Архипастырь. Крещение Руси

27 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Передача из Москвы.

– Владыка, мы встречаемся в канун празднования тысячелетия со дня преставления князя Владимира. В этом году праздник отмечается как на церковном, так и на государственном уровне. Почему спустя тысячу лет данное имя не забыто и эта дата так торжественно празднуется?

– Имя князя Владимира невозможно забыть, по крайней мере, по двум причинам. Он очень много сделал для Церкви, потому что открыл дорогу к спасению каждого человека и страны в целом. И для государства он избрал прекрасный путь: установил контакты с самой богатой и могущественной страной – Византией, столицей мира – Константинополем. Он принял христианское вероисповедание, которое на тот момент было доминирующим. Церковь была единой, еще не разделилась, хотя атмосфера была не совсем мирной. Рим являлся провинцией, потому что подвергся нападению и разрушению, вся Европа лежала в руинах, а Византия процветала. Поэтому выбор князя Владимира был неслучайным. С одной стороны, послы, которые отправлялись выбирать веру, как говорят нам летописные предания и свидетельства, утверждали, что никогда им не было так хорошо, как на службе в храме Святой Софии. Они просто почувствовали эту духовную красоту. И сам Владимир имел возможность изучить христианство, потому что еще до Крещения Руси в Киеве был храм (его бабка, княгиня Ольга, приняла христианство в Константинополе), были купцы, знатные люди, которые исповедовали православие. Поэтому он мог изучить христианство, сравнить его с другими религиями, хотя выбор был очень непростым. Но князь через брак с константинопольской царевной получил не только государственное наследие, но и духовную поддержку.

Всем, что мы сейчас имеем в России, мы обязаны князю Владимиру, его выбору. Возьмите любую сторону жизни нашего общества: Церковь обязана ему святостью, монастырями, многими храмами, письменностью, а светские люди – государственностью, построением экономики, наведением порядка в судопроизводстве. Спустя 900 лет Россия дала замечательнейшие плоды, которые действительно стали мировым наследием, потому что ни у кого не было такой литературы, такой музыки, такого развития науки, как у нас к тому времени. Революция 1917 года «подпитала» Европу, Соединенные Штаты Америки научными и духовными достижениями, которые имела наша страна. Возможно, это прозвучит не совсем благозвучно, но посмотрим, например, на русский балет: Кшесинскую, Дягилева на «ура» приветствовали в Европе. Потому что это было высокое искусство. В научном плане можно вспомнить Сикорского, первого изобретателя телевидения, Попова – изобретателя радио.

В настоящее время многие критики говорят, что выбор, который сделал Владимир, был неправильным, что нам нужно было дружить с Западом. Но тогда Запад был в упадке. Мы просто не хотим видеть, что дало православие России. Если бы не те постоянные войны, которые навязывались нашему государству, потому что Россия ни на кого не нападала (можно привести лишь отдельные случаи из истории, если к этому придираться), наша страна была бы еще более крепкой. Освоение Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа было успешным по одной простой причине: вместе с нашими передовыми военными частями (казаками, регулярной армией) шли крестьяне, проповедники. Они приносили с собой письменность, которая давала возможность развивать литературу, бережно сохранять язык и национальные традиции. Православие никогда не принуждали принимать насильно. Народ сам «дозревал» до этого. Русская культура приходила через переселение крестьян, потому что местное население видело, что люди живут правильной, трезвой жизнью, имеют высокую культуру земледелия. И народ заинтересовывался, почему они такие. Православие относительно недавно приняли чуваши. Это был сознательный выбор крестьян, и до сих пор нет более крепкой в вере нации, чем та, которая живет на территории Чувашии. В этом отношении и православие, и умная государственная политика были «скрепой» новых земель. Дошло даже до того, что после революции 1917 года Средняя Азия и Северный Кавказ не захотели отделяться от России. Все ратовали за то, чтобы сохранить монархию, старый строй, противились новым веяниям, революционным настроениям. Осознание «русскости» проникло в сердце этих народов очень глубоко. Православие не насаждается людям насильно, и православные всегда жили дружно с теми народами, которые исповедовали ислам, буддизм и иудаизм. Мы всегда были добрыми соседями. И мы должны поклониться равноапостольному князю Владимиру, по крайней мере в день его памяти – и верующие люди, и неверующие, но объективно относящиеся к жизни. Мы счастливы, что имеем такого родоначальника экономической, политической и духовной жизни нашей страны.

– Святого князя Владимира часто называют Владимиром Красное Солнышко. Но в то же время многие люди считают, что он крестил Русь огнем и мечом. Какое у Вас мнение на этот счет?

– Я думаю, что пример развития истории нашего государства показывает: метод огня и меча не работает. Рассмотрим период советской власти. Что произошло? Была государственная машина атеизма, которая все ломала и крушила. Только четыре митрополита Русской Православной Церкви были на свободе, остальные же расстреляны или сидели в тюрьмах. То же самое со священнослужителями. В Воронеже, откуда я приехал, к началу Великой Отечественной войны был один храм и временно исполнял обязанности епархиального архиерея митрополит Сергий, патриарший местоблюститель. Последняя предвоенная пятилетка объявлялась воинствующе безбожной: она должна была абсолютно уничтожить религию. Но настала година испытаний, когда с религией оказалось невозможным бороться. Моментально стали открываться храмы и наполняться людьми. Это побудило правительство в лице Сталина пригласить наших митрополитов, чтобы обсудить с ними вопрос, как возродить Русскую Православную Церковь, чтобы она стала составляющей государственной, общественной жизни. И она воскресла из пепла, потому что в народе жила вера.

Если действовать огнем и мечом, никогда ничего не получится. И у князя Владимира ничего бы не вышло. А сколько монастырей появилось на Руси спустя какие-то десятилетия! Например, преподобный Антоний приехал с Афона и основал Киево-Печерский монастырь... Какая в то время была любовь к монашеству! Это просто удивительно. Если бы люди были привержены языческой традиции, они бы отвергали монашество, потому что это было бы отказом от тех привычек, которыми они жили. А во времена преподобного Сергия освоение Севера шло только благодаря ему и его ученикам, которые построили монастыри на территории вплоть до Соловков и Валаама. Именно вокруг монастырей появилась жизнь, города. Это огромный подарок, который монашество сделало нашей стране и народу. Поэтому к тому, что Русь крещена «огнем и мечом», я отношусь как к злой сказке. Рассказывают, что князь Владимир «загонял» всех в православие, хотя тому нет никаких исторических свидетельств. А те свидетельства, которые мы имеем, наоборот, говорят, что народ принимал новую веру не просто по указке, а велась катехизация, так как из Херсонеса вместе с князем Владимиром прибыли греческие епископы, греческие и болгарские священники, которым был близок русский язык. Они проповедовали Христа. Я даже не допускаю мысли, что православие насаждалось огнем и мечом. Не было бы такого результата, таких успехов. Русский человек на генном уровне имеет следующую черту: если его насильно от чего-то «оттаскивают», он, наоборот, идет к этому.

Одно свидетельство «живучести» нашей веры я уже приводил, приведу и другое: буквально два дня назад на телеканале «Россия-24» был показан сюжет «Приход». Рассказывали о благополучнейшей Голландии, являвшейся когда-то центром колониальной системы мира. Богатейшая страна, которая дала много искусных богословов, у которой были очень сильные Католическая и Протестантская Церкви. Сейчас все находится в упадке и запустении, народ не хочет ходить в храмы. Не потому, что там ведут атеистическую работу. Такой результат дали новые влияния размыва святости, целостности человека, лишение его нравственной, стержневой основы. У нас православных гнали – и это послужило тому, что Церковь сохранилась. В Европе никто никого не гнал, все говорили: «пожалуйста, держитесь своих традиций, несите их в жизнь» – и все разрушено. Это удивительный показатель. Поэтому нужно очень осторожно относиться к тому, что нам предлагает современность: в качестве героики жизни – грех, в качестве добрых поступков – злые, потому что добро подменяют злом и говорят, что это норма. А это не норма: грех есть грех, а добро есть добро.

– Если бы Русь не была тогда крещена, в какой стране мы бы сейчас жили?

– Трудно сказать. Дело в том, что вопрос о Крещении Руси возник, потому что Владимир увидел, что язычество, которое он исповедовал (а он был ревностным язычником), – это путь в никуда. Как государственный мыслитель, государственный деятель, политик он увидел, что страна заходит в тупик. Существовали какие-то наработки народов других государств, которые идут по одному, по другому пути развития: иудаизм, ислам, буддизм, христианство. И он, изучив всё, избрал христианство. Была проведена хорошая предварительная работа советников князя Владимира, которые обратили его внимание на православие. Но здесь не нужно сбрасывать со счетов и влияние Божьего Промысла. В этом выборе проявилась сила Духа Святого. Слава Богу, что Господь избрал Русь, народы, которые живут на этой территории, для прославления Его святого имени. В ином случае Россия не была бы такой, какая есть сейчас.

Я не хочу никого обидеть, говоря о том, чья вера лучше. Для меня, конечно, православие лучше, чем другие христианские исповедания; представитель другой религии скажет, что я ошибаюсь, не знаю предмета рассуждения. Но я изучал и сравнивал опыт жизни разных народов и могу сказать, что христианство дало миру рывок, о чем мы часто не задумываемся: оно отменило рабство, раскрепостило женщину, потому что только в христианстве женщина равноправна и свободна. В других религиях женщину считают получеловеком, мужчины благодарят Бога, что Он не сотворил их женщинами, и так далее. Самое радостное, что мы усыновлены Богом: мы называем Бога Отцом. Больше ни в одной религии не позволяется с Ним таких отношений. Бога боятся, Его стараются не обидеть, не оскорбить, а мы Бога любим. Он зовет нас братьями и сестрами, а мы Его – Отцом. Мы никогда не придаем этому значения, но это влияет на развитие нашей личности, когда мы знаем, что «с нами Бог» и «кто на нас»: мы становимся сильными.

– Вопрос от телезрительницы из Тульской области: «При крещении крещаемого погружают в купель трижды. Если погрузили один раз, значит крещение неполное? Нужно ли в этом случае перекрещивать младенца?»

– Это считается несостоявшимся крещением. Полное крещение – когда крестят во имя Отца (аминь) и Сына (аминь) и Святого Духа (аминь). Если было только одно погружение без этой формулировки, это не признается Церковью.

– А если сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»?

– Нет, обязательно с трехкратным погружением. Потому что Бог триедин. И мы крестим младенца не во имя Иисуса Христа, а во имя Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

– Печально наблюдать, что там, откуда пошло Крещение Руси, сейчас идет междоусобная брань. Что делает и что может сделать Церковь для того, чтобы в братской Украине восторжествовал мир?

– Это очень сложный вопрос, на него непросто ответить, но я попытаюсь. Бывший митрополит Филарет Денисенко, как образованный человек, должен был понимать, что разделение никогда не служит во благо. Он пошел на поводу у политиков. Политическое разделение было закреплено церковным разделением. Это страшно. Первое церковное разделение на Руси – старообрядческий раскол. Сначала старообрядцев преследовало государство, потому что так складывалась политическая ситуация. Тогда еще не было понятия «партия», но в нашем сегодняшнем понимании было две партии: прогрессистов, которые опирались на реформы, произошедшие при патриархе Никоне, и консерваторов. И за каждой из партий стояли лидеры: например, во времена Петра Великого с одной стороны – Софья со стрельцами (а после нее Алексей, сын Петра I), а с другой – Петр. Петр, конечно, реформатор, он сделал Церкви много зла, но то была политическая проблема, а в эту игру была вовлечена Церковь.

В Украине то же самое: Церковь вовлекается в политику. Сейчас раскольники хотят объединиться между собой. Но им нужно покаяться в грехе раскола, прийти к Матери Церкви и положить свою гордыню на алтарь примирения. Без этого невозможно. Если Церковь расколота, то государство (Украина) берет на вооружение ту часть Церкви, которая его поддерживает и выражает его самостийность. Это было при всех президентах – начиная с Кравчука и заканчивая Порошенко. А Юлия Владимировна – красноречивый пример метания от патриаршей Церкви к филаретовской. Когда ей было выгодно, она говорила очень хорошие слова и была верным чадом патриаршей Церкви, когда ей это стало невыгодно, она тут же перешла в стан филаретовцев. Все проходит сквозь сердце народа, а он не совсем осознает ситуацию, потому что храмы одни и те же, один и тот же обряд, таинства исполняют так же, так же поют. Что не так? – это мало кто улавливает. Но нужно быть грамотным в этом отношении человеком и слушать ту Церковь, которая признается во всем мире и является авторитетной, нужно без пристрастия слушать те слова, которые в последнее время говорит «патриарх» Филарет. Они исполнены ненавистью, духом брат о убийственности. Я вспоминаю его рассуждения о русских. Ему говорят: «Русские наши братья». Он отвечает: «Да, русские наши братья. Но это наши братья-враги: их нужно убивать». Разве можно духовному лидеру говорить такие слова? Когда он ездил за рубеж, в Соединенные Штаты, он, 85-летний старец, говорил с вице-президентом о том, что нужно поставлять Украине оружие. Филарет очень грамотный человек. Он понимает все нюансы, но безблагодатность его церковного служения, очевидно, лишила его помощи Святого Духа, лишила его ум остроты понимания – понимания, что происходит. И он, держась какой -то выгоды (не знаю, какой: церковной или личной), встал на этот путь и последовательно по нему идет. Но идет в пропасть.

Патриаршая Церковь в Украине всегда призывает к единству. Когда епископы данной Церкви, которые находятся и в Луганской, и в Донецкой республиках, и на территории Украины, приезжают к нам, они говорят мудро, не акцентируя внимание на болевых точках, о том, что страдает народ, солдаты, которые несут огромные потери. Страдают матери, если сын вернулся инвалидом, лежит в гробу или неизвестно, что с ним: он в плену или уже давно в земле. Это же трагедия. Нужно быть разумным и прекратить все эти безумства, которые ничем не обоснованы: никакой логической, а тем более Божественной правдой. Людям нужно распространять любовь между собой. Нужно посмотреть правде в глаза и сказать, кто враги. Нет врагов. Нужно просто-напросто на политическом, церковном уровнях признать свои ошибки и жить вместе: или в одном государстве, или конфедерациями. Я не политик, но трудно представить, что федерации на территории Украины не будет. Многие страны мира конфедеративные: Россия, крохотная Швейцария, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия. Ничего плохого в этом нет. Украине все желают только процветания. Дай Бог здоровья и гражданам, и правителям. И чтобы разум восторжествовал. Для этого не нужно забывать Бога. И не подчинять себе Церковь, не делать ее своей служанкой, а послушать как носительницу и хранительницу высшей истины, покаяться и принять те мудрые решения, которые ждет народ Украины.

– Вопрос от телезрительницы из Саратова: «Наместник Почаевской лавры просил молиться о Православной Церкви. Как молиться: произвольными словами или существует какая-то определенная молитва?»

– Такая молитва есть, она произносится на каждой литургии в храмах. Ее можно читать и в частном порядке утром или вечером (по Вашему произволению). Найти ее нетрудно, думаю, она есть и в Интернете. Или зайдите в храм, спросите батюшку. Если Вам трудно это сделать, молитесь своими словами, призывайте Бога, просите, чтобы Господь примирил сердца людей, которые живут в Украине. Многострадальная Почаевская лавра очень много претерпевала и от униатов, и в годы безбожной власти. Сейчас в Западной Украине она является форпостом православия. Дай им Бог помощи, мудрости и молитвенного стояния за правду.

– Посещая некоторые храмы, я видел, что либо на доске объявлений, либо еще где-то есть молитва о мире в Украине. Это говорит о том, что Церковь молится об этом и хочет добра нашей братской стране.

Наверняка когда князь Владимир крестил Русь, не было огласительных бесед, крестных родителей для младенцев, каких-то правил, которые есть сейчас. Нельзя ли просто прийти в храм и креститься? Для чего нужно соблюдать все формальности?

– Это не просто формальности. Нужно относиться к этому серьезно. Креститься необходимо, но вы должны знать, что такое православие, молитва, храм, пост, что такое Бог, как себя по-новому вести. Усвоение Евангелия и практика православной духовности потребуют много времени, а также усилий – может быть, не физических, а интеллектуальных. Важно поразмыслить над тем, как вы живете, расставить новые акценты; если у вас существуют какие-то трудности, посмотреть, почему они есть. Нужно подумать, какие у вас отношения с родственниками, друзьями, потому что любовь к Богу осуществляется через любовь к людям. Все это вы должны претворить в жизнь. Но это потом. Когда вы приходите в Православную Церковь, вы должны осознавать, куда и зачем вы пришли. Для этого вам нужно изучить Символ веры. Не просто выучить его наизусть, а понимать каждый пункт, что за ним стоит. Хотя бы кратко.

У вас должно быть понятие о молитве, о чистоте жизни. Для этого и нужны катехизические беседы. Не для того, чтобы создавать сложности. Такие беседы были и в самом начале бытия Церкви. Апостолы предваряли крещение словом, проповедью. В Пятидесятницу, в день церковного рождения, когда апостолы впервые вышли к народу, крестилось более пяти тысяч человек. К этим людям было обращено наставляющее, назидательное слово. Это были евреи. Они собрались на праздник Кущей, Пятидесятницу. И апостолы, естественно, говорили о воскресении Христовом. Первое явленное чудо было труднообъяснимым: каждый слышал апостольское слово на своем родном языке. Иудеи в основном говорили на арамейском языке, но многие евреи жили в других странах. Для них родным языком был язык того народа, в котором они родились. И арамейским владели не все. Когда апостольское слово на разных языках услышали израильские ученые мужи, они возмутились, сказали, что это какая-то неразборчивая речь, что «наверно, они просто напились сладкого вина». Но ничего подобного. Пять тысяч человек крестилось в этот день благодаря проповеди. Апостол Петр первым крестил язычников. Он пришел к ним, провел у них несколько дней и убедился, что они восприняли слово. После этого он крестил их и сообщил им Дары Святого Духа: имеется в виду таинство Миропомазания, которое сейчас следует сразу за таинством Крещения. Правда, тогда возлагали руки, и Святой Дух сходил видимым образом. Были благодатные времена. Люди начинали говорить на других языках, у человека открывались новые духовные возможности – и каждому было ясно, что на этого человека сошел Святой Дух. В то время такая была жизнь Церкви. Поэтому сейчас, если вы приходите в Церковь и сталкиваетесь с духом тысячелетней культуры, которая и сейчас сохраняет мир, осоляет его, как соль, светит, словно свет, необходимо внутренне преобразиться. Я помню, в нашей епархии было много недоразумений, когда мы только вводили практику обязательной катехизации. Люди бегали с одного прихода на другой: искали, где батюшка может крестить, ничего не спрашивая, как крестили в советское время. Слава Богу, сейчас данная практика себя изжила, и люди с удовольствием посещают эти курсы.

– В Церкви проходят дискуссии, нужно ли крестить младенцев. Некоторые говорят, что их нужно крестить сразу же после рождения, другие говорят, что младенцев нужно оставить в покое и они сами примут таинство Крещения в сознательном возрасте. Что Вы думаете по этому поводу?

– Я за крещение младенцев. Вопрос неоднозначный и очень сложный. Он связан с духовными переживаниями родителей, ближайших родственников. Сейчас дети часто рождаются слабенькими. Если бы не врачебная помощь, то многие дети умирали бы. Медицина их спасает, но не всегда. Поэтому мамы имеют возможность крестить младенца самостоятельно. Это несложно сделать: когда ребенка принесут кормить или мать придет посмотреть на него (может быть, он лежит в специальном боксе), она может взять стакан воды и, окунув пальцы в воду, произнести: крещается раб Божий (раба Божия) такой-то (такая-то) во имя Отца (аминь) и Сына (аминь) и Святого Духа (аминь). И каждый раз на слове «аминь» нужно окроплять младенца водой. В случае угрозы смерти это считается совершённым крещением, которое нужно восполнить миропомазанием в храме. Крестить младенца уже не нужно.

Если младенец здоров, его приносят домой. Но случается, что дети болеют. Иосиф Давыдович Кобзон вспоминал такой случай: один из его детей заболел. Однажды, когда Иосиф Давыдович пришел домой, его встретила жена, на которой не было лица: «Иосиф, наша няня (а она была русской) покрестила нашего ребенка». Иосиф Давыдович пригласил няню к себе и сказал: «Вы же знаете, кто мы. Вы не должны были этого делать». Няня ответила, что сделала это ради любви к их ребенку, потому что он мучился и врачи ему не могли помочь. «А сейчас я его покрестила, причастила – посмотрите, все пройдет». И Иосиф Давыдович сказал: «И действительно все прошло». Это Божие чудо, которое часто совершается на бытовом уровне. Крестив ребенка, мы избавляем его от многих детских болезней, он становится более здоровым, укрепляется. Нужно крестить младенцев, чтобы они не лишались Причастия Тела и Крови Христовых, которое благотворно на них влияет.

И ребенка нужно правильно воспитывать. Младенца должны воспитывать крестные родители, восприемники. Родители не должны им препятствовать в этом отношении, потому что они должны сделать этого младенца христианином. Это задача не столько родителей, сколько восприемников. Они ответственны за ребенка перед Богом. И это не подарки: мы привыкли выбирать крестного или крестную побогаче, чтобы они обеспечивали дитя всем необходимым до совершеннолетия. Задача не в этом, а сделать человека христианином. Крестный дает обеты во время крещения и обещает сделать ребенка христианином. Младенец не может ничего сказать, потому что он и говорить-то не умеет, но вера восприемников дает возможность его крестить. Конечно, сознательное крещение было бы лучше. Но до него еще надо дожить.

– Что нам дает таинство Крещения? Нельзя ли просто повесить на шею крестик и провозгласить себя христианином?

– Сам по себе крест ничего не дает. Крестная сила велика, но мы должны помнить, что Бог поругаем не бывает. Если мы крест или икону целуем с верой, с призыванием Божьего имени или того святого, который изображен на иконе, и просим о чем-то, верим, что Господь или святой поможет, это хорошо, но нельзя относиться к иконе или кресту как к фетишу. Мы часто видим, что над передней панелью в автомобиле болтается крестик, четки, плохо закрепленная иконка. Если вы помещаете в автомобиль такие вещи и верите, что сила Божия вас спасет, когда садитесь в машину – перекреститесь, попросите благословения у Господа, чтобы все было благополучно. Тогда это будет иметь значение. А если вы будете пить и курить, ругаться матом, вести неподобающие разговоры, то не дождетесь помощи. Нужна живая духовная связь.

Если вы наденете на себя крест, будучи некрещеным, вы не станете от этого христианином. Быть в Церкви, быть крещеным можно только через купель крещения, через водное погружение.

– Но ведь таинство Крещения само по себе не является индульгенцией и прямым билетом в рай. Тогда в чем заключается спасение во Христе?

– Крещение является индульгенцией. Если человек принимает крещение взрослым и подходит к этому серьезно, осмысленно, просит обновить его жизнь, то все грехи, которые совершены им до этого, прощаются. Это аксиома. Но если человек, будучи грешником, принимает крещение, но остается лукавым человеком, я не уверен, что это пойдет ему на благо. Он должен поменять свою жизнь, измениться внутренне. Мы говорили о князе Владимире. Его называли Красное Солнышко, потому что после крещения он переродился, стал очень добродетельным человеком. Там, где раньше он решал вопросы мечом и плеткой, теперь действовал любовью. Его суды были очень гуманными. Вот пример внутреннего перерождения. Человек, который принимает крещение, должен это понимать.

– Какие награды уготованы тем, кто живет во Христе?

– Данные награды нельзя исчислить в земном измерении. Наша земная жизнь – школа, переход в вечность – экзамен на то, как ты прожил эту жизнь. Мы получаем от родителей не только физическое, но и духовное здоровье, характер. Характер – результат или святости, или греховной жизни наших родителей плюс какие-то дарования, черты. В таинстве Крещения мы получаем благодатные Дары Святого Духа. Мы имеем таланты. Нужно их рассмотреть, развить и принести пользу другим. Если мы прожигаем жизнь, мы не получаем пользы. Если мы живем по справедливости, по любви к людям, то, когда переходим в вечность, надеемся попасть в рай. Мы не можем представить, что такое рай. Апостол Павел говорит, что мы всё это видим как в зеркале, в зеркальном отражении. Мы живем на земле, и у нас есть солнечные часы, по которым мы определяем день и ночь, носим часы на руке, говорим, сколько секунд или минут прошло с такого-то события. Мы живем по этим часам. Но ведь ученые соглашаются с тем, что всегда говорило Священное Писание: Бог – Творец времени и у Него времени нет, у Бога все в настоящем. Поэтому, однажды вызванные из небытия, мы уже предстоим перед Ним в настоящем времени. Кто-то жил две тысячи лет назад, кто-то – пять тысяч лет назад, мы живем сейчас, а у Бога мы все живем в одно время.

Сейчас нам этого не понять. Но после Второго Пришествия Христова будет новая земля, наше тело воскреснет. Эта земля, на которой мы привыкли жить, погибнет, будет другое понимание пространства. Христос проходил сквозь стену, вознесся – нам невозможно это представить. Наши родственники приходят к нам во сне, рассказывают, как они живут, что и как у них устроено. По всем этим описаниям мы знаем, что это будет райская жизнь, в которой не будет ни мужа, ни жены, мы все будем абсолютно одинаковы, будем жить как ангелы; естественно, не будем пребывать в праздности, будем совершенствоваться и дальше, будет общение с Богом. А Бог – это источник любви, источник жизни. Мы не можем не дышать, не пить воды, не есть. Это то, что дает нам возможность жить в нашем теле. Но мы не можем жить и без Бога. Когда человек ощущает, что он оставлен Богом, он погружается в апатию и соглашается с тем, что должен покончить жизнь самоубийством. Здесь уже совершаются действия сатаны. На место Бога приходят темные силы и внушают человеку, что ему очень трудно жить и можно раз и навсегда положить этому конец.

Но спросите у верующего человека или у человека, который увлечен какой-то идеей, и он скажет, как ему радостно созидать, а святой – как радостно жить. Мы, верующие люди, знаем, что у нас есть святые современники и как радостно находиться рядом с ними. Так бы и не отходил от них. И не надо никаких слов. Это сопоставимо с пребыванием апостолов на Фаворе. Это совершенное явление, которое невозможно передать словами; не какое-то восторженное состояние – человек не теряет реальности, а если нужно прекращать беседу, это не является выходом из транса, все происходит в единой реальности, но уходить от этого человека не хочется. Вся твоя душа наполнена благодатью. Или, например, состояние, которое испытывают верующие люди на Пасху, – вот это счастье! Оно подразумевает, что сейчас я пойду и сверну горы, сделаю что-то доброе для человека. Это, в моем представлении, и есть та радость общения с Богом, уготованная людям, которые прожили честно, трудились, молились, любили людей, любили Бога, стремились к правде. А тем, которые этим не отличались, будет дана прискорбная участь: ад, в переводе на русский язык – «место, лишенное света», то есть не только физического, но и духовного света. Это безысходность и адская мука, несравнимая с геенским огнем, холодом и всем тем, что мы можем описать нашим человеческим языком в физическом мире. Каждый святой человек говорил: «Желание имею разрешиться (то есть «умереть», «разрешиться от тела») и со Христом быть». Это не утопическое, а реальное желание человека, который реально мыслит. Апостол Павел говорил: «Я уже и готов, и почел бы за благо идти ко Христу, но жалко оставлять вас с вашими ошибками, проблемами. Я упросил Бога, чтобы остаться до времени с вами».

– Мы возвращаемся к главной теме нашего разговора – празднованию памяти святого князя Владимира. Вы прибыли в Москву на торжества, посвященные этому событию. Завтра в Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная литургия, на которой соберутся делегации всех поместных Церквей. А как празднуется эта дата в вашей епархии?

– Завтра у нас пройдут крестные ходы, все они пойдут к Благовещенскому собору, к храму святого Владимира. Это новый строящийся храм, и 6 августа я буду его освящать. То есть у нас будет два этапа празднования. Храм освящаем 6 августа, потому что в этот день празднуется преставление князей Бориса и Глеба, первых русских святых. Данные даты связаны друг с другом: Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира. Для нас, воронежцев, это знаменательный день, потому что у нас есть город Борисоглебск – епархиальный центр нашей митрополии. Мы освятим храм, будет концерт духовной музыки: у нас прекрасные хоры. Наверно, будет и трапеза со всем народом, так что, думаю, праздник будет отмечен достойно.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать