Архипастырь. С митрополитом Ионафаном

19 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном (Украинская Православная Церковь).

– Сегодня мы встречаемся с митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном. Здравствуйте, владыка! Благословите!

– Спаси Господи!

– Владыка, мы сейчас находимся в Ильинцах, это ваша епархия. Встречаемся во время престольного праздника – Рождества Пресвятой Богородицы. Население и этих мест, и всего Подолья, наверно, в основном украинцы, а Вы родом из России, из Воронежской области. Сегодня на Украине национальное происхождение часто могут вменить в вину, особенно если человек занимает такой пост, несет архиерейское служение. Недоброжелатели единства Украинской Православной Церкви в полноте всей Русской Церкви не вменяют ли Вам то, что Вы приехали сюда из России, родом из России? Хотя отлично знаете не только украинский язык, но и обычаи, нравы, Вы слились с этим народом.

– Я должен сказать, за все время, что я здесь, на Подолье, ни одного упрека в свой адрес не слышал в связи с моим русским происхождением, но вот со стороны национально озабоченных, дремучих националистов такое приходится слышать. Но это же моральное уродство, извращение. Поэтому надо смотреть на них как на людей, за которых нужно молиться, чтобы Господь от этой прелести их избавил. Такие выпады постоянны. Я помню еще начало 90-х годов, распад Союза, и где-то я прочел в Интернете, что меня специально заслал эдаким «казачком» на Украину из Петербурга покойный Святейший патриарх Пимен для того, чтобы я уничтожил памятники украинской культуры, живопись и тому подобное в Киево-Печерской лавре, куда я был назначен наместником. Это бред сумасшедших. Где-то написали, что я не русский, а чуваш, поэтому вот такой плохой. Я думаю: «Ну, если бы и чуваш, то что? Или финн?» Кто-то высчитывает, сколько финской крови у русских… Это расизм, дремучий-дремучий расизм. Что еще можно добавить?

– Наверно, архиереев украинского происхождения в России служит гораздо больше, чем архиереев русского происхождения на Украине?

– В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата нас только четверо, и мы все из средней полосы России: Белгород, Воронеж, Тамбов. Поэтому говорить о том, что по национальному признаку мы Московская Церковь, несправедливо. У нас многонациональная Церковь, это правда, но большинство духовенства на Подолье (наверно, 99 процентов) – украинцы, местные. Вообще Подолье интересно тем, что здесь народ живет веками, он не пришел откуда-то. Юг Украины был отвоеван у турок в свое время, его заселяли и русскими. В Херсоне, например, первыми поселенцами были моряки Балтийского флота, откуда-то с Архангельска. Там строили крепость, порт, флот, они там и поселились. Или, скажем, открыли хлопчатобумажный комбинат, самый большой в Советском Союзе, но где же ткачих взять? Только из Иваново. Поэтому в Херсоне целый русский квартал, там русские лица, русская речь. А здесь, на Подолье, местное вековое население.

Когда меня сюда назначал покойный блаженнейший митрополит Владимир, я был как раз в Херсоне и немного расстроился, потому что всегда был в русскоязычной среде, в Восточной Украине. Меня утешал один батюшка: «Ничего, ты пойми, что едешь в настоящую Украину, в сердце Украины – Подолье! Здесь испокон веков живут украинцы,  ты хоть услышишь, как они говорят, увидишь их культуру, их традиции». Когда я сюда прибыл, испытал некоторый культурный шок, потому что попал в иноязычную среду. Я-то украинский понимал, говорил, но практики такой не было. Я уже одиннадцатый год здесь и теперь говорю неплохо, по-украински понимаю (говорит по-украински)… Я привык говорить по-украински, так как народ здесь украиноговорящий. Но ничего, слава Богу за все! Так что я доволен, тут люди православные.

– Владыка, Подолье – это исторически казацкий регион, православный, тем не менее в последние годы здесь появляются и грекокатолические (униатские) приходы, то есть униатская миссия идет с Запада Украины. Каким образом она осуществляется?

– Униаты есть, но их меньше, чем римокатоликов. Но они сейчас очень активизировались; занимаются, по сути дела, прозелитизмом. Они обманывают людей, не говорят, что открывают грекокатолический приход. Соберут десять подписей, власть быстренько их тут регистрирует, вопросов никаких нет. Потом люди узнают, а уже ничего не сделаешь. И с чего начинают? Еще ни церкви нет, ничего нет, а уже открывают какой-нибудь детский кружок, школу, тут же откуда-то появляются автобусы, деньги на все это, и везут, так сказать, знакомить наших православных детей с европейской культурой. Первым делом во Львов, конечно. И что же, в православные храмы? Нет, конечно, только в грекокатолические. А потом в Рим, еще куда-то, и дети приезжают оттуда, уже вкусившие запретный плод. То есть прозелитизм, к сожалению, имеет место, несмотря на то, что путь прозелитизма, путь унии был оценен и папой Римским, и Святейшим Патриархом Кириллом, когда они встречались в Гаване, как ошибочный, бесперспективный. Грекокатолики чувствуют себя святее папы, к сожалению.

– Владыка, воссоединитель униатов с Православной Церковью на Белорусской земле, митрополит Иосиф (Семашко) Литовский и Виленский, главным деянием которого был Полоцкий собор 1839 года, родился именно на этой земле, буквально в нескольких километрах от этого места. Я знаю, что на этих землях сохраняют память о благочестивом земляке. Каково значение подвига этого человека для наших народов?

– Наша православная вера – спасительная, самая что ни на есть благодатная, истинная, поэтому это возвращение к истине, которая делает нас свободными во Христе, делает нас всех братьями и сестрами, восстанавливает наше духовное братство. По сути дела, это  непреходящее значение его подвига. Он – живой символ. Живой, потому как он все равно у Бога живой. Его подвиг, я думаю, на века, это как своего рода печать триединства нашего православного народа в Белоруссии, Малой Руси и Великой Руси.

Сейчас стараются снова нас всех разъединить, доходит до того, что уже и родства-то своего не помнят и не признают, пытаются разделить даже нашу Церковь и употребляют для этого разные хитрости. Одна из этих хитростей, как и во времена Литовской Руси, – разделить нашу Церковь, отделить от Святейшего Патриарха, чтобы мы были сами по себе. А мы ведь помним те времена, когда удалось разделить Русскую Церковь на литовскую часть, белорусскую, лучше сказать – литовско-белорусскую и великорусскую. Ну и кто от этого выиграл? Униаты только радовались, «TeDeum» пели, наверное, ночь и день, что удалось разделить Святую Русь. Апостольское преемство прервалось на некоторое время, вместо епископов православных униатские епископы занимали кафедры. И, конечно, очень пострадала Белая Русь; по-моему, сильнее всех. Во время Речи Посполитой доходило до того, что тот, кто исповедовал, как говорили католики, грекокатолики, «хлопскую веру», были людьми второго или десятого сорта. В том же Вильно покойника можно было уносить только через ворота, через которые вывозили отбросы, свиней и так далее. Куда ж это годится? Много было безобразий и гонений. Конечно, как это все народ Белоруссии претерпел, диву даешься! Да и здесь, на Украине, хватало всего.

После стольких столетий жизни вне православия – ведь миллионы верующих были туда насильно соблазнены – вдруг такое чудо! Я бы сказал, что владыке митрополиту Иосифу (Семашко) надо дать титул равноапостольного, как и князю Владимиру, потому что он более других потрудился, пришел к познанию веры Христовой, прочитал массу книг в Петербурге, познал свет православия и к этому свету вернул свою Родину, вернул украинцев Полесья. Одна судьба у нас – что в Белоруссии, что здесь.

– Владыка, все украинское православие последнее десятилетие раздирает раскол. На проповеди в храме Вы отметили, что двигателем идеи Поместной Церкви являются как раз не прихожане Украинской Церкви и вовсе не православные, а прежде всего униаты.

– Да, так и есть, это отмечали и Святейший Патриарх, и владыка митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Они констатировали такое явление. Почему-то униаты и автокефалисты-раскольники (но более всего униаты) самые активные, но та же политика: разделяй и властвуй. Ведь когда мы все – славяне, православные – в одном кулаке, то трудно разжать и сломать пальцы, а по одному очень легко.

Грекокатолики бегут впереди паровоза, даже впереди папы Римского. Мы на Украине лучше живем даже с католиками латинского обряда, чем с грекокатоликами. Это удивительно, что произошла такая метаморфоза, отчуждение, я бы даже сказал. Не в последнюю очередь это все-таки и рецидив того положения, в котором были православные во времена австрийской, австро-венгерской монархии, да и во время Речи Посполитой. И политика прежде всего.

Я иногда слушаю выступления грекокатолических епископов, деятелей, но чувствую, что дух не тот: нет духа единства, духа братства, духа любви. И, по сути, снова провозглашена политика наступления на Восток. Конечно, сейчас правительство старается быть ко всем равным, хотя это плохо получается, но грекокатоликам открыт зеленый свет везде. Спекулируют на теме патриотизма, национализма и так далее, но как-то все это уродливо получается. Любить надо всех, кто живет на этой земле, ко всем относиться уважительно, по-христиански. Я еще раз повторю, что если с католиками латинского обряда немножко налаживаются отношения, то с грекокатоликами – с большим трудом. Они даже между собой не ладят. Между поляками латинского обряда и грекокатоликами есть напряжение, они далеко-далеко не с раскрытыми объятиями по отношению друг к другу. Не знаю, как у вас, в Белой Руси, но здесь это чувствуется.

– Владыка, спасибо Вам большое за эту содержательную беседу, надеюсь, она будет интересна нашему зрителю.

Ведущий Артем Махакеев

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать