Архипастырь. Царские дни 2017 года

28 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

– Близится день памяти святых царственных страстотерпцев 17 июля, и это особенный день для всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. И совершенно особое время для Екатеринбурга – города, где и совершилось это злодеяние, убийство царской семьи. В Екатеринбурге вовсю идет подготовка к фестивалю Царских дней, который включает в себя и ночную Божественную литургию в день памяти святых царственных страстотерпцев, и крестный ход к монастырю в их честь, и многие другие культурно- и духовнопросветительские мероприятия. Поэтому сегодня предлагаю поговорить об этом, потому что времени остается немного, коль некоторые мероприятия уже сейчас начинаются. Владыка, что самое главное в Царские дни?

– Вообще очень много аналогий между ночью с 16 на 17 июля каждого года, когда мы вспоминаем убиение царской семьи, и между ночью с Великой Субботы на Светлое Христово Воскресение, то есть с пасхальной ночью. Оба события предваряют дни встречи самой величайшей святости и глубины просто с бездной зла, которая вмещается в людях. И вот эта святость и эта бесовщина сталкиваются. Гефсиманская молитва Спасителя в Великую Пятницу, суд над Ним, распятие, погребение, мрак Великой Пятница, тишина и трагедия Великой Субботы – это переживает каждый христианин во всем мире.

А мы в России имеем возможность еще раз все это пережить, но уже тогда, когда вспоминаем жизнь, а точнее житие святой царской семьи. Последние их дни (гефсиманские, голгофские) прошли именно в Екатеринбурге, поэтому здесь это воспоминание особенно ярко переживается. Но после распятия, погребения следует Воскресение, величайшее торжество, победа Бога над всем отступлением, победа святости над злом, жизни над смертью. И это же самое происходит, когда мы говорим о царской семье, поскольку то, что произошло в ипатьевском подвале в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, тоже своего рода жертва и искупление грехов нашего народа. И мы понимаем, что не какого-то народа,  а нашего народа; и я не человек, который под лопухом родился и вырос, а мы все – русский народ и эта жертва за нас была принесена. Если мы правильно воспринимаем это, верно относимся к тому, что произошло, мы имеем возможность соприкоснуться c этой победной силой, которую в себе несла царская семья. Это встреча с победой над злом.

Император Николай в одном из своих писем писал, что зла в мире будет все больше и больше. И мы это видим, переживаем, об этом много говорят. Можно говорить про чипы, про засилье зла во всех средствах массовой информации, во всех эшелонах мировой власти, его становится больше и больше, но пророческие слова те, что не зло победит и не злом надо бороться со злом, а победит добро, любовь, и государь это доподлинно явил. И когда мы вспоминаем эти события, когда изучаем, знакомимся с житием императора Николая Александровича Романова, его святой семьи, верных его слуг и многих иных  новомучеников (но все-таки здесь как некое острие), то мы к этой силе становимся причастны, мы в своей жизни имеем возможность побеждать эту смерть, это зло той же самой любовью, которую в себе носил государь.

Это очень важно и значимо для Уральского региона, для России и для всего мира. В этом году у нас 99-я годовщина. Мы сейчас вспоминаем столетие Октябрьской революции 1917 года, а в следующем году уже будет столетие Ипатьевской трагедии, столетие жертвы, которую принес государь за нас. Конечно, можно просто в календаре как-то особенно отметить, чтобы это никак не отразилось на нашей сегодняшней жизни, а можно приложить усилия и сделать так, чтобы смысл жертвы, осознание ее и уроки, которые нам государь преподносит, были пропущены через сознание православных христиан, зрителей телеканала «Союз», чтобы это прошло через наши семьи, через сознание тех людей, с которыми мы соприкасаемся на работе и отдыхе. Попытаться создать такую атмосферу, чтобы как можно больше людей из нашего народа осознали всё это и сделали соответствующие выводы.

Вы сказали: фестиваль, Царские дни. Я избегаю этого слова «фестиваль», потому что в моем понимании это все-таки какое-то шоу, а здесь скорее не фестиваль, а просто Царские дни, как мы говорим про страстные дни, к которым должны подготовиться. Как мы готовимся к Пасхе? Есть много способов: соблюдаем пост, читаем Священное Писание, исповедуемся. У нас есть такая же возможность подготовиться к Царским дням и этого, и следующего года: почитать житие святых царственных страстотерпцев, попытаться отделить хотя бы в своем сознании ту громаду лжи, которую нам вливали и по сей день вливают в мозги о царе, о его жизни, о царской семье, о России, и попытаться эти крупицы доступной истины осознать, найти, расчистить. И этих крупиц хватит, чтобы нам освятиться самим и поделиться этим светом с окружающими нас людьми.

Вот такая подготовка. И, конечно же, покаяние. Только я не сторонник того, чтобы это делать внешне. Есть люди, которые свой зов сердца к тому, чтобы покаяться за тот грех, который сделал наш народ, воплощают в такой форме, что собираются в каком-то условленном месте и день за днем читают покаянные молитвы, приносят вот такое покаяние за убиение царской семьи. Такую форму они выбрали, мы с уважением к этому относимся, но не всякому эта форма доступна, а покаяние может иметь различные формы. Например, отказ от привычной лжи, от привычных штампов. Если говорят, что император был «кровавый» или «слабовольный», постараться найти для себя ответы, чем я могу убедить, что император Николай был человеком сильной воли, высочайшего достоинства, колоссальной любви к Отечеству; он был мудрым, сильным политиком, не интриганом, глубоко верующим человеком.

Попытаться, читая литературу о царской семье, не просто понять, а стать носителями этих истин, потом этой истиной уже руководствоваться в своей жизни, подражать этим идеалам христианина, которые мы видим в жизни государя. Чтобы семейный человек подражал доброте семейной жизни – это деятельное покаяние; чтобы человек одинокий подражал императору в том, когда он был один, в одиночестве (он же многократно был в командировках, военных походах). О том достоинстве, с которым он проходил свой жизненный путь, можно прочитать в его дневниках. То есть перенести на свою жизнь те образцы христианского жития, которые мы видим в житии императора Николая II.

Если такая подготовка будет предшествовать Царским дням 2017 года и 2018-го, то это будет реальным покаянием хотя бы одного человека в нашем народе. А если двое или трое или какое-то большее число таким образом будут свою жизнь устраивать, то, конечно, такое покаяние не сможет пройти незамеченным перед лицом Божиим, оно будет принято, Господь может смилостивиться над нашими семьями, нашими жизненными путями и нашим народом. Это очень значимое событие в означенные дни.

– Достаточно часто, когда люди относятся к царской семье с уважением и почитанием, можно встретить такой упрек, когда их обвиняют в ереси царебожия. В частности, когда они называют место принятия их мученической кончины Екатеринбургской Голгофой и когда идет некое сравнение между распятием Христа и убийством царской семьи. Где все-таки находится качественное и принципиальное отличие, чтобы понять, где ересь царебожия, а где правильное почитание царственных страстотерпцев как святых?

– Это не ново. Такое человеческое стремление переступить черту правильных отношений между Богом и человеком и уйти в какие-то лжеучения вовсю цвело уже в апостольские времена; мы читаем у апостола о том, что кто-то говорит: «Я Аполлосов, а я Павлов». Да, мы научены кто Павлом, кто Аполлосом, кто-то научен правильной жизни государем Николаем, но все мы Христовы. Бог есть Бог, и спасение, которое Господь совершил, не может сделать никакой человек, насколько бы он ни был свят, велик. Он свят и велик перед Богом, а дело нашего спасения совершил Господь. Если смешивать и говорить о том, что царь является в полной мере подобием Христу, потому что он принес жертву, которая искупила грехи рода человеческого, то тем самым мы элементарно обесцениваем, умаляем жертву Христову.

Апостолы, которых распинали, сжигали, с которых снимали живьем кожу, не стремились к тому, чтобы утверждать, что своей жертвой они замещают жертву Христову. Апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным той жертвы, которую Господь за него принес. Сами апостолы говорят: «Вы не Павловы и не Аполлосовы, вы Христовы». Как печалился святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда он видел людей, своих современников, которые возводили его в роль почти что божества. Была такая секта иоаннитов, которые почитали Иоанна Кронштадтского как бога. Он очень резко и жестко отвергал этих людей.

Есть горячие головы, которые сегодня, не задумываясь о смысле жертвы Христовой и жертвы царской, вот так все перемешивают, а потом еще начинают этому учить людей, не окрепших в христианском сознании и разуме. Конечно, это неправильно. Есть такая поговорка: если не очень умного человека заставить Богу молиться, то он может повредить себе лоб. Потому что будет так сильно стучать головой о землю, что травму себе нанесет. Все должно быть разумным. А если у кого-то из людей есть сомнения, сейчас достаточно много пишется о царской семье, о событиях столетней давности. Кто пишет действительно очень достойные исторические духовные произведения, а кто-то пишет какую-то оголтелую пропаганду. Люди читают, это все смешивается в сознании, получается каша, и возникает вот такое царебожие или какой-то фанатизм.

Отложите такие второсортные произведения, почитайте, что святые люди пишут о государе-императоре, что пишет о жертве государя святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, что пишет духовник царской семьи. Он не прославлен в лике святых, но это человек святой жизни, епископ Феофан Полтавский. Почитайте и попытайтесь проникнуться этим духом любви и благоговения, но все-таки четкого понимания, где Христос, а где человек, где Христос Спаситель, а где грешный человек, который все же стремится к Спасителю  горячо, с той любовью, какая была у царской семьи. И этим стремлением, этой верой и жертвой, которую они принесли, они освящаются. Конечно, этот пример и эта жертва являются залогом нашей сегодняшней более-менее спокойной жизни, но подвиг Спасителя, Подателя жизни, надо отличать от подвига любого самого святого человека.

– Вопрос телезрителя из Курской области: «Конечно, тот ужас, который был в Ипатьевском доме, расстрел царя и его семьи – это очень плохое дело. А если бы через несколько дней пришла армия Колчака (а ведь она шла туда, и у большевиков был вопрос, что делать с царем)? Отправлять его обратно в тыл или просто избавиться от него: вдруг знаменем его поднимут? А у Колчака, как мы знаем, не было желания иметь дело с царем; белые его все равно расстреляли бы. Было бы тогда это страданием, если бы уже не большевики расстреляли, а белые? Всего два-три генерала и было, которые могли бы спасти его, но не в тот момент.

И еще один вопрос: Святейший патриарх Алексий II как-то однажды сказал, что беспощадно расстрижет того попа или наложит епитимью на того мирянина, который скажет такую чушь, что своим страданием царь спас Россию. Выходит, что Христос спас мир, но кроме России; и только царь ее спас? И, простите, я как историк не могу согласиться с тем, что царь страдал за православие, ведь его расстреляли чисто по политическим причинам. Это не только я такой вопрос задаю, буквально все. Я не молчу о том, что он, конечно, не любил крестьян, не любил сильно русский народ. Давайте это признаем, это факт. До 1905 года он несколько раз поднимал указы бить крестьян беспощадно, только потом, после Кровавого воскресенья, сказал прекращать и так далее...»

– Давайте начнем с первого вопроса о том, что если бы... Как историк Вы знаете, что история такая штука, с которой нужно быть аккуратным, которая не терпит сослагательного наклонения «а что было бы, если бы...». Если бы Иуда взял и не предал Христа… А что было бы, если бы Иуда не повесился, а принес покаяние? Это человеческие вопросы и детские рассуждения. «А что было бы, если бы я сегодня был космонавтом?» – спрашивает маленький ребенок и начинает мечтать на эту тему, а взрослый смотрит на это мечтание и понимает, что ребенок не может сейчас стать космонавтом, это колоссальный труд, надо вырасти, прежде чем достигнуть этой цели. А когда ты станешь взрослым, может, и не захочешь быть космонавтом.

Что было бы, если бы пришли белые и освободили Ипатьевский дом? Под словом «белые» или «красные» скрывается большая часть народа. Это народ, сплоченный вокруг одной или другой идеи. Идея белого движения в разных частях страны и у разных командиров была одной, а у красных командиров, которые находились на востоке или в Москве, были совершенно другие идеи. Интересный факт мне рассказал один историк: на востоке страны раздавались листовки через комиссаров, в которых призывали народ вступать в красное движение и провозглашалось, что они дадут землю крестьянам, фабрики рабочим и вернут царя-батюшку. Эти листовки до сих пор сохранены, вот такой обман закладывали. Они знали, насколько народ любит царя-батюшку, и, желая привлечь людей под свои знамена, врали, что дадут землю крестьянам, хотя она уже у крестьян была. И законы Российской империи начала XX века давали колоссальные права и возможности, не просто теоретические. Это была практическая реализация, которая вообще редко где в мире давалась, чтобы крестьянину получить землю, и не просто кусок земли в голом поле, а с подведенной дорогой, с построенным магазином, больницей и школой. Не поленитесь, почитайте, как программа, сформированная Николаем II, святым страстотерпцем, реализовывалась по стране.

Если интересно, эти факты отражены в «Царском календаре», в котором собрали достижения Российской империи при Николае II, там целая страница посвящена этой теме со ссылками на документы. Так вот, красные врали, говоря о том, что дадут землю,  заводы и вернут царя. Народ царя любил и пошел за ними, потому что ими провозглашалась идея монархии. Вот такие интересные факты, что большевики говорили о возврате царя.

Можно предполагать, что было бы, но наши любые догадки будут как вилами по воде или пальцем по киселю. Вы знаете, что когда совершался суд над Христом, очень много людей кричали: «Распни, распни, мы хотим этого, нам не нужен царь, у нас есть царь – кесарь! Отпустите вора, разбойника!» Это кричали богатые и бедные, знатные и простые, фарисеи, саддукеи – в этом порыве они все были едины, сочетали некий посыл врага рода человеческого, который был посеян в их сердцах, потому что в их сердцах царил грех.

И если бы какая-то партия (например, фарисеи) сказала: «Нет, а мы за Христа»… А если бы еще кто-то присоединился… Но ведь обратите внимание, Церковь никогда не занимается рассуждением на тему: а что было бы… Христос мог призвать двенадцать легионов ангелов, которые всех этих ненавистников Христовых просто разорвали бы в клочья. Но Он этого не делает, потому что желает, чтобы эта жертва за род человеческий была принесена. Если говорим о государе Николае Александровиче, у него и его семьи были возможности выехать из России, покинуть ее. Если бы он этого очень хотел, то он бы добился такого результата. У Елизаветы Федоровны Романовой была возможность, и не одна, покинуть Россию, но она остается, говорит: «Россия для меня как больной ребенок, и я желаю целиком соединить свою судьбу с судьбой России». Это была сознательная, добровольная личная жертва как христианина и личная жертва, ответственность как государя, императора Всероссийского.

Эту тему очень хорошо проработал Петр Валентинович Мультатули, правнук повара Ивана Харитонова, который был расстрелян в ипатьевском подвале. Он посвятил этому свою жизнь, защитил историческую диссертацию, которая посвящена именно судьбе императора Николая II. И он очень убедительно показывает и доказывает то, что связано с отречением, что как такового отречения не было, государь не отрекался ни от престола, ни от народа. Народ, в течение десятилетий остывавший в любви к Христу, уходил от любви к своему государю, любившему Христа. И вот эта пропасть становилась все больше и больше.

Если бы в ипатьевском подвале государя и его семью растерзали не люди, которые были объединены Яковом Свердловым, а люди, объединенные ненавистью под флагами какого-нибудь атамана, от этого жертва, которую принес государь, ни на грамм не уменьшилась бы и его венец не потускнел бы ни на один люмен. Государь любил свой народ, и он себя принес в жертву. А его семья не насильно там находилась. Почитайте, какие письма, какие дневники, какие воспоминания об их отношениях, они были как одно целое, как малая церковь, которая приносит себя в жертву за Христа и народ. Они любили друг друга, любили народ, и этой любовью они вошли в Царство Небесное.

А иные свидетельства, о которых Вы говорите, о том, что царь не любил народ, ненавидел крестьян, даже как-то горько и обидно слышать. Дело в том, что любой историк чем отличается от обычного смертного? Если серьезный, настоящий историк будет опираться на пласт свидетельств, изданных или сохраненных в архивах в Советском Союзе в XX веке, то можно с вероятностью, которая равна единице, сказать, что такой историк будет ненавистником государя, что он будет убежден в его слабоволии, в его ненависти к народу, в его страстях и пороках, и такой историк напишет сюжет для фильма «Матильда» или подобного пасквиля.

Но если не полениться и посмотреть немного шире, поискать и почитать, что писали о государе его современники, что о нем писали его современники за рубежом, его родственники, друзья, враги (а документы в европейских, американских архивах не претерпевали этой идеологической засолки и переварки, как какие-то щи), – в них отражена такая любовь человека, который управлял страной! Где бы мы ни жили и какой бы деятельностью ни занимались, мы никогда не поймем, какая ответственность лежит на человеке, который управляет страной, на нашем сегодняшнем руководителе, на нашем президенте. Мы не представляем, какие мысли и стремления посещают такого человека. Мы чаще всего смотрим на руководителей и пытаемся их измерить своими страстями, своим сознанием.

Алкоголик смотрит на мир глазами алкоголика и думает, что все люди вокруг такие, и он на любого человека с красным лицом сразу говорит, что это алкаш, он никогда не подумает, что у человека может быть больное сердце или больная кожа. То же самое блудник: он будет смотреть на окружающих так, будто вокруг совершается один блуд. А святой человек будет смотреть на алкоголиков, на блудников и будет видеть в них святость. И для того чтобы понять, осознать и смысл, и величину подвига государя, очень важно поучиться бороться со своими страстями, со своим невежеством. Это я в первую очередь о себе говорю.

Если это в какой-то мере будет принято Богом и Он наши страсти охладит и наше невежество просветит, то люди вокруг нас откроются в новом свете. Мы увидим, насколько велик подвиг святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы, насколько высока ее культура, ее любовь к народу. А кто-то говорит: «Немка, предательница, немецкая шпионка, которая ненавидела Россию»… Потому что он не читал ни ее личных записей, ни воспоминаний ее современников. Человек говорит, что в семье у Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича была невыносимая обстановка, что они ненавидели друг друга. Но чаще всего это говорят те люди, которые сами в семье не умеют любить, у них в отношениях между ближайшими родственниками царит ненависть и зло. И они не понимают, как это можно мужу и жене жить как брат с сестрой, воспитывать приемных детей, как можно иметь столько любви к окружающим, – это же невозможно! Человек с таким сознанием, с таким менталитетом не может понять величины личности другого человека.

Вы уж простите, я такие нравоучения говорю… Думаю, у Вас есть позиция, свой жизненный опыт, но очень Вам рекомендую все-таки хотя бы на время некие стереотипы и убеждения, которые сформировались, просто отложить в сторону, почитать труды Петра Валентиновича Мультатули. Познакомиться с замечательным историком, человеком, который сегодня очень радеет о сохранении и распространении в нашем народе отечественной истории. Это и профессор, генерал Решетников, некогда директор Российского института стратегических исследований, а сегодня основатель исторического общества «Двуглавый орел». Они собрали колоссальный пласт этой литературы, информации из европейских архивов. Почитайте, Вы много нового для себя откроете, задумаетесь, а потом сможете сравнить то, что как бы отложили в сторону, Ваш багаж знаний, накопленный за жизнь с некими стереотипами, и то новое, к чему Вы еще не прикасались.

Я Вас приглашаю посетить Екатеринбург, монастырь святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, музей, который был открыт в прошлом году. Колоссальное собрание свидетельств о жизни императора Николая и его правлении. Много интересного Вы как историк почерпнете в беседе с директором, основателем этого музея, тоже историком, человеком, который свою жизнь посвятил изучению царской семьи.

Сейчас говорят, что у нас в обществе до сих пор красные и белые друг другу противостоят. Бывает, что не в обществе, а в человеке гражданская война до сих пор продолжается. Может быть, такое соприкосновение с интересными свидетельствами, фактами и людьми остановит гражданскую войну в Вашей душе и Вы сумеете с уважением относиться и к Вашим учителям, и к истории России и Советского Союза XX века, и к тому, что было до Великой Октябрьской социалистической революции, и к тем величайшим людям, которые жили тогда.

– Конечно, история может быть и идеологической в том случае, когда она подвергается какой-то корректировке с выводом на тот курс, который необходим (смотря к какому результату и умозаключению нужно прийти). Действительно, есть два лагеря: те, которые видят только негативную сторону, что император Николай II довел страну до революции, что это его вина; а другие люди видят в нем того человека, который до последнего момента пытался сохранить единство народа, но народ сам не захотел этого единства.

– Я знаю людей, которые обвиняют Христа в том, как бездарно Он провел время, ведь столько у Него было ресурсов, такие чудеса (Он мог хлеб из камней делать, людей питать)! Он мог объединить народ такой идеей, мог создать такое государство! А Он что сделал? И Сам погиб, и апостолы Его были в уничижении. Вот так взирают, так смотрят на историю спасения рода человеческого, на ту историю, перед которой мы благоговеем. Собственно, это история нашего спасения. То же самое, такой же взгляд, к сожалению, бывает и на житие императора Николая Александровича.

– Одно дело читать жития святых, которые жили пять-шесть веков назад, а может быть, и три века назад, мы этих людей не знали, они жили в то время, когда наши ближайшие родственники их знать не могли; люди не стараются даже «копать». Есть житие, есть жизнеописание, они его прочитали и понимают, что это за человек, за что он прославлен Церковью, за что канонизирован.

А здесь все-таки человек, который жил не так давно, и в памяти многих людей (не в живой памяти, а в исторических документах) сведения о Николае  II  как о личности и прежде всего как о главе Российской империи сохранились. Если смотреть, что есть две точки зрения, то с одной стороны могут быть хорошие сведения об этом человеке. Но чуть ранее Вы упоминали о фильме «Матильда»... Как быть с теми случаями, когда есть то, с чем мы не согласны, когда государя- императора унижают? Какую позицию мы должны в этом случае занимать? Должны ли мы к этому относиться со смирением или все-таки проявлять немного воинствующее начало?

– Есть интересные источники, интересные публикации, интересные люди. Сейчас, буквально перед самым нашим эфиром, я имел возможность общаться с замечательным, удивительным человеком, правнуком Александра III, внучатым племянником императора Николая II. Это Павел Эдуардович Куликовский, праправнук сестры государя, Ольги Александровны Куликовской. Человек, который не застал живой Ольгу Александровну (он родился в год, когда она умерла, там буквально месяц разница), но он жил среди людей, родственников, которые не по книгам, не по фильмам, не по газетным статьям, а просто по живому семейному преданию помнят царскую семью в целом (имеется в виду царский Дом) и много интересного рассказывают о жизни царской семьи, о высоте их жизни и отношений, о том, насколько придворное окружение  погрязло в страстях, неверии, лжеверии, разврате, какая пропасть лежала между ними, современниками, и семьей государя, насколько они были  чужие.

И понятно, у нас нет этого живого предания в отличие от семьи Павла Эдуардовича. Как апостолы помнили земную жизнь Спасителя, рассказывали о ней, а уже в третьем поколении это были в основном воспоминания либо записи. Сегодня у нас остаются только записи, и Церковь борется за то, чтобы не искажено было Предание, Писание. Оно записывается, сохраняется в неповрежденном состоянии, чтобы не произошло искажения. Вот такое искажение в отношении государя, к сожалению, произошло.

А что делать, как бороться, когда мы встречаемся с такими свидетельствами ненависти и лжи? С ложью нельзя бороться ложью или страстью, можно ложь побеждать только правдой. А чтобы побеждать ложь правдой, надо быть носителем правды. Прежде всего носителем правды в себе, помнить слова Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: «Когда вас поведут на судилища и будут судить за имя Мое, то вы не задумывайтесь заранее, не планируйте ответы, не пишите тезисы, аргументы; Я дам вам то, что Вы должны будете говорить». Но Он не может дать эту правду человеку, который кипит страстями или сжился с ложью. «Сердце чисто созижди во мне» – так обращаемся мы к Духу Святому, мы просим очистить себя, свою жизнь, свою душу ото лжи, грязи,  греха, сделаться чистыми, чтобы туда Господь мог вложить благодать Духа Святого. Чтобы мы в это чистое сердце могли вложить богатство церковного Предания и чтобы оно не искажалось в нашем сердце.

В отношении государя надо познакомиться с правдой, с его личностью, полюбить его.  Если это произойдет, то, конечно, как бы человек ни был компетентен в фактах жизни государя, насколько бы он ни был праведен, чист и так далее, он не может снять с проката эту киноленту и сделать  так, чтобы представленная в ней ложь превратилась в правду. Но, по крайней мере, он сам не является носителем этой лжи, он может ближайшему своему кругу эту правду открыть.

Кстати, мне доводилось неоднократно встречаться с людьми, которые знают правду о государе, но при этом они кипят страстями, ненавистью, и эту правду от них не хочется получать. Они начинают тебе рассказывать о государе, о предателях, и такая страстность и энергия из них идет, что не хочется это слушать (мне, по крайней мере). Если такой человек начинает доказывать что-то другим, нейтрально настроенным людям, то они считывают чаще всего от него не вот эту суть, зерно правды, которую они действительно знают, а ту страсть, которая из него «прет». И эта страсть отталкивает. Не зло победит, а любовь к Богу, к святым угодникам, любовь к их жизни, к нашей истории, любовь к собеседнику. Я убежден, что это тот путь, который позволит преодолеть ложь и увидеть всякую правду. С любовью сказанное слово может изменить сердце собеседника и сделать так, что один, второй, третий, пятый человек скажет: «Я не хочу прикасаться к суррогату».

И конечно, что бы там ни показывали, это же не первая ложь. Вы помните последний фильм «Искушения Христа» Скорсезе, который лет двадцать назад вышел на экраны? Сколько было протестов! Да, это ложь, это лжеучение. Хорошо, что в народе было неприятие, хорошо, что Церковь очень конкретно высказалась тогда о неприятии этого зла. И те люди, которые себя хоть как-то ассоциировали с православием, отказались от просмотра этого фильма. Если мы сможем с любовью донести до людей: ты православный человек и не соприкасайся с этой ложью, – я думаю, что и люди глубоко верующие, и люди нейтральные не захотят испачкаться в этой грязи.

Но еще не оставляет надежда: может, Господь положит на сердце деятелям культуры или людям, которые причастны к власти в нашей стране, чтобы они эту клевету сняли с проката. Как-то довелось беседовать с одним журналистом на тему об этом фильме, почему он плох. Потому что там ложь. Авторы имеют право на некий вымысел, все писатели, поэты придумывают, никто же не требует доказательств, что действительно были Ромео и Джульетта или что в сказке «Три поросенка», которую знает каждый ребенок, это исторические персонажи. Это некий вымысел. Но получается, что вымысел, представленный нам в этой ленте («Матильда»), – это ложь о конкретной личности,  конкретном человеке, у которого есть конкретные потомки, который является святым, очень дорогим для больших масс наших соотечественников, современников. И получается, что если напрямую я буду клеветать о каком-то человеке в эфире, например о Вас, это же оскорбит Вас и тех телезрителей, которые знают, что это неправда.

Если эта ложь бросается в отношении государя-императора Николая II, она оскорбляет огромное число людей: и родственников, и близких, и тех, кто просто знает и любит правду. А это ложь. Если наш закон подразумевает некое наказание за клевету в отношении конкретного человека (один другого оболгал, тот написал заявление – и лгун получил два года, пусть условно), этим сказано, что это зло, преступление. Но то, что создатели фильма лгут об императоре, конечно, ложь, такая же клевета. И не просто должно быть сказано, что это плохой фильм и его не надо показывать, а эта ложь должна быть рассмотрена судом. И родственники, и потомки императора Николая II должны сегодня сказать: «Это оскорбляет нашу семью, мы просим не просто снять фильм с проката, а еще и запретить его...» Я не знаю, какие прещения могут быть в отношении авторов, но точно кинофильмы в нашей стране им больше снимать не надо. Это моя позиция, мое убеждение: ложь должна быть названа ложью, клевета клеветой, а не неким художественным вымыслом, творчеством, о котором они пытаются говорить.

– У нас осталось буквально несколько минут до окончания эфира. Наверное, стоит наших зрителей еще раз призвать приехать на Царские дни в Екатеринбург...

– Дорогие братья и сестры, те, кто имеет такую возможность и желание приехать, конечно же, приезжайте. Напоминаю, что 16 июля Царские дни начнутся в 13 часов с крестного хода от храма Порт-Артурской иконы Божией Матери. Храм построен на том месте, где стопы государя Николая и его семьи встали на Екатеринбургскую землю, в этом месте он сошел с поезда на станции Шарташ. И крестный ход пройдет тем маршрутом, которым автомобиль перевозил царскую семью в Ипатьевский дом, к Храму-на-Крови, построенному на месте этого дома.

Когда крестный ход придет к Храму-на-Крови, в 16 часов начнется малая вечерня с чтением акафиста святым царственным страстотерпцам, а сразу после окончания начнется всенощное бдение, будем молиться Богу и этим святым угодникам на месте их убиения. В полночь на улице перед храмом начнется Божественная литургия, которая, окончившись примерно в два или в половине третьего ночи, перейдет в крестный ход по тому пути, по которому грузовик с истекающими кровью телами царственных страстотерпцев двигался от Ипатьевского дома в урочище Ганина Яма, где царские мощи варварским образом сжигались. Приглашаем прийти, проследовать этим путем. Но если нет такой возможности, если не получается приехать в Екатеринбург, нет ни грамма для расстройства, потому что в эти дни во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершаться ровно такая же молитва. В каких-то храмах уже сложилась традиция совершения ночной литургии, где-то она пройдет в обычное время. Но если каждый из нас лично поучаствует, почитав житие святых царственных страстотерпцев, их дневники, помолившись им заранее, это будет наше участие и в крестном ходе, и во всенощном бдении, и во всех торжествах.

И напоминаем, что в следующем году, в год столетия убийства, тех, у кого будет возможность приехать или прийти поучаствовать в воспоминаниях этих трагических событий, тоже приглашаем. Думаем, это в любом случае будет лично для нас полезно и будет неким свидетельством объединения нашего народа в деле умилостивления Бога и прославления Его святых угодников.

– Даст Бог, телеканал «Союз» будет вести прямые трансляции всенощного бдения и ночной Божественной литургии около Храма-на-Крови. Возможно, ночью будут и прямые включения с крестного хода, монастыря на Ганиной Яме. Поэтому те, кто захочет быть свидетелем этих событий, смотрите вечером телеканал «Союз» и будете сопричастны торжествам в воспоминание о гибели святой царской семьи.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы