Архипастырь. С епископом Паисием

5 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий.

– Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей. Первый вопрос от телезрительницы из города Кемерово: «Часто, когда собираюсь на исповедь и Святое Причастие, особенно во время постов, бывает ссора с мужем. Он обижается, и мы можем несколько дней не разговаривать. Считаю, что я всегда виновата, и пытаюсь помириться, но супруг не идет на мировую. Молюсь за нас обоих как умею. Подскажите, как себя правильно вести в данных ситуациях и как их избегать?»

– В первую очередь можно отметить, что есть такое замечательное выражение: если решил сделать доброе дело, жди искушений. И когда мы собираемся на Причастие, соединиться с Господом в этом таинстве, то бес может накручивать  наших родных и близких и мешать нам достойно подготовиться. Понятно, что мы никогда не будем достойны Причастия, но, подготавливаясь постом и молитвой, мы хоть немного очищаем себя. Но здесь нужно быть очень внимательным не только во время подготовки к таинству, но и после него. Потому что очень часто бывает так: человек причастился и, даже не выходя еще из храма, уже начинает раздражаться, гневаться и, к сожалению, теряет ту благодать, которую получил.

Обижаться на супруга за то, что у него такие перепады настроения, тоже не нужно, потому что он человек, и каждый человек, к большому сожалению, бывает, не всегда нас понимает, иногда в чем-то, как нам кажется, мешает. Здесь нужно постараться перед тем, как готовиться к Причастию, самого себя настроить в первую очередь на то, чтобы спокойно помолиться, попоститься и постараться набраться терпения. Именно в эти моменты претерпеть какие-то недостатки другого человека, больше их понести. Но если произошла ссора, то это не значит, что нужно отвергать Причастие.

Другое дело, есть очень хорошее выражение, Господь говорит в Священном Писании: «Если ты решил принести дар твой и вспомнил, что брат имеет что-то против тебя, оставь дар, иди примирись с братом – и только после этого принесешь свой дар». И святые отцы трактуют так, что перед Причастием, если человек с кем-то в ссоре, то он должен постараться примириться. Но бывает так, как отметила эта женщина, что человек просит у другого прощения, а вторая половина не готова еще смириться, простить. Здесь не нужно возбранять Причастие, нужно со своей стороны чистосердечно попросить прощения у человека, и если уж он не прощает, то это, к сожалению, будет его грех. Но наша задача, чтобы мы постарались примириться и идти спокойно на Причастие. В первую очередь нужно быть внимательными, осторожными, когда готовимся к Причастию.

– Но избежать этих ситуаций невозможно.

– Их невозможно избежать, потому что мы не знаем, как будет. В течение всего дня мы можем несколько раз с кем-то вступать в прения, в перепалки. Всякое бывает в жизни. Другое дело, что если мы готовимся причаститься, то должны внимательнее относиться к себе и набраться больше терпения.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог изначально, до сотворения человека, уже знал, что придется приходить Христу, чтобы спасти человечество. Но тогда непонятно: какой смысл был во всемирном потопе, Содоме и Гоморре и прочих наказаниях, если все равно нужно было прийти Второй Ипостаси – Христу?»

– Я так понимаю, вопрос был: для чего все это нужно? В первую очередь мы должны понимать, что и всемирный потоп для того, чтобы людей вразумить, что нельзя так жить. Люди отошли от Бога и жили в различных грехах, и Господь решил очистить род человеческий именно этим. Но мы знаем, что после всемирного потопа Господь сказал, что больше так не поступит, и в знак Его примирения с человеком на небе появилась радуга.

Но Господь решил спасти род человеческий именно потому, что сам человек не смог бы очистить себя. В Священном Писании говорится, что нет человека, который бы не согрешил. И даже святые, те, которых мы прославили, великие подвижники, все равно иногда согрешали какими-то грехами; может быть, в начале своей жизни. Не было человека, который полностью исполнил бы все заповеди безгрешно. И Господь решил, что именно Сын Божий, то есть Вторая Ипостась Святой Троицы, придя на землю, вочеловечившись, может показать людям пример, дать Новый Завет и исправить род человеческий. Именно через учение Иисуса Христа мы с вами совершенно по-другому живем.

До этого был Ветхий Завет, по которому мы жили, он называется заветом справедливости. Господь дал тогда этот завет, поставив его для совершенствования духовного человека. Но пришло время, когда Господь призрел на род человеческий и увидел, что народ уже готов принять завет любви. Новый Завет – это завет любви. И Господь послал Свою Вторую Ипостась Святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, на землю, и мы этим сейчас спасаемся. Поэтому Промысл Божий о каждом человеке нам неизвестен, но Господь Сам промышляет о роде человеческом.

– Хочется задать вопрос по аналогии с предыдущим. Вы сказали, что когда начинаешь какое-то доброе дело, появляются препятствия, искушения. Иногда возникают такие мысли, что при каком-то начинании препятствия, посланные на пути, являются как бы препятствиями, говорящими о том, что это дело может быть неугодно Богу. Как понять: это искушения, которые нужно преодолеть, или знаки, которые нужно для себя отметить и понять, что ты, может быть, не туда идешь? Как эти препятствия правильно для себя «прочитать»?

– В первую очередь каждый человек, прежде чем сделать какое-то серьезное дело, должен взять благословение у священника, у своего духовника, посоветоваться с ним, стоит  начинать это дело или не стоит. И с благословения, если он его получил, он должен это делать, невзирая на то, что могут быть препятствия; они есть всегда. Любое дело, какое бы мы ни делали, даже строительство храмов, всегда бывает с различными препятствиями, но мы знаем, что мы делаем это с благословения, ради Бога и не нарушаем никакую заповедь. Но если у человека нет возможности в данную минуту обратиться к своему духовнику или посоветоваться со священником, а он что-то хочет сделать, в первую очередь он должен задать себе вопрос: то дело, которое я хочу сделать, не нарушает ли заповеди Божией? И если это не нарушает никакой заповеди, то человек должен, помолившись, если нет пока возможности взять благословение, начать это делать. Но в ближайшее время, если это все-таки какое-то большое дело, взять благословение. Если мелкое дело, то все равно любое дело мы должны делать с благословения Божьего, а на это у нас есть Новый Завет – чудная книга, которой мы руководствуемся всю жизнь.

– Вопрос от телезрительницы из города Дмитров: «Прощает ли Бог убийц и женщин за аборты?»

– Господь прощает любой грех, мы это знаем. И знаем множество примеров из житий святых. Опять же благоразумный разбойник – первый человек, который вошел в рай, осознал свой грех, покаялся и попросил, чтобы Господь его помянул во Царствии Своем. И Господь сказал ему, вися на Кресте: днесь со Мною будешь в раю. То есть Господь простил ему этот грех разбойничества. В то время это была ужасная, жуткая смерть, которой предавали только жутких разбойников, убийц и так далее.

И мы знаем, что Господь прощает любой грех, но самое главное – должно быть покаяние.  Если есть покаяние, – грех прощается. А покаяние, как мы знаем, – это не просто констатация факта, а желание и стремление измениться. «Покаяние» – от греческого «метанойя», то есть «изменение». Человек должен, если он чувствует, что согрешил страшным грехом, осознавая и оплакивая его, идя на исповедь, просить у Господа прощения за него. И если человек чистосердечно кается, он получит прощение. Другое дело, что, может быть, священник даст какую-то епитимью понести, если это какой-то страшнейший грех, но на это человек должен быть готов. Нет греха, который бы преодолевал милость и благодать Божию.

– Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «У меня вопрос по поводу чтения духовной литературы. Утреннее и вечернее правила, понятно, нужно читать каждый день. Но есть пяточисленные молитвы, творения святителя Димитрия Ростовского, – молитвы к Божией Матери на каждый день седмицы, Богородичное правило, христианские песнопения Приснодеве Марии, составленные по подобию псалмов, которые нужно читать с благословения. Я читаю без благословения. И пишется, что каждое это творение важно читать каждый день. И я запуталась, потому что невозможно найти времени на все это, чтобы прочитать. По содержанию эти молитвы действительно очень важны. Как быть? Как их распределить, чтобы читать все, что я вам перечислила? И можно ли читать песнопения Приснодеве без благословения батюшки?»

– В первую очередь, как я уже говорил в предыдущем вопросе, на все нужно брать благословение. Дело в том, что когда мы приходим к священнику, в первую очередь к духовнику, который знает нас, наш духовный уровень, он может намного лучше посоветовать, какими молитвами молиться. Не просто читать, как Вы говорите. Нужно не читать, а стараться молиться. И как пишет апостол Павел, лучше сказать пять слов умом, чем тьму языком. Поэтому не в больших молитвах и не в многоглаголании суть. Господь обличал людей, которые многоглаголанием занимаются, но при этом душой, сердцем и умом отстоят  от молитвы.

У святых отцов есть очень хорошее выражение: лучше пусть будет маленькое правило каждый день, чем большое раз в неделю. Потому что, как Вы сами замечаете и говорите, Вы набрали себе самовольно множество различных молитв и уже устаете от них, не всегда это получается, Вы чувствуете, что это кажется для Вас уже грехом. Нельзя брать на себя самовольно больше того правила, которое положено обычному мирянину. А правило простое: утренние, вечерние молитвы, глава из Евангелия, глава из Апостола. Это самое главное, это минимум, который каждый человек должен читать, а на все остальное – прибавление канонов, акафистов, пяточисленных молитв либо Богородичного правила –нужно брать благословение. Поэтому Вам совет: в ближайшее время все-таки поговорить со священником, который Вас хорошо знает.

– Следующий вопрос: «Нашей маме 90 лет, крещеная, носит крестик, но не молится. По телевизору смотрит только передачи со скандалами и суды. В последнее время произносит негативные пожелания. Как ей кажется, этим она нас жалеет. Проклятиями это не считает. Например: "Намучаетесь вы со мной, беда вам со мной, с ума от меня сойдете". Некоторые ее слова сбываются. Она постоянно твердила: "Вот если бы вы не работали, вам бы легче со мной было". Я ей всегда отвечала: "Слава Богу, что мы работаем". Но вот настало время – работу мы потеряли. Не разрешаю ей так говорить, а она не понимает, отвечает: "Это же не проклятия, я вас жалею. Это я спроста". Я стала бояться ее. Понимаю, что все от Бога, больше молюсь и стараюсь защищаться крестным знамением. Что вы мне посоветуете? Как реагировать? Как ее полюбить? Как спасти свою душу? Или мне это во смирение?»

 – Как раз очень интересна фраза: «Как мне ее полюбить?» Для любого христианина вопрос о любви к родителям не должен стоять. У нас есть пятая заповедь, которая гласит: чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле, если же нет, – смертию да умрешь. Любовь к родителям – это одно из самых лучших проявлений нашей заботы и о своей душе в том числе, потому что Господь сказал: кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть. Поэтому полюбить отца и мать мы должны с детства…

Может быть, мать ворчливая, а верить в сглаз и тому подобное – это уж не совсем правильно, потому что она даже сама говорит, что не хочет им зла, просто жалеет их. На самом деле это проявление материнской любви, то есть она жалеет своих детей, что они с ней намучаются, что она уже старая и приносит им, может быть, какие-то неудобства. Мать как раз проявляет свою любовь, что она не хотела бы этого, но проявляет такими словами. И говорить, что это какие-то слова, которые могут повлиять на Вашу жизнь, не совсем правильно. Человек говорит множество слов, в которых иногда не отдает себе отчет. Жаль, конечно, что она не ходит в храм, не исповедуется, не причащается.

В первую очередь я бы посоветовал Вам набраться терпения, взять себя в руки и понять, что если Вы не возлюбите маму, какая бы она ни была, Вы будете всю оставшуюся жизнь после ее ухода жалеть. Это понимает каждый человек, потерявший близкого, который даже, может быть, досаждал (мама или папа). После этого люди идут на исповедь с горькими рыданиями, что не донесли немощь мамы или папы, недодали им любви при жизни. Поэтому давайте любовь сейчас. А она проявляется в терпении, то есть нужно потерпеть немощи  другого человека и с любовью к нему относиться, не обращая внимания на его слова. Тогда Вы не совершите множества грехов и ошибок.

Если же Вы будете искать какое-то себе оправдание, мол, так ведете себя потому, что мать так говорит, – это всего лишь оправдания. Нужно возлюбить отца и мать и донести их немощи, чтобы наши дети донесли наши немощи до конца. Потому что все в зеркальном отражении: как вы будете относиться, так и к вам будут относиться. Поэтому потерпите. Если Вы не чувствуете любви к матери, молитесь, чтобы Господь умягчил Ваше сердце и дал Вам больше любви к маме. Но в первую очередь, конечно, попросите ее, чтобы она исповедовалась, причастилась. Если она не может выходить в храм, может быть, стоит позвать священника на дом. Позаботьтесь о ее душе, чтобы мама ушла подготовленной, а не только смотрящей телевизор.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, надо ли каяться в абортах, совершенных до крещения? Я в молодости сделала аборты, а крестилась в зрелом возрасте».

– По учению Церкви, взрослый человек, который приходит креститься, должен прийти к священнику на духовную беседу и исповедовать свои грехи. То есть он должен прежде крещения сначала прийти на исповедь. Священник не читает разрешительные молитвы, потому что человек еще не крещен, но Вы должны покаяться в своих согрешениях, которые были у Вас до Вашего желания принять крещение. Сейчас, если этого чина Вы не прошли, тогда Вам стоит сказать на исповеди, что до крещения у Вас были такие грехи, что Вы не смогли тогда сказать; так получилось, что Вас просто крестили без беседы со священником, а теперь хотите еще раз попросить у Господа прощения за все Ваши прегрешения.

– Следующий вопрос от телезрительницы из города Смоленска: «Что делать, если сын-подросток психопат? В храм ходит постоянно, причащается, но перемены в нем нет. Врачи говорят, что этот характер не изменить. Как Вы считаете?»

– В первую очередь возникает вопрос: речь о его психическом нездоровье? Если его назвали психопатом, это уже ближе к психиатрическому диагнозу. Если он психически не здоров, в прямом смысле слова, то здесь вообще даже нечего осуждать и раздражаться и чего-то требовать от него. Человек психически болен. Если он психически здоров, просто у него такой характер, значит, это показатель того, что, может быть, мы что-то недосмотрели в его воспитании, недодали что-то – и он вырос таким раздражительным, гневливым, необщительным.

Здесь нужно смотреть по-разному. Если у него психическое расстройство, это уже к врачам надо, его нужно лечить и молиться за него, терпеть его немощи, потому что он Ваш сын. Если же у него такого психического расстройства нет, а просто, как врачи говорят, характер, то он, естественно, воспринимается от родных, близких, но может быть и приобретенным. Здесь показатель того, насколько мы его воспитали, насколько, может быть, недосмотрели что-то в его воспитании. А так – носить его немощи, усиленно молиться о нем и все прощать, чтобы Господь простил и Вас.

– Вопрос телезрительницы: «Я со всеми переругалась. Мне нужно научиться смирению. И вообще как сделать первый шаг, для того чтобы жить в мире со всеми?»

– Это очень и очень серьезный вопрос, потому что мы понимаем: если мы со всеми переругались, значит, в нас нет ни смирения, ни терпения, ни кротости, ни тем более любви. Самое высшее проявление любви к Богу – это любовь к своим ближним. Сегодня почти весь вечер мы об этом говорим, о том, что нужно носить немощи других людей. Самое главное, нужно понять, что сразу приобрести смирение и терпение не получится. Но перед тем как ответить на какой-то вопрос, когда человек Вас спрашивает (либо Вам надо спросить его о чем-то), – никогда не торопитесь. На секунду задайте себе вопрос: как мне сказать так, чтобы человека не обидеть и в грех не впасть? И вот тогда Вы намного меньше согрешите. В душе, может быть, еще будут кипеть бури и страсти, негодование, но Вы будете держать их в себе и молиться, чтобы Господь помог приобрести смирение. Мы знаем, что в разговоре, когда человек начинает проявлять агрессию, осуждение, нужно в данный момент не поддаться на это, а постараться более спокойно и смиренно отвечать.

Очень хорошо говорил преподобный Ефрем Сирин, он был образцом покаяния. Его молитву мы читаем как образец покаяния Великим постом и делаем поклоны: «Господи, Владыко живота моего...» Он сам описывал свою жизнь и говорил, что был очень гневливым и раздражительным с юности, и всю жизнь он боролся с этим и победил. Мы знаем конец его жизни – преподобнический. Он очень хорошо сказал о том, что когда говорил, то очень много раскаивался, а когда молчал – не каялся ни разу. Удивительная фраза. То есть нужно больше молчать. Возьмите себе за правило вначале больше молчать, поменьше говорить и задавать себе больше вопросов о том, чтобы в разговоре не обидеть человека и набраться терпения. А когда внутри будут клокотать страсти, – на это есть Иисусова молитва; молитесь, чтобы Господь помог смириться.

Опять же совет: если у Вас нет духовника, то почитайте акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец», чтобы Она умягчила Ваше, как Вы считаете, жестокое сердце, чтобы помогла Вам набраться кротости и терпения, потому что Она является образцом кротости и терпения. От Нее никто не слышал лишних слов, осуждения. Вот Вам пример. Возьмите за правило в первую очередь следить за своим языком.

– Вопрос телезрительницы из города Нефтеюганска: «Не могу понять до сих пор: может быть, дело во мне или в священнике, которому я исповедуюсь. То есть на исповеди у меня душа как бы не облегчается, очень редко бывают моменты, когда летишь после исповеди на крыльях, так легко и радостно. Но последнее время проблем очень много: ровно год назад была трагедия, моя внучка попала в аварию; и очень тяжелая ситуация во взаимоотношениях с детьми. Но получается, что мне в домашней молитве, в домашней исповеди бывает легче, когда я со слезами, на коленях, с поклонами…

Еще Господь мне помогает тем, что мои мысли складываются в какие-то духовные стихотворные строчки. Мне сразу становится легче. Я не сочиняю, не придумываю, а беру ручку и пишу, и таким образом Господь мне помогает, облегчает мою душу. То есть после домашней исповеди у меня как бы нет нужды в церковной, хотя я регулярно хожу, как мне позволяет здоровье, на богослужения и исповедь. Я немощный человек, но прошу у Бога, чтобы Он мне дал возможность ходить на богослужения. Пока этим живу.

И еще прошу молитв о моей внучке, отроковице Нике. Год назад у нас произошла страшная автомобильная авария, погибли десять детей-спортсменов. Там была моя внучка, но она, к счастью, жива – вымолили. Просто такое чудо мне Господь показал, что ребенок до сих пор жив. Она на инвалидности, но мы надеемся на полное выздоровление. Я очень молю об этом Господа, чтобы Он привел ее в лоно Церкви, тогда она спасется. И будет возможность помолиться. Мы с ней с детства; этого ребенка я воспитывала до пяти лет, мы с ней ходили в храм, как только ее окрестили в три месяца. Она очень любит храм, все крестные ходы, и на колокольню я ее с двух лет поднимала. То есть ребенок с детства был при храме, но сейчас она далеко ушла, потому что с дочерью у меня очень напряженные отношения».

– Дай Бог здравия рабе Божией Нике. Давайте, дорогие братья и сестры, также помянем болящую рабу Божию Нику, чтобы Господь помог ей поправить свое здоровье. А Вам хотелось бы ответить одно, что мы в каждой вечерней молитве читаем повседневное исповедание грехов. На исповеди, когда человек приходит к священнику как к свидетелю, не всегда бывает какое-то слезное раскаяние. Бывает, такое раскаяние, как Вы рассказываете, приходит дома, когда человек молится. Это хорошо, замечательно, Господь видит Ваше раскаяние. Но факта прощения греха нет до тех пор, пока Вы не пройдете таинство Исповеди.

Вы должны понимать и ни в коем случае не осуждать священника, к которому Вы ходите. Вы идете на исповедь в первую очередь не к священнику, а к Богу. Господь все видел. И постарайтесь Богу чистосердечно покаяться, необязательно в рыданиях, необязательно с поклонами… Вы уже пережили в домашней молитве покаяние, а теперь исповедуйтесь перед священником как свидетелем Вашей исповеди, которому Господь дал власть разрешать или не разрешать грехи. Поэтому необязательно ждать после исповеди каких-то чувств, не нужно гнаться за чувствами. Вы должны чистосердечно, спокойно покаяться Богу, и священник читает разрешительную молитву, а Господь прощает Вам этот грех. Ни в коем случае не нужно гнаться за так называемой экзальтацией. А то, что Вы каетесь дома, – это замечательно, но по мере возможности ходите в храм на исповедь.

– Следующий вопрос: «Помогите понять суть фразы: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

– Как трактуют святые отцы, нищие духом – это люди смиренные, которые чувствуют себя нищими, обездоленными в смысле духовных дарований. Смиренный человек всегда наследует Царствие Небесное, потому что Господь говорит, что гордым Он противится, а смиренным дает благодать. Эта благодать смирения возникает из того же покаяния, которое мы должны иметь. И смиренный человек никогда не будет кого-то осуждать, никогда не будет завидовать, он будет жить своей жизнью, наблюдая только за собой, исправляя себя и таким образом достигая Царствия Небесного.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос относительно воскресных и праздничных дней. Существует расхожее мнение, что перед Причастием в воскресные и праздничные дни нужно вставать на колени. А другое мнение, что эти дни как малая пасха – и земные поклоны не полагаются. Как правильно поступить, чтобы не искушать ни себя, ни окружающих? И второй вопрос: после Причастия и после того, как подходим ко Кресту, можно ли целовать поручи у священника? Или после Причастия это тоже нежелательно?»

– Мы знаем, что в большие праздники и в воскресенье в храме много народу. И если мы будем в благоговении, как нам хотелось бы, делать земные поклоны, то будем мешать другим. Господь видит Ваше сокрушенное сердце, и в воскресные дни перед Причастием или большими двунадесятыми праздниками не нужно класть поклоны. То есть когда есть возглас «Святая святым», Вы можете отойти в сторонку и преклонить колена, чтобы не мешать другим. Но если сделаете земной поклон даже в воскресный день в храме, страшного греха не будет, это просто наш обычай. Сделать в благоговении земной поклон можно, не мешая другим.

Второй вопрос: можно ли прикладываться к поручам священника? Многие люди также задают вопрос, можно ли прикладываться к иконам, мощам. Естественно, можно, никакого греха в этом нет. Вы прикладываетесь к поручам священника не после Причастия, а после того, как уже запили. То есть сначала причащаетесь и идете запивать, чтобы никакие частички и Кровь не остались у Вас ни на губах, ни во рту. И, прикладываясь ко Кресту, к поручам священника, Вы абсолютно не оскверняетесь, потому что священник тоже причащался. Никакого греха в этом нет. Это, наоборот, суеверие, что нельзя прикладываться. Можно.

– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, что делать? Брат спивается, совсем молодой, на третьем курсе».

– Мы знаем, что болезнь наркомании, пьянства очень распространена. И у нас в России есть реабилитационные центры. Если человек готов и осознает, что он немощен, что это уже является большой проблемой, то можно его туда направить. Но в первую очередь, конечно же, усугубить молитву. Потому что молитва очень много может, особенно молитва родных за близкого человека. Есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Есть такое правило, на которое надо взять благословение у священника и сорок дней подряд читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Конечно же, это совершенно не значит, что если человек прочтет сорок дней этот акафист, то болезнь вдруг исчезнет. Эта болезнь очень серьезная, сложная, и нужно набраться терпения, молиться, просить человека исправиться, постараться его привести к осознанию, что он не прав. Если уже какие-то проблемы есть в прямом смысле слова с точки зрения здоровья, то есть это хронический алкоголизм, то здесь уже, может быть, без медикаментозного лечения не обойтись. То есть человеку нужно заниматься лечением, не упускать его, самое главное. Потому что Господь говорил: пьяницы Царствия Божьего не наследуют.

– Вопрос телезрительницы из города Ливны: «Я хотела бы задать вопрос о накоплениях. Церковь совсем против них? Ведь иногда бывают такие ситуации в жизни, когда накопления необходимы. Например, человек заболел или мечтает совершить паломническую поездку; все равно же она стоит денег».

– Копить деньги специально не нужно. Это сребролюбие, когда человек копит деньги только ради того, чтобы накопить. В этом только и проявляется грех. А так человек должен откладывать: у него должны быть средства на какие-то непредвиденные случаи. Никакого греха в этом нет. Собирать деньги на какую-то паломническую поездку либо на какую-то вещь, которую человек хочет купить, – здесь тоже нет греха. Другое дело, если говорится о накоплении, когда человек просто пристрастен к деньгам и хочет, чтобы их  было больше, больше, и собирает деньги просто ради того, чтобы они были. Вот это грех. А копить на что-то и держать деньги, как у нас говорят, на черный день, на какое-то трудное время вполне можно и нужно. Никакого греха в этом нет.

– Следующий вопрос от телезрителя: «Для чего Бог Отец сотворил Сына? Почему ислам отвергает Троицу?»

– Это не совсем корректный вопрос, потому что Бог Отец не сотворял Сына. Мы исповедуем, что Господь был изначально в Троице: Отец, Сын и Святой Дух. Бог есть Дух, но Он состоит из трех Ипостасей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Другое дело, что явилась в мир Ипостась Святой Троицы – Господь Иисус Христос. Его не приняли мусульмане. Мы знаем, что Магомет был против такого, как он считал, многобожия: что три Бога. У нас не три Бога, у нас один Бог, но Он проявляет Себя в трех Ипостасях. Для людей малообразованных иногда бывает очень сложно понять, как может быть Бог один, но состоять из трех Ипостасей. На это есть богословские учения, но если мы сейчас начнем их разбирать, то углубимся очень далеко и надолго.

Самое главное, мусульмане веруют в одного Бога, у них Бог – Аллах (в переводе это опять же «Бог»). Когда они говорят «Аллах акбар», для верующего человека это как-то страшно звучит, но перевод обычный: «Бог велик». Просто это сказано по-арабски. Поэтому они веруют просто в Бога, не отвергая Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Которого Магомет причислил к древним ветхозаветным пророкам, таким же, как Авраам, Исаак, Яков. И вот у них есть пророк Иса, это и есть Иисус Христос. Магомет не принял Его, как многие люди, и иудеи не приняли Его, и язычники, и неверующие люди. Также и мусульмане, следуя традиции учения Магомета, не приняли Иисуса Христа как Вторую Ипостась Святой Троицы, считая, что Он великий пророк. А Божия Матерь – Мать великого пророка. Поэтому ни один мусульманин не имеет права сказать что-то плохое против Иисуса Христа и против Божией Матери. Для них Он пророк.

– Вопрос телезрительницы: «Какие акафисты более важные, более почитаемые? Есть акафисты Богородице (их очень много), Николаю Чудотворцу. В храме бывают более почитаемые праздники, потому хотела спросить и про акафисты. И еще, допустим, не всегда бывает время прочесть полностью акафист, это занимает более тридцати минут. Можно ли читать частями в течение дня? Будет ли это считаться, что я читаю акафист? И сколько времени его читать? Я долго читаю, но бывают перерывы: допустим, не каждый день; бывает, вообще нет времени или нездоровится».

– Повторюсь: брать на себя какой-то молитвенный подвиг, добавлять к обычному правилу, которое состоит из утренних, вечерних молитв, главы из Евангелия и Апостола, акафисты, каноны – все это нужно стараться делать с благословения. Второе: хотелось бы ответить, что нет какого-то главного акафиста Божией Матери. Это только у нас в России множество акафистов. Например, в Греции нет других акафистов, кроме одного: «Радуйся, Невесто неневестная». Это самый главный акафист, который они читают Божией Матери. Божия Мать одна, другое дело, что Она проявила Свою милость к людям через различные чудотворные иконы.  И порыв русского человека всегда был как-то особо прославить определенную икону.

Греха нет читать акафист; даже если у Вас не получается читать его полностью, можете читать понемногу. Только самое главное – читать со вниманием. Не значит быстрее пробубнить, прочитать, не нужно себе ставить «галочку», что вот прочел – моя душа может быть спокойна. Самое главное – помолиться. Помолитесь, сколько у Вас есть возможности. Нет возможности прочитать полный акафист – не надо из-за этого отчаиваться. Нет возможности читать акафист каждый день – то же самое.

Но если Вы берете благословение у священника читать каждый день определенный акафист, то тогда должны исполнять это благословение. Может быть, стоит подойти к священнику и попросить благословения читать по мере своих сил, иногда молиться акафистным пением. А какая из икон Вам ближе, по душе – перед той и молитесь. Но нужно понимать, что Божия Матерь одна, поэтому есть один акафист для всей Православной Церкви – «Радуйся, Невесто неневестная».

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела задать вопрос по поводу чтения Псалтири.  Стараюсь вечером читать по одной кафизме, но когда читаю не в переводе, не совсем понимаю. Можно ли читать Псалтирь в русском переводе?»

– Как мы уже говорили, акафист, Евангелие или Псалтирь можно читать и на славянском, и на русском. Разница в шрифте небольшая; самое главное, чтобы Вы больше понимали и лучше молились. А на каком языке будете это делать – разницы нет.

– Следующий вопрос: «Можно ли венчаться с мужем, который не воцерковлен? У меня рак груди, с Божией помощью сейчас ремиссия. Двадцать лет прожили вместе».

– Любое благочестивое желание замечательно. Если муж не против венчаться, то можете венчаться. Самое главное, чтобы он согласился венчаться. Пусть, может быть, он еще не пришел к осознанию того, чтобы постоянно ходить в храм. Это было бы замечательно. Но Вы же прожили с ним двадцать лет; у Вас, наверное, есть дети. Вы уже муж и жена перед Богом. И гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, не считается грехом, как некоторые люди думают. Это брак, но еще не освященный Церковью.

Апостол Павел очень хорошо говорит, что неверующий муж освящается верующей женой, а неверующая жена освящается верующим мужем. Если он согласен, что Вы будете исполнять посты, воздерживаться от супружеской близости во время постов, готовить себе постную пищу, будете ходить в храм, если он не против этого, не против того, что Вы верующая, то можно венчаться. Если же он будет настаивать на том, чтобы Вы не ходили в храм, не исповедовались, не причащались, притеснять Вас с точки зрения веры, то здесь уже венчаться невозможно.

– Вопрос телезрительницы: «Записка о здравии моих близких случайно попала на панихидный стол – и батюшка прочитал их за упокой. Что мне делать? Как быть?»

– В первую очередь не надо поддаваться никакой панике, бывают различные коллизии, но Вы же понимаете, что Господь все видит. И священник сделал это не нарочно; может быть, как-то затерялись записки среди заупокойных. Это совершенно не значит, что это будет смертельным грехом либо каким-то проклятием. Просто недопонимание; не обращайте на это внимание. Это не смертельно, ничего страшного не произойдет, потому что Господь все видит.

– Следующий вопрос: «Прочитала, что пожелание удачи – это пожелание беса; нужно желать благополучия и Божией помощи. Насколько это правда?»

– Желать человеку здравия и каких-то добрых благодеяний – никакого греха в этом нет совершенно. Если это пожелание беса, то тогда это должно быть зложелательство, тогда это от бесов, а когда человек желает здравия, семейного благополучия, даже материальных каких-то благ, к которым человек благочестиво стремится, – никакого греха в этом нет совершенно. В Церкви принято, когда мы поздравляем человека с днем рождения, с днем тезоименитства, говорить коротко, но емко: желаем здравия и спасения. Здравия здесь, на земле. Чтобы Господь давал телесное здравие, все остальное приложится: какие бы ни были неприятности, проблемы, все можно пережить, кроме того, когда человек заболевает. И спасения духовного. Если Вас что-то смущает, говорите: «здравия и спасения». Можно так говорить. Но пожелать каких-то добрых, хороших дел – почему нет? Пожелать преуспеяния в добродетели, в профессии. Никакого греха в этом нет, это не зложелательство, а благопожелание. 

– Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, желаю, чтобы Господь помогал вам духовно возрастать, чтобы Он помогал вам набираться терпения, смирения, кротости. А все это можно сделать только тогда, когда вы будете стараться жить по заповедям Христовым. Помощи вам Божией в вашем доброделании, здравия и спасения. Помогай Господь!

Ведущий Денис Береснев

 Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы