Архипастырь. Царские дни

19 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В эфире - беседа с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода. О благоукрашении храмов, о детях в церкви, о стремлении причаститься у конкретного священнослужителя, о «екатеринбургских останках», о «Матильде», об отношении к царственным страстотерпцам...

– Доброго дня, дорогие друзья! Я в гостеприимном, прекраснейшем храме преподобного Серафима Саровского в Екатеринбурге. Мы беседуем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода.

Владыка, здравствуйте! Благословите. Спасибо Вам за эту встречу. Слава Богу, что у нас все сложилось. Конечно, я не могу не сказать о тех интерьерах, в которых мы оказались. Уже много лет действует в нашем городе храм преподобного Серафима Саровского, но на службе я здесь побывала впервые и почувствовала себя одним из послов князя Владимира, которые не знали, где они: на небе или на земле. У меня ровно такое же ощущение, потому что вокруг эта красота, эта лепота.

Владыка, такое благолепие наших храмов иногда вызывает нарекание, говорят: у вас тут золото и бриллианты (конечно, здесь ни золота, ни бриллиантов, но все сделано очень достойно), а в это время люди голодают. Что можно ответить на эти претензии? Может быть, действительно надо как-то попроще?

– Мы должны сказать о том, что храм – это дом Божий, здесь живет Господь Бог, Творец неба и земли, Который и создал это золото, серебро и драгоценные камни. Если люди украшают себя камнями и золотом для каких-то своих потребностей, своей гордыни, можно сказать, то мы как верующие люди отдаем дань любви и уважения своему Творцу и украшаем Его дом так, чтобы он соответствовал дому Творца неба и земли. Поэтому тут мы не говорим о том, что здесь такое благолепие, а там люди не имеют что поесть. Всегда это было, и при Иисусе Христе была такая ситуация. Спаситель и кормил людей, помогал им в бедности и трудностях и в то же время пользовался благами, что были в то время. И на ослике ездил (что считалось не самым престижным средством для передвижения). Пользовался и другими благами. Он ходил в дома, где люди жили очень богато, Его из-за этого критиковали: как же Он зашел к мытарям и фарисеям и общается с грешниками? Почти такая же ситуация, которая складывается у нас сейчас: всегда осуждают то, что делается ради Бога, ради Христа, ради Царства Христова. Это одна сторона.

Другая сторона вопроса в том, что дом Божий – это место, куда люди могут прийти и получить от Бога благословение на свои труды. Здесь место, которое считается училищем благочестия. Человек учится всему: эстетике, культуре, гармонии. И эта красота возводит нас к той красоте небесной, которая есть на небе. Когда мы видим красивый храм, красивое облачение священника, архиерея, то тем самым возвышаемся к небесной Церкви и представляем, какая красота там, на небе. Мы знаем, что некоторым людям Господь открывал: то, что есть на небе, нельзя соотнести с тем, что есть на земле. Мы пытаемся в какой-то степени создать такое место – дом Божий, чтобы оно хоть чуть-чуть было похоже на небо, а мы тем самым возвышались бы к небу, Царству Божию. Главный смысл этой красоты в том, чтобы, видя эту красоту земную, мы возвышались к красоте небесной, которая не сравнима ни с чем.

В то же время дом Божий – это лечебница для души, где люди лечатся духовно и телесно, и лечиться в нее приходят и бедные, и богатые. Это врачебница, которая принимает всех людей. Поэтому создаются такие условия: красота, чистота, благолепие, гармония, что дает человеку радость, умиротворение, лечит его душевные и телесные недуги. И еще, кроме этого, здесь есть большая благодать Божия, которая действительно лечит наши глубинные недуги. Часто мы слышим от людей слова, что он пришел в храм просто посмотреть, а ушел совершенно другим человеком, то есть благодать Божия меняет человека, он становится совершенно другим: более умиротворенным, любвеобильным.

Когда я служил в Екатеринбурге, то знал такие случаи. Когда дома у человека были разные семейные дрязги, он  находился в большом расстройстве и уже был готов покончить жизнь самоубийством, говорил: пойду в церковь, поставлю свечку и на этом закончу свою жизнь. И он пришел сюда с одним настроением, а вышел совсем с другим. Поговорил с батюшкой, поговорил с верующими, ему объяснили, как можно выйти из ситуации, в которую он попал. И мир, который он получил в храме Божием, он принес в свой дом, и все эти дрязги и ссоры закончились – благодаря тому, что он был в храме Божием.

Так что есть много примеров того, что храм Божий приносит благо людям всех сословий: богатым и бедным. Здесь мы все одинаковы, ведь мы даем славу Богу, а Господь дает нам Свою славу и честь, дает Свое богатство – и духовное, и материальное. Поэтому, если сказать кратко, храм Божий – это лечебница для души, училище благочестия и источник благодати Божией, который сильным ручейком омывает, освящает, окрыляет нашу душу и дает нам силы, для того чтобы мы могли идти в этот мир и делать много-много добрых дел для своего спасения и блага людей.

– Спасибо, владыка. Иногда на службе, особенно на архиерейских богослужениях, можно наблюдать такую картину: выносят несколько Чаш с Телом и Кровью Христовыми и огромная очередь выстраивается к владыке или настоятелю, а к батюшкам, которые тоже держат в руках Чаши Спасителя, стоит всего несколько человек.  Все остальные идут к архиерею или к приехавшему популярному проповеднику, который сегодня служит.

 Я всегда как-то смущаюсь от таких ситуаций. Понимаю, когда идешь исповедоваться к своему духовнику, здесь очень важно, что это именно этот человек: у вас установился духовный контакт, он знает о твоей жизни, вы молитесь друг о друге, и здесь ты ждешь, что Господь именно через твоего духовного отца даст тебе совет. А вот идти причащаться не все ли равно к кому? Если мы не подходим к Чаше, если батюшка кажется нам недостаточно знаменитым, не грешим ли мы тем самым против Причастия, не проявляем ли какого-то неблагоговения к самой сути этого таинства? Или все это вполне допустимо и объяснимо?

– Как Вы правильно говорите, будь хоть десять, хоть двадцать Чаш, там есть самая большая ценность, самая большая слава Божия – Тело и Кровь Христовы. Поэтому, конечно, нет никакой разницы, к какой Чаше человек подойдет и причастится: Святые Таины везде одинаковы. Но у нас есть человеческое уважение к какому-то священнослужителю или архиерею. Бывает и так, что причащает архиерей, а идут все равно к своему батюшке. Ну что ж, он более приятен, более любим и уважаем. И это не потому, что он меняет значимость таинства: словно там лучше, сильнее или богаче. Просто это уважение к тому священнослужителю, которого человек знает, к которому обращается и, в конце концов, хотел бы у него причаститься. Если человек подходит с такими мыслями, то он не унижает достоинства Тела и Крови Христовых. Если же он думает: я пойду к тому архиерею или батюшке потому, что там «более действенная» благодать, тогда можно сказать: ну, братец, ты совсем не так думаешь.

Я считаю, будь это хоть двадцатая Чаша, это одна и та же Чаша с Телом и Кровью Христовыми, та же благодать, та же сила, та же помощь, которую я получу. Просто я хотел подойти к этому батюшке или архиерею, потому что так душа просила, хотелось бы причаститься именно у него не потому, что там я получу больше благодати, а из уважения к нему. Тогда в этом не будет ничего предосудительного и греховного. А если человек думает, что здесь больше благодати, а там меньше, это неправильно.

– По поводу богослужений. Мои дети выросли, есть уже маленькая внучка, и я заново прохожу опыт нахождения на службе с маленьким ребенком. Не так давно на православных порталах Интернета была бурная дискуссия по поводу ситуации, когда маме, пришедшей на службу с малышами, начали делать замечания. Слава Богу, что она вообще нашла в себе силы встать, собрать своих малышей и дойти до храма, что же вы со всей православной любовью всячески ее обижаете?

С другой стороны, есть проблема, когда дети в храме ощущают себя даже не как дома, а как во дворе, не зная пределов, не видя рамок, которые им выставляют взрослые. Как здесь найти золотую середину? Моя внучка сейчас бегает по храму, так как она бы все подсвечники и аналои перецеловала, потому что на них крестики. Естественно, если она будет делать это во время службы, все равно ей надо пройти, что-то сделать, пойти обратно – это может отвлекать от молитвы. Но, с другой стороны, если ребенка все время одергивать, у него не будет душевного расположения к тому месту, где его все время ограничивают в его благих порывах.  Владыка, я понимаю, что нет универсальных правил на все случаи жизни, но тем не менее…

– Я, наоборот, говорю и прошу, чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки не стеснялись брать с собой детей и внуков. Конечно, это обременительно и тяжело, есть и ответственность, и в какой-то степени отвлекает от молитвы, но это очень важно, для того чтобы воспитывать детей в любви к храму Божиему с самого раннего возраста. Некоторые говорят: ребенок еще маленький, я его не беру, потому что он себя плохо ведет, я не могу с ним молиться и так далее. Но потом, когда он станет большим, он уже сам не захочет идти в церковь, особенно в тринадцать-пятнадцать лет. Даже тому ребенку, который постоянно ходил в храм, тяжело прийти туда в эту турбулентную пору его жизни, а если он никогда не был, то еще труднее. Родителям тяжелее удержать его в эти критические годы его жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок получил благодать Божию, приходя в церковь в детском возрасте.

Конечно, родители должны присматривать за детьми, чтобы они не бегали, не кричали. Если, конечно, ребенок что-то крикнул, что поделаешь, ребенок есть ребенок, ему не прикажешь.

– Его же не заткнешь, начинаешь успокаивать – еще хуже может быть. Это действительно проблема.

– Нам нужно с этим свыкнуться. Если в храме есть голос ребенка, это тоже полнота нашей церковной жизни:  растет новый православный христианин, который воспитывается в духе православия с самого младенческого возраста. Есть примеры, когда, казалось бы,  ребенок избалованный, неусидчивый, но он побудет несколько раз в храме Божием, ему сделают деликатные замечания – и с благодатью Божией он становится более степенным, легко стоит на службе, а если делает какие-то движения, то незначительные (например, подходит к подсвечнику, как Вы говорите). Это хорошо; главное, чтобы он присутствовал.

И, конечно, очень важно настраивать ребенка на молитву, чтобы он не просто смотрел на красоту храма, а знал, что невидимо для нас здесь есть Бог, благодать Божия. Слова «невидимый Бог» для детей очень интересны, у них появляется особое состояние души, когда говоришь: мы сейчас пойдем в храм, а там невидимо присутствует Сам Бог. Такая сакраментальность для ребенка очень важна. Видимо, он так рожден Богом, что ему интересно таинственное, имеющееся в этом мире. И когда ребенка настроят на молитву и он почувствует благодать Божию, он будет совсем прекрасный, идеальный и по-своему будет молиться. Пока он не понимает, что читается и поется, но будет молиться по-своему, потому что он чувствует благодать Божию, невидимо для него здесь присутствующую.

– Владыка, Вы помните себя в храме в раннем возрасте, когда ребенок уже осознает, где он был и что делал?

– Я помню, что когда был маленьким, у меня было такое занятие в храме: я становился на коленки и чистил пальцем ковры. В них был воск, и я любил вычищать его из ковров. Это было мое занятие.

– Сколько примерно лет Вам тогда было?

– Лет пять-шесть. Это был сельский храм, и он был весь в коврах; особенно много воска в них было около подсвечников. А я, видимо, не любил, чтобы было грязно...

– Вас не гоняли?

– Меня никто не гонял, наоборот, говорили: как хорошо – уборкой занимается.

– Бывало, что Вы как-то шумели?

– Не помню. Мои родители были строгие и не допускали, чтобы мы куда-то бегали, что-то делали, мы стояли рядом с ними, но моя единственная свобода была в том, что я становился на колени и чистил ковры.

– Еще один дискуссионный вопрос по поводу нахождения детей в храме. Бывает нужда покормить грудного ребенка, и возникают вопросы, можно ли маме кормить его в храме (естественно, не посредине его, а где-то в уголочке). Или нужно, чтобы она куда-то пошла? Но куда – это большой вопрос. В то же время у нас есть иконы Божией Матери «Млекопитательница», «Целительница», сам процесс кормления не является чем-то непристойным. Это вызвало большую дискуссию.

– Я думаю, если возникла необходимость покормить ребенка, надо где-то уединиться, чтобы совершить это дело, важное для ребенка. Если его не покормить, он будет кричать, и для молящихся это будет еще хуже. Можно найти место, где возможно как-то уединиться и покормить ребенка. Тогда он успокоится, заснет, и можно опять помолиться.

– Спасибо, владыка. Думаю, многие утешились Вашими ответами; и я тоже.

Конечно, хочется поговорить на царскую тему. Сейчас в Екатеринбурге Царские дни, и много смущений в сердцах верующих людей. Я буду говорить только за себя, но совершенно точно знаю, что выражу мнение очень многих людей. Сейчас ведется работа церковно-государственной комиссии (в нее входят и представители Церкви, и представители науки) по идентификации так называемых екатеринбургских останков. Существуют разные мнения на этот счет, и все-таки я привыкла думать и на основании заключений специалистов, к которым отношусь с полным доверием, и на основании того заключения, которое было дано Церковью, о том, что останки святых царственных страстотерпцев и их верных слуг были уничтожены на руднике Ганина Яма огнем и серной кислотой. Это было подтверждено следствием Николая Ивановича Соколова, который работал пусть не совсем по горячим следам, но через полгода после этого страшного события, начав свое следствие в январе 1919 года.

Может быть, нынешняя комиссия и поставит точку в тех сомнениях и недоумениях, которые вызваны непрекращающимся движением вокруг останков, найденных сначала в конце XX века в так называемом Поросенковом логу, а затем в 2007 году были обнаружены как бы недостающие тела. Сейчас стали публиковаться интервью с экспертами. Следственный комитет дал разрешение на то, чтобы эксперты могли отвечать на вопросы корреспондентов (которые хорошо знают тему) и хоть как-то освещать то, как идет работа комиссии.

И вот первая (если не ошибаюсь) публикация на портале Православие.ру – интервью Вячеслава Леонидовича Попова, судебного медика, криминалиста, доктора наук. И у меня возникает ощущение дежавю: такие ответы я уже слышала в 90-е годы, когда на прямо поставленные вопросы даются какие-то половинчатые и, прошу прощения, немного лукавые ответы. Например, заявляется о том, что на черепе, который предположительно принадлежит государю Николаю II, никак не удавалось найти след от сабли японского городового, а тут его наконец нашли: оказывается, его просто искали не с той стороны. Но мы же представляем себе размеры черепа. Речь идет об очень небольшом предмете, и эксперты говорят, что за столько лет они не догадались, что след находился с другой стороны. Это странно, это смущает.

Еще один момент, когда корреспондент задает вопрос: если Вы утверждаете, что невозможно было сжечь одиннадцать тел за почти трое суток, то каким образом удалось сжечь два тела, найденных в 2007 году в Поросенковом логу и приписываемых великой княжне Марии и царевичу Алексию, до 70 граммов? И вот ответ: ну, может быть, это были два самых маленьких тела...

Я не эксперт и не могу заниматься этим вопросом профессионально, но знаю, что великая княжна Мария была в своего дедушку Александра III и даже немножко страдала от того, что была крупная, ее даже дразнили из-за этого. Ей было уже 19 лет, это не могло быть маленькое тело. А царевич Алексий немного не дожил до своего 14-летия, то есть это был уже не пятилетний ребенок.

Вот такие моменты больше смущают, чем убеждают. Владыка, что делать тем, кого волнует эта тема?

– То, что есть такие вопросы, очень хорошо. И Святейший Патриарх Кирилл к этой теме относится очень серьезно, он не приурочивает окончательное решение этого вопроса к какой-то конкретной дате или юбилею. Он говорит о том, что нам необходимо обсудить и решить этот вопрос всей нашей Церковью. Сейчас, когда некоторые эксперты уже начинают что-то говорить о своих исследованиях и народ задается вопросами, решение Патриарха о возможности дискутировать на эту тему является очень правильным. Эта тема очень серьезная,  важная для нас и очень нас волнует. Чтобы мы не ошиблись всей Церковью, чтобы нас не обманули, очень хорошо, что народ активно участвует в этой дискуссии и задает  много вопросов, с тем чтобы выяснить, как было на самом деле.

Ваши вопросы тоже не должны пройти мимо: чтобы на них закрыли глаза – и все. Нет, надо дать окончательный ответ, причем научно и доказательно. Такие вопросы задают многие люди. Они взволнованы и боятся, чтобы не случилась ошибка и не было какого-то обмана. Поэтому я думаю, что Святейший Патриарх даже ждет от верующих людей грамотных, взвешенных вопросов, на которые наши эксперты должны дать правильные ответы. Если они не могут ответить, то так и надо сказать: мы не знаем, как ответить на этот вопрос. Надо подходить к этому честно, а не говорить что-то приблизительное. Сейчас нам нужны только четкие, понятные ответы. Если ответа нет, значит, его пока должны оставить на потом.

Каждый вопрос должен иметь четкий ответ. Вопросов очень много, и нам нужно все это выяснить. Поэтому и создана эта очень серьезная – государственная и церковная – комиссия, которой Святейшим Патриархом поставлена задача не пропустить ни одного вопроса, а дать ответы на все.

Хорошо, что люди волнуются, – это показатель того, что наша Церковь жива, что она не безразлична ко всем действиям, но в то же время надо сохранить спокойствие, потому что, я думаю, Святейший не будет спешить с окончательным решением, но даст возможность всем высказаться и дать на все вопросы нормальные, взвешенные ответы. Просто принять слова, что было так и так, на это, думаю, Церковь не пойдет.

– Слава Богу. Действительно, всегда надо слушать первоисточник и задавать вопросы, потому что средства массовой информации очень любят спекулировать на этой теме. Каждый раз, когда начинаются Царские дни, появляется несколько статей, где говорится, что вот-вот признают екатеринбургские останки (ну, если не в этом году, то к столетию революции это обязательно произойдет).

– Если мы не придем к четким ответам на вопросы, то даже к столетию  не примем решение о том, признавать или не признавать останки. Поэтому не надо беспокоиться.

– Надо просто думать и молиться.

– Да, надо молиться, чтобы Господь нам открыл (и царственные страстотерпцы открыли о себе), что представляют собой останки, которые сейчас исследуются. Конечно, очень важно, чтобы это было. Праведного Симеона Верхотурского никто не знал. Про него забыли, и вдруг из земли стали подниматься его останки. Даже когда они стали на поверхности, тоже не знали, чьи они.  Господь открыл имя этого подвижника, и мощи приносили много исцелений и помощи людям. Таким образом, мы узнали об этом святом. Поэтому нам нужно всей Церковью молиться царственным страстотерпцам, чтобы они открыли нам тайну о себе, которую мы сейчас пытаемся разгадать, и четко сказали, что есть на самом деле. Тогда мы, может быть, безошибочно придем к определенному решению.

Сейчас всем нам нужно молиться, чтобы царственные страстотерпцы, видя нашу озабоченность и переживания, помогли решить этот вопрос.

– Бывает так, что искренняя любовь к царственным страстотерпцам наталкивается на обвинение в ереси царебожия. Если ты говоришь о них с большой буквы и пишешь  с большой буквы, ввязываешься в дискуссию даже с людьми православными, пытаясь отстоять ту правду, которую уже знаешь о них, то очень легко можешь получить ярлык царебожника. Существует ли вообще ересь царебожия? Или это какой-то миф? А если она существует, то каковы ее признаки? Ведь обвинение в ереси – это очень тяжкое обвинение.

– Конечно, тема царской семьи и царя-императора Николая II очень запутанная. Здесь очень много клеветы, лжи, обмана, очень много грязи. К сожалению, некоторые люди не хотят очистить ее от лжи и грязи. И когда мы пытаемся проникнуть в эту тайну злодеяния, совершенного с царской семьей и царем, нас могут обвинить в том, что мы чрезмерно уважаем и любим царя, хотя это наш долг – любить нашего царя, нашего государя. Даже если некоторые относятся к нему по-другому, мы считаем его святым, знаем, что его молитвами и помощью совершается множество чудес, и, конечно, хотим по мере наших возможностей и сил очистить его от лжи и клеветы. Это наша задача, которую мы как христиане должны выполнять.

К сожалению, наши предки не смогли этого сделать, когда он был жив, и допустили, что его оболгали, оклеветали и предали. Сейчас мы больше узнали о том, что было, это стало возможно через многие документы. Даже те документы, что есть в нашем Музее святых царственных страстотерпцев, проливают много света на жизнь императора, на то, что он делал и как делал. Просто надо смотреть на это открытыми глазами. Наговорили очень много неправды, и люди так и верят этому. Даже когда показываешь документы, говорят: нет, этого не может быть, такого не было. Люди находятся в таком завороженном состоянии.

Другая ситуация еще у нас порой бывает, когда считают, что царь-император – это наш искупитель и его достоинство, славу и честь не просто сравнивают со славой Христа, а ставят даже выше, чем славу Самого Христа Спасителя. В этом, конечно, есть опасность искажения правильного отношения к царю. Да, он великий, святой, и у нас много таких святых, но Искупитель у нас один – Господь Бог наш Иисус Христос. Да, государь-император принес себя в жертву наподобие Иисуса Христа, но и все мы как люди православные призваны Спасителем приносить себя в жертву ради Христа. Каждый на своем месте несет эту жертву по мере своих сил: мирянин  жертвует одним образом, архиерей – другим, священник – своим, а царь принес свою жертву. Как руководитель великой державы он печется обо всех людях и сейчас, находясь в Царстве Божием, ходатайствует и перед Господом Богом за всю Русь. Он является молитвенником за искупление всех людей, живущих в Русской Православной Церкви в России и во всем мире, потому что был печальником Русской земли и нес попечение о многих народах, живших в Российской державе и во всем мире. Он был во многих государствах и везде проповедовал мир, согласие, любовь, уважение друг к другу. Поэтому и сейчас, находясь в Царстве Божием, он печется и молится об этом, но он не Христос, не Спаситель всего мира.

– Спаситель, Искупитель – эти термины мы можем относить только к Господу и больше ни к кому, как бы  кого ни любили.

– Да. Каждый из нас тоже несет какой-то свой подвиг, труд, но он совершается с Божией помощью Христа Спасителя. Если бы мы могли принести жертву, для того чтобы спасти многих людей, тогда бы мы отодвигали Христа в сторону. На самом деле мы не можем сами этого сделать. Поэтому Господь Иисус Христос, видя, что мы не можем спастись, пришел для того, чтобы спасти нас. А когда мы сейчас несем какие-то подвиги, то делаем это с помощью Христа Спасителя. Так же и царь Николай с помощью Христа Спасителя нес свои большие подвиги.

Мы знаем из его писем, которые он писал здесь, в Екатеринбурге, и из писем императрицы, какую они показывали веру во Христа, веря, что Господь Спаситель избавит нашу Россию от всяких бед и напастей, проведя ее через горнило испытаний. Они надеялись на Бога, а не на себя, они только верили, надеялись, молились, чтобы Господь совершил это чудо. И это чудо совершилось – мы сейчас живем в такое время, когда нас не гонят, не оскорбляют, не унижают за нашу веру, не запрещают ходить в церковь. Кто нам  это дал? Молитва наших новомучеников и исповедников Церкви Русской во главе с царской семьей: они молились за Россию в то время, когда находились в тяжелейшем положении и когда казалось, что это никогда не закончится. Но они верили, что закончится, говорили, что все это пройдет, – вот какая сила веры у них была. Благодаря их вере, молитвам, трудам, подвигам терпения ради Христа, Царства Христова мы имеем сейчас такую благолепную жизнь.

– Владыка, Вы сказали о заступничестве государя при жизни не только за Россию, но и за другие страны. В этом году исполняется  120 лет российско-сиамским отношениям, и в Таиланде до сих пор с благодарностью помнят, как его защитил государь Николай II. Тогда возникла ситуация, что маленькое государство, тогда еще Сиам, а не Таиланд, оказалось между двух огней: с одной стороны колонизаторы-французы, с другой колонизаторы-англичане, которые вдруг спохватились, что этот кусок земли остался ими еще не захвачен, и собирались это сделать.

 И король Рама V Великий поехал к своему другу – императору Николаю. Они сфотографировались вместе в военной форме, и очень быстро спецслужбы распространили эту информацию: фотографию опубликовали все европейские газеты. Все ее увидели, поняли, что это серьезное предупреждение, – и Сиам остался свободным. Правда, говорят, что еще государь послал к берегам Сиама крейсер «Аврору» (тогда еще не революционный), чтобы было твердое подтверждение тому, что большая, могучая Россия заступится за маленький Сиам. И в этом году, если, дай Бог, все сложится, в Бангкоке поставят памятник, который изображает эту фотографию. То есть тайцы помнят об этом и относятся к этому с благодарностью.

– Мы же знаем, что императора называли белым царем, к нему тянулись многие государства мира, желая быть под покровительством этого славного императора, который поднял Россию на такой высокий уровень, что все хотели жить так, как жили люди в России. Однако некоторые западные люди нас обманули, сказав, что надо свергнуть царя, что будет лучше. Закончилось же тем, что стало хуже, и мы до сих пор не можем дойти до такого уровня жизни, который был до революции.

– Еще один болезненный вопрос по царской теме. К сожалению, вопросы получаются малоприятные, но не задавать их нельзя. К выходу в прокат готовится – дай Бог, чтобы люди одумались и этого не произошло, – фильм «Матильда». Совершенно клеветническая история, причем клевета касается не только государя-императора, на тот момент цесаревича, а потом и самодержца Российского, который якобы был безумно увлечен балериной Императорского театра Матильдой Кшесинской, но и государыни Александры Федоровны, которая показана оккультисткой. Понимаю, что такого злобного бреда еще никто не видел и не слышал. Не знаю, что должно было произойти с людьми, чтобы они это придумали, написали и запечатлели в кинематографе. К сожалению, в этом поучаствовали многие действительно достойные актеры; видимо, что называется, бес там попутал многих.

В то же время есть протесты против выхода этого фильма на экраны. Наталья Владимировна Поклонская,  которую – дай Бог ей здоровья – как только не обозвали и в либеральной прессе, и даже в православных кругах, в том числе и царебожницей, тем не менее пытается как-то воспрепятствовать выходу этого фильма.

Нам все время говорят: что вы так переживаете, это всего лишь кино, вашим шумом вы ему только делаете рекламу, а это всего лишь фильм, он пройдет и все забудут. Может быть, действительно ничего страшного: выйдет, пройдет, все забудут и ладно?

– Это неправильно. В предреволюционное время тоже было много такой клеветы и на царя, и на царскую семью, что сыграло очень негативную роль в единстве и сплоченности народа российского вокруг своего помазанника Божия. Как молчали тогда: ну что такого страшного, поговорят – и закончится, но это, оказывается, воздействовало на все умы.

Из российской истории мы знаем, что когда при царе Иоанне Грозном в Москве происходили какие-то неприятности и его не слушались, он просто уехал в Александров, сказав: «Раз вы меня не слушаетесь, делайте что хотите». Потом ослушавшиеся покаялись, почувствовали, что не правы, и пришли с челобитной: «Простите, будем слушаться». И тогда Иоанн Грозный возвратился.

Если бы люди не были одурманены разными высказываниями о царе-императоре Николае II и на нем не было бы этой клеветы, то, может быть, услышав, что он отрекся – чего тоже не было, это обман, который длится до сих пор, – народ бы сказал: «Как это? Мы пойдем попросим, чтобы он не оставлял престол. Мы его любим, знаем. Он нами столько лет управляет, поднял Русскую землю до такой степени развития… Тем более он еще молодой, куда ему уходить? Пускай еще потрудится». Пришли бы к нему с поклоном, и, может быть, все, кто был недоволен, подняли бы руки и ничего не сделали. Но этого не произошло, потому что люди были расслаблены ложной информацией и подумали (как и мы до сих пор думаем): раз он не хочет, ушел, то пускай...

Такая же ситуация и с этим фильмом. Та клевета, которая была на императоре в те годы: дискредитация власти светской и императорской, царской, – продолжается до сих пор; она, к сожалению, не заканчивается. Конечно, нужно быть внимательными и не поддаваться этому соблазну и клевете, которая сейчас опять наводится уже на святого царя. Это уже глумление над всеми православными людьми, которые почитают его как святого, а здесь находят какие-то его грехи и публикуют на весь мир.

– Это грехи, которых не было, потому что есть дневники Матильды Кшесинской, которые она вела еще в девушках, а не то, что она написала, будучи уже престарелой дамой, которой очень хотелось привлечь к себе внимание. Это дневники, которые она писала, как говорится, по горячим следам, и в них не осталось ничего подобного, вот в чем дело.

– Тем более. Не было ничего, а люди снимают так, как будто это было, и начинают раздувать огонь: видите, вы почитаете его святым, а каким он был на самом деле. Поэтому можно сказать, что здесь пахнет раздуванием чего-то вроде межрелигиозной, межнациональной вражды.

– А как нам себя вести?

– Во-первых, надо молиться, чтобы Господь вразумил этих людей, и попросить царскую семью, чтобы они открыли правду, показав, что это ложь. И, конечно, мы имеем полное право высказывать свое мнение о том, что это ложь, клевета на царскую семью, что это бросает тень на наше верующее сердце: мы почитаем святых, а оказывается, что якобы было так. Это идет против нашего религиозного почитания и любви к святому человеку.

Это не значит, что мы не должны идти всё бить и крушить, а надо цивилизованно говорить о правде и стараться рассказывать все больше правды о царской семье. И не только об этой ситуации, но и говорить что-то многим другим людям, которые до сих пор никак не могут понять смысла деятельности царя. Мы очень мало знаем о нем. Все эти «матильды» заставляют нас глубже узнавать царя и царскую семью, правду о них. Надо покопаться в документах, архивах и увидеть там совсем другую картину, которая была на самом деле.

Когда мы создавали наш музей и ходили в Государственный архив, то находили документы, показывали специалистам, те отвечали: да это ни о чем не говорит. Ну как ни о чем не говорит? Смотрите, что здесь написано. Какое-то ослепление. Надо дать эти документы, и рано или поздно они прольют свет в глаза людей, которые были так помрачены в годы советской власти, когда грязь и клевета лились с особой силой. И люди смотрят на свет, но для них это уже не свет, а тьма. И они смотрят на тьму и говорят, что это свет. Все перевернулось. Такая слепота еще остается у многих, они никак не могут просветиться истиной, которая была в жизни и деятельности царской семьи.

– Спасибо, владыка. И в завершение нашего разговора прошу Вас сказать напутственное слово зрителям телеканала «Союз».

– Хочу всех поздравить с уже наступившим праздником Царских дней. Конечно, мы вспоминаем большую трагедию – убийство царской семьи, очень непростое убийство. Мы вспоминаем подвиг семьи царя-страстотерпца; они до последнего жили верой в Бога, надеждой на Него, не отчаивались от того, что находятся в таком положении. Они же понимали, что выхода живыми уже нет, но это безвыходное положение не ввергало их в отчаяние или уныние. Они знали, что приближаются к Царству Божию, вечной жизни, и готовились, молились, чтобы Господь их принял в Своих обителях. Каким образом, они не знали, но знали, что приближается их час, и встречали эту смерть как переход в иную жизнь, то есть по-христиански, по-православному. И это показатель их глубокой веры в Бога, в Царство Божие.

Мы вспоминаем труд и подвиг, которые они совершили на этой земле, в Екатеринбурге,  освятив своей кровью, своим подвигом нашу землю. И мы считаем, что эта земля святая. В свое время я даже говорил, что перед Храмом-на-Крови надо написать: «Изуй сапоги от ног твоих, ибо земля эта святая», как сказано у Моисея. Такая мысль была, но не осуществилась, чтобы никого не смутить, так как люди думают по-разному.

Конечно, земля на Ганиной Яме, где произошло уничтожение царских останков, тоже святая, потому что освящена кровью и плотью, мощами святых царственных страстотерпцев. Многие, приезжая туда и сейчас, чувствуют особую благодать Божию, которая там присутствует, потому что эта земля освящена подвигами, страданиями и мучениями святой царской семьи.

Поэтому я всех поздравляю с радостью с тем подвигом, который несла царская семья, не предав своей веры, не отрекаясь от Христа. Они не роптали на Бога и не отчаялись, но благодарили за все, тем самым показав большой пример для нас, хотя мы живем  совсем в другое время, но бывает так, что больше ропщем, осуждаем и приносим себе только один вред. Будем благодарить, как благодарили они, хотя, повторю, их ситуация была намного труднее, чем у нас, но они не роптали, а мы ропщем и недовольствуем.

Дай Бог, чтобы мы получили урок преданности воле Божией, веры в Бога, надеялись бы на Бога и помощь Божию. И по их молитвам Господь помогал бы нам возвыситься и стать такими православными христианами, которые были бы светом сегодняшнего мира, солью этой земли и преображали этот мир в высоконравственный и духовный, где царила бы радость, мир, благополучие, успех, братолюбие, любовь друг к другу.

– Спасибо, владыка.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать