Архипастырь. Кыргызстанская епархия

25 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

– Сегодня мы будем говорить о Кыргызстанской епархии. Владыка, Вы служите за пределами Российской Федерации в республике Кыргызстан. Скажите, в чем заключается особенность Вашего служения?

– Безусловно, здесь есть свои особенности: все-таки республика находится за 4,5 тысячи километров от Москвы, географически расположена в Средней Азии, а значит здесь своя культура, своя богатая тысячелетняя история, многонациональное население, которое за последние 200 лет лишь только увеличилось. Все это, конечно, сказывается на православном служении на этой земле. Прежде всего нужно понимать, что культура Востока, на которую более тысячи лет влиял ислам, наложила свой отпечаток на общение между православными и мусульманами. Когда приезжаешь в Среднюю Азию и встречаешь православных, то видишь, что это достаточно открытые, мудрые, спокойные, приветливые люди, которые живут по тем же устоям, что и азиаты. В первую очередь это, конечно, касается законов гостеприимства, когда гостя встречают как самого важного человека, стараются обогреть, накормить, сделать все для того, чтобы ему было здесь хорошо и приятно. Да и многие другие традиции восточных народов отражаются на культуре православных людей, которые живут на этой земле с первого века.

– Вы сказали, что это мусульманская республика, где Вы несете свое служение как православный архиерей. А как там уживаются между собой ислам и православие?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть историю. Ислам на эту землю пришел вместе с татарами, которые принесли сюда его суннитское течение, а православие пришло сюда 150 лет назад вместе с переселенцами. И Русская Православная Церковь сильно отличалась от нынешних протестантов и сектантов, занимающихся прозелитством среди людей. Она, духовно опекая русское православное население, никогда не стремилась каким-то образом влиять на ислам. Обе религии дружественно вместе существовали, и в истории известны случаи, когда православные помогали мусульманам, а мусульмане нашим людям, к примеру вместе строили храмы. Это очень известные факты. Когда православные пришли на среднеазиатскую землю, то они были очень бедны и могли себе позволить только совсем простые храмы, больше похожие на сараи, чем на церкви. И, видя эту нищету, местные богатые купцы приносили деньги и драгоценности для того, чтобы были построены хорошие, как говорили кыргызы, «русские мечети». Вот такие хорошие отношения сложились, выстроились и продолжают развиваться дальше между православными и мусульманами и в наши дни.

Мы общаемся с муфтием как добрые друзья и, взаимодействуя с ним по многим вопросам, тесно связанным с духовной жизнью православных и мусульман Кыргызстана, выстраиваем взаимоотношения между обществом и государством. После того как вернусь, у нас будет создан Совет, на котором нам предстоит решать достаточно глубокие и серьезные проблемы, для того чтобы наши религии вместе помогали развиваться обществу. Все это говорит о дружеских, братских отношениях народов между собой..

– То есть отношения у вас не просто соседские, а добрососедские.

– Они больше человеческие: мы ходим друг к другу в гости, общаемся. Конечно, бывает, что возникают сложные вопросы, но тогда мы звоним друг другу и советуемся, потому что это нам необходимо.

– Вы сказали, что сейчас у вас на повестке стоит создание межрелигиозного Совета, а какие вопросы на нем будут подниматься?

– Вопросов, которые нам предстоит решать, назрело очень много. Если мы возьмем, к примеру, исламскую часть, то, конечно, в первую очередь речь идет о тех радикальных течениях, которые проникают к нам. Беды и трагедии, происходящие сегодня, находят свое отражение и в современном мусульманском мире, хотя настоящие мусульмане – это добрые, очень милосердные люди, готовые всегда помочь и поддержать того, кто в этом нуждается.

А если смотреть на проблемы, которые есть в христианстве, то это прежде всего касается сектантства. За последние двадцать пять лет самостоятельности Кыргызстана его законодательство было достаточно либеральным, что позволило проникнуть на эту землю огромному количеству сект различного толка – их насчитывается сейчас более двух тысяч, причем многие из них существуют неофициально. Так что нам необходимо, чтобы представители традиционных христианских религий (протестанты, католики, лютеране) объединились в борьбе с сектантством и помогли государству разобраться в той непростой ситуации, которая сложилась на данный момент. Межрелигиозный Совет собирается именно для того, чтобы решать эти вопросы.

Дело в том, что сектанты как прозелиты влияют на само население кыргызов, для которых очень важны родовые взаимоотношения. Естественно, что большинство местных жителей – мусульмане, хотя некоторые из них и принимают православие. Но когда такое происходит, то они очень аккуратно, осторожно относятся к своим родителям, стараясь ничем не оскорбить их религиозные и родовые чувства и не популяризируя то, что они теперь православные. Это помогает им сохранить свои внутренние национальные традиции. А когда люди уходят в секты или протестантские церкви, то здесь происходит обратное явление – они начинают во всеуслышание говорить о своих взглядах, чем сильно раздражают родственников.

Помимо этого существует очень важный вопрос, касающийся проблемы захоронений. Дело в том, что, конечно, в Кыргызстане есть православные и мусульманские кладбища. На православных кладбищах хоронят и католиков, и старообрядцев, и даже протестантов. А кыргызы по традиции должны хоронить своих родных на родовых кладбищах, там, где покоятся все представители рода. Естественно, если предстоит похоронить родственника, принявшего христианство, то происходят серьезные конфликты, поскольку считается, что он предал свой род, свою веру. Здесь возникает очень много вопросов, которые необходимо решать: где выделить землю, как сделать так, чтобы вопрос захоронения усопших родственников-христиан не вызывал конфликтов в семье и в то же время не нарушались местные народные традиции.

– То есть здесь возникает такой духовно-нравственный аспект?

– Да. Или возьмем, к примеру, вопрос, связанный с образованием. В России, слава Богу, существует спецкурс «Основы православной культуры», или «Основы религии», а в Кыргызстане такого нет. Правительство республики всерьез задумалось решить этот вопрос. Министр образования – молодая энергичная девушка занялась вплотную решением данной проблемы, и вот уже более двух лет готовится к выходу программа спецкурса. Хотя уже в некоторых общеобразовательных школах опыт работы по ней есть. Наконец, обсуждая этот вопрос совместно с муфтием Максатбеком ажы Токтомушевым, мы пришли к выводу, что необходимо приложить все усилия, чтобы уже со следующего учебного года занятия по «Основам религии» были введены в школах. Это нужно сделать потому, что во многих селах, деревнях и даже городах население порой очень безграмотно, чем, к сожалению, и пользуются как представители радикальных течений ислама, так и разного рода сектанты. Так что вопросу образования будет уделяться особое внимание в межконфессиональном Совете. Нам крайне важно, чтобы его участники не просто о нем заявили государству, но и пришли к согласованному решению этой проблемы. Вообще же планируется решать многие вопросы как внутреннего, так и внешнего характера, что в любом случае будет на благо нашего общества.

– Давайте поговорим о внутренней жизни вашей епархии. Скажите, какие святыни есть у вас?

– Святынь здесь много. Христианство на этой земле появилось еще в I веке, затем под натиском ислама оно стало менее заметным, но все же продолжало существовать. Мы знаем, что на Иссык-Куле, по берегу которого пролегал Шелковый путь, находились древние христианские монастыри: несторианские и григорианские, монофизитские и православные. Существует не предание, а историческое изыскание, согласно которому армяне, покидая Венецию, забрали с собой всечестную главу апостола Матфея и его десницу. Эти частицы мощей были уложены в драгоценный серебряный сосуд и увезены в один из монастырей, находившихся на берегу Иссык-Куля. Однако потом из-за землетрясений большинство городов и монастырских обителей ушли под воду. И все же эти святыни не были утеряны: есть и легенды, и исторические изыскания, которые говорят о том, что в одной из пещер, расположенных рядом с озером, вместе с разными сокровищами хранится ковчег с частицами мощей апостола Матфея.

Здесь когда-то проходил и апостол Фома, направлявшийся в Индию. Он не мог пройти, минуя Среднюю Азию, потому что тогда туда вел только Шелковый путь, пролегавший через юг Кыргызстана, озеро Иссык-Куль и Индостан. Мы знаем, что по этой земле проходили апостолы Симон и Андрей Первозванный; правда, их путь лежал уже ближе к Узбекистану и Туркменистану.

На сегодняшний день одна из наших святынь связана с Афоном. Это чудотворный образ – список с Тихвинской иконы Божией Матери, который был написан в XIX веке и подарен первому мужскому Троицкому монастырю, находившемуся в Светлом мысе на берегу Иссык-Куля. Эта икона сохранилась и находится сейчас в Караколе, и ежегодно 9 июля устраиваются большие торжества в ее честь.

ХХ век дал нам большое количество мучеников. В Бишкеке чуть более десяти лет назад были обретены мощи Ираклия Иссык-Кульского, которые сейчас пребывают в кафедральном Воскресенском соборе. Есть мощи четырех мучеников, и хотя они и находятся в Алматы, но это тоже наши святые, потому что когда-то в советское время этот город был единым центром между Кыргызстаном и Казахстаном, и граница – небольшая горная гряда – составляла всего лишь 30 – 40 километров. В одном из монастырей было мученически у бито более пяти монахов. Сейчас готовятся документы для их канонизации, а пока на месте гибели иноков установлен крест и регулярно совершаются панихиды. Так что у нас есть свой небесный покровитель – Ираклий Иссык-Кульский, великая святыня – Тихвинская икона Божией Матери и многие святые, которые приняли мученическую смерть на земле Кыргызстана.

– В начале этого разговора Вы сказали, что многие святыни ушли под воду, а Вы не собираетесь устроить экспедицию для того, чтобы их найти?

– У нас ежегодно проходят экспедиции. К нам приезжают ученые из России, к которым присоединяются местные специалисты, и они совместно проводят научные исследования. Но это очень тяжелый и дорогой труд, потому что археологические изыскания требуют много средств, а Кыргызстан, к сожалению, бедная страна. Мы стараемся использовать любую возможность для поисков. Так, в ущелье, где, как предполагается, был скрыт ковчег с частицами мощей апостола Матфея, ученые обнаружили языческие предметы из золота, в частности жертвенный молоточек. Сейчас предметы хранятся в музеях Бишкека. И хотя порой возникает много трудностей: у озера меняется глубина, размывается береговая граница и необходимо постоянно прилагать усилия, – тем не менее мы надеемся, что в будущем найдутся люди, которые возьмутся за это очень хорошее дело.

– Много ли храмов у вас в епархии?

– На данный момент у нас действует 52 храма, что для среднеазиатского митрополичьего округа достаточно много. По сравнению с Узбекистаном, Туркменистаном или Таджикистаном у нас больше церквей. И слава Богу, что это так! Это говорит о том, что в Кыргызстане к русским православным людям местные жители относились и продолжают относиться хорошо. Да и в советское время Кыргызстан сохранился, здесь не было таких страшных гонений.

– А какое количество прихожан насчитывает Бишкекская епархия?

– О количестве прихожан мы судим по тому, сколько русского населения здесь осталось: по данным последней переписи, это примерно 450 тысяч человек. Отличие православных людей, проживающих в Кыргызстане, в том, что они оторваны от своей исторической Родины, и храм для них – это часть их души, жизни, самобытности, национальной идентификации. Когда я впервые приехал сюда, то меня поразило, как люди приходят в храмы, как заполняют их на всенощной и Божественной литургии, как молятся. Конечно, не все русские посещают богослужения – иначе они все и не поместились бы в храме, но по крайней мере церкви наполнены молящимися людьми. Мы насчитываем примерно около пяти тысяч человек по Кыргызстану, тех, кто постоянно ходит в храм. Ну а остальной народ, я думаю, по мере возможности посещает богослужения.

– И все же храмы наполняют исключительно русские люди, или местные жители тоже приходят?

– Конечно, есть люди разных национальностей и среди прихожан, и среди тех, кто помогает мне в алтаре. Например, в двух наших архиерейских хорах половина певчих – кыргызы, которые прекрасно поют. И хотя это не православные, а мусульмане, но они своим пением украшают наши богослужения. Конечно, среди кыргызов есть и православные, те, которые приходят к нам на службу целыми семьями, несут послушания. Вообще же здесь можно встретить людей разных национальностей: это и узбеки, и таджики, и казахи, и представители народов Кавказа, и корейцы, и китайцы, среди которых тоже есть православные, хотя и немного. И когда во время богослужения смотришь на людей, то видишь лица, характерные не только для европейцев, но и для азиатов.

– Скажите, а число храмов пропорционально количеству прихожан или церквей все же не хватает?

– На данное время у нас примерно пятьдесят на пятьдесят. Конечно, может быть, в недалеком будущем нам и понадобится возводить новые храмы, но пока нам их хватает: люди могут спокойно приходить, молиться и при этом не толкаться, не создавать какого-то ажиотажа.

– Сейчас кафедральный собор Бишкекской епархии находится на реконструкции. В свое время, когда там только начинались строительные работы, часто спрашивали о том, зачем нужно было затевать это строительство, если полсобора приходится переделывать. Может быть, надо было сделать просто косметический ремонт и остановиться на этом? А какова Ваша точка зрения по этому поводу?

– Вы знаете, я был первоначально и сам среди числа тех, кто думал, что нужно было сделать простой косметический ремонт, но не получилось. Дело в том, что этот храмовый комплекс состоит из трех частей: это старый и Алексеевский приделы и новая часть, которая пока еще не функционирует. Когда я по благословению Святейшего Патриарха пришел на эту кафедру, то первоначально посмотрел, какое храмовое строительство здесь ведется.

Дело в том, что Воскресенский собор во время праздничных и воскресных богослужений не вмещал всех желающих – служба превращалась в давку. Кроме того, сама архитектура храма не отвечала нужным требованиям, потому что до 1936 года центральная часть собора представляла собой кинотеатр НКВД. В 1944 году по приказу Иосифа Сталина здание было передано Православной Церкви в Кыргызстане. В 1945 году в День Победы храм был освящен, позже к нему была пристроена колокольня. Лет пятнадцать назад был построен Алексеевский придел, а восемь лет спустя к восточной алтарной части был пристроен большой придел как продолжение центрального.

Естественно, что в те времена строили не совсем по тем требованиям, которые необходимы. Какие-то саманные и бесфундаментные части здания сохранились до сих пор, а мы знаем, что Кыргызстан – одна из сейсмически активных зон, и такое положение дел весьма опасно. Например, только за январь нового года было зарегистрировано четыре землетрясения, так что все здесь очень серьезно.

Многие профессионалы, архитекторы и инженеры говорили мне о том, что уже при митрополите Владимире планировалось провести реконструкцию этого собора. Я почти полгода смотрел на него и со страхом думал о том, как взяться за это дело, потому что видел, что если храм тряхнуть посильнее, то он развалится. И это действительно так, потому что даже сама крыша, когда поднимались наверх, ходила ходуном. В марте прошлого года с Божьей помощью мы решили взяться за храм. Думали вначале, что сделаем только косметический ремонт. А поскольку само здание является памятником архитектуры республиканского значения, то мы обратились за консультацией к специалистам Института реставрации Кыргызстана. Это оказались прекрасные люди, которыми руководит кыргыз – очень хороший инженер, реставратор, добропорядочный человек. Люди отнеслись с душой к предстоящему делу и, осмотрев все, начали с укрепления и ремонта фундамента. Буквально за два месяца до Пасхи реставраторы укрепили и само здание, и полы с отоплением в нем. В общем, сделали все как полагается.

Потом вопрос встал о крыше. Нужно было решать, что с ней делать. Реставраторы залезли на нее и осмотрели, а спустившись, сразу сказали: «Владыка, крышу надо ломать! Это опасно, потому что если будет землетрясение посильнее, то она рухнет на головы людей». Потихоньку мы разобрали крышу и установили новые усиленные конструкции. Конечно, все это было тяжело и требовало прежде всего финансовых затрат, но с Божьей помощью мы это сделали. Подняв высоту крыши на 4,5 метра, мы тем самым увеличили пространство собора, а кроме того, во время ремонта обнаружили в алтарной части красивые росписи, закрытые гипсокартоном и относящиеся к 50-м годам, к петербургскому академическому письму. Мы сохранили их и перенесли.

Реконструкция храма сделана уже примерно наполовину. Это достаточно быстро, поскольку изначально планировалось провести ремонт за два-три года, а мы за год сделали почти половину. Нам осталось покрыть крышу, провести отопление, установить купола, потому что купольная система имеет свои особенности. Но самое главное, чего мы достигли с нашими специалистами, так это то, чтобы этот собор, изюминка Кыргызстана и его визитная карточка, был единым церковным архитектурным ансамблем. Надеемся, что кыргызстанцы поддержат нас своей лептой: для окончания реконструкции нашего храма нужно вложить в этот проект 15 миллионов сомов. Если перевести это на русские рубли, то будет 14,5 миллиона.

– То есть практически один к одному?

– Да. Половина суммы уже была вложена за время реконструкции, а сейчас необходимо добавить еще и уже дальше постепенно приводить собор в надлежащий вид. Реставраторы возьмутся за внешнюю и внутреннюю отделку, приведут храм в порядок. Нужно понимать, что в Кыргызстане бывает жарко, и уже на Пасху температура может подниматься до 30 градусов, а это значит, что чем меньше пространство в соборе, тем сильнее духота и тем хуже себя чувствуют люди. Мы надеемся, что реконструкция храма поможет решить этот вопрос.

– Владыка, Вы имеете такую возможность посредством прямого эфира обратиться ко всем неравнодушным людям, сказав им, как можно сделать пожертвование.

– Конечно, это всего лишь шутка, но тем не менее, знаете, есть такое выражение: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Слава Богу, что в Кыргызстане среди русского населения есть состоятельные люди, которые хотят помогать нам. Когда в свое время мы приводили в порядок Владимирский собор, который раньше был долгостроем, и думали о том, как завершить его строительство, то к нам пришел Александр Гаврилович Незор и помог нам личными средствами. С его помощью мы смогли довести строительство собора до конца и 10 октября освятить храм.

И здесь то же самое: мы обращаемся к людям и надеемся, что нас услышат. Раньше мы старались справиться своими силами. Нам помогали ветераны Великой Отечественной войны, наши прихожане-пенсионеры. Одна бабушка, к примеру, подошла ко мне и сказала: «Я на похороны себе отложила, а вот это вам на собор». И отдала 300 тысяч сомов. Ветеран Великой Отечественной войны Павел Николаевич пожертвовал нам на храм 200 тысяч. А когда мы обратились к президенту по поводу крыши, то он тоже сделал свой взнос, оказав помощь нам не на словах, а на деле. Помогает и представительство мэрии Москвы в Кыргызстане, которое перечислило нам 450 тысяч сомов. Так потихоньку и собирается все. К нам обращаются и стремятся помочь простые кыргызстанцы – люди, неравнодушные к своим святыням. Если у кого-то из России возникнет такое желание, то можно сделать это через наш сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии, где есть все контактные данные, и внести пожертвование для этого собора.

– Телезрительница задает вопрос: «Может ли православная девушка выйти замуж за мусульманина?»

– Конечно, может, ведь сердцу не прикажешь. Такое в Кыргызстане бывает иногда, когда православная девушка выходит замуж за мусульманина или юноша женится на мусульманке. Но это случается крайне редко, потому что здесь сохраняются традиции, и люди стараются устраивать браки между своими соплеменниками, не изменяя тем самым своей вере. Конечно, бывают исключения, когда православная девушка, выйдя замуж за мусульманина, потом принимает ислам, но мы на такие вещи смотрим спокойно, потому что подобное не имеет массового характера, это лишь единичные случаи. Иногда, правда, происходит и наоборот, когда принимают православие.

У нас часто встречаются семьи, когда муж – кыргыз, мусульманин, а жена и дети православные. В таких смешанных браках муж никогда не препятствует желанию своей супруги покрестить детей, а спокойно и благосклонно относится к таким вопросам. Безусловно, везде по-разному, но я говорю вам о том, как это бывает в Кыргызстане, и вопрос о браке с инославными здесь не является настолько острым и наболевшим. Если молодые люди полюбили друг друга и желают связать свою жизнь узами брака, то дай Бог, пусть так оно и будет, лишь бы они жили спокойно, рожали детей и были для всех примером благочестия.

– Чем живут ваши прихожане? Они собираются только на богослужения, или у них есть возможность духовно развиваться, посещая, к примеру, воскресные школы, лекции, которые читают богословы, духовные концерты?

– Все, что Вы сейчас назвали, у нас есть. В Кыргызстане работают пять общеобразовательных русских школ, которые находятся при приходах. Образование в них дается непосредственно светское, но присутствуют некие компоненты, которые взяты из православия. Например, здесь преподается Закон Божий, а поскольку сами школы находятся на территории храмов, то дети знакомы с богослужением и при желании могут исповедоваться и причаститься, что по большей части и происходит. В таких школах учатся и инославные ребятишки, и им никто не препятствует. Это помогает создавать хорошие взаимоотношения между мусульманами и православными, и дети вырастают адекватными людьми.

Во всех наших приходах проходят огласительные беседы с людьми, желающими принять крещение. Занятия с ними проводят либо батюшки, либо те, кто имеет определенное духовное образование. В Кыргызстане есть филиал Ташкентской семинарии, куда четыре раза в году приезжают преподаватели из Ташкента. Причем учатся не только мужчины, но и женщины, пожилые и молодые люди – все, желающие получить образование. В самой семинарии учатся более 80 кыргызстанцев, большая часть которых проходит заочное обучение, поскольку в отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном имеются давние проблемы, связанные и с определением границ республик, и с условиями пребывания.

Безусловно, в нашей епархии имеются и свои творческие коллективы. Мы проводим различные мероприятия. У нас проходит фестиваль бардовской песни и духовной музыки. К нам приезжает много гостей и из России. В течение года у нас проводится достаточно много мероприятий, и культурная жизнь православных людей Кыргызстана духовно наполнена. В епархии имеется большой актовый зал, который практически никогда не остается пустым. В прошлом году мы провели для школ девять архиерейских рождественских елок, а в этом вынуждены были провести уже шестнадцать.

– Спрос есть?

– Спрос очень большой. Причем мы вынуждены были провести две елки выездные. И люди просят об этом, причем не только православные, но и местные кыргызы, узбеки, люди других национальностей. Они любят наши праздники, и им на самом деле все интересно.

В этом году между Министерствами культуры Российской Федерации и Кыргызстана на уровне дипломатии решено провести на Иссык-Куле год русской духовной культуры в Кыргызстане. На протяжении нескольких дней будут проходить большие мероприятия, на которых выступят в том числе и коллективы из России.

У нас происходит очень много событий. Порой даже не успеваешь просматривать, потому что в процессе каждое дело. Ко мне часто приходят люди и, испросив благословение, уже дальше работают сами. Где-то я успеваю посмотреть, как это делается, в каких-то мероприятиях мне нужно поучаствовать, помочь… Воскресные школы есть практически при каждой школе. В этом тоже отражается влияние Востока: здесь рожают столько детей, сколько дает Бог. Так что у наших прихожан многодетные семьи, и практически все ребятишки приходят в воскресные школы. Естественно, что и у батюшек в семьях не меньше трех-четырех детей, а у кого-то и больше. Ребятишки вливаются в различные творческие, спортивные коллективы, занимаются многими вещами. Это такие маленькие сподвижники, которые стараются во всем помогать взрослым.

На нашей земле празднуется много торжеств, отмечаются юбилеи: ведь это старинная земля, и где-то одному храму исполняется 120 лет, а другому – 90. Жизнь в Кыргызстане для русских людей очень наполнена и сконцентрирована только вокруг православных храмов, потому что для верующего человека, который живет на среднеазиатской земле, Церковь – это жизнь. Именно такое понимание отличает православных Средней Азии.

– А как обстоят дела у вас в миссионерской сфере? В военной?

– Мы с большой осторожностью относимся к слову «миссионерство». Как я уже говорил, главной нашей задачей является духовное попечение православных людей. Миссионерство у нас выражается в доброй, правильной жизни, в выстраивании хороших отношений. Когда люди другой веры, к примеру мусульмане или те же протестанты, видят, что православные христиане живут добропорядочно и благочестиво, то они начинают по-другому относиться к нам. Они выражают нам свое почтение и уважение, которое в Средней Азии ценится дороже золота, драгоценностей и денег. Уважение и авторитет – это очень важный аспект, который зарабатывается доброжелательным и терпеливым отношением к людям.

Безусловно, в Кыргызстане есть армия, свои вооруженные силы, свое Министерство обороны, с которым у нас хорошие отношения. Но в то же время известно, что здесь располагаются две воинские части, и для России это стратегическая территория. Прежде всего речь идет о Канте, где находится российская авиабаза, и об Иссык-Куле, на берегу которого расположена база военно-морского флота.

Даст Бог, в марте этого года в Канте мы освятим воинский храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Он был построен благодаря содействию администрации Санкт-Петербурга и усилиям местных благотворителей. Сейчас храм доводится до ума, украшается.

У нас есть полковой священник отец Евгений, который опекает военных в Канте. Хотя он еще молодой батюшка, но с ним считаются и этой осенью пригласили на военные учения. Он позвонил мне и сказал: «Владыка, благословите мне выйти с военными!» Естественно, я его отпустил. У них есть свой полевой храм, и когда в Оренбуржье проходили сборы воинских частей из России и других стран, то они были единственными, кто приехал с храмом. Все были приятно удивлены и решили взять себе это на заметку. Так что здесь ведется большая работа.

Когда мы сняли фильм про наших святых, то отец Евгений показал его своим подопечным. Они все собрались, посмотрели, узнали краткую историю Кыргызстана, поняли, откуда здесь столько святых. Ребята не просто окормляются у священника, а живут православием в этой части Канта, и оно поддерживает их. Они приезжают из России в чужую страну, находятся далеко от дома, а тут есть возможность окунуться в наше близкое, родное православие. Ребята намного спокойнее проходят службу. Вы только представьте себе пилота, который управляет современным военным самолетом, и подумайте о том, какая нагрузка и ответственность ложится на его плечи! Вера очень помогает преодолеть все это. В Канте прямо на самой взлетной полосе проходят молебны, совершаются службы.

Также духовно опекается и наша военно-морская часть, которая находится на Иссык-Куле. Все наши воины находятся не только под духовным присмотром, но и сами стараются активно участвовать в духовной жизни Кыргызстана.

– Телезрительница из Вятки задает вопрос: «Скажите, владыка, когда мы сможем Вас увидеть на Николо-Вятском крестном ходе? Сможем ли мы с Вами там встретиться?»

– Да, я родом из Вятки. Это моя родина, где особо почитается святитель Николай. Все мои предки, да и я сам, ходили этим крестным ходом. Если Бог даст такую возможность, то я обязательно приму участие в нем. Пока ничего обещать не могу, ведь послушание, которое я сейчас несу в Средней Азии, в Кыргызстане, требует очень много времени и сил. Сердечно благодарю нашу телезрительницу за напоминание о великой святыне Вятской земли.

– Вернемся к теме, связанной с Бишкекской епархией. В конце 2015 года был освящен собор в честь святого князя Владимира. Как встретил Кыргызстан эту новость?

– Знаете, республика пребывала в благодатном шоке от происходящего, потому что этот храм строился более 20 лет. Причины были связаны и с финансовыми проблемами, и с человеческим фактором. Конечно, каждый из служащих здесь архиереев вкладывал свои силы и возможности, но когда я приехал сюда, то понял, что люди уже почти отчаялись, наступил кризис, а главным вопросом был один: «Когда же будет построен храм?» Мы обратились с просьбой о помощи, на которую почти сразу же откликнулись наши православные бизнесмены, и буквально за полгода строительство собора было завершено.

Конечно, нам предстояло проделать огромную работу. Нужно было заделать стены, применяя особые технологии, необходимые при строительстве в сейсмически опасном месте. Требовались и большие усилия, внимание при благоукрашении храма. Слава Богу, что нам удалось решить все эти вопросы.

Хочу сказать, что когда уже заканчивались работы, к нам приезжали смотреть храм и наши чиновники, и простые верующие как из Кыргызстана, так и из России. Все они находились в легком шоке и не верили своим глазам, что строительство с Божьей помощью завершилось. Кыргызстан получил надежду, импульс доброго и светлого. Этот храм возвышается, притягивает своей красотой и является жемчужиной кыргызстанской земли. Сюда спокойно помещаются все приходящие люди, здесь прекрасная акустика. Это частица России, которая пребывает в Кыргызстане. Это большое счастье для всех нас. Даже сам президент Алмазбек Шаршенович отметил, что такое радостное событие важно не только для православных, но и для всех кыргызстанцев. Слава Богу, наконец этот храм воссиял на нашей земле.

– Другое событие также ознаменовало конец года: в декабре 2015 в Бишкеке состоялось совещание Священного Синода Среднеазиатского митрополичьего округа. Что это значит для епархии?

– В первую очередь нужно выразить благодарность нашему митрополиту, который заботится о нас как отец. Да иначе и невозможно, ведь мы находимся далеко от России. Мы живем дружной семьей во главе с нашим митрополитом. На освящение нашего собора приехали все архиереи Средней Азии, и владыка благословил провести совещание Синода. Собраться всем вместе бывает очень непросто, ведь для того, чтобы приехать, к примеру, в Ташкент, нужно приложить много усилий: и самолеты не всегда летают, и их расписание порой не совпадает. А тут представилась такая возможность: Божьим Промыслом мы по благословению нашего митрополита собрались все вместе. Когда проводится такое исторически значимое духовное мероприятие, то это очень важно не только для нас, но и для всего Кыргызстана. Оно придает православию особый авторитет в Средней Азии, показывает, что мы живем, действуем и решаем много вопросов соборно, дружно, вместе. Кыргызстанцы отнеслись к этому событию с честью, уважением, оно показало авторитет православия на этой земле. Поэтому еще раз хотелось бы выразить благодарность нашему митрополиту Викентию и архиереям за то, что мы смогли так собраться и пообщаться.

Конечно, все владыки, архиереи, все мы люди занятые, несем послушание в своих странах, на кафедрах. И когда все вместе собираются в какой-то стране, знаете, какая заключается в этом радость и какая поддержка оказывается тем самым местному архиерею! Ведь он общается со своими собратьями! Мы делимся друг с другом радостями и печалями, проблемами и достижениями. Это не только по-человечески поднимает дух, но и помогает осознать, что нужно дальше творить, что надо трудиться, полагая свою душу и сердце для того, чтобы православие всегда процветало на этой земле.

– Как говорится, все в руках Божиих. Есть такая поговорка: не загадывай наперед, а живи как Бог приведет, но в то же время всем нам свойственно что-то планировать. Скажите, а есть ли у Вас какие-нибудь планы на ближайшее будущее?

– Планов у нас много, как говорится, целое громадье. Пока это наметки того, что было бы хорошо сделать, – время и обстоятельства диктуют свое. Все происходит так, как благословляет Господь: какие-то запланированные нами мероприятия реализуются быстро, а что-то воплощается медленно, постепенно.

В первую очередь, как я уже говорил, нам нужно в этом году доделать Александро-Невский храм в Канте. В феврале у нас завершается строительство еще одного храма, который мы планируем освятить примерно 20 февраля. Теперь всякого, кто прилетает в Кыргызстан в международный аэропорт Манас и проезжает мимо городка с таким же названием, будет встречать на своем пути не мечеть, а наш православный храм в честь Иоанна Кронштадтского. Даст Бог, мы его освятим.

Большое мероприятие у нас запланировано провести летом на Иссык-Куле – год духовной культуры России. Естественно, в планах у нас есть и те мероприятия, которые проходят ежегодно. Это и проведение различных чтений: Пасхальных, Антониевских, малых Рождественских чтений, которые проводятся на местах. Это и организация весной, летом и осенью детских мероприятий. Это и проведение различных мероприятий, предназначенных для клироса.

Конечно же, мы запланировали провести мероприятия военно-патриотического характера, связанные с военными, с казачеством, которое в Кыргызстане является совершенно особым, – это Семиреченское казачье войско. Казаки уже поколениями живут на этой земле, сохраняя свои традиции. В прошлом году они сплоченно трудились над кадетскими классами. Казаки работают сами, тем самым помогая, поддерживая Россию, к каждой станице приписан свой храм. Они участвуют в богослужениях, охраняют церкви, следят за порядком во время мероприятий, готовят купели, трапезы. Казачество находится внутри православия Кыргызстана.

Множество церковных праздников связано с кыргызстанской землей. К примеру, день памяти преподобного Ираклия Иссык-Кульского. В этом году мы планируем установить на территории Воскресенского собора памятник, посвященный ему. В прошлом году мы сделали это на месте погребения святого, а сейчас хотим поставить и в самом храме. Запланированы большие торжества 9 июля в Караколе в честь Тихвинской иконы Божией Матери и еще много разных мероприятий. Не хватит и передачи, чтобы рассказать о том, что мы планируем сделать в этом году. Но дело не в самих мероприятиях, а в том, что они направлены на межрелигиозный диалог, повышение авторитета православия в Средней Азии, на поддержку русского православного населения, которое там живет и очень в ней нуждается. Это очень тонкий и необходимый момент для жизни, православия и вообще для пребывания русского мира в этом регионе.

– Дай Бог, чтобы у вас это все осуществилось! Хотелось бы задать несколько вопросов личного характера. Скажите, а как Вам киргизская земля? Каковы люди, живущие на ней? Как природа, погода?

– Могу ответить на эти вопросы одним современным словом – супер! До моего назначения сюда у меня уже был опыт пребывания в Средней Азии. Год назад по приглашению митрополита Казахстанского Александра я приезжал на мероприятие «Вера. Надежда. Любовь» в Алматы. И когда я в первый раз летел в Кыргызстан, то думал, что здесь примерно такая же природа, как и там. Да, действительно, есть что-то похожее, но когда прилетаешь сюда, тебя окутывает теплый, сухой, приятный, наполненный какими-то интересными южными ароматами воздух. Конечно, особенно поражает зелень. В прошлом году лето удалось влажным, богатым на дожди, не такое жаркое, поэтому было очень много зелени. В мае, июне здесь все цветет и горы стоят зеленые. Поражают поля маков! Едешь, а впереди красная гора, потому что она вся сплошь покрыта маками.

Природа Кыргызстана очень богата. Здесь действует столько целебных источников, что можно открыть здравницу мирового масштаба. А горы по своей красоте и возможности для развития горно-лыжного спорта превосходят даже Швейцарию. Просто нужно развивать инфраструктуру, восстанавливать то, что было в советское время. Постепенно это делается, Кыргызстан расцветает, и у него есть все для того, чтобы сюда приезжали отдыхающие. Как бы ни шутили люди, говоря: «Вы знаете, когда мы к Вам ехали, то думали, что у Вас есть епархиальная юрта и верблюд», они всегда поражаются тому, что видят. Они просто пребывают в культурном шоке. Сами кыргызстанцы очень приветливые люди. Кыргызы, по описанию историков, просты и добры как дети. Если ты отнесешься к ним с почтением, уважением к их традициям и культуре, то станешь навеки их – кыргызы полюбят тебя всей душой, всем сердцем, будут беречь, хранить. Я думаю, что это свойственно всякой культуре, каждому народу.

Кыргызстан – особая страна, очень многообразная, богатая духовно и историей, и культурой, и тысячелетними традициями, которые я до сих пор изучаю и которые не перестают меня поражать. Кыргызстанцы трепетно к ним относятся, сохраняют и берегут, передавая их из поколения в поколение. Поэтому для меня Кыргызстан стал новой малой родиной. Конечно, главное мое Отечество – это Россия, Вятка, но та земля, которая согрела мне сердце, стала мне родной. А еще в Кыргызстане чудесная вода. Когда я приезжаю в Россию, то сразу чувствую, что здесь другая, какая-то безвкусная вода. У нас ее просто разливают, привозят, ставят на стол, и все люди ее пьют. Это прекрасная горная вода, обогащенная минералами и микроэлементами. Люди живут в таком богатом, Богом одаренном регионе, и единственное, о чем я молю Создателя, чтобы Господь даровал мир и согласие этому народу и этой стране.

– Говорят, Вы начали изучать киргизский язык. Так ли это?

– Да, я изучаю киргизский язык. Я живу среди кыргызов, и для меня это естественно. Поначалу меня стали критиковать за это и даже задавали вопрос: «Зачем он нам нужен? Зачем его изучать?» И хотя в Кыргызстане государственными являются оба языка, и русский, и киргизский, но мы сюда приехали, живем здесь среди этого народа и потому должны знать хотя бы основы национального языка. Я всегда говорю: «Никто от вас не требует исконных знаний языка: он очень сложный, грубый и жесткий, но бытовой язык вы должны знать». У меня, к примеру, есть привычка ходить на рынок, в магазин, пообщаться где-то на улице с кыргызами. Это просто проявление вежливости – сказать: «Саламат сызба!», то есть поприветствовать другого человека. Для кыргызов это приятно, а мне как молодому архиерею интересно. Мне нравится изучать что-то новое, познавать. Язык – это культура народа. Хотя я изучаю не литературный язык, который слишком сложен, но даже в бытовом языке я чувствую отношение кыргызов к своей родине, своим традициям, и я проникаюсь этим. Это точно так же, как, зная русский язык, ты знаешь русскую культуру, традиции, историю. Все идет через язык. И везде, где мы пребываем, мы должны понимать язык, знать, кто что говорит и как. Помню, я как-то вышел из магазина, и молодой человек, обращаясь ко мне, сказал на киргизском языке: «О, какой в черном халате идет!» Я обернулся и ответил ему: «А почему ты говоришь за моей спиной? Подойди ко мне, и я тебе объясню, что это за халат!» Надо было видеть его лицо в этот момент! Он сразу же сказал: «Извините, я в хорошем смысле!»

Когда кыргызы начинают видеть, что ты их понимаешь, к тебе сразу же меняется отношение. Знание языка имеет и политический, и внутренний, и культурный аспект, а это очень важно. Поймите, я вовсе не полиглот, и мне достаточно тяжело всегда давались языки и в школе, и в семинарии, и в академии, но основы какие-то нужно знать.

Мне очень нравится приезжать в села, туда, где живут коренные кыргызы. Они не все живут в юртах, у многих из них есть прекрасные дома, в которых все белое, красивое. И когда с кыргызами начинаешь говорить на их языке, то им становится очень приятно. Ведь это понравится и нам, если какой-нибудь иностранец, зайдя в наш дом, произнесет пару слов на русском языке.

– Благодарю Вас за эту беседу! Скажите нам несколько слов на прощание.

– Благодарю Вас за возможность нашего общения. Я хочу пожелать телеканалу «Союз» дальнейшего процветания, приумножения и расширения аудитории. Я желаю, чтобы Господь хранил всех людей в мире, согласии и любви к Богу и ближним.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать