Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше

17 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема связана с наступающим праздником и звучит  так: «Крещение Господне и рождение человека свыше». Самый ключевой вопрос: для чего же Господь наш Иисус Христос принял Крещение от Иоанна в Иордане?

– Ответ на этот вопрос размещается уже на страницах Священного Писания. Когда вступил Иоанн Креститель в диалог со Спасителем о нужности или ненужности так называемого Крещения, которое он совершал, тогда Господь сказал: «Так надлежит исполнить правду Божию». Для исполнения правды Господь и принял Крещение. А что же это за правда? Бог, приняв на Себя человеческую плоть, став одним из нас, дает человеку возможность подняться до вершин пребывания Бога. Господь дает возможность человеку примириться с Богом.

И вот что удивительно. Мы знаем, что во время Крещения Господня было явление Троицы: это голос с неба, Сам Спаситель стоял в этих водах Иордана, и это голубь. Многие говорят о том, что голубь символ примирения. Мы помним из Ветхого Завета: времена Ноя, голубь принес радостную весть примирения Бога с человеком, окончание потопа. Такое же примирение Бог принес на землю через Свое Пришествие. И Крещение Господне на Иордане как раз и есть начало того живого слова, слова примирения, любви – именно с момента воссоздания того единства, которое некогда, на заре человеческой истории, существовало между Богом и человеком.

– Владыка, но ведь Господь не нуждался в том, чтобы Ему отпускались грехи, Он безгрешен. А мы принимаем крещение «во оставление грехов».

– Господь действительно не нуждался в прощении грехов. Потому что этих грехов у Него не было. Но, исполняя всякую правду, Он идет тем путем, по которому проходит каждый человек. Вернее – человек повторяет во всем путь Спасителя. Конечно, кроме грехов. И еще, самое главное, Господь приходит и принимает Крещение и потом начинает Свою миссию ради одного: ради того, чтобы грехи всех взять на Себя.

И для того, чтобы их принять, Он снисходит в эти физические воды Иордана, уже несущие человеческие грехи тех людей, которые приходили к Иоанну Крестителю для омовения от этих грехов. И вот Спаситель входит в эти воды и принимает на Себя человеческие грехи. Все недостатки, все  болезни, проблемы, трудности. Я уже не говорю о предстоящих страданиях и о том, что предстоит еще Спасителю сделать. Но Он уже здесь, в начале Своего пути проповеди слова, снисходит в воды Иордана, эти воды омывают Его Тело, тем самым Он уже принимает на Себя грехи тех, кто в них заходил ранее.

–  Владыка, как Вы считаете, какой духовный акцент имеет для нас праздник Богоявления? Для тех, кто его встречает, празднует. Чему мы должны научиться?

– Сегодня уже многие знают, что такое Крещение Господне, праздник Богоявления (так на языке церковного устава он еще называется). Но не все правильно воспринимают смысл и значение этого праздника. Кто-то видит основную цель дня воспоминания Крещения Господня именно в возможности опуститься в купели водные, водную стихию, думая, что именно это является самым священным, трепетным моментом.

Для христианина, который уже пребывает в ограде Церкви, который имеет знания (может быть, и богословские, и знания Священного Писания, богослужебной жизни), как и в любой двунадесятый или Великий праздник, смыслом является приобщение Тела и Крови Христовых. Чтобы, разделяя Трапезу Господню, стать ее участником. Это, конечно, самое главное. И самое главное еще то, что каждый человек, каждый христианин должен понимать, чем для него является праздник Богоявления. Чем лично для него является его крещение, которое он когда-то принял – в младенчестве или уже в зрелом возрасте. Вот это самое главное.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода:  «Крещение  связано с Крестом. То есть Христос принес жертву на Кресте, и мы крестимся вот именно с этим. Но какой был крест во времена Иоанна Предтечи? Почему он называется "Креститель"? И какое Крещение принял Христос? О кресте-то и разговора никакого не было».

– Однокоренные слова: крест, крещение. Хотя я не нахожу один корень, просто это созвучность. Спаситель принимал Крещение в реках Иордана. Физически Он сходил в воду, это мы читаем в Евангелии. А сейчас звонок поступил, наверное, больше связанный с темой Креста, это совсем другая тема. Спаситель, как мы уже о том говорили, «исполнил всякую правду», пошел вслед за людьми и совершил этот обряд Крещения, обряд омовения, как можно было бы сказать. Но Крест еще Ему предстоит. Поэтому здесь нет ничего общего, тема Крещения – это то, что посвящено историческому событию, связанному с Крещением Спасителя на Иордане.

– Может быть, здесь телезритель имел в виду, что не совсем понятно происхождение слова. Потому что по-гречески это «баптизо» – «погружаю». Просто созвучные слова.

– Да, это в русском переводе. А если брать древние языки, тот же греческий, то там все понятно, не нужно даже объяснять.

– Владыка, наверное, в связи с этим праздником было бы очень логично поговорить о таинстве Крещения. И, как мы знаем со страниц Писания, это «рождение свыше». Могли бы Вы немножко пояснить эту фразу: «рождение человека свыше»? Что это означает?

– Если обращаться к страницам Священного Писания, мы вспоминаем беседу Спасителя в Его последние дни жизни с тайным учеником Никодимом. Наверное, о таком рождении говорил Спаситель, как потом это трактовали многие богословы и святые отцы. Спаситель говорил о рождении свыше. Для Никодима это было тяжело воспринимаемо: «Как человек может два раза войти в утробу матери?» Вхождение в Церковь (не как в культовое здание, а как в общество людей), приобщение себя к великой христианской семье – это действительно «рождение свыше». Это называется таинством Святого Крещения – то, что сегодня, спустя более двух тысяч лет, совершается в каждом храме над тем, кто добровольно желает стать христианином. Желает принять на себя образ Христа и жить по законам Божиим. Вот это самое главное.

Это «рождение свыше» происходит также через водную стихию, через воду, которая освящается. Это таинство, в котором через помазание святым миром крещаемому преподаются Дары Духа Святого. Вот об этом «рождении свыше» как раз и говорится. И человек не может войти в ограду Церкви, не совершив это водное погружение, не крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, не приняв печать Дара Духа Святого. Когда человек совершает таинство Крещения, он становится полноправным христианином.

– Вопрос телезрительницы Надежды из Воронежской области: «Я – человек уже пожилой. При советской власти мы, конечно, ни в церковь не ходили, ни в Бога не верили. Вернее, верить – верили, но ничего о Нем не знали. И грехов-то было много. Сейчас ходим на исповедь – каемся в каждом, даже мелком проступке. А ведь мы сколько тех проступков наделали? Мы же их и не помним. Как нам принести полное покаяние? Есть что-нибудь? Генеральная исповедь? Чтобы не чувствовать себя виновными».

Владыка, я даже дополню вопрос телезрительницы. Действительно, очень многие были крещены и не просвещены. И, увы, крещение «во оставление грехов» осталось, можно сказать, нереализованным. В том смысле, что грехи-то остались. Потому что еще осознания не было.

– Осознания не было, но человек растет… В частности, вопрос был задан о таинстве Покаяния, о таинстве Исповеди. Вот прозвучавшая тема – генеральная исповедь – меня всегда очень тревожила. Не знаю, откуда вообще она пошла. Может быть, кто-то пытается как-то пересмотреть таинство Покаяния. Если есть у человека проблемы с памятью, если он не помнит о своих грехах, то надо молиться и просить, чтобы Господь помог их открыть. А может, эти грехи уже и прощены Богом, мы не знаем. Нужно работать над собой, ведь и само таинство Покаяния есть не что иное, как изменение своей жизни. Не надо в дебри далеко уходить, хватает много духовных проблем, много болезней и грехов, которые человек совершает каждый день и считает это не столь значимыми духовными проблемами.

Нужно разбираться в себе. Нужно читать святых отцов, анализировать свою жизнь. Особенно вечером, когда заканчивается день, когда человек отходит ко сну – когда есть время, может быть, после вечерней молитвы. Подумать, вспомнить, постараться вспомнить. Ведь если чуть-чуть только копнуть более-менее, не так глубоко, то это пойдет само. Но это чувство приходит только тогда, когда ты молитвенно воздыхаешь пред образом, пред Богом и просишь у Господа, чтобы Он помог тебе вспомнить то, что, как ты считаешь, у тебя еще есть неоткрытого. Над чем еще работать. Вот так, наверное.

– Владыка, но ведь таинство Крещения – это особый дар, который Господь дает человеку. Каждый прожил какую-то свою жизнь. И дается возможность прошлую жизнь перечеркнуть и начать жизнь заново. Но можем ли мы сказать, что таинство Покаяния в какой-то мере равнозначно таинству Крещения?

– Таинство и одно, и другое. Знаем, что таинств не так много – всего семь. Человек, принявший крещение уже в зрелом возрасте, потом совершает какие-то проступки, ему есть в чем каяться. Но есть еще тема, связанная с младенцами. Ведь они безгрешные... Поэтому что сказать о равнозначности?.. Во-первых, таинства Покаяния не может быть, если не совершено таинство Крещения. Если брать по возрастающей, по восходящей, то, конечно, в основе лежит таинство Крещения. Потом уже идут и все остальные таинства – Покаяния, Причастия. Но основой является таинство Крещения.

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Санкт-Петербурга: «Если имеются некрещеные родственники, то как убедить их покреститься и нужно ли это делать? И как потом быть, чтобы они не просто покрестились и ушли, а достойно жили церковной жизнью с Богом?»

– Всегда возникают вопросы, когда человек уже немолодой, в годах, ему очень трудно менять свое мировоззрение, какие-то жизненные взгляды. Это касается и таинства Крещения. Человек взрослый пытается искать истину в различных направлениях. Но с человеком нужно разговаривать, сегодня для этого есть уже много возможностей. Есть возможность обращаться в храмы, проходить какие-то так называемые огласительные беседы. Или это просто беседы, кружки, связанные с чтением и разъяснением Священного Писания. Литературы уже достаточно.

Безусловно, это личный пример – как вера, религиозная жизнь помогает в обычной жизни. И бывали такие случаи, когда человек, общаясь с верующим человеком, видя его образ мысли, образ жизни, его поступки, начинает задумываться о многом. Это тоже является немаловажной частью в так называемой миссионерской направленности... И, конечно, если человек принимает таинство Крещения или изъявляет желание креститься, то он уже взрослый и может дать ответ. И он уже должен стать добрым, верным и хорошим христианином.

– Владыка, Вы только озвучили такую тему, как оглашение. У нас за литургией мы слышим возглас о том, что оглашенные должны выйти. Соответственно, это некрещеные люди. А в наше время оглашение проходят и крещеные люди. Как Вы к этому относитесь? Каково Ваше мнение об институте оглашенных?

–  Институт оглашения – это хорошая практика, существующая издревле. И сама Божественная литургия делится на литургию оглашенных и литургию верных. Те, кто находится в храме, слышат этот призыв, но этот призыв их не касается. Готовящиеся к крещению (это и есть люди оглашенные) имеют право в этом участвовать, но, как и раньше было, находясь в притворе, в первой части храма, не проходя далее в храм.

Практика оглашения всегда существовала, и сегодня она возрождается. Это возможность познакомиться людям, готовящимся принять Крещение, с основами православной веры. …Что касается советских времен, какое там оглашение? Только бы успеть покрестить так, чтобы мало кто знал. И люди вступали в Церковь, но не имели возможности узнать о Церкви. Правильно были сказаны слова: «человек крещен, но не просвещен». А должен быть свет Христовой истины…

И человек должен не просто формально совершить обряд Крещения; самое главное, он должен войти в саму историю, саму сущность веры православной и существования Церкви. По крайней мере, это хоть малейшее знание истории Церкви. Тогда не будет каких-то грубейших ошибок и неправильного понимания таинств. И не нужно будет пользоваться услугами малограмотных людей, а просто приходить на огласительные беседы, на такие встречи и постигать основы, азы. А дальше уже, используя современную литературу, самообразовываться.

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Санкт-Петербурга: «Раньше крестили бабушки. То есть обряд проводили, часть православных молитв читали. Считается ли это, что человек крещен? И второй вопрос: почему в православии крестятся крестом? Откуда пошло, что мы крестимся правильно? Потому что в других религиях крестятся по-другому».

– Что касается так называемого крещения, совершенного мирянином, оно допускается в особых ситуациях. Конечно, бабушки крестили, произносили формулу: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», – и крестили водой. Но это крещение не было полным. Как я уже говорил, при крещении, помимо погружения в воду, должно быть еще совершено миропомазание. Специальным миром, которое готовится в церкви, священник преподает Дары Духа Святого. И если этот человек знает о том, что его крестила так называемая бабушка, то нужно прийти в храм и объяснить это, и священник доведет до конца таинство Крещения... Конечно, были такие случаи, когда благочестивые бабушки при различных обстоятельствах (есть такое выражение: «страха ради смертного»; может быть, младенец тяжело болел) совершали такое крещение. Чтобы его дополнить, нужно совершить таинство миропомазания.

– Видимо, у людей действительно очень близко в сознании стоят эти два понятия: крест и крещение. Все-таки, может быть, немножко о Кресте Господнем?

–  Я так понял, речь идет о традиции западной, восточной, католической, православной старообрядческой. Это большая история, тут надо по поводу крестного знамения целую лекцию читать. Но наша традиция, которая существует сегодня, это троеперстие. Мы наносим на себя крестное знамение, три пальца означают Святую Троицу, два остальных – два естества Спасителя: человеческое и Божественное.

– Как Вы считаете, нужно ли вообще крестить младенцев? Ведь они не имеют самостоятельной веры. Сейчас часто встречается такая позиция, люди говорят: «Пусть вырастет – сам выберет, сам разберется».

– Эта позиция присутствовала в жизни и ранее. Но традиционно сложилось так: на Руси всегда крестили ребенка в младенчестве. Конечно, таинство Крещения требует осознанного подхода. Для того чтобы это все правильно воспринималось, и существует так называемый институт восприемников, то есть крестных родителей. Почему и появились крестные родители, которые за младенца дают Богу слово воспитать его правильно, в христианской вере. Они на себя берут такой подвиг, – подвиг воспитания. Они воспринимают младенца от купели, чтобы уже далее по жизни вести по пути христианской жизни до момента его осознанного прохождения жизненного пути.

Такая человеческая ложная философия «вырастет – сам выберет» – это философия бесовская. Идя по такому пути, человек лишает младенца в первую очередь великого таинства Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови, лишает возможности молиться за него как за члена Церкви и многого другого, что в жизни христианина помогает в жизненном становлении. Поэтому когда человек так размышляет, тем самым просто-напросто открывает дорогу дьяволу, который уже будет сам воспитывать этого младенца так, как ему нужно – в стихии всех пороков и грехов. И ничем мы помочь не сможем, потому что младенец вне Церкви. Он вне молитвенной защиты его знакомых, близких, родных. И самое главное – он вне молитвенной защиты самой Церкви.

– Владыка, Вы уже сказали о восприемниках. Сейчас, как мне кажется, большая проблема с восприемниками. Часто люди приходят и говорят: не можем найти, нет сознательных. И так получается, что основное оглашение, которым мы занимаемся, это оглашение как раз крестных родителей.

– Правильно. Человек берет на себя подвиг восприемничества; это тоже подвиг. Потому что духовно воспитать, взрастить молодого человека не так просто. И если человек берет на себя этот подвиг, то ему эти огласительные беседы необходимы в первую очередь. Во-первых, чтобы восполнить тот пробел в духовном образовании, что он не смог получить вовремя. Во-вторых, для того, чтобы правильно совершать это воспитание. Ты же должен знать, как это делается. Ведь мы знаем столько примеров, когда молодые люди становятся родителями – и литературу читают, и в компьютере сидят… Так неужели в меньшей степени должно быть духовное воспитание?

И, конечно, может быть тяжелый вопрос в подборе достойных восприемников.  Но я думаю, у каждого они найдутся... Но спешить надо, потому что таинство Крещения нужно совершить. Нужно задумываться об этом заранее. Как только ты оповещен врачами, что станешь отцом или матерью, надо уже думать о том, кто будет крестным у твоего будущего чада. Потому что это очень важно – не просто раз в год, в день рождения или еще по какому-то поводу прийти подарить подарок крестнику и посидеть за столом, и все... А именно заботиться о нем так, как заботятся плотские родители о благополучии, здоровье своего чада.

– Часто бывает так, что найден верующий, хороший, благочестивый крестный, но после крещения, когда крестный начинает проявлять инициативу, чтобы водить ребенка в храм, причащать, родители начинают противиться и говорить: «Мы тебя не для этого выбирали, чтобы ты нам навязывал религиозную жизнь». Как быть в таких ситуациях?

– Родители сами становятся хуже детей. Для чего тогда нужно было крестить младенца, искать крестного? Если у самих не хватает времени на воспитание младенцев в духовном плане, то тогда надо довериться крестным. Не знаю, может быть, есть какие-то объективные причины, по которым боятся... Но здесь бояться не надо. В таком случае нужно уже разговаривать с родителями. Но я не встречал такого, чтобы родители противились тому, чтобы крестные как-то заботились о детях. Наверно, родителям еще нужно объяснить, что ты, крестный, принял на себя этот крест восприемничества и после того, как закончится земная жизнь, пред Господом нужно будет что-то сказать. «Я же не спишу на вас, что вы, по каким-то своим внутренним правилам, не можете доверить мне ребенка для того, чтобы отвести в храм…»

 – Также часто люди задают вопрос, можно ли крестным сделать заочно, когда есть человек хороший, но в данный момент живет далеко либо в отъезде.

–  Такая практика существовала в советское время. Этому можно найти оправдание в связи с непростыми условиями существования, жизни Церкви в Советском государстве. Но заочной практики быть не может, потому что когда младенца опускают в купель со святой водой и произносят формулу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – восприемник  (от слова «воспринимать») должен принимать его в этот момент от купели крещения на свои руки. Это символически, конечно, но все равно это какой-то сакральный, мистический момент.

Но если нет крестного, если никто не воспринимает, то какое тогда восприемничество? Тогда это просто ты так пожелал, чтобы заочно был крестный. Но он никакой не крестный. Потому что если он не присутствовал в момент крещения, если не молился вместе со всеми родными и близкими во время совершения таинства, если  не произносил «Аминь», когда помазуют младенца святым миром, то это уже не крестный. Виртуальный мир сегодня очень развит, но, думаю, такого виртуального восприемничества не нужно. В таинстве Крещения должен участвовать реальный человек, который берет на себя ответственность и воспринимает на свои руки вот этого младенца.

– Владыка, а что делать, когда связь с крестным теряется совершенно? Очень часто это происходит.

– Если такое происходит, тогда нужно родителям, как говорят, засучив рукава браться за роль и родителей, и восприемников – до момента, конечно, взросления человека, его становления. Бывает, происходит такое. Но я считаю, что это грех, это недостаток самих восприемников, крестных. Они, наверное, не задумываются и не задумывались, что наступит такой момент, когда нужно будет ответить за каждого, для кого ты стал крестным. Это произойдет. Поэтому нужно просто подумать об этом. Или лучше тогда не соглашаться на таинство Крещения, если понимаешь, что по каким-то обстоятельствам  не сможешь исполнять эту роль.

– Владыка, именно об этом я и хотел спросить. Вы считаете, что уместно и дозволено отказывать от предложения стать восприемником?

–  Я считаю, если ты не готов, то можно и отказать. Лучше пусть родители озаботятся и постараются найти кого-то более достойного. Поэтому здесь нужно, конечно, очень хорошо подумать. Если ты вступаешь на этот путь, то не должен уже с этого пути сворачивать.

–  А есть ли такие ситуации, когда в крестных нет необходимости? По возрасту или, может быть, по болезни.

–  Конечно, есть такие ситуации. Если человек уже в возрасте, ему не нужны восприемники. Он уже сам вполне способен дать ответ за свои поступки и узнавать то, что может узнать о духовной жизни. Наконец, он уже способен приходить на таинство Исповеди, на таинство Причастия. И в таком порядке – проходя таинство Исповеди, через обретение духовного отца в лице священника, пастыря, он дальше уже возрастает сам.

Конечно, есть какие-то критические ситуации, связанные, как я уже говорил, с темой «страха ради смертного», когда некогда искать и размышлять, просто нужно крестить младенца, который, может быть, через некоторое время покинет этот мир... Здесь мы уже уповаем на милость и волю Божию и на такое сопровождение вот этого младенца. А взрослый человек не нуждается в крестных.

– Сейчас век, можно сказать, потребления, и люди привыкли к тому, что когда они куда-то приходят, то получают там то, чего  хотят. А может ли священник по какой-то причине отказать в крещении?

– Смотря какая причина.  Священник, узнав о желании человека принять крещение, может посчитать его слабо подготовленным. Хотя в крещении отказать невозможно. Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне». То есть дайте возможность прийти к Богу. Разве что есть какие-то причины, которые известны священнику... Но отказать он не может – может перенести на более поздний срок, как бы отодвинуть временные рамки. Но отказать прийти ко Христу не может ни один священник.

– Вопрос телезрительницы Светланы: «Владыка, как Вы думаете, почему значительная часть людей в день Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мужественно выстаивают многочасовые очереди за крещенской водой, канистрами выносят, наблюдаешь такую картину… Но в храме вот их не увидишь. Что за сила движет ими? Ведь те, кто ходит в храм, знают, что можно спокойно взять освященную воду и в навечерие Богоявления, в крещенский Сочельник, накануне Богоявления, в сам день Крещения, 19 января. Почему год из года происходит это явление? Как-то больше похоже на язычество, чем на христианство. В чем тут дело? Люди не понимают, что водой не спасешься?»

– Спасибо большое, интересный вопрос. Не спасешься водой… Но дело в том, что современные люди через средства массовой информации, особенно через Интернет, порой читают такие бредни... В том числе и о воде, о том, что вода от 18-го числа для одних житейских обстоятельств, 19-го – для других... Это все невежество.

Здесь самое главное, что в силе, которая сообщается этому физическому водному естеству, – сила благодати Божией. И мы эту Великую агиасму храним у себя дома как великую святыню и прибегаем к этой святыне в различных случаях: окропляем свои жилища, потребляем  внутрь. Поэтому с благоговением черпать воду в эти дни обязательно нужно, но нужно и понимать то, что самое главное – это таинство Святой Евхаристии.

– Еще один вопрос касается таинства Крещения: могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы? И что делать, если это все-таки произошло по ошибке? Не считается ли таинство Крещения каким-то неправильным?

– Ну как по ошибке? Ведь ты же приходишь, что-то оформляешь, какие-то делают записи... Здесь нужно обращать внимание на что? Как ты будешь воспитывать ребенка в православной вере, если не принадлежишь к этой вере? Если ты не принадлежишь к этой традиции? Если ты ничего не знаешь? То есть это какой-то формализм. Поэтому здесь, конечно, если возникает этот вопрос, священник может и отказать в том, чтобы эти люди были крестными родителями.

Но если таинство совершилось – как можно отнять Дары Духа Святого от того же младенца? Нет такой формулы, такого действа. То же самое касается темы брака. Говорят: «развенчать». «Раскрестить» – невозможно. Если это совершено, то  ошибка ложится на плечи и того священника, и тех людей, кто довел это до такого состояния. Конечно, инославный или иноверный сам должен понимать и знать: как и чему он может научить младенца, если сам не принадлежит к этой религиозной традиции, к этой вере?

– Владыка, а какое Ваше личное отношение к окунанию в крещенскую купель?

– Эта тема очень интересная, особенно сейчас она захватывает умы и сердца многих. Самое главное, чтобы в этом не было безумства. Ведь окунание в купель или возможность облиться святой водой – это обычай, здесь нет ничего такого сакраментального. Очень многие рассуждают: я вот могу грешить целый год, самое главное – окунусь в купель, и все грехи с меня сойдут. Вот это – ложь. Это – бесовское наваждение, никакие грехи с тебя не сойдут, хоть ты сиди целые сутки в крещенской воде в проруби. Все грехи прощаются в таинстве Покаяния, в таинстве Исповеди, через личное участие, через личный подвиг.

И еще. Когда мы приходим в храм за святой водой, мы должны брать эту воду с благоговением, молитвой. Стоя в очереди, человек должен молиться и просить, чтобы Господь сподобил его прикоснуться к этой святыне. Потому что Сам Бог снисходит в эти воды во время совершения таинства Великой агиасмы. Просто представь, что ты подходишь к Самому Спасителю – через вот эти воды. Поэтому как окунание, даже как просто обычай (кто-то может исполнить этот обычай, кто-то не может исполнить – здесь нет ничего предосудительного или обязательного), должно нести в себе какой-то смысл, так и взятие воды должно сопровождаться молитвой, благоговением и страхом Божиим.

– Почему же у нас нет таких очередей к таинству Причастия, как за святой водой?

– Вот это нужно спросить у каждого священника, у каждого архиерея. Это зависит, наверное, от правильного подвига служения. И священники должны объяснять и говорить людям, что вся сила – в таинстве Евхаристии, в таинстве Святого Причащения. Храмы должны быть переполнены, должны быть очереди, чтобы прикоснуться к великому таинству.

Может быть, подумают, что я против святой воды… Нет. Но вся жизнь христианина, от вхождения в Церковь и до самой последней минуты перехода в вечность, должна основываться на таинстве Святой Евхаристии, на Причащении Тела и Крови. Только тогда мы можем быть с Богом в мире. И тогда то примирение, которое Господь явил через Свое рождение, через Свое Крещение в водах Иордана, будет и с каждым из нас. Мы будем чувствовать, что этот мир, имея в себе, мы можем распространять и на других. На тех, кто еще не понимает этого, кто еще только желает, стремится познать, что мир Христов должен быть в твоей душе, в твоем сердце, что любовь Божия должна быть живым свидетельством твоего христианского подвига.

– Владыка, сердечно Вас благодарю. Хочется попросить Вас обратиться к нашим телезрителям, сказать несколько напутственных слов в честь наступающего праздника и благословить нас на прощание.

–  Сердечно всех поздравляю с Рождеством Христовым! И сегодняшний вечер – это последний святочный вечер. Пусть родившийся Богомладенец, Который завтра явит Себя миру еще и в стихии водной, в водах реки Иордан, пребывает в нашей жизни. Чтобы Его неоскудевающая Божественная благодать помогала каждому из нас совершать свой христианский подвиг. Тот подвиг, на который мы согласились, вступив в ограду Церкви и приняв таинство Крещения.

Ведущий священник Михаил Кудрявцев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы