Архипастырь. День памяти обретения святых мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

28 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Владыка, спасибо, что сегодня согласились прийти в нашу студию и побеседовать. Как сообщает Епархиальный совет Каменской и Алапаевской епархии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с будущего года в месяцеслов вносится новая памятная дата – день обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Этой датой станет 11 октября, когда тело святой было поднято из шахты.

По Вашему благословению эта дата во вверенной Вам епархии будет отмечаться и в этом году. И вообще, наверное, для Алапаевска эта дата никогда не проходила стороной, в том числе и для монастыря в честь святой великомученицы Елисаветы Феодоровны и монастыря в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наверное, всегда вспоминается этот день, когда начались мероприятия по расчистке шахты и поднятию тел невинно убиенных. Как эту дату вы будете вспоминать в своей епархии?

– Во-первых, конечно, мы благодарны Святейшему Патриарху: для нас это событие, этот праздник является большим подарком еще и потому, что мы не просили об этом Святейшего Патриарха. Прошение пришло от других людей, а Святейший Патриарх благословил сделать это воспоминание общецерковным. Мы знаем, что у святых, как правило, действительно празднуются две даты: день кончины и зачастую день обретения мощей. В данном случае день обретения мощей исторически зафиксирован, и мы получили этот подарок, этот праздник. Где находится город Алапаевск, думаю, знают все православные люди, потому что святая преподобномученица, великомученица великая княгиня Елисавета – это, конечно, особая святая в истории не только Русской, но и Вселенской Церкви. Событие неизбежно будет привлекать паломников – людей, которые будут приезжать на эти торжества не только из Каменской епархии, из митрополии, но и со всей России. А иногда на наши праздники приезжают и люди из дальних стран.

Алапаевск не случайно был выбран местом последнего заточения великой княгини. Алапаевск – это город первых Советов на Урале, поэтому великая княгиня и ее спутники были отправлены сюда. Они прибыли 20 мая 1918 года, находились в городе. И очень важно (это отчасти некоторое чудо), что все места в Алапаевске, связанные с памятью великой княгини Елисаветы и ее спутников, сохранились. Напольная школа, где они находились в заточении, где жили, молились; Троицкий собор, куда они ходили молиться в течение месяца (затем им было воспрещено выходить из школы); Екатерининский храм, куда были доставлены останки мучеников после их обретения и где совершились первые службы, связанные с их погребением; склеп при Троицком храме, куда мощи были перенесены и хранились несколько месяцев. Так что в общей сложности святые мученики (живыми или своими останками, мощами) находились в Алапаевске более года. И, конечно, шахта. Это Голгофа, то место, где произошла казнь.

Место было обретено, когда войска Колчака заняли Екатеринбург и Алапаевск. Осенью обнаружили место казни и начался подъем тел мучеников. Он длился несколько дней – 9, 10, 11 октября. В последний день были подняты останки великой княгини и князя Иоанна Константиновича. Причем великая княгиня, несомненно, не погибла после сброса в шахту. Об этом есть и свидетельства очевидцев. Голова князя была перевязана ее апостольником. Более того, рядом с великой княгиней, на том выступе, куда она упала вместе с князем, на глубине пятнадцати метров, лежали две неразорвавшиеся гранаты. То есть это еще одно чудо в числе многих чудес, которые происходили вокруг великой княгини Елисаветы.

Все эти места представляют историческую и духовную ценность. Скажем, таких школ, как Напольная, было построено в России около двухсот, а сохранилась всего одна. То есть это еще и некоторый исторический памятник, но в первую очередь это памятник, связанный с жизнью и подвигом, с гефсиманской молитвой великой княгини Елисаветы и ее спутников. Все эти места представляют собой нечто целое, мы так их рассматриваем. Поэтому чтобы развивать эти места как единое целое, нами в этом году был учрежден Фонд содействия духовно-нравственному возрождению во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и алапаевских мучеников.

Надо сказать, что два монастыря – один у Напольной школы (женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны) и монастырь в честь новомучеников Церкви Русской, расположенный около шахты, – конечно, находятся в стадии строительства, развития. Требует восстановления и Троицкий храм, но тем не менее сами места сохранились. В обоих монастырях есть насельники, они подвизаются, молятся. Монастыри готовы принимать паломников. Вот в этом наша особая забота, наше особое об этом попечение. Чтобы люди, приезжающие поклониться, могли не только посетить эти места, пребыть в молитве в этих местах, но в то же время остановиться в женском монастыре (сейчас там около тридцати мест для паломников, поэтому можно приехать, остановиться). Пожалуйста, приезжайте.

– Для наших зрителей я хотел бы отметить, что на сайте http://svelisaveta.ru можно самостоятельно узнать подробности о Фонде святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и алапаевских мучеников, посмотреть фотографии мест, о которых только что рассказал владыка, узнать о деятельности фонда и в том числе о том, как можно помочь обителям в строительстве храмов.

К 11 октября ковчег с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары будет перенесен во все благочиния Каменской епархии. Это событие приурочено как раз к памятной дате. Где можно следить за графиком перенесения мощей?

– Безусловно, на епархиальном сайте. Частицы мощей великой княгини есть у нас и в Троицком соборе, и в женском монастыре, и в мужском монастыре. Но шествие с мощами великой княгини будет совершаться с мощами из Троицкого собора – с ковчегом из этого собора монастыря. Начнется шествие непосредственно в день обретения мощей. Будет приезд в кафедральный Троицкий собор города Каменск-Уральского, затем начнется движение по всем благочиниям. В благочиниях мощи будут пребывать в течение двух-трех дней. Так мы объедем практически всю епархию. Приезд великой княгини Елисаветы мы будем анонсировать.

К великому сожалению, об этой великой святой знают далеко не все жители области, не все жители России, поэтому для нас очень важно развивать прославление святой мученицы. В этом мы взаимодействуем со многими организациями. Есть Елисаветинское братство, куда входят многие монастыри, общины, сестричества, так или иначе связанные с великой княгиней Елисаветой. Очень большую работу по прославлению великой княгини и ее супруга Сергея Александровича проводит Елисаветинско-Сергиевское братство в Москве. Мы взаимодействуем с ними в проведении различных мероприятий.

В этом году мы постарались включить детей в ознакомление с жизнью великой княгини Елисаветы – в воскресных школах, в школах на территории Каменской епархии проводились конкурсы, писались сочинения о жизни великой княгини Елисаветы. Дети рисовали рисунки, затем был проведен конкурс, объявлены победители. На основании этого конкурса мы издали оригинальный календарь нашей епархии на будущий год – с детскими рисунками. Хотел бы его представить. (Показывает календарь.)

Нам кажется, то, что дети прониклись, познакомились с образом этой великой святой, очень значимо. Через этот календарь, очень теплый, сердечный, через сочинения (тексты их также присутствуют на страницах календаря) можно будет как-то очень тепло обратиться вниманием к этой великой подвижнице. Во время движения мощей календарь также будет вместе с группой, сопровождающей мощи, все желающие смогут его приобрести. Нам кажется, что этот календарь – достаточно значимый продукт для прославления великой княгини.

Для нас очень важно развить то место, где была великая княгиня. Напольная школа сейчас действует, там учатся дети. Обучение в школе, конечно, требует, чтобы школа ремонтировалась. Есть стандарты, которым должно соответствовать всякое учебное заведение. С другой стороны, школа до сих пор сохранилась во многом в том виде, в котором она была. Более того, сохранились доски пола, по которому ходила великая княгиня Елисавета, также сохранились рамы. То есть само здание цело, поэтому с точки зрения исторической, духовной ценности необходима реставрация этого места. Здесь есть некоторое противоречие между школой и памятным местом. Есть некоторый конфликт интересов…

– Что сохранить, а что ремонтировать…

– Но в данном случае администрация города и областное министерство образования понимают ситуацию. Мы балансируем в том, чтобы все-таки сохранить это место до тех пор, пока у школы не будет новое здание, пока ученики не оставят это здание. На этом месте будет устроен духовно-просветительский мемориальный центр. Для нас это очень важно.

Вообще хотелось бы сделать этот монастырь ощутимым местом присутствия великой княгини Елисаветы (мы сейчас этим занимаемся). Можно взять за образец Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Хотелось бы на том участке, который является территорией монастыря (а школа фактически соприкасается с этой территорией), насадить сад. Мне хотелось бы, чтобы люди, которые приходят в эту комнату, выглянув в окно, в которое выглядывала великая княгиня, вдруг увидели бы ее памятник, который находится среди парка. Они увидели бы великую княгиню, которая здесь находится, присутствует. Думаю, это, конечно, произойдет не скоро, но нам хотелось бы, чтобы это был слепок того века, чтобы эта старина, эта история сохранились, чтобы мы почувствовали дух того времени и дух великой княгини Елисаветы.

В настоящее время мы начали строительство храма на территории монастыря. Строительство идет достаточно сложно из-за недостатка финансирования. Но я не сомневаюсь, что храм будет построен. Хотели бы построить новое здание для сестер – сестринский корпус. А то здание бывшего детского сада, где сейчас находится монастырь, просто передать под дом паломников, под место, где будут останавливаться люди, где будет располагаться паломническая служба, и так далее. То есть хотелось бы сделать этот дом домом паломника, а монастырь – местом, куда приезжают для встречи с великой княгиней Елисаветой.

Конечно, очень важно понимать, что места, связанные с жизнью святых, у нас оцениваются по-разному. Есть места, где святые долго жили, есть места, где проходил их подвиг. Наконец, в случае мучеников есть места, где совершалось их мученичество. Это особые места. Хотя великая княгиня недолго была в Алапаевске, но это было особое время и для нее, и для заключенных князей. Это был их личный выбор, потому что великая княгиня, так же как инокиня Варвара, вполне могли уехать. У них были предложения отъезда, но эти предложения они отвергли. То есть они сами взошли на Голгофу. Это очень важный, осознанный выбор этих святых, и они в первую очередь прославлены всей полнотой нашей Церкви.

Прославляя Спасителя, вспоминая Его жизнь, главной святыней мы все-таки считаем место, на котором произошло распятие, воскресение, где находится Гроб, в котором Он был погребен. Это главная святыня христианского мира. Именно в этом месте, в этом храме сходит каждый год Благодатный Огонь. Поэтому и в данном случае места, освященные мученичеством великой княгини, имеют особое значение. Скажем, великая княгиня и те, кто были с ней сброшены, остались в живых. Они пели церковные песнопения, в частности люди слышали пение Херувимской песни, доносящееся из шахты, когда мученики были еще живы. И теперь, когда приезжают паломники, они по традиции обходят эту шахту с пением Херувимской песни.

Евангелие говорит, что словеса Божии не прейдут. Прейдут небо и земля, а словеса не прейдут. Молитва – это взаимодействие Бога и людей. Во всякой молитве есть энергия Божия. Она воссоединяется, поэтому эта  молитва звучит в вечности. В этом месте она продолжается. Поэтому когда мы приходим и молимся, поем Херувимскую, обходя шахту, наша Херувимская сливается с Херувимской мучеников, бывших в шахте. Поэтому мы посещаем святые места. Там, где была принесена молитва подобной силы, она остается навсегда. Мир закончится, молитва останется. Приходя на святые места, мы входим в молитвы тех людей, которые там подвизались, потому мы их и посещаем. Почти все, кто приезжает к святыням Алапаевска поклониться великой княгине Елисавете, говорят об особом состоянии, которое испытывают в этих местах – в комнате, где молилась великая княгиня со своими спутниками, на месте казни, в храме. До сих пор сохраняется присутствие этих людей в этом месте.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны: «Как можно приобрести календарь, который Вы представили? Будут ли они в Сергиевом Посаде?»

– Тираж этих календарей не очень большой. Не могу сказать. Если будут заказы, может быть, мы распространим больше. Календари мы в некотором количестве направили в Новоспасский монастырь и в Марфо-Мариинскую обитель. Но там они в ограниченном количестве. Конечно, в основном они распространяются в Екатеринбургской митрополии, в Каменской епархии. Но если у вас есть особый запрос, особое желание приобрести такой календарь, напишите нам в епархию. Мы постараемся его доставить Вам лично. Я часто бываю в Москве, мне нетрудно будет его доставить и найти возможность как-то передать его Вам.

– Еще раз напомню, что подробную информацию можно будет найти на сайте Каменской епархии по адресу: http://kamensk-eparhiya.ru.

В социальной сети «ВКонтакте» наш постоянный зритель Михаил Лукашкин спрашивает: «На Ваш взгляд, возможны ли сегодня духовные браки, каким был союз Елисаветы Феодоровны и Сергея Александровича? Или отца Иоанна Кронштадтского и Елисаветы Несвицкой? Или все-таки это исключение, которое в своей массе недостижимо?»

– Это и тогда было исключением. Видите ли, иногда мы проходим мимо святых, но просто не знаем об их святости. Святость некоторых людей явна при их жизни. Например, святость великой княгини была явной и в Москве. Например, Иван Бунин считал великую княгиню живой достопримечательностью столицы.

Впервые святость проявилась в ней несомненным образом во время гибели Сергея Александровича. На третий день после убийства она пошла к террористу Ивану Каляеву в тюрьму и принесла ему прощение от Сергея Александровича. То есть человеку это невозможно. Зная любовь великой княгини, зная ее, ее человеколюбие, просто невозможно представить, что у человека нет такой энергии – прийти. Поэтому здесь явным образом проявилось действие благодати – то, что дается только от Бога. Любовь к врагам. Это превосходит человеческие силы. Можно терпеть врагов, снисходить к врагам, но любить врагов… Эту любовь уже тогда имела великая княгиня.

А потом, мы знаем основание Марфо-Мариинской обители и отношение к гонителям в период революции. Она относилась к этим людям, как она сама говорила, как к больным детям, которые не знают, что творят. Она являла любовь к врагам на протяжении многих лет. Она жила в великой благодати, поэтому эта любовь, благодать, святость уже были явны.

А в других случаях, как, например, в случае Симеона Верхотурского, эта святость открывается только после кончины. Житие святого, в общем-то, осталось незамеченным современниками. Когда Бог прославил праведного Симеона, стали смотреть, кто он такой, как жил, что-то вспомнили, и на основании этих воспоминаний составили житие, но никто не присматривался к его образу жизни. У него не было учеников. Он был достаточно незаметным человеком, в отличие от великой княгини. Святость проявилась потом. Поэтому, я думаю, праведники живут среди нас и сейчас. Они живут, но как тогда, так и сейчас подобный подвиг, о котором Вы говорили, был, конечно, редкостью и исключением.

– Еще один вопрос от телезрителя Евгения, Белгород: «Люди, которые убили царскую семью, убили Елисавету, ломали храмы, срывали кресты… Я уверен, что все они ходили в храмы, крестились, причащались, тогда это было массово. Откуда это все появилось? Может, проблема не в количестве храмов и прихожан, а в качестве? Я нигде в Евангелии не услышал, чтобы Христос говорил: „Горе вам, блудницы и мытари“. Он все время говорил: „Горе вам, лицемеры“. Может, это самое главное?»

– Вопрос, который Вы задали, на самом деле очень сложный. Приближается юбилей – сто лет со времени событий 1917–1918 годов, в дальнейшем были гонения на Церковь, разрушения, озлобление с демоническими чертами. Нельзя к этому относиться односторонне. Действительно, к тому времени накопилась какая-то критическая масса народной боли. Нельзя сказать, что Церковь в то время всегда была на высоте. Поэтому во время этого взрыва, бунта, который, конечно, был спровоцирован кем-то, эта боль была, достаточно почитать наших христианских писателей – Достоевского, Гоголя, многих других. Действительно, жизнь была сложной. Было много обид, несправедливостей. Все это в конечном итоге вылилось в страшный бунт. А когда человек впадает в гнев, в бунт… Гнев человеческий правды Божией не творит. В гневе, в озлоблении, как бы в праведном гневе человек совершает поступки, на которые в обычном состоянии не способен.

Потом, была, так скажем, инициативная группа, так же как была инициативная группа богопротивников при распятии Христа. И была более пассивная деятельность, более пассивное отношение населения. Они просто подчинились деятельности богопротивников, не восстали, но как-то от Него отстали. Были люди, которые отдали за веру жизнь, и таких очень много, поэтому все было очень непросто. Я бы не подходил так однозначно к этой теме. Нам предстоит выбаливать эту болезнь, которая до сих пор сохраняется. Где-то в глубине народной жизни все еще есть, так скажем, и белые, и красные. Есть люди, которые считают Николая кровавым, так читают историю Руси, так их воспитывали, так они видят историю. Есть люди, которые видят святость в жизни царской семьи и справедливо молятся, почитают их как святых мучеников. То же самое относительно других людей.

Поэтому эта ситуация, может быть, будет обостряться, тем более что сейчас у нашей страны много недругов, которые хотели бы всевозможных обострений. Думаю, эта тема тоже будет использоваться – это обострение вследствие социального неравенства. Оно и сейчас есть. И то, что произошло в девяностые, когда небольшая группа людей (может быть, даже в рамках закона того времени, тех правил) присвоила себе, по сути, достояние многих поколений… И многие другие люди, которые остались, в общем-то, почти нищими или вообще нищими. Несправедливость есть и сейчас, поэтому почва для обострения ситуации и тогда была, и сейчас может быть, то есть мы можем вернуться к тому, что было тогда. Почти вернуться. Поэтому очень важно как раз найти правильный выход из этой ситуации, вылечить эту ситуацию.

Кто-то, скажем, не признает белую гвардию, генералов, Деникина, Колчака, Врангеля, считает их врагами России. Кто-то, наоборот, считает деспотами, демонами красных генералов, Красную Армию. Но были люди со своей правдой и с той, и с другой стороны. Нельзя сказать, что одна правда совершенно божественная, а другая – совершенно неправильная. В конечном итоге патриарх Тихон отказался благословлять братоубийственную бойню и вставать на чью-то сторону. Церковь должна помочь преодолеть эту рознь – как тогда, так и  сейчас. Тогда это не удалось. Сейчас  у нас есть особая миссия – преодолеть эту рознь.

И в данном случае миссия великой княгини является крайне важной, потому что если, скажем, кто-то считает царя Николая кровавым, то нет людей, которые могут упрекнуть, укорить великую княгиню Елисавету. Она принцесса по рождению, великая княгиня великой империи, вступившая в брак с Сергеем Александровичем, супруга генерал-губернатора Москвы, родная сестра императрицы – и в то же время основательница Марфо-Мариинской обители. Она ходит в лачуги нищих, своими руками ухаживает за крайне больными людьми, устраивает приюты, руководит Палестинским обществом… То есть совершенно невероятная жизнь земного ангела. Такие люди, по свидетельству тех, кто знал ее еще при жизни, рождаются единицами от века в век. Таких людей почти нет. И то, что эта красивейшая, обаятельная, умная женщина, прекрасный организатор, молитвенница, подвижница, богослов родилась там, – она может быть человеком, который примирит тех, кто выступает против царского дома, против, как они думают, угнетателей и так далее, и тех, кто, наоборот, относится, как и сейчас, к простым людям как к людям, простите, низшего сорта. Сейчас это тоже есть.

Елисавета видела в каждом человеке образ Божий, за всеми ухаживала. То есть она была равна со всеми. Брала на воспитание детей из асоциальных семей. То есть это уникальная святая. Поэтому она может быть точкой примирения, или святой, примиряющей, умиротворяющей эту рознь во время этих событий. Поэтому очень важно говорить о ее жизни, подвиге, делах. Тем более что она, например, в большой степени явилась примирительницей так называемой Карловацкой Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

В свое время, когда президент Путин приехал в Америку и встречался с зарубежными епископами, они подарили ему икону великой княгини Елисаветы Феодоровны. Нельзя сказать, что все, кто был с президентом, да и он сам, в совершенстве знали жизнь этой святой. Но, конечно, в данном случае они заинтересовались. Были наведены справки, какая святая была на иконе, которую подарили президенту. Конечно, подарить ему икону царственных мучеников было бы, сами понимаете, крайне неудобно с точки зрения дипломатии, политики. Но великая княгиня Елисавета явилась в данном случае примирительницей. А потом в Россию были привезены ее мощи. Возник вопрос, как вместе молиться. И было благословлено совместное моление при поклонении мощам великой княгини. То есть она, по сути, инициировала процесс воссоединения, хотя многие в то время считали, что этот раскол останется надолго, что уврачевать его невозможно. Но вмешалась святая – и то, что было невозможно, стало возможным и совершилось.

Надо сказать, что в Зарубежной Церкви, которая стала частью нашей Церкви после воссоединения, прославлена не только великая княгиня, но и ее спутники – князья Константиновичи, Сергей Михайлович, князь Владимир Палей. Если посмотреть их житие, конечно, нет сомнения, что и они могут быть прославлены в лике страстотерпцев. Наверное, этот вопрос просто отложен до времени. Думаю, он все-таки будет поднят, и возможно, вся полнота Церкви (как  в недавнем случае  с Евгением Боткиным, врачом, погибшим вместе с царственными мучениками) также прославит этих святых. Мы так и говорим: Фонд великой княгини Елисаветы Феодоровны и алапаевских мучеников. В любом случае они мученики. Прославленные или непрославленные – мученики.

– Вы подняли очень важную тему, касающуюся прославления и известности о подвиге святых. В данном случае подвиг святой Елисаветы Феодоровны. Несмотря на то что это и при жизни был человек известный, много сделавший и для Церкви, и для людей, и простых обывателей, о ней мало знают. Один из способов рассказа о святой – это, грубо говоря, то, что Вы придумали – издание календаря с детскими конкурсными рисунками, таким образом приобщаются и дети. Они же должны понимать, кого рисуют, для кого и для чего они это делают. Это исторические справки о том, кем она была, что возглавляла и так далее. Это один из способов миссионерства, рассказа о ней.

А сколько в церковном календаре встречается имен святых новомучеников, имена которых остаются для нас, к сожалению, только именами! За ними мы не видим личности этого святого. Как вы считаете, у людей есть мнения, что святые сами делают себя популярными, выражаясь мирским языком, или все-таки стоит заниматься работой по просвещению о том, кто это, что это за люди, где служили, чем занимались?

– В настоящий момент у нас в Церкви опять инициируется такое понятие, как местночтимые святые. Конечно, многие святые не могут стать вселенскими, претендовать на вселенскость. У нас в святцах слишком много имен святых. Но мы знаем имена особых святых – Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский, великомученица Екатерина, великомученица Варвара, праведный Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский и так далее. То есть есть ряд имен, имеющих особую значимость.

Поэтому я думаю, что святых в первую очередь прославляет Господь. Это дело Божие, и Он часто прославляет именно тех святых, которые в этот момент востребованы. А что было востребовано? Иногда проходит несколько столетий (например, как прославление великих святых патриарха Тихона и патриарха Иова, первого патриарха). Это было востребовано, в этом была нужда. Именно это прославление… Если патриарх Тихон был недавно, его подвиг как-то особо известен, то об Иове такой памяти не было. Тем не менее потребовалось прославление, но произошло оно спустя много столетий.

Но в данном случае – прославление святой великой княгини Елисаветы сейчас особо востребовано. Это именно та святая, которая воссоединяет. Как говорил Сергий Радонежский, небесный покровитель ее супруга, более всего его огорчает рознь мира сего, разделение. Я уже говорил о соединении в великой княгине Елисавете многих качеств. На самом деле это святая, которая воссоединяет. Воссоединяет традицию, скажем, Западной Церкви и Русской Православной. Социальное служение, которое развито в протестантских странах, и молитвенное служение, которое развито в православии. То есть она восприняла одну традицию, не оставила ее, имела ее в себе, когда пришла в Россию. Когда перешла в православие, она в полноте восприняла православную традицию, именно глубину ее, молитвенность. Она была знакома с выдающимися подвижниками того времени. Она была духовной дочерью старца Гавриила Зырянова. То есть это соединение двух традиций…

Потом, с точки зрения богословия она воссоединила то, что в традиции Русской Православной Церкви было разорвано – споры иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого) и последователей Нила Сорского, которые имели трагические последствия в нашей церковной истории, когда, по сути, одна из традиций (старчество, скитская традиция, молитвенная, сокровенного делания) была на долгий период вытеснена, просто раздавлена. Елисавета воссоединила Марфу и Марию; созданием обители она воссоединила делательное и созерцательное направления в христианстве. Она устранила противоречие между Марфой и Марией, показала, что это две стороны одного и того же делания на самом деле. Соединила это в себе и в своей обители.

И после ее обители, ее подвига это стало совершенно очевидным для всех. То есть это принято церковной полнотой – это ее богословское прозрение делания, хотя в то время, когда она организовывала обитель на таких основаниях, и внутри самой Церкви были скептики относительно ее делания. Она воссоединила Святую Землю и Русь. Елисавета почивает во Святой Земле мощами. Она воссоединила высший свет и людей отверженных. В конце концов, она воссоединила глубокую провинцию, глубинку, со столицами – с северной столицей и Москвой. То есть это святая, в которой все сошлось и соединилось. Это святая для всех. В общем, это скорее крайнее исключение.

Вот мы видим святую, которую никогда никто не спутает. Само ее одеяние, ее образ на любой иконе узнаваем сразу. Очень трудно изобразить лик святой. Более того, как говорят, на фотографиях она получалась прекрасно, но те, кто видел ее лично, говорят, что фотографии не передают ее обаяния на окружающих, ее присутствия. Поэтому это воссоединение всего воедино – это редкий, крайний случай.

Когда мы видим такую  святую, нам хотелось бы, чтобы ее почитание, ее праздник тоже были особенными, чтобы что-то особенное было в том, как мы чтим ее память. Например, мы хотим ввести традицию. Каждый год у нас идет крестный ход, который начинается ночью 18-го числа – крестный ход от Троицкого собора. Он проходит через склеп, где хранились мощи, потом идет к женскому монастырю, проходит мимо Екатерининского храма и направляется, завершая свое шествие, в мужском монастыре на месте казни. Мы хотели бы, чтобы люди в этом крестном ходе шли с белыми цветами. Сама княгиня любила белые цветы. Ее называли Белой лилией Москвы.

– Традиция проведения праздника «Белый цветок» тоже в большой степени дело ее рук…

– Да, но мы хотим, чтобы этот крестный ход не просто шел с иконами, как это принято, но люди шли бы с цветами и возлагали их у шахты. Это был бы особенный крестный ход. По крайней мере, мы хотим установить такую традицию. Это особенная святая, неповторимая, в каком-то смысле единственная, совершенно уникальная, и нам хотелось бы, чтобы ее празднование в конце концов стало особенным, чтобы найти именно те черты, которые были ей свойственны, чтобы это отражалось в праздниках, совершаемых ради нее. Я думаю, что мы еще не всё нашли. Что-то мы еще приобретем, найдем, чтобы память этой святой действительно становилась такой же необыкновенной, какой была сама святая.

– Вопрос от телезрительницы Валентины, Московская область: «Мы в прошлом году посетили Алапаевск, все эти святые места. На нас это произвело очень большое впечатление. Конечно, мы мало что знали об этой святой, мы изучали историю по-другому, впечатление было другое. Сейчас мы купили литературу, всем знакомым и родственникам рассказываем все по-другому. И сейчас Вы рассказываете – как будто мы там были. Там еще, конечно, много нужно сделать, но присутствие ее там есть. Даже сейчас я чувствую, что она там. Большое спасибо всем братьям и сестрам, которые нас встречали, всё нам рассказывали, это действительно святое место. Очень большое впечатление произвело на нас. Сейчас мы имеем другое представление о царственных страстотерпцах, молимся им и чувствуем, они слышат наши молитвы. Слава Богу!»

– Большое Вам спасибо за Ваш отзыв, Ваши слова. Действительно, люди, которые прикоснулись к великой княгине Елисавете, навсегда остаются с ней в своем сердце, это так.

– Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Еще раз напомню нашим зрителям, что подробности о графике перенесения мощей великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в пределах Каменской епархии вы можете найти на сайте http://kamensk-eparhiya.ru. Также узнать подробности истории мест, о которых рассказывал владыка (Напольная школа, где содержали алапаевских узников, шахта, куда их сбросили), можно найти на сайте http://svelisaveta.ru.

– Я приглашаю всех хотя бы однажды посетить город Алапаевск, эти святые места. Да, пока еще они очень скромные. Но может быть, придет время, эти места будут очень благоустроенны, как многие другие места обители. Но может быть, первые неудобства этого путешествия, этого приема как-то особо отразятся в сердце.

Когда была великая княгиня Елисавета, эти места выглядели во многом такими же неухоженными, какими выглядят и сейчас, к сожалению.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать