Архипастырь. С митрополитом Исидором

3 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

– Мы начнем передачу с темы прошедшего юбилейного Собора, посвященного столетию того самого памятного Собора 1917 года. Какие ключевые вопросы обсудила вся церковная полнота и какие выводы можно сделать на сегодняшний день?

– Действительно, завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который в результате принял целый ряд решений, важных для жизни Церкви и народа Божьего. Решения Архиерейского Собора отразились в сорока шести постановлениях и в Послании от Священного Архиерейского Собора всем верным чадам Русской Православной Церкви. Круг вопросов, который обсуждался на Архиерейском Соборе, касался всех сторон церковной жизни, но особые акценты были сделаны на теме служения Церкви молодежи и о положении монастырей и монашествующих в Русской Православной Церкви. Эти два важных направления, которые объемлют собой два образа жизни – монашеский и семейный, явились тем ключевым моментом, который обсуждался на этом Архиерейском Соборе. Были приняты документы, которые и определяют суть этого служения: монашеского и того служения, которое, безусловно, присутствует в христианском браке.

– Мы говорим о сути монашеского служения, но этот вопрос мне кажется очевидным. Человек  живет в монастыре, принимает монашеский постриг, какие-то определенные временные отрезки его жизни посвящены искусу, послушничеству и так далее. А сейчас на Соборе относительно монашества что же все-таки обсуждалось и что приняли?

– Как раз были приняты конкретные рекомендации правящим архиереям, игуменам, духовным соборам монастырей в отношении новоначальных, послушников, иноков и самих монашествующих, определен тот круг послушаний, которые несут все эти категории людей, живущих в монастыре, и сказано о тех трудностях, которые могут возникнуть, как с ними справляться в рамках монастырской жизни.

– А какие трудности могут возникнуть у монашествующего человека?

– Духовная жизнь – это очень тонкая вещь, как нам известно. Например, совершенно обычная в нашей окружающей светской жизни тема, как Интернет, может являться очень актуальной для человека, который полностью посвятил себя служению Церкви, удалился от светской жизни, наложил на себя определенный подвиг. Как, например, быть тем, кто это для себя решил, но при этом есть такая доступная для всех технология – Интернет? Как иноку, монаху можно использовать этот важный познавательный инструмент, который для всех нас является очень важным в обыденности? Даны рекомендации священноначалию монастыря, епархиальным архиереям по поводу того, в какой мере могут присутствовать современные технологии в жизни монастыря и когда они могут нанести вред.

– Я думаю, более подробную информацию мы можем найти на официальном сайте нашей Патриархии, там все написано достаточно открыто и прозрачно, но все-таки какие-то моменты мы здесь обсудим. Например, семейная жизнь. Большинство наших телезрителей все-таки люди семейные, не монашествующие. Какие особые решения относительно вопросов семейной жизни были приняты на Соборе?

– В этом основополагающем документе, касающемся церковного брака, были оговорены те положения, которыми Церковь руководствуется две тысячи лет своего существования. Но при этом раньше они не были прописаны современным для нас языком и не были общедоступны. Только специалисты по каноническому праву, архиереи и грамотные священнослужители могли точно представлять, каковы условия вступления в брак, когда брак может быть расторгнут, когда он может считаться недействительным, какие степени родства существуют. Поэтому в документе совершенно понятным языком для всякого человека, интересующегося этой темой, прописано, как относиться к этому чрезвычайному явлению, коим является христианский брак.

– Очень важное замечание на самом деле, которое принято на Соборе, потому что даже мы в семинарии, помню, часто спорили, кто кому кем приходится, когда можно и когда нельзя венчаться. Мы действительно не могли прийти к решению, а сейчас есть такая возможность.

– Сейчас ясно, по пунктам разъяснено, какие существуют препятствия для вступления в брак, когда брак может считаться действительным, а когда нет, когда правящему архиерею необходимо возвысить свой голос и рекомендовать то или иное для людей, желающих вступить в брак.

– Вопрос телезрительницы: «Очень часто, читая Священное Писание (Евангелие или Послание апостола Павла), встречаю, что там пишется так: кого Господь предопределил, того Он и спасает. Вот мы знаем: Николай Чудотворец тоже был от рождения предопределен, что он будет святым человеком. То есть мы избранные Богом или нет? Этот вопрос все время возникает, потому что я не вижу в своем духовном возрастании чего-то доброго».

– Каждый из нас должен опираться на основополагающие утверждения Господа нашего Иисуса Христа в этих словах: Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. Это очень важный момент того, что каждого из нас, рожденного на этой земле, Господь ведет к спасению. И нет никаких исключений в этой связи. Поэтому каждый из нас предопределен к спасению. Своим Божественным Промыслом Господь прилагает все усилия к тому, чтобы каждый из нас достиг спасения в Нем. А то, что мы с вами часто не ощущаем на себе этот Промысл Божий, во многом зависит от нас, и об этом нас ясно предупреждают святые отцы, в том числе святитель Николай Чудотворец, обращаясь к которому, мы чувствуем его святительскую помощь и ощущаем этот Промысл Божий. И нет такого человека, который, сердечно обратившись к святителю Николаю, не смог бы почувствовать ту помощь, которую угодник Божий оказывает. И в этом Промысл Божий. Не только в личном водительстве от Господа, но и в помощи святых угодников Божиих, которые так же, как и мы, одинаково предопределены к спасению. Но Господь в отношении их давал особые знаки для нас с вами, чтобы и мы, взирая на их жизнь и особенно на кончину, на их горячую веру,  их упование на Бога, могли учиться у них и верить в неизменный Промысл Божий, ведущий нас к спасению.

– Следующий вопрос от телезрительницы из города Самары. Порой она чувствует себя оставленной Богом. Отчего бывает это чувство пустоты, неудовлетворенности?

– Древние святые отцы разъясняют нам, почему нас посещает такое чувство, в том числе уныние. Они ясно говорят о том, что мы своими поступками, мыслями, чувствами отдаляем себя от Бога. Именно поэтому для каждого из нас требуется покаяние, то деятельное осмысление нашей греховности, которое должно нас привести к изменению образа жизни, к тому, чтобы через правильные поступки по отношению к самому себе приблизиться к Богу. И теми ориентирами, которые нас приближают к Богу, являются заповеди Божии. Понуждая себя к исполнению заповедей, мы приближаемся к Нему и ощущаем все больше и больше действующий на нас Промысл Божий.

– Тем более сейчас идет Рождественский пост, самое благодатное время для того, чтобы заглянуть внутрь себя.

– Да, пост, молитва, воздержание от тех вещей, которые раздражают наш человеческий дух, – все это в совокупности приближает нас к Богу, если мы это делаем с покаянием, смирением, упованием на милость Божию.

– Если говорить о посте и воздержании от того, что раздражает, как Вы сказали, то, например, не только меня, наверное, раздражает Интернет. Мы постоянно живем в Интернете. Вы упомянули монашествующих, а что касается нас, мирян, иногда сложно фильтровать информацию. Потому что, допустим, я смотрю информацию по Собору или по празднику Введения во храм и параллельно же читаю какие-то новости, которые абсолютно не нужны; я их забыл, но потратил на это время.

– Да.

– Действительно, это бич современного общества. Как ему противостоять?

– Действительно, Интернет и иные современные технологии вторгаются в жизнь человека, в его личное пространство. Именно поэтому Священный Архиерейский Собор в одном из своих постановлений посчитал необходимым выразить озабоченность, что современные технологии, в том числе те, которые стараются идентифицировать человеческую жизнь, могут наносить вред человеку. И мы еще и еще раз обращаемся к государству и к обществу с тем, чтобы не увлекаться нам этими технологиями, которые при всех положительных моментах могут нести и отрицательное воздействие на человеческую душу, отвлекать от самого главного, о чем должен думать и к чему стремиться человек. А самое главное для нас с вами – это личность Бога.

– Какие современные технологии могли бы послужить на пользу Церкви?

– И сам Интернет может послужить на пользу человеку, если быть способным правильно организовывать это. И все остальное, что нас окружает, делает нашу жизнь комфортнее, также может приносить определенную пользу, но действовать нужно с рассуждением. Рассудительность, эта заповедь древних святых отцов, очень актуальна для нас с вами. Нужно относиться к окружающей жизни с рассуждением.

– Это порой очень трудно. Вот если продолжать тему Интернета, есть игромания. Даже взрослые люди, имеющие детей, проводят жизнь за компьютером, играя в различные игры. Как с этим бороться?

– К сожалению, это явление «игромания» захватывает не только детей, молодежь, но и людей старшего возраста, даже почтенного. И духовенство нашей Церкви это очень ощущает, когда люди приходят на исповедь и каются в том, что их связывает эта тяга к игре и что это вредит их семейной жизни, воспитанию детей. Так что и к этому нужно относиться с особой рассудительностью, отслеживать, чтобы это не захватывало нашу жизнь, не влекло нас к себе бесконтрольно.

– Вопрос о послушании. Что такое послушание: слушаться всех или только духовника или начальника?

– Замечательный глубокий вопрос. Послушание – очень важный аспект церковной жизни,  то главное условие, которое нас приближает или удаляет от Бога. Поэтому прежде всего мы должны приучиться к послушанию Богу. Исполнение заповедей Божиих и есть свидетельство послушания Богу. Понятно, что невозможно вполне добиться от себя того, чтобы выполнять все те заповеди, которые нам дал Бог, но мы должны к этому стремиться через опыт падений и вставаний, мы должны навыкнуть в послушании Богу. Это главное: не послушание человеку, а послушание Богу. А роль духовника, как об этом пишут святые отцы, всего лишь состоит в том, чтобы рекомендовать правильно сформировать  послушание Богу, не более того.

– Вопрос телезрителя: «Почему взрослые могут пользоваться Интернетом, а на детей это плохо влияет?»

– Ребенку можно пользоваться Интернетом, более того, сейчас очень многие дети превосходят по этим способностям многих взрослых. Но нашим детям нужно понять и обеспокоенность самих взрослых, которые видят, как дети то время, которое они могли бы потратить на свое физическое, интеллектуальное развитие, тратят на то, чтобы просто быть в Интернете и смотреть там всякую чепуху. Сами дети должны понять, что Интернет тоже должен занимать определенное время их жизни, но не всё. Поэтому-то родители и обеспокоены в отношении своих детей тем, что те слишком сильно увлечены Интернетом. Это общая беда. И задача молодого человека, который позвонил, а также всех  обеспокоенных этой темой – согласовать с родителями в обычной беседе то, сколько детям позволено пользоваться Интернетом, сколько уделить на общение со своими родителями, а сколько – на учебу в школе и на спорт, которым дети, конечно, должны увлекаться.

– И, раз говорим о заповедях Божиих, пятая заповедь: чти отца и матерь свою, да благо тебе будет. Потому что как раз слушаться родителей – это важно, можно целую передачу посвятить тому, как это – жить по благословению родителей. Это большая, большая благодать.

Продолжим тему послушания и начальствующих. Бывает такое, что ты верующий, а начальник нет, и ты вынужден по указке сверху, которой обязан подчиняться, выполнять то, что, может, противоречит твоей совести, моральным устоям либо твоему воспитанию. Как быть в такой ситуации? Ведь, возможно, ты многодетный отец, тебе нужно кормить семью и это единственная работа, но ты должен зарабатывать именно таким, может, не очень хорошим способом средства не только для себя, но и для своей семьи. 

– Этот вопрос беспокоит многих людей, работающих в светском обществе. Социальная концепция Русской Православной Церкви ясно свидетельствует о том, каким образом мы должны соотносить нашу личную веру в Бога, церковную жизнь и те светские обязанности, которые, безусловно, есть у всякого человека. И главное, мы должны сопоставить, насколько та работа, которой мы заняты, соотнесена с заповедями Божиими. Если работа призывает к убийству человека, если эта работа способствует тому, чтобы человек наносил какой-то вред жизни, здоровью другого человека, то, безусловно, нужно очень серьезно пересмотреть, стоит ли продолжать заниматься такой работой. Во всяком случае, православный христианин точно должен эти недоуменные вопросы согласовать со своим духовником. А если его нет, то со священником в близлежащем православном храме, задав ему вопрос: «Правильно ли то, что я нахожусь на той работе, которая приносит вред окружающим людям?»

– Наш телезритель задает вопрос: «Где можно прочитать об “Основах социальной концепции”?»

– На официальном сайте Русской Православной Церкви в разделе «Документы» можно найти «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», да и просто в поисковой системе «Яндекс».

– Это как раз тот случай, когда Интернет может Вам помочь. Чуть-чуть проявить любознательности, и много чего может открыться.

– Все богатство Предания Русской Православной Церкви и ее современная жизнь.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос о моменте разлучения души от тела. Как приготовиться, чтобы демоны не испугали душу? Потому что я в «Отечнике» прочитала, что старец, умирая, все время говорил: я молился, я постился, я исповедовался… А братия сделала вывод, что душа его погибла. Почему его душа погибла в этот момент?»

– Наше с вами упование должно быть неизменным в отношении Бога. Даже в тот момент, когда наша душа по повелению Божию разлучается с нашим телом. Вы правильно обращаете внимание на древний патерик, где описаны эти случаи, но необходимо, если внимательнее почитать, обратить внимание и на те моменты, когда древние святые отцы рекомендуют нам непрестанно уповать на милость Божию. И даже тогда, когда нам кажется, что мы погибаем, что нет никакой руки помощи, мы всегда должны уповать на милосердие Божие, которое превосходит наши страхования. И, как об этом пишут святые отцы, Господь непременно подаст нам руку помощи. Поэтому нам не нужно беспокоиться в тот момент, но желательно беспокоиться сейчас, пока он не наступил, прилагать все усилия к тому, чтобы готовить себя к достойному переходу из этой жизни в жизнь вечную.

– Действительно, в какой-то степени нужно доверять Богу, не решать за Него, что ты  погиб.

– Нужно уповать на Его милосердие.

– Да, но у нас часто бывает, что мы решаем: всё, мы недостойны; а такого права нам никто не давал.

– Сам Господь решит это.

– Раз мы говорили о молодых семьях и духовнике, скажу: я совсем недавно создал семью и действительно понимаю, как это важно. Вопрос, который, наверное, будет интересен каждому телезрителю: что такое духовник в правильном понимании этого явления в нашей церковной жизни?

– Об этом много писал святитель Игнатий (Брянчанинов), а также епископ Кавказский и святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и многие почти современные нам святые отцы: духовник – это тот, кто ориентирует нас в Царствие Божие, он никоим образом не затмевает собой Бога. Он лишь через свидетельства Священного Писания, как на этом настаивал святитель Игнатий (Брянчанинов), через рекомендации святых отцов указывает нам путь в Царствие Божие, не более того. Так что духовник – это тот, кто подсказывает нам и дает ориентиры в нашем следовании ко Христу.

– Но в какой-то степени, когда духовник не благословляет купить стиральную машину или еще что-то (это, получается, расходится с этим предназначением), иногда многие вещи доводятся до абсурда.

– Именно так, подобные вещи не должны доводиться до абсурда. Часто тема духовничества путается с темой старчества. Но мы с особой осторожностью должны относиться к теме старчества, понимая, что это уникальное и единичное явление в жизни Церкви, и не пытаться усматривать в каждом духовнике, священнослужителе старца. На это есть особое благословение священноначалия Церкви в отношении старцев.

– Вопрос телезрительницы: «Мою дочь зовут Виктория, и когда ее крестили, ей дали имя Вероника. Почему так?»

– Вопрос в том, почему бывает так, что человек приходит на таинство Крещения с одним именем, а священник ему рекомендует иное имя. Эта тема до сих пор обсуждается в рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, и очень скоро появится общецерковный документ. Еще проходит церковное обсуждение, и на страницах Межсоборного присутствия можно принять участие в обсуждении этой темы. Уточняются те имена, которые допустимы для того, чтобы человек их принял во время таинства Крещения. Это рекомендации и для священнослужителей, и для мирян, которые приступают к таинству Крещения.

Дело в том, что мы носим имена не только древних греческих и иных святых с Востока, а также русских святых, но часто носим имена тех святых, которые совершили свой подвиг в иных Поместных Церквах, находящихся в разных уголках земного шара. Поэтому круг имен святых всей Вселенской Церкви очень широк. И очень скоро этот список имен будет представлен, так что каждый из нас сможет уточнить, возможно ли то имя, которое человек носит, взять для таинства Крещения. Ведь что важно? Берется то имя, в отношении которого известно, что есть такой святой угодник Божий, который является нашим духовным наставником. В этом принцип принятия имен.

– Еще может быть так, что священник выбирает ближайшую дату к рождению либо к Крещению. Разные принципы.

– И это возможно, поэтому этот вопрос нужно смело обсуждать со священником, когда вы приходите на таинство Крещения.

– На самом деле актуальная тема, потому что в современном обществе называют, бывает, интересными именами. Я знаю, например, имя Роберт. Когда принесут Роберта в церковь, священник будет думать, как его назвать. Конечно, он будет выбирать какое-то имя, предложит его родителям… Либо имя Антуанетта. Есть такие случаи, я с ними сталкивался. Поэтому проблема возникает.

– Бог весть. Может, в какой-то из Поместных Церквей или из древних западных святых есть имена, о которых мы думаем, что они абсолютно светские, а это имя святого древнего мученика, или святителя, или преподобного.

– Тогда все будет в порядке.

– Очень скоро все станет известно для всех нас.

– Вопрос телезрительницы: «Господь говорит: стучите, и вам отворят; просите, и дано будет... А я прошу Господа: не надо мне ни золота, ни серебра, Господи; забери у меня гнев и сожги его каким-нибудь огнем. А сама становлюсь еще злее, в одних и тех же случаях. Как избавиться от этого проклятого гнева?»

– Действительно, гнев – такое духовное состояние, которое поражает, к сожалению, всех нас. Но гнев, по рекомендации древних святых отцов, можно погашать нашим покаянием перед Богом. Слезами покаяния погашать этот огонь, который все сильнее и сильнее разгорается в нашей душе. Видение наших собственных грехов позволяет нам избавляться от гнева, осуждения, иных грехов по отношению к окружающим нас людям. Поэтому постарайтесь внимательно взирать на свое сердце, отслеживать по возможности свои поступки, мысли, чувства. И обязательно обращайтесь к своему духовнику, обращайтесь к священнику, который находится в ближайшем от Вас храме, для того чтобы поверять ему эти чувства, чтобы в таинстве Исповеди Богу рассказывать о своих переживаниях и получать рекомендации от священника, который будет указывать на Четвероевангелие,  Послания святого апостола Павла и на рекомендации святых отцов, как нам избавляться от страсти гнева.

– Вернемся к теме старчества. Вы говорили, что не нужно путать духовничество и старчество. А что такое старчество?

– Это особое явление, когда опытному в духовной жизни человеку (необязательно священнослужителю, а тому человеку, который искренне, сердечно, со смирением относится к Богу и к окружающим людям) Бог дает особые дары: дары видения духовной жизни другого человека. Но считать, что этот дар дан каждому из нас, – не совсем правильно, для этого требуются значительные духовные усилия, которые, как правило, отражаются не внешним образом, а внутренним, через совершение человеком внутреннего подвига перед Богом, не напоказ. Поэтому когда мы с вами имеем счастье встретить старца в своей жизни, то это чрезвычайное, особое событие. Но во всех этих случаях необходимо нашим дорогим православным мирянам обращаться к священноначалию Церкви, к епархиальным архиереям, священникам, настоятелям соборов, чтобы не ошибиться в своих размышлениях, является ли старцем тот или иной священнослужитель или иной человек, даже мирянин. Всегда нужно опираться на благословение архиереев, священников, чтобы точно и ясно совершать свой путь спасения и не ошибиться, не дай Бог.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос об ИНН и биометрических паспортах. Как к ним относиться, можно ли их принимать?»

– Как правило, для всех нас ясен ответ на этот вопрос, и много-много лет мы с вами обсуждаем эту тему. Священный Архиерейский Собор, который завершился вчера, в своих постановлениях еще и еще раз указал на актуальность этой проблемы, на то, что государству необходимо учитывать пожелания верующих людей. Ведь проблема не в самих технологиях, как мы об этом говорим, а в том, какое содержание несет в себе эта технология. Если эта технология внедряется в личную жизнь человека, если она может создавать препятствия к его свободе, к свободе выбора, тогда эта технология несет вред человеку. Поэтому священноначалие Церкви, Архиерейский Собор еще раз сказали об опасностях, которые несут в себе современные технологии, в том числе индивидуальный налоговый номер и иные средства, которые пытаются контролировать личную жизнь человека и его духовное пространство.

– Надо, наверное, жить так, чтобы, даже если тебя контролируют, было не стыдно.

– Это очень трудно сделать, потому что речь идет не только о том, ошибаемся мы или нет. К сожалению, ошибается каждый из нас, все мы грешны перед Богом. Но речь идет о том, что однажды, не дай Бог, эта технология может попасть в руки злого начальника, который может использовать ее против человека или даже целой группы людей. И Церковь, глядя не на сегодняшний день, а далеко в будущее, пытается предупреждать и государство, и общество об этих проблемах.

– Слава Богу, сегодня такое время для Церкви, когда ее могут услышать и зачастую слушают.

– Дай Бог!

– Действительно, это очень благодатное время. Нашу страну притесняют на разных мировых площадках и так далее, это известно. Но зачастую на Церковь идут сильные нападки. Несмотря на то, что мы активно работаем в СМИ, в школах и так далее, ведем активную миссионерскую работу, все равно находится очень много недовольных; те же самые СМИ опять же против нас. Действительно, бывает, что и по делу говорится. Но вот что делать, когда Церковь оскорбляют в обществе, в школе, где угодно? Что отвечать?

– В постановлениях Архиерейского Собора сказано и об этом – в разделе, посвященном диалогу с культурой. Сказано о том, что этот диалог с культурой непременно должен быть, и Церковь приглашает культурное сообщество к диалогу, в том числе средства массовой информации, указывая на то, что никакое художественное произведение или никакая информация не должны быть кощунством по отношению к Церкви. Ведь, к сожалению (и слава Богу, пока это не правило, а всего лишь единичные случаи), то или иное художественное произведение или та или иная информация, которая подается некоторыми СМИ, является кощунственной и неправдоподобной.

– Обычно в таком случае нам задают простой вопрос: «А зачем Церковь лезет? Зачем Церкви это нужно? Мы что хотим, то и делаем, у нас свободная страна». Что ответить в этом случае?

– Церковь не вмешивается в дела государства, в дела культуры, она лишь напоминает о том, что каждый человек призван к творчеству, призван к тому, чтобы вполне осуществить свое человеческое назначение. Дело в том, что голос Церкви для многих окружающих нас людей и сообществ является обличительным. Именно поэтому в своих отзывах на эти обличения в адрес Церкви раздаются такие оценки и суждения, которые Церковь очерняют.

– Вопрос телезрителя: «Должен ли христианин отращивать бороду и до каких размеров, ухаживать за ней или не ухаживать?»

– В отношении ношения бороды нет четких указаний для всякого христианина, поэтому и ведущий в данном случае не погрешает тем, что не носит бороду. Ношение бороды является обязательным для священнослужителей Церкви, потому что это имеет мистическое наполнение и является свидетельством древней церковной традиции. А нужно ли всем мирянам носить бороды? Нет. Но если человек готов и способен понести этот тяжелый крест ношения бороды, то это приветствуется Церковью. Потому что борода украшает мужчину, но это является определенного рода подвигом, так как требует важных усилий. Так что носить бороду желательно, но не носить ее не является грехом. И ни у кого из наших святых отцов (древних  или более современных) мы не найдем особых категоричных рассуждений на эту тему. Желательно, но не в этом суть духовной жизни человека.

– Да, это некий вопрос традиции, например, у монашествующих: они не стригут волосы.

– Это и желательно, чтобы монашествующие священнослужители, вообще служители Церкви носили бороду.

– Лично я считаю, что борода – украшение мужчины, но вот у меня не растет она, не дорос я еще.

– И чтобы не смешить окружающих людей, лучше ее не носить, не давать соблазна для ищущих его.

– Конечно, тем более молодым людям. Работа бывает разная, а за бородой нужно ухаживать. А если ты не способен ухаживать за ней, если она у тебя будет неопрятная и ты не сможешь общаться с людьми? Ведь уважать нужно не только себя и свои убеждения и традиции, но и окружающих людей. Я так считаю.

– В любом случае все эти вопросы каждый из нас должен решать не на общецерковном уровне, потому что это частный вопрос, а согласовывать его со своим духовником, с пастырем Церкви, со священником, к которому мы приходим на исповедь. Получать ответы на такие пусть и важные, но простые вопросы у священника.

– Обязательно. И не нужно бояться; многие боятся священников. Многие мои друзья из светской среды, которые, может, интересуются чем-то, мне звонят и спрашивают. Я говорю: «А что вы у меня спрашиваете? Идите к священнику. Есть рядом храм, там есть батюшка». – «Ну, как-то, знаешь, он недоступен». Хотя я знаю этого священника, он достаточно простой, но и это вызывает проблему.

– К сожалению, многие молодые люди боятся переступить через церковный порог. И в этом миссия Церкви: разъяснять молодежи, в том числе через Интернет, о том, что в Церковь не нужно бояться войти.

– Это действительно очень важно, и это проблема.

– Да.

– Сначала бывают и насмешки, и разные проблемы, но это вообще, наверное, отдельный вопрос. Конечно, мы не можем обойти тему уже начавшегося праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Двунадесятый праздник… Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом празднике. Что он собой символизирует?

– Мы с вами вступили в празднование Святой Церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. И, по древнему Священному Преданию, Богородица, когда была рождена Иоакимом и Анной, изначально была заповедана к тому, что Она (как первое дитя) будет отдана своими благочестивыми родителями в храм Божий. Так обещали Иоаким и Анна Богу, и они исполнили свое обещание. Когда Богородице исполнилось неполных четыре года, они повели ее в Иерусалимский храм. По Преданию Церкви, Божия Матерь самостоятельно взобралась на эти высокие ступени храма и, не обернувшись, вошла в него. И внушением Божиим первосвященнику, находящемуся в тот день в храме, было дано указание ввести девицу во Святая святых, что невозможно было для окружающих людей, а только лишь первосвященнику раз в год. И это было совершено.

Потом нам церковное Предание свидетельствует о том, что Она в течение почти четырнадцати лет находилась в храме Божием, поучаемая самим Архангелом Гавриилом и питаемая им, так что священники, совершавшие свое служение и находящиеся там, удивлялись тому, как Бог любит эту девицу, и не могли даже предположить, к чему Бог готовит Ее. Она – будущая Преблагословенная Божия Матерь, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Поэтому сегодня на всенощном бдении и завтра на Божественной литургии мы будем с вами прославлять это событие Введения во храм Пресвятой Богородицы, радоваться тому, что Божественная отроковица вводится ныне в храм, чтобы впоследствии служить Божьему Промыслу, который, безусловно, вел Ее и ведет всех нас ко спасению, но Ее – особым образом, потому что Она стала Пречистой Матерью Божией.

– Литургическая особенность сегодняшнего богослужения – накануне пелась катавасия, первая весточка Рождества Христова: «Христос раждается, славите!»

– Потому что если бы не было Введения во храм, не было бы и Рождества Христова, все связано духовными узами.

– Последний вопрос от телезрителя на сегодня был такой: «Завтра рабочий день, великий праздник. Какое отношение должно быть к празднику? Можно ли работать? Или брать выходной?

– Работать всегда необходимо, но речь идет о том, как возможно совместить посещение храма и работу. Дело в том, что во многих московских храмах, особенно в ставропигиальных монастырях в городе Москве, совершаются ранние Божественные литургии. Как правило, они начинаются в семь часов утра. И те, кто в этот день занят на работе, могли бы уделить некоторое время перед работой тому, чтобы хотя бы заскочить в храм и поставить свечу. А если есть возможность, то и посетить праздник. Это, безусловно, должно относиться к нашим пожилым людям, которые не находятся на обязательной работе и могли бы со своими внуками и правнуками пойти в этот день на торжественное богослужение.

– Я прошу Вас как-то подытожить нашу беседу и обратиться к нашим телезрителям.

– Уважаемые зрители телеканала «Союз», пусть Божие благословение пребывает со всеми вами. Помните, что Господь любит всех нас, но при этом Он ждет от нас ответной любви к Себе. Поэтому будем стараться исполнять заповеди Божии, будем любить Бога, любить ближних, ведь невозможно любить Бога, если мы не способны любить своих ближних. И тогда Господь обязательно будет являть Свой Промысл по отношению к нам, укажет нам верный путь ко спасению, который возможно обрести только при руководстве со стороны Церкви Божией, то есть Священного Писания, святых отцов, и при благословении пастырей Божиих. Всегда будьте вместе со своими пастырями, всегда старайтесь читать Священное Писание, святых отцов, и тогда вы обретете спасение.

Ведущий Сергей Платонов

 Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы