Архипастырь. Народное единство

2 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Сегодня у нас в гостях епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. Наша сегодняшняя тема – День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. Владыка, как Вы считаете, насколько этот праздник нужен, насколько он актуален и насколько действительно объединяет людей?

– Насколько этот праздник нужен, уже история показала, ведь это начало XXI века, начало двухтысячных годов, когда Русская Православная Церковь выступила с инициативой на уровне межрелигиозного совета о воскрешении исторической памяти и возвращении к историческому прошлому. И тогда вернулись к тем далеким временам, когда этот день был установлен во времена царя Алексея Михайловича. И время показало, что выбор был сделан правильно. Этот день не окрашен никакими цветами политических конфронтаций или политических партий, он дает нам вспомнить трагическую историю, – историю нашего Отечества, которая показала, насколько сила духа нашего народа, сила веры, сила осознания своего национального самосознания помогла тогда, в том далеком ХVII веке, не просто изгнать врага из Москвы, но изгнать его из пределов нашего Отечества.

А ведь времена были тяжелые, враг уже был в Москве, уже практически на московском царском престоле восседал лжецарь. Помимо того что творилось по всей земле матушки-Руси! Это, наверно, было самым угрожающим: огромное количество разбойных нападений, огромное количество человеческих трупов, жертв – все это привело к тому, что началась смута, настоящая смута в сознании и жизни людей.

И народ стал делиться на группировки, на партии. Эти партии практически уже впустили лжецаря на царский престол – в надежде, что наконец-то воцарится порядок. Но самое главное, что останавливало и так называемую боярскую элиту, и некоторую часть людей, – это последнее слово русского патриарха. Патриарх Ермоген из того заточения, в котором он пребывал в Чудовом монастыре, сумел своими воззваниями, своими письмами именно призвать народ Божий к свершению великого и благодатного поступка. Патриарх Ермоген не пошел на соглашательство с врагами, он не пошел на соглашательство со своей совестью – он избрал путь мученичества, который сопряжен был и со словом правды.

Это слово правды люди услышали через его воззвания. Из различных уголков под руководством Минина и Пожарского они смогли тогда принести вот эту очистительную жертву. Смогли собрать разрозненный в своих мнениях, своих представлениях народ – и осуществить долгожданную победу.

Поэтому этот день, этот праздник и был учрежден тогда, во времена царя Алексея Михайловича, как день некой победы. Как маленькая победа, которая потом уже, в ХХ веке, 9 мая стала Великой Победой. И тогда эта победа была осуществлена. И вот когда инициатива была и от Русской Православной Церкви, она была воспринята, может быть, с каким-то скепсисом, может быть, с каким-то недоверием, потому что мы тоже знаем, что  в те времена еще был день, который чтили люди, принадлежащие к другой, антирелигиозной структуре. Но здесь именно было возвращение к истокам, к тому далекому XVII веку.

И сегодня уже мы видим и знаем, как вокруг этого праздника, вокруг этого дня собираются люди различных конфессий и вместе совершают добрые дела, вместе являют единство, которое необходимо в любые времена истории. И тем самым подчеркивают то сохранение единства – в нашем обществе, в наших семьях, в наших домах. Потому что это не очень простое служение – быть вместе, быть едиными. Сегодня очень часто можно видеть – даже в пределах одной семьи этого единства не наблюдается. Несмотря на то, что вроде бы люди свидетельствуют о любви друг к другу… Но единства не имеют. Также можно вспомнить слова апостола Павла: «Единство духа в союзе мира». Вот этой теме единства и посвящен этот великий, я считаю, день. Тем более день, сопряженный, связанный с днем памяти Казанской иконы Божией Матери, и сегодня должен напоминать, что ради единства, ради сохранения самобытности нашего народа и был совершен подвиг наших великих предков.

– Владыка, скажите, пожалуйста, какая роль духовных ценностей в созидании единства?

– Во-первых, духовные ценности являются неким стержневым, фундаментирующим началом. Ведь единство всегда должно образовываться вокруг того, что является национальной святыней – для христианина, для человека верующего, да и не только для христианина, исповедующего Единого Бога. Сохранение традиционных духовных ценностей является духовной площадкой. Потому что если нарушается целостность вот этого духовного фундамента, то уже ни о каком единстве речи быть не может. Тогда может просто быть как в той басне Крылова: кто-то может быть раком, кто-то – щукой. Поэтому, сохраняя духовные ценности, мы являем свое единство. И духовные ценности тогда будут иметь силу, когда единство будет в умах человеческих, в делах человеческих и во многих и многих поступках.

– Спасибо, владыка. А если посмотреть на такую вертикаль в плане единства: я имею в виду возраст. Конфликт «отцы и дети» всегда жив. И как Вы считаете, можно ли преодолеть этот барьер, который существует между поколениями, чтобы здесь было единство?

– Мне кажется, этот конфликт поколений, конфликт отцов и детей, о котором говорится,  всегда появляется на бездуховном начале. Когда отсутствует религиозный принцип жизни, когда историческая память уходит, когда вера не является фундаментом. Потому что Сам Господь заповедал Своим ученикам быть едиными. Это не значит, что Он сказал конкретно только лишь к апостолам (апостолы передали слова о единстве, и не только слова, но и свои дела). Но уже до сегодняшнего дня – всем тем, кто верит во Христа. И поэтому конфликт начинается там, где исчезает вера. Конфликт начинается там, где в уме поселяется воля дьявола. Когда человек это поймет, я думаю, исчезнет сама тема конфликта поколений. Потому что не может быть конфликта, связанного со Христом. Где Христос – там и свет, где Христос – там и правда. Об этом мы читаем, когда открываем страницы Священного Писания. Об этом мы слышим свидетельства из жития святых отцов. Вот мое личное, частное мнение о том, что проблема поколений основана на пустом месте. Но это место пусто в связи с потерей веры, в связи с потерей живой веры в Истинного Бога.

– Владыка, а не связано ли это с тем, что старшее поколение, даже верующие, видит в советском прошлом все-таки положительные черты: то или иное единство, которое было в Советском Союзе и которое сейчас потеряно? И молодежь в штыки воспринимает возрождение каких-то советских ценностей.

– Я не знаю, как их можно назвать – советские ценности, российские ценности... Я думаю, наверно, ценности не имеют национальности, не имеют национальной принадлежности. А мы знаем, на чем советские ценности в большинстве своем имели свой базис. Поэтому то, что поколение начала девяностых годов выросло как раз… не то что на бездуховном, а на том перестроечном этапе, – это, конечно, большая проблема. Но самое главное, чтобы искусственно не притягивать эту проблему. И люди старшего возраста тоже должны понимать – в начале девяностых годов, все прекрасно помнят, в семье бились за существование, за жизнь, когда родители работали не покладая сил (есть такая поговорка: «как дизель в Заполярье»), не обращая порой внимания на ту среду, в которой воспитывается их ребенок. Такие были условия, рамки. Все можно списать на трудности, но все равно должен был сохраняться какой-то пример, образ.

И сегодня тоже не всегда все гладко, когда, казалось бы, свобода существует и уже более-менее спокойные времена наступают. Но все равно забывать не нужно, что мы воспитывались на примере старшего поколения, на добрых отношениях в семьях, на добрых примерах, на каких-то интересных рассказах, на классической литературе, – ведь мы же воспитывались… Хотя тоже были трудные времена. Поэтому я считаю вот эти все добрые примеры нужно все равно воплощать в жизнь. И молодежи нести слово…

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Расскажите про праздник иконы Божией Матери Казанской и есть ли предпразднство и попразднство этого праздника».

– Как раз в преддверии дня памяти Казанской иконы Божией Матери мы сегодня встречаемся. Завтра, 3 ноября, всенощное бдение под этот замечательный праздник, и 4 ноября день самого праздника. У этого праздника не имеется дней предпразднства или попразднства – обычно этот богослужебный опыт, уставной опыт относится к двунадесятым праздникам.

–  Как Вы считаете, развитие Интернета, социальных сетей (в силу того, что опутывает сейчас человека и, казалось бы, манит каким-то всеобщим единством)  является ли действительным признаком единства и ведет ли к нему?

– Дело в том, что есть хорошая поговорка: палец можно порезать и ножом, если неправильно им пользоваться. Все то, что мы получаем через средства массовой информации, через онлайн, через Интернет, – конечно, это глобальная информация. Это возможность окунуться в мировую сеть, даже не выходя из дома. Я думаю, что это неплохо. Ведь если говорить о людях ученых, о знающих, то многие сегодня даже и работы защищают и пишут, используя потенциал как раз той самой «мировой паутины».

Но, опять же, как правильно пользоваться, в каких целях ты используешь полученный материал? Или твои цели направляются на разрушение, или  на единство, или на то, чтобы делиться своими знаниями с ближним… Или, опять же, на разрушение человеческой личности. Поэтому, я считаю, исходя из старой хорошей поговорки, ножом можно порезать не только палец – ножом можно порезать и человеческую душу, человеческое тело. Вот если, используя эту сложившуюся сегодняшнюю систему, мы будем прилагать все усилия, чтобы это не стало разрушительным моментом, а объединяющим, то тогда, я считаю, в этом ничего нет плохого. Мы сегодня уже в этом реале живем, и каждый из нас живет. Но не направляем на худшее – направляем на лучшее.

– Хотелось бы еще у Вас спросить о самой Казанской иконе Божией Матери. Мы привыкли, что праздник День народного единства под символом Казанской иконы. Но как Вы считаете, само участие Божией Матери насколько действенно, насколько реально в жизни вообще всех людей и русского народа в особенности?

– Я думаю, об этом можно спросить, наверно, первого встречного на улице – на городских улицах, в деревнях: о том, как Матерь Божия  являет Свою милость, Свою любовь к любому человеку. Мы видим чудеса, которые сегодня являет Матерь Божия, открывая Свое сердце, открывая Свою любовь... Мы видим чудеса, насколько Матерь Божия даже в пределах нашей митрополии, нашей епархии являет Свою милость. Я говорю о примере с Коневским монастырем: насколько еще три года тому назад было трудно подумать, как будет происходить возрождение монастыря. Но сегодня мы видим реальность, как Матерь Божия являет Свою милость. И за всю историю, если говорить о нашем народе, это явление всегда было явственно, всегда было зримо и чувствовалось человеческим сердцем.

– Владыка, мы живем в замечательном городе, в котором центральной жемчужиной является Казанский собор с Казанской иконой. И, конечно, для нас говорить о Дне народного единства в этот день как-то совершенно естественно. А если говорить о провинции, если говорить о других городах, как бы Вы посоветовали людям отпраздновать этот день? Посетить какой-то храм или, может быть, приехать в Петербург?

– Не каждый может приехать в Петербург. Я глубоко уверен, что, наверно, во многих местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области существуют храмы, посвященные Божьей Матери Казанской. Но если нет такого храма, есть самый ближайший храм. Так нужно поступать в каждый любой праздничный воскресный день… Я понимаю, что выходной день – это возможность остаться дома, сделать свои дела. Но выходной день или праздничный день дан для того, чтобы человек мог вместе со своей семьей переступить порог храма. Вместе быть на молитве, по возможности причаститься Святых Христовых Таин, вернуться домой и сесть за праздничный стол, рассказать детям, что значит этот праздник, этот день явления Казанской иконы Божией Матери. Провести его вот в таком семейном кругу, в размышлениях, может быть, каком-то чтении. Это хороший пример, как можно использовать даже систему Интернет, что-то и посмотреть в этот день. Есть замечательные фильмы, посвященные периоду Великой смуты в нашем Отечестве. Так что такие рецепты существуют.

– Владыка, Вы уже несколько раз сказали о единстве в семье. Это действительно является фундаментом – и нашего народа, и вообще человеческой жизни. Но скажите, пожалуйста, как Вы считаете, что является самым главным для того, чтобы это единство в семье создать и укрепить?

– Так как я – монах, мне рассуждать на тему единства в семье, наверное, может быть, в полной мере не подобает. Но как архиерей, как пастырь, конечно, знаю по опыту, который являют люди: на исповеди рассказывают. Для того чтобы создать это единство, нужно, самое главное, уметь слышать друг друга, уметь слышать и понимать. А когда люди научатся  слышать друг друга, тогда будет  и любовь. Но трудно будет к этому прийти, во-первых, если брак невенчанный, если брак не церковный. Когда брак освящается Божественной благодатью в таинстве святого Венчания, человек находит в себе силы, которые дает Сам Господь. Эти силы, конечно, на протяжении жизни, может быть, и иссякают, истощаются, но через участие в таинствах Причащения и Исповеди человек имеет возможность восполнять все то, что проходит, что уходит. И, самое главное, находить в себе силы – и слышать, и слушать, и любить друг друга.

– Владыка, в Евангелии Господь нам говорит, что мы должны быть едины. А могли бы Вы рассказать о роли таинства Причащения в единстве как нас, верных христиан, причащающихся регулярно, так и, может быть, тех, кто приступает к Чаше редко?

– Таинство Святого Причастия, таинство Святой Евхаристии – конечно, это главная, центральная тема не только богослужения, но и жизни самого христианина. К таинству Святого Причастия призывает и Церковь. Конечно, к таинству нужно подходить правильно. Но, бывает, создается такой опыт, когда человек, ссылаясь на лень, какие-то другие обстоятельства, не так часто причащается. А может быть, даже практически не причащается совсем. Кто-то, может быть, один раз в своей жизни причастился – только лишь после принятия таинства Крещения. Но это относится, наверно, к тем временам, когда в стране царило воинствующее безбожие. Но чем чаще мы будем приступать к Чаше Христовой, тем чаще будем восполнять те силы, которые мы не можем восполнить ни при каких условиях. Мы соединяемся со Христом, Сам Спаситель, оставляя наказ, духовное завещание, даровал возможность через прикосновение к Телу и Крови иметь жизнь вечную.

Если человек отвергает Тело и Кровь, то нет никакой надежды на жизнь вечную. Если он при жизни отвергает Бога… Поэтому причащение Тела и Крови является неотъемлемой частью жизни каждого христианина – не раз в год, не только лишь один раз в пост, а как можно чаще. Для этого и совершается Божественная литургия. Если народ перестанет причащаться, то какой смысл в совершении литургии? Просто быть соучастниками? Соглядатаями, не соучастниками. Соучастник как раз тогда, когда ты приобщаешься Тела и Крови. А так просто соглядатай – тот, кто приходит и, как при театральном действе, является просто зрителем. Для того чтобы избежать вот этого зрительского участия, человек и призывается к принятию Тела и Крови. Но, еще раз повторюсь, надо быть готовым, надо не лениться, читать каноны, молитвы, готовиться к Святому Причастию, молиться во время литургии. Это все необходимо. И тогда сам сердцем почувствуешь, что это есть именно то, что тебе необходимо в твоей жизни.

– Но, к сожалению, в нашем народе процветает такой недуг и такая страсть, как пьянство. И часто праздники, даже с самыми благовидными истоками, заканчиваются злоупотреблением алкоголем. Владыка, Вы могли бы как-то это прокомментировать и, может быть, дать какие-то рекомендации, чтобы людям воздерживаться от этого?

– Действительно, это порок, это страсть... Но я не скажу, что эта страсть так сильно развита. Благодаря тем программам, которые уже несколько лет проходят против этого порока, алкоголизма, Россия показала, что рейтинг в этом не превышает рейтинги других государств. Я недавно общался с одним таким духовным человеком и поинтересовался, как же было. Понятно, что этот человек что-то знает из истории своей семьи… Он сказал о том, что на Руси такого не было. Наш народ всегда знал, когда можно отпраздновать, когда можно веселиться. Но все это держалось в рамках какого-то приличия.

Так, я думаю, нужно и сейчас делать. Конечно, никто не против, что в какой-то праздник можно поднять бокал вина. Но должна быть культура. И самое главное, чтобы в пороке вот этой страсти человек не терял свой образ. Чтобы он образ и подобие Божие не растаптывал вот этим пороком. Мы знаем, что это такое, как на этой почве, на этом фоне распадаются семьи, как молодые люди гибнут, уходят в мир иной – лишь только потому, что не могут это обуздать… Опять же все это происходит от маловерия, от отсутствия духовной жизни в семьях, от отсутствия личной веры в своем сердце. И ты не можешь побороть эту страсть, этот порок. И даже не можешь сказать «нет» тогда, когда ты это должен сделать.

– Хотел передать Вам вопрос нашей телезрительницы. Спрашивают, будут ли какие-то мероприятия, посвященные Дню народного единства в Выборге.

– Будут, конечно. Мероприятия, связанные и с праздником Казанской иконы Божией Матери, и с тем, что это государственный день. И всегда в этот день проходят, я знаю, во многих регионах и крестные ходы, и какие-то народные гулянья. В Выборге тоже это будет иметь место. Но, самое главное, будет богослужение, будет литургия. И не только в городе Выборге, а во всех приходах Выборгской епархии.

– Скажите, пожалуйста, чем отличается все-таки народное единство от толпы? Потому что иногда в такие праздники, когда начинаются как раз народные гулянья, народ объединяется, но не является ли это уже толпой?

– Само понятие толпы, мне кажется, скорее всего уже ближе к животному миру. Толпа или стая – это происходит, когда теряются все нравственные ценности. Когда человек из образа и подобия Божия превращается в животного. И происходит все что угодно. Я не говорю про День народного единства. Смотришь, порой происходят какие-то различные музыкальные сценические молодежные действа, и хочешь сказать, что эта толпа – это не люди. Потому что животное не может нести в себе образ и подобие Божие и под воздействием инстинкта может творить  что угодно. Человек может себя обуздать. А для того, чтобы человек не превращался из личности в животное, чтобы в массовом мероприятии не происходили действа под воздействием каких-то либо алкогольных, либо наркотических вещей, нужно начинать день и праздник с молитвой. И тогда силой Божественной благодати все будет происходить правильно.

– Наша телезрительница из Екатеринбурга задает вопрос: «Как же все-таки возможно народное единство при таком разнообразии в нашем народе? Это и субкультуры, и разные народы, и политические движения».

– Как раз я говорил о событиях XVII века. Ведь по призыву патриарха Ермогена и под руководством Минина и Пожарского не только православные поднялись на защиту. Там были и люди другой религиозной принадлежности, другой культуры. Но они понимали, что здесь не может быть никаких сомнений и делений. Они шли на защиту своего Отечества, своего родного дома, понимая, что сохранение территориальной целостности, национального самосознания, своей веры является именно объединительным началом. И здесь не может быть никаких ссылок на многоконфессиональность, на культурную принадлежность. Цель у нас одна – у нас единая страна. Это, наверное, самый уникальный пример в мировом масштабе – страна, имеющая не только большие границы, не только большие географические протяженности, но большое количество национальностей, большое количество культур, традиций. Это все и помогает нам сохранять свое Отечество в мире, единомыслии и любви.

– А как Вы считаете, образ врага для народного единства нужен?

– Искать или притягивать врага для того, чтобы говорить о единстве, нет необходимости. Потому что враг являет себя и сам. Враг рода человеческого, который различными путями, различным воздействием пытается на человеческое сердце, на человеческий ум действовать. Вот как раз вера и помогает бороться, если такая вражда себя являет, пытается соблазнить и свести с пути единства и понимания брата братом, с пути братской любви. Поэтому, чтобы быть едиными, не надо искать врага. Враг один – враг рода человеческого.

Как писал Федор Михайлович Достоевский, Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердце человеческое. Поэтому и враг уже побежден; дьявол побежден на Голгофе Самим Господом. Поэтому для того, чтобы быть едиными, нужно иметь единство в своем сердце и любовь к своему собрату. Господь не говорил в Евангелии: ищи своего врага – и тогда найдешь правду и мир. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего, как самого себя». Вот когда человек научится любить ближнего своего, как самого себя, тогда многое станет понятно человеческому разуму.

– Как Вы считаете – День народного единства ведь не должен быть только одним днем? Он же должен иметь инерцию? Как людям продолжить это единение? Каким образом продолжить этот вектор, который задает праздник?

– Конечно, этот день должен быть неким апогеем. Как я уже цитировал, «единство духа в союзе мира»; так говорил апостол Павел. Поэтому, сохраняя мир, сохраняя любовь, ты являешь единство в первую очередь со своими близкими, со своим рабочим коллективом – это такой маленький пример. Остальное – нужно единомыслие, единство сохранять на протяжении всего года, да и всей жизни. Даже единство с Богом.

Ведь чаще всего человек пытается восстать против Бога. И все свои неудачи, все свои проблемы пытается высказать Господу, думая о том, что Господь не знает о его неудачах. Редко когда человек задумывается, что причиной всех неудач и скорбей и своих же физических болезней является он сам. Но ему дана свобода, и эту свободу он направляет, до определенного момента, именно на производную греха… Поэтому,  думаю, каждый в своем доме, в своей малой церкви, или в коллективе, или в обществе, в своем городе должен видеть правильное направление. Должен понимать, что чем дальше ты будешь отдаляться от Бога, то один день в году не поможет тебе обрести мир с Богом, не поможет тебе обрести мир с самим собой, а тогда и с ближним твоим. Поэтому День народного единства – это день, когда мы получаем некий заряд, и, наверное, вот с этим зарядом мы до следующего праздника живем. И, подходя к следующему году, к следующему празднику, если Господь сподобит подойти в этой земной жизни, мы можем свидетельствовать, насколько продвинулись в этом направлении, насколько стали (хоть чуточку) лучше и чище. И насколько ближний наш, взирая на нас, тоже изменил свою жизнь.

– Владыка, мы вплотную подошли к теме таинства Покаяния. А какую роль играет таинство Покаяния в единении народа и отдельных людей?

– Как я уже отметил, человеческий грех является и разделением в человеческом обществе, и ведет к неурядицам или проблемам в межличностных отношениях. Покаяние – это изменение в первую очередь. А значит, для чего я должен меняться? Я должен меняться потому, что в моей жизни что-то не так. В каком-то моменте моей личной жизни произошел сдвиг, произошел сбой какой-то программы. И вот чтобы наладить, чтобы настроить себя на правильный лад, и дарована человеку возможность – через осознание своих грехов, своих поступков, через обращение к Богу получать разрешение от этих грехов.

Некоторые порой путают, что таинство Причащения и таинство Исповеди неразрывные вещи. Да, причащение без покаяния невозможно – но покаяние возможно и без причащения. Но нужно это делать с чистой душой и чистым сердцем. Поэтому было в практике, когда эти таинства были разделены. Сегодня, думаю, к этому вернемся – к правильности понимания этих двух таинств.

Но таинство Покаяния необходимо для очищения своей души. Как необходимы те средства, которые мы используем в своей бытовой обстановке: для чистоты тела мы пользуемся различными предметами гигиены и видим пользу. Но душа намного тоньше, чем тело. Тело заканчивается земным миром и превращается в прах, а душа является вечной субстанцией, которая стремится к своему Создателю. Для того чтобы это стремление не было омрачено, чтобы это стремление было чище, человек и должен приступать к таинству Покаяния, таинству Исповеди.

– Есть люди, которые чаще всего остаются за рамками, за границей любого праздника. Ведь на крестный ход собираются люди здоровые, с ногами, с руками. А ведь так много людей, которые лежат в больнице, находятся в хосписах и других медицинских учреждениях  либо в тюрьмах. Как Вы считаете, необходимо ли единение и с этими людьми в такой праздник?

– Конечно, необходимо. И я считаю, да так и всегда говорили наши предки, что в такие большие праздники даже стоит больше уделять внимания таким социально значимым объектам. Не случайно и в праздник Рождества, и в Пасху, и в какие-то другие большие праздники люди на Руси всегда стремились быть вот в таких местах, как бы сегодня сказали – неблагополучных. Среди тех, кто не имеет возможности прославить Спасителя или Божью Матерь. Но сегодня, слава Богу (ведь с этого мы и начали свой разговор), существуют различные средства связи. Поэтому, наверное, в каких-то определенных моментах можно использовать эти средства и направлять на благое дело: дать возможность людям приобщиться к таким великим праздникам.

Ну и, конечно же, что касается тюрем и больниц, то священники туда приходят. Конечно, может быть, не в двунадесятые праздники – потому что есть приходы, есть своя какая-то пастырская ответственность. Но я надеюсь, что наступит время, когда будут священники и для больниц, и для тюрем. И не только лишь от случая к случаю приходить, а будут иметь возможность совершать где-то вместе литургию, потом приобщать Святых Даров тех, кто не может прийти в храм или не может собраться на крестный ход. Такая возможность дана каждому человеку. Самое главное, он должен быть в общении со Христом.

– Наша телезрительница задает вопрос: «Как Вы считаете, чем отличается единение человека с Богом в простой келейной молитве от единения со Христом в таинстве Причащения?»

– Я понимаю, в каких рамках этот вопрос задан. Есть некоторая категория людей, которые считают, что домашняя молитва может заменить пребывание в храме. Молитва домашняя – это тоже важное делание. Но ты дома один перед образом... А есть слова Спасителя: «где двое или трое»… В наших храмах и тысячи собираются – можно только себе представить! И от каждого идет вот это молитвенное воздыхание, вопрошание. И как Господь на эту молитву реагирует!

И, опять же, в храме человек получает самое великое таинство Тела и Крови. Дома он не получит этого таинства. Он не обладает тем правом, которое получили апостолы, – «вязать и решить», и также быть носителями этого таинства. Поэтому это разные вещи. Домашняя молитва – это домашняя молитва, а мы собираемся в храме, в доме Божием, где вместе, стоя рука об руку, плечом к плечу, возносим эти молитвы. Просто мы не обладаем таким духовным видением – можно это сравнить с каким-то энергетическим потоком, восходящим из храмов. И когда это поднимается к небесам, то, конечно, Господь идет навстречу  людям. Домашняя молитва важна, она необходима. Но что касается молитвы как общего делания – это, конечно, храм Божий.

– Часто люди годами живут в состоянии ссоры и обиды с кем-то. Как Вы считаете, какие есть наилучшие пути и способы примирения, практические способы и, может быть, молитвенные?

– Это тяжелая тема. Она даже больше посвящена временам Великого поста, Прощеному воскресенью. Обиды и ссоры, конечно, присутствуют в межличностных, общественных отношениях. Это тяжело понять, если ты находишься вне церковного пространства. Ведь мы имеем возможность чтения Священного Писания, чтения святых отцов, мы видим примеры, как вражда, которая свойственна человеческому роду по силе влияния дьявола, свойственна людям, разрушает эти отношения, как человек тратит свое здоровье. Порой не только здоровье, а употребляет свои и материальные средства для того, чтобы растоптать, чтобы уничтожить того, кого ты ненавидишь. Но проходят годы, ты становишься, наверно, мудрее. Ты понимаешь, что вражда не ведет к благу, и любая вражда ведет просто к разрыванию твоей души. И ты – ведь на тебя же взирают и твои дети, и твои внуки, и все твои близкие и учатся тому же – становишься производной зла. А попробуй сделать так, чтобы не быть производной зла, а быть первопроходцем в этом. Самое главное, не жди, пока к тебе подойдут и попросят прощения. Сделай этот шаг вперед сам – и посмотришь, как станет легче.

Но, опять же, человеку неверующему это трудно сделать. Он найдет тысячу оправданий, тысячу поводов, чтобы оправдать свою гордость и доказать свою правоту. Но там, где зло, там не может быть любви. Там, где дьявол, там не может быть Христа. Если ты одной рукой являешь добрые дела и говоришь, что являешься христианином, а другой рукой  являешь собой силу дьявола, то в твоей душе и в твоей личности происходит какое-то раздвоение. Этого быть не может. Это может только производить зло. Поэтому тому, кто находится во вражде, не нужно ждать Прощеного воскресенья. Да даже в Прощеное воскресенье много людей к этому формально подходят, оставаясь во зле и пребывая во вражде даже со своими близкими, коллегами или друзьями.

– Что же делать, владыка? Молиться?

– Молиться – одно, Господь даст тебе путь выхода. Но и, самое главное, самосовершенствоваться. А для этого нужно заканчивать свой день с тем, чтобы вести, как говорили в школе, работу над ошибками. Этих ошибок хватает у каждого. Вот вечером, отходя ко сну, ты будешь стоять и думать, что сейчас ляжешь в мягкую, хорошую кровать, а надо просто представить, что это твой одр, с которого тебя отнесут уже в сырую землю, вот и все. И что останется? Просто нужно размышлять и на эти темы… И, самое главное, читать больше Священное Писание.

– Время наше истекает, и прошу Вас, может быть, сказать еще несколько слов в преддверии праздника уже поздравительных нашим телезрителям.

– Я хотел бы всех поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, пожелать, чтобы покров Царицы Небесной всегда был над каждым из нас, над нашим Отечеством, над нашими домами. И чтобы единство, о котором мы сегодня говорили, хранилось в наших сердцах. И чтобы мир сопутствовал этому единству. Если будет так, то Господь всегда будет с нами.  

Ведущий  Михаил Кудрявцев, священник

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы