Архипастырь. Милосердие

19 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Передача из Москвы.

– Владыка, Вы возглавляете Отдел социального служения Русской Православной Церкви. Какие задачи перед собой ставит этот отдел, в каком направлении Вы работаете?

– Главная задача – вернуть любовь в нашу жизнь, ту любовь, ради которой мы созданы. Церковь долгие годы находилась в преследованиях и гонениях, и восстановить то, что было в церковной жизни, не так просто. Конечно, и в Синодальный период Церковь не была свободна. Из Церкви, лишенной патриаршего возглавления, пытались сделать институт власти. Царь покровительствовал Церкви, но все-таки был нарушен канонический строй церковной жизни.

В Церкви должна быть любовь. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Поэтому немного официальными словами «социальное служение» мы называем исполнение второй заповеди о любви к ближним. Есть первая заповедь: любить Бога всем сердцем, всей душой, всеми мыслями и крепостью своею. Но есть вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего, как самого себя. К сожалению, не всегда получается у нас исполнять эти две заповеди, а бывает, что человек углубляется в какое-то созерцание, ищет духовных восторгов, случается, что он забывает и о духовной жизни, занимается только внешними делами. И то, и другое, конечно, неправильно.

В наше время нам не хватает умения жить по любви: по первой заповеди и точно так же по второй. Отдел по церковному социальному служению по благословению Святейшего Патриарха курирует и инициирует различные социальные проекты на разных уровнях: общецерковном, епархиальном, приходском; помогает людям научиться самому важному деланию – деланию любви.

– О какой именно любви Вы говорите?

– Когда мы говорим о социальном служении – это любовь к ближнему. Но мы знаем, что любовь к ближнему и любовь к Богу – это одна заповедь. Христос говорит, что вторая заповедь подобна первой. Авва Дорофей, говоря об этих заповедях, начертил круг: центр круга обозначил «Бог», а радиусы, которые стремятся к центру, изображают людей. Он объяснял это так: «Чем ближе человек к Богу, тем он ближе к другим людям, а чем он ближе к другим людям, тем он ближе к Богу». Если человек двигается по этому радиусу, то приближение к Богу приближает его ко всем другим людям и приближение к другим радиусам приближает к центру этого круга. Это взаимосвязано, и одно без другого быть не может. Наш отдел и занимается тем, чтобы помогать людям научиться заповеди любви к ближнему.

– По большому счету роль социального служения, помощи малоимущим, обездоленным гражданам выполняет государство. Почему Церковь всегда занимается этими вопросами, разве Церкви нечем заняться, ведь главная ее функция – молиться?

– Государство эту функцию, конечно, выполняет, и наши проекты не могут сравниться с теми масштабными проектами, которые у него есть. У нас нет таких денег, какие есть у государства. Но, к сожалению, не всегда оно выполняет это хорошо. То, что государство взяло на себя эту функцию, немного неправильно. Когда государство монополизировало социальную деятельность, оно лишило людей возможности инициировать новые направления, применять новые технологии. В этой деятельности очень важно не просто дать человеку кусок хлеба, крышу над головой, одеть, но и выразить ему сочувствие, сострадание, пожалеть его, явить ему любовь, уделить время, часть своего сердца. Такое, конечно, государственные структуры выполняют с большим трудом. В Германии больше 70% всех социальных и медицинских проектов возложены на общественные и религиозные организации. Этим занимаются не государственные чиновники, а люди, имеющие несколько иную мотивацию, которые не просто ходят на работу (например, как ходят на завод), а чувствуют в этом деле радость, находят в нем смысл жизни, для которых это важно.

– Не выполняют по инструкции…

– Конечно, инструкция нужна, важны правила безопасности, но все-таки когда у человека нет сочувствия и сострадания в сердце, тогда его помощь может вредить другому человеку.

– Вопрос телезрительницы из г. Костромы: «У моей знакомой девушки сильно пьет мать, издевается над ней, она какая-то бесноватая. Я ей говорю: «Чти мать свою». Конечно, нужны нервы, чтобы совладать с такой матерью. Что делать девушке? Она редко ходит в церковь».

– У нас есть пословица: «Без Бога – не до порога». Если человек что-то делает без Бога, то, скорее всего, его ждет неудача, и даже если он достигнет какого-то результата, результат может оказаться не тем, каким мог быть, если бы человек обращался к Богу. Поэтому главное, что нужно этой девушке, – молиться Богу, просить Его о помощи. С другой стороны, иная пословица говорит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Поэтому, все упование возложив на помощь Божию, без которой невозможно ничего сделать, нужно и самой потрудиться, чтобы привести мать к осознанию неправильности ее жизни.

– Телезрительница: «У них начинается ругань матом: мать на дочь, дочь на мать. Это ужас что творится!»

– Если девушка не обратится к Богу и не будет Его просить о помощи, вряд ли она из этой ситуации выйдет. Но, конечно, можно найти реабилитационные центры, которые помогут в лечении алкоголизма.

– Телезрительница: «Мать кодировалась, а потом опять начала пить. Она сама считает, что она не пьяница, а запойная».

– Вы говорите об очень важной теме, которой занимается наш отдел. По благословению Патриарха решением Священного Синода в Церкви учрежден особый день трезвости. В этом году будет первый праздник трезвости, приуроченный ко дню Усекновения главы Иоанна Предтечи, который сам был трезвенником. В течение месяца будут проходить семинары, реализовываться различные проекты, посвященные этому дню.

К сожалению, у нас много людей пьет, и это страшно: и женщины, как видите, и дети, и подростки. И борьба с этим злом важна, но важно и научить человека радости трезвой жизни. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, первое, что говорит священник после Причастия, – просит, чтобы это Причастие было в отрезвление души. Люди, к сожалению, никак не хотят отрезвиться. Они живут наркотиками, пьянством, страстями, какими-то другими вещами.

Проблема очень широкая. На самом деле пьянство – это поиск греховного наслаждения, удовольствия. Конечно, когда человек не знает настоящей духовной радости – радости быть с Богом, он ищет каких-то заменителей: это пьянство, наркотики, игромания, блуд или что-то еще. Этот грех, к сожалению, распространен среди людей, далеких от Бога. Конечно, такое бывает и среди верующих людей, к сожалению, они тоже подвержены подобным страстям, но все-таки они знают, как с этим бороться: прийти к Богу, найти радость в Нем, тогда мнимое удовольствие перестанет быть нужным, ведь человек будет знать радость трезвой жизни.

– Вы затронули важную тему пьянства и наркомании. Отдел социального служения и благотворительности занимается этой проблемой и курирует многие реабилитационные центры. Расскажите об этом подробнее.

– Особенность наших центров заключается в том, что мы являем человеку радость жизни с Богом – радость, которая больше всех греховных удовольствий. Мы помогаем человеку обрести радость трезвой, нормальной жизни. Если человек не знает этой радости, то он может с пьянства перейти на блуд, или, например, на удовлетворение своей гордыни и тщеславия, или заняться чрезмерным зарабатыванием денег, что тоже может являться страстью. Мы пытаемся человеку в этих центрах явить образ жизни с Богом, такой, каким задумал его Бог, – образ святой радости.

Человек приобщается к этой радости. В этом случае уже нет возвращения к пороку, дольше ремиссия, больше процент людей, которые отказываются от этого греха. Таких центров в России много, особенно центров борьбы с наркоманией. Сейчас мы объединяем их в одну сеть, чтобы человек мог пройти реабилитацию не там, где он привык грешить, а переехал в другое место. У нас есть братство «Трезвение», которое должно стать общецерковным. Конечно, программы радости трезвой жизни очень важны, и этим занимается наш отдел.

– Владыка, к сожалению, каждый год на жителей нашей страны и всего мира обрушиваются какие-то стихии в тех или иных регионах. Церковь откликается на беды людей и призывает помочь всех – кто чем может: кто-то материально, кто-то вещами, кто-то собственными руками. Есть статистика, насколько активно прихожане наших храмов и жители страны включаются в эту работу?

– Бедствия – последствия человеческих грехов. Когда началась гражданская война в Украине, то по благословению Патриарха было собрано 128 миллионов рублей. На территорию Украины Церковью было передано 333 тонны продуктов на сумму 23 миллиона рублей. Беженцы, приезжающие в Россию, получали такую же помощь продуктами, им покупали билеты, лекарства, оплачивали временное проживание.

Во всех подобных случаях решение принимает Святейший Патриарх, который возглавляет всю социальную деятельность Церкви, как и любую другую деятельность Церкви, он главный миссионер, главный проповедник и труженик на социальной ниве. По его благословению собирались средства, когда были пожары, наводнения. Когда что-то случается, по благословению Патриарха к пострадавшим приходят священники, утешают тех людей, у которых погибли близкие. Эти священники проходят специальное обучение на курсах МЧС и помогают людям в трудных ситуациях. Мне кажется, что священник должен уметь помочь человеку, потому что он всегда как бы ассоциируется с чрезвычайной ситуацией. Часто люди приходят в храм, когда случается какая-то беда. Поэтому важно помогать каждому, кто обращается за помощью в Церковь.

– К сожалению, СМИ часто провоцируют скандальные темы вокруг Церкви, которые могут быть даже вымыслом или информацией, «притянутой за уши». В то же время многие искушаются тем, что слышат и видят. Но никто никогда не говорит о том, сколько миллионов рублей РПЦ собрала для помощи украинским пострадавшим либо пострадавшим при пожарах и наводнениях. В чем здесь проблема? О социальной деятельности и делах милосердия Церкви никто не говорит, лишь жареные факты…

– Проблема в том, что является целью…

– Наверно, притянуть за уши.

– Наверно, заработать деньги, ведь СМИ содержатся за счет рекламы. Чтобы разместить рекламу, нужно, например, чтобы твои передачи смотрело как можно большее количество людей, а людей привлекают несчастья, беда, грех – вот об этом и говорят. Об этом писал еще Лев Николаевич Толстой в романе «Анна Каренина». Он говорил, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастливые несчастны по-своему». Исходя из этой мысли нашего великого писателя, получается, что людям интересно не то, что одинаково, а то, что отличает семьи. В его романах есть и положительные образы брака, но в «Анне Карениной» он пишет о распаде семьи, о супружеской измене, об Анне Карениной, которая закончила жизнь самоубийством.

Это интересно, и современным людям в том числе, их это привлекает, человек очень падок на всякого рода сенсацию, рассказ о чем-то страшном. Поэтому телевидение как раз и говорит о том, что плохо, а не о том, что хорошо. У руководителей телевидения нет цели научить людей добру. Может быть, есть, но они не справляются с этой задачей, потому что, как говорят сейчас, на это у них нет денег, – не знаю. Слава Богу, что Ваша программа говорит о добре, а не о зле, большое Вам спасибо, и я очень рад, что существуют такие телевизионные программы, как Ваша.

– Для привлечения благотворителей и спонсоров на те или иные проекты милосердия все равно нужно рассказывать об этом. Но в то же время, например, даже если наш канал об этом говорит, без тщеславия тяжело обойтись.

– Почему без тщеславия тяжело обойтись? В Евангелии написано: если вы делаете всё, даже достигнете святости, вы должны сказать – мы исполнили только то, что было нам повелено. Мы же созданы Богом, чтобы быть добрыми, милосердными. Быть милосердным – это не подвиг, а естественное состояние души человека. Очки же не будут тщеславиться тем, что они увеличивают текст, чтобы я мог читать. Если они не увеличивают, я выкину их и возьму новые. Если человек делает добро, он же призван к этому добру – чем тут тщеславиться? Если помидор красный, а огурец зеленый, то они такими созданы Богом, и человек создан для добрых дел, для того, чтобы быть милосердным. Если он этого не делает, горе ему, он должен каяться, плакать и исправляться. А если делает, то тщеславиться нечем, потому что он делает это с помощью Божией.

И если человек забывает о Боге, начинает чем-то гордиться, Господь может очень легко это отнять и допустить ему впасть в тяжелые и страшные грехи, чтобы он понял свое ничтожество и свою никчемность. Мы видим, что святые люди искренне считали себя первыми грешниками. Мы тоже говорим эти слова перед Причастием, но говорим формально, даже не понимая их. Я у людей иногда спрашиваю: «Вы перед Чашей что говорите?» Они отвечают: «Что все говорят, то и я говорю». Я объясняю: «Мы говорим, что из всех грешников я первый. Это означает, что ты самый худший». Они отвечают: «Да? А я не задумывался никогда». В людях должно быть чувство испорченности своей природы, а природа у нас одна, в общем-то, и у святого, и у грешника – мало разницы. Как только люди чувствуют это, они привлекают благодать Божию, а как только они начинают тщеславиться, Господь тут же отнимает эту благодать, и остаешься ни с чем, все кончается плохо.

– Как тогда говорить о делах милосердия?

– Нужно говорить не о том, что делаем, а о нуждах людей. Я хочу сказать нашим телезрителям, что у нас есть сайт miloserdie.ru, на этом сайте мы публикуем просьбы разных людей. Эти просьбы мы обязательно проверяем: просим прислать документы, свидетельства. Мы собираем десятки миллионов рублей в год, но все-таки этих денег не хватает для всех тех людей, которые к нам обращаются. В наш отдел приходят сотни писем, очень много людей в нашей стране нуждаются в разного рода помощи. И помочь им, откликнуться на их просьбу было бы очень важно.

Второе, что я хотел бы сказать нашим телезрителям: каждый человек, у которого есть еда, должен делиться с другими. Об этом говорил Иоанн Предтеча. Когда его спрашивали о том, что такое плоды покаяния, он сказал, что плоды покаяния заключаются как раз в этом. Людей, которые приходили к нему креститься на Иордан, он призывал к покаянию. Они спрашивали, что им делать (это буквально написано в Евангелии), и он сказал, что делать воинам, которые тогда несли службу полицейских, сказал, что нужно делать чиновникам, которые собирали налоги, и сказал простым людям: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Если мы не делимся тем, что у нас есть, а у нас есть не только деньги и пища, но свободное время, таланты, силы, какие-то средства, возможность сказать доброе слово человеку, – значит мы по-настоящему не каемся в наших грехах, значит у нас нет подлинного покаяния, нет плодов этого покаяния. Очень важно, чтобы каждый человек это понимал.

Для этого не нужно записываться в бригаду социальной помощи, вступать в сестричество, создавать добровольческие отряды, нужно быть просто добрым и милосердным человеком, чтобы совершать свое социальное служение. И лучше это делать втайне. Если ты это будешь делать втайне, от Бога больше будет награда. Это очень важная составная часть того, что мы называем социальным служением Церкви. Социальное служение в отличие от служения государственных структур должно совершаться незаметно. Слава Богу, что об этом не пишут, больше наград будет на небесах.

– Но нужно ведь создавать позитивный образ Церкви…

– Можно говорить о людях, которые это делают. Я с удовольствием рассказываю о наших подвижниках. У нас очень много замечательных сестер милосердия, добровольцев, людей, которые действительно своим вниманием, любовью согрели, помогли другим прийти к вере, а не только помогли в чем-то земном – например, накормили и одели.

Как-то я был приглашен на телеэфир. Ведущая – со стрижкой, в костюме, совершенно светская дама, видно, что не очень верующая. Она мне сказала: «Батюшка, когда я была у Вас в больнице и увидела сестер милосердия, я впервые задумалась: «А может, Бог действительно есть?» Бескорыстная доброта человека, его любовь к тем, кто, по нашему мнению, не заслуживает любви: к бездомным, которых мы называем презрительно бомжами, к инвалидам, старикам, – напоминает о любви Божией и является свидетельством веры человека, и именно через это вера передается. Учить вере и проповедовать многие сейчас умеют красиво, но большинству проповеди уже надоели, а когда человек являет свою любовь делами, а другой видит это, тогда это трогает его сердце и располагает его делать так же, как делают другие. Это, конечно, очень важно.

– То есть «вера без дел мертва»…

– Конечно, мертва. Дорогие друзья, я думаю, что всем вам нужно стать социальными работниками. У нас есть специальные люди, которые назначены и получают зарплату, они должны помогать вам в вашей деятельности. Этим должен заниматься каждый православный христианин, если он не инвалид, не многодетная мать. Хотя и она может в этом участвовать: например, прийти с детьми на Пасху в больницу – разучить с ними колядки и пропеть на Рождество больным замечательные радостные песнопения, сделать подарки.

Сарептская вдовица пожертвовала пророку последнее, что у нее было, и получила награду от Бога – Он воскресил ее умершего сына. Каждый человек, если он верит в Бога, должен не только правильно себя осенять крестом, ходить в храм по воскресеньям, ставить свечки, вовремя причащаться, исповедоваться, он обязательно должен быть милосердным и делать добро. Причем не избирательно, а всем людям, невзирая на их вероисповедание, социальное положение, близость родства, взгляды. Если будет любовь, люди придут в церковь.

Очень часто они не приходят в церковь именно потому, что не видят там любви. Это обычный довод людей, которые не ходят в церковь. Я сегодня был в больнице, навещал маму и зашел в палату по просьбе женщины, сказал ей: «Здесь есть храм, можно исповедоваться, причаститься». Она говорит: «Да знаю я… Была в храме лет восемь тому назад, пришла на исповедь, человек десять стояли в очереди. Я подхожу к батюшке, и он мне говорит: «Ну что, молитвы знаешь какие-нибудь?» Я сказала: «Нет, не знаю». Священник спрашивает: «А креститься умеешь?.. Неправильно крестишься! А какие грехи у тебя?» Я отвечаю: «Батюшка, я во всем грешна». Он говорит: «Нет, перечисляй быстро, какие у тебя грехи! Не знаешь ничего?» И советует почитать такую и такую книжку, а потом приходить». И она восемь лет после этого в церковь не ходит. Я говорю: «Так сейчас к Вам придет хороший батюшка». На что она отвечает: «Да нет, знаю я уже этих батюшек».

Таким соблазном может быть не только священник, но и какая-нибудь женщина, которая делает неуместные замечания в церкви человеку, пришедшему в первый раз и ничего еще не знающему. Может быть, у него серьга в носу, может, девушка забыла надеть косынку, и эти женщины говорят: «Ты что пришла сюда такая?» А ее Господь призвал, но мы ее выгнали! Или бабушка за свечным ящиком начинает делать какие-то замечания. Должна быть любовь! У любящего человека другое лицо, другие глаза, в них радость, свет. С таким человеком будет всем интересно, его все хотят послушать, спросить, как он так живет. А если этого нет, а есть какие-то сухие слова, исполнение внешних правил, тогда нет настоящей веры. Очень важно, дорогие друзья, чтобы мы с вами были милосердными. Без этого и мы не спасемся, и другим людям не сможем помочь.

– Вопрос телезрителя из г. Москвы: «Моя любимая девушка встречается с татарином. Я хочу, чтобы Господь ее вразумил и она была со мной. Я сам православный, ее родители и она сама тоже православные. Ее родители не знают, что она с ним встречается, а мне больно смотреть на то, что она с ним. Кому мне молиться и что делать, чтобы она ко мне вернулась?»

– Очень часто спрашивают: «Кому молиться?» Говорят, что есть список, каким святым молиться и при каких нуждах: ученику Антипе при зубной боли, потому что его мучили, пытали и вырвали все зубы; от головной боли молятся Иоанну Предтече. Есть список, перед какими иконами нужно ставить свечи. Я это не совсем понимаю и думаю, что любой святой может всегда помочь и можно молиться любому. Проси, если ты что-то знаешь про этого святого и это тебя располагает его попросить о чем-то. Например, мы знаем, что преподобная Мария Египетская победила блудную страсть, потому естественно ее попросить о том, чтобы она избавила от блудной страсти. Мы знаем, что у иконы «Нечаянная Радость» обратился к Богу закоренелый грешник, который совершал злые дела. Мы можем за кого-то помолиться перед этой иконой, чтобы Божия Матерь через нее явила Свою милость к этому заблудшему так же, как явила ее какому-то грешнику. Поэтому, конечно, можно так сделать.

Но если не знаешь никого, кто бы помог в беде, можно просто молиться Богу, Божией Матери. Есть замечательный канон Божией Матери, поемый во всякой скорби душевной. Он читается, когда есть какая-то скорбь на душе, этот канон в Греческой Церкви в храмах читают каждый вечер. Можно молиться своему святому, святому, чье имя носит эта девушка. О ней нужно молиться со слезами, но у Вас, видимо, какой-то свой план в отношении этой девушки: Вы хотите, чтобы она была Вашей, а не этого татарина. Тут может быть не только желание спасти ее от брака с иноверцем, но и желание быть с ней.

Но любовь имеет свободу, Вы не можете девушку принудить Вас любить. Некоторые обижаются на это, говорят: «Я его люблю, молюсь Богу, а Господь никак не обращает его ко мне». Человек в любви свободен. Не нужно любить того, кто не любит тебя, нужно с этим увлечением бороться, любовь должна быть обязательно обоюдной. Если кто-то нравится, подожди в него влюбляться и любить его полной мерой. Помолись о нем, посмотри: если он отвечает тебе на твою любовь – тогда другое дело, а перестал отвечать на любовь – ничего, обратись к Богу, так, к сожалению, бывает.

Нужно молиться, не унывать, не печалиться, дать ей свободу. Может быть, она этого татарина привлечет к вере. Мы не знаем промысла Божия о ней и об этом человеке. Всегда нужно просить Бога со смирением, потому что Бог больше нас знает, как поступить и что Ему сделать. Мы можем высказывать свои чувства, просить, и мать может просить об умирающем ребенке, неверующем сыне, но все-таки заключать молитву нужно словами: «Да будет воля Твоя». Нужно искать волю Божию.

– Всем ли просящим нужно давать милостыню? Ведь зачастую люди просят на выпивку и другие непотребные дела, но при этом прикрываются какими-то благородными целями.

– Для меня это тоже трудный вопрос, потому что когда идешь по улице, встречаешь людей, просящих милостыню. Недавно был случай: подходит ко мне человек подозрительного вида, достает из кармана коробочку от лекарства и говорит: «Мне нужны капли для глаз». Я думаю: может, он наркоман? У меня есть знакомый врач, я ему позвонил и объяснил ситуацию, спросил, можно ли этому человеку купить лекарство. Он сказал, что это витамины и ничего плохого не будет. Мы с этим человеком пошли в аптеку и купили капли, я ему не стал давать деньги, а сам заплатил.

Когда человек о чем-то просит, нужно не жалеть времени, чтобы стараться понять, как ему можно помочь. Не нужно всегда исполнять прямую просьбу человека, потому что самоубийца может попросить веревку, наркоман может попросить наркотики, алкоголик – деньги на выпивку. Необязательно исполнять его просьбу, но хорошо было бы, если бы мы постарались понять, если он просит, в чем его нужда и проблема. Если я вижу такого человека на улице, я останавливаюсь.

Я видел многих беременных женщин в Москве, которые стоят в метро и просят деньги на дорогу. У меня с собой есть карточки, на которых написан телефон нашей службы, адрес. У нас есть центр для таких женщин, мы им покупаем билет до дома бесплатно, даем еду на дорогу, можем помочь с необходимыми вещами для младенца. Я говорю: «Вот, дорогая, позвони, пожалуйста». У нее есть номер, и она могла бы тут же пойти туда, и все бы для нее сделали. Такое было два раза, но ни одна из этих женщин к нам не обратилась. Очевидно, что у них какие-то другие цели.

Или стоят выпившие бездомные на улице и просят о помощи. В таких случаях я говорю: «Хочешь покушать? Пойдем купим». Идешь в магазин, покупаешь им какую-то еду, они иногда стесняются: «Я только хлеба возьму и молока». Я говорю: «Возьми еще колбаски». Они же не постятся. Он говорит: «Нет, спасибо, батюшка, мне и так хорошо». Деньги давать нет смысла, он их пропьет. Алкоголизм – страшная беда, когда человек собой не владеет. Но отозваться на его беду, постараться ему помочь, наверно, нужно, если мы хотим быть настоящими христианами. Поэтому нужно отзываться на просьбы других людей, нам это помогает стать добрее, мы же все хотим войти в Царствие Небесное.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Милостивые становятся чистыми сердцем. Следующая заповедь: «Блаженны чистые сердцем». Эти заповеди связаны друг с другом. Чтобы приобрести такое чистое сердце, нужно быть милостивым, понуждать себя, не обвинять людей, но и доверять порой в наше время людям тоже не приходится. Один человек стоял с плакатом с просьбой дать средства на похороны матери, у него есть справка, а я посмотрел и увидел, что она был выдана четыре года назад. Мать давно похоронили, а он все просит на ее похороны. Необязательно в этом случае давать деньги, хотя некоторые люди дают деньги всем, ведь написано в Евангелии: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). Но вот я, например, знал одну неправославную женщину, которая, давая деньги, всегда говорила: «Только не на выпивку, обещай мне, что пить не будешь». Он, конечно, обещал. По-разному бывает. Но лучше действовать по совести и не проходить мимо беды другого человека, нужно себя приучить всегда отзываться на чужую беду, это поможет стать добрее и милосерднее.

– Вопрос телезрительницы из г. Самары: «Вчера в передаче на канале «Союз» батюшка сказал, что каждый должен иметь духовника. Я считаю себя недостойной иметь духовника, как же быть в этом случае?»

– Милая, как «недостойна»? Достойны ли Вы иметь папу и маму?

– Телезрительница: «Но папа и мама – совсем другое дело».

– Духовник – это духовный отец, и это даже больше чем папа и мама.

– Телезрительница: «Я понимаю, но я почему-то боюсь иметь духовника, я не смогу быть достойной его».

– У Вас есть муж?

– Телезрительница: «Мужа я похоронила недавно».

– Вы одна, и тем более хорошо бы, моя дорогая, чтобы у Вас был духовник, потому что надо кого-то слушаться. Если есть человек, которого мы слушаемся, мы учимся послушанию, что тоже бывает крайне важно. До революции у каждого был свой духовник, у которого человек исповедовался, а сейчас все ходят к разным священникам.

– Телезрительница: «Может быть, я просто не встретила такого человека, к которому бы у меня потянулась душа? Я живу в Самаре».

– В Самаре много храмов, наверняка есть хорошие батюшки. Не нужно идти к первому попавшемуся, а нужно походить по храмам, поспрашивать, помолиться, послушать, как батюшки исповедуют, как проповедуют, – и сможете выбрать человека, которому будете доверять. Очень важно научиться послушанию.

– Телезрительница: «Я обратилась к одному священнику, а когда хотела прийти в следующий раз, мне сказали, что он уже там не служит, его перевели далеко».

– Нормально, чтобы у человека был духовник, без него очень трудно устроить свою жизнь. Духовника вымаливают у Божией Матери, и нужно самой быть готовой слушаться. Если Вы не готовы к послушанию, то тогда, конечно, ничего не получится. Но если не слушаться, тогда не сможешь слушаться и Бога. Как принять волю Божию, если не умеешь слушаться? Нужно этому учиться, всегда быть послушным. Например, мы послушны Патриарху, церковному началию, архиереи тоже, конечно же, слушаются кого-то. Патриарх послушен Архиерейскому Собору, Священному Синоду, он тоже не сам по себе, он советуется с ними, когда решает что-то.

Женщина одна, мужа нет – кого слушаться? Евангелие? Но его можно по-разному понимать, и многие ереси основываются на Евангелии. Святых отцов тоже можно неправильно понять и впасть в прелесть. А если спрашивать у всех, то один скажет одно, другой – другое. Выходит, слушай самого себя. Поэтому очень важно, чтобы был духовник.

– Владыка, можно ли отнести заповедь «просящему у тебя дай» к социальным сетям? В соцсетях очень много перепостов о той или иной просьбе.

– Я часто получал сообщения о том, что в Украине обострение, готовится наступление, обстрел из тяжелых орудий, отец Илий или кто-то еще из оптинских монахов просили всем это распространить. Я никогда этого не делаю, потому что не знаю, откуда и что это, я этому не доверяю. Необязательно публиковать то, в чем ты не уверен. Если у тебя есть духовный авторитет, например священник, которому ты доверяешь, и он пишет у себя на страничке о нуждающемся человеке, конечно, в этом случае можно помочь. Или сообщают друзья, известные тебе люди. Это можно и нужно сделать. Мы живем в страшный век – век тотальной лжи, когда обманывают, занимаются пиаром, пытаются выставить себя за кого-то, будучи ничем. Нужно быть очень осторожным, чтобы не умножать эту ложь.

– Кризис сказался на социальной работе и конкретно на проекте «Милосердие»?

– Да, сказался. С одной стороны, нам перестали помогать крупные жертвователи, с другой стороны, очень много стало помогать людей со средним достатком. У нас есть общество милосердия, в него мы предлагаем вступить каждому, кто может жертвовать хотя бы сотую часть от своих доходов. Сейчас не так много людей в этом обществе, около трех – четырех тысяч (может быть, пять), но возросли их пожертвования, и мы с их помощью сумели сохранить какие-то наши социальные проекты. Да, стало меньше крупных жертвователей, но, с другой стороны, люди понимают, что в это время нужно больше помогать другим и что кризис – это не время экономить на милостыне, а время помогать тем, кому хуже, чем тебе, потому что есть люди, которым совсем плохо.

– Какие проекты больше всего нуждаются в поддержке?

– Детским домам все стараются помогать. Но вот очень неохотно люди помогают пожилым, они считают, что у них есть свои дети, которые должны им помогать, и что должно помогать государство.

– А если у них нет детей?

– Вот я и говорю, что такие пожилые люди нуждаются в большей помощи. У нас есть «Центр сестринской помощи», там живут не только пожилые бабушки, которые могут ходить, но живут и безнадежно больные, за которыми нужен профессиональный сестринский уход. Центр нуждается в постоянных пожертвованиях и постоянной помощи. Нуждаются в помощи патронажные службы, служба «Няня», занимающаяся помощью многодетным семьям, где мама одна не справляется.

Но главное, в чем нуждаются сейчас люди, – это в самих людях, а не в деньгах. И за деньги нельзя найти человека, который бы работал няней, сестрой по уходу; к сожалению, очень трудное служение не так привлекает людей. Наши девушки хотят быть медицинскими сестрами, делать уколы, участвовать при операциях, но вот ухаживать за кем-то не очень хотят, хотя это требует особого искусства и навыков, это не так просто на самом деле. Очень многие наши социальные службы нуждаются в добрых, неравнодушных людях. Нам нужны и няни, и патронажные сестры. Сейчас предлагают много услуг люди, приехавшие из Средней Азии, а жители Москвы не всегда идут на эту работу, потому что она трудная и сложная, невысоко оплачиваемая, потому что пожертвований на это у нас идет немного. Но, конечно, нужны люди, которые хотели и умели бы и видели радость в том, чтобы помогать другим.

– Много ли таких людей у вас?

– У нас 1500 добровольцев, которые в той или иной степени помогают кому-то, в патронаже несколько десятков таких сестер. Это в Москве. Но они есть и по всей стране. Социальное служение в Церкви бурно развивается: имеется более 3500 церковных и социальных проектов, каждый год открывается около 170 новых социальных проектов. У нас около 40 богаделен, 300 сестричеств милосердия, 70 приютов для бездомных, 11 мобильных служб помощи бездомным, 27 церковных приютов для беременных матерей, 100 обществ трезвости на церковных приходах, в 30 епархиях есть гуманитарные центры помощи. По сравнению с количеством епархий это очень мало, Патриарх очень озабочен тем, чтобы эта работа велась на должном уровне.

Конечно, это нужно не для того, чтобы нам в эфире отчитаться о том, что мы сделали, это нужно самим прихожанам. Когда человек участвует в этой помощи, он становится ближе к Богу. Путь к Богу – не только молитва и участие в Евхаристии, путь к Богу – это другой человек. Каждый человек, стоящий рядом с тобой, – это дверь в Царствие Небесное для тебя. Если ты правильно к нему отнесся, помог ему, ты прошел через эту дверь, стал ближе к Богу и Царствию Небесному.

– Есть ли цифры, сколько служба «Милосердие» спасла, например, замерзающих бездомных?

– Сейчас у нас замерзающих бездомных спасает государство. У нас был проект, мы помогали людям, которые оказались на улице зимой, ездили на автобусах и спасли сотни жизней за зиму. Теперь государство переняло наш опыт и пустило такой же автобус, который подбирает людей на улицах. Мы сейчас этим не занимаемся, а стараемся вернуть бездомных в общество, помочь им уехать домой, оформить документы, найти работу – это более важная для нас задача.

– Может быть, вы отговорили каких-то матерей сделать аборты?

– Есть такие данные. У нас больше 15 000 женщин получили помощь в церковных приютах для мам. Это женщины, отказавшиеся от аборта, нашедшие приют, в котором им помогли родить ребеночка. В 46 храмах ведется работа с глухими и слабослышащими людьми – это тоже не так много. Но мы думаем, что главное – не цифры, а изменение сознания людей, которые приходят в храм. Бывает, что нецерковный человек, который не ходит в храм, скорее откликается на просьбы о помощи, чем человек, который ходит в церковь.

– Почему?

– У церковного человека, может быть, уже есть чем заняться, нет времени помогать, а для нецерковного это как свет в окошке, он же не молится Богу, не знает радости общения с Богом. Для него радость – помочь другому. Вот такой парадокс.

– Получается, я человек верующий, но мне некогда заниматься делами милосердия?

– Так бывает, не знаю, это непонятно.

– Вопрос телезрительницы из г. Тольятти: «Я врач по профессии. Доработалась, отдавая себя пациентам так, что теперь у меня практически нет сил работать, хотя я молодая еще. Я стала воцерковляться и замечаю за собой такое: бросаюсь на помощь без оглядки и иногда получаю за это то, что потом меня беспокоит страх, хочется бежать от людей, но желание делать добрые дела остается. Так как мы живем в больших городах, вечерняя исповедь мне даже больше по душе, но иногда возвращаешься домой или утром добираешься до храма и получаешь какой-нибудь такой «заряд», что подходить к Причастию не совсем по совести. В этом случае нужно ли еще и утром подходить на исповедь?»

– Если Вы совершили какой-то тяжелый, страшный грех, например поругались с кем-то, ударили кого-то в раздражении, конечно, нужно подойти и сказать об этом на исповеди. А если Вы просто были раздражены, но не показали этого, тогда нужно подойти и причаститься, необязательно исповедоваться второй раз. Если человек имеет связь с Богом, молится, причащается, исповедуется, тогда ему незнакомо то, что называется выгоранием. Ваша жизнь раньше, когда Вы были врачом, проходила вдали от Церкви, и к Церкви Вы пришли только сейчас. Сейчас у Вас есть источник света и добра – Бог, и, обращаясь к Нему, мы получаем поддержку тогда, когда от нас требуется помощь другим людям. Если молиться Богу и просить Его о вразумлении, тогда, конечно же, будет лучше получаться. Здесь нужен опыт, советник, духовник.

Если Вы не знаете, как помочь, напишите нам в отдел, что такой-то человек просит о помощи. Конечно, нужно быть осторожным, потому что иногда человек нуждается совсем не в том, о чем он просит, а иногда, может быть, и хочет воспользоваться Вашей помощью и употребить ее во зло. Нужно быть очень осторожной сейчас, но это не повод не помогать никому. Раз Вы врач, то Вы должны совершать это очень важное дело – служение другим. Это замечательная, святая профессия, одна только эта профессия причисляет врачей к лику святых, если врач бессребреник (есть даже такой чин у святых). Но если Вы молоды и недавно пришли в Церковь, Вам нужен духовник. Нужно найти батюшку, который бы не запретил Вам это делать, но помогал Вам совершать дела милосердия.

Нужно делать их по мере сил. Иногда мы это делаем по гордости: берем на себя очень много и ломаемся и перестаем вообще что-либо делать – это неправильно. Кроме нас с Вами добро в этом мире делают тысячи и миллионы людей, и кроме всех людей добро еще делает Бог. Думать, что я сейчас спасу всех и переверну этот мир, устрою его по-другому, по меньшей мере глупо, если не сказать хуже. Нужно узнать свою меру и по этой мере жить и действовать.

– Владыка, когда милосердие становится работой, есть ли риск заработать фарисейство, цинизм?

– Конечно, риск очень большой. Нужно относиться к этому не как к работе, а как к служению, не сопоставлять размер зарплаты с тем, что ты делаешь. Например, человек делает стаканы: сколько он сделал стаканов, столько и получил. Или, например, сколько посадил деревьев или собрал огурцов. Это несопоставимые вещи! Ты получаешь деньги, чтобы тебе было на что жить, а делаешь столько, сколько можешь. Известен такой принцип коммунизма: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». При социализме был принцип: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Это делает человека профессионалом в плохом смысле этого слова. Если у тебя потребности небольшие, как и должно быть у верующего человека, тогда ты можешь отдать все свои способности этому делу. Нужно очень бояться привыкать, бояться формализма, фарисейства, тщеславия.

Когда мы встаем на путь делания добра, нас начинает искушать диавол. Всякое доброе дело должно пройти через какое-то искушение. Человек подумает: «Владыка хорошо говорит, вот и я пойду в больницу!» Чтобы в этом утвердиться, нужно, чтобы были какие-то испытания. Например, Вы пришли в больницу, а Вам сказали: «Нам не нужна помощь». Или больной, вместо того чтобы Вас поблагодарить, начал на Вас кричать и ругаться. Нужно пройти через эти испытания, чтобы укрепилось милосердие. Только пройдя через это, добродетель становится добродетелью. Без этого она – благое желание, которое никакой цены не имеет.

Я хотел бы, дорогие друзья, пожелать вам преуспевать в любви, умножать любовь. В мире, в котором мы с вами живем, постоянные дефициты: дефицит денег, времени, людей. Но главный дефицит – дефицит любви. Если мы будет с вами жить, умножая любовь, тогда и денег будет хватать, и время появится, и найдутся люди, которые вместе с вами будут делать добрые дела. Это мне кажется самым главным. Я хотел бы пожелать вам помощи в этом. Но если вы не знаете, как умножать любовь, что сделать, чтобы научиться быть добрее, помогать другим, у нас есть наш сайт miloserdie.ru, Отдел по церковной благотворительности, и мы будем рады вам в этом помочь. Благословляю вас, дорогие друзья, на добрые дела. Храни вас Господь!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать