Архипастырь. Послушание

20 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о послушании отвечает епископ Орский и Гайский Ириней.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодняшняя тема передачи – послушание и связь послушания с молитвой.

Владыка, что говорится о послушании в Священном Писании?

– Важно говорить о послушании и важно видеть связь послушания и молитвы, или ту жертву, которую приносили люди начиная с Ветхого Завета. О послушании мы знаем из заповеди «Почитай своих родителей». И, конечно, мы помним о первой жертве, о которой говорится в Священном Писании. Два брата Каин и Авель принесли жертву. Я бы хотел зачитать, чтобы нам стало понятно, какую жертву принесли эти братья.

Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел... (Быт. 4, 3–5)

Здесь важно заметить, что Каин просто приносит жертву, а Авель выбирает, какую жертву принести: от «первородных стада», то есть самое лучшее. И другой важный момент – Бог смотрит не на жертву, а на Авеля и после на дар. Важно, чтобы каждый человек, принося жертву, приходя в храм, готовил себя к тому, к чему он приступает. В Новом Завете Христос скажет: если ты пришел в храм и хочешь принести жертву Богу, оставь дар твой, вернись, помирись с братом и только потом приступай. Апостол Павел скажет потом, что Причастие может послужить или во спасение, или в осуждение. Все зависит от того, что ты приносишь и как приносишь. Готов ли ты принести лучшее, и в первую очередь твое сердце, Богу?

Жертва сама по себе не важна, а более важно в очах Божьих, как я готовлюсь к тому, что мне предстоит принести жертву и предстоять перед Богом. Конечно, важно помнить о том, что Бог смотрит на человека, как здесь на Авеля, и только потом на дар его.

Важно, что если что-то не получилось, как здесь, когда Бог не смотрел на Каина и его жертву, не огорчиться, как об этом говорит дальше слово Божье:

... Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.

И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? (Быт. 4, 5–6)

Он призывал Каина к покаянию, но не был им услышан.

– Вопрос телезрителя: «Как вести себя православному христианину, когда в его присутствии кто-то начинает упоминать имя Бога всуе, кощунствовать или, того хуже, заниматься богохульством? Второй вопрос – может ли христианин принять на себя такой грех, как коснуться престола, например, при пожаре, спасая Евангелие?»

– Важные вопросы, особенно после того, как был принят закон об оскорблении чувств верующих. Как быть в таком случае? Конечно, я должен защищать имя Божье, должен призывать любого человека воздержаться от тех или иных суждений, но при этом я должен понимать, как поступали многие подвижники, многие святые отцы и учители Церкви. Мы помним, как в свое время Тертуллиану сказали, что появилось новое изображение Бога,  описали, как выглядит Христос, и сказали: мы посмеялись и оставили. Важно сохранить спокойствие после всего. Если я могу что-то сделать, чтобы как-то повлиять на тех людей, которые сегодня говорят ненужные слова в адрес Бога, это хорошо, однако не стоит начинать мстить им.

Помню и другое высказывание: «Если твои боги что-то представляют собой, они будут защищать себя». Священное Писание говорит о том, что Бог Сам отомстит. Встать вместо Бога и расправляться с теми, кто сказал что-то оскорбительное в адрес Бога, не всегда полезно. Напомним, как в прошлом году в Екатеринбурге, после того как появилась информация, что будет показан фильм «Матильда», начались в какой-то степени беспорядки. Человек, который говорил, что он верующий, пошел разбираться... Это не всегда хорошо, так поступать не надо. Нужно уметь дать Богу Самому решать, а выставлять себя вместо Него мы не имеем права.

– Уместно ли промолчать, когда человек богохульствует, или все-таки нужно обязательно обозначить свою позицию?

– Конечно, по возможности нужно сказать, но бывают моменты, когда человек, который это говорит,  ничего не понимает и не слышит. В таком случае ни тому человеку, ни себе не принесешь что-то хорошее. Если же при этом человек готов слушать, поспорить в рамках приличия, я должен защищать свою веру и объяснять тому или иному человеку то, что ему непонятно. И должен узнать боль того человека, который выступает против моей веры.

– Именно боль человека?

– Боль. Ведь не просто так случается, наверняка что-то было в жизни человека, если он говорит нечто подобное. Услышать, попробовать ответить ему, дать возможность подумать, и только после этого, может быть, будут плоды. Сразу это бывает не всегда. Может быть, через какое-то время этот человек и окружающие люди поймут, что они не правы. Это может занять месяц, год, а может быть, несколько лет. И мое спокойное состояние может повлиять и на этого человека. Конечно, важно совершить молитву за этих людей, ведь молитва успокаивает.

Если говорить о жертве, то в данном случае это означает принести жертву за себя  и того человека. Помните, что сказки всегда учили, что добро побеждает зло, – только так. Но если ответить грубостью: «сам такой» или «сам дурак», ничего хорошего этого не даст.

– Второй вопрос был о том, можно ли касаться престола в экстремальной ситуации, если, допустим, человек спасает во время пожара Евангелие?

– Напомним, что случилось в Ветхом Завете с человеком, который тоже хотел спасти Ковчег Завета и дотронулся... Погиб.

Но хочу рассказать, что в Румынии существует такая традиция – в день освящения престола все люди, мужчины и женщины, старые и дети, заходят в алтарь, прикладываются к Евангелию, престолу и выходят другими дверями, пройдя между престолом и царскими вратами, – так они связывают себя с этим местом. Это местная традиция.  Осуждать или говорить, что так поступать нельзя, мы не имеем права, потому что в этой церкви принято так.

Если кто-то видит, что что-то горит и нужна помощь, то в таком случае можно каким-то образом забрать что-то с престола. Но в первую очередь, если речь идет о спасении, то спасать надо Дары, антиминс и слово Божье. Но лучше сообщить об этом священнику, священнослужителю, чтобы они пришли и забрали святыни. Потому что к великим святыням лучше не прикасаться.

– Спасибо, владыка. Давайте вернемся к нашей теме.

– Если продолжить нашу тему, то, говоря о послушании, уместно вспомнить, как евреи проходили в землю обетованную, как они страдали, как на нах нападали разные народы и как после, когда они уже освоились на своей земле, Саул получил благословение от Самуила пойти и истребить Амалика. И вспомнить о том, как за то, что он не послушался, был серьезно наказан.

Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла (1 Цар. 15, 2–3).

Все должен был истребить Саул. Он пошел, победил врага, а перед этим, как нам передает Священное Писание, он ослушался Бога – сохранил жизнь царя Агага и забрал себе скот. Священник Самуил спросил его, по какой причине он так поступил. И Саул сказал: «Я совершал молитву, и Господь открыл мне, что я поступил некрасиво». Дальше мы читаем:

И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?

И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу... (1 Цар. 15, 14–15)

И думаешь: Саул так любил Бога, что хотел принести Ему жертву, или у него были какие-то свои интересы? И как поступить сегодня, если есть желающие построить храм или просто раздать какую-то милостыню окружающим людям, но они добыли все это нечестным путем? Стоит ли это приветствовать и говорить, что это хорошо?

Как раз следующие слова Самуила отвечают на эти вопросы:

Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?

И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь... (1 Цар. 15, 19–20)

Амалика он истребил, а из овец взял все лучшее для жертвоприношения.

И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?

Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22).

В данном случае Саулу было важно слушать Господа через Самуила, и  ему не нужно было оставлять кого-то в живых, но все истреблять, и это было бы угодно Богу – так передает слово Божье.

– Вопрос телезрителя: «Если утром я не сразу начал читать утреннее правило, а, скажем, выпил сначала кофе, возможно ли это? И обязательно ли читать вечернее правило непосредственно перед отходом ко сну? Может быть, по этому поводу есть какие-то правила?»

– Как только человек проснулся и открыл глаза, надо сразу же благодарить Бога за то, что Он дал нам возможность увидеть божий свет. Что касается всего дня, лучше всего иметь хороший распорядок и совершать молитву в одно и то же время. Если мы только проснулись, нам важно приступить к молитве. А перед вечерней молитвой надо читать хорошие книги, читать Священное Писание, потому что все это готовит нас к вечерней молитве. Порой молитва не идет, в таком случае важно читать творения святых отцов и Священное Писание, потому что любой автор оставляет свой дух в том тексте, который он написал. Человек может питаться этим духом, и благодаря трудам того или иного отца, благодаря словам Господа он приступает к молитве и начинает совершать ее более внимательно. Это надо помнить. А если распорядка нет, то хорошо бы, чтобы он обязательно был.

– Если у человека исключительная ситуация: ему надо рано встать, он опаздывает, совсем не успевая прочитать правило?

– В дороге можно почитать. Ведь любая молитва успокаивает меня, готовит и к встрече с каким-то человеком и к тому, чтобы я мог передать мои знания. Даже готовит к тому, чтобы приступить к работе, чтобы выполнять ее со вниманием. Если я спешу, бегу, не обращаю внимания на окружающих людей, не совершаю молитву, все это по большому счету сказывается на моем дне.

– На качестве жизни в итоге?

– Да. Молитва в данном случае готовит меня к тому, чтобы я профессионально относился к своей работе и внимательно – к окружающим меня людям.

– Можно ли читать вечернее правило не перед самым отходом ко сну, а чуть раньше?

– Конечно, и лучше совершать молитву чуть раньше и думать о ней, чем молиться позже, не понимая, что я делаю. Важно также совершать общую молитву: собраться вместе мужу, супруге, детям. Она не должна быть долгой. Порой пять-десять минут, но общая молитва детей и родителей, молитва родителей за своих чад дает очень много.

– Укрепляет семью, наверное?

– Да, укрепляет семью. Я видел много семей, которые начинали меняться в лучшую сторону, после того как начали совершать эту общую молитву. Пять минут вместе дают очень много. Потому что сегодня иногда кажется, что люди забывают о том, что они вместе живут под одной крышей. Муж вернулся с работы – мало кто встречает. Супруга готовит на кухне ужин, поешь – и все. Но важно мужа встретить, узнать, как прошел день, какие планы на ближайшее время. Когда муж делится с супругой, рассказывает, как прошел день, думает о планах, она может дать какой-то совет, но также важно для нее почувствовать, что она частичка этой семьи. Что касается мужа, для него важно почувствовать: здесь меня любят, здесь меня встречают, здесь я нужен. Иначе порой получается, что он пошел к кому-то, там встретили, угостили и прочее... Вот это не всегда хорошо. Для супруги очень важно готовить пищу, совершая молитву, для всей семьи. Не просто взяла у кого-то или кто-то приготовил – и вместе поели. Важно приложить свой труд.

Когда муж уходит на работу, важно, прощаясь с ним, обнять его, поцеловать и ждать, когда  вновь увидишься. Если это будет, то благодаря этому состоянию, благодаря той молитве, которую супруги совершают вместе, пусть и кратко, будет хорошая семья. А если это будет в каждой семье, то будет такая улица, город, страна...

Совершая молитву, ты должен поминать своих родителей. Мужу и жене важно показать детям, как они относятся к своим родителям, даже если те перешли в иной мир. Ведь не просто так сказано: «Почитай родителей твоих». И жизнь человека может продлиться на земле, если он почитает своих родителей. Так и говорит об этом слово Божье.

– Спасибо, владыка. Вернемся к нашей теме. Вы сказали, что Священное Писание дает нам пример, который четко показывает, что послушание выше жертвы.

– Послушание выше жертвы.  Если ты убил всех и у тебя руки в крови, можешь ли ты просто так принести жертву? Давайте, отвечая на этот вопрос, вспомним пророка Давида, который хотел построить храм, был готов к этому, но Господь остановил его. Остановил по той причине, что тот был недостоин, так как его руки были в крови: он много воевал, хотя и на благо Израиля. И построить этот храм смог только Соломон, более чистый человек.

Когда сегодня люди приходят в епархию и говорят: «Я хочу построить храм» или «Я хочу пожертвовать», то я всегда спрашиваю, что это за деньги. Если там слезы или кровь, то в таком случае мы отказываем. Нельзя. Надо очистить себя, готовить – и только после можно приступать. И для Саула был педагогический момент. Несмотря на то что Ветхий Завет – это Завет, где проливается много крови, гибнут многие люди, все равно, приступая к Богу, ты должен принести лучшее. Как Авель. А если ты принесешь награбленное, это будет не то. Из-за того что Самуил хотел принести все это (или хотя бы часть) Богу, Саул говорит ему страшные слова, что Господь найдет другого человека, которого благословит дальше править Израилем. За непослушание Богу, за то, что, будучи нечистым, он хотел принести жертву не от своих трудов, а добытую, Господь открывает уже Самуилу, что в будущем он должен найти и помазать на царство другого царя.

Мы помним, что избран был Давид. И после Самуил показывает, как должен был поступить Саул. И тот убивает царя Агага. Саулу надо было исполнить всё. Здесь важно послушание.

Послушание в Ветхом Завете и послушание в Новом Завете... В какой-то степени Библия – это всё вместе: и Ветхий, и Новый Заветы.  Но надо обратить внимание на то, как они учат отношению к родителям и своим наставникам. Нужно помнить, что Бог открывал Свою волю в Ветхом Завете. Стоит вспомнить  слова отца Серафима (Роуза), который сказал, что монашеское послушание никаким образом не рабство, иначе в Церкви были бы рабы и тираны. Это недопустимо. И, требуя сегодня послушания от своих чад, ты должен быть уверен, угодно ли Богу то, чего ты требуешь, открыл ли тебе это Бог. Ведь Самуилу все открывал Бог.

Священник должен быть внимательным, когда дает послушание своим близким, обращать внимание и на состояние человека, давать то, что тот может исполнить. Важно помнить, что случается, если кто-то, в частности Саул, не исполняет слово Божье, не слышит Бога. С другой стороны, быть внимательным, не давать слишком много того, что непосильно для человека. Ведь иногда люди даже могут потерять веру от непосильного послушания, просто уйти из Церкви. Помнить об этом, конечно, важно.

– Как послушание реализуется в семье?

– Что касается семьи, ребенок должен помнить слова Священного Писания: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой даст тебе». С одной стороны, это заповедь, но с обетованием. Как важно уметь почитать своих родителей при жизни! И как часто можно услышать, что дети не обращали на это внимания, не приходили... Если ты далеко, важно хотя бы иногда позвонить, чтобы они услышали, что ты здоров и молишься о них.

– Как воспитать в детях послушание?

– Показать им, как ты сам относился к своим родителям. Если ты их любил, твои дети будут любить тебя. Иногда спрашиваешь старых людей: «А как Вы относились к своим родителям?» Они говорят: «Хорошо, почитали». И по этой причине они долго живут.

– Давайте ответим на несколько вопросов, которые нам прислали телезрители через соцсети: «Уважаемый владыка, духовник Троице-Сергиевой лавры отец Наум благословил мне жить и трудиться в монастыре, поступить в семинарию. Но монастыри с неохотой принимают трудников. Как выполнить благословение старца?»

– Согласиться с тем, что в монастырях не принимают трудников, я не могу, потому что если приходит человек, его во многих обителях берут. Может быть, он попробовал в лавре, где много монахов? Тогда можно попробовать в другом месте.

Или приходит человек со стороны и говорит: «Я хочу остаться». Но перед тем как сказать наместнику: «Благословите меня остаться», стоит просто ходить в тот или иной монастырь, иметь в нем духовника или ходить к общему духовнику обители. Ты будешь более или менее знаком с этим монастырем, с его братией, распорядком. В таком случае будет лучше и тебе, и тем, кто должен принимать какое-то решение.

Важно, в каком виде ты подходишь к наместнику. Правда, бывали случаи, когда приходили и разбойники, и почти голые люди. Но все равно то, как человек выглядит внешне, важно для принимающего решение.

– То, о чем Вы говорили сегодня: Бог смотрел сначала на Авеля, а потом уже на его жертву. То есть состояние человека важно.

– Надо готовить себя. Надо было согласовать с отцом Наумом, в какой монастырь идти. Поступать в него трудиться и получать зарплату или как трудник, чтобы следующие шаги были – стать послушником, монахом. Ведь в этом вопросе звучит: трудиться в монастыре и поступать в семинарию.  Пока батюшка сказал: «Ты трудись». Благодаря тому, что ты будешь трудиться, может быть, поступишь в семинарию. Может быть, надо устроиться на послушание при семинарии, где ты будешь более или менее знаком с распорядком, студентами, узнаешь, на что обращать внимание во время экзаменов, то есть будешь готовиться. Так что здесь возникает несколько вопросов к спрашивающему человеку.

В любом случае нужно было спросить у духовника: где трудиться, как долго? И таким образом готовиться к поступлению в семинарию, потому что это своего рода трамплин к поступлению в семинарию.

– Спасибо, владыка. Давайте вернемся к нашей теме.

– Исходя из уже сказанного, важно правильно относиться к тем людям, которые пострадали даже от тебя. Если у тебя деньги, которые добыты нечистым путем, ты должен найти тех людей, которых обидел, может быть, ограбил. Может быть, из-за тебя пострадал муж и дети его остались одни, возьми их на воспитание, окажи им помощь. И только после того, как утихнет боль этих людей и им станет легче жить, ты можешь возвращаться к вопросу о том, чтобы что-то построить или пожертвовать. До этого момента, пока они не успокоились, пока ты им не помог, пока не стал лучше, чище, пока ты не стал другим, не имеешь права что-то жертвовать, тем более на Божий храм.

Что касается родителей, если кто-то не успел при жизни, важно уже после их смерти совершать за них молитву. Важно пойти на кладбище и смотреть за могилой и там тоже по возможности возносить молитву. Принести свечи, ладан – так человек готовит себя и показывает своим детям: «Не успел, неправильно поступил, но вы, ребята, пожалуйста, относитесь по-другому». Человек многого тогда не знал. Надо учитывать, в какое время человек жил, какое было общество. Советское время все-таки оставляет свой отпечаток, а сейчас другое время. Такими поступками я смогу повлиять на своих детей, и тогда отношение ко мне будет иное.  Ведь, почитая родителей, я верю, что и от своих детей получу вовремя кружку воды, мне принесут и подадут хлеб и все необходимое. Важно показать свое отношение к родителям даже после их смерти.

– Телезрительница спрашивает: «Как перейти от внешнего к внутреннему? В храм хожу, к таинствам приступаю, но кажется, что это делает моя телесная оболочка, а душа еще спит».

– Важно, приходя в храм, спрашивать себя: куда я пришел, зачем? Если Бог дал находиться в храме пять или десять минут или час, то это время я должен использовать только на благо. Мысли всегда уходят куда-то, с ними постоянно приходится бороться, говоря себе: зачем? куда?  Только так человек может готовить себя. Конечно, важно перед этим совершать молитву дома и готовить себя. Ведь не просто так приходят люди в храм, а прежде всего для того, чтобы соединиться с Богом в таинстве Причастия. И к Причастию необходимо готовиться – совершать молитву, прощать окружающих людей, подать какую-то милостыню.

Если я не причащаюсь, но причащаются мои дети, тем более если они маленькие, то их крестили и причащают по моей вере. И за моих чад я должен обязательно совершать хоть какую-то молитву, держать какой-то пост, чтобы таким образом готовить себя и моих детей к тому, что они приступят к Причастию. У них нет веры. Это происходит по моей вере. Эту жертву в своем сердце я должен приготовить и отдать Богу  за своих чад. Если они видят, что родители молятся, то, конечно, и они относятся по-другому – так проявляется связь  родителей и детей.

Так что, приходя в храм, спрашивайте себя: зачем, куда я иду? Надо стараться уделять какое-то время Богу, заставляя себя быть лучше. А когда вы возвращаетесь домой, вести себя так, чтобы окружающие заметили: с этим человеком что-то случилось, в нем произошел  какой-то переворот. Если я возвращаюсь домой из храма и не стал лучше, то, конечно, это плохо. Окружающие должны видеть в моем лице Христа. Я должен жить так, чтобы можно было заново написать Евангелие, если бы слово Божье было потеряно.

Не всегда это легко. Очень трудно. Но надо стремиться жить так и, приходя в храм, думать: а вдруг это в последний раз? Последняя встреча? Последнее Причастие? А после Причастия хорошо бы сразу приступать к подготовке к следующему Причастию, а не считать, что впереди еще месяц, неделя... Что это – время, которое можно провести как угодно, или время, чтобы готовиться к следующему Причастию? Потому что иногда, увы, можно услышать: «Причастился сегодня, у меня впереди месяц». Месяц для чего? Забыть о Боге? Впустить в свое сердце все что угодно. Тогда очень трудно готовиться к следующему Причастию. Если же человек сразу приступает к Причастию, ему, конечно, намного легче. При этом надо взять ручку, листочку и написать, какие были неправильные поступки, что я сделал не то.

Надо попробовать делать что-то хорошее. Надо преуспеть в творении чего-то хорошего и делать это ради Бога. Ведь если я готовлю для себя, это труд, но ты один. Если я делаю что-то и делюсь с моими родными или начальниками, – я ищу какую-то выгоду. А вот если я готовлю что-то и раздаю незнакомым людям, людям, которые нуждаются, то в таком случае я даю Христу, и это намного лучше, чем давать для того, чтобы иметь выгоду или чтобы кто-то думал, какой я хороший. Отдал тому, кого не знаю, но отдаю Христу. И Христос принимает у меня эту жертву. Он поблагодарит, Он вернет мне намного больше, но мое состояние улучшается, я становлюсь лучше, даже хочу сказать – похожим на Авеля.

– Большое спасибо, владыка. Время нашей передачи подходит к концу. Может быть, Вы скажете несколько итоговых слов о послушании и молитве для наших телезрителей?

– Дорогие во Христе братья и сестры, помните, у каждого есть родители, с которыми мы должны быть в мире. Если кто не успел до сегодняшнего дня сказать им «спасибо», «простите», то следует сегодня позвонить им и сказать: «Мы вас любим и молимся о вас». Бог вам в помощь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать