Архипастырь. Крестопоклонная неделя Великого поста

22 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Продолжается Великий пост, идет четвертая седмица – Крестопоклонная. В течение этой недели на аналоях в храме лежит святой крест, напоминая нам о страданиях Христовых, которые Господь принял ради нашего спасения. Пройдена почти половина постного пути. Чему наиболее важно посвятить свое время в оставшиеся дни Великого поста?

– Не почти половина, а сегодня как раз ровно половина Великого поста, сегодня среда Крестопоклонной недели. Чему посвятить? Можно посмотреть передачи телеканала «Союз», которые были записаны на первой неделе поста, послушать, к чему призывала Церковь, к чему призывали наши респонденты, пастыри, – и задаться вопросом, получилось ли что-то. Мы призывались к тому, чтобы быть в храме, молиться в храме, дышать воздухом великопостного богослужения. Мы призывались к тому, чтобы, исповедовавшись в своих грехах, соединиться с Церковью в таинстве Причащения; открыть священные страницы Библии и читать ее – конечно же, и Ветхий Завет; безусловно, Евангелие. Открыть творения святых отцов, которых вспоминает Церковь, – и Григория Паламу, и Иоанна Лествичника. А сегодня, когда пройдена половина пути, нужно задаться вопросом – что-то получилось или что-то еще не выполнено? Думаю, всякий честный человек скажет: к сожалению, так, как хотелось бы, пройти Великий пост не получается.

Чему посвятить оставшиеся дни? Тому, чтобы хотя бы в какой-то мере получилось: то, что не открыто, открыть; что не прочитано, прочитать; если прошли мимо какие-то события церковной жизни (литургия Преждеосвященных Даров, таинство Соборования), – обязательно стать участником этих таинств, этого сокровенного света, который открывается в Церкви. Я думаю, это образ нашей жизни. Кто-то из нас находится сейчас в середине своей жизни, вне зависимости от возраста. И нужно посмотреть, оглянуться назад – что я в своей жизни успел сделать с точки зрения перспективы вечности, а что не успел. И тем, что не успел, позаниматься не откладывая (мол, когда-нибудь, когда стану старый, когда у меня будет много времени, дети не будут так мешать, когда страсти не будут так одолевать, тогда я начну наконец христианскую жизнь…). Нет, вот сейчас попытаться прожить ярко, честно, усердно, с любовью к Богу и Церкви эти оставшиеся двадцать дней – это поможет нам свою жизнь управить по заповедям Божиим.

– Вопрос от телезрителя Александра: «Хотелось бы узнать о грехе хулы на Духа Святого. В Библии написано, что он не прощается ни в веке сем, ни в будущем. Можно и невольно совершить этот грех, потому что не совсем ясно, что подразумевает он под собой. Можно ли исповедовать такой грех перед священником?»

– И можно, и нужно исповедовать такой грех перед священником. Есть такое сказание из патерика. Пришел монах, послушник к старцу и говорит: «Авва, я в затруднении. Читаю вечернюю молитву Духу Святому, в которой перечисляются грехи», – откройте, почитайте ее внимательно, – «и получается как-то нечестно, я ведь не совершал некоторых грехов. Зачем тогда мне их называть?» От старца он услышал очень простой ответ: «Что, Дух Святой ошибся?»

Слова в этой молитве, изложенной святыми отцами, которую мы читаем, написаны Духом Святым в сердце подвижника, а затем его устами произнесены и написаны на бумаге. Мы сегодня произносим это веяние Духа Святого. Дух Святой не ошибся. Перечислены какие-то страсти, которые, как нам кажется, в нас не живут, – они живут, просто мы не видим, не слышим и не замечаем их.

Вне сомнения, хула на Духа Святого присутствует – в моей лично жизни, в жизни внимательного человека, который посмотрит на то, что говорится, делается, думается; на то, как мы относимся к Богу, окружающим, Церкви. Но в особой мере хотелось бы отметить, что день, когда Дух Святой сошел на апостолов, мы отмечаем как день рождения Святой Христовой Церкви, Соборной и Апостольской. Церковь – это спасительный организм, это пространство, находясь, живя в котором, мы освящаемся и уготовляемся для жизни в вечности, с Богом. Если мы как дети живем в Церкви, то как ребенку мать дает свое молоко и он развивается, не думая, как это происходит, так и Церковь дает благодатное живительное молоко, которое омывает, очищает, питает.

А если человек по каким-то внутренним или внешним устремлениям отлучается от Церкви, извергается из жизни Церкви, то это самое яркое проявление хулы на Духа Святого. Дух Святой живет в Церкви Христовой. Господь всем Своим спасительным путем жизни земной, страданием, воскресением, вознесением и ниспосланием Духа Святого сотворил дело нашего спасения и оставил нам Церковь как жилище Духа Святого. Если мы каким-то образом себя вычеркиваем из жизни Церкви – неверием, нежеланием быть в ней, нежеланием жить полноценной церковной жизнью, то мы лишаем себя всего, всей совокупности спасительных даров, которые Господь нам даровал. Находясь в Церкви, мы видим свои грехи, свои недостатки, немощи. Но мы в ней, и мы имеем силу – не свою, а силу Духа Святого, Который врачует, исправляет и ведет нас ко спасению.

Когда человек выпадает из Церкви, это отчаянное состояние. Порой ему кажется, что Церковь заблуждается, иерархи ошибаются, что мы идем не тем путем. А этим мы на самом деле вычеркиваем себя из полноты церковного общения и хулим Духа Святого. Надо стараться быть настоящим, живым членом Церкви Христовой, и тогда Дух Святой исправит наши неправильности и этого страшного греха – хулы на Духа Святого – не произойдет. Конечно, если мы его замечаем, то необходимо попросить прощения. Господь примет кающихся.

– Несколько вопросов, касающихся Великого поста и Крестопоклонной недели, задают наши зрители в социальной сети «ВКонтакте». Александр пишет: «Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Для чего мы совершаем память Крестопоклонной недели Великого поста?»

– Как сохранить молитвенный настрой? На самом деле сколько людей, сколько жизненных путей, столько и ответов на этот вопрос. Общая рекомендация – для этого нам давалась первая неделя Великого поста, когда давался этот молитвенный настрой. Чтобы сохранить, надо иметь что сохранять. На первой неделе чтение Великого покаянного канона, продолжительные службы утром, исповедь, Торжество православия – все это заданная нота, правильная нота прохождения Великого поста.

Я бы сказал так: удержать, сохранить эту ноту, эту высоту можно, если пытаться избегать праздности. Современного человека очень многое располагает к праздности: звуки, изображения, разговоры, гаджеты, медиасреда и все прочее. Все это убрать в сторону, с глаз долой. Есть Священное Писание, Библия. Свободное время посвятить чтению. Есть святоотеческие творения. Когда мы находимся вне церкви, нужно постараться, насколько это возможно, себя погрузить в эту среду. Понятно, что семья порой не дает такого простора, возможности, но тем не менее надо попытаться избежать любых форм праздности. Нужно заниматься какой-то работой по дому – пусть канал «Союз» будет включенным, чтобы детей и родных обратить к тому, чем сегодня живет Церковь. Если есть возможность побыть в тишине, – побыть в тишине. Есть возможность сходить в храм – сделать это. Есть поговорка: под лежачий камень вода не течет. Если течение реки останавливается, появляется зелень, ряса, муть, и вода уже нехороша для питья, мытья. Этого застоя не должно быть в течение Великого поста в уме, сердце. Трезвиться, бодриться, добиваться этого теми способами, которые вам откроют обстоятельства жизни, ваш разум или ваш духовник.

Что касается того, зачем Крестопоклонная неделя… Чтобы мы все-таки взбодрились, взирая на Крест Христов. Не все так просто Богу далось, цена нашего спасения перед нами – это распятый на кресте Бог, Который сотворил этот мир, Который, видя проблемы и болезни этого мира, пришел в него, чтобы его исцелить. Но, получая от этого мира горечь, непризнание, неприятие, хулы, предательство и распятие, Господь не поменял вектора Своей любви. Он все равно показывает, что ради нас на кресте находится, ради нас возносится, Он сейчас там заботится о нас. Это все открывает Крест Христов, чтобы мы понимали, какой ценою куплены наши молитвы, посты, благочестие. Это поможет нам нести тяготу Великого поста, своей собственной жизни – осознание той дражайшей цены, которую мы видим распятой на кресте.

И конечно, ведь не только мы взираем на крест и что-то думаем: в кресте заключена благодатная сила. Царица Елена обрела крест, на котором был распят Господь… Вы ведь помните, там было три креста – на двух распяты разбойники, на одном – Христос. Чтобы определить, какое из этих древ действительно древо нашего спасения, приложили ко всем трем крестам умершего человека. И сила Божия, истекшая через крест, воскресила мертвеца. Сила Божия и через кресты, положенные посреди храма, тоже истекает. Благодатная сила укрепляет верующего человека. Нам нужно укрепление? Конечно, нужно, ведь силы у человека, который старается соблюдать пост, иссякают. И эта сила Божия дается нам через крест.

– Вопрос от телезрительницы из Пермского края: «Что лучше заказывать – пассию или панихиду, поскольку сейчас идут поминальные субботы? Второй вопрос: женщина у нас занимается космомедициной; поясните, пожалуйста, не сатанинское ли это дело. Цены крутые, народу к ней много ходит…»

– «Космомедицина» – такое слово я вообще в первый раз слышу… (связь прерывается). Что лучше заказать – пассию или панихиду? Пассия – служба Страстям Христовым. Это не совсем традиционная служба, она не относится к категории уставного великопостного богослужения, которое содержится в Постной Триоди, но это добрая, благочестивая церковная традиция. В воскресный день Великого поста, вечером, читается Евангелие о Страдании Христовом. Предваряет чтение этого Евангелия акафист Страстям Христовым. За пассией усопшие ни вслух, ни во время чина пассии не поминаются. Пассии – это целиком наше обращение к распятому, страдающему нас ради Христу. Поэтому пассию Вы не закажете.

Что касается панихиды, может быть, Вы имели в виду парастас? Парастас – это заупокойное богослужение, которое совершается по субботам Великого поста. Конечно же, нужно попросить, чтобы в церкви за этим богослужением помянули Ваших усопших близких и родных. Служба начинается в пятницу вечером, совершается вечерня и утреня, за которой читаются особые молитвы о усопших, канон, возносится прошение. Очень хорошо, если имена ваших родных, близких будут звучать в этот день в церкви. Нам приятно слышать свои имена. Например, если ты в школе подготовил урок и тебя вызвали к доске; а если тебя не вызывают, как-то обидно. А вызывают – хорошо, приятно. Мы это так переживаем. Представляете, каково усопшим, находящимся там, в непонятных для нас состояниях и измерениях, услышать, как здесь, в Церкви Христовой, звучат с мольбой их имена, как обращаются к Царю сил, Царю славы Христу: «Господи, упокой, прости, прими». Это очень ценно и важно, поэтому, конечно, парастас нужно отслужить, заказать и обязательно прийти самой вечером и утром на литургию, помолиться.

А панихида – это неотъемлемая часть этого же заупокойного богослужения, поэтому закажите панихиду. Если сравнивать, что важнее – литургия или панихида, то, конечно же, литургия – служба, за которой Кровью Христовой омываются грехи людей, поминаемых в церкви. Поэтому в первую очередь закажите поминовение за Божественной заупокойной литургией, которая именуется парастас, а затем и подайте записочку на панихиду. Ваши покойные будут Вам благодарны.

Что касается космомедицины, я не знаю, что это такое. Может быть, после передачи посмотрю, почитаю…

– Я зашел в одну из поисковых систем, пока Вы отвечали на первый вопрос, ввел название, созвучное тому, что нам произнесла телезрительница, – и, честно говоря, сразу понять, что это за медицина (я так понимаю, нетрадиционная), не получилось. Видимо, не такая распространенная…

– Знаете, я не посоветовал бы заходить в аптеку и обращаться к аптекарю: «Дайте мне какое-нибудь лекарство, недорогое…»

– «Чтобы было хорошо».

– Да, что он вам даст? Может быть, это лекарство для вашего здоровья будет отравой и ядом. Если Вы не понимаете, что нужно, и он не понимает, что Вам дать, то будет величайшей глупостью сказать: «дайте, я это выпью». Надо разобраться. Даже если справочная система сейчас не смогла нам сказать, что такое космомедицина, думаю, лучше туда не ходить. Лучше не пить из лужицы, если не знаешь, что в этой лужице за жидкость. Может быть, за этим красивым названием кроются аферисты, которые хотят заработать деньги на Вашем физическом и духовном здоровье (потому что обращаться к определенным «лекарям» бывает большим грехом, если они взаимодействуют с падшими духовными силами). Я бы не рекомендовал Вам обращаться к таким людям.

– Вопрос от телезрительницы Галины, Екатеринбург: «Недавно в „Беседах с батюшкой“ было сказано про чтение молитв (вечерних и утренних) только по молитвослову, а не по памяти. А я по памяти молитвы знаю. И, как правило, утреннее правило читаю еще не вставая с дивана, не беру молитвослов в руки. Получается, что я неправильно делаю?»

– Понятие «правильно-неправильно» очень широкое… Об этом как раз очень хорошо написано в творениях Иоанна Лествичника: полезный, спасительный путь для одного человека может быть губительным для другого. Поэтому не возьмусь ответить, по какому молитвослову, какого издательства надо читать молитвы, чтобы это было полезно, а по какому неполезно.

Что касается молитв по памяти, ситуация такая. Есть очень интересные примеры из жития новомучеников Церкви Русской ХХ века, которые настойчиво приглашали, призывали прихожан выучивать молитвы наизусть – утренние, вечерние, каноны, правило ко Причастию. Это было продиктовано простым соображением: сегодня у тебя есть молитвослов, есть возможность по нему прочитать молитвы и помолиться Богу правильными словами, а завтра у тебя нет его в руках: тебя вывезли в места весьма отдаленные, где никакой духовной литературы нет вообще. Для того чтобы была возможность читать молитвы где угодно, очень хорошо, чтобы молитвослов был в твоем сердце. В практике русских, афонских монахов, подвижников есть заучивание псалмов Псалтири наизусть, для того чтобы в любом месте (как в молитве читается, «иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже») можно было к Богу обращаться не только своими словами, но и освященными словами Церкви, Священного Писания. Очень хорошо знать и помнить слова псалмов (либо избранных, либо всех) наизусть.

Сколько примеров людей святой жизни, которые знали наизусть Евангелие! Мне очень запомнилась история игумении Таисии (Солоповой), ученицы святого Иоанна Кронштадтского, которая, еще девочкой учась в гимназии, выучила наизусть Евангелие. У нее было плохое зрение, она боялась, что лишится его, и, пока могла читать, выучила. На экзамене, когда владыка, принимавший его, обратился к ней с вопросом, может ли она рассказать о прощальной беседе Спасителя с учениками (Евангелие от Иоанна, с 13-й главы), она сказала, что очень любит эту беседу, и начала ее рассказывать слово в слово. Владыка прослушал и 14-ю, и 15-ю главы, умилился сердцем и возблагодарил Бога за дар, который Он даровал этой девочке. Потом она стала игуменией, и нет сомнений, что сегодня она в небесных кровах пребывает.  

Что же касается предупреждения, осторожности священника, который давал такой совет, можно предположить, что он призывал, чтобы мы правильно вникали в смысл слов молитв. Когда мы читаем по молитвослову, легче не ошибиться и не начать нести какую-то околесицу. В качестве иллюстрации скажу: священнику строго прописано, что службу он не должен и не может совершать из памяти, из головы, потому что богослужение настолько серьезное, ответственное дело, что все должно быть точно и четко. Большинство священников и архиереев знают наизусть молитвы и возгласы, которые читаются за богослужением, но обратите внимание: перед архиереем всегда открывается книга, он читает по книге.  Священник держит в руках Служебник, читает по нему, чтобы не ошибиться, чтобы враг не изъял из ума что-то, не перековеркал слова и не испортил ход общественного богослужения.

Учите и наизусть, молитесь. Если Вы хорошо, дословно помните слова и у Вас есть такое желание, – молитесь по памяти. Регулярно сверяйтесь, чередуя, скажем: сегодня по памяти, завтра по молитвослову, чтобы не было какого-то разнобоя. Я думаю, что и одно принесет Вам пользу, и другое не навредит. И попросите об этом Бога в молитве: «Господи, а как Тебе угодно, чтобы я молилась – точно по книге или по памяти?» Господь какими-то простыми вещами Вам укажет. Или с духовником поговорите, это очень достоверная инстанция, которая помогает принять правильное решение. Благословит Вас батюшка читать по молитвослову – проявите смирение, читайте по молитвослову. Не окажется молитвослова – Вы с радостью почитаете по памяти.

– Вопрос от Дмитрия, Республика Марий-Эл: «Боятся ли бесы запаха ладана? Если не боятся, какой смысл каждения ладаном в церкви?»

– Даже народная поговорка гласит, что нечистая сила боится ладана. Но не самого ладана, а того действия, которое совершается при каждении. Каждение (когда освященный благоуханный ладан кладут на уголь) – это, по сути, жертвоприношение. Это жертвенник, жертва всесожжения, прообразом которой являются еще ветхозаветные жертвоприношения. Мы вспоминаем про Авеля и Каина, про Ноя и ветхозаветных патриархов, которые приносили такие жертвы. Мы помним про законодательство, которое было дано Моисею; Господь Бог говорит о том, какие жертвы Ему приятны. Но здесь же говорится о том, что есть жертвы мерзкие, противные, когда всесожжение приносится не должным образом, не посвящается Богу Живому, а каким-то идолам. Есть такое жертвоприношение, такое каждение, которое приятно Богу, которое восходит «в воню благоухания духовного». А есть такое каждение, которое является мерзостью перед Богом.

Что касается каждения, совершаемого в Православной Церкви за богослужением, оно Богу приятно, угодно – в том случае, если совершается священником, архиереем, который понимает, что делает, а также если собравшиеся люди обращены к Богу. Такого богослужения, такого каждения, такой молитвы бесы очень боятся. Если же это совершается с холодным сердцем, с гордостью, какими-то раскольничьими или находящимися в ереси лицами, то такого рода каждение может быть совершенно нестрашное, неопасное для нечистой силы. Поэтому само по себе каждение может быть как угодным Богу и страшным для нечистой силы, так и неугодным Богу и очень желанным для нечистой силы. Вопрос – как оно совершается, кому посвящается, каким смыслом наполняется. Если каждение совершается в лоне Церкви, дома по благословению и обращено ко Христу, то, безусловно, оно Богу желанно и Богом в ответ благословляется.

– Вопрос от Антона, Екатеринбург: «Во время чтения вечерних или утренних молитв возникают различные мысли. Как избавиться от переживаний, от плохих мыслей и вникать в молитву, читать душою и с правильной интонацией, с правильным помыслом?»

– Спасибо за вопрос. Начнем с того, что читать надо. Называется это чтение правилом – читаем утром, вечером, днем. Надо читать не только глазами или ртом, но и умом и сердцем, стараясь разобраться в тех словах, которые написаны в молитвослове. Это не сразу получается. Враг это знает, поэтому пытается всячески отвратить ум и сделать тяжелоносимым это правило, чтобы ноги болели, чтобы спина чесалась, чтобы звуки какие-то вокруг раздавались, потому что молитва освящает человека. Врагу рода человеческого это неугодно, и он пытается вставить палки в колеса человеку, подвижнику, молитвеннику. Прежде всего необходимо постоянство. Второе – внимательность, чтобы слова молитв хотя бы касались нашего ума.

Третье – нужно понимать, что это не упражнение ума: вот сейчас прочитаю и пойду куда-то. Это обращение к нашему Творцу, к Богу. В молитвослове написаны такие слова: прежде чем начать молиться, постой «мало время», пока твои чувства утишатся, умирятся, улягутся, и в этой тишине произноси «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Эти рекомендации надо стараться соблюдать. Это как с лекарственными средствами. Если написано в инструкции, что таблетки нужно пить перед едой, а эти после еды, а эти натощак, то эти рекомендации написали те, кто создавал это лекарство. Они понимают, что означает для организма «до еды», а что – «после».

Наставления в молитвослове: постой тихонько, умири свои чувства, потом с вниманием,  доверием к Тому, Кому ты произносишь эти слова – Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, Божией Матери, Честному Животворящему Кресту, – сосредоточивай свой ум, всякий раз его собирай. С течением времени это сосредоточение, внимание Бог будет облегчать, и молитва из сухого, непонятного чтения, пения будет переходить в ум, в сердце, как это пишут святые люди, и будет приносить радость.

Когда Вы, Антон, встречаетесь, например, с близким человеком, к которому сердце Ваше неравнодушно, то каждые пять минут разговора с ним приносят радость, потому что человек Вам близкий, Вы дорожите отношениями с этим человеком. Молитва – это отношения с Богом. Если Вы расположитесь к Нему так, как располагаетесь к близкому Вам человеку, то это будет не монолог в пустоту, а беседа, в которой Господь будет отвечать – и спокойствием на сердце, и вниманием ума, и тем, что святые люди называют благодатью. Я думаю, что у Вас для этого все условия есть; храмы екатеринбургские, Храм-на-Крови – то место, где Вы имеете возможность находиться в тишине. Тренируйтесь, упражняйтесь, это будет добрым делом Вашей молодой жизни.

– Вот какие вопросы в неделю Крестопоклонную пишут наши зрители «ВКонтакте». Наталья спрашивает: «Господь говорит: возьми крест свой и иди за Мной. Каково истинное толкование этих слов?» Валентина пишет: «Как понять выражение: „нельзя сходить со креста, надо его нести до конца“?»

– Святые говорят, что с креста не сходят, с него снимают. Надо помнить слова евангельские: претерпевший до конца, тот спасется. Жизненный путь дается нам не как удовольствие, которое надо получить, вкусив как можно больше блага. Нет. В поте лица твоего будешь вкушать хлеб свой, и земля восстанет против тебя – это про нас сказано. Жизнь земная не какое-то яркое путешествие, отдых, удовольствие, а некое наказание, которое несет падший человек. Но в этом трудном пути присутствие рядом Бога, Его силы, благодати может это наказание сделать из горького и невыносимого сладким и утешительным.

Что такое жизнь человека? Это путь к Богу. Если человек воспринимает свою жизнь как путь к Богу, то трудности мы называем крестом (семейной, монашеской жизни, трудности болезни, одиночества или, наоборот, изобилия людей). Мы говорим: какой у меня крест… Если мы не пытаемся сами по себе, своими человеческими силами нести эту жизненную тяготу, а понимаем, что в нашей жизни есть еще Господь Бог (хотя мы Его не видим, но Он нас любит; читаем Евангелие: сколько Он для нас делает, ожидая только нашего обращения к Нему!), если мы свою тяготу обращаем к Богу, то происходит то, что происходит. Бог ради нас с вами взошел на крест, претерпел страдания, и теперь Господь облегчает наш жизненный путь, помогает нам нести наш крест.

Очень красивый образ этого ношения, этого пути есть у святителя Николая Сербского. Рассуждая о Кресте Господнем, он говорит, что наша жизнь – это поле, которое поросло колючками. Прожить жизнь – перейти через это поле босыми ногами. Это очень тяжело, невыносимо больно. И тот, кто попытается его пройти, должен испытать невероятные муки. Но если человек христианин, если он уповает на Бога, то Господь такого человека поднимает на Свои руки и Своими стопами идет по этим колючкам, неся нас на руках. Это соотношение нашего личного крестоношения: если мы пытаемся нести свой жизненный крест, то жизнь становится как путешествие по колючкам. Если же мы с верою обращаемся к Богу, следуем заповедям Христовым…

Иногда это следование бывает тяжело, иногда, как нам кажется, это и есть крест. Вот люди живут, пост не соблюдают, дружат с кем хотят, смотрят что хотят, едят и пьют то, что им вздумается. Какая хорошая жизнь! Так вот, эти люди стопами своей души идут по колючкам зла и греха, они ранят в кровь свои бессмертные души. Возможно, кто-то из них не дойдет до конца поля, потому что душа не выдерживает, жизнь заканчивается. Если же человек христианин, который с верой берет на себя крест Христов – поста, молитвы, покаяния, жизни церковной, то Господь берет такого человека на руки. Кто-то будет роптать: ой, мне неудобно, меня Бог ведет по жизни… Лежит на руках Христовых, как на диване, и говорит, что ему неудобно. Но если бы он ощутил, каково без Бога, то, конечно, понял бы, сколько Господь Бог делает для человека. Поэтому фраза «возьми крест свой и следуй за Мною»  означает: «возьми всю свою жизненную тяготу и, какая бы она ни была, следуй Моим словам, Моим заповедям; научись любить Меня, и тогда всю эту тяжесть я возьму на Себя». Так я приоткрыл бы сейчас смысл этих евангельских слов.

– Вопрос от телезрительницы Валентины: «Что такое страх Божий и как его приобрести?»

– Начнем с того, что есть такие вещи, которые можно приобрести: прийти в продуктовый магазин и приобрести продукты; или прийти в магазин хозяйственный и приобрести хозтовары – такие, какие мы хотим, исходя из наших средств и возможностей. Можно прийти в церковную лавку и купить книгу. А есть вещи, которые просто приобрести нельзя: это дар Божий. Например, ты приходишь в магазин и просишь продать что-то, а тебе говорят: это не продается. Тогда можно обратиться к директору магазина, а он скажет: могу только подарить. Бог не продает Свои благодатные дары, а дает их тому человеку, который действительно этого хочет. Абсолютно даром. И дает тогда, когда человек способен это воспринять. Никогда ребенку не дадут в руки оружие, потому что это опасно: он еще не созрел. Никогда человеку необученному не дадут в руки скальпель и не скажут делать операцию, потому что он не готов к тому, чтобы нести такое служение. Только когда человек вырос, пришел в сознание, когда его обучили и он подтвердил серьезность своих жизненных намерений, – тогда ему дают какие-то серьезные дела.

Что касается даров Божиих, в частности страха Божия, это дает Бог, и дает тому человеку, который уже созрел, захотел этого, обратился за помощью. А как созревать? Это называется духовная жизнь. Святитель Феофан Завторник рассказывает о том, как на нее настроиться. Собирая весь свой жизненный опыт, сосредоточиваемся, задаем вопросы, какова моя вера, что я готов по своей вере уже сегодня сделать, готов ли я по вере сегодня обратиться к Богу вечером, помолиться: «Господи, научи меня страху Твоему!» Готов ли я прийти и сделать это не только дома, но и в храме? Готов ли я, придя в храм, не только помолиться, а еще послушать, как священник обращается к нам (или дается какое-то объявление о храме)?

Господь обращается к нам через священника и через объявления в храме: помогите, пожалуйста, прибраться к Пасхе, или поучаствовать в какой-то благотворительной программе, или поддержать запрет абортов, или сделать еще какое-то богоугодное дело. Мы слышим, обращаемся и говорим: «Господи, я, конечно, устала, у меня столько важных дел, но я верю, что это Ты меня призываешь сейчас устами священника. Я откликнусь и пойду. Прошу Тебя, я буду сейчас делать это дело, превозмогая свою немощь, научи меня страху Твоему, научи меня любви». И в какое-то время Господь покажет, что Он вам дал этот дар, что этому искусству страха Божия Он вас научает – вниманию, благоговению.

Страх Божий – не в том смысле, что мы начинаем бояться Бога. Мы начинаем бояться оскорбить Бога непосредственно или Бога, Который присутствует в нашем ближнем. Это дар Божий. Великим постом очень хорошо об этом помолиться и неожиданно обнаружить, что какая-то капелька этого страха зародилась, прорастает в нашем сердце.

– Иногда страх Божий сравнивают со страхом перед отцом физическим. Мы относимся к нему с уважением,  почтительностью, любовью,  радостью и при этом имеем страх совершить что-либо противное воле своего отца. Так было бы в идеальном варианте, если бы в нашем современном обществе осталось такое почтительное отношение к главе семейства.

– То, что произошло с Адамом, когда он отпал от рая, – это было отсутствие страха Божия. Он не побоялся сделать больно Богу, Его обмануть, и получилось то, что получилось. Если бы он с трепетом сказал: «Господи, прости за то, что я ослушался Тебя…»; если бы толика любви к Богу выразилась в страхе Его оскорбить, унизить, потерять, то, может быть, человеческая история пошла как-то иначе. Но что на Адама валить – смотрим на самих себя. Помоги Господи Великим постом этого попросить, этому поучиться.

– Вопрос от телезрительницы Натальи: «В нашей деревне церковь, один батюшка на два прихода. Службы у нас проходят только по субботам. Но везде я читаю, что самая важная служба в воскресенье. У меня постоянно душа скорбит об этом, а ничего у нас не получается. Правильно ли мы делаем, что у нас службы проходят в субботу, нет ли здесь какого-то нарушения?»

– Вы правильно делаете, что приходите в субботу на службу, это очень хорошо, абсолютно правильно, что, когда есть служба (пусть она будет в понедельник или в четверг), Вы приходите на нее. Это то, что обязательно нужно делать. Когда священник приезжает, надо очень постараться, чтобы не только Вы, но и другие жители Вашей деревни пришли, чтобы храм (не знаю, большой он у вас или маленький) был переполнен. Батюшку можно пригласить в дом, попросить освятить дом, пособоровать старенькую бабушку – сделать так, чтобы батюшка, находясь в вашей деревне, понимал, что он настолько востребован, настолько нужен здесь, что ему надо посвящать вам больше времени и внимания, чтобы он при встрече со своим епископом, с владыкой рассказал, что есть такая деревня. Может, небольшая, но народ просто жаждет, а он там может служить только по субботам. А там, где он служит по воскресеньям, не так.

Хорошо, если человека стараются привлекать. Человек, который летом хочет загорать, ищет, где больше солнца, лучей, чтобы тени не было, и располагается там, чтобы поймать эти лучи. Постарайтесь так расположиться вашим приходом, поговорить с теми, с кем важно, чтобы батюшка почувствовал: здесь Бог, служба Божия, она очень востребована. Постарайтесь, чтобы приезд батюшки к вам был нетруден. Если можете, помогите с транспортом, можете покормить, накрыть стол после службы, собраться всем приходом за этим столом, пообщаться с батюшкой, сделать так, чтобы ему не хотелось уезжать из вашей деревни, чтобы он сказал: так у вас хорошо, останусь до воскресенья. И будет вам в этом утешение. То есть это диалог, который лучше всего решать не административными методами…

Вы же помните евангельское повествование, что были города, в которых Христа встречали, это самарянские города; Господь там проводил время и просвещал народ. А были города, которые, казалось бы, заслуживали Его внимания (Капернаум), а Господь говорит: горе тебе, Капернаум. Потому что столько вам сделали, а все не востребовано. Бывают города, в которых такие храмы, такое благолепие, а люди не идут. Горе тому городу, горе тому храму. Если в вашей деревне вы сможете приложить усилие, то Господь вашу субботнюю молитву примет так, как будто бы вы всю неделю молились; батюшку утешит, вас утешит, и будет вам хорошо. Воплощайте свое желание, свое боголюбие в делах, чтобы это было насколько возможно массово.

– Слава Богу, что храм в поселке есть и службы там совершаются. Вы хорошо отметили, что, вероятно, это не стоит решать административным путем, а имеет смысл хотя бы просто подойти к батюшке и сказать: «Может быть, мы когда-нибудь сможем с Вами совершить литургию в воскресенье?»

– Бывает, смотришь на дерево, оно растет,  и ты хочешь, чтобы оно было больше. Есть два способа. Можно взяться за ствол и начать его тянуть. Вы понимаете, что этот способ непродуктивный. А можно его поливать, окучивать, удобрять, дать света побольше (постричь окружающие деревья). Глядишь, оно начинает расти и естественным образом вырастает так, что потом удивляешься, каким большим стало. Это правильный, конструктивный путь роста, в том числе и прихода.

– Незаметно прошло время беседы со зрителями. Спасибо всем, кто сегодня дозвонился. Будем надеяться, что слова владыки вы услышали. Хотелось бы услышать от Вас какое-то напутствие…

– Давайте, Дмитрий, то напутствие, которое написано на Вашем планшете, я попытаюсь озвучить. Двадцать шестого марта Екатеринбургская духовная семинария проводит день открытых дверей. Приглашаем тех, кому интересно, чем живет семинария. А если вы живете не в Екатеринбурге, поинтересуйтесь, когда в вашем городе в духовной семинарии проходит день открытых дверей. Посетите ее, и это будет очень важно, нужно; это оживляет, просвещает народ. Первого апреля в Екатеринбурге состоится Третий фестиваль постной кухни, приглашаем жителей Екатеринбурга, окрестных весей и городов прийти по адресу: ул. Горького, дом 4, Центр архитектуры и дизайна, где пройдет уже любимое многими событие.

Девятого апреля, в Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. В Свято-Троицком кафедральном соборе пройдет уже традиционная детская литургия. Мы помним, что Господь, входя в Иерусалим, был встречаем детьми, которые воссылали Ему славу. Мы приглашаем вас стать участниками чего-то подобного. И конечно же, желаем всем постникам и молитвенникам, зрителям канала «Союз» доброго пути, оставшиеся дни Великого поста пройти в бодрости, вере, трудах, быть утешенными. Славное Христово Воскресение 16 апреля. Если Бог даст, доживем, чтобы мы действительно воскресли в этот день вместе с Церковью, со Христом, вошли в это ликование Пасхи.

– Спасибо, что пришли сегодня в нашу студию, что мы так живо беседовали с нашими зрителями, а также за пожелание и наставление на продолжающиеся дни Святой Четыредесятницы. Даст Бог, подготовимся ко встрече с воскресшим Христом.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать