Архипастырь. Молодежь в церкви

29 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. Передача из Москвы.

– Владыка, Вы возглавляете Синодальный отдел по делам молодежи. Вопросы, которые им решаются, общецерковного уровня. Действительно ли Церковь так щепетильно относится к работе с молодым поколением?

– Одно из основных направлений работы Церкви – это молодежь, подрастающее поколение, наше будущее. Мы сегодня видим, что происходит и в нашем обществе, и в жизни мирового сообщества. Тема, связанная с пребыванием молодежи в Церкви, очень актуальна сегодня. Мы знаем, через что проходят многие молодые люди, – сами были молоды. Мы так же, как они, преодолевали трудности, проходили пути искания. Но эти искания сегодня больше сопряжены с опасными поворотами истории и жизни. Для того чтобы эти крутые и опасные повороты правильно проходили молодые ребята и девчата, мы и совершаем свое церковное служение – всё для блага нашей молодежи.

– Насколько остро стоит вопрос с привлечением молодежи в Церковь?

– Как во все времена, так и сегодня Церковь занимается миссией. Посланнические слова Спасителя, обращенные к апостолам, ученикам: «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19), не были ограничены теми или иными возрастными рамками. Они обращены ко всем. А молодой возраст и опасен, и интересен, и труден, поэтому вопрос научения основам христианской веры, приобщения к тем христианским ценностям, которыми должен быть наделен человек, для молодых особенно важен. Мы должны учитывать сегодняшнее время перемен, когда христианские ценности предаются забвению и перечеркиваются, а на первый план выходит культ потребления, наживы, насаждаемый в обществе и межличностных отношениях.

– Большая часть нашего общества считает, что Церковь в первую очередь открыта не для молодого поколения, а для пожилых людей. Охотно ли молодежь переступает порог храма?

– Я бы не сказал, что большая часть населения так считает. Чаще всего так считают враги, которые всячески пытаются обосновать неактуальность сегодняшнего служения Церкви в обществе. Молодой человек – это человек интересующийся, ищущий истину, порой не замечающий ее. Церковь открыта, она не имеет границ. Те, кто думает, что Церковь – это бабушки и люди среднего возраста, глубоко ошибаются. Я посещаю епархии, бываю в различных регионах, вижу, что сегодня у молодого поколения есть интерес к Церкви. Конечно, еще не у многих. Но сегодня существует уже много молодежных общин, молодые ведут миссионерскую работу среди своих сверстников. Отрадно видеть соработничество церковных молодежных организаций со светскими молодежными организациями. Сегодня немало таких примеров. Церковь открыта как для людей среднего и старшего возраста, так и для молодых людей. А кто не желает этого, тот во враждебном векторе своих мыслей пытается пропагандировать обществу свои идеи.

– Что делает Церковь для того, чтобы молодые люди становились не «захожанами», а прихожанами и активными членами Церкви?

– Сегодня есть различные реалии возможного служения в Церкви. Церковь – это не только Евхарис тическая часть и Божественная литургия, но и возможность иметь общение внутри прихода, общины в небогослужебное время. Это кружки спортивной направленности, творческие мероприятия – все то, что интересует молодежь. Самое главное, чтобы молодым людям не мешали проводить такую работу, чтобы священник поддерживал их, становился реальным духовником. Через такие формы работы есть возможность нести слово о Христе, слово истинное и жизнеутверждающее. Тогда многое изменится. Когда молодые люди приходят в храм «захожанами», видят реальное к ним внимание, они остаются там, потому что ощущают, что им дают возможность реализовать себя в общине верующих людей, чувствуют всеобъемлющее тепло и заботу. У них появляется желание остаться в этой общине навсегда и пустить в свое сердце Христа.

– Получается, Церковь не только молится, но может принимать участие в спортивных мероприятиях и благословлять их?

– Безусловно. Это происходит, и мы недавно на своем личном примере это показали: на территории Выборгской епархии в городе Санкт-Петербург организовали молодежные спортивные мероприятия – соревнования по картингу. Есть такое сейчас увлечение, но не все имеют возможность попробовать, потому что это недешевый вид спорта. Мы организовали соревнования на кубок епископа. Более восьмидесяти молодых людей принимали участие в заездах. Я сам подал добрый пример молодым людям: вместе с известным российским гонщиком из Выборга Виталием Петровым совершил первый заезд. Я часто слышу добрые отзывы, вижу, насколько интересны все эти программы. Не только картинг. В Москве проходят Георгиевские спортивные игры среди благочиний, викариатств и общегородские состязания. Во многих епархиях проходят различные турниры – это то, что сегодня интересно молодежи. Выборг, наверное, самый спортивный город в России. Огромное количество спортивных площадок, которые не просто стоят закрытыми, а действительно востребованы. Вечером, проезжая по городу, можно видеть, что площадки наполнены молодыми людьми. И на примере Выборга я вижу, что здесь гораздо меньше проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, потому что молодежь может себя реализовать в спортивной сфере и в других общественных мероприятиях.

– Восемьдесят человек, которые приняли участие в гонках, – это прихожане вашей епархии? Или все желающие могли принять участие?

– Это молодые люди с территории всей епархии. На территории каждого благочиния у нас созданы молодежные советы, в первую очередь участвовали они. Также даны были объявления, на которые откликнулись все желающие. Все было на благотворительной основе. Цензуры никакой.

– Вопрос телезрителя из Смоленска: «Синодальный отдел, который Вы возглавляете, организует работу молодежи в епархиях, приходах, проводит международные молодежные съезды, фестивали. Кроме того, Вы отдаете много сил служению в Выборгской епархии, где строится много храмов, там тоже не забываете о молодом поколении. Хотелось бы услышать пояснение о фестивале «Братия», который анонсирован на сайте Молодежного отдела и должен объединить города России, Украины, Белоруссии и Сербии.

– Этот замечательный проект существует не один год в нашей Церкви. Так же, как и в прошлом году, он будет проходить в Подмосковье. Первые начинания были благословлены преосвященнейшим владыкой Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским. Это удивительная молодежная площадка, где собираются ребята из Украины, Белоруссии, присоединяются и представители стран дальнего зарубежья. Возможность совместного общения, проведения мастер-классов, встречи с известными людьми, имеющими духовный сан, – все это позволяет сплотиться и наметить какие-то перспективы, программы работы на предстоящий год. Призываю всех, кто имеет возможность, присоединиться. Фестиваль объединяет более тысячи человек, это интересное и удивительное мероприятие. Приглашаю всех, кто желает принять участие в проекте «Братия».

– Ведется ли Отделом по работе с молодежью международная деятельность?

– Конечно. Буквально сегодня я имел встречу с представителями молодежной организации из Германии. Неплохая работа уже сейчас осуществляется как на территории РПЦ, так и РПЦЗ – есть желание создать свой молодежный центр. Через несколько месяцев в Румынии пройдет большой Молодежный форум, объединяющий молодых людей из Европы. Нас пригласили, и от Русской Православной Церкви поедет большая делегация – более ста человек. Международное направление молодежного служения осуществляется, потому что мы понимаем, что влияние Русской Православной Церкви сегодня распространяется на территорию бывшего Советского Союза, а также дальнего зарубежья, поэтому работа осуществляется и в этих государствах.

– Работаете ли вы с Поместными Церквами?

– Да, тоже работаем. В августе я планирую посетить Финляндию. Хотя Финская Православная Церковь – это не Поместная Церковь, а часть Константинопольской Церкви, но есть приглашение для диалога на молодежном уровне, как и в других Поместных Церквах. Наносятся визиты, проводятся молодежные мероприятия, форумы и съезды.

– Насколько положителен такой опыт?

– Это практика общения и свидетельства. У нас не такой большой опыт, какой есть в других Церквах, но мы открыты для диалога и для того, чтобы можно было поделиться опытом между Поместными Православными Церквами и использовать его в общении с другими конфессиями, которые имеют примеры молодежного служения.

– Не будет ли тут нареканий, что Православная Церковь сотрудничает с другими конфессиями?

– Мы живем в многоконфессиональном обществе, а нарекания всегда будут иметь место. Бьют всегда по тому дереву, на котором есть плоды. Опыт других стран и конфессий существует, и его не надо отбрасывать. Мы говорим не о Евхарист ическом общении, а о диалоге, обмене опытом. Слово о Христе живо среди христиан Запада и Востока, поэтому нельзя отвергать и говорить, что там все плохо, а хорошо только у нас. Мы не должны повторить ошибки Западной Церкви, у которой сейчас есть кризисные моменты и в Западной Европе, и в других частях света, где христианство уходит на второй и третий план. Нужно учитывать и ошибки, и промахи, и опыт.

– Получается, что есть первостепенные и второстепенные вещи. Учиться, наверное, можно у всех?

– Конечно. Главное – не терять свой духовный стержень и разум. Применяя опыт одних и других, основываясь на традиции и канонах своей Церкви, можно сделать приобретения.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Хотела бы выразить благодарность владыке. Наверняка без его помощи не проходит работа в поселке Саперном в «Обители исцеления». Просим и в дальнейшем его внимания и помощи протоиерею Сергию (Белькову), который осуществляет громадную работу по исцелению наркозависимых.

– Спасибо большое. Это действительно потрясающая практика, которая существует не один десяток лет на территории нашей Выборгской епархии. К сожалению, у кого-то этот опыт не нашел поддержки. Мне кажется, что люди, которые не пожелали принять этот опыт, пожалеют об этом. Сегодня проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией, распространены очень широко. То, что происходит в «Обители исцеления», – это реальное возвращение молодых людей в жизнь, это спасение. Чтобы понять, что это значит для всех нас, нужно туда приехать, побыть, пообщаться с насельниками. Есть обители для мужчин и для женщин. Они находятся недалеко. То, что делает отец Сергий, – это чудо, подвиг. Я всячески поддерживаю это и надеюсь, что в будущем этот пример, этот образ служения будет распространяться на всю Церковь. Призываю всех, кто имеет хоть толику возможности, приобщаться к этому примеру и распространять его на территории всей нашей Русской Церкви.

– Синодальный отдел по делам молодежи призван благодаря своей работе не допускать того, чтобы наша молодежь становилась наркозависимой и зависимой от алкоголя?

– Да, работа необходима, чтобы не нужны были реабилитационные центры. Мы не застрахованы от этого, дьявол поджидает нас на любом отрезке жизненного пути, поэтому если это и происходит, то мы направляем свои усилия на то, чтобы этих людей становилось меньше и меньше, а здоровых граждан как можно больше.

– Какие культурные мероприятия могут происходить по благословению Церкви?

– Это различные фестивали. Например, фестиваль «Братия» включает в себя и культурную составляющую. Это фестивали и программы, посвященные нашим общим церковно-государственным праздникам: Дню семьи и верности, Дню народного единства. Это и различные фестивали, направленные на развитие у молодого поколения творческих способностей. Как и в обществе сейчас, это работа с различными субкультурами, находящимися на территории нашего Отечества. Это новое направление, к изучению и аналитике которого мы приступили согласно решениям Архиерейского совещания, прошедшего в феврале в Москве.

– Какие формы работы с молодежью на данный момент наиболее актуальны?

– На сегодняшний момент это развитие волонтерства, спортивные и культурно-спортивные патриотические лагеря. Лагерь – это удивительная форма: место, где собираются молодые люди в период каникул, это возможность общения на лоне природы. Сюда же можно отнести организацию различных строительных отрядов, молодежных групп по возрождению святынь Севера, которые существуют уже не один год в Москве. Не хватит времени, чтоб перечислить все, что есть. Об этом можно почитать более подробно на сайте Синодального отдела по делам молодежи или в социальных сетях.

– А кто такие волонтеры и много ли их среди молодежи?

– Само слово заимствованное и часто сейчас употребляемое. Я бы сказал просто – добровольцы. Есть они и среди молодежи, число не буду называть. Очень часто сейчас говорят о молодежном добровольческом служении, но, ссылаясь на опыт Западной Церкви, можно сказать, что к волонтерам могут примыкать люди и немолодого возраста. Согласно установкам современного общества молодыми считаются люди от 14 до 35 лет. Если человек достиг возраста 36 лет, разве он не может быть волонтером? Человек способный и активный, достигший возраста 50 – 60 лет, бывает намного динамичнее, чем люди в 18 – 25 лет. Волонтерство развивается сегодня в Церкви, но не нужно думать, что это сугубо молодежный проект. Волонтером может быть любой человек. В какой-то мере мы все волонтеры: призваны Господом к жизни в этом мире и являемся миссионерами, добровольцами. Добровольчество – это способность служить своему ближнему любыми способами, которыми человек обладает, материальными или физическими, это помощь тем, кто находится в нужде. Волонтерство – это в первую очередь служение, миссионерство. Добровольцы – маленькие апостолы, которые должны нести слово о Христе миру.

– Православные волонтеры – это люди, которые работают во славу Божию?

– Да, это так и есть, поэтому я и сказал, что слово доброволец более понятно – это добрая воля, доброе начало. Это не способность за вознаграждение совершать добрые дела. Добрые дела всегда бескорыстны, это мы знаем из Евангелия.

– Вопрос телезрителя из Каменногорска: «У нас в храме молодежи нет. Есть две школы, садики, а молодежь в храм не привлекают. Может быть, Вы как-то поспособствуете привлечению молодого поколения в Церковь?»

– Мне кажется, Вы глубоко заблуждаетесь. Я знаю ситуацию в Каменногорском приходе. Когда служу там и когда приезжаю без предупреждения (я очень люблю делать так, не ставя в известность настоятеля), вижу, как за Божественной литургией причащается много детей, вижу, как стоят молодые родители с детьми. Разве это не молодежь? Хотел бы спросить у Вас: где Ваши внуки и дети? Посещают ли они храм? Всегда мы требуем: дайте нам на блюдечке с голубой каемочкой. Нужно внимательно относиться к тем людям, которые приходят в храм. У нас прекрасное соработничество со школами в Каменногорске, в близлежащем поселении – Светлогорске, поэтому я не соглашусь, что все так плохо, как Вы говорите. Я знаю все свои епархии.

– В последнее время церковные новости размещаются как на официальных порталах, так и в социальных сетях. Ведение церковных блогов – это одна из форм работы с молодежью?

– Такова сегодняшняя реальность. Присутствие молодого поколения в социальных сетях довольно распространено и обширно, поэтому мы не исключаем работу Церкви в сети Интернет. Есть у нас блоггеры, есть люди, которые могут мыслить, писать новостные сюжеты – все это необходимо. Я вижу по статистике, по так называемому счетчику, что сегодня большое количество молодых людей кликают ту или иную новость и имеют желание с ней познакомиться в наших представительствах в социальных сетях. Складывается традиция: мне поступают вопросы через социальные сети, а я стараюсь раз в две недели отвечать на два-три вопроса. Пусть лучше спросят у меня, чем будут искать ответ где-то на стороне.

– Вы сами ведете блог?

– Да, благодаря моим помощникам нахожу время для такого дополнительного послушания.

– Вы сами отвечаете на вопросы?

– Меня снимают на камеру, письменно отвечать не хватает времени. Я знаю, что некоторые архиереи так делают в сети «ВКонтакте». Я наговариваю текст, потом его распространяю.

– С одной стороны, хорошо, что Церковь распространяет свою деятельность в Интернете, с другой стороны, многие пастыри не благословляют своим духовным чадам пользоваться не только социальными сетями, но даже Интернетом.

– Я вспоминаю слова одного умного человека, имеющего большой духовный опыт, с которым у меня был разговор, когда я еще не был в духовном сане: «Палец можно порезать и ножом, если неправильно пользоваться». Нож – это средство, благодаря которому мы имеем пищу, заготавливаем продукты, но он может быть и орудием убийства человека. Важно, в каких руках это находится, с какой целью используется. Глупо говорить, что это все неправильно. Если ты не ходишь в храм и не причащаешься, то принесешь зло и так. А если Христа имеешь в себе, то вряд ли будешь использовать во зло социальные сети.

– С другой стороны, если ограничивать православную молодежь в работе с Интернетом, велика вероятность того, что он станет глобальной помойкой и ничего доброго там не будет.

– Да, безусловно. Сегодня ребята общаются друг с другом таким образом: перестали писать письма, собираться. Такова действительность, от этого не уйдешь. К сожалению, общение может перейти только в общение «лайками», не будет простого человеческого разговора – это плохо. Но реальность такова, и ее нужно использовать.

– Какие задачи вы ставите в проекте «Вера и дело», который курируется вашим Отделом?

– Проект существует очень давно. Благодаря этому проекту мы организовали и провели Школу молодежного актива, лагеря под названием «Вера и труд». В самом названии заключен смысл. Апостол Павел говорил: «Вера без дел мертва есть». Наши дела являются свидетельством нашей веры. Как раз через эту школу, присоединяясь к нашим общим акциям и праздникам, мы имеем возможность вести открытый диалог с молодежью, можем нести слово миссии, слово проповеди той части молодежи, которая находится вне Церкви. Они крещены были в детстве или в другом возрасте, но отошли от Христа. Через такие проекты мы имеем возможность к ним обращаться.

– Много людей вовлечено в этот проект?

– Да, многие люди прошли Школ у «Вера и дело», теперь они работают как в приходах Москвы, так и в общинах Русской Церкви. Сегодня мы уже видим результат.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Существует мнение, что религия придумана для усмирения масс и управления ими. Люди моего возраста – мне 21 год – охотно на это клюют. Найдется ли у Вас аргумент, который сразу же их в этом разубедит?

– Когда группа людей живет вне христианских ценностей, вне Бога, то усмирить их невозможно. Религия не создана, а принесена Самим Богом на землю. Много создавалось философских течений, религиозных партий, но, не имеющие основы или корня, как говорится в Священном Писании, они засохли – ушли из истории. О многих из них люди сегодня и не знают, и не вспомнят. Что касается христианства, веры, которая больше двух тысяч лет живет в народе Божьем, то это не пилюля, не таблетка для умиротворения человеческой страсти. Если в тебе есть Бог, то никакие страсти, никакие усмирения этих страстей не будут нужны.

– Насколько активна православная молодежь? Принято считать: православный – значит зашоренный, везде табу, нужно только молиться и поститься. Так ли это?

– Нет, слава Богу. Это скорее всего сознание небольшой группы молодых людей, которые видят в православии только запрещающие табу. Сегодня большое количество молодых участвует в жизни Церкви. Приведу маленький пример. Вспомним принесение пояса Пресвятой Богородицы, когда молодые люди из числа добровольцев помогали другим пройти в Храм Христа Спасителя. Вместе с людьми не просто стояли на холоде, а обеспечивали им возможность более комфортно провести время в очередях. По 18 часов стояли в очередях, и молодые люди раздавали чай, делали наставления, говорили о вере. К этому деланию были привлечены не только те, кто ходит в храм, но и те, кто считает себя близким к ограде Церкви и готов был послужить. А помощь, которую оказывали молодые люди на юге России? А в Новосибирске? А большая помощь, которую организовал наш отдел пострадавшим от наводнения в Хабаровске? Молодые ребята формировали ранцы с учебниками для первоклассников. Мы организовывали, а они везли в аэропорт и грузили. Именно сплочение в делании добрых дел очень помогает молодым людям проявить себя с позиции гражданина и христианина. Для многих это становится новостью.

– Значит молодежь живет под девизом: «Вера без дел мертва есть». Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Вы говорили о реабилитационном центре. Расскажите подробнее о нем: как туда попасть, где можно остановиться и как это можно осуществить?»

– Вы можете в Интернете найти сайт «Обители милосердия» в Выборгской епархии. «Обитель» находится в поселке Саперное Приозерского района Ленинградской области. Можете найти там контакты или выйти на связь с епархиальным управлением в городе Выборг, где Вам помогут с решением вопросов, которые Вас волнуют. «Обитель» – это место, где проживают люди, прошедшие медицинский курс по выходу из сложившейся ситуации зависимости. Им предстоит реабилитация, и этот период они проводят в «Обители исцеления».

– Православная молодежь должна соответствовать современной моде? Часто можно встретить выходящих из храма молодых людей, одетых в длинные юбки, кроссовки, невзрачные ветровки, платки и с рюкзаками. Это и есть эталон православной моды?

– Любой человек, молодой или пожилой, приходя в храм, идет на встречу с Богом. Это, конечно, должны быть подходящие вещи: юбка, платок. Для парня – брюки и рубашка. Если это юбка – не обязательно в пол. Длинная юбка не есть свидетельство степени православной веры. Можно ходить в длинной юбке и закутаться в платок, но на лице иметь такую гримасу, которая отпугнет любого человека. В одежде должно быть соответствие: красиво, достойно. Каждый человек, в воскресенье приходящий в храм, должен быть красиво одет.

– Я слышал мнения о таком стиле одежды, что это антиреклама православия, которая вызывает отвращение у светских людей. Можно так сказать?

– Нет. Должно быть соответствие внешнего и внутреннего. Бывает внешне одеты благообразно, но это не соответствует внутреннему содержанию. Это внешнее лжеблагочестие: длинная юбка, за которой ничего нет. Надо одеваться как в обычной жизни, как в учебное заведение, чтобы это было реальным и достойным. Если человек впервые вошел в храм, пусть это и женщина в брюках, не надо гнать ее. Бывает, что человек идет мимо, и вдруг захотелось ему зайти в храм и свечу поставить, нельзя его отторгать. Наоборот, нужно принять с любовью, провести, показать, что-то объяснить. Уже в следующий раз, когда человек что-то узнает и поймет, он придет в церковь в соответствующей одежде.

– Как государство оценивает труды Русской Православной Церкви по работе с молодежью?

– Не буду предаваться оценке наших трудов со стороны государства. То соработничество, которое мы сегодня осуществляем, дело благое и имеет реальные плоды. У нас во многих регионах, в Москве в префектурах и управах существуют светские молодежные советы, куда приглашаются и наши представители. У нас реализуются совместные проекты. Например, в Ленинградской области совместно проводится форум «Ладога». И в плане духовно-патриотического воспитания есть мероприятия. Церковь и государственные структуры в этом плане сотрудничают.

– Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Какое изображение лучше использовать на аватаре при работе в сети Интернет? У моей знакомой картинка с двумя направленными на зрителя пистолетами. Я попросила ее убрать эту картинку. Как вести себя? Не обращать внимания? Стоит ли выставлять свою фотографию или можно ее заменить чем-то?»

– Если Вы желаете разместить свою фотографию, размещайте, только чтобы это было прилично, кто-то ставит изображения животных вместо своей фотографии. Это ваше личное дело.

– Какие проекты ведет Отдел по работе с молодежью в настоящее время?

– У нас разработан большой проект по созданию координационных центров на базе федеральных округов. Сейчас образовалось немалое количество епархий, потому что трудно из Москвы управлять и вести диалог. Создаются координационные центры, которые уже есть в центральной части России, в Сибири, Поволжье, на Юге. Эти центры будут являться объединяющим началом и помощником в деле организации молодежной работы в епархиях. Это проекты, связанные с образованием летних лагерей и лагерей на постоянной основе. Это создание добровольческого движения; проекты, связанные с образовательной площадкой для молодых людей, желающих получить богословское образование – полубакалавриат в области молодежного, социального, образовательного служения на базе наших академий, семинарий или успешных вузов, которые сегодня существуют. Появление таких образовательных площадок позволит молодым людям и всем желающим получать образование, направленное на молодежное и социальное служение, или поднять уровень своих богословских знаний, достойно осуществлять работу у себя в приходах, общинах, светских учебных заведениях – там, где эта работа необходима.

– Можно сказать, что в Церкви ведется разнообразная работа с молодежью и любой человек при желании может занять свою нишу.

– Безусловно, только нужно желание и внутреннее горение.

– Два с половиной года назад Вы стали правящим архиереем Выборгской епархии. Это новое послушание помогает Вам в работе с молодежью?

– Безусловно, помогает. Но помогает и тот опыт, который я имею и применяю в работе на территории епархии. Именно моя деятельность в сфере молодежного служения позволяет осуществлять многие проекты и задумки. У нас не только молодежное служение, но и социальное, и образовательное, и военное делание – все это присутствует.

Хотел бы пожелать всем мира и добра, мудрости, чтобы это непростое, лукавое, но интересное время, наполненное возможностью узнать больше о Христе и Его Церкви, мы не провели даром. Пусть дарованная нам Богом свобода будет использована правильно, чтобы, стяжав любовь Христову, мы достигли Царствия Небесного – конечного пункта, к которому идем в своей земной жизни.

Расшифровка: Ярослава Трунцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать