Архипастырь. Архиепископ Севастийский Феодосий

22 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с архиепископом Севастийским Феодосием. Передача из Екатеринбурга.

– Прежде всего я хотел бы поблагодарить Вас и руководство телевидения за ваше гостеприимство и за данную мне возможность передать знаки моей любви всем вашим телезрителям. Всем тем, кто сейчас, в данную минуту, нас видит, я желаю благословения Божия и благодати Святого Гроба. Я молюсь за всех вас, за ваше здоровье и за то, чтобы вы были хорошими христианами с крепкой верой.

– Владыка, Вы родились и выросли на Святой Земле. Ваша семья была православной изначально, или Вы сами дошли до Святого Крещения?

– Я родился не только в православной семье, но даже в православном селении. На Святую Землю приезжает очень много православных, и многие из них думают, что Святая Земля – просто место паломничества, не знают, что на самом деле там живет много православных. Мое селение называется Рами, оно рядом с Назаретом, у Галилейского моря, и большинство жителей там православные. Конечно, есть христиане-католики, так называемые друзы, но я родился в православной семье и в православном окружении. Я был крещен в православной церкви нашего селения и там познал истины православной веры.

– Насколько спокойно, безопасно православным арабам живется в Палестине?

– Господь пришел в этот мир для людей всех национальностей, а не для какой-то определенной группы. И мы, православные арабы, одни из первых людей, которые стали христианами на Святой Земле, потому что мы из тех, кто после Пятидесятницы первыми приняли крещение.

Политические проблемы, возникшие на Святой Земле, вынудили очень многих православных арабов переехать в другие страны: Австралию, Европу, Америку. Телом они разлучились со Святой Землей, но сердцем, умом всегда неотлучно пребывают в Иерусалиме, и они всегда молятся о том, чтобы пришел такой день, когда они могли бы вернуться. Православные арабы Ближнего Востока, стран Сирии, Ирака, Палестины – это единая группа тех людей, которые там живут испокон веков. Мы живем в единстве мыслей, чаяний и с желанием противостоять тому насилию, которое сейчас творится на Святой Земле. Мы поддерживаем права человека и считаем, что каждый человек имеет право жить на той земле, где его Родина.

– Что чувствует человек, который живет там, где жил когда-то Господь Иисус Христос? Может быть, это особая ответственность, особый трепет… Или, наоборот, можно привыкнуть к святыне, которая всегда рядом?

– Конечно, со смирением мы чувствуем, что принадлежим Церкви, которая является Матерью всех Церквей. И человек, который принадлежит такой Церкви, должен быть смиренным и принимать, признавать всех людей, которые являются членами других Церквей. Мы на Святой Земле вместе со всеми другими Церквами представляем собой ту Церковь, которая в Символе веры называется Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

Христианин, живущий на Святой Земле, чувствует великую ответственность, поскольку живет на том месте, где родился Христос для искупления рода человеческого. Но я считаю, что там, где есть Церковь, там, где совершается Бескровная Жертва, Божественная литургия, – в любом таком месте и Голгофа, и Фавор, и Иерусалим. Да, я живу на Святой Земле, в Святом Граде, но каждое место, где есть епископ, где есть церковь, литургия – все это является Святой Землей. Все люди, которые по политическим или экономическим причинам не могут поехать в Иерусалим, могут просто пойти в свою церковь, молиться, причащаться, и там они получат то же самое благословение, какое они получили бы на Святой Земле.

Я лично очень люблю Иерусалим. И всякий раз, когда я еду в другую страну с каким-то визитом, я все равно считаю дни, когда я вернусь в Иерусалим. Я как рыба, которая не может жить вне воды. Я каждый день мечтаю о возвращении в Иерусалим, где у меня есть своя программа: церковная, миссионерская, пастырская. Но я хотел бы вам сказать, что мы, в Иерусалиме, очень любим Россию и Русскую Церковь, поскольку Русская Церковь – наша братская Церковь, и она приносила и раньше и сейчас приносит Церкви очень много трудов. Когда я принимал участие в торжествах, посвященных дню памяти царя Николая и его семьи, я был очень тронут, поскольку царь и его семья очень много послужили Святому Гробу и Святой Земле.

Все православные Церкви по миру так или иначе связаны с Иерусалимом, потому что оттуда начиналась жизнь этих Церквей. И в Греции, и в России, и в Румынии, в других странах люди молятся, желают посетить Иерусалим, ступить своей ногой на ту землю, по которой ходил Христос.

– Съемочной группе нашего телеканала в 2009 году посчастливилось быть в Иерусалиме в Великую Субботу. Это действительно было счастье, хотя было трудно. И когда милостью Божией мы попали с оператором в Храм Гроба Господня и потом долго стояли и ждали схождения Благодатного огня, вместе со всем множеством людей, которые так же ожидали, молились, то большим утешением для нас стали православные арабы, которые появились в храме (одни сидели на плечах у других), громко восклицая. Для русского человека такое поведение в храме немыслимо, для нас это странно. И хотя внешне для непосвященного они больше похожи на футбольных болельщиков, но ведь они произносят какие-то совершенно определенные слова, молитвы. Я заметила, что из года в год это одни и те же люди. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Схождение Благодатного огня в Великую Субботу – это, конечно же, величайшее чудо, и мы не можем даже найти подходящих слов, чтобы говорить о нем. Это величайшее чудо, которое видят, переживают, постигают верующие люди в этот день. Этот день для меня и для всех клириков нашей Патриархии – величайший день, который очень трогает нашу душу, потому что мы видим и чувствуем, что в тот момент, когда сходит Благодатный огонь, сердце всего верующего народа бьется. И много раз я видел схождение Святого огня. Много раз я видел, как свечи сами зажигаются, как лампады сами зажигаются. И это знак с небес для нас, чтобы мы были всегда рядом со Христом. Потому что только рядом со Христом мы обретем свет истинный. Вдали от Христа нет света, но только тьма, грех и смерть.

Однако неправильно будет думать, что Благодатный огонь сходит только в этот день. Он сходит каждый день, и мы чувствуем это своей душой. И со смирением могу вам сказать, что много раз, когда я служил литургию перед Гробом Господним, я чувствовал присутствие Благодатного огня в тот момент. И много раз, когда совершал каждение, благословлял двукирием и трикирием, я чувствовал, что Святой огонь, Благодатный огонь рядом со мной, вокруг меня.

Православные арабы, которые живут в Иерусалиме, имеют свои традиции, свою культуру. Этим объясняется их поведение. В этот день православные арабы, согласно своей традиции, выражают таким образом свою радость. Традиции есть в каждой стране, есть свои традиции у русских, другие традиции у греков, третьи – у арабов. Те песни, которые поют ребята, прыгая вокруг Святого Гроба, – традиционные православные арабские песни, в них нет мирского содержания, они христианские. Они поют о Благодатном огне, о Храме Воскресения, о Божией Матери, о святых. Но самые главные слова, которые они пропевают, это: «Христе, ниспошли нам Благодатный огонь, чтобы он просветил нас». И православные арабы очень радуются, когда видят, что со всего мира приезжают православные: из России, Греции, Румынии. Они понимают, что они не одни, не одиноки в этом мире.

– Говорят, как-то раз православных арабов попытались не пустить на схождение Благодатного огня и Огонь не сходил до тех пор, пока их не впустили в Храм Гроба Господня. Это правда или нет?

– Такое событие произошло еще во времена туркократии. Турки запретили православному патриарху, клирикам, монахам и верующим входить в день Великой Субботы в храм. И православный патриарх со своей паствой стоял перед вратами Храма Господня, поскольку было запрещено входить внутрь. Они молились – и именно на это место, где они пребывали в молитве, сошел Огонь. До сих пор сохранился знак – трещина в колонне. Вот поэтому мы говорим, что там, где есть епископ, где есть паства, там есть Благодатный огонь, поскольку Христос – Источник Света. И это является знаком, доказательством того, что именно мы, православные, обладаем истинной верой: для нас сходит Свет. Я говорю это не из чувства какой-то фанатичности, потому что я совершенно против всякого проявления фанатизма, но я говорю это, хвалясь тем, что принадлежу к Матери Церквей. В период туркократии в Палестине и других регионах православные христиане столкнулись с гонениями. И мы не можем забыть о великом святом, патриархе Константинопольском Григории V, которого в день Пасхи турки повесили. Всякий раз, когда я посещаю Константинополь, я поклоняюсь тому месту, где пострадал святой патриарх Григорий.

– Как сейчас складываются отношения православных с мусульманами, православных с иудеями? Есть ли взаимопонимание, в чем сложности? Может быть, какие-то проблемы решаются?

– Мы, как православные, желаем иметь хорошие отношения с представителями всех религий, какие имеют место на Святой Земле. Мы знаем и верим, что Господь создал всех людей, является Творцом всех людей. Мы все принадлежим к единой человеческой семье. В то же время мы – как православные – знаем, что мы обладаем истиной. И поскольку мы обладаем истиной, мы имеем Христа, поэтому мы должны являть собой Христа. Я верю, что миссионерское служение Церкви заключается не только в том, чтобы выходить на люди и произносить громкие проповеди. Именно правильное, христианское поведение прежде всего является высочайшим миссионерским служением. Если мы проводим правильную, христианскую жизнь, мы можем стать для других примером – люди обратятся и вступят в лоно нашей Церкви. Если мы не проводим правильную, христианскую жизнь, то мы можем стать (чего да не будет!) причиной того, что люди только удалятся от Церкви. Мы стараемся, несмотря на наши немощи, дать людям правильный образ христианства. Поскольку христианство – это свет, который мы не под столом прячем, но ставим, как говорится в Евангелии, на стол, чтобы он светил всем. Мы имеем хорошие, добрые отношения и с мусульманами, и с иудеями, поскольку Святая Земля – это то место, откуда взяли свое начало три монотеистические религии. И мы как православные христиане можем стать «мостом» между нашими народами. Я считаю (и об этом я говорил еще до того, как приехал сюда), что всякая религия – это не какие-то стены, которые разделяют людей между собой, но это мосты, которые прокладываются между сердцами людей. И я, как епископ арабского происхождения, поддерживаю прошения моей паствы, которая хочет жить свободно в своей стране. Мы никогда не теряем надежды, что можем обрести мир, поскольку мир мы сможем иметь, если будем иметь хорошее расположение друг к другу. Господь создал нас не для того, чтобы мы убивали один другого, но для того, чтобы мы жили в любви и взаимопонимании.

– Порой, когда читаешь новости, появляется ощущение, что мир сошел с ума. То, что всегда было пороком для человека любого вероисповедания, вдруг преподносится как добродетель и норма. Как Вы оцениваете эти процессы? Как вести себя христианам, которые сейчас живут в тех странах, где узаконены пороки?

– Я считаю, что только любовь и благоутробие Божие держит в своих руках этот мир, погрязший в грехах и пороках. Сейчас зло возросло в величайшей мере. Повсюду грех, насилие, повсюду войны. Грех разлился по всему миру. И вот недавно мы слышали об ужасном пороке, многие страны узаконили брак однополых людей, что противоречит всем религиям, всем нравственным понятиям. Поэтому ответ, как мы должны себя вести, мы можем найти, только находясь в лоне Церкви, в молитве, исповедуясь, часто причащаясь. Мы не можем бороться с грехом и пороком вне Церкви, вне Тела и Крови Христовых.

Когда несколько лет назад я ездил на Святую Гору и встречался с преподобным Паисием Святогорцем, который сейчас причислен к лику святых, я спросил его: «Отец Паисий, как относиться к грешникам в этом мире?» И он ответил: «Только с молитвой». Все те люди, которые погрязли в грехах в этом мире, имеют нужду в нашей молитве. И я считаю, что мы не должны осуждать этих людей: мы должны осуждать грех, но не людей. Человек достоин только жалости и нашей молитвы. Мы осуждаем именно грех. Когда мы узнали о решении многих стран об узаконении этих браков, я в то время находился в одной церкви и призвал всех верующих, кто был в церкви, помолиться о лидерах этих стран, чтобы они поняли, чтобы Господь их просветил, что они сотворили.

Русская Церковь, которая по численности верующих, по числу своих епископов первая Церковь в мире, может сыграть большую роль в решении этих нравственных проблем. И я очень рад, что нахожусь на телевидении, которое принадлежит Церкви. Мы должны использовать все средства массовой информации, все достижения современных технологий на службу Церкви. Я уверен, что если бы апостол Павел имел Интернет, смартфон, все средства современной цивилизации, то, несомненно, воспользовался бы этим для своей проповеди. Наша обязанность использовать даже средства массовой информации, которые нередко становятся причиной растления, разложения этого мира, – преобразовать их и использовать для духовного совершенствования этого мира. Прежде всего это необходимо для молодежи, поскольку молодежь часто задает вопросы о Боге, религии, и мы – как Церковь – должны давать им ответ.

– Владыка, Вы преподавали в свое время школьникам, преподавали студентам. Говорят, сейчас Вы часто навещаете в госпиталях ребятишек, которые пострадали от обстрелов, бомбежек, все время имеете дело с детьми, с молодежью. Какие советы Вы даете родителям? Как воспитать ребенка в вере Христовой? И какие слова утешения Вы говорите тем малышам, которые уже в этом возрасте узнали, что такое боль, что такое война?

– Мы, Церковь, епископы, клирики, должны всегда быть с народом. Мы, клирики, священнослужители, – не для самих себя, но для Церкви, нашей паствы. Поэтому мы всегда должны быть рядом с теми, кто испытывает боль и страх, рядом с теми, кто нуждается в нашем присутствии.

Часто на Рождество и Пасху я посещаю, обхожу дома бедных, нищих людей, у которых нет средств, чтобы купить себе какие-то продукты. Это большое дело: принести радость в дом, где царствует нищета, или посетить больного, чтобы он ощутил радость в день праздника. Христос, как мы читаем о Нем в Евангелии, постоянно посещал чьи-то дома, всегда был с народом. Он не был тем, кто заперся в своей комнате и сидел один. И вот этому обществу Он дал Свое благословение, радость спасения. В момент хиротонии мы приняли Дух Святой, поэтому сейчас наша обязанность – служить Церкви, нести этот Дух. Наша обязанность – посещать больницы, дома бедняков, поскольку именно в этом заключается пастырское служение.

В Великий Четверг мы в Иерусалиме совершаем чин омовения ног двенадцати клирикам, но я в этот день очень люблю ходить по домам бедных людей и омывать ноги этим людям. Христос всегда должен быть для нас примером во всем. И Божия Матерь, и святые, которые приняли этот Дух Христов. Церковь призывает всех нас, чтобы и мы стали святыми. И святость мы приобретаем и молитвой, и постом, и причащением Святых Таин, и участием в таинствах, но также и добрыми делами. Мы всегда должны нести какую-то надежду страдающим людям.

– А что касается советов православным родителям по воспитанию детей?

– Во-первых, они должны давать детям хороший пример. Все начинается с дома – как мы ведем себя дома. Мы должны быть христианами не только тогда, когда идем в церковь, которая есть место богослужения, но прежде всего быть христианами внутри своего дома, чтобы дети видели и учились от нас посту, молитве, чтобы могли слышать от нас, родителей, духовное слово, знать, как они должны вести себя в церкви, знать, что церковь – это святое место, она учит нас духовной жизни. Дети должны понимать, что они члены Церкви. И должны от нас научиться, как жить христианской жизнью, нравственной, духовной и церковной.

– А если ребенок (это бывает нередко) рос в Церкви, потом повзрослел и не хочет молиться, не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться? Как вести себя родителям? Что бы Вы посоветовали?

– Они должны всегда быть рядом с ребенком. И знать христианскую педагогику. В этом мире очень много искушений. Поэтому ребенок, когда взрослеет, больше общается с миром, видит различные вещи. Средства массовой информации, друзья – все это на него влияет. И поэтому мы всегда должны быть рядом с ним. Даже когда он совершает ошибку, мы должны быть рядом с ним, помочь ему встать и вернуться на правильный путь. Для этого и существует Таинство Исповеди, которое есть лечебница всех страстей. Роль духовника – не только выслушивать грехи, но и давать советы. Поэтому Церковь желает, чтобы духовник был человеком опытным. В настоящее время, когда весь мир обмерщвлен, миссионерская деятельность стала очень тяжелой, но все же мы никогда не должны терять надежды. Это наша миссия, мы апостолы, миссионеры нашей Церкви. И родители должны помогать духовникам, священникам в их служении.

– Ваш титул – Севастийский. С чем связано именно такое наименование?

– Севастия – древний город, находится рядом с Наплузом. В настоящее время в Севастии нет христиан, остались только христианские памятники и гробницы. Там много развалин христианских церквей. Поэтому очень много русских паломников, которые, приезжая на Святую Землю, посещают развалины Севастии. Севастия – это место мученической кончины святого Иоанна Предтечи. И до сегодняшнего дня сохранились развалины этой церкви.

В Севастии сейчас живут только мусульмане. У нас хорошие отношения с ними. Нередко, когда происходят какие-то праздники, мусульмане приглашают меня – как архиепископа Севастийского. Несмотря на то что они мусульмане, они считают меня епископом этого места. Часто мы совершаем литургию под открытым небом около этих развалин. Я живу в Патриархии в Иерусалиме. И поэтому титул «Севастийский», так как нет самой Севастии, почетный. Он для того, чтобы сохранить это историческое название – Севастия.

Есть еще Севастия в Малой Азии, где пострадали 40 мучеников, но это другая Севастия. Я из Севастии палестинской.

– В России очень любят мучеников Севастийских. Их праздник приходится на Великий пост, и даже есть традиция в этот день специально печь булочки-«жаворонки». У нас очень почитаемы святитель Николай Чудотворец, великомученик Георгий Победоносец, святая великомученица Екатерина, жены-мироносицы. Я думаю, все радовались, когда был прославлен преподобный Паисий Святогорец. А есть русские святые, которых любят в Палестине, Иерусалиме?

– Русскую Церковь любят и уважают все православные на Святой Земле. И святые Русской Церкви – это святые не только для этой Церкви, но они святые и для нас. Как и преподобный Паисий Святогорец святой не только для греков, но и для всего православного мира. Мы верим и считаем, что святые – святые для всех православных без различия национальностей. И когда я служил с владыкой Кириллом в Храме-на-Крови, я сказал ему: «Ваше Высокопреосвященство, святые, чью память мы сегодня празднуем, – святые не только для вашей епархии, для России, но это святые для всего мира». Мы единая Церковь, нас соединяют святые, мученики, отцы Церкви. Поэтому мы в Палестине почитаем всех русских святых так же, как и в России почитают святых Палестины. Мы единая Церковь, единая семья и ищем, просим благословения у всех святых. Но первая, у Кого мы просим благословения и помощи, – это Пресвятая Дева, Дочь Назарета. И мы молимся и желаем, чтобы Божия Матерь держала в Своих объятиях и Россию, и весь православный мир, желаем, чтобы Божия Матерь Своими молитвами спасла весь православный мир. И поэтому мы с большим благоговением, верой и любовью ставим свечу и зажигаем лампаду перед Ее иконой.

Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери. Я имел великое благословение несколько лет назад служить в Казанском соборе Петербурга и в тот день живо ощущал присутствие Божией Матери. Когда я вернулся в Иерусалим, с радостью всем рассказывал о том духовном опыте, который пережил в Казанском соборе, и все верующие Палестины восхищались тем благоговением, с каким русские люди молятся в праздник Божией Матери.

– И напоследок хотелось бы спросить о Ваших впечатлениях от посещения Екатеринбурга, Храма-на-Крови и других святынь, связанных с царской семьей.

– Пользуясь случаем, находясь на вашем телевидении, я бы хотел передать свою любовь и благоговение Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. И также хотел бы выразить благодарность Высокопреосвященнейшему владыке Кириллу Екатеринбургскому за приглашение впервые посетить эту епархию. Завтра я уезжаю, возвращаюсь на Родину, но умом я буду и здесь. Замечательная литургия, прекрасные встречи с людьми, со множеством верующих – все это запечатлелось в моей памяти и будет всегда со мной. На меня большое впечатление произвело благоговение, которое имеют русские люди. И для меня величайшее благословение, что я служил литургию под открытым небом в сослужении стольких архиереев, священников и большого количества людей. Я прошу предстательства, помощи и молитв Божией Матери и всех святых за Россию, Русскую Церковь так же, как и за Палестину и весь Ближний Восток.

Также мы желаем помощи Божией Украине. Мы были очень рады, когда слышали, как на каждой литургии верующие молятся за эту страну, поскольку она нуждается в наших молитвах. Я верю, что в этом мире есть множество таких обстоятельств, такое положение вещей, которое человек своими силами не может изменить. Это может изменить только Господь Бог. И поэтому мы всегда должны молиться Богу о помощи в этом мире, поскольку только Господь является нашим Прибежищем. Я желаю, чтобы Господь помог и укрепил Россию, чтобы она всегда была крепкой, сильной, чтобы помогла решению проблемы в Украине, потому что это великий грех, когда православный убивает православного. Моя мечта – чтобы прекратились все войны. Поскольку Христос дал людям жизнь не для того, чтобы они убивали друг друга. Я хотел бы, чтобы прекратилось насилие на Ближнем Востоке, прекратились гонения против христиан, прекратились войны в Сирии, Ираке, Йемене. Я очень переживаю за каждую каплю крови, пролитую человеком. И надеюсь, что с помощью Божией мир придет в состояние любви и мира.

 

Ведущая Светлана Ладина
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы