Архипастырь. С митрополитом Викентием

22 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Вопрос, поступивший от нашей телезрительницы: «С какого возраста можно полноценно поститься? Я пыталась, но падала в обморок, и врачи сказали, чтобы во время учебы не постилась. Я студентка, мне 17 лет, и хотелось бы приучить себя к посту. Подскажите, пожалуйста, как мне быть».

– Если посмотреть на наших угодников Божиих, то они постились с самого раннего возраста. Но есть немощь у современных людей, поэтому тут надо посмотреть по своему состоянию здоровья и действительно приучить себя к посту. Я не знаю, как постится телезрительница, что падает в обморок. Если питаться постной пищей в достаточном количестве, чтобы человек был в силе, чтобы мог трудиться, а организм  выполнять свои функции, то такая пища и не ослабляла бы. Ведь пост – это не только, как некоторые думают, голодание. Мы можем есть и на завтрак, и на обед, и на ужин так, как нас учат святые отцы, чтобы не перенасыщаться, потому что перенасыщение тоже есть грех, но и питаться в достаточном количестве, которое необходимо для человека, особенно такого, который чувствует свою слабость, немощь. Он должен питаться так, чтобы мог трудиться.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, должно питать своего «осленка», чтобы наше тело могло нести свое служение: и поклоны бить, и трудиться, и так далее. Поэтому это все зависит от самого человека, но опять-таки это не значит, чтобы ничего не есть. Бытует такое мнение, что поститься – значит, ничего не кушать, голодать целыми днями. Конечно, не каждый это может. У нас есть примеры святых отцов, которые ели понемножку, один раз в день или в неделю, но не все так могут. А надо есть столько, сколько мы обычно кушаем в день, но с умеренностью, соразмерно необходимости укрепления своих душевных и телесных сил.

Если взять творения аввы Дорофея, увидим: там тоже старец учил своего ученика, как поститься. Он сначала съедал две или три буханки хлеба, а потом остановился на двух; потом на одной, потом – на половине; затем еще уменьшал, пока не остановился на той мере потребления пищи, которая ему необходима для укрепления его душевных и телесных сил. Так и здесь тоже надо посмотреть на себя, чтобы можно было и поститься, и молиться, и вести тот образ жизни, который необходим в нашем обществе.

– То есть во всем должно быть разумение…

– Да, разумение.

– Владыка, но, опять же, при разумении насколько строго мы должны поститься? Как предписывает Устав Церкви? Или все же могут быть для людей какие-то послабления, исключения? К примеру, человек больной либо у него тяжелая физическая работа. Какие есть критерии?

– Современная постная пища довольно калорийная, и мы можем поститься очень успешно и хорошо. Даже, бывает, не чувствуешь, что это пост, потому что сейчас очень много всякой пищи. Если взять мое детство, я помню, конечно, очень скудно все было. А сейчас столько постных яств, только успевай воздерживаться, чтобы эту постную пищу не принимать больше, чем надо. Поэтому сейчас, мне кажется, намного легче поститься, чем это было когда-либо. Но все равно надо поститься, воздерживаться от чрезмерного употребления пищи, но в то же время не перегнуть в другую сторону, когда человек воздерживается настолько, что ослабевает и сил уже не хватает.

Ведь что есть пост? Во-первых, пост есть послушание воле Божией. Пост установил Сам Господь Бог; поститься важно для нас. Конечно, в наш подвиг поста мы вкладываем свое понимание, почему мы постимся. Постимся потому, что Сам Господь постился: раз Господь постился, то и я буду, потому что я ученик Христа Спасителя. Мы постимся и потому, чтобы воспитывать себя в послушании воле Божией, в воздержании. Если я могу воздерживаться от пищи, что есть самое необходимое для моей жизни телесной, то, конечно, я могу воздерживаться и от грехов, которые обременяют мою душу, мое сердце, мою жизнь...

То есть пост имеет вот такое значение – упражнение в том, чтобы уметь воздержаться и от греховных дел и поступков, и от мясной или молочной пищи. То есть пост имеет вот такое большое поучительное, наставительное действие для нашей духовной жизни. Но пост имеет еще одно важное для нас действие: когда мы постимся, то в какой-то степени, конечно, ослабевают наши телесные силы, ослабевают наши страсти – и мы имеем большую возможность приобретать навыки духовной жизни, духовные добродетели. То есть мы имеем меньше похотей и имеем возможность через молитву, через таинство Покаяния, через таинство Причастия Тела и Крови Христовых укрепить себя в добре, в том, чтобы искоренить в себе греховные страсти, которых в нас очень много.

И Господь так сказал: «Сей род изгоняется  из нашей души постом и молитвой». То есть Сам Господь дал рецепт для нашей духовной жизни, что постом и молитвой возможно исцеление нашей души от разных страстей, греховных наклонностей, которые мешают нам в нашей жизни. Поэтому пост имеет очень большое значение для нас в целом: и духовное, и телесное. Потому что когда мы постимся (даже с точки зрения медицины), не употребляя мясной и молочной пищи, мы тем самым очищаем наш организм. Особенно сейчас, в пост Успения Божией Матери, когда очень много фруктов, овощей, витаминов, мы питаем ими свой организм и тем самым укрепляем его, для того чтобы он мог бороться с болезнями и так далее. Так что с точки зрения медицины пост тоже очень полезен, но мы, конечно, больший акцент делаем  на духовную сторону жизни, на духовную важность поста.

– Вопрос телезрителя: «Христос назвал Свою Церковь невестой, но говорят, что нельзя Господа наделять какими-то качествами, присущими людям. К тому же ведь мы молимся, просим Христа о снисхождении, о каких-то человеческих чувствах, присущих только людям, чтобы Он смилостивился, простил нас… Католические монахини называют себя невестами Христовыми. У меня вопрос: то есть как бы и не надо к Господу относиться как к людям, но, с другой стороны, Христос назвал Свою Церковь невестой, – как это понимать?»

– Есть такое выражение «невеста Христова» – в смысле той чистоты, святости, которой должны достигать люди, приближаясь к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Который призывает нас к святости, духовности, к тому, чтобы войти в чертог Божий и там вечно царствовать со Христом. В Евангелии есть притча о том, как десять дев пришли ко Господу, чтобы войти в царский чертог, для того чтобы участвовать в этом духовном пире. Пять дев были мудрые, а пять – неразумные. Неразумные – это те, которые не имели елея. И, по высказыванию преподобного Серафима Саровского, здесь имеется в виду, что они не приобрели той необходимой  благодати Божией, чтобы участвовать в этом мире духовном, который Господь уготовал всем любящим Его. То есть здесь имеется в виду та чистота, та святость, что мы должны достигать в течение всей своей жизни.

«Невеста Христова»... Сейчас мы смотрим на невесту иначе, но когда-то, в свое время, невеста действительно сохраняла до брака свою девственную чистоту и была защищена от всего греховного, грязного. Чтобы это не видеть и не слышать, чтобы это не осквернило ее  душу, чтобы она была той, что продолжала бы род человеческий и от нее произошли бы святые дети, которые будут прославлять имя Божие. Ради Христа супруги рождали детей, чтобы сподобиться Царства Божия, вечной жизни. И вот эти чистота, святость, высота духовной жизни, присущие человеку, живущему на земле, позволяют тем самым сподобиться Царства Божия и там, в небесном чертоге, радоваться радостью о Господе вечно и непреходяще.

Сейчас на невесту смотрят  другим взглядом. К сожалению, есть добрачные падения и союзы; мы видим, что в современном обществе живут совсем по-другому. Поэтому нам трудно понять, что за невеста, когда она не с чистотой сердца, не с чистой жизнью пришла к своему венцу. И как уподоблять это Христу или Церкви Христовой? Но в свое время было такое, когда действительно люди жили добродетельно, свято, чисто и сохраняли свою чистоту до брака, чтобы действительно этот брак был честен, свят и благословлен Богом, чтобы тем самым супруги вместе жили для Царства Божьего и для приготовления к вечности. Для того, чтобы рождать детей, чтобы они тоже были посвящены Богу, для Царства Божия. Вот это здесь имеется в виду. Сейчас, конечно, сложно уже все такому  уподоблять, а тогда можно было.

– Может, Бог даст, придут еще времена, когда вся эта разнузданность уйдет и люди действительно будут создавать браки именно для того, чтобы принести жертву Богу. У нас есть еще вопросы относительно темы поста, о чем мы стали говорить в начале программы. В последнее время наши соотечественники, может быть, не горят желанием поститься, а если и постятся, то зачастую можно даже от православных услышать: хорошо, что сейчас пост, хоть немного похудею. Насколько такое утверждение правильно и принесет ли такой пост пользу?

– Действительно, есть и такая категория людей сейчас, которые, может быть, постятся для того, чтобы похудеть и сохранить свою фигуру. Но не для этого предназначен пост, он предназначен для того, чтобы приобретать духовные качества души, чистоту и святость жизни. И на первый план именно это нужно ставить. А второй план: если человек будет поститься, он и похудеет, и похорошеет; все это будет, но на первом месте должна быть именно духовность. Как говорит Господь: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». То есть если мы будем жить ради Царства Небесного, ради своего вечного спасения, ради того, чтобы подвизаться ради Христа и этим подвигом достигнуть райских обителей, вечной радости, то, конечно, Господь даст и материальное благо, и достаток для этой жизни, и здоровье душевное и телесное, и телесную красоту и опрятность. Все это Господь устроит. Но нам нужно прислушаться к голосу Божию: «Ищите прежде Царства Божия». В деле нашего поста как раз мы и ищем достижения Царства Божия.

Одна из основ того, почему мы постимся, – чтобы этим самым получить от Бога Царство, это наш небольшой подвиг. Ведь не случайно Господь еще в раю дал нам такую заповедь о посте, потому что видел в этом очень большое значение для нас, для нашего спасения. Тогда первым людям не нужно было поститься, чтобы искоренить свои страсти, грехи, они были святые; им нужно было укрепиться в послушании воле Божией. Вот что было главным. Но, к сожалению, этого не случилось, они преступили заповедь послушания Божия, и вот сейчас мы постимся, как бы каясь за то, что совершено такое падение, преступление заповеди Божией о посте. Притом наша Церковь так установила, что у нас постных дней даже бывает больше, чем непостных. У нас четыре многодневных поста и много однодневных постов (среда и пятница). И все это имеет глубокий смысл для того, чтобы через многодневный пост и однодневные посты в течение всего года, а таким образом – в течение всей своей жизни достигнуть Царства Божьего, которое мы потеряли через неисполнение заповеди Божией о посте.

– Вы как-то сказали относительно похудения, что самый лучший спорт – это земные поклоны...

– Поклоны – это тоже покаяние, потому что человек кланяется пред Богом до земли, просит у Него прощения. И опять-таки поклоны не для того, чтобы похудеть, а для того, чтобы Господь простил грехи. Если совершать поклоны, может, по нескольку сот в день или по нескольку десятков, то это, естественно, влияет и на организм; мы худеем, становимся крепче и сильнее. Потому что крепость, сила или здоровье человека  не в том, чтобы он был очень тучным, а в том, чтобы был коренастым, чтобы лишний вес не мешал ему работать, трудиться и исполнять свои функции, которые необходимы в этой жизни. Поэтому воздержание от пищи как раз и помогает  тому, чтобы человек не приобретал больший вес, чем ему нужно для жизни.

– Бывает так, что во время поста обостряются, скажем так, какие-то страсти, в том числе человек становится раздражительным. Есть даже в церковной среде такое понимание: лучше бы ты съела пирожок с творогом или еще что-то скоромное, нежели «съела» бы свою соседку. Как Вы относитесь к таким тезисам?

– Да, есть такая ситуация. Конечно, пост очень важен и нужен, но в то же время мы должны его совершать с той целью, чтобы воздерживать себя от гнева, раздражения, осуждения, превозношения, гордости. И если мы правильно настраиваемся на пост, то  действительно это и будем делать. Ведь главная цель – это через телесные труды, подвиги, как делали наши отцы, достигнуть духовных совершенств. Оказывается, одно из духовных совершенств – это правильно мыслить, думать не с осуждением, а с оправданием человека. Не осуждать, не гневаться, не раздражаться, не превозноситься, не заниматься какими-то пересудами, спорами, упрямством, нежеланием что-то делать, а быть покорным, снисходительным, смиренным, послушливым, терпеливым. И как раз через пост мы можем этого достигнуть.

Да, человек упускает из виду эти моменты: когда он постится, оголяются наши страсти, а он не воздерживается от страстей. Воздерживаться от пищи – одно дело, нужно еще постом и молитвой воздерживаться от страстей гнева, раздражения, недовольства, ропота и так далее. Вот это и есть как раз тот труд, подвиг поста, когда человек должен обращать внимание на плохие духовные состояния своей души, чтобы их искоренить и очистить. И, конечно, своими силами он не может это сделать, это ясно; необходима помощь Божия. Помощь Божию мы получим во исцеление от наших страстей через молитву, через покаяние. Видит человек, что прогневался, обиделся, сказал грубое слово, он идет на исповедь, просит прощения у Бога, у человека, которого обидел или на кого обиделся. То есть идет процесс духовного труда над собой. Как раз мы можем увидеть пользу поста, если мы потрудимся, видя свой гнев, свое раздражение, и будем с ними бороться через таинства Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых, через молитвы перед Богом.

И, конечно, надо стараться обращаться с людьми милостиво, снисходительно. Если получилось такое, что кого-то обидел, – просить прощения и постараться это сделать как можно быстрее. Увидел, что вспылил и сказал так, что человек обиделся, сразу надо подойти и сказать: «Простите, я не прав, вскипел и допустил такую ошибку». На исповеди надо опять все исповедовать, получить прощение от Бога. А в таинстве Покаяния мы получаем силу от Бога противостоять греху. И таким образом постом, молитвой, покаянием, причащением мы возрастаем духовно, очищаемся. Есть такое понятие, что лучше съесть какую-то скоромную пищу, чем обижать людей. Но это показатель того, что человек однобоко несет свой пост. Он, может, строго постится телесно, то есть воздерживается от пищи и очень строго это делает, а вторую часть поста оставляет без внимания. И потом, конечно, получается такая ситуация, когда человек и гневается, и раздражается, и говорит некоторые нехорошие слова. Но это не есть пост.

– Применительно к раздражению и всем страстям есть очень хорошая молитва преподобного Ефрема Сирина, но она читается только в Великий пост. А в другое время?

– Никто ее не запрещает читать и в другое время нашей жизни. Если мы хотели бы, могли бы и келейно почитать ее; если в церкви не читается, можно дома почитать.

– Наверное, можно сказать, что эта молитва Ефрема Сирина как маячок: показывает, куда нам нужно двигаться, и не только в Великий пост или в какой-то другой, но, наверное, вообще каждый день.

– Конечно. Если мы видим, что нам необходимо получить от Бога помощь в исцелении нашей души от духовных страстей (гнева, раздражения, обидчивости, нетерпения), то мы молимся: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть просим как раз этого: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Мы просим все это уже с глубоким пониманием, что действительно нуждаемся в том, чтобы избавиться от этих страстей и получить противоположный этим страстям дух целомудрия, терпения, смирения и послушания воле Божией. Тогда, конечно, человек и получит, что он хочет, ведь главное не забывать о том, что Господь сказал: «Я пришел не здоровых исцелять, а болящих». Вот когда мы сознаем свою болезнь, что имеем и гнев, и раздражение, и просим, чтобы Господь исцелил, то Он непременно нас исцелит, если мы это глубоко понимаем, и плачем, и просим, и сокрушаемся, что есть такое, что не можем никак с собой совладать. Господь сказал: «Я пришел на землю не праведников, а грешников спасти». Когда человек остро сознает свою греховность, то он, конечно, получит от Бога помощь. Сам Господь Иисус Христос обещал, что Он будет исцелять, что Он пришел грешников спасти и помогать им возрастать духовно. Это осознание очень важно для нашего духовного роста.

– Вопрос телезрительницы из Волгоградской области: «Мне 59 лет. Вы меня простите, что я опять по поводу поста, того, что меня волнует и беспокоит. Нахожусь на инвалидности уже больше тридцати лет. Я, как в Евангелии называется, – расслабленная, то есть у меня заболевание мышц. Поэтому когда приходит пост, мне нужно полноценное питание. И я батюшке говорила, не раз задавала владыке Павлу этот вопрос. Я пыталась строго соблюдать Великий пост, но не выдержала; даже регент, с которой я в хороших отношениях, меня отругала: «Давай начинай есть творог». Поэтому я себя чувствую виновной, меня мучает совесть. Я не объедаюсь, конечно, но мне приходится в силу заболевания питаться полноценно. Как Вы считаете, это во грех мне будет перед Господом? Меня это мучает».

– Вы говорите о том, что Вы строго постились. В начале нашего разговора мы отмечали, что можно поститься и пищей постной, но не до того, чтобы ослабли силы телесные, чтобы нельзя было дальше поститься. Это во-первых. Надо есть постную пищу в той мере, которая необходима для того, чтобы человек укрепил свои телесные силы. Но если даже это не помогает и необходимо употреблять какие-то продукты непостные (творог или другое), то на это есть покаяние. Вот Вы подойдете на исповедь, скажете: «Господи, прости меня, что я по своей немощи не могу правильно поститься, есть необходимость, чтобы питаться  непостной пищей». И наше покаяние перед Богом принесет свои добрые плоды, потому что Вы хотите соблюдать пост, но не получается, так как есть телесная немощь. И Господь знает, понимает нас лучше, чем мы понимаем, и снисходит к нашей немощи, если мы каемся, сознаем это и сокрушаемся.

Есть такая ситуация. Как только начинается какой-нибудь пост, сразу все бегут к батюшкам и говорят: батюшка, разрешите мне не поститься, потому что у меня такие и такие болезни. Мне кажется, это не совсем правильно. Вы должны не просить разрешения, чтобы не поститься, а прийти на исповедь и сказать: я хочу поститься, но не могу по своей болезни, поэтому приходится есть скоромное. А разрешать от поста никто особенно и не имеет полномочий. Есть такое правило, и мы его соблюдаем. И хорошо, что оно есть, потому что тем самым мы осознаем свою немощь, свою слабость. И это Богу угодно, потому что это приносит нам прощение грехов.

Потому что Господь сокрушенных и смиренных сердцем благословляет и помогает им. Когда мы не чувствуем себя ни в чем виновными («вот я такая (или такой), поститься не могу – и все») и покаяния нет – это плохо. Нужно всегда сознавать, что я бы хотел поститься, но вот немощь не пускает, но я каюсь, сокрушаюсь, что не выполняю то, что Господь установил для нашего блага. Ведь это установление Божие. Мы уже говорили, что Бог установил пост; никто не может его отменить, потому что Сам Господь постился, то есть установил пост и Сам показал пример. И как мы можем отменить? Мы не можем отменить или благословить не поститься. Мы можем только, имея дар от Бога прощать и разрешать от грехов, говорить: «Да, не постилась, каешься в этом?» – «Да». – «Господь прощает». Вот это и есть самый правильный выход из положения. А быть спокойной, что я не могу поститься, потому что слабость тела, – это не совсем правильно, если нет  сокрушения сердца, знания того, что мы нарушаем установление Божие.

– Но мы уже много говорили, что гастрономическая составляющая поста – это не самое главное, что нужно, конечно, видеть свои грехи и каяться, причащаться. А вот опять же многие священнослужители рекомендуют причащаться примерно раз в две недели. Как Вы к этому относитесь? Или это нужно решать индивидуально с духовником?

– Это, конечно, индивидуальное решение, как часто причащаться тому или иному мирянину. Конечно, если человек хочет причащаться чаще, то этого никто не возбраняет, но нужно к этому относиться очень серьезно, чтобы это не стало привычкой или каким-то обычным явлением. И надо так себя настраивать, чтобы каждый раз, когда мы причащаемся, это было бы как в самый первый или последний раз. Поэтому с таким чувством покаяния, осознания своего недостоинства мы и причащаемся.

– Как говорится, со страхом Божиим.

– Да, со страхом Божиим, как и преподобный Серафим Саровский говорил. Его тоже спрашивали об этом. Он говорил, что если мы подходим к Чаше с сокрушенным сердцем, сознанием своей греховности, недостоинства, то, конечно, можно причащаться и чаще. А если этого нет, то это уже показатель того, что мы не хотим, чтобы это таинство, эта сила Божия исцеляли нашу немощь, нашу слабость и греховность. Ведь мы понимаем и знаем, наверное, что наша природа падшая. Она оскверненная грехом и нуждается в восстановлении. И мы знаем, что Иисус Христос пришел на землю «падший восставить образ» (или воскресить падший образ). Каким образом Он воскрешает? Только тогда, когда мы осознаем, что этот образ мертвый, падший, осквернен грехом. И чем больше мы видим свою греховную скверну, тем больше спасаемся, тем больше очищаемся.

Ведь наши преподобные отцы, которые подвизались в пустынях в течение всей своей жизни, почему сокрушались о грехах? Какой грех они совершали в пустыне, если сравнить с нашей жизнью в этом мире? Тут житейское море, все колышется, кипит. А там что? Они видели свою падшую природу, свою греховность и оплакивали эту падшую природу. И чем больше оплакивали, тем больше видели эту греховность. И Господь, конечно, давал им чистоту души и тела; и таким образом они достигали высокого совершенства. И они не просто так говорили: «Я самый грешный человек на земле», – а действительно видели эти грехи, эту падшую природу, ее оплакивали, сокрушались и просили у Бога прощения и исцеления от этой греховности. Что побуждало их непрестанно молиться? Они видели, как льется постоянно поток греховности от нашей падшей природы.

Мы, находясь в этом мире, вращаясь постоянно в этих тяжелых грехах, даже не видим их – вот наша беда; такая слепота духовная, что мы не видим себя, не видим эти камни, булыжники наших грехов. А они видели даже пылинки и о них сокрушались. А мы не видим эти огромные камни и говорим, что у нас все нормально, все хорошо. «Зачем мне исповедоваться перед причастием? Ничего такого нет, я же вчера, позавчера причащалась, исповедовалась, зачем сейчас еще раз?» Потому что нет этого понятия, нет знания своей греховности, не видим этого всего.

– Вы говорите, что нужно причащаться как в первый и в последний раз и приступать к Чаше со страхом Божиим и трепетом. А если этого нет и, как говорится, уже, может быть, такая привычка, что нужно причаститься? Есть ли смысл причащаться? Или, может быть, есть смысл воздержаться от причастия и какое-то время поразмыслить, подумать, взять паузу и потом продолжить уже с какими-то новыми силами?

– Конечно, от причастия отказываться не надо, но надо все-таки себя настроить на то, чтобы Господь открыл глаза через таинство Причастия – это тоже сила Божия, благодать Божия, которая просвещает наш ум, сердце, ведь Господь есть Свет.

Мы праздновали Преображение Господне, когда Господь воссиял как солнце, проявилось его Божество в виде нетварного Света, показавшего, что есть Господь Бог. И нас, если мы приближаемся к Богу по-настоящему, этот свет освещает, просвещает наш ум, наше сердце, нашу душу и этим открывает нам глаза, чтобы видеть себя, свою душу, свою греховность. А если такого нет, это показатель, что наша духовная жизнь немного хромает и ее надо исправлять.

– Я знаю, что Вы готовитесь к встрече нашего Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, на Ташкентской земле. Расскажите, с какими чаяниями Ваша ташкентская паства ждет своего Предстоятеля?

– Конечно, для нас это большая радость, и мы очень благодарны Богу, что Господь сподобляет нас такой милости, что к нам прибудет Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, наш отец. Надеемся, он с Божией помощью приедет посетить свою паству, своих чад. И, конечно, мы как чада нашей Русской Православной Церкви с большими надеждами и большой любовью хотим встретить Первосвятителя нашей Церкви, чтобы наш народ воочию увидел своего Предстоятеля. Чтобы услышать те слова поучений, которые он вещает везде и всюду. Хотелось бы, чтобы они вещались именно с нашей кафедры, с нашего амвона, чтобы наши люди тоже напитались сладостью слов Святейшего Патриарха, которые так глубоко западают в сердце каждого человека. Многие люди (и православные, и неправославные) слышат слово Святейшего Патриарха по телевидению, и я думаю, что они очень жаждут услышать его лицом к лицу и получить благословение на дальнейшие труды в Ташкенте, в Узбекистане. Люди будут приезжать со всех концов Республики, чтобы увидеть своего Предстоятеля, своего господина и отца, и это будет большая радость для всех нас. Мы, конечно, готовимся и надеемся, что это осуществится с Божией помощью.

– Владыка, насколько обширная программа готовится?

– Надеемся, что Бог даст Святейшему Патриарху здоровья, крепости сил душевных и телесных, будем молиться за его здравие, чтобы он посетил Ташкент. Там будет освящение нашего собора после очень большого ремонта и перестройки. Много сделано для украшения нашего кафедрального собора. Потом там будет служба, а после он посетит Самарканд. Там тоже будет служба в одном из храмов – в храме святителя Алексия, митрополита Московского. Это самый большой храм в Самарканде и один из самых больших храмов Узбекистана. Затем Патриарх посетит Бухару. И будет общаться с нашими прихожанами в этих городах. Надеемся, что будет освящение или благословение на начало некоторых построек храма и других сооружений, необходимых для нашей дальнейшей духовной жизни. Так что программа действительно большая, обширная.

– Дай Бог, чтобы действительно этот визит состоялся. Скажите, это будет первый визит Предстоятеля?

– Да, Святейший как Патриарх приезжает к нам впервые. Как архиепископ он был еще в 1988 году, на праздновании тысячелетия Крещения Руси.

– Я думаю, за это время много что изменилось – и очи Святейшего порадуются. Благодарю Вас за  нашу сегодняшнюю беседу. В завершение что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям? 

– Сейчас мы еще проходим дни Успенского поста, который посвящен Божией Матери. Она получила от Архангела Гавриила известие о Ее отшествии из этого мира, но, услышав об этом, не предавалась праздности или послаблениям Себе, а, наоборот, усугубила молитву, пост, чтобы постом и молитвой перейти в жизнь вечную, встретиться с возлюбленным Сыном и вечно царствовать в обителях небесных. И мы, подражая Божией Матери, тоже постимся сейчас. И надеемся, что Она всегда будет нашей Покровительницей, нашей Заступницей перед Сыном Своим возлюбленным. Поэтому не будем ослабевать в посте. А те, кто до сих пор не постился по каким-то причинам, узнав о том, что это очень важно для здоровья душевного и телесного, для того, чтобы исполнять волю Божию и почтить память Божией Матери, начнут поститься до следующего понедельника.

– Еще не поздно.

– Да, так что Бог в помощь всем нам нести этот пост и достойно встретить праздник Успения Божией Матери.

– Спаси Господи, владыка. И в завершение благословите наших телезрителей.

– Бог благословит; Божие благословение на всех нас.

Ведущий Сергей Юргин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать