналия в школах начали преподавать Основы православной культуры, 78% населения это поддержало, и преподавание идет с первого по одиннадцатый класс, что очень важно. Также мы сейчас создали молодежный миссионерский отдел и будем навещать школы регулярнее и читать лекции в виде факультативов.

- Телезритель из Астрахани интересуется, можно ли хоронить мусульманина на православном кладбище?

- Вообще, не принято хоронить мусульманина на православном кладбище, так как он другой веры, а все кладбища, как правило, освящались православным духовенством. У мусульман есть свое кладбище. До революции даже была такая традиция, что некоторых хоронили за территорией кладбища: это относилось к самоубийцам и алкоголикам, которые умирали в запое, так как их нельзя было отпевать. Поскольку по канонам мусульман отпевать нельзя, то и хоронить на православных кладбищах тоже.

- Владыка, как в Вашей епархии обстоят дела с миссионерской деятельностью: есть ли на приходах миссионеры и социальные работники?

- Через месяц, как я прибыл в епархию, были созданы Миссионерский отдел и Отдел по социальной работе. Во время поездки по епархии я поближе познакомился с клиром, многие из священников достаточно активны и готовы работать на миссионерском и социальном поприщах. Руководитель Миссионерского отдела недавно вернулся с общего съезда, посвященного этой работе, и у нас уже есть наработки, как начать воцерковление вверенной паствы. Будут создаваться, как я говорил, не только воскресные школы, но и просветительские курсы для взрослых. При кафедральном соборе также будут проходить курсы для взрослых при участии православных психологов и медиков, так как вопросы бывают абсолютно разные и касаются многих сторон жизни православного человека. В Щиграх имеется медицинский колледж, с которым я сейчас налаживаю контакты, и впоследствии планирую сам проповедовать внем и по возможности проводить какие-то лекции. Понятно, что сознание людей в одночасье мы не изменим, но сеять семена вечного обязаны. Что касается работы с молодежью, то мы сразу создали сайт епархии, на котором имеется необходимая информация, и молодые люди в любой момент могут с ней ознакомиться и задать интересующие их вопросы.

- Понятно, что объем работы большой, что, на Ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы вывести духовную жизнь в епархии на качественно другой уровень?

- В первую очередь, необходимо сделать так, чтобы духовенство было доступно для людей. Так как основная масса в епархии сельское население, службы идут только по субботам и воскресеньям, а нужно, чтобы в будние дни священник тоже был доступен. Первое распоряжение, которое я отдал, чтобы на каждом храме (не внутри, а снаружи) обязательно висело расписание богослужений и номер телефона священника, которому можно позвонить в случае необходимости для духовного совета или совершения треб. Также я порекомендовал всему клиру не сидеть в храмах, а ходить по домам и приглашать людей на службы и праздники, спрашивать, нужна ли какая-то помощь. Конечно, материально мы помочь не сможем, но оказывать духовную поддержку обязаны. Так один из иереев поделился своим опытом: он служит в поселении на четыреста человек и, когда начал обходить дворы, люди сначала смотрели насторожено, но потом увидели его простоту и доступность и потихоньку начали приходить в храм.

- Владыка, еще раз желаю Вам Божией помощи, терпения и мужества в Вашем нелегком служении. Вопрос телезрителя из Свердловской области: «У человека есть свободная воля, но в книге Бытия, когда Господь спрашивает у Адама, почему он ел от запрещенного дерева, тот отвечает что это жена, «которую Ты мне дал, соблазнила меня». Получается, что Господь все-таки вмешивается в судьбу человека. Почему тогда Он не вмешивается в судьбы политиков, развязывающих кровопролитные войны, и не остановит их?».

- Во-первых, Господь, не только когда создавал мир, заботился о нем, но и сейчас каждую секунду не оставляет нас Своим Промыслом. Господь в Евангелии предупреждал нас об этом, говоря, что будут многие войны и природные катаклизмы, но это еще не конец. Каждый человек свободен в своем выборе, и это отличает нас от животных. Хотя животные также имеют душу, но в отличие от человеческой у них она смертна. Как раз это и роднит нас с Господом. Самый высший дар для человека - это его свобода. И Господь в течение всей жизни не насилует его, а промыслительно подсказывает и наставляет, никогда не заставляя что-то делать - человек выбирает сам. И есть люди, которые выбирают зло. Что касается Адама, то он обвинил не Еву, а Самого Бога - жена, которую Ты (!) мне дал, соблазнила меня: он не признал своей вины и обвинил в этом другого, чем полностью исказил человеческую природу, и грех овладел им. Так же и остальные люди, которые выбирают зло, заглушают голос совести и не слышат его. Вот яркий пример выбора человека: в первые века христианства были жестокие гонения на христиан, но они выбирали смерть и жестокие мучения ради Христа и Царства Небесного. В наше же время люди чаще всего выбирают мирские и плотские наслаждения, увы, но это их выбор.

- Завтра день памяти архиепископа Костромского Алексия, который скончался ровно год назад. Вы долго подвизались под его началом в Новоспасском монастыре. Расскажите, что это был за человек?

- Под руководством владыки Алексия я служил более двадцати лет. Перед смертью Господь послал ему тяжелую болезнь, но он никогда не роптал. Архиепископ Алексий всегда отличался строгой аскетической жизнью и требовал того же от других. Владыка никогда не давил на нас, но всегда все показывал своим примером. Он любил за трапезой делиться какими-то высокодуховными мыслями, которые прочитал накануне у святых отцов или в Священном Писании. Хотя его земная жизнь была и недолгой, но все запомнили владыку как истинного и достойного архипастыря Церкви Христовой. Завтра в Новоспасском монастыре будут проходить заупокойные богослужения. Приглашаем всех желающих поклониться могиле архиерея и помолиться об упокоении его души.

- Идет Рождественский пост, в чем заключается его смысл, и зачем Церковь его установила?

- Рождественский пост служит приготовлением к великому празднику Рождества Христова. Мы всегда готовимся к каким-то большим праздникам. Допустим, перед днем рождения мы убираемся, приглашаем гостей и настраиваемся на торжество. Христиане же перед праздниками - постятся. Но пост - это не только ограничение в пище. Отказ от скоромной еды помогает соблюдать более высокий, духовный пост. Святые отцы говорят, что от непостной трапезы появляется дебелость , возникает желание понежиться и расслабиться, а при постной пище организм вроде сыт, но человек сохраняет трезвость ума, ему гораздо легче молиться. Во время поста нужно воздерживаться от всякого рода увеселений, читать духовную литературу, обязательно совершать утреннее и вечернее правила. Если достойно провести пост, то и сам праздник пройдет совершенно по-другому, более благоговейно и торжественно.

- Последнее время в православных кругах бытует мнение, что лучше ты съешь в пост кусок мяса или какие-нибудь сладости, чем от раздражения «съешь» ближнего. Как к этому относиться?

- Послабления в пост благословляются болящим, которым по предписанию врача необходимы какие-либо скоромные продукты. Если такой болезни нет, христианин обязан поститься. Но как я говорил, главное - это духовный пост. Если человек соблюдает пост духовно, то и телесно он тоже будет говеть. А если оправдывает себя и свою лень, то пост не принесет ему плодов и он также будет «есть людей». Пост и молитва, как говорят святые отцы, - это два крыла, которые несут нас в Царство Небесное.

- Раба Божия Татьяна из Подмосковья спрашивает: как можно отблагодарить святого, если в храме записки на благодарственный молебен принимают только Господу?

- Да, благодарственный молебен служится только Богу, молебен святым можно заказать и поблагодарить своими словами. Но помогает не сам святой, а через него Сам Господь. Благодарить нужно в первую очередь Бога за то, что Он принял ходатайство своего угодника. При желании святому можно также спеть акафист.

- Телезритель спрашивает, как бороться с раздражительностью, которая в пост докучает больше всего?

- Когда мы совершаем доброе дело, обязательно следуют искушения. Если их нет, значит, ничего доброго мы не сделали. Бес видит, что человек постится и старается отобрать у него награду хоть за маленький, но подвиг и всячески искушает. Пост – это прежде всего борьба с помыслами и искушениями. Из-за гордыни мы постоянно раздражаемся и обижаемся на ближних, но на эти мысли всегда должно отвечать молитвой, лучше молитвой Иисусовой. Прежде чем что-то сказать или сделать, нужно подумать и не торопиться. Если чувствуем, что начинаем раздражаться, лучше мягко отойти от разговора: недовольство человека будет меньшим грехом, чем гнев. Как говорит в Евангелии Сам Господь: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть». В пост особенно нужно внимать своему сердцу и следить за его движениями. Без искушений невозможно, иначе это не христианский путь.

- Вы сказали, что лучшее оружие против гнева - Иисусова молитва. Каким образом ее нужно читать?

- Иисусову молитву необязательно читать с четками и по триста-пятьсот раз. Это благословляется духовниками тем, кто уже достиг определенного уровня в христианской жизни. Мирянам Иисусову молитву можно читать в течение всего дня, во время поездок в метро или прогулок. Не нужно стараться вводить сердце в ум, это уже для искусных. Можно творить ее просто машинально, главное - отгонять плохие помыслы, а хорошие принимать и размышлять, если это нам на пользу.

- Можно ли сказать, что молитва «Господи, помилуй» является сокращенным вариантом Иисусовой молитвы?

- Сокращенная Иисусова молитва - это «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», полная - «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного», а «Господи, помилуй» - это воздыхание, и Иисусовой молитвой назвать его нельзя.

- Телезрительница из Подмосковья спрашивает, зачем нужны предпразднства и попразднства? И еще один вопрос: можно ли молиться усопшим о упокоении душ?

- Начну со второго вопроса. По учению Церкви до Второго Пришествия Христова мы можем молиться за усопших, чтобы облегчить их загробную участь. Но поскольку мы не знаем их положения в духовном мире, молиться тем, кто при жизни не достиг каких-то духовных высот, будет не совсем правильно. Молясь за них, мы проявляем свою любовь, и они, если имеют дерзновение перед Богом, тоже будут за нас молиться.

Что касается первого вопроса, то предпразднства бывают перед двунадесятыми праздниками и существуют для того, чтобы подготовить нас к этим торжествам. За неделю до праздника в богослужение включаются особые песнопения. Из-за важности события у двунадесятых праздников есть и попразднства, то есть праздник длится не один день, а неделю. В это время на богослужении вспоминаются и святые, но главным торжеством остается двунадесятый праздник.

- Вопрос телезрителя: «Почему факт Введения во Храм Пресвятой Богородицы остался в то время незамеченным? Это же из ряда вон выходящий случай, когда девочку ввели во Святая Святых. И когда был учрежден этот праздник?».
  - Этот праздник очень древний. Благовещение, с которого началось наше спасение, и Рождество Христово также прошли незамеченными для основной массы. Господь все делает тихо. Тогда не было никаких средств массовой информации; Иоаким и Анна ввели в храм свою маленькую дочь, посвятили ее Богу и об этом никому не говорили. Первосвященник ввел Марию во Святая Святых, куда сам мог входить только раз в год, по особому Промыслу Божию. Господь положил ему на сердце так поступить; это является чудом Божиим и одной из составляющих нашего спасения, потому Введение во Храм Богородицы так почитается Церковью.

- Вопрос телезрителя из Архангельска: «Священник в храме настаивает на том, чтобы все прихожане обратились в областной центр и написали отказ от универсальной электронной карты. У некоторых просто нет денег на поездку. Обязательно ли это нужно?».

- По желанию верующий может написать заявление на отказ, и Церковь этому не препятствует, но священник не имеет права требовать этого от своей паствы, и это совсем необязательно.
- Телезрительница спрашивает, можно ли считать духовником священника, с которым она общается через Интернет?

- Духовник - это иерей, который знает Вас и Ваши проблемы лично, а не тот, кто на расстоянии красиво говорит. Через Интернет можно дать какие-то общие советы, но они не всегда применимы к конкретной ситуации. Если, скажем, в поселении один священник, то исповедоваться, конечно, нужно ему, так как в первую очередь мы исповедуемся не священнику, а Богу. О духовнике нужно молиться, чтобы Господь его послал. Но нельзя первого попавшегося священника просить быть своим духовником. Духовник должен быть доступен и иметь время на регулярное общение с Вами. Священников, которые выступают по радио и телевидению, духовниками считать нельзя, но прислушиваться к их советам можно.

- При крещении супруга телезрительницы назвали Станиславом. Уже много лет они не могут найти святого с этим именем. Есть ли такой святой?
- Если я не ошибаюсь, есть Станислав Чешский. Но если бы даже святого не было, то расстраиваться не стоит, так как при крещении человеку дается самое главное - это Ангел-Хранитель, и ему нужно молиться каждый день. Меня в постриге назвали Паисием в честь Паисия Печерского, о нем ничего неизвестно, и жития его не найдено, но к этому надо относиться спокойно, ничего страшного здесь нет.

- Телезритель спрашивает, можно ли верить астрологам?

- Православному человеку нельзя обращаться ни к астрологам, ни к гадалкам, ни к «бабкам». Пусть они хоть все обложатся иконами, как правило, они не знают ни одной молитвы и к Церкви не имеют никакого отношения. Господь в Евангелии Сам говорит: «Но да будет слово ваше: «да - да»; «нет - нет»; а что сверх этого, то от лукавого». И святые отцы всегда советовали в различных болезнях и скорбях обращаться только к Господу. Астрология основана на разных гаданиях и предсказаниях, которые нам не нужно знать. Наша задача, как сказал Господь, бдеть и молиться, чтобы не внити в напасть. Даже многие православные сейчас гоняются за различными пророчествами, забывая о своей духовной жизни, но зная великое множество предсказаний. В прошлое воскресенье читалось евангельское повествование о том, как один человек собрал большое богатство и сказал душе своей «ешь, пей, веселись». На что Господь говорит: «Безумный, в эту же ночь ты умрешь, и кому это все останется?». Поэтому наша задача - жить сегодняшним днем и не гадать, что будет. Гадания и астрология - это от бесов и не полезно для спасения души.

- А насколько полезно постоянно обращаться к старцам за разрешением своих проблем?

- Это не совсем полезно. Самое главное для христианина - жить со Христом и исполнять Его заповеди. Если ваш духовник затрудняется с каким-то вопросом и сам благословляет съездить к тому или иному старцу, тогда это можно сделать. Есть экзальтированные христиане, которые только и делают, что ездят по старцам. Один им скажет одно, другой другое - и в итоге они ничего не делают и не исполняют. Как сказал Господь: «Род прелюбодейный знамений просит». Это те же, кто ходят к астрологам или гадалкам, для того чтобы пощипать нервы и не более. Обращаться к старцам можно, но только в том случае, когда ваш духовник не может разрешить ту или иную ситуацию, и вопрос серьезный и важный.

- Как можно определить, важный ли это вопрос?

- В первую очередь поговорить со своим духовником. Был такой случай с Амвросием Оптинским. Возле его кельи как всегда собралась толпа, и одна женщина закричала громче всех, что у нее очень большая проблема. Батюшка подозвал е, и оказалось, что она пасет хозяйских индюков, а они дохнут и ей нужен был совет, что делать и в чем причина их мора. Батюшка долго с ней беседовал и расспрашивал, как она о них заботится, а потом дал совет. Когда все начали роптать: что это за вопрос к великому старцу? Амвросий Оптинский ответил: «У нее вся жизнь в этих индюках». Поэтому сложно сказать, какой вопрос является важным для конкретного человека. Нужно разбираться со своим духовником.

- Вопрос от Татьяны из Челябинска. Два с половиной года назад у нее умер муж, после похорон ноги сами понесли ее в Церковь на исповедь. Во время Таинства было сокрушение о грехах и стыд за свою прошлую жизнь. Из Церкви Татьяна вышла со слезами. Долгое время она не ходила в храм, так как все время ухаживала за тяжелобольными пожилыми людьми. Через два с половиной года душа опять затосковала по исповеди. Но в этот раз не было ни слез, ни чувства, что Господь простил ее. Она спрашивает, что было с ней после первой исповеди и что после второй?

- После исповеди человек необязательно должен быть в слезах. Он может иметь сокрушение в сердце и решимость больше не возвращаться к прежним грехам, но внешне этого никак не показать. Покаяние имеет три ступени: первая - это осознание греха, понимание, что мы поступили неправильно; вторая - сокрушение в сердце о содеянном; третья - мы должны пообещать (не поклясться, а пообещать), что не будем возвращаться к прежним грехам, всеми силами стараться это исполнять - тогда грех прощается. Если просто перечислять грехи без желания исправиться, такая исповедь Богом не принимается. Чтобы встать на путь исправления, ходить на исповедь и причащаться нужно почаще, чем раз в два с половиной года. Желательно раз в месяц. При более частом посещении Церкви Господь укрепит Вас, и Вам легче будет нести свой крест.

- Телезритель причащается каждое воскресенье. Обязательно в таком случае исповедоваться перед Причастием?

- Можно и не исповедоваться при таком частом причащении, если нет смертных грехов. Вообще Исповедь и Причастие - это разные Таинства, и в греческой традиции они совершаются отдельно друг от друга. Это только у нас они стали связаны.

 

Расшифровка: Андрей Пашута

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать