Архипастырь. Митрополит Викентий

18 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

- Здравствуйте, телезрители! В эфире передача «Архипастырь», в студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях постоянный член Синода Русской Православной Церкви, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Здравствуйте, владыка! Благословите наших телезрителей.

- Здравствуйте! Бог благословит.

 

- Недавно была в Сербии. Во многих православных храмах и монастырях отменяется исповедь. Священники на проповеди говорят, что нет смысла каяться в одних и тех же грехах. Только если есть серьезный грех. Господь и так видит, что ты работаешь над собой, и этого достаточно. Поэтому все причащаются без исповеди. Что я могу сказать своим друзьям на это?

- Таинство покаяния – это великая милость Божья. Мы имеем возможность придти на исповедь и очистить свою душу от греха, который ее тяготит и несет большую болезнь и боль. В Русской Православной Церкви бережно сохранилось и сохраняется это Таинство. Мы стараемся нашим христианам прививать любовь к исповеди, чтобы перед Причащением очищались через покаяние. Чтобы прихожане противостояли страстям и грехам, которые у нас есть. Мы знаем, что повторно исповедуемся в одних и тех же грехах. Душа постоянно источает грех, ее нужно постоянно очищать. Мы мало внимательно к себе относимся.

Господь искупает нашу душу. Мы только совершаем порывы к очищению души. Если мы оставим все на произвол, мы не преобразим душу, не восстановим падшую природу. А так, мы просим, чтоб Господь исцелил нас, чтобы Он изменил нашу жизнь. И это постоянство приносит плоды в свое время – Господь знает, когда лучше сделать. Господь знает, что мы каемся и исповедуемся, желаем очиститься, плачем, не унываем и надеемся на помощь Божью. Хотя великие подвижники не совершали больших грехов, какие делаем мы, они постоянно каялись. Пустынники видели свою падшую природу, плакали, просили помилования и исцеления у Бога. Если аскеты, живя в безлюдных местах, чувствовали свою падшую природу, то почему мы, живя в миру, среди огромного количества соблазнов, искушений и падений, это Таинство оставляем на потом. Чем мы больше оставляем и тянем, тем сердце больше окаменевает.

Каменистое сердце не будет чувствовать грехи. Человек будет считать, что все хорошо, а на самом деле там столько грехов! Еще одно хорошее свойство Исповеди в том, что мы видим больше себя, наши духовные глаза открываются. Мы сожалеем, мы начинаем себя сдерживать от греховных наклонностей. Идет работа над собой. Когда же мы оставляем все на потом, мы черствеем. А когда чаще исповедуемся, мы чувствуем свои грехи, появляются сострадание и сожаление, и даже – слезы покаяния.

И при слезах не надо отчаиваться. Нужно предаться в руки Божии, просить Его, чтоб Он нас спас. Христос и приходил на землю для того, чтоб спасти нас. Когда мы нуждаемся в Спасителе, тогда совершается дело нашего искупления. Когда не видим своих грехов, как мы можем спастись? В Таинстве Исповеди можно глубоко осознать свою слабость. Тогда мы почувствуем: я пытаюсь спастись, я хочу, но не могу. То, что у нас в церкви сохраняется Таинство Исповеди, и то, что оно действует в жизни верующих, это большая ценность и огромное благо! Это сокровище, в этом есть смысл нашей духовной жизни. Если мы откажемся от исповеди, то будем подходить к причастию бесчувственно, так себе, машинально, и благодати не почувствуем. Это очень серьезный вопрос.

 

- Курган на связи. В Библии написано: «Апостол Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз». А как прощать тех, кто не раскаивается? В частности ближних людей, которые обижают, не осознают и не каются. Нужно ли прощать ближних?

- Да, когда они не осознают и не раскаиваются, прощать сложно. Но все равно нужно прощать ближних, даже не раскаивающихся - прощать. Хоть нам тяжело, все равно простить не осознающего. Надо просить и молить за него. Добродетель прощения поможет принести милость и благодать Божью. Бог покроет и вас, и его благодатью. Раскроется душа ближнего, и он осознает свой грех.

 

- Есть ли смысл причащать маленьких детей, если они не понимают, что они делают и зачем?

- Ребенок не понимает того, что его крестят. Мы его и причащаем, чтоб он вкусил благодати Божьей. Зачем лишать ребенка такой возможности? Младенец вошел в жизнь, полную искушений и соблазнов. Он впитывает в себя все как губка. Вся грязная информация тоже действует на его душу. И Таинство Причастия ограждает его от грязи и влияния соблазнов. Благодать Божья ограждает от дьявольской силы. Враг действует и на детей. Благодать защищает от бесовских сил.

 

- Батюшка, мы раньше жили в Узбекистане в городе Каттакургане. У нас там служил отец Александр в 1992 году. Но фамилию его я не знала. Владыка Викентий, не могли бы вы написать потом на сайте, где проживает отец Александр?

- Я не знаю, где служит батюшка ваш сейчас. Хорошо, я посмотрю в документах, напишу вам. Сейчас в Каттакургане служит отец Владимир.

 

- Много сказано, что любовь в жизни христианина – главное. Без любви ты раб и наемник, а хочется быть сыном. Проблема в том, что любовь в бытовом понимании нельзя стяжать по собственному желанию и убеждению, невозможно развивать ее тренировкой как мышцу. Как писал апостол Павел: «У кого-то она есть, а у кого-то ее нет. Кто-то идет в храм как на праздник, а кто-то - как на службу».

- Любовь – это дар Божий. И дается он нам, когда мы трудимся над собой. Она стяжается нашим трудом. И если мы трудимся с мыслью о Боге, осмысливаем путь Сына Божьего – это побуждает нас, чтоб мы полюбили Христа. Если мы любим Его за Его любовь и жертву искупления, мы должны пожертвовать собой ради Христа. А как мы покажем свое участие и усердие? Надо ходить в церковь - это тоже проявление любви. Надо приходить, молиться, участвовать в Таинствах церкви.

Проявлять любовь мы можем также в оказании помощи ближнему человеку. Расположить сердце, оказать внимание и поддержку. Возможностей проявить свою любовь много! Надо понимать, что мы делаем всё ради Христа и ради Бога. Стяжая благодать, мы умножим дар любви. Это делание – упражнение в стяжании благодати и любви. Каждый день, каждый час размышлять о Боге!

Посмотрев на себя, мы увидим, сколько любви Бог проявляет ко мне и к нам. И взаимные движения надо делать!

 

- Добрый вечер, владыка Викентий! Как вы считаете, являются ли большими грешниками те, кто выполняли все обряды и распинали Христа?

- Мы знаем наших святых угодников. Достигая очень высокого совершенства, Отцы никогда не считали себя праведниками и святыми, они считали себя большими грешниками. Мы, глядя внутрь себя, должны видеть свои недостатки. Когда мы приближаемся к Богу, а Бог есть Свет, мы видим свою грязь в Его свете. Как пылинки сверкают на свету, когда мы темную комнату осветим лучом. А в обычной жизни эти пылинки не видим.

Приближаясь к Богу, мы видим свои соринки, которые мешают нам. Это видение наводит на нас плачь и сожаления, и ведет нас к большему покаянию. Праведный человек тот, кто видит свои недостатки.

 

- Как заметить свои недостатки-соринки, если человек ведет обычный образ жизни, никого не убивает, не ругается, не ворует?

- Да, есть такие люди, которые вроде бы ничего плохого не делают. Они ведут «средний» образ жизни, не убивают, не воруют. Старцы говорят: мы идем по полю и видим на поле камни. Поле – наше сердце. И мы очищаем его от камней (грехов, страстей, пристрастий). Если мы не блудим, не развратничаем, не убиваем – не совершаем страшных грехов – значит, у нас на поле нет крупных камней. Но мы должны с этого поля убирать сначала средние камни, потом гальку, затем убирать песок, затем соринки и пыль убирать и т.д. Это христианский путь. Если мы остановимся на пути очищения сердца, то мы возгордимся. Надо дальше трудиться над собой.

Когда человек идет на исповедь, он рассуждает: я вроде ничего не сделал, в чем мне каяться? А ему надо проверить себя через евангельские истины. Например, Евангелие от Матфея говорит о нравственных ценностях: главы 5, 6, 7. Почитайте, телезрители! Прочитав эти главы, идите на исповедь. И прочитав, увидите: это не делаю, и это не получается. И так все больше открывается наше духовное зрение и сердце.

 

- Владыка Викентий, можно читать Иисусову молитву обычной разговорной речью? Одни люди говорят, что надо читать медленно, другие говорят о количестве и качестве. И еще вопрос о представлениях староверов. Они не бреются и не стригутся. Говорят, что чуть ли не через бороду спасает Господь.

- Нам нужно читать Иисусову молитву. Она очищает нашу душу, помогает в жизни. Ее надо как можно чаще произносить. Нужно произносить ее со вниманием! Не надо гнаться за количеством. Надо возносить ум и сердце к Богу с осознанием своей греховности! Надо обладать соответствующим настроем, чтобы очиститься, избавиться от пороков и страстей. Если человек поставит себя в такое состояние, то будет польза! Не просто говорить ее скороговоркой.

 

- Владыка Викентий, а можно ли мирянам читать Иисусову молитву по чёткам?

- Четки это принадлежность монаха. Но если для упражнения в Иисусовой молитве есть благословение духовника, то можно иметь четки. Можно и мирянам, и монахам, и всем людям читать Иисусову молитву. Евангелие дано не для монахов, а для всех людей. Самая легко и быстро произносимая и короткая молитва – Иисусова молитва. Когда мы находимся перед очами Божиими и молимся Ему, это очень важно для человека! Это не дает ему уклоняться в грехи.

 

- Второй вопрос телезрителя: можно ли стричь бороду?

- Еще до Петра Великого была традиция носить бороду и не стричь волосы. Борода имеет свое значение для христианина, внешний вид показывает, что человек ведет духовную жизнь, и в какой-то степени внешний образ уводит от каких-то греховных шагов.

Но православный человек должен свидетельствовать о вере через дела и поступки. А борода может быть модой и увлечением. Человек должен держаться добрых дел и думать не о внешнем виде, а о горнем, о спасении своем. Если борода способствует сдерживанию в злых поступках, то слава Богу!

 

- Владыка Викентий, при крещении младенцев опускают в купель три раза. А если опускают всего один раз, то это неполное крещение?

- Мы крестим во имя Святой Троицы. Поэтому погружаем в воду три раза: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Не во всех храмах есть купели для взрослых. Есть небольшие купели, в которых крестят и детей, и взрослых. Распоряжение о крещении через полное погружение дал еще покойный патриарх Алексии II. И было время у настоятелей и строителей сделать большие купели. Но если невозможно их соорудить по каких-либо причинам, то надо отправлять взрослых в храмы, где есть такие полные баптистерии.

 

- Владыка Викентий, учение нашей церкви есть мудрость человеческая, а значит, есть безумие перед Богом. Оно отличается от евангельского учения Христова в следующем месте: крещение и отпевание. Крещение – это Иоанново крещение водой, крещение покаяния. Как может младенец каяться?

- Святая православная церковь не отходит от установления Господа. А Он сказал: «кто не креститься, тот Царствия Божия не наследует». Он велел сначала оглашать, потом крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а затем вести благочестивую жизнь. Мы стараемся делать, как велел Иисус Христос. Вы неправы в том, что учение нашей церкви есть безумие перед Богом.

Когда пришел Господь на землю он призвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Мы должны покаяться перед крещением, чтобы уже после крещения не возвращаться к прежним грехам. Мы проводим огласительные беседы, чтобы дать человеку правила христианской жизни, дать ему понятие о грехах. Если он подвержен грехам, то он потрудится над собой, чтоб потом их не совершать.

К сожалению, у нас сейчас сложная проблема с гражданскими браками. Люди уже привыкли сожительствовать таким образом. Мы объясняем им, чтоб они упорядочили жизнь и не совершали блудные и развратные грехи. Предлагаем, чтоб они крестились, чтоб узаконили свои отношения, чтоб повенчались и жили благочестиво. А говорить, что учение нашей церкви есть безумие перед Богом, это неправильно.

 

- С каждым годом наша жизнь становится сложнее. Чтобы добиться успеха в работе и учебе, нужно прикладывать все больше усилий. Развитие телекоммуникаций и электроники заставляет прикладывать усилия для изучения этих новшеств. Жизнь ускоряется, материальный мир становится все интереснее и привлекательнее. И на этом фоне трудно почувствовать себя духовно больным. Как адекватно реагировать на тенденцию развития нашего мира?

- Если мы воспользуемся средствами коммуникации, которые освобождают нас от многих трудов и трудностей жизни, то получим больше время для своего духовного делания, и свое свободное время употребим для изучения Священного Писания и Святых отцов. А если не будем использовать свободное время для получения блага нашей душе, то это плохо!

Простой пример, для стирки вещей люди раньше целую неделю тратили на стирку и сушку. А теперь у нас машинки: бросил туда вещи, и через час они уже чистые и свежие. Взял сухие вещи и погладил, надел и пошел. Раз в старину находили время на стирку и роптали: «вот уже, сколько времени потратил, и не успел в церковь сходить, почитать Писание», то теперь можно бросить вещи в машинку и идти трудиться духовно. Если мы воспользуемся временем, чтоб возделывать свою душу, наш труд облегчится! А если мы не воспользуемся временем, то это наша погибель.

 

- В посланиях апостола Павла говорится: «кто епископства желает, благого дела желает!» А как это увязать со смирением, когда вдовый священник и монах принял помысел стать епископом? Это очень ответственная и тяжелая должность. Нужно иметь призвание? Ибо ничего невозможно, если не будет дано свыше.

- Желание епископства возникает, когда есть призыв Бога и есть Его благословение! Тогда человек принимает предложение о епископстве как желание послужить Богу в высоком чине, чтоб спастись самому и спасти многих людей. Это доброе желание.

Святитель Иоанн Златоуст по своему глубокому смирению избегал епископства долгое время, но вынужден был принять этот крест и нести его до конца жизни. Доброе желание Священноначалия церкви - когда оно видит, что у священника есть способности и благие качества души. Вот такой смысл надо выносить из отрезка апостольского послания, которое вы упомянули.

 

- Как архиерей с большим святительским стажем, вы можете сказать, есть трудности и подводные камни этого святительского служения? Крест архиерея, наверное, нелегкий?

- Да, Иоанн Златоуст потому и избегал этого служения. Мы помним, сколько трудностей и подводных камней он претерпел. Это гонения, унижения, оскорбления из-за его обличения зла и учения правде Божьей. Это не только почести и блеск, но и смирение, и послушание, и несение ответственности за своих священнослужителей и ответственности за паству.

 

- Владыка Викентий, я рада видеть вас на передаче! У меня есть духовная сестра. Она считает, что перед Таинством Исповеди надо посетить вечернюю службу два раза. Из-за этого она исповедуется и причащается в два раза реже, чем я. Я ее переубеждаю, но она настаивает на посещении перед исповедью вечерней службы два раза.

- Для принятия Святых Даров нужно готовиться серьезно. Надо приходить на вечернюю службу. Можно исповедоваться вечером. Но православный христианин должен помнить правило, что еженедельно, хотя бы 1 раз в неделю, и желательно если есть церковный праздник, надо приходить на вечернюю службу и на утреннюю службу. И даже если он не причащается, он должен так делать. К сожалению, у наших христиан сейчас происходит так, что они приходят на Литургию с исповедью и причастием только утром. А вечернее богослужение оставляют на потом. Это неправильно.

Нужно приходить и вечером, и утром. Мы знаем, что церковный день начинается с вечера. Значит, мы неполный церковный день исполняем. Вечерняя служба – это приготовление к Таинству Евхаристии. Надо посещать и вечером в субботу, и утром в воскресенье, чтобы была полнота нашей церковной жизни. В этом и есть проявление нашей любви. На Литургии мы совершаем бескровную жертву Христову. А мы не можем заставить себя проявить любовь к Богу, чтоб придти и вечером, и утром.

 

- Первые христиане причащались практически на каждой Литургии. А сейчас можно заметить, что люди приходят ежемесячно, некоторые ходят даже годами, но в то же время не причащаются. А как часто надо причащаться?

- Если христианин живет благочестиво и добродетельно, и постоянно посещает, может причащаться чаще.

Есть такое правило Вселенских Соборов, что если христианин не был подряд три раза на воскресной Литургии, то он отлучается от церкви. Если христианин не был месяц, два месяца, полгода на Литургии, а вдруг захотел придти в церковь, исповедаться и причаститься, возникает нестыковка. Он уже отлучил себя от церкви, а зачем тогда захотел придти в церковь, исповедаться и причаститься? Ему нужно покаяться и восстановить разрыв, и потом уже приступить к Таинствам Исповеди и Причастия.

 

- К сожалению, Владыка Викентий, передача подходит к концу. Что вы хотите пожелать нашим телезрителям на прощание?

- Благодарю всех звонящих за активное участие и ваши вопросы! Дай Бог вам здравия, благополучия и помощи Божьей! Чтоб вы нашли ответы на все ваши искания души! Чтоб вы могли не только вопрошать, но и исполнять то, что требуется от нас как от православных христиан! Показывать пример всем окружающим людям!

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 сентября: 03:00
  • Пятница, 28 сентября: 01:30
  • Пятница, 28 сентября: 11:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы