Архипастырь. Митрополит Лимассольский Афанасий

17 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Лимассольский Афанасий.

– Ваше Преосвященство, мы встречаемся с Вами на белорусской земле, и хотелось бы отметить, что и в Белоруссии, и Украине, и России Вас знают не только как архиерея, архипастыря Православной Церкви Кипра, но также и как воспитанника Горы Афон. Вы много лет жили бок о бок и духовно руководились знаменитым старцем Паисием Святогорцем, ныне преподобным. Также Вы очень хорошо знали святого Порфирия Кавсокаливита и были, как и отец Ефрем, нынешний игумен Ватопеда, духовным чадом старца Иосифа Ватопедского.

Первое, о чем хотелось бы Вас спросить, касается яркого события начала 2015 года: в Константинополе состоялось прославление в лике преподобных старца Паисия, которого Вы очень хорошо знали. Чем для Вас было это событие?

– Как Вы знаете, в Православной Церкви Синод не может причислить к лику святых любого человека, но Синод и Церковь должны признать святость конкретного члена Церкви, и тогда записывают его имя в святцы в тот день, когда будет праздноваться его память. Так и в данном случае: старец Паисий был святым еще при жизни, он обрел святость вместе с благодатью Святого Духа, будучи здесь, на земле. И после упокоения, благодаря многочисленным чудесам и вере людей, эта святость была признана – его причислили к лику святых. Мы были уверены, что старец Паисий был святым нашей Церкви, так как знали о его святой жизни и крепкой вере, но, конечно же, это решение Церкви принесло нам особенную радость. Хоть его святость не вызывала никаких сомнений, мы порадовались тому, что теперь Церковь официально дала нам возможность поклоняться святым иконам и совершать службу старцу Паисию в наших храмах. Для всего православного мира это была большая радость и великое благословение.

– Владыка, Вы, наверное, хорошо осведомлены о том, что у нас старца Паисия действительно почитают как святого, и очень сильно было его почитание в последние годы, еще до канонизации, как и в Греции. Но нас удивило, что в самой Греции мы увидели большое почитание наших русских святых: например, святого преподобного Серафима Саровского, святителя Луки Войно-Ясенецкого. Мы были удивлены, так как знакомы с такими слухами, что греки относятся к русской духовной традиции немного пренебрежительно, а вот это почитание, наверное, свидетельствует об обратном.

– Причисление к лику святых членов нашей Церкви – это благословение для всей Церкви независимо от того, в какой стране эти святые рождены. И право причисления к лику святых принадлежит всей Православной Церкви. В нашем греческом мире с большой радостью и благоговением мы почитаем русских святых, жития которых смогли прочитать. К сожалению, мы не знаем русского языка и не имеем возможности знать жития всех русских святых, однако мы знаем, например, святую Матрону, святителя Луку Войно-Ясенецкого, святого Иоанна Кронштадтского, святого Сергия Радонежского, святого Амвросия и многих других святых, о которых мы читали. Они нас вдохновляют, умиляют, их святые иконы украшают наши храмы. Святая Матрона, святой Лука (врач), Иоанн Кронштадтский особенно почитаются как на Кипре, так и в Греции. Для нас они наши святые, неважно, родились они в России, или в Англии, или где-либо еще. Они родились от нашей Матери – Православной Церкви, только это имеет значение.

– В следующем году Русская Православная Церковь и весь русский народ празднуют тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе. Мы знаем, что это было не только присутствие, но и вклад в развитие афонской святогорской традиции. Даже у преподобного Паисия Святогорца духовный отец был русским монахом – это был отец Тихон. Хотелось бы Вас спросить: как Вы оцениваете вклад русского монашества в афонскую традицию? Хотя мы знаем, что на Святой Горе все монахи прежде всего братья во Христе, там нет «ни эллинов, ни русских, ни грузин», то есть национальная принадлежность скорее вторична, а первично афонское братство, которое имеет свою Небесную Покровительницу – Пресвятую Богородицу.

– Присутствие на Афоне отцов из других стран свидетельствует о единстве Православной Церкви и о том, что Церковь Христова выше национализма. На Святой Горе действительно нет ни грека, ни русского, ни серба, но есть монах-святогорец, православный христианин. Прежде всего мы православные и только потом кто-либо еще. Каждый из нас любит свою родину, свои традиции, уважает свою историю, но больше всего мы любим Христа и Церковь. Богородица, Хранительница Святой Горы, устроила так, что в Ее саду принимаются все православные народы (и арабы, и румыны, и сербы, и русские, и болгары). Сюда приезжают православные монахи со всего мира, и все они составляют одну большую семью святогорских монахов, которые любят Христа и Богородицу и подвизаются на Афоне. Это такое благословение Пресвятой Богородицы Своему саду.

Несомненно, присутствие русских монахов на Святой Горе сыграло важную роль в истории Афона. Очень многие русские украсили святцы нашей Церкви, во главе которых стали святой Силуан Афонский и его ученик – святой старец Софроний Сахаров. Они были отцами-святогорцами, и их почитает весь Афон, потому что эти два старца были божьими людьми, которые своей святой жизнью свидетельствовали о православном опыте. Действительно, мы очень любим святого Силуана. Святой старец Софроний, его ученик, написал житие своего учителя таким изумительным духовным способом, что не просто описал некоего святого, но показал все таинства духовной жизни. Биография святого Силуана стала своего рода ориентиром для образца православных книг о монашестве и о жизни во Христе. Сам же святой Силуан достиг такого высокого уровня святости, что благодаря его молитвам и его откровенности, которую он имел к Богу, он стал нам помощником, покровителем и отцом. Сегодня мы его воспринимаем как духовного отца, в молитвах которого очень нуждаемся.

– Мы встречаемся на белорусской земле, и у вас в Белоруссии состоялся целый ряд встреч с совершенно различными аудиториями. Это и встречи с монашествующими, с игуменами и игуменьями монастырей Белоруссии, а также встречи с молодежью, как церковной, так и светской, университетской. Молодежь интересовал вопрос широкого распространения зависимостей в наше время: алкогольной, наркотической, современных форм – интернет-зависимости, лудомании (зависимость от азартных игр). В чем корень всех этих зависимостей? Чего не хватает современному человеку, если он погружается в эти страсти и фактически всю свою жизнь гробит на них?

– Мы заметили, что и здесь, на нашей родине, к сожалению, такая проблема существует. И настоящая причина зависимости от наркотиков и других вещей – это отсутствие смысла жизни у людей. Молодые люди ищут смысл жизни, они хотят иметь причину, чтобы существовать, чтобы жить, и не могут ее найти в своей жизни. А общество не может им предложить того, в чем они нуждаются. К сожалению, трудности, которые переживает сегодня семья, существующий кризис семьи, кризис отношений между детьми и их родителями, кризис отношений с самими собой толкает к смертельным зависимостям, которые очень разрушительны. Однако несмотря на это, у нас есть надежда, что Христос – это Тот, Кто может освободить наших детей от этих пагубных зависимостей. Христос является ответом на все вопросы молодежи. Если быть точными, то молодые люди ищут Христа, но не могут Его найти, потому что не знают, куда обратиться, ибо все вокруг них потеряло смысл. И теперь, не имея куда пойти, они прибегают к веществам, вызывающим зависимость, которая разрушительна и смертельно опасна для них.

– На одной из встреч со студентами медуниверситета Вы заметили, что в Белоруссии очень мало надписей на стенах зданий, а в Греции, на Кипре мы сами были свидетелями того, что граффити очень много. Вас удивил случай, что на церкви кто-то написал: «Вы (имелось в виду священство) говорите нам о жизни после смерти, а есть ли жизнь до смерти?» Этот вопрос, как Вы сказали, очень символический и показывает, что большая часть нашего общества действительно не видит смысла в нынешней жизни, и отсюда многие социальные проблемы и те же зависимости, о которых мы говорили. И, наверное, Церковь призвана показать этим людям, которые живут с пустотой в душе, что есть смысл в этой жизни и что полнокровная жизнь может быть только со Христом. Так ли это?

– Именно поэтому я сказал об этом, потому что очень часто то, что дети пишут на стенах, по крайней мере в Греции, выражает их внутреннюю боль, их беспокойство, то, в чем они действительно нуждаются. Они хотят, чтобы мы говорили с ними о жизни до смерти, ведь Православная Церковь – это не какая-то метафизическая философия, но она проповедует о жизни Христа в сердце человека, которая начинается до смерти. Мы не говорим о жизни после смерти: жизнь Христа в сердце человека начинается до смерти и продолжается, побеждая смерть и переходя в вечность. Люди хотят жить, они не хотят умирать. Человек сотворен, чтобы жить вечно, и Христос побеждает смерть и дает жизнь в его руки. Поэтому и ответом современным проблемам будет Христос и Его Церковь.

– Мы заметили также, что и церковная молодежь, и университетская интересуется проблемами семьи. Тема разводов актуальна для всех нас: и для Белоруссии, и для России, и для Греции, и для Кипра. В одном из своих ответов Вы заметили: проблема в том, что люди не умеют слышать друг друга, разучились общаться, что может быть следствием той же зависимости от социальных сетей. И в результате отсутствия этого общения порождаются и другие проблемы, не только в семье.

– К сожалению, сегодня мы сталкиваемся со страшной проблемой разводов и на нашей родине, и вообще во всем мире. Как пастырь Церкви я занимаюсь вопросами разводов, которые, по крайней мере на Кипре, подписывает Церковь. Я увидел, что одной из основных проблем в семьях является неумение людей общаться между собой. Мы не учимся общаться, и это, конечно, результат нашего эгоизма. Мы учимся жить в эгоизме и не учимся смирению. Это лишает нас возможности общаться. А чтобы общаться с человеком, нужно быть смиренным, нужно научиться его слушать, принимать его мнение, его позицию. Это не значит, что ты полностью согласен с тем, что он говорит, просто ты принимаешь право другого человека выражать свое мнение, которое может отличаться от твоего. Каждый может иметь свое мнение, не принижая своего брата, не испытывая к нему ненависти, не разводясь с ним и не создавая проблем своим детям и себе.

Основой семьи являются отношения между супругами, которые построены на камне веры. Люди должны понять, что цель семьи – не счастье людей и даже не рождение детей, не зарабатывание денег или хорошее времяпрепровождение. Цель брака – это создание вечного союза с Женихом Христом. Мы женимся, чтобы через этот брак обручиться со Христом. Это первая цель, вторая же: возможно, нам будет хорошо, а может – и не будет, возможно, мы родим детей, а может – и не родим, заработаем денег, а может, не заработаем. Это не значит, что если я всего этого не получу, то мой брак разрушен. Если я смогу достичь брака со Христом, то все остальное уже состоялось. А Христос поможет нам научиться общаться и любить друг друга не с корыстолюбием, но с бескорыстием. Это самое важное качество для семьи.

– Вы встречались и с монашествующими. Каждый монастырь – это тоже семья, где братия собирается вокруг своего духовного отца – игумена или духовной матери – игуменьи, если это женский монастырь. У нас в Белоруссии и России, в отличие от Греции и Кипра, большинство монастырей очень молодые: они были возрождены в последние тридцать лет, а то и меньше – и, наверное, имеют свои болезни роста. Отсюда такой интерес к Вам как к носителю святогорской монашеской традиции, одной из самых старейших в православном мире. И Вы видите, что есть стремление наладить жизнь монастырей по лучшим образцам монашества. А мы знаем, что монастыри как центры духовной жизни важны и не только для самой Церкви, но и для всего народа как духовные сокровищницы, духовные школы.

– Да, в дни нашего пребывания здесь у нас была возможность посетить несколько монастырей. Особенным благословением для нас было участие в общем собрании с игуменами и игуменьями монастырей Белоруссии. Мне удалось отметить, что есть очень хороший духовный материал. Игумены и игуменьи – это люди, которые по-доброму волнуются и беспокоятся о развитии своих обителей. Это люди, которые с большим смирением задают множество вопросов, чтобы узнать и услышать другие мнения. Я не заметил особенных проблем. Как и у нас, здесь ежедневно также происходит брань монахов в тех условиях, которые описаны у святых отцов. Монашество – это благословение для Церкви, и Христос наставляет монахов в духовной жизни.

Проблемы, которые могут возникнуть, могут быть связаны с относительно молодым монашеством из-за режима, который царил здесь до этого. Но это все постепенно пройдет. Монастыри имеют благословение, ибо мы видим, как они восстанавливаются, пополняются насельниками и имеют подвижников. И это в большинстве случаев молодые люди. Это хорошо и благословлено Богом. Меня все это весьма ободряет, и я очень доволен увиденным. Это то, что я смог понять из своего маленького опыта, а также из моего общения с игуменьями и игуменами. Я думаю, что с Божией помощью все будет очень хорошо.

– Напоследок хотелось бы услышать Ваши пожелания тем людям, с которыми Вы встречались в Белоруссии: братии и сестрам наших монастырей и всей молодежи, которая имела возможность с Вами общаться.

– Мои скромные пожелания для всех, чтобы в сердцах всегда пребывала любовь Христова. Это будет самым большим событием в жизни и ответом на все вопросы. Христос есть решение проблем человечества. Христос – ответ на поиски не только молодого человека, но и любого из нас, потому что Христос – наш Отец, Он всё в нашем бытии, и это вы найдете в единении с Православной Церковью. Христос основал Церковь, чтобы люди могли спасаться и находить Его в Святой Православной Церкви. Слава Богу, Православная Церковь существует, живет, возрождается, восстанавливается в Белоруссии и вообще на всем пространстве Московского Патриархата. И для нас это составляет большое благословение и большую радость. Желаю, чтобы благодать Божия покрыла весь мир и дала мир и любовь всем людям.

– Благодарим Вас за эту беседу, я надеюсь, она будет очень интересна нашим зрителям. Также хотелось бы выразить надежду, что мы еще встретимся или в Белоруссии, или в России, а Бог даст – и на Кипре.

– Желаю, чтобы Христос помог нам встретиться на Кипре, потому что насчет Белоруссии или где-либо еще я не могу знать, только Бог знает, но на Кипре, если есть воля Божия, мы бы с большой радостью увиделись с Вами.

– Большое спасибо за приглашение.

 

Специальный корреспондент Артем Махакеев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать