Архипастырь. Победа

3 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе, Дмитрий!

– Это наша первая встреча в прямом эфире после встречи во время Великого поста, поэтому хотелось бы в первую очередь услышать от Вас небольшое поздравление, может быть, пасхальное назидание. Все-таки Пасха длится до Вознесения Господня, и мы об этом иногда забываем, памятуя, что Пасха – это пасхальный день и Светлая седмица после нее.

– Мы сейчас с Вами не забудем. Я сейчас Вам скажу: дорогой Дмитрий, Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– А теперь я скажу эти же слова пасхального приветствия дорогим телезрителям. Дорогие телезрители телеканала «Союз», Христос воскресе!

– И услышали множество голосов…

– Я очами веры зрю и надеюсь, что сейчас у телеэкранов наши зрители произнесли эти слова пасхального приветствия. Надеюсь, что эти слова звучат в ваших домах, ваших сердцах. Уж не как у преподобного Серафима Саровского – 365 дней в году; хотя бы с дня Светлого Воскресения в течение сорока дней до отдания этого светлого праздника, чтобы каждый день был наполнен воспоминанием, свидетельством о Светлом Воскресении Христовом. Чтобы об этом напоминали не только куличики и яйца на ваших столах. Есть такая традиция – до отдания Пасхи люди старались каждый день пасхальное яичко скушать, съесть частичку пасхального кулича. Это будет напоминать о празднике; но и, конечно, вдыхать воздух Пасхи в храме Божием за богослужением, когда любое богослужение начинается с пасхальных тропарей, все красное, все ликует. Чтобы от этого ликования мы не уставали, чтобы всегда хотели его впитывать. Сейчас земля очень хочет впитывать воду, чтобы потом выросло много зелени. Так вот, чтобы в нашей душе выросли какие-то духовные плоды, сейчас надо очень жадно, всею душою впитывать пасхальную радость, которая наиболее изобильно разливается за пасхальным богослужением и за дружеским общением.

– Хороший вопрос сегодня задали и нашим коллегам, которые сидят сейчас за кадром: а вы знаете, что Христос воскрес? Наверное, и нашим зрителям можно сегодня пожелать задавать такие же вопрошания своим родным и близким.

Пасхальные ноты победы над смертью в эти дни дополняются еще и нотами победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Сейчас полным ходом идет подготовка к празднованию, проходят репетиции парадов, смотры военной техники. Готовят концертные площадки к различным мероприятиям, которые в эти дни будут проходить – до 9 Мая, в сам праздник и после него. Что самое главное для нас в эти дни, для тех, кто не задействован в организационном процессе,  для тех, для кого это память о наших предках?

– Самое главное – Христос воскрес и победил смерть, победил зло и дал силы людям побеждать зло, прежде всего внутри себя, а потом вовне. Это все очень связано. Великая Отечественная война и та победа, которую одержал наш народ в 1945 году, была духовная победа, безусловно. Это была победа добра над злом. Победил тот народ, который был богоносцем. Святая Русь, святой соборный русский народ, отвернувшийся ранее от веры, пошел, купился на обещания свободы, равенства, братства и потерял эту благую ношу (богоносец – значит, носит на своих плечах Бога). Народ сбросил во многом с себя эту благую ношу. Господь в ответ, не желая лишить наш народ этой ноши, послал, как и ранее в истории, на богоизбранный народ какие-то беды, наказания, смирял.

Господь попустил быть такому искушению… И  близкий нам германский народ – практически родной нам народ… Мы живем в Екатеринбурге. Екатеринбург начинали строить не кто-нибудь, а немцы – люди, знающие горное дело, которые в свое время при царе Петре и дальнейших правителях строили этот  город, разрабатывали недра. То же самое было по всему лицу нашей страны – сколько немецких колоний, сколько этих людей трудилось! Сколько людей, пришедших из Германии, были на наших престолах! Святая страстотерпица мученица царица Александра и ее сестра Елизавета Федоровна были уроженками немецкой земли. В жилах императора Николая Александровича текла всего лишь 1/64 часть русской крови, а так во многом это была кровь людей, живших в Европе.

Сколько связей, сколько отношений, как связаны были европейская и русская культуры! Но было так попущено, что народ, который несколько ранее отвернулся от полноты веры и благодати, напал на народ, который позже отвернулся от этого же сокровища. В такой войне, в таком кровопролитии многие люди и с одной, и с другой стороны пришли к пониманию настоящих ценностей. Ценность не в политическом строе, не в классовом устройстве общества. Она в отношении Бога с человеком, человека с Богом и человека с человеком.

Победа над злом была в 1945 году. Эта борьба, эта победа продолжается, когда мы вспоминаем те события. Вот когда мы вспоминаем Пасху Христову, хотя она была две тысячи лет назад, мы же приобщаемся к ней, наполняемся ею, имеем возможность жить этой Пасхой сегодня? Если мы вспоминаем победу нашего народа в Великой Отечественной войне, точно так же мы можем приобщаться к лучшим образцам, лучшим личностям, лучшим подвигам, подражать лучшим людям, жившим тогда, о которых мы узнаем, когда изучаем эту эпоху. В любом случае мы говорим, что зло должно быть побеждено – и внутри, и вовне, и стараемся своими трудами, своими воспоминаниями к этому приблизиться. А парады военной техники, или какие-то шествия, или изучение истории, чтение книг, просмотр фильмов – это все путь к тому, чтобы научиться это делать. Примерно так.

Много что делается сейчас, чтобы в памяти молодых людей заложить должное, правильное отношение к событиям середины ХХ века. Конечно же, и верующие люди тоже не лишаются такой возможности. Мы работаем с молодежью. Владыка митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к жителям нашего региона: постараемся, чтобы наша вера была не сокрыта где-то в глубинах нашей жизни, а чтобы она имела и внешнее действие, чтобы мы учились верить и действовали. Даже возник такой слоган: мы верим и действуем. Владыка призвал все слои населения действовать. Очень много интересного произошло со времени этого призыва, например замечательный пасхальный крестный ход, который прошел с участием молодежи, совершенно массовый. Никогда у нас десять тысяч человек не выходило на пасхальные шествия.

Я знаю, что 1 мая, а также сегодня дети посещали ветеранов. Ветеранов можно по-разному посещать. Кто-то в прошлые годы приходил к ним домой, или в больницу, или в дом престарелых, смотря где они находились, как-то утешал их в эти дни. Но каждый год число живых ветеранов уменьшается, даже детей войны совсем немного. Зато больше становится могилок. Эти могилки зачастую неухоженные, заброшенные. Вот ребята выходят на кладбище, находят такие заброшенные могилки ветеранов, приводят их в порядок, расчищают от травы, моют, чистят, красят, сажают цветочки. Конечно же, молятся за души этих усопших людей. И я думаю, что этим приносят радость не только самим ветеранам, победителям, чьи души уже находятся в мире ином, но и себе оказывают колоссальную помощь этим. Потому что поучаствовать в таком деле – своими руками убрать могилку неизвестного солдата – это школа, гарантия, что потом, когда родители этих детей будут в могилке, дети будут знать и понимать, что надо прийти на могилку, убрать ее, помянуть ушедших, помолиться. То есть закладываются какие-то очень правильные понятия, правильное отношения в души ребят. Готовимся к параду, к участию в акции «Бессмертный полк». Есть такая возможность, и мы стараемся это делать.

– Об этом мы еще поговорим, а сейчас вопрос от телезрительницы: «В Псалтири есть слова: „Упокой, Господи, души усопших … и душам нашим полезная сотвори“. Можно ли при этом перечислять души, или нужно только просто фразу „душам нашим“? Второй вопрос: я увлекаюсь вязанием и шитьем. Моя мама говорит, что в субботу вязать можно только до четырех часов, а в воскресенье вообще нельзя вязать. И всю пасхальную неделю.

Мне ни один батюшка не может ответить на этот вопрос, а я не хочу грешить. Сориентируйте меня, пожалуйста, когда можно этим заниматься. Конечно, это для Вас странный вопрос, может быть, но для меня нет».

Вам ни один батюшка ответить не смог, зато ответит владыка Евгений.

– Давайте попытаемся. Вы читаете Псалтирь. В самой Псалтири таких слов «упокой, Господи, души усопших раб Твоих» нет, это молитва, которая прилагается к Псалтири, когда читают Псалтирь, а потом поминают людей живых и усопших. Любая молитва – это обращение к Богу. К Богу мы обращаемся с актуальными просьбами. Для нас актуально, нужно, важно, чтобы люди усопшие были утешены. Вы просите – это хорошо, Бог принимает. Поэтому хорошо Вы делаете, продолжайте поминать усопших. Вы говорите: и нашим душам тоже подай, Господи, чего-то хорошего. Прекрасно. Господь же хочет, чтобы души людей были просвещены Божией благодатью. Вы об этом просите – просите, в этом не будет ни тени какого-то греха, если  будете называть поименно каких-то людей, душам которых Вы желаете блага и добра. Это Ваше усердие будет принято Богом. Вне сомнения. Польза будет принесена, Ваши труды будут не бесплодны.

Что касается вязания, я бы не стал отделять, что вязанием тогда можно заниматься, а тогда нельзя… А другими делами? К примеру, рисованием можно в субботу после 16.00 заниматься? А копанием огорода? А сажанием семян? А постриганием травы, сбором плодов? Когда можно вообще делать, а когда нельзя? Давайте так. Есть заповедь Божия: шесть дней работай, а один день посвяти Господу Богу. С понедельника по субботу работай, а один день посвяти Господу Богу. Ваша мама говорит, будто в субботу с 16.00 часов уже не стоит вязать, – напомню, как правило, по субботам в каких-то храмах в 16.00, в каких-то в 17.00 часов начинается вечернее воскресное богослужение. Речь идет о том, что верующий православный христианин в субботу в 16.00, 17.00 (в некоторых храмах в 18.00) часов идет на службу. А на службе не принято вязать. Если Вы придете, сядете с клубком и будете вязать,будет несообразица. Поэтому если Вы верующая православная христианка, если у Вас нормальное здоровье, ножки ходят, то правильно Вам будет в субботу прийти в храм на вечернюю службу и в это время не вязать.

А если, например, нездоровится, не можете пойти на службу, храма рядом нет (хотя в Салде-то (город телезрительницы) храм есть, там такие возможности предоставляются), то есть если у кого-то нет такой возможности, то они включают канал «Союз», смотрят трансляцию вечернего воскресного богослужения, и тоже правильно, если в это время будут заниматься не шитьем, вязанием или другими житейскими делами, но молитвой. Это будет пользой, это будет полноценное посвящение себя, ума, сердца, времени, рук Богу. То же касается воскресного дня. Мы его начинаем с богослужения, продолжением богослужения является трапеза. А потом очень хорошо, если люди стараются какие-то добрые дела ради Христа сделать. Можно навестить тех, кого не навещали, можно открыть божественную книгу, которую Вы не читали, – книгу Священного Писания или о подвигах святых, почитать и это время посвятить Богу. Примерно так же, часов до 16.00 воскресенья. Это будет Ваша жертва, которую Вы Богу принесете. А потом с 16.00 или 17.00 часов берите Ваши клубочки, ниточки, вяжите, и будет Вам утешение.

Еще такой секрет. Некоторые благочестивые люди, христиане, вязание воспринимают как духовное делание. На каждом узелке, который в петельку зацепляют, они произносят молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, прости мне мои грехи». И так потихонечку вяжут и сочетают внешний труд руками с молитвой. Это является духовным трудом, духовной пользой. Кстати, так монахи во многих монастырях подвизаются рукоделием и молитвой. Это тоже будет освящать Вашу жизнь. Только вязание будет с пользой, а то, что Вы свяжете и потом кому-то подарите, будет согревать не только тело того человека, но и душу тоже. Как интересно с этим всем…

– Сегодняшнюю программу мы начали возгласами «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» и надеемся, что большинство наших зрителей на эту весть нам ответили. Телезрительница Людмила «ВКонтакте» пишет: “Воистину воскресе!”, отвечая на эту благую весть.

Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя, и даже Интернет! Спасибо Вам, воистину воскресе Христос! Будем это помнить, этим жить.

Есть еще один вопрос от телезрителя: «В 20-й главе от Иоанна есть такие слова, когда Христос явился к ученикам: „Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас в мир“. Сказал это, дунул на них и произнес: „Примите Дух Святой“. Как это сочетается с нашим Символом веры?»

– Наверное, вопрос в том, как это сочетается с Символом веры, где говорится, что Дух Святой («…Иже от Отца исходящаго») от Отца исходит. Знаете, здесь противоречий не возникает. Есть целая наука – догматическое богословие, в которой очень подробно разбираются догматы Церкви, в том числе догмат о Духе Святом, о том, Кто есть Дух Святой и в каких отношениях Он состоит с другими двумя Лицами Святой Троицы, какие Его ипостасные свойства. Ипостасные свойства – Дух Святой исходит. Христианское учение, учение православной веры свидетельствует, что Он исходит от Отца.

Мы помним, что в более позднее время горячие головы от своего рассуждения стали добавлять: от Отца и от Сына исходит Дух Святой. Это то знаменитое филиокве, которое было добавлено западными богословами в Символ веры, что стало одним из существенных факторов раскола в Церкви, когда от вселенской полноты Церкви отделились западные Церкви, которые именуются римо-католическими, папистскими и иными.

Господь дунул на учеников и сказал им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся, имже удержите грехи, удержатся. Да, Господь дунул и сказал так. Но это не говорит о том, что Богочеловек Иисус Христос является источником Духа Святого. Как Господь говорит: Я и Отец – одно. Есть интересное богословское высказывание о творении мира. Мир сотворил Бог. Есть такая формулировка, что Бог творил мир через Сына в Духе Святом. То есть вся Святая Троица участвовала в творении мира. Действия одной из ипостасей нельзя отделить от действий другой. Это нераздельность единосущна и в действии выражается при творении: Бог творил Сыном в Духе Святом. То, что Сын, воскресший Богочеловек Иисус Христос, посылает ученикам Дух Святой, не говорит о том, что Дух начинает исходить от Сына, становясь служебной единицей, служебным органом передачи.

 

Приведу аналогию, которая не в полной мере, не буквально передает смысл произошедшего, но все-таки поможет нам понять, что произошло в этот день. Мы все пользуемся электричеством и знаем, что электричество  можем найти в розетке. Мы подключаем электроприборы, и оттуда начинает исходить электрический ток, сила электричества. Но никому не придет в голову говорить, что электрическая розетка или провод являются источниками электричества. Они являются лишь проводниками. Так и называется – электропровод. А рождается эта сила электричества в генераторах,  электростанциях и переходит по проводам. Провода, электростанция, электророзетка – это элементы одной системы электроснабжения.

В божественных сферах  Дух Святой, исходя из Отца (в 20-й главе Евангелия от Иоанна), через Сына нисходит на учеников, апостолов. А в день Пятидесятницы Дух Святой исходит уже от Отца. Об этом говорит Христос: если Я не уйду от вас, то Дух Святой не придет к вам (ср.: Ин. 16, 7). Думаю, буквализм в попытках толковать Священное Писание, Священную историю может привести к очень печальным последствиям. Поэтому люди святой жизни рекомендуют Евангелие, Священное Писание Ветхого Завета и апостольские послания читать, изучать, с ними знакомиться, но прежде чем толковать, ознакомиться, как толковали эти слова люди святой жизни, святые отцы. И вот святоотеческое понимание помогает нашему уму, нашему человеческому пониманию приблизиться к истинному смыслу Священного Писания.

– Мы чуть ранее говорили о том, как провести дни празднования Великой Победы, в том числе привели пример доброго начинания Екатеринбургской епархии, когда молодежь прибирает могилки ветеранов Великой Отечественной войны. Действительно, придет время, когда ветеранов не останется, их сейчас уже очень немного.

Одно из проявлений того, как еще можно почтить память наших павших предков, воевавших родственников, – это набирающая все большую популярность акция «Бессмертный полк», которая, можно сказать, стала общенациональной. Наверное, это один из способов напомнить о цене победы и самому себе, и всем, кто наблюдает за этим шествием.

– Конечно. И если наблюдать за этим шествием через экран телевизора хорошо, то гораздо большее действие на человека оказывает участие в таком шествии. Это то же самое, что смотреть по телевизору богослужение или поучаствовать в нем самому. Совершенно разные действия. Все равно что смотреть прекрасную картину, где художник вывел натюрморт пышного обеда, – или покушать пусть не такой пышный, но твой обед, который насыщает. Конечно, участие в такого рода мероприятиях важно и полезно лично для каждого участника.

Я с сожалением констатирую факт, что за все годы, пока совершалась акция «Бессмертный полк», лично я не участвовал в ней. Не складывались обстоятельства, я так себе говорю, хотя совершенно неравнодушно, внимательно относился и отношусь к этому деянию. Очень надеюсь, что в нынешнем году, уже через несколько дней, 9 мая, все-таки сподоблюсь так расставить приоритеты и дела, чтобы принять участие в шествии Бессмертного полка по нашей Русской земле. Считаю, что это очень важно лично для меня. Но идти, держать в руках фотографию человека, который воевал, родственника, и перед этим не вспомнить, что же он сделал, в чем заключалось его участие в войне, чем он жил, кто он был, – нельзя. Естественно, это сближает, это чрезвычайно полезно.

Думаю, у верующего человека это должно сочетаться с молитвой. Мы в любом случае поминаем своих родственников, но 9 мая по благословению Святейшего Патриарха совершается особое поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани жизнь свою положивших или умерших после. Конечно, я поучаствую и в этой молитве, помолюсь сугубо за своих родных и неродных, за героев.  Конечно, всех родных, которые участвовали в войне, героев будет трудно вывести, их много, но хотя бы ближайших по времени и воспоминаниям. Да, постараюсь пройти по улицам нашего города.

– Будем надеяться, что удастся пройтись и рассказать всем о подвиге своих родных.

– Думаю, рассказать-то на этом шествии вряд ли кому-то о чем-то удастся…

– Но сам факт того, что люди смогут увидеть годы жизни… А если кто-то спросит, если наша съемочная группа Вас встретит на этом шествии, Вы расскажете. После ответа на звонок владыка, может быть, расскажет и о своем прадеде, немного о своих родных и близких, которые воевали.

Вопрос телезрительницы: «Господь дал Моисею заповеди. Например, «не убий». Как объяснить детям, когда завоевывается земля обетованная, что израильтяне под руководством Иисуса Навина все-таки убивают людей? Или судья Самсон убивает себя и нечестивых филистимлян. Как объяснить такое с первого взгляда несоответствие?»

– Спасибо за такой вопрос. Или дальше мы можем продолжить. Есть заповедь не убивать, а война, которую мы сейчас вспоминаем, – это тоже убийство, кровь. Получается, люди, которые причастны к войне, к победе, вне зависимости, находился человек у пушки, пулемета или был у станка, изготавливал снаряды и отливал патроны, – тоже причастен к этому убийству, кровопролитию.

Такая рассудительность нам нужна, важна. Господь Бог нам сказал: не убий. Но мы читаем Священное Писание Ветхого Завета, и там неоднократно упоминается, как Сам Господь совершил убийство. Еще до того, как были даны заповеди, Господь навел потоп на землю и вообще убил источник жизни, людей, заливая их водой. Или жителей города Содома поливает серой, и они, бедные, принимают мучительную смерть. Или в повествовании, близкому к тому времени, когда давали заповеди, говорится о том, как некие соратники Моисея желали самостоятельно решать, как им молиться, как приносить жертвы Богу, взяли на себя сакральное действие, священническое служение, за что были поглощены землей.

Таких примеров, когда Бог лишает жизни людей, наказывая их, в Священном Писании предостаточно. Или когда один человек убивает другого. В Священном Писании, а потом в Книге Исход описывается, а в Псалтири вновь приводится на память, что был такой герой Священной истории по имени Финеес, убивший своей рукой людей, которые публично, глумясь, совершали грех. Это убийство было вменено Финеесу в праведность.

Действительно, нам, взрослым, есть о чем порассуждать, а детям это объяснить непросто. Но давайте попытаемся коротко объяснить, почему Господь дает такую заповедь и почему позволяет и Себе, и другим людям лишать жизни других, прекращать течение жизни человека на земле.

Вопрос о ценностях. Кто или что есть главная ценность на земле? Ответ очевиден: главной ценностью является Господь Бог, Творец неба и земли, Источник жизни; Тот, Кто создал эту жизнь, дал каждому человеку лично эту жизнь. Он является главной ценностью. Что является главной ценностью для человека? Ответ тоже очевиден: отношения с Источником жизни. Если есть отношения, эти отношения правильные, то человек в полную меру живет – и телесно, и духовно. А если эти отношения прерываются, то наступает смерть. Смерть прежде всего духовная, а потом и телесная.

И когда читаем заповедь «не убий», у нас сразу мысль: не бери нож, оружие, не убивай. А давайте посмотрим шире: не убий – это значит: сохраняй жизнь, жизнь телесную и духовную. Сохраняй жизнь не только временную, но и вечную. Господь в эту заповедь вкладывает такой смысл: просто так, бездумно ничего не делай, сохраняй жизнь духовную и телесную. Если ради пользы жизни вечной нужно принести в жертву жизнь временную, то принеси. Не убивай свою вечность ради того, чтобы сохранить короткую временность. Об этом нам свидетельствуют святые мученики. Они отдают свои временные жизни, идут на страдания ради того, чтобы самим не лишиться жизни вечной, не убить свою вечную душу; и другим людям – свидетелям этого страдания (очевидцам или потомкам, которые о нем читают) дать урок сохранения своей вечной жизни. Поэтому если мы говорим о заповеди «не убий», то есть «не останавливай чужой жизни», мы в нее вкладываем два смысла – и жизни вечной, и жизни земной.

А рассудить в каких-то ситуациях, как поступить – убивать или не убивать… Ведь можно и словом убить. Какое слово мне произнести, чтобы не произвести убийства бессмертной души человека или его тела? Это вопросы смысла жизни каждого человека. Война состоит не только из побоищ, сражений; события Священного Писания – не только из путешествий народа, а из конкретных личностей, конкретных жизненных историй, конкретных людей, из их жизненного опыта, мелких грешков, из которых потом сложилась большая человеческая немощь, большая подлость и, соответственно, убийство, лишение жизни вечной и временной. Или, наоборот, жизнь состояла из маленьких подвигов, в результате которых человек совершил вхождение в вечность.

Посему если  Бог повелевает какому-то человеку: иди и сделай… Вот повелел Господь пророку Самсону совершить убийство или Аврааму воевать против царей, которые взяли в плен Лота, – он слушает Бога, Источник жизни, и идет. Он идет не для того, чтобы кого-то убить или живодерство совершать, а для того, чтобы исполнить то, что ему повелел Бог. Если мы учимся общаться с Богом, читаем Священное Писание, отделяем себя от грехов в таинстве Исповеди, если  участвуем в таинствах, то эта ниточка общения между человеком и Богом, этот проводок, который соединяет наш ум, наше сердце с Богом, развивается, работает. И мы имеем возможность получать от Бога правильное толкование ситуации, это помогает находить правильное решение, как быть, как поступить. Если в какой-то ситуации Бог человеку или народу указывает, что необходимо вступить в бой, принести в жертву себя или окружающих, то не ради страстей, не ради того, чтобы просто пролить кровь или завоевать кого-то, а ради высших целей – просвещения души одного, другого человека, народа. Если мы так делаем, то не вступаем в противоречие с Богом.

Что касается детей, им нужно рассказать о подвиге, о правде, о добре и зле. Если видим зло, то со злом нужно бороться, даже ценою собственной жизни противостоять злу. Если они будут расти, читая Священное Писание, находясь в Церкви, то уже взрослыми в полной мере поймут полный смысл того, о чем мы с вами говорим, и смогут принять свои подвижнические решения – принести в жертву свою жизнь или привести на эту землю жизнь в лице своих детей и воспитать их так, чтобы они могли жить и в этой земной жизни, и в вечности.

– Ранее мы говорили об акции «Бессмертный полк». Вы сказали, что если будет возможность, Вы бы с удовольствием приняли участие в этой акции. С чьим портретом Вы прошли бы это шествие вместе с народом?

– Я надеюсь, даже без приставки «бы» я хотел бы пройти это шествие. Мои родители родились в военные или в самые ранние послевоенные годы, они не принимали участия в Великой Отечественной войне. А дедушки, конечно, принимали – и по маминой линии, и по папиной были военнослужащими. Мамин папа воевал, был пехотинцем. Был награжден медалями за участие в боях Великой Отечественной войны. Дед по папиной линии Николай Семенович был моряком, начинал службу матросом. Во время войны был комендантом порта Владивосток. Ко всему, что было связано с военными действиями на восточных рубежах, он имел самое прямое отношение, к поставкам вооружений, которые шли к нам по ленд-лизу, к отправке их дальше через всю страну на западные фронты. Потом участвовал в войне с японцами. Даже был награжден орденом Корейской Народной Республики, потому что и там принял участие в продолжении Второй мировой войны.

– Простите, тот, о ком Вы сейчас рассказываете, – это дедушка, чью фотографию мы можем показать зрителям?

– Да.

– Тогда попросим нашего режиссера показать фото.

– Да, это родной дедушка, уроженец Рязани. Всю жизнь прослужил моряком в чине (как это по-морскому называется) капитана второго ранга, то есть подполковника. Он отошел в мир иной, но я его застал. Погребен на своей родине в Рязани. Его родной брат служил на Балтийском флоте, тоже награжден орденами и медалями – Красной Звезды, «За боевые заслуги». Еще какие-то награды у него были. Люди в полной мере вкусили войну, и слава Богу, что мне довелось застать их, видеть, общаться с ними и сейчас иметь на руках какие-то документы, свидетельства о доброй, честной жизни своих дедов.

Кстати, в свое время, когда мои прародители были детьми, они имели возможность учиться на добрых боевых примерах своих отцов и дедов, потому что была возможность познакомиться и с более ранними предками. Они воевали на фронтах Российской империи, в балканских войнах, в Первой мировой войне воевали и погибали. Получали ранения, получали какие-то награды и были достойными защитниками своего Отечества. Я понимаю, что примеры тех пра-пра-прадедов вдохновляли и дедов на то, чтобы быть защитниками своей Родины. А сегодня для меня они являются тоже учителями жизни.

– Спасибо Вам за этот личный рассказ. Татьяна в социальной сети «ВКонтакте» пишет: «Христос воскресе! Мне 64 года. Бог пришел в мою жизнь после смерти мамы восемь лет назад. Дети мои очень недовольны, что я воцерковилась. Вчера, когда я прощалась с внучками (им 3 и 4 года), они попросили: бабушка, благослови! Когда это услышала дочь, то поставила мне условие, чтобы я больше о Боге при детях не упоминала, иначе больше их не увижу. Как мне быть?»

– Видите, Вы не так давно пришли к вере, к Богу. А до этого ведь у Вас была жизнь, и в этой жизни тоже, наверное, были какие-то категоричные высказывания, отрицание божественных истин. Вы были вне той полноты благодати, с которой сегодня соприкоснулись. Вполне возможно, что двадцать или тридцать лет назад, если бы Вы оказались на месте своих детей, а бабушка благословляла бы или что-то говорила, может быть, Вы бы тоже категорично, в штыки это восприняли, резкие слова высказывали. Поэтому к такого рода конфликтным ситуациям нужно относиться мудро.

Конечно же, не нужно раздувать этот конфликт, не начинать озлобляться или обижаться. Относиться к Вашим детям, которые не дают благословлять внуков, как к неразумным детям. Попросить у Бога прощения на исповеди, что не воспитала должным образом своих детей, не воспитала в вере, потому что сама не была воспитана. Может быть, не воспитала их в уважении,  благоговении к родителям. Потому что ведь есть такие дети, которые, может быть, сами в Бога не верят, но так уважают своих родителей, что если родитель желает что-то сделать (благословить детей или пойти с ними в храм), то не возникает даже мысли им перечить, потому что они воспитаны в глубоком уважении к своим родным предкам.

Стоит попросить прощения у Бога и помолиться: «Господи, пожалуйста, научи и вразуми меня и детей моих, как быть, как вести себя, чтобы радость общения с Богом не была источником конфликта». Помолитесь, попросите этого у Бога, помолитесь за детей, за внуков. И постарайтесь, чтобы всякое упоминание о Боге (ведь есть такая заповедь – не поминай имя Божие всуе) не было всуе, не было какого-то нравоучения («Вот так не делай, а так делай, а то тебя Бог…») – чтобы не было мертвой назидательности в Ваших словах. Чтобы все, что Вы будете произносить о Боге, вере, Церкви, исходило из Вашего горячего, любящего сердца, чтобы Вы это произносили с любовью к Богу и Вашим детям. Такие слова перетекают не из уст в уши, а из сердца в сердце.

Может быть, таким образом выстраданное слово, сказанное Вашим детям, не сейчас, а через десять лет упадет в хорошую борозду, в почву сердца Ваших детей и принесет свой плод. Может быть, молитвы, которые Вы сегодня имеете возможность возносить за Ваших внуков, будут посеяны в их сердца и возрастут в свое время, как возросли Ваши. Ведь Ваши родители не предполагали, что Вы когда-нибудь станете верующим человеком, Хрущев  им говорил в свое время, что покажет по телевизору последнего попа.

Но Господь иначе распоряжается. Поэтому Вы не грустите, не отчаивайтесь, не переставайте меньше любить детей и внуков, Бога, веру. Сами живите полноценной христианской православной жизнью, напитывайтесь благодатью в эти пасхальные дни, стремитесь к любой встрече с Вашими внуками, детьми и постарайтесь им о Боге говорить не длинными рассказами, не наставлениями, а добрым взглядом, добрым словом, мудрым советом, участием в жизни, любовью. Тогда, может быть, ради этой доброты, которая будет от Вас истекать, Ваша вера в глазах детей приобретет больший вес, и они к ней отнесутся с уважением, благоговением, скажут: бабушка, мама, научи нас, неразумных. Стремитесь к этому, Господь в свое время даст Вам.

– Наталья пишет: «Часто находишься в обществе, где начинают поносить твою веру. Стараешься как-то не вмешиваться, но иногда взрываешься. Должны ли мы защищать свою веру или все-таки не метать бисер перед свиньями?»

– Конечно, прежде чем защищать веру, мы должны ее иметь. Нужно свою веру знать, приумножать в уме, в сердце, в своей жизни, чтобы вера была не внешним атрибутом нашей жизни. Внешнюю атрибутику трудно бывает защищать. Чтобы это было наполнением Вашей жизни, чтобы Бог был главной  ценностью и главным источником, главной ее целью, источником вдохновения, вашим подсказчиком. Напомню, что в Евангелии есть слова, которые  Христос говорит Своим ученикам: «Настанет время, когда будут вас всячески гнать, будут поносить Меня и вас и призывать вас ко всяческому ответу. Но вы заранее не думайте, что вам говорить, потому что в тот час, когда это будет происходить, Я дам вам слово, дам смысл, что следует отвечать вашим врагам».

Когда происходят такие ситуации, как Вы описываете, самое лучшее, что Вы можете сделать, – в глубине Вашего сердца искренне, с любовью помолиться Богу о том, чтобы Он укрепил Вашу веру, чтобы Он этих людей, которые рядом с Вами смеются, глумятся, просветил. Помолитесь, прежде чем говорить какие-то слова. Попросите у Бога этого слова, о котором Он в Евангелии сказал, что даст его: Господи, дай мне, пожалуйста, слово.

Бисер перед свиньями… Перед свиньями, конечно, бисер не стоит метать. Но это же не свиньи, это люди. Среди людей в рабочем коллективе кто-то так: «хи-хи», «ха-ха» (а масса состоит из отдельных людей), но очень возможно, есть такие же, как Вы, верующие, которых это коробит, но которые малодушно боятся или смущаются. Вы попросите у Бога: «Господи, вразуми, что мне сейчас сказать, как мне себя повести, какую точку опоры, какое слово взять, чтобы не молчать и не предавать молчанием Бога, но и не метать бисер перед свиньями». Может быть, просто Ваше достойное поведение и неучастие в этой насмешке будет ярким свидетельством о Вашей вере. А может быть, это будет громкое слово, которое Вы возвысите и скажете в защиту веры веский аргумент. Но аргумент должен быть веским, и слово не должно быть таким, что Вам хочется взорваться.

Вспомните, как архидиакон Стефан, когда его допрашивали о вере, обращается с любовью к тем людям, которые пышут на него злобой. Он свидетельствует очень точно, глубоко о вере, о Боге, потому что знает свою веру. Вы должны знать свою веру, должны те вопросы, которые в коллективе осмеивают, разобрать, узнать, конкретно о чем они там смеются. О строительстве какого-то храма, о какой-то заповеди Божией, о каком-то поступке священника, архиерея или верующего? Надо конкретно этот вопрос сформулировать, разобрать. И может быть, на следующий день, когда Вы встретитесь с коллективом, когда уже не будет такой повальной насмешки, тихонечко поговорить и засвидетельствовать о той неправоте, которая была вчера, и о том, как на самом деле следует относиться к этому вопросу. Взрываться не надо, но постепенно, с любовью, основательно готовиться к любому ответу и ожидать, что Господь даст Вам силу этого слова свидетельствовать о вере и Боге.

– Церковь достаточно активно участвует и в праздновании Дня Великой Победы и призывает людей помнить об этой трагедии, унесшей миллионы жизней наших соотечественников, и об этом торжестве – победе над фашистской Германией. В том числе проводятся различные мероприятия. Конечно, и богослужения, и молитвы,  но и различные культурно-просветительские мероприятия, в том числе концерты.

– Завтра, 4 мая, в Екатеринбурге состоится концерт хора архиерейской детской певческой капеллы «Октоих» в филармонии, в 18.30. В прошлом году мы тоже объявляли такой концерт, я был на нем, он совершенно замечательный. Это праздник. Люди, которые собрались в зале, потом в течение тридцати минут не уходили, просили, чтобы дети еще спели. Дети с удовольствием пели еще, и концерт никак не мог закончиться. Приглашаем на концерт, билеты в кассах филармонии, совсем недорогие. Я слышал, стоимость одного билета – 200 рублей. В филармонии обычно все гораздо дороже. Приходите, пожалуйста, разделим этот праздник со слезами радости на глазах.

– Поскольку сегодняшнюю программу мы начали с вести радостной о воскресшем Христе, хотелось бы Вас поблагодарить: спасибо, что пришли в нашу студию и отвечали на вопросы наших зрителей; вообще поговорили о важности сохранения памяти, о героях Великой Отечественной войны, о победе нашего народа. Завершить программу хотелось бы тоже словами: Христос воскресе!

– Да, мне бы тоже хотелось поблагодарить и Вас, Дмитрий, за такое живое участие, и вас, дорогие телезрители, за то, что вы сегодня  собрались у экрана и разделили этот вечер с телеканалом «Союз». Такая церковь собралась: где двое или трое собраны во имя Христово, во имя воскресшего Христа, там Христос посреди нас, где бы мы ни были – в Салде,  Екатеринбурге,  Москве,  далекой Австралии. Думаю, там тоже смотрят канал «Союз». Господь посреди нас, и мы говорим о том, что Он воистину воскрес ради нас. Мы этому радуемся и живем этой радостью. Спаси всех Господь.

– В завершение программы – тропарь Пасхи на греческом языке, исполняет архиерейская детская капелла «Октоих», город Екатеринбург.

(Идет запись исполнения.)

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать