Архипастырь. Ответы на вопросы

22 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Владыка, Вы находитесь с визитом в Москве, расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашем пребывании в столице.

– Сегодня вся Россия в столице; по крайней мере, приехали практически все архиереи из России, Украины, Белоруссии, со всех необъятных просторов нашего Московского Патриархата. Мы празднуем 70-летие Его Святейшества Патриарха Кирилла. И празднуем не казенно, не как необходимость отдать какой-то долг Патриарху, а по-сыновьему, с большой любовью и искренностью. Потому что Патриарх всегда стоит на свешнице, всегда является крестоносцем – это все на виду и все перед Богом. Его свидетельство о Церкви, о нашем духовном состоянии Господь принимает и помогает. Думаю, что наш долг – молиться за Его Святейшество,  искренне его любить, помогать ему в его служении своей молитвой. И чтобы мы не были разномысленны, но все были в этом вопросе едины, потому что нам нужен такой архиерей и такой патриарх, как Патриарх Кирилл. Это Господне благословение, что он с нами, ведет нашу Церковь вперед, по пути ко спасению.

За время его семилетнего патриаршества Господь благословил нашу Церковь особым даром: открываются новые храмы, новые монастыри, духовные школы, по-новому звучит любовь к ближнему, к людям, нуждающимся в помощи, и слово Церкви становится все более и более весомым. Но самое главное – это молитва. Если мы не будем молиться друг за друга, за Его Святейшество, тогда мы просто все потонем в этом потоке противоречий, который нам все время предлагает искушающий мир.

– Насчет искушающего мира: ведь не все согласны с политикой Церкви. Не все принимают то, что она делает, выступают против и порой негативно относятся к нашему Патриарху. Как с этим бороться?

– У Церкви нет никакой политики в прямом понимании этого слова, потому что она всегда обращается к душе человека, притом персонально каждого. И требует от человека совершенствования духовного, чтобы он перешел на новую стадию своего отношения к Богу через любовь к ближнему, чтобы он был свободен от греха. Грех – понятие юридическое, это нарушение божественного закона. Хотя и нарушение государственного закона тоже является грехом. Поэтому мы должны быть свободны от греха.

Что же касается упомянутого Вами критического отношения и в отношении иерархии, и Его Святейшества, я думаю, что все это не имеет под собой никакой реальной почвы. Почему? Потому что часто мы судим очень поверхностно. Часто мы, верующие и церковные люди, стараемся думать не о пути своего спасения, а хотим спасти весь мир. Тогда мы начинаем замечать какие-то недостатки в нашем ближнем. И на этом чувстве люди, заинтересованные в том, чтобы наша Церковь не была такой крепкой и единой, потому что в нашей стране она является одним из держателей государственности, стараются через всякого рода надуманные искушающие моменты истолковывать какое-то слово или действие не так, как это есть на самом деле.

Если мы сменим вектор понимания, что такое спасение и что значит быть в Церкви, и прежде всего займемся своим духовным здоровьем, духовным здоровьем наших детей, отцов, матерей, то, скорее всего, по евангельскому учению, увидим сначала бревно в собственном глазе, а потом уже сучок в глазе ближнего и поможем вынуть его – если это нужно, а мы будем духовно достаточно опытны.

Мы вступаем в 2017 год – год столетия со дня революции. С высоты столетия нам кажется все ясным и простым, а на самом деле тогда и Церковь, и церковные люди были заражены духом разъединения. Потому что обновленчество не возникло на пустом месте: это политическая работа, проводившаяся политическими силами с рабочими, крестьянами, интеллигенцией (которая все это проводила); те же самые идеи бродили и в Церкви… Одни думали о Соборе, другие подразумевали под ним возможность внести в Церковь какую-то новую волну. И большевики очень хорошо использовали это желание какого-то обновления жизни, для того чтобы разделить Церковь. Появились всякого рода движения: и консервативные, и крайние либеральные. Целые епархии, целые области отходили в обновленчество. И это было не только с поддержки государства, но это было и смятение духа.

Почему это происходило? По одной простой причине: люди не были сконцентрированы на своей нравственной, духовной жизни. Если бы они были такими же стойкими, как, например, отец Иоанн Кронштадтский. Если бы он не скончался в 1898 году, то, будучи большим авторитетом, наверное, подсказал бы людям, как сделать. А поскольку такие светочи уже ушли, то и появилось это шатание, разброд, который вылился в большую церковную трагедию. Поэтому мы должны  помнить это и никогда не повторять. Мы должны своей молитвой укреплять наших архипастырей, нашего Святейшего и благодарить Бога за то, что у нас такой Патриарх.

– В одном из интервью Вы говорили: «Церковь должна быть единой, но это единство не должно означать единства взглядов и мнений».

– С моей точки зрения, это так. Ведь и апостол Павел говорит, что возможны разные мнения, чтобы быть едиными в главном. Поэтому человек всегда осмысливает абсолютно все, что происходит. Каждый из нас имеет свой жизненный и духовный опыт, и мы имеем заложенное в нас Господом свойство – оценивать все со своей точки зрения. Мы как бы цари мира: судим мир – все, что вокруг нас происходит. И сколько людей, столько мнений. Это и плохо, и  хорошо. Но мы должны уважать мнение и другого человека. И когда мы высказываем свое мнение, всегда должны сказать себе, что и другой человек тоже имеет право на свое мнение. И если мы будем так поступать, то будем обогащать себя в такой дискуссии.

Мы должны быть едины. В чем? В том, что должны созидать себя нравственно, иметь абсолютный нравственный стержень, понимать значение и знамение времен, в которые живем. Надо быть человеком, ответственным и за себя, и за свою семью, и за свою страну.

Пожалуйста, делитесь своими взглядами, но будьте едиными в целом: никогда  не разделяйте Церкви, не разделяйте своего государства, заботьтесь об этом.

– Говорить можно, но осторожно...

– Почему осторожно? Нет, пожалуйста. Всегда ведь были очень искусные искушающие люди, ораторы, за ними всегда ходил народ, и они очень много говорили. Апостола Павла всегда упрекали в том, что он недостаточно красноречив. В посланиях ему нет равных, но не в устном слове, и ему это ставили в укор. Но какую глубину мыслей он оставил! И где все те люди, которые обладали красноречием?

У нас, русских людей, огромное духовное наследие. У православых людей это святые отцы – база и основа того, чтобы мы не могли ошибиться в чем-то. Но мы должны быть абсолютно свободными. Но свобода – это не произвол, а свобода в рамках чего-то. Если мы не грешим, мы свободны в проявлении любви, но ко греху не пойдем. Так же и здесь. У нас есть ориентиры. Самые главные, основополагающие – Священное Писание, Евангелие.  Святые отцы – наш фундамент, мы всегда должны обращать на них внимание. Дальше идут отцы Церкви, тоже рассуждавшие о современности, в которой они жили, и это даст нам возможность не сбиться с пути.

Для светских людей у нас есть очень глубокие философы, мыслители, писатели. Изучайте классику и вы увидите, как ориентироваться в этой жизни. Потому что ничего нового в мире нет: каждый приходящий в этот мир проживает его как бы заново и по-своему, нарабатывает свой опыт, и хотя мы все совершаем новые дела, но, по существу, идем одним и тем же путем. А Христос и вчера, и сегодня, и завтра один и тот же. Это мы должны иметь как аксиому. Все наши разговоры строить только в том направлении, чтобы это было на пользу и нам, и нашим людям.

– Вы говорили, что Церковь существует с государством и поддерживает его. Сейчас некоторые люди говорят о том, что мы слишком много вмешиваемся в дела государства; например, в том, что касается вопроса абортов, очень много противников. Каковы должны быть отношения Церкви и государства в современной ситуации, когда по Конституции Церковь отделена от государства?

– Но мы никогда не занимались и не занимаемся государственными делами. И нас туда не пускали и не пускают. Это было и во времена царской России, когда Церковь была не более чем департаментом, государственной структурой. Деятельно государство помогало Церкви, но вмешиваться в дела государства, особенно со времен Петра, было абсолютно некорректно. Был Святейший Синод, имевший титул Правительствующего, но никогда ни один император, ни одна императрица по церковным делам не принимали председательствующего Синода, но заочно решали все сами.

Какое положение было в советское время, Вы знаете: нужно было выживать. И путем каких-то разумных компромиссов, которые бы устроили и верующих людей, и атеистическое государство, доказать этому государству, что мы ему не враги, но свободные люди и хотим веровать в Бога.

Большую часть своей жизни я прожил при советской власти и не понаслышке знаю все ухищрения и гонения, которые были в то время на Церковь. И сейчас, когда Церковь является свободной, мы обсуждаем многие вопросы, связанные с жизнью общества, но вовсе не государства. Мы не имеем законодательной инициативы. Ни одна религиозная организация не может выйти, например, с правкой закона или с предложением о каком-то новом законе. Это запрещено законодательно, и мы на это абсолютно никак не претендуем. Но мы всегда используем основополагающее для нас мнение апостола Павла, который говорит: «Нет власти, аще не от Бога, а сущия же власти от Бога учреждены суть».

Мы поддерживаем власть, какая бы она ни была. И в языческие времена Церковь поддерживала ее и молилась за императоров. В богоборческой России – Советском Союзе молились за власть предержащую и не видели в этом никакого греха. И сейчас мы молимся за нее и стараемся воспитать людей нравственными, патриотически настроенными, но ни в коем случае не борцов, выступающих против существующего строя, это не является задачей Церкви.

Что касается вопросов жизни общества, например упомянутых Вами абортов, то аборты – это грех. Как к ним относится государство, это его дело. Но давать советы мы можем, и это нам всегда давало возможность говорить государству правду. Даже когда была чеченская война, патриарх Алексий сделал около десяти заявлений о ее прекращении. Почему он это делал? Потому что Церковь отделена от государства. А если бы она была государственной структурой, он бы не мог говорить этого.

И сейчас, когда общество находится в греховном состоянии и не считает за грех убийство человека, уже получившего жизнь, которая развивается, – это огромный грех. Тем более если учитывать факт, что у нас не хватает населения, в отдельных наших областях смертность сейчас превышает рождаемость. Каждый человек для нас – самая настоящая ценность.

Церковь не просто говорит, что это грех, но старается создать у верующих такой настрой, чтобы они понимали: это огромная задача, которую решали наши предки. Не потому, что они были темные, но они понимали, что это благословение Господа и что это нужно для нашего народа. Может быть, это не нравится каким-то другим народам, но нам это необходимо. И поэтому мы возвышаем свой голос и говорим, что это путь греха и нет здесь Божьего благословения. А Божье благословение – плодитесь и множьтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И мы должны эту заповедь Божью выполнять.

И другие возникающие вопросы тоже кажутся делом государства. Абсолютно не государства. Хорошо, когда государство поддерживает разумную сторону и стремление к тому, чтобы жизнь не только зарождалась, но и имела продолжение – чтобы люди рождались. Это замечательно и прекрасно. Но вот государство встает на другую точку зрения, как это было в 90-е годы, когда у нас проповедовались и аборты, и противозачаточные средства. И Церковь тогда тоже не молчала. Да, нас не слушали, но мы все время говорили об этом. Также мы говорим и о недопустимости Церковью однополых браков. Грех есть грех, и нужно говорить об этом прямо. Если в обществе будет превалировать грех, если грешных людей будет больше, то наступит коллапс, наступит конец мира.

– Владыка, а можно ли критиковать священнослужителей и архиереев?

– Вы знаете, канонически это запрещено. Если есть недовольство архиереем, если он ведет себя не так, как надо, и есть объективные причины, то надо докладывать священноначалию. У меня большой опыт: 33 года я архиерей, семь с половиной лет был управляющим делами нашей Церкви и знаю эти вопросы изнутри. Ни патриарх Алексей, ни патриарх Пимен, ни Патриарх Кирилл никогда не поощряют ничего, что порочит облик епископа. Правда, я и не знаю таких епископов. Может ходить много слухов, но могу сказать уже с высоты своих лет, что не надо давать повода ищущим повода, священнику быть очень осторожным в этой жизни, тем более если ты епископ. Ты должен всегда быть осмотрительным в своей жизни.

Конечно, есть люди, недовольные батюшкой или епископом, потому что каждому угодить трудно. Каждый смотрит на тебя из какого-то своего опыта. Не с каждым архиерей может поговорить. Чаще всего архиерея слышат во время проповеди и где-то, как сейчас модно говорить, на ногах: когда он выходит из храма, к нему подходят люди. Я страшно не люблю такие моменты, потому что мне надо вникнуть в проблему, с которой ко мне обращаются, а требуется отвечать прямо на ходу: вопрос – ответ, вопрос – ответ. Так не работают. Так делать нехорошо. Лучше все-таки написать о проблеме, чтобы можно было вчитаться и адекватно ответить на тот или иной вопрос.

И еще мне бы хотелось, чтобы наши прихожане доверяли  священнослужителям и епископам. Если, конечно, вы слышите, что священник или епископ делает что-то не так, об этом молчать не надо, об этом надо говорить.

– В принципе, Церковь свободна, идет своим путем, есть успехи, есть какие-то неудачи, но все-таки не всегда все бывает хорошо и радужно. Сейчас у нас довольно спокойная обстановка, и это можно не только услышать с экранов телевизоров, но и по нашей повседневной жизни понятно, что все слава Богу.

Какую главную проблему Вы могли бы выделить сейчас в нашем церковном обществе простых прихожан?

– Может быть, во мне опять говорит мой возраст, но я вспоминаю и свои отроческие годы, и юность, молодость с огромным-огромным удовольствием. Мы все жили под прессингом, и священнослужители, и просто верующие люди, но наша вера тогда была чище, пламеннее.

Что касается предыдущего вопроса, то в советское время таких не возникало, потому что весь народ видел, что жизнь священника крестная и ему нужно как-то помочь и защитить его. А сейчас в жизненную практику старается проникнуть очень много людей, которых можно назвать неофитами. Некоторые люди остаются неофитами до конца своей жизни: они ходят в храм, но как бы наблюдают все со стороны и судят о Церкви со стороны. Они не воцерковляются. С моей точки зрения, воцерковление – это не просто ходить и причащаться, а почувствовать ответственность за Церковь, за ее прошлое, настоящее и будущее. И если вы ответственны за это, тогда вы действительно воцерковленный человек. Тогда вас можно и послушать, потому что вы будете очень ответственно говорить. А если у вас нет достаточного духовного опыта, то ваши суждения будут очень легкими суждениями светского человека, смотрящего со стороны.

Посмотрите на светского человека, занимающегося своей работой. Когда он встречается с архиереем или священником, он даже не знает, о чем с ним говорить, потому что для него абсолютная terra incognita, чем занимается батюшка: что он делает, как проповедует, как строит свою жизнь.

Церковь – это живой организм, воспитание людей, их постоянная подпитка дарами Святого Духа, которые должны сообщаться человеку. А человек должен помнить, что в «злохудожную душу не внидет премудрость». Поэтому я думаю, что наша главная задача – иметь простоту веры, чистоту своей души, довериться Богу и отдать себя в руки Божии, чтобы Господь был нашим Детоводителем. Тогда это действительно будет счастье.

А мы говорим: да-да, мы верующие; и даже молимся, читая что-то на ходу, но у нас никогда не хватает времени объективно оценить прожитый день, поставив во все события прожитого дня себя незащищенного (и как мы других любим судить, так судить и себя). Вот если бы начать  с этого, думаю, это было бы началом нашего спасения; и было бы здорово и замечательно.

Время наше замечательное и прекрасное, просто искушений очень много в этом мире. На человека выливается много информации. Часто он не умеет понять, где ложь и где правда. Ложь часто рядится в одежды праведности, и это смущает человека. Он не имеет в себе достаточных духовных сил, чтобы сказать, что вот это действительно так, а вот здесь врешь, дорогой брат (или сестра), надо по-другому мыслить.

Нас очень увлекает Интернет, мы вовлекаемся в его пространство, но ничто не заменит нам живого общения. Потому что  интернетный язык, интернетные мысли, интернетное понимание – все это уже на уровне неких роботов. Необходимо живое общение. Такого общения я бы и пожелал нашим современникам.

– Еще одна проблема, что порой общение безграмотное.

– Да, я сталкиваюсь с этой проблемой: ко мне приходят люди с высшим образованием, и в элементарном документе, который они оставляют, находишь по десять ошибок.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Всю свою жизнь я являюсь спортсменом любительского, полупрофессионального уровня. Сейчас такая международная тенденция, когда все стремятся к здоровому образу жизни, спорту. Хотел бы узнать у Вас лично, каково отношение Церкви к спорту? Проводятся ли какие-либо соревнования под эгидой Церкви в России и по всему миру? И как спортсменам и Церкви двигаться вместе?»

– Прежде всего скажу, что Церковь хорошо относится к спортсменам, я не разделял бы Церковь и спортсменов. Потому что когда в Церковь приходят люди любого рода занятий, им не говорят, что надо сменить образ жизни, лишь бы он не был связан с какими-то тяжкими грехами. Если у Вас нормальная профессия, оставайтесь в ней; и Бог Вам в помощь.

Что касается спортсменов, всегда их любим, всегда благословляем, всегда с удовольствием с ними встречаемся. В свое время я провожал группы наших спортсменов на Олимпиаду. Мы совершали молебны на Поклонной горе, где я говорил напутственное слово. Потом Святейший Патриарх Кирилл стал делать это лично, что повысило значимость. У команды появился духовник.

Даже во время Олимпиады 1980 года (уже не говорю про Олимпиаду 2014 года) была молитвенная комната, где постоянно дежурили представители разных конфессий и религий, и любой спортсмен мог прийти и помолиться вместе со своим пастырем. Поэтому отношения хорошие.

Что касается спорта, то Святейший Патриарх Кирилл благословляет людей заниматься спортом. При Синоде созданы специальные комиссии, занимающиеся вопросами развития спорта. Прежде всего это касается жизни наших духовных и воскресных школ. Знаю, что между духовными школами уже существуют футбольные встречи, соревнования по борьбе, легкой атлетике. И Воронеж не исключение, к нам приезжают, и мы выезжаем в другие регионы. Кто-то нас побеждает, кого-то мы побеждаем… Так что очень живое общение.

Если у спортсменов какой-то епархии есть желание что-то организовать с помощью Церкви, то, думаю, никаких проблем в этом нет. Они встретят только доброжелательное отношение, двери открыты.

– Существует православный турнир, и я, еще будучи студентом, играл за одну из московских духовных школ как раз против Воронежа. Одну игру мы проиграли, другую выиграли. Так что есть турниры, есть чемпионаты в духовных школах. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Владыка, Вы говорили о том, как было в советские времена, и действительно, приходится часто слышать, что тогда было благодатное время. Я родился в последний год существования Советского Союза и не знаю, что это такое, помню только 90-е годы и, конечно, настоящее. Так когда же было лучше: тогда или сейчас?

– Лучшее то время, в которое мы живем. Мой опыт уникальный, слава Богу, он безболезненный и бескровный, нежели это было в начале XX века. Не дай Бог этого повторения. Там тоже были люди, родившиеся в царской империи, и когда они говорили, что принимают советскую власть, им не верили, потому что там они были учеными, священниками. И им сказали: или идите трудитесь в концлагеря, или вставайте к стенке. Надеюсь, что такого больше не повторится в истории человечества.

Такой двойственный опыт и позволяет мне рассуждать о том, что для каждого времени есть свои особые задачи. Время абсолютно уникальное и благоприятное для Церкви. Этого не нужно никогда забывать. Часто мы загоняем себя в какие-то излишние рамки, которые, может быть, неудобоносимы. А затем начинаем выглядывать из них и говорить, как нам плохо. Надо откровенно говорить, что до сих пор есть часть наших людей, кто негативно относится к принятию паспорта, на обложке которого изображен Георгий Победоносец. И сохраняют советский паспорт, на котором изображены серп и молот. Я не понимаю этой проблемы. Но если человека это  настораживает, Церковь протягивает ему свою руку и никогда не отторгает.

Но мы должны учиться жить так, чтобы не искать себе каких-то дополнительных трудностей. Ведь бывало, и не так давно, что кто-то где-то кого-то закапывает и начинает слушать лжеучителей и лжепророков, которые загоняют людей в леса, заставляют продавать квартиры. Ничего этого делать не надо. Когда Христос говорил о последних временах, Он предупреждал, что когда они настанут, то не возвращайся в свой дом и не бери с собой ничего. Уйди от опасности и живи. Гонят тебя – уйди в другое место, где тебя не будут гнать, но продолжай жить – в этом самое главное.

Поэтому свидетельством в Советском Союзе вначале была кровь мучеников, во времена Хрущева было бескровное мученичество, а времена Брежнева, которые называют застоем, в общем-то были отдушиной для верующих людей. Тогда прекратили их видимое, жестокое гонение, и это была передышка перед событиями, связанными с распадом Советского Союза, давшая нам возможность хоть как-то подготовиться к обвальному шквалу новых проблем, в которых оказалась наша Церковь. И слава Богу, мы опять выжили, и выжили достойно.

Надо сказать, что тогда ни одна религиозная деноминация никак не помогала Русской Православной Церкви. Можно по пальцам пересчитать помогавшие организации. Например, Всемирная лютеранская федерация без всяких задач прозелитизма просто помогала: обучала, как заниматься гуманитарной помощью, катехизацией, потому что у нас все было утеряно.

В то время Римско-Католическая Церковь поставила задачу христианизировать Россию и создавала новые епархии там, где их никогда не было, как не было и верующих римокатоликов. И сейчас этот статус-кво сохраняется у нас до сих пор. Наши протестанты сначала просто порвали отношения с нашей Церковью, потому что, видимо, была такая ситуация, что они были вынуждены это сделать. И вновь наработать эти взаимоотношения было очень трудно и тяжело.

Здесь нам помог Господь, потому что внешние политические силы были заинтересованы в том, чтобы Россия не была православная. Слава Богу, что в этом отношении мы выжили, нашли общий язык с Зарубежной Церковью, потому что сначала она тоже говорила о том, что у нас безблагодатное священство, а они придут и возродят нам новую жизнь. И первые опыты их прихода были с этой мыслью. Но слава Богу, это тоже не состоялось, а вылилось в хорошее и спокойное русло объединения Церквей. Надо это сохранять и поддерживать, потому что в Зарубежной Церкви сохранили русский язык, русскую культуру для многих и многих людей, которые по политическим причинам оказались на чужбине, они находили в ней живую воду, которую  пили.

Это был очень тяжелый период, но очень интересный, если понимать все это и заниматься тем, к чему призывает Господь. Повторю еще раз, что Церковь – это не политическая структура. Церковь – структура, которая ведет людей ко спасению, занимается спасением каждого человека персонально. Если человек начинает спасаться, он становится полезным членом Церкви, общества и государства. И для этого не надо смотреть, какова политическая власть, – это дело общества, дело политиков. Но дело Церкви – всегда молиться за власть, воспитывать людей в патриотических чувствах и не допускать, чтобы общество было греховным, забывало основополагающие истины.

Не так давно в одной из телевизионных передач я услышал слова одного американского журналиста. Когда ему говорили о том, что Америка не живет по совести, по справедливости, он совершенно откровенно сказал: «О какой справедливости вы говорите? У нас совсем другие задачи. Наша задача, чтобы каждый человек жил достойно: счастливо, имел много денег, много продуктов, вещей – и все. А справедливость – это не дело нашего общества». Если мировоззренческий вопрос ставится в таком ракурсе, он не подходит Православной Церкви, не подходит православному христианину, потому что мы должны создавать общество, основанное на справедливости. Без этого невозможно, это основополагающие истины. Потому что если люди будут бессовестными и ходить по головам друг друга, то наступит конец света, в это время придет антихрист. Потому что он придет тогда, когда люди потеряют свою совесть, когда добро будет попираемо, зло будет превалировать, а в сердцах людей не будет веры.

В фильме о Святейшем Патриархе Кирилле приводилась современная зарисовка лондонской жизни, и на одной из машин такси было написано: «Будьте спокойны: Бога нет». Это ужасно, потому что нельзя, чтобы общество допускало такие вещи, поскольку оно тем самым себя губит. Оно лишает себя живительных соков, потому что без Бога человек погибает.

– К нам обратился телезритель из Воронежа в просьбой пригласить профессора Алексея Ильича Осипова для выступления в Воронежской епархии.

– Алексей Ильич выступал в нашей Воронежской епархии. Но сейчас мне неудобно обращаться к нему. Несколько лет тому назад я приглашал его, но он откровенно сказал мне: «Владыка, посмотрите на меня: я уже не в том состоянии, чтобы куда-нибудь поехать. Если будет какое-то улучшение, то я, конечно, приеду».

Мы должны благодарить Бога за то, что имеем Алексея Ильича, за то, что есть так много записей его бесед. Я бы относился к нему очень серьезно. Да, он мирянин и не имеет сана, но в этом случае это ничего не значит, потому что он человек очень напряженной духовной жизни, очень правильной внутренней дисциплины. Это человек, исполненный любви к людям, любви к Богу, и он – не постесняюсь это сказать – является носителем благодати Божьей.

Поэтому, если у  Вас будет возможность, пользуйтесь записями его бесед. Очень много  аудио- и видеоматериалов. Поэтому он с нами живет, трудится, и слава Богу! Дай Бог ему здоровья!

– Наш телеканал регулярно транслирует беседы с профессором Осиповым. И даже приходят отзывы от людей из-за границы. Одна девушка из Лондона написала, что пришла к вере благодаря беседам Алексея Ильича Осипова.

Владыка, время нашей передачи подходит к концу, и я бы хотел попросить Вас обратиться к нашим телезрителям и подытожить нашу сегодняшнюю беседу.

– Благодарю вас за эту встречу, за этот замечательный праздничный вечер, потому что мы празднуем 70-летие Святейшего Патриарха. Для  нас это должна быть очень большая радость и большое духовное событие в жизни Церкви. Этот момент должен объединять нас вокруг Святейшего Патриарха. И в этом отношении я бы хотел призвать всех нас к тому, чтобы мы почаще вспоминали о жизненных задачах, которые стоят перед нами, не лукавили бы в своей жизни перед совестью и были бы честными по отношению к людям, а особенно по отношению к Богу. И Господь, видя нашу любовь к ближнему, будет нас благословлять. Храни вас Господь!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать