Архипастырь. Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений

2 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

– Сегодня в Екатеринбурге состоялось открытие регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Заявленная в этом году тема чтений «1917 – 2017: уроки столетия». Каковы основные уроки и почему тема звучит именно так?

– Хотим мы этого или нет, но в 2017 году мы встретим столетие трагедии, произошедшей в нашей стране, – крушение империи, падение монархии, закончившейся расстрелом царской семьи в Екатеринбурге, и дальнейшими скорбями, которые мы не будем перечислять сейчас, но которые совершенно очевидны для людей, живших в прошлом веке.

Можно не думать о прошлом, не принимать во внимание в своей жизни те уроки, которые Господь давал нам в предыдущие годы, и тогда мы будем глупцами. Человек потому и человек, что он имеет память и помнит, что было вчера и что было позавчера, от кого он родился, кто его учил, кто воспитывал и что Господь ему открывал в его жизни.

История нашей страны, наших предков, близких и дальних, родных и неродных, рассказывает о том, какой была Россия 100 лет тому назад: насколько это было удивительное, прекрасное сотворение Божие и человеческое и как все это было потеряно, брошено. И какой кровью и слезами впоследствии умылись те люди, которые этого не оценили.

Сейчас нам очень важно вспомнить, что было, какие ошибки народа привели к этой трагедии – падению империи, революции, последующим войнам, привели к потере богатства – духовного, нравственного и материального. Если мы будем знать эти ошибки и пытаться не повторять их в сегодняшнем планировании нашей жизни, то есть надежда, что у нас не произойдет потрясений, подобных тем, что были 100 лет назад, что мы не будем умываться ни кровью, ни слезами, только если слезами умиления и благодарности Богу. И хотел бы пожелать всем зрителям, чтобы только слезы благодарности и радости были на наших глазах.

Святейший Патриарх благословил именно этим урокам посвятить Рождественские чтения, которые традиционно пройдут в этом году в Москве в январе. А сейчас, как мы знаем, в каждой епархии такие форумы проходят на епархиальном или региональном уровне. И мы имеем возможность вспомнить эти драгоценные события не в Москве с великими людьми, а потрудиться самим: напомнить своим региональным руководителям, своей пастве о тех важных вещах, о которых мы будем впоследствии говорить в Москве.

Сегодня перед нами совершенно замечательный результат трудов многих людей, который подготовили и издали здесь, в Екатеринбурге, – это календарь на 2017-й и – чтобы не расставаться с ним быстро – на 2018 год. Он так и называется «Россия в эпоху правления Николая II». Каждая страница этого календаря посвящена той или иной вехе или той или иной сфере деятельности императора Николая как государя в том служении, которое он совершал. У нас в году двенадцать месяцев, поэтому здесь двенадцать листов на 2017 год и двенадцать листов на 2018-й, которые содержат такую уйму материала. Отдельные страницы посвящены теме финансов, аграрной политики, промышленности, образования, науки, спорта. Чем глубже мы погрузимся – хотя бы посредством этого календаря – в эпоху столетней давности, тем больше будет наше удивление.

Поскольку наши чтения образовательные, коснемся темы образования (сегодня об этом звучал замечательный доклад). Император Николай II провел реформу образования. Сейчас мы многое реформируем: и образование, и Академию наук, и армию, то есть мы привыкли к этому, и слово «реформа» даже набило оскомину. Как говорят японцы, не дай вам Бог жить в пору реформ.

В начале двадцатилетнего правления Николая II и за двадцать лет его реформ в России только 20% российской молодежи умели читать и писать, к 1917 году – 84%. Это результат двадцатилетней работы. К 1917 году в России было 140 тысяч школ. Мы не можем просто понять, много это или мало. Поэтому скажем, что сегодня в России, по данным 2015 года, 43 тысячи школ. Да, конечно, сегодняшние школы более крупные, в них учатся по 1–1,5 тысячи человек, но тогда школы были близки к детям, не надо было ездить ни на метро, ни на школьном автобусе. То есть в результате реформы императора Николая II была реализована госпрограмма, по которой одна школа отстояла от другой на расстоянии не более трех верст. То есть добираться до школы ребенок должен был не более трех верст. Все это очень серьезные результаты.

Если специалист по сельскому хозяйству почитает соответствующие материалы, то удивится, насколько сильна была в аграрном плане Россия.

Мы читаем и удивляемся, в какой стране жили наши предки, и еще более удивляемся: а что им не нравилось? Почему возникло возмущение?

Учитель на свою зарплату за один год мог построить себе деревянный дом площадью 70 кв. м, крытый железом, и при этом еще жить, питаться, кормить свою семью. За один год учитель мог обеспечить себя жильем. Но мог и не делать этого, потому что государство обеспечивало каждого учителя служебным жильем.

Чего же тогда не хватало людям? Сегодня нам тоже многое не нравится, например дороги, по которым мы ездим. Кому-то не хватает свобод, а кому-то не нравятся законы. Нам так много не нравится... Если внимательно посмотреть, что мы сегодня имеем, то извлечем хороший урок. Если бы тогда, сто лет тому назад, люди оценили, что имели, то горлопанам, которые пришли и стали агитировать: «Долой царя!», «Даешь свободу!» «Землю крестьянам!»  «Заводы рабочим!» (да у крестьян и так была земля, а рабочие прекрасно работали, вот после революции они потеряли и землю, и заводы),  у нас не было бы трагедий XX века, о которых мы помним.

И сегодня если мы действительно будем ценить то, что имеем, работать над этим и улучшать, не ждать, пока правительство, президент или Церковь что-то сделают, а каждый будет делать это на своем месте, то, может быть, нам удастся избежать каких-то трагедий, что грозят нам впереди. Эта тема очень богатая: из столетия с 1917 по 2017 год мы можем извлечь очень много полезных для нас уроков.

– Вообще, если говорить о научных трудах, эпоха правления императора Николая II недооценена. И, наверное, важно, чтобы у каждого из нас была возможность читать исторические и научные книги и таким образом популяризировать те достижения, которые были на тот момент во всех сферах нашего государства.

– Кстати, этот материал доступен для всех наших телезрителей. Мы приложили большие усилия, чтобы издать этот календарь сейчас, но его тираж всего 2000 экземпляров. И сегодня уже 1500 разошлись участникам пленарного заседания. Телезрителей же гораздо больше. Поэтому с благодарностью скажем, что авторы, прежде всего Владислав Николаевич Майоров, историк, военный журналист, сделали сайт, на котором этот календарь можно открыть, полистать, познакомиться с этими интересными фактами, можно распечатать его в достаточно большом формате.

Знаю, что достаточно много коллективов, к которым попал этот календарь, где, чтобы не перелистывать, отдельные листы вырезали, наклеили их и посвятили этим материалам целую стену в своих офисах или школьных классах. С сайта можно скачать эту информацию, распечатать и открыть для своих близких, родных или коллег. Здесь находится богатейший материал. Сайт называется эпоха-николая-2.рф

Думаю, что не затруднит набрать в поисковике «эпоха-николая-2, календарь», он откроется, и можно будет детально познакомиться с теми феноменами и уроками, которые сделали для нас доступными создатели этого календаря.

– Накануне дня памяти обретения мощей святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны и в преддверии дня памяти, который будет совершаться на общецерковном уровне в следующем году, мы беседовали с епископом Каменским и Алапаевским Мефодием. Владыка тоже приносил календарь с детскими рисунками, изображающими святую Елизавету Федоровну, которые были выполнены во время проведения специального просветительского конкурса. Наверное, это может быть очень хорошей, доброй и полезной традицией, которую нужно вводить.

– Хорошая традиция. Вы встречаетесь с владыкой накануне дней памяти. С владыкой Мефодием накануне дня обретения мощей святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, а мы встречаемся накануне дня, особого для императора Николая II. Завтра мы вспоминаем его восшествие на престол в 1894 году. Собственно, эпоха Николая II начинается с завтрашнего дня, только в 1894 году. Будем завтра молитвенно вспоминать это событие, совершать Божественную литургию в Храме-на-Крови и просить, чтобы Господь нас учил. Уроки не висят где-то в воздухе, они усваиваются сердцами и умами людей. Конечно, мы пытаемся научить друг друга и научиться у наших предков. Если мы обращаемся к ним, молимся святым новомученикам, то это тоже добрые уроки. Господь через них учит порой гораздо большему, чем при перелистывании толстых учебников истории.

– Период с 1917 по 2017 год – это и революция, и мировая война, индустриальный рост, упадок, перестройка, то, что сейчас мы называем «новой Россией». И из каждого этого периода можно вынести множество уроков. Возможно ли этот огромный период рассмотреть в рамках пленарных заседаний, которые будут проходить на Рождественских чтениях?

– Такой задачи и не ставится. Конечно, это невозможно: люди посвящают всю свою жизнь изучению одного исторического периода и говорят, что вопросы и темы его неисчерпаемы. Но этими рождественскими и предрождественскими встречами необходимо привлечь внимание, смотивировать человека обратиться вспять и познакомиться с тем, откуда мы появились. Может быть, изучить биографию ближайших наших предков в течение XX века или биографии интересных, знаменитых людей, живших рядом с нами в наших поселках, селах, городах в этот период. Можно познакомиться со святыми новомучениками, теми людьми, которые пострадали и прославили Господа и Церковь именно в это столетие.

Это прекрасный повод для приглашения к разговору. И то, что люди заинтересовываются, действительно так. Сегодня я был свидетелем того, как пришли учителя, руководители школ, муниципалитетов, приглашенные к разговору, и поднятые темы вызвали жаркие дискуссии в очень правильном  русле. Люди стали вспоминать: «А что знаем мы? Чему нас учили? В учебниках писали про отсталую Россию, кровавый царский режим, про то, что все было плохо». Как плохо?

Ведь не зря же в советской школе до 1930 года было запрещено изучать русскую историю и литературу. Потому что это было опасно для тогдашних разрушителей, или «модернизаторов», нашей страны. Если в 1925 году в этом голоде и разрухе люди открывают книгу и читают о том, какой была Россия десять лет тому назад – в 1915 году, то возникает много вопросов. Поэтому детей не хотели допускать ни до истории, ни до писателей и поэтов, которые очень глубоко раскрывали тему, что такое Россия. Потому тогда эта тема была закрыта, и тем важнее нам сегодня ее открывать и знакомиться, и общаться, и учиться у писателей, поэтов, историков и наших святых, которые в этот период учили своих современников, а теперь еще учат и нас.

– Сейчас наступила такая пора, что одно за другим следуют важные церковные и церковно-общественные мероприятия. В частности, это фестиваль «Вера и слово», который не так давно завершился в Москве, открытие Всемирного русского народного собора, открытие региональных этапов Международных Рождественских образовательных чтений. Не за горами и тот этап чтений, который будет проходить в Москве. И, наверное, для многих наших зрителей будет логичным вопрос: «Все эти проводимые мероприятия имеют ли практическую пользу?»

– Хороший вопрос. Наша сегодняшняя программа именуется «Архипастырь», в это же время проходят «Беседы с батюшкой». Наверное, каждый телезритель ждет не сводку новостей, не рассказы о каких-то мероприятиях, а все-таки пастырского взгляда на заданную тему или поднятую проблему, ответов на вопросы, которые задают люди. И действительно человек, который воцерковился недавно, стоит на пороге церкви или пребывает в ней уже долгое время, слышит, что происходят такие вот мероприятия, форумы, но что ему от этого? Вот я хожу в церковь, молюсь, исповедуюсь, что мне до этих событий? Есть ли какая-то польза для моей духовной жизни в том, что происходит на таких встречах и собраниях? Нужно ли ходить на них? Может быть, пусть ходят те, у кого много времени, а у меня есть молитвослов, каноны, исповедь, творения святых отцов.

Можно по-разному об этом рассуждать, скажу лично про себя, что бывает тяжело отрываться от церковной жизни. Хочется прийти в тишину храма, побыть в ней, посвятить время и сердце каким-то вечным, глубоким вещам. Но ведь мы живем среди людей, и, находясь в храме, мы вкушаем не только благость, но там происходит бой за каждого пришедшего человека. Как священник борешься за каждого. Приходит человек и приносит из мира кучу проблем, какие-то неразрешимые задачи и просит: «Батюшка, помогите!» И важно соприкосновение с действительностью сегодняшнего дня под правильным углом.

Вчера на Всемирном русском народном соборе обсуждались проблемы современности. Мы все понимаем, что происходит очень серьезное: напряженность в Сирии, события на юго-западе нашей страны. Понимаем, что мы не отделены от происходящего сейчас в мире. И для того чтобы не впадать в какие-то страхи, уныние от того, что все плохо, что сейчас что-то произойдет, даже конец света (да еще приходят кликуши, которые начинают рассказывать о неких знамениях, что сейчас придет этот самый зверь и начнет всех клеймить), чтобы связать сакральную реальность, с которой мы соприкасаемся в храме, с реалиями сегодняшней жизни, такие встречи очень важны. Для того чтобы понять дух сегодняшнего времени и, опираясь на церковную жизнь, Священное Писание, святых отцов, соприкасаясь с сегодняшним миром, не сгореть, не заразиться, а его осветить, все это очень помогает.

Очень хорошо читать книгу, а встретиться с ее автором бывает гораздо интереснее и полезней. На таких форумах происходят встречи с авторами. Почитать слово Святейшего Патриарха, послушать его в эфире телеканала «Союз» или увидеть в живом общении по теме – это дорого стоит. И конечно, с точки зрения духовной это помогает обрести состояние трезвости, трезвомыслия, чтобы держаться «царского пути», не уклоняясь ни в мистику, как бы уходя из этого мира: ничто меня не касается, – но и не погрязая в суете и страхованиях, которые сегодня этот мир несет. Считаю, что это должно присутствовать в жизни христианина, но в своей мере. Если человек будет только ходить по собраниям и обсуждать, то может очень далеко уйти от настоящей духовной жизни и многое потерять.

– Вопрос телезрительницы: «Что конкретно надо делать, чтобы жить для Бога, ради Бога и во славу Божью?»

– Человек, который живет в монастыре, для Бога должен хранить свой ум, свое сердце, исполнять монастырские послушания, которые ему дает игумен, игуменья или учиненный руководитель, должен соблюдать монастырский устав и внимать себе. Это ответ для монашествующих.

А как жить для Бога, если ты живешь в семье, у тебя дети, пожилые родители? Помните заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, умом, душой и ближнего своего, как себя самого». И так живя посреди своих близких и родных, ты угодишь Богу.

Если ты живешь один или одна, дети уже выросли и разъехались, родители отошли в мир иной, то Богу можно угождать чистотой своей жизни, отсутствием суеты, возможным доброделанием по отношению к людям, которые находятся рядом, и, конечно же, полноценно участвуя в христианской церковной жизни.

Дальше можно пополнять. Если ты воин – свой список. Если ты учитель, то свой. Но в любом случае в каждом ответе на то, как угождать Богу, должно быть слово «Христос». Как я могу угождать Христу через монастырскую братию и тех людей, с которыми живу в монастыре? А как я могу угождать Христу, живя в семье? Не забывать Христа в Церкви, не забывать искать Христа дома и в своем сердце.

Мы открываем Евангелие и читаем: «Господь вышел на гору и стал учить людей». Он меня сейчас учит. Что Он там говорит? «Когда молишься, закрой дверь, чтобы молитва твоя была втайне». Молись так и будешь Богу угождать. «Пусть твоя правая рука не знает, что делает левая». Не тщеславься. Делай так, прямо по Евангелию, ради Иисуса Христа, и благо тебе будет. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя». Принимай, вкушай, пей – и так ты будешь Богу угождать. Читайте то, что написано в Евангелии, как инструкцию сегодняшнего дня и применяйте к тем условиям жизни, в которых находитесь. Если сказано «не гневайся на брата твоего», «не суди – и не судим будешь» и прочее, то это используй, применяй эти несложные вещи по отношению к тем людям, которые рядом с тобой в жизни, и благо будет. И Господь примет Ваши труды так, как принимал труды древних подвижников-пустынников или мучеников. Все в Ваших руках.

– Накануне проведения регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений в Екатеринбургской епархии был подготовлен специальный видеоролик, рассказывающий об основных моментах этого исторического периода.

– Это то, о чем мы говорили в начале передачи, когда я старался перелистывать страницы календаря, чтобы это было ярко, доступно. Да, мы подготовили краткий видеоролик об уроках столетия. И конечно, если бы телеканал «Союз» имел возможность представить его нашим телезрителям, думаю, следующим шагом стало бы то, что они сказали: действительно, надо бы открыть сайт, найти этот календарь, посмотреть и поучиться. А может быть, распечатать и поучить своих близких и родных.

– Еще раз напомним адрес сайта, на котором наши зрители могут ознакомиться с фактами, собранными в этом календаре.

– Сайт в русском доменном пространстве, то есть название надо набирать по-русски. Адрес такой: эпоха-николай-2.рф.

Напомню, что мы говорим об эпохе правления Николая II, которая началась 3 ноября (по новому стилю) 1894 года. Это краткий срок  правления – сколько Господь дал и сколько государь со своими соратниками подъял, создавая великую Россию, которую, к сожалению, не сберегли.

– Время проведения регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений приходится на День народного единства – общегосударственный праздник, в который Русская Православная Церковь также празднует день памяти Казанской иконы Божьей Матери, и два эти торжества переплетаются между собой. Мы вспоминаем победу над польскими интервентами в 1612 году. Давайте подробнее поговорим об этих торжествах.

– 4 ноября – праздничный день во всей стране, и кому-то Божьей милостью дарован выходной, а кому-то упраздниться от суеты и посвятить время делам, полезным душе.

День Казанской иконы Божьей Матери – день особый для всей России и для всякого русского крещеного человека. Мы с любовью вспоминаем Матерь Божию, явившую Свою милость нашей стране в городе Казани, потом в освобождении Москвы и многих иных событиях, которые мы молитвенно переживаем именно 4 ноября. Этот день является некой альтернативой 7 ноября, когда праздновался день великой социалистической октябрьской революции. Это как некое приглашение о пересмотре ценностей, призыв к изменению нашего мировоззрения. «Приидите, вернии, воспойте Виновницу нашего спасения». Надеемся, что в ответ Матерь Божия протянет Свою милующую руку, сохранит нас от всяких бед и зол, как это говорится в тропаре Пресвятой Богородице пред иконой Ее Казанской.

В этот день, кроме торжественных и умилительных богослужений, совершаются и крестные ходы во многих и многих городах; и у нас в Екатеринбурге тоже.

Приглашаем всех на богослужение, которое начнется в 9 часов утра в Троицком кафедральном соборе. По окончании, в начале двенадцатого часа, мы соберемся со всеми прихожанами екатеринбургских храмов и пойдем по центральным улицам нашего города. В День народного единства мы приглашаем к единению не вокруг политических идей или сил, а вокруг Матери Божьей, вокруг Матери Церкви.

В этом крестном ходе участвуют многие общественные силы и движения, которые уже попросили о возможности принять участие. На некотором этапе власть тоже примет участие, и это тоже знамение времени. Все-таки надеюсь, что милующая Божья рука коснется и ума, и сердца наших правителей, преподавая им разум и силу, содействуя в управлении державой, народом.

Приглашаем провести этот день не отдыхая где-нибудь, не отсыпаясь, не в каких-то обычных семейных заботах, а собраться всем вместе. Это очень важно, ведь мы живем в такое время, когда спрашиваем друг друга: «Что будет? А война будет?» Чем зарываться в публикациях на эту тему, лучше попросить Матерь Божью, которая избавляет от всяких бед и зол, войн, голода, болезни и напастей. Это будет очень добрым вкладом в созидание нашей страны и сохранение мира во всем мире.

– Наверное, стоит отметить, что традиция проведения крестных ходов не только екатеринбургская. Многие другие епархии Русской Православной Церкви пытаются объединить народ крестным шествием. Подробнее об этом можно узнать на своих епархиальных сайтах, и в эфире телеканала «Союз» мы тоже стараемся освящать эту тему, рассказывать о том, где, когда и в котором часу будут совершаться крестные ходы.

Владыка, в средствах массовой информации очень часто можно услышать слова «патриотизм», «народное единство», «национальная гордость». Если термин «патриотизм» более или менее понятен, но как понять «народное единство»? Если убрать историческую составляющую этого праздника, что это такое?

– Яркие примеры народного единства есть в Ветхом Завете. Например, когда люди собрались строить Вавилонскую башню. Ведь они построили такую конструкцию! Что их при этом объединяло? Желание показать Богу, кто они есть, – это человеческая гордость. И Господь разметал тогдашних строителей, ярко объединившихся в таком общем деле.

Когда Моисей вывел народ из египетского плена, народ вновь объединился. Моисей ушел на гору, а народ спрашивает: «Где этот Моисей?» И обращается к Аарону с просьбой сделать золотого тельца. И тогда они опять объединились, начав совершать языческое поклонение этому золотому тельцу, чем прогневали Бога. Что это? Абсолютное народное единство.

Но ни в первом, ни во втором случае народ не объединялся вокруг Бога. Он не стремился к Творцу, как стремятся цветы к солнцу, а к пустым, ненастоящим, суетным ценностям своей гордыни, или сладострастия, или заблуждений.

И это повторяется: например, народное единство 1917 года, когда народ идет за своими вождями и рушит сами основания своей жизни: рушит церкви, отрекается от Бога. Именно это народное единство вспоминалось столько лет в день 7 ноября.

Существует и другое народное единство – это 1613 год. Вспомним, как народное ополчение в течение трех дней постилось у стен Москвы, как люди каялись в своих грехах – они объединились вокруг Церкви и обращались  к Матери Божьей. И такое народное единство не разрушается Богом, как это было с Вавилонской башней, народ потом не претерпевает наказаний, подобных тем, что претерпел израильский народ у Синайской горы, а становится созидателем. Это точка отсчета Российской империи, увенчанной домом Романовых, 400-летие которой мы недавно вспоминали. Это единство в правде.

Сегодня мы стоим перед выбором. Каждый из нас стоит перед выбором: хочу я быть не один? хочу объединиться с кем? вокруг каких ценностей? Каждый найдет себе центр, к которому стремится. Мы все стремимся к Богу. Мы можем найти Его в Церкви. Общаясь друг с другом, мы находим лидеров и должны смотреть, кто эти лидеры, чему они учат.

Хорошо, если 4 ноября мы объединимся вокруг тех ценностей, к которым нас призывает Святейший Патриарх… Послушайте, какая глубина и высота в его словах. Послушайте, к какому единству он нас призывает. К единству в лоне нашей Православной Церкви, вокруг наших святынь. Кстати, государство тоже является святыней, потому что мы, люди, живем не в эфире, не в море и воздухе, а в государстве. Это тоже наша святыня, которую стоит освящать, очищать и отстаивать.

Единство, единение происходит всегда вокруг чего-то. Если это единение вокруг Христа, вокруг Церкви, то мы можем быть спокойно уверены, что Господь не посрамит. Если же какие-то иные ценности – богатство, сытость, «свобода, равенство, братство», – то мы можем быть уверены: Господь разрушит это так, как разрушил многое из того, что люди пытались созидать в своей гордыне и своих человеческих заблуждениях.

Не забудьте завтра обратиться к нашим святым царственным страстотерпцам, государю-императору  Николаю II, который в 1894 году 3 ноября (по новому стилю) взошел на царское служение. Помолитесь  и попросите у него. В такие дни Господь очень много подает через святых и через святого государя может подать и нам, и нашей стране Свои милости, Свою мудрость и силу.

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать