Архипастырь. Рождественские чтения

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор.

− Владыка, мы встречаемся с Вами во второй день работы Рождественских образовательных чтений, которые открылись вчера в Москве в Кремлевском Дворце. Расскажите, с каким настроением Вы сюда приехали. Может быть, хотите что-то услышать или сами хотите что-то донести до людей, которые собрались на Рождественских чтениях? Что Вы ожидаете от этого форума?

− Настроение самое хорошее, рабочее. Я приехал на Рождественские чтения, чтобы принять в них личное участие. Завтра в Общественной палате Российской Федерации состоится круглый стол «Экологические инициативы в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви», где мне предстоит прочесть доклад об инициативах нашей Мелекесской епархии и о том, какие предложения мы выносим на всеобщее обсуждение для всей Русской Православной Церкви. От Рождественских чтений мы все всегда ожидаем чего-то нового. Прежде всего это общение, потому что собираются представители почти всех епархий нашего необъятного Отечества. Встречаемся с друзьями, делимся опытом, слушаем и смотрим то, что предлагает нам наше священноначалие. Всегда после Рождественских чтений остается очень много доброго, хорошего, что потом в течение года мы пытаемся как-то реализовывать в своих епархиях и приходах.

− То есть форум проходит не зря?

− Да. Я считаю, что это замечательная возможность общецерковного общения. Тем более наши Рождественские чтения носят международный характер.

− В последнее время тема экологии в Церкви поднимается очень часто, и наши церковные оппоненты могут сказать: «А что, Церкви и до экологии есть дело?»

− На мой взгляд, сейчас такое время, что вопросы экологии интересуют всю общественность. За прошедший год я в этом убедился. Например, когда приходишь в какое-то учебное заведение и начинаешь говорить о Церкви, вопросах морали, кому-то это нравится, в чьих-то сердцах мы находим отклик, а некоторые остаются равнодушными, а когда мы как представители Церкви стали затрагивать тему экологии, общаясь со студентами и молодежью, то видим, что она привлекает почти всеобщее внимание. А так как эту тему поднимает Церковь, то это очень важно в миссионерском плане. Потому что если эта тема звучит из уст епископа и священников, то прежде всего это привлекает внимание к Церкви.

А с тем, что экологические проблемы очень насущны, думаю, согласятся все. Так как Церковь − это часть нашего огромного общества, мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас. Мы ведь осознаем, что окружающая нас природа − Божий дар, и согласно Священному Писанию человек призван к тому, чтобы возделывать и хранить то, что сотворил Господь Бог. Он поручил это нашему благому смотрению, а в реальности происходит все наоборот: особенно в последние десятилетия мы наблюдаем страшно потребительское отношение к окружающей природе. Многие наши современные ученые в один голос говорят, что если события будут развиваться именно так, как сейчас, то в ближайшие пятьдесят лет мы фактически уничтожим весь окружающий нас мир. Поэтому я считаю, что Церковь не должна оставаться равнодушной к этим вопросам.

− Можно выехать за город и увидеть свалки мусора. Люди идут на пикник и оставляют после себя мусор. Такое ощущение, что за ними кто-то должен убирать.

− Мы с этого и начинаем: обращаем внимание на безответственность простых граждан. Мы не затрагиваем вопросы, связанные с заводами или какими-то производствами, а стараемся, чтобы обычные люди, прежде всего православные христиане, чувствовали эту ответственность в отношении окружающей среды и вносили свой посильный вклад в ее улучшение – в том плане, чтобы у человека было осознание, что после себя необходимо оставить все так, как и было: если пришел на чистую поляну, то и после тебя она должна остаться в таком же виде; если принесли с собой какой-то мусор, то и унесли его с собой и должным образом утилизировали.

− В последнее время в нашем обществе принято ругать все советское. Были тогда перегибы, но ведь было и много хорошего, например всевозможные кружки, секции, которые воспитывали детей, призывали их к экологической ответственности. А в вашей епархии, поскольку Вы в этом направлении первопроходцы, планируется что-то создать в ближайшее время?

− Хочу заострить внимание на Вашей фразе: «принято ругать все советское». Я в своих проповедях и в общении с людьми, наоборот, часто говорю о том, что в советское время, особенно в последние годы существования Советского Союза, в нашей стране было очень много доброго, светлого и хорошего, если не считать негативное отношение к Церкви. Советская система образования была лучшей в мире – я в это верю и с этим согласен. В то время была развита система станций юных натуралистов, что помогало формированию у детей ответственности по отношению к природе, развивало у них любовь к природе, ко всему живому, а потом, в перестроечные годы и в начале 90-х годов, все это вместе со многим хорошим ушло в небытие или находится сейчас в почти угасшем состоянии.

В нашем городе Димитровграде до сих пор еще существуют эти станции юных натуралистов, но они почти не вызывают интереса у школьников. И у нас возникла очень хорошая, на мой взгляд, мысль возродить эту традицию, чтобы учащиеся воскресных школ стали членами станций юных натуралистов. Наши учащиеся, приходя туда и участвуя в мероприятиях, получают много доброго и хорошего в отношении любви к природе и окружающему миру, а с собой приносят церковные знания, являясь, по сути, миссионерами для тех детей, которые не посещают воскресные школы. Происходит такое взаимообогащение в детской среде. Цель и смысл: воспитать экологически ответственное поколение.

Я помню из своего детства, как нам в школе говорили о том, что нужно любить окружающую природу и бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, нужно ценить природные ресурсы, воду. Нам в школе часто говорили, что если мы видим открытый кран, из которого течет вода, его нужно обязательно закрыть; если видим, что в помещении горит свет и никого нет, – нужно обязательно свет погасить. И эти правила живут во мне до сего дня, я машинально их выполняю, а научили меня этому в советской школе. Поэтому я думаю, что если мы начнем воспитывать экологическую ответственность у маленьких детей, начиная с воскресной школы, то это останется в них на всю жизнь.

– В ряде приходов создаются мини-зоопарки с целью привлечения маленьких прихожан в церковные ограды. Как Вы смотрите на эти идеи?

– Это очень хорошая идея. На нашей местной станции юных натуралистов есть нечто похожее. Там живут кролики и еще какие-то животные, и школьники по желанию приходят туда и ухаживают за ними, в процессе чего учатся самой настоящей любви к живому, к тому, что нас окружает. Я знаю, что одна девочка, дочь нашего местного священника, как рассказывает ее мама, может встать зимой, в холод, в 6 часов утра и пойти туда, чтобы кормить кроликов. Слава Богу, она не одна такая. А если намеренно привлекать к такой деятельности наших детей, то я думаю, что это будет иметь очень хороший воспитательный эффект.

– Тем более городские дети практически ничего такого не видят.

– У нас в городе Димитровграде еще очень хорошо организована ветеринарная служба. Мы с ней сотрудничаем: заключено соглашение и создан фонд в честь святых Флоры и Лавра. Вместе с этой ветслужбой много доброго делается для бездомных животных. У нас организован приют для бездомных животных в честь святого Власия, но пока еще нет строений, отвечающих всем требованиям, поэтому если где-то в городе находят таких животных, попавших в трудную ситуацию (раненых или еще каких-то), то участники нашего молодежного клуба святого Гавриила собирают их, своими силами что-то для них делают, а если своих сил не хватает, то обращаются в ветслужбу, где для животных делается все возможное, а затем их передают в хорошие руки. Уже много свидетельств и добрых плодов этой деятельности. Самое главное, это объединяет нашу молодежь, им интересно этим заниматься, и они осознают, что занимаются такими делами милосердия во славу Божию. В одном из псалмов Давида сказано: «Блажен тот, кто и скотов милует», то есть любит животных, – такой человек счастлив. Это воспитание милосердия и сострадания к животным, а значит и к людям.

– Мелекесская епархия весной прошлого года объявила конкурс на создание экологических роликов. Были подведены итоги, объявили лучшие работы и победителей. Сейчас мы посмотрим один из этих роликов и потом его обсудим.

(Транслируется видеоролик православного сообщества охраны природы.)

– Какую цель вы преследовали, когда создавали подобного рода телевизионный проект?

– Цель была одна: привлечь молодежь, в первую очередь нашего города, потому что Димитровград – город студентов, его часто называют наукоград, потому что у нас много высших учебных заведений. Но так получилось, что желающие поучаствовать в этом конкурсе оказались из разных регионов, и где-то за полгода мы получили около пятидесяти видеороликов от молодых людей.

– Я так понимаю, что проблемами экологии ваша епархия стала заниматься одной из первых. Что Вас подвигло к этому решению?

– Конечно, прежде всего решение Архиерейского собора 2013 года и инициатива Святейшего Патриарха Кирилла, его призывы, потому что мы, молодые архиереи, в своей деятельности ориентируемся на то, что говорит наш Первосвятитель. Так как мы – недавно образованная молодая епархия и так как наш город молодежный, мы стараемся, ориентируясь на Первосвятителя, избирать то, что актуально конкретно для нас в наше время. Мы даже решились организовать официальный епархиальный отдел, посвященный экологии и природоохранной деятельности, что было очень положительно воспринято в нашей Ульяновской области и на уровне регионального правительства, и представителями учебных заведений и вызвало к нам дополнительный интерес.

– Какие еще проекты реализует ваша епархия?

– В ближайшем будущем мы надеемся создать приют для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения. Инициаторами этого проекта являются прихожане наших димитровградских храмов, что очень приятно. Эти люди согласны принимать самое непосредственное участие в реализации данного проекта.

– Много у вас сирот?

– Сирот везде много. У нас есть несколько детских домов, есть приемник-распределитель. К сожалению, сирот действительно много. Поэтому возникла такая идея, тем более Святейший Патриарх благословляет эту деятельность и подвигает нас к деятельности социального служения. Фактически если Богу будет угодно и этот проект реализуется, то это будет первый церковный приют в нашей Симбирской митрополии.

– Вы уже видели подобные приюты в других местах – может быть, при епархиях?

– Да, в декабре заинтересованные люди (наши прихожане и духовенство) ездили в Раифский монастырь, посмотрели, как у них организован приют, которому уже более пятнадцати лет, он считается образцовым. Встречались с руководством, посмотрели, как приют существует в реальности, как себя чувствуют дети, которые там живут. Именно приют Раифского монастыря очень вдохновляет.

– Какова судьба детей, которые там воспитываются?

– Как говорят воспитатели, работающие в этом приюте, дети, вышедшие оттуда по истечении положенного срока пребывания, до сих пор поддерживают связь и с представителями монастыря, и с воспитателями, и монастырь посильно участвует в устроении их жизни. Отрадно, что все юноши, вышедшие из стен этого приюта, благоустроены, у всех есть благая перспектива на дальнейшую жизнь, потому что все они имеют желание жить в этом обществе и участвовать в каких-то созидательных процессах.

– То есть это спасенные души, а не поломанные судьбы.

– Да, это самое главное. Я думаю, что они до конца жизни будут иметь непосредственное отношение к нашей Русской Православной Церкви, будучи ее верными сынами.

– Насколько большая у вас епархия? Сколько у вас храмов? Есть ли монастыри? Какое количество духовенства?

– Наша молодая епархия состоит из шести районов Ульяновской области. На начало образования епархии у нас было сорок приходов, сейчас, милостью Божией, уже около восьмидесяти. Скоро будет около семидесяти человек духовенства, на начало образования епархии было чуть больше сорока.

– То есть практически один к одному: один храм – один священник.

– Да. Конечно, не хватает молодого духовенства для самого города Димитровграда, потому что город по населенности сравнительно большой. Очень много общественной работы, поэтому молим Господа, чтобы он послал нам молодых, талантливых, образованных, стараемся сами воспитывать: многие наши ребята сейчас проходят обучение в разных семинариях Русской Православной Церкви. Я питаю глубокую надежду, что все они вернутся в родную епархию, чтобы участвовать в созидательной работе. Монастырей, к сожалению, у нас пока нет. Так исторически сложилось, что на нашей территории была одна мужская Словецкая пустынь, однако от нее вообще ничего не осталось, ее просто сровняли с землей. Но там сейчас стоит храм в честь Успения Божией Матери, то есть это место все равно является святым. В селе Верхний Мелекесс организована женская монашеская община при храме Архангела Михаила, там подвизаются три монахини, которые стараются жить по уставу. Настоятель – иеромонах Христофор, все проходит очень по-доброму, в хорошем созидательном ключе. Матушки стараются, трудятся, привлекают народ. Если Богу будет угодно, возможно, в будущем у нас получится создать женский монастырь.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела выразить Вам огромную благодарность за все, что Вы делаете. В Москве, Московской области и в Новой Москве очень жестоко относятся к природе, в частности к животным и птицам. Бездомным кошкам даже не позволяют жить в подвалах домов, замуровывают вместе с кошками и котятами. Это ужасно, жестоко. Дети это видят, и взрослые, родители это одобряют, а дети растут в этой жестокости. Вы собрались сейчас вместе на Рождественских чтениях. Может быть, Вы где-то замолвите слово, потому что мэр Собянин именно так и действует. И еще у меня вопрос: что значат для усопшей души 3-й, 9-й и 40-й дни упокоения?»

– Что касается усопших, по Преданию нашей Церкви, до 9-го дня усопшей душе показывают райские блага, а после 9-го до 40-го дня показывают адские муки. На 40-й день совершается частный суд и определяется местонахождение души до всеобщего Страшного суда. Но это благочестивое предание. Из Священного Писания нам об этом ничего не известно, поэтому я считаю, что если есть у нас добрая традиция молиться за усопших на 3-й, 9-й и 40-й день, то эту традицию нужно соблюдать и усиленно молиться за своих дорогих усопших, но полагаться во всем на милосердие Божие. Не нужно придавать этим дням чересчур сильное значение, просто для нас реалии того мира не открыты. Молиться за своих усопших мы обязаны, особенно за тех, кого мы любим, потому что смысл молитвы за усопшего в том, что это есть проявление нашей любви, и Господь, видя нашу любовь, проявляет милость к нам и к тому, за кого мы молимся. Лучше во всем полагаться на Божие милосердие и быть усердными в молитвах. Совершать особые поминальные трапезы, как у нас принято, в определенные дни или годовщины – это хорошо, но самое главное, чтобы все это было связано, прежде всего, с церковным богослужением, с молитвами в храме, с раздачей милостыни в память об усопшем. Не стоит излишне размышлять над тем, что происходит в том мире в эти дни. Раз нам это не открыто и в Священном Писании ничего об этом не сказано, то положимся на милость Божию и будем верить в то, что Господь с каждым из нас поступит по милости Своей и что милость Его превознесется над Его праведным судом.

Что касается Вашего пожелания, конечно, завтра в Общественной палате на круглом столе мы обязательно поднимем вопрос о том, что происходит в пределах Москвы.

– Возвращаясь к Мелекесской епархии, хочется спросить: кто является вашим небесным покровителем?

– Небесный покровитель Мелекесской епархии – преподобный исповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский. В 2015 году была особая дата – 15 лет со дня прославления его в лике святых. Так получилось, что в 2000 году на юбилейном соборе преподобный Гавриил был прославлен в соборе московских святых, хотя свою жизнь он закончил именно в граде Мелекессе (нынешнем Димитровграде), но было время, когда он совершал священнослужение в Марфо-Мариинской обители и в храме святителя Николая в Кадашах. После того как его прославили в соборе московских святых, через некоторое время было специальное прославление у нас, в нашей Симбирской и Мелекесской епархии, в граде Мелекессе. Сейчас его святые мощи почивают в Никольском храме. Что удивительно, еще до сих пор живы люди, которые были его духовными чадами, они его видели, помнят, пользовались его духовными наставлениями.

– Какие у них остались воспоминания?

– Естественно, самые светлые, добрые и хорошие. Мне хочется подчеркнуть, что наш преподобноисповедник Гавриил действительно являет живое участие в жизни нашей вновь образованной Мелекесской епархии. Я ответственно об этом заявляю, потому что сам постоянно прошу его о помощи, и мы часто получаем разные свидетельства от наших прихожан и от тех, кто приезжает к нему помолиться из других регионов, о благодатной помощи от Господа по его святым молитвам. Нам очень приятно, что в нашей епархии есть такой святой, который действительно наш небесный покровитель, молитвенник и заступник.

– Ваш кафедральный город до революции именовался Мелекесс, после Второй мировой войны стал Димитровградом в честь большевистского деятеля…

– В честь главы Болгарского государства – Димитрова. У нас был Сталин, а в Болгарии –фактически его современник Димитров. Почему-то наш город назвали в его честь. В нашей стране многие города и улицы названы в честь революционных деятелей. У нашего города есть город-побратим в Болгарии, и связь с Болгарией у нас поддерживается до сего дня, что замечательно.

– Я так понимаю, Вы хотели бы сместить акценты, чтобы у вас город именовался не в честь болгарского деятеля, а в честь кого-то из святых Димитриев. Расскажите об этом.

– Вы правильно поняли. Конечно, в нашем городе живет много людей, которые до сих пор поддерживают коммунистическую идеологию и верны идеалам ушедшего в историю Советского Союза, но каждый человек в нашей стране имеет право верить в то, во что верит, мыслить так, как он мыслит. Сейчас есть такая тенденция возвращать городам и улицам старые, дореволюционные названия. Например, город Ульяновск был знаменитым городом Симбирск, наш Димитровград – Мелекессом. Процесс переименования Димитровграда в Мелекесс не несет никакой идеологической нагрузки, потому что само название Мелекесс ни о чем не говорит, а Димитровград – это красивое, очень звучное название, и сразу понятно, что оно связано с именем Димитрий.

Я считаю, что для тех граждан нашего города, которые почитают болгарского деятеля Димитрова как героя и выдающегося человека, пусть так и будет, пусть для них это имя остается святыней, но для большинства православных граждан нашего города пусть это название будет связано с именами святых. Недавно у нас возникла замечательная идея: если Богу будет угодно, построить в нашем городе собор (возможно, кафедральный) в честь трех святых Димитриев: святого великомученика Димитрия Солунского, святителя Димитрия Ростовского и святого благоверного князя Димитрия Донского. В этой связи название нашего города, в первую очередь для православных граждан, будет иметь совершенно другой смысл: оно будет связано с нашей Русской Православной Церковью и с высокими духовными идеалами. Я даже считаю, что этим самым мы привлечем и Божие благословение на наш город через покровительство этих святых.

– Планы построить собор в честь трех Димитриев уже реализуются?

– Мы работаем в этом направлении. Сейчас трудимся над созданием концепции этого храмового комплекса. Это будет не просто соборный храм в честь трех святых, но на его территории мы планируем создать диалоговый центр «Церковь и наука». В Димитровграде находится объект федерального значения – Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР), то есть наш город напрямую связан с атомной промышленностью. В этом институте очень много замечательных, выдающихся ученых – наших сограждан. Очень хочется наладить с ними общение, чтобы у Церкви и представителей научного мира был диалог. Таких прецедентов в нашей стране огромное количество, как, например, в Москве, в Сергиевом Посаде. Почему бы не наладить такой же диалог у нас? Пусть мы маленькая епархия, живем на периферии, но это очень полезно для развития общественно-церковных отношений. Если Бог сподобит реализовать наши планы, то этот научно-диалоговый центр может стать не просто региональной площадкой, а межрегиональной. Наш город Димитровград благодаря этому выйдет на новый уровень развития.

Также есть замысел построить на территории этого храмового комплекса музей, посвященный церковным деятелям, внесшим весьма ощутимый вклад в нашу российскую науку: это святитель Лука Крымский, епископ Иоанн (Вендланд) и многие другие представители Церкви, которые действительно засвидетельствовали о себе как о великих мужах науки. Так получается, что большинство людей об этом ничего не знает. Будет очень хорошо и полезно, если мы соберем все сведения о таких священнослужителях, представителях монашества или просто православных христианах, проявивших себя на научном поприще, чтобы это стало известно, в первую очередь, нашей молодежи, а потом и всем остальным. Потому что очень важно, чтобы наше общество всегда помнило о великом вкладе Русской Православной Церкви в созидание нашего государства. Сейчас многие наши современники пытаются так повернуть историю, что роль Церкви становится фактически незаметной, но в таком случае мы уходим от истины. А я считаю, что наша молодежь должна знать историю своего Отечества, которая неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Даже более того – наша Церковь является государствообразующей организацией.

– То есть религия и наука совместимы?

– Если относиться и к науке, и к религии в положительном ключе, то не может быть противоречия между учением Церкви и научными изысканиями. Сейчас очень часто говорят о науке, и возникает вопрос: что это такое, откуда она взялась? Ведь если быть честным, то та наука, о которой сейчас говорят, возникла в средневековье, в Европе. А кто основоположники этой науки? Священники и монахи. Кто организовывал до сих пор существующие знаменитые университеты Европы? Церковь. Поэтому как же говорить о том, что Церковь была противницей науки? Если кто-то об этом говорит, то он или умеренно замалчивает какие-то факты, или противоречит сам себе.

– Священноначалие нашей Церкви постоянно поднимает вопрос о нехватке храмов, считая, что храмы должны быть в каждом городе в шаговой доступности. Скажите, есть ли у вас эта проблема и как она решается?

– Конечно, есть. В нашем городе Димитровграде это одна из первостепенных задач. У нас в городе на 120 тысяч человек населения существует всего-навсего три прихода. Тем более так исторически сложилось, что два храма (кафедральный собор и бывший кафедральный – Никольский храм) находятся фактически в одном месте – через улицу, в Старом городе, а основная масса населения живет совершенно в другом районе, в так называемом Соцгороде. Конечно, на границе этого Соцгорода, на въезде в город, существует маленький храм святого Георгия Победоносца. В Соцгороде проживает две трети населения Димитровграда (вся основная масса молодежи) и расположены все основные учебные заведения, фактически там нет ни одного храма. Вот уже третий год, как я прилагаю все силы, прошу наши региональные власти, администрацию города поспособствовать в создании небольших храмов в шаговой доступности (подобно тому, как это строительство идет в Москве). Мы очень нуждаемся в таких небольших храмах, и все говорят, что это очень хорошее дело, что такие храмы нам действительно нужны, но все упирается в то, что процесс выделения земли для этого очень труден.

Две недели назад нашей епархии выделили очень небольшой участок, он тоже на окраине города, но именно на окраине этого густонаселенного нового микрорайона. В будущем там планируется продолжение застройки. Мы воздвигнем там храм в честь святителя Луки Крымского, он будет уже внутри густонаселенной части нашего города, но даже и этого для нашего города очень мало. Хотя на территории нашего города уже давно идет строительство медицинского радиологического центра, где будут заниматься проблемами онкологии, и аналогов этому центру не будет фактически во всей Европе. Он тесно связан с нашим НИИАР и инновационными технологиями. На территории этого центра мы также планируем построить храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Слава Богу, есть люди, которые готовы этот храм построить, есть вся документация, включая проект храма, есть строительная организация и те, кто готов вложить деньги, но снова вся проблема в выделении земли.

– А в чем проблема: земли не хватает?

– Земля есть (участок), но у нас нет документов на эту землю и нет разрешения на строительство. Целое лето мы трудились над этим, но, к сожалению, никак не находим поддержки в некоторых государственных органах.

– Парадокс: «широка страна моя родная…», а земли не хватает?

– Да, хотя на самом деле все это не так. Просто у кого-то нет желания и решимости. Хотя вроде бы основная часть нашего гражданского общества сознает, понимает и даже хочет, чтобы новые православные храмы были в нашем городе, и желает принимать участие в их созидании, но на все воля Божия, мы молимся, надеемся. Если Богу будет угодно, то все получится.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– От всего сердца желаю доброго здоровья, чтобы Бог милосердный давал нам всем Духа Своего Святого, как обещал. Будем всегда помнить слова Христовы, чтобы прежде всего в молитвах просить у Отца Небесного Духа Святого, искать прежде всего Царствия Небесного. А об остальном, о чем мы часто просим Бога, Христос говорит, что если прежде всего мы будем искать Царствия Божиего, то все прочее Господь нам будет давать по мере необходимости и даже более. Как говорит апостол Павел: «Если вы духом живете, то духом и ходите». Дай Бог нам всем соответствовать высокому званию православного христианина, чтобы быть свидетелями воскресшего Христа Спасителя. Храни вас всех Господь на многая и благая лета!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать