Архипастырь. Преображение Господне и Успенский пост

17 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– В гостях у нас я сегодня рад приветствовать епископа Среднеуральского Евгения, викария Екатеринбургской епархии. Владыка, добрый вечер, благословите.

– Добрый вечер, Дмитрий, добрый вечер, дорогие телезрители. Благослови всех вас Господь в этот тихий вечер (по-уральскому уже вечер) Успенского поста.

– Я хочу напомнить нашим зрителям, что мы работаем в прямом эфире. Вы можете дозвониться в нашу студию по прямому телефону 379-65-70 (код Екатеринбурга 343) и задать интересующий вас вопрос. Также напомню о возможности написать свой вопрос в комментариях в канун программы в социальной сети «ВКонтакте», в официальной группе телеканала «Союз». По мере возможности мы будем отвечать и на звонки, и на те сообщения, которые вы присылаете нам путем сообщений в Интернете.

Владыка, сегодня, конечно, хотелось бы поговорить о Преображении Господнем, празднике, который 19 августа Православная Церковь совершает, в эту пятницу уже, и в Успенском посту. Но прежде этого от всего сердца мы хотели вновь поздравить Вас с принятием епископского сана и немножко, может быть, поговорить об этом событии Вашей жизни. Сегодня день памяти семи отроков Ефесских, это престольный праздник екатеринбургского храма, который в народе принято именовать Храм Большой Златоуст. В течение определенного времени, почти два года, Вы были настоятелем этого храма и служили там в качестве священника. Сегодня Вы сослужили Божественную литургию вместе с владыкой Кириллом, митрополитом Екатеринбургским, в этом храме уже в качестве епископа. Можно сказать, такое произошло Ваше личное преображение. Поделитесь, какая для Вас это внутренняя перемена?

– Что касается внешних перемен, то, конечно, их много: и с новым именем, которое Господь дал в монашеском постриге, и с новым саном; это и новая ответственность, и, конечно же, благодать, но это такие вещи, о которых, я думаю, лучше поговорить спустя год, или два, или пять, когда придет какое-то уразумение: что снизошло, что Господь дал, что Он спрашивает и как это будет во времени развиваться. Скажу лишь, что принятию архиерейского сана, звания предшествовало принятие иноческого пострига. Конечно, это очень серьезный призыв к новому образу жизни, к новому отношению к жизни, в первую очередь, наверное, к внутреннему человеку, которого каждый в своем сердце носит. И это очень интересно.

Какие-то слова о том, что это высоко, благодатно – думаю, лучше почитать об этом в книгах у подвижников, которые имели возможность опытно узнать все стороны жизни монашеской. Но действительно перемена достаточно серьезная, и вспоминаются слова недавно бывшего здесь, у нас в Екатеринбурге, в гостях митрополита Лимассольского Афанасия. Он давал интервью одному из каналов новостных агентств. И такой диалог обычный: светский сугубо человек, журналист, и старец Божий разговаривают. Ну и какие вопросы? Вот, почему Вы решили? Вот, а как это получилось? И задает такой вопрос: «Ну а если вот Вам сегодня опять двадцать лет и вся жизнь впереди перед Вами, Вы бы встали на этот путь служения? Вы не жалеете о том, что Вы стали монахом на Афонской Горе, потом архиереем?» И он настолько горячо, искренне, такими простыми словами выразил одну мысль о том, что если бы и не один, а два, десять, сто раз ему предстояло заново родиться и стать перед этим выбором, то сегодня он свидетельствует о том, что ничего лучше на свете, на земле, в этом мире нет, чем тот путь, на который его сегодня поставил Господь и которым он сегодня идет.

И я очень бы хотел по прошествии времени (время всегда испытывает, проверяет, и расставляет Господь во времени все знаки, акценты, все то, что Он хочет открыть) как-то поделиться своим, рассказать, ну а пока: имя, образ жизни и, конечно, та невидимая Божественная благодать, которая через возложение рук архиерейских снизошла в Таинстве хиротонии… Об этом говорим устами, очами, сердцем верующим и стараемся не мешать Богу изменять то, что Он желает изменить в человеке, которому даровал монашеский подвиг и степень архиерейского служения.

– Ну и, наверное, будем надеяться, что у каждого из нас в жизни будет момент, когда мы будем готовы ответить точно так же, как митрополит Лимассольский Афанасий, что даже если бы тысячу или сто раз спросили, готов ли ты прожить жизнь именно так, как ты ее прожил, ты бы сказал «да».

– Да, когда люди спрашивают, хотел бы ты сейчас стать молодым… Вот тебе сейчас пятьдесят, хотел бы ты, чтобы тебе сейчас было двадцать? Ведь это то, что пропагандирует весь мир: стать молодым, приобрести вечную молодость. Чтобы когда тебе пятьдесят, выглядеть на тридцать. И самый правильный, самый дорогой сердцу ответ, когда говорят: нет, я бы хотел быть в том возрасте, и внешнем, и внутреннем, в котором я сейчас нахожусь, ничего лучшего для меня нет. Я не хочу снова двадцать. Или спросить человека, который благословлен семьей, детьми: хотел бы ты, чтобы у тебя было что-то другое? Когда человек понимает и с благодарностью принимает то, что ему Господь дал, ту жизнь, которую он прожил, те ошибки, которые он сделал, то, в чем он раскаялся, и те его соты духовные, которые он приобрел, для него это самое дорогое. Человек реально, трезво мыслит.

– Наш режиссер сообщает мне, что у нас есть первый звонок из Рязани.

Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

– Вопрос телезрительницы: «Добрый вечер, владыка. Добрый вечер, Дмитрий. Я и вся моя семья хотим поздравить владыку с таким назначением, укрепи Господи его и Матерь Божия. Мы очень рады, что любим смотреть вашу программу и всегда любим передачу с владыкой, а раньше с протоиереем. А теперь поздравляем сердечно. Всего вам доброго. Милости Божией владыке».

Владыка:

– Благодарим вас, дорогие сердцу рязанцы!

– Владыка Евгений, все мы в свое время побывали на первой службе. Это первая служба как человека, только что зашедшего в храм, дом Божий. Первая служба человека, которого Бог удостоил нести священническое служение в диаконском сане, священническом, архиерейском сане. И у каждой такой ступени есть открытия свои. Изначально ты вообще не понимаешь, что поют, о чем говорят… Ну, если изначально человек не подготовился и не изучил. Но так или иначе ощущение будет другое, нежели по книгам. Вот у Вас первая служба епископом, первая самостоятельная служба, какие для Вас лично были открытия?

– Тоже сложно об этом говорить, потому что сложно говорить о чувствах, так как, по слову пророка Давида, «всяк человек ложь», и те чувства, которые у нас возникают, могут быть такими, что к ним лучше не прислушиваться и не следовать им. Но все-таки нельзя не сказать о том, что большая радость, когда понимаешь, что то, к чему ты причастен, что тебе дано, открыто, это дано рукой Божьей.

Когда была служба в день памяти святого преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Дивеевском монастыре, за которой молились иерархи многочисленные нашей Церкви и Святейший Патриарх с сонмом архипастырей совершали службу и совершили это таинство, то, конечно, это и удивительный солнечный день, и скопление народа, людей, которые собрались почтить преподобного Серафима Саровского. И все это вместе создало такую особую атмосферу, особую почву, на которой первосвященническая молитва, возносившаяся Святейшим Патриархом, и то изменение, которое произошло в существе, – все это сложилось в один очень большой радостный, яркий вектор.

Пытаться его раскладывать на какие-то составляющие, какие-то «мурашки» или мысли, которые приходили, наверное, будет неправильно. Когда видишь большой красивый храм (я не архитектор, не художник и не специалист по всяким формам: как называются портики, как называются правильно элементы апсиды, какие части колонн), видишь только: большое, красивое – и радуешься этой красоте, которая есть. А приходит специалист и начинает рассказывать: «Эти элементы привнесены к нам из Византии. А вот это уже итальянские мотивы. А вот это русские. А вот это...» И пошел, пошел, пошел, и эта одна большая целостность распадается на много знаний: здесь история, здесь что-то... Это очень интересно, познавательно, и, конечно, специалисту это необходимо знать, но если мы рассматриваем храм не только как архитектурное строение, а как прекрасное творение рук, сердец человеческих для славословия Бога, то, в общем-то, эти детали, распадение на элементы, наверное, не так важны, а может быть, и неполезны. Ты видишь, что оно красивое.

Как Господь создал мир и сказал, что это добро, так и здесь не хотелось бы это большое единое целое разделять на части. Это добро, и ты понимаешь, что ты в этом добром, благом, величайшем деле, которое начал Господь две тысячи лет назад и оно будет продолжаться до Его Второго славного Пришествия. И что оно здесь сейчас совершается руками святых архипастырей при участии Церкви Христовой, при участии народа Божия, при участии Церкви видимой и невидимой, Церкви земной и небесной.

Вот быть посреди этого – это, наверное, как апостол Петр выразил на горе Преображения: «Господи, хорошо нам здесь быть. Давай построим три сени и останемся здесь». Как святому Серафиму Саровскому его ученик Николай Мотовилов в зимнем лесу говорил о том, что хорошо и ничего больше не нужно, весь мир окружающий теряется, растворяется; находиться здесь, посреди благодати Божьей – достаточно этого. Вот что-то такого качества Господь совершил, даровал, и можно сказать только: слава Тебе, Господи, чему он стал свидетелем.

Еще скажу об одном наставлении, которое слышал совсем недавно от одного монаха, опытного монаха, духовника, старца, игумена монастыря, с которым совершали Божественную литургию. Он сказал, что очень важно священнику каждую Божественную литургию совершать так, как он совершал свою первую. Чтобы последняя литургия его жизни была совершена в таком же состоянии сердца, души, подъема, как и совершена первая. И чтобы каждая служба, на которую приходил священник (продолжим эту мысль – христианин), была для него как первая. Никто не гарантирует, что завтра, послезавтра или через год у тебя будет возможность прийти в храм Божий и быть за Божественной литургией. Поэтому хранение этого радостного, удивительного состояния, которое Господь даровал (кому-то, может быть, за первой службой в жизни, кому-то, может быть, не за первой) очень дорого, важно, и, конечно, такое наставление богомудрого старца, думаю, будет полезно и для меня, и для каждого христианина, который сегодня участвует в нашей беседе, нашем разговоре.

– Я напомню, что мы работаем в прямом эфире. Вы можете дозвониться до нашей студии по телефону 379-65-70, код Екатеринбурга 343.

У нас есть еще один звонок. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, откуда Вы нам звоните.

Вопрос юного телезрителя: «Добрый вечер, я хотел бы задать вопрос. Вы, пожалуйста, извините, он не по теме. Когда Адам и Ева жили в раю, их соблазнял дьявол под видом змея. Как он туда проник, если это был рай?»

– Мы читаем Книгу Бытия, где написано, что создал Господь рай, насадил в нем древо жизни и древо познания добра и зла, что реки истекали из рая, и все подробности... Если бы было сказано, что построил Господь такую ограду, забор, за которую указал дьяволу не заходить, тогда было бы странно, что дьявол взял и через эту ограду перешел. Но Господь устроил рай так, как Он желал его устроить, и пожелал, чтобы в раю находились свободные личности, Ему подобные свободные существа – Адам и Ева. И попущение того, что падший дух принял образ змея и вступил в диалог с Евой, это не случайность и не ошибка, в этом как раз был Промысл Божий.

Если мы дальше Библию почитаем, полистаем и дойдем до другой книги – Книги Иова, там тоже замечательная история. Замечательный человек, добрый, богобоящийся, любящий Господа Бога, по имени Иов, у которого все хорошо, всего много… И вдруг описывается диалог: как раз дьявол говорит Богу, что этот человек такой хороший только по одной причине, что у него все хорошо, все есть, он сыт, он здоров, у него полное изобилие дома, у него дети. А если бы у него чего-нибудь не было, то тогда можно задать такой же вопрос, какой и вы задаете: а почему это вдруг Богу надо разговаривать с дьяволом? Какая в этом необходимость? Прогнал бы Он его с порога и сказал бы ему: «Иди туда, в тьму кромешную».

Но Господь вступает в этот диалог. И более того, Он дает свободу дьяволу и говорит: «Действуй. Действуй. Хорошо, забери у этого человека дом, семью, богатство, здоровье и посмотри, как он себя будет вести в этих стесненных, невыносимых для человека условиях». Перестанет ли он любить Бога, перестанет ли быть таким праведным? И в книге последовательно описывается, как через внешние потрясения, обстоятельства дьявол забирает у этого человека все, когда тот остается абсолютно нищим, абсолютно больным, оставленным всеми на куче мусора, в болезни, в отчаянии. Его спрашивают, его искушают, его пытаются вывести на то, что Бог его оставил, за что же он Его любит? А он говорит: «Господь дал. Господь отъял. Буди имя Господне благословенно отныне до века».

Вот в этих словах, в этом отношении он показал свою истинную, глубинную праведность, целостность. Если бы в первом разговоре со змеем Ева явила что-то подобное, сказала бы: «Нет, Господь все премудро устроил и не сказал Он мне те слова, которыми ты пытаешься меня обмануть. Буди имя Господне благословенно отныне до века», – то ход человеческой истории совершенно иначе бы развернулся. Но история не терпит сослагательного наклонения, поэтому Господь, для того чтобы испытать, чтобы открыть человеку всю полноту его богоподобной свободы, рискует. И Он подверг этому риску Еву с Адамом, Он подверг этому риску праведного Иова, Он подвергает этому риску каждого из нас, когда дает нам свободу поступить по заповеди или против Него.

Поэтому появление дьявола в образе змея в раю – это часть премудрого, таинственного Промысла Божия, который Он совершает о созданных Им творениях, о мире, в котором мы живем, и о нас самих. Почему так Господь захотел, Он расскажет нам тогда, когда придет во Втором Своем Пришествии и откроет все, что доселе от нас сокрыто. Поживем по заповедям Божьим, будем Бога любить, исполнять все то, чего Он от нас ожидает, и тогда в Своем Втором Пришествии Он расскажет обязательно, во всех подробностях откроем, почему Он именно так поступил. И мы, узнав это, прославим Его премудрость, Его любовь к Своему творению.

– Спасибо Вам за этот ответ. У нас, сообщают, еще один звонок есть.

Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

– Телезритель: «Добрый вечер. Евгений, Белгородская область. В Евангелии от Матфея, в 16-й главе, кажется, Христос, обращаясь к ученикам, апостолам, говорит: "кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной". Но в то время крест ведь не был прославлен, то есть распятия еще не было. Могли ли апостолы понять, о каком кресте идет речь? Если они понимали, то почему тогда все разбежались во время казни, кроме Иоанна? А если не понимали, то получается, что Он обращался к будущим христианам, к нам. Объясните мне».

– Вообще в Евангелии встречаются такие пророческие слова, когда Господь говорит, что «сейчас вам не дано это знать», но когда воскреснет Сын Человеческий или Дух Святой откроет вам. Можно отнести эти слова к одному из таких пророчеств. Не все было дано апостолам понимать тогда, когда это произносилось, а смысл многих и многих слов, притч, чудес открылся апостолам уже по воскресении Христа или по сошествии Духа Святого на апостолов. Ну и добавим: более того, в Евангелии описана лишь малая толика того, что говорил Христос, чему Он учил Своих учеников, что Он им открывал. А открыта в Евангелии именно та достаточная часть, которая нам, уже читающим это Священное Писание, полезна для спасения.

То есть, конечно же, Дух Святой двигал рукой и сердцем евангелистов, писавших строки Святого Евангелия, недаром апостол Иоанн Богослов говорит, что «если бы все писать, то, думаю, всему миру не вместить книг». Если бы апостолы сели и стали скрупулезно описывать вообще все пророчества, все слова, то это были бы, конечно, колоссальные библиотеки. Но вот этот минимум, который обращен к нам, ученикам, принявшим веру от апостолов, конечно же, содержит пророчества о грядущем кресте.

Хотя есть и мнения такие, что и тогда слово «крест» воспринималось как распятие Господа нашего Иисуса Христа. Но крест как таковой достаточно древний символ, прообразованный некогда в Ветхом Завете. Но историки, исследователи религии говорят о том, что в древних дохристианских религиях этот символ креста имел особое сакральное значение. Особое отношение было к этому символу, знаку. Поэтому они могли вообще как-то особо воспринимать это свидетельство о том, что должны взять свой крест как некое бремя ответственности и последовать за Христом.

Мы воспринимаем это сегодня уже в свете того откровения, которое было дано нам в сошествии Духа Святого на апостолов, откровении святоотеческом, и для нас сегодня тут уже нет никаких теней, догадок о том, что Господь, конечно же, говорит о кресте каждого из нас, о нашем жизненном кресте, который мы должны принимать как крест жизни, дарованной нам Спасителем, на который Господь взошел по послушанию Отцу Своему с любовью, желая спасти род человеческий. И что если мы свои тягостные жизни обстоятельства будем воспринимать как с любовью, дарованной нам Богом, нести без ропота, с благодарностью Богу, то великое дело спасения рода человеческого, которое Христос совершил на Кресте, совершится и в нашей собственной жизни.

И Крест Христов, это древо трехсоставное, на котором был распят Христос, дается нам и возлагается через жизненные тяготы и болезни, через нестроения, которые мы несем. Мало кого из христиан в процентном отношении буквальным образом распяли на кресте, но множество святых несением своих жизненных крестов вошли следом за разбойником в Царствие Небесное. Такое это пророчество, дорогое сердцу каждого крестоносца, каким является любой христианин.

– Наши зрители пишут Вам, владыка, вопросы еще и в социальной сети «ВКонтакте». Илья Тимкин спрашивает: «Владыка Евгений, читали ли Вы книгу иеромонаха Тихона "Архиерей"? Если да, то как Вы считаете, образ епископа, описанный там, часто повторяется в реальности или больше романтизирован?»

– Я достаточно давно читал эту книгу, но прочитал ее на одном дыхании. И, конечно, даже в предисловии к этой книге содержался некий ответ на этот вопрос, что в образе архиерея, представленном отцом Тихоном, некий собирательный образ, то есть не какой-то список с современника отца Тихона, а это образ архиерейского служения, типичного для XIX – начала XX века. Но я бы продолжил: у меня была возможность пообщаться с достаточно широким спектром людей, которые облачены вот этой архиерейской благодатью, в различных обстоятельствах: и в официальных, и в неофициальных, и в спокойных, и в каких-то критических ситуациях, когда видишь, как человек принимает решения, как он реагирует на внезапно возникшие, непредвиденные обстоятельства (то, что мы в сердцах называем искушениями).

И удивительно: практически во всех этих случаях то, как вели себя архиереи Божии, во многом соответствовало тому образу, который представил нам отец Тихон в своей книге. Это искреннее стремление исполнить Евангелие Христово, исполнить заповедь Божию не формально – с любовью к Богу, с любовью к человеку, мудро, опираясь на колоссальный жизненный опыт, который есть у святителей Божьих, у архиереев. И никакого диссонанса не возникает. Вспоминаешь, вот отец Тихон там написал: вот он святой человек, вот он как живет. А те архиереи, лица которых мы сегодня видим на телеканале «Союз», разве чем-то отличаются?

Мой жизненный опыт свидетельствует о том, что это действительно служители Божии и у престола Божия, и среди народа Божия. Это люди, которые стараются всей своей жизнью исполнить Евангелие так, как это старался исполнить главный герой книги. Конечно, обстоятельства у всех разные, и не у каждого встречаются такие батюшки, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, ровно такие проблемы в пастве, как описано в этой книге, но есть отношение, попытка слушать ответ Божий: «Господи, а как мне быть? А как мне поступить?» И в том, что делают люди, – явное свидетельство, что они слышат: Господь им открывает, как следует поступить для пользы Божьей. Можно писать с них точно такую книгу, и она будет не менее ярким свидетельством, что Христос в Церкви живет и действует.

– У нас еще один звонок: «Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста».

– Телезрительница: «Здравствуйте, меня зовут Татьяна. У меня вопрос к владыке такой. В Преображении Господнем Господь показал Свою славу. В Царствии Небесном, Царствии славы, нужна ли будет такая благодетель, как смирение? Просто я слышала мнения некоторых христиан, которые считают, что смирения там не надо, там будет просто прославление Господа, славословить будем – и все, а как таковой добродетели смирения там не нужно. Все-таки надо или нет? Спасибо».

– Да, спасибо. Но Вы меня спрашиваете так, как бывает, когда возвращается космонавт с орбитальной станции: «Расскажите о космосе, невесомости. А звезды, а Земля, а восходы и закаты…» Тут он и рассказывает: «на таком-то витке вокруг Земли мы видели такие красоты, такие… А вот невесомость...» Рассуждать о том, какова жизнь спасенного человека в Царствии Небесном и что из себя представляет прославление, что из себя будут представлять иные добродетели, конечно, будет дерзновенно, если я начну рассказывать, что там есть и чего там нет.

Но все-таки чтобы не оставлять вопрос без ответа, напомню слова святого аввы Дорофея о смиренномудрии, о том, что смиренное мудрование является первейшей добродетелью, которая помогает взрастить в душе христианина и иные многочисленные добродетели, которые Господь желает видеть в человеке. Господь наш Иисус Христос явил смирение многократно, смиренное послушание Богу Отцу, смирение Своего Божественного естества, Своей Божественной славы в этом теле бренном, в котором Он явился. Смирение явила Матерь Божия, и Она Сама говорит, что Господь призрел именно на смирение Ее.

Через это смирение в дальнейшем открываются нам все удивительные, непостижимые для ума человеческого добродетели Пресвятой Богородицы. Смирение являли апостолы Христовы, особенно уже после воскресения Христа, когда они, носители Божественной благодати, те, которые питали хлебами тысячи людей, которые изгоняли бесов и исцеляли больных, своими стопами обходили весь мир и своими руками добывали хлеб насущный. Дальше смирение прочитывается в подвиге любого святого, вне зависимости от того, какой образ жизни у него был на земле и каким подвигом он вошел в Царствие Небесное.

Поэтому смирение общее для любого святого человека. И было бы странно, что человек здесь на земле во смирении благочестно пожил, а когда его святая душа восходит на небо, то как через какое-то сито, марлю, добродетели куда-то отсеиваются, а он оказывается в каких-то других состояниях, оказывается в славе. Скорее, то, что мы называем славой Божией, это хваление, прославление Божества, оно как белый свет. Белый свет, если его через призму разложить, превращается в радугу, то есть спектр белого света состоит из множества цветов. И можно уподобить славу Божию, которой живут святые, этой полноте белого света, а к этой полноте человек устремлялся уже через то, что уже жил и в своей жизни взращивал какие-то оттенки, какие-то части этого спектра, которые он мог вместить в своей земной жизни. А полнота этих добродетелей уже являет славу, которая открывается перед ним, славу Божию. Полнота святости Божественной.

Не знаю, насколько понятно и доходчиво мы порассуждали, но в итоге, чтобы уж совсем кратко ответить на Ваш вопрос, я думаю, что в Царствии Божьем, в славе Божьей живет и прославляет Бога и смирение, никуда из Царствия Небесного оно не изгоняется.

– Владыка, наша зрительница, задавшая этот вопрос, напомнила нам, что скоро праздник Преображения Господня – в пятницу, 19 августа. Предлагаю поговорить об этом торжестве. Расскажите, что это за праздник и какой духовный смысл сегодня он несет для нас?

– Это мы сейчас воспринимаем как праздник, а так это конкретное историческое событие, которое Иисус Христос пожелал открыть перед Своими учениками, когда взошел вместе с ними в Галилейской стране на гору и, молившись, изменил Свой вид. Ученики, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, увидели своего Учителя в совершенно ином виде, нежели они видели Его до того. Его одежды стали ослепительно белыми, Его лик просиял как солнце, и в этой славе Он беседовал еще с двумя людьми, которые к тому времени уже не жили на земле. Это были святые Илья и Моисей. Как ни странно, они беседовали об исходе Иисуса Христа, об окончании Его земного служения.

В Евангелии не передаются диалоги или особенности этой беседы, скорее, акцент делается на том, что ученики были поражены этой славой, им было очень хорошо находиться в этой славе, этом свете, и Петр даже от лица остальных учеников выразил желание остаться там. Все, что они видели до этого на земле, потускнело, обезвкусилось, и уже не хотелось к этому возвращаться, хотелось находиться здесь. В этой славе они услышали свидетельство Бога Отца: «сей Сын Мой возлюбленный», на них снизошла слава, они попадали на землю.

Когда мы придем в храм (завтра вечером 18 августа или 19-го в сам день Преображения), увидим икону Преображения, на которой это мгновение как раз запечатлено: Иисус Христос, беседующий со святыми пророками, в славе: в белом блистающем одеянии, от Него исходят лучи света; апостолы упали на землю, обувь отлетела в сторону, то есть они не просто прилегли, а упали на землю. Но от этого падения на камни им не плохо и не больно; они упали на землю перед этой славой, и ничего более радостного и желанного они в своей жизни не испытывали и не переживали. Слава Божия осенила их, и когда апостолы очнулись, они уже увидели, что нет ни Ильи-пророка, ни Моисея, только Господь Иисус Христос в Своем привычном для них обличье.

И Он просит, чтобы они об этом никому не рассказывали в пустых, суетных разговорах, до того времени, как Он воскреснет из мертвых. В этот момент открылась слава Божия. Святитель Николай Сербский говорит, что это не какое-то особое действие, что Богу надо было привлечь какую-то силу, благодать свыше, открыв ее перед апостолами. Скорее, обратное: для Бога было трудом скрывать эту славу. И до этого момента преображения, от Благовещения Пресвятой Богородицы, от Рождества Христова до Его выхода на проповедь и все время общественного служения и после – до распятия и воскресения – Иисус Христос скрывал Свою Божественную славу под дебелой плотью человеческого естества.

Здесь Он открыл, показал, Кто Он все-таки на самом деле есть. Что Он есть Бог. Что Он есть Ипостась Святой Троицы, о чем засвидетельствовал Бог Отец гласом Своим. И это было очень важно увидеть апостолам, побывать в этой славе, для того чтобы уже не осталось никаких сомнений ни до сошествия Духа Святого, ни после в том, с Кем они жили и Кого они видели и слышали в своей жизни. Хотя, если вспомнить, среди находившихся на горе трех учеников апостол Петр спустя непродолжительное время говорит: «Не знаю этого Человека».

Вот эта слава, которую он увидел, благодать, которая ему открылась, не воспрепятствовала его свободной воле в страхе отречься от своего Божественного Учителя. Это даже в какой-то мере ответ на вопрос тех людей, которые говорят: «А что, вот бы пришел Бог в славе, показал, какой Он великий, все бы увидели эту благодать – никто бы не захотел нарушать Его заповеди, никто бы не захотел поступать против Его воли, все бы стали слушаться». Апостол Петр отвечает, что нет.

Как он, свидетель этой славы, поступил против совести, против своих собственных слов, против любви Божией, так же и человеческое, искаженное грехом естество до тех пор, пока не будет уврачевано жертвой Христовой на кресте, не способно к тому, чтобы жить в этой славе, только на мгновение стать свидетелем. И мы тоже в праздник Преображения вспоминаем, сопереживаем, восходим вместе с апостолами на гору Преображения. По преданию, это гора Фавор в Святой Земле. Кстати, в этот день, именно в день православного торжества Преображения (ни в католический, ни в какой-то иной, а в православный), сходит особое, необычное облако на гору Фавор, покрывает ее, напоминая о том, как облако славы Божией покрыло эту гору, когда на ней стояли стопы нашего Господа.

Но есть и внешняя традиция, которая всем известна. В этот день приносятся в храм плоды нового урожая: яблоки, винограды, ягоды особо крупные – арбузы. Приносится то, что Господь даровал в это лето людям собрать с полей, приносится для того, чтобы, как некогда в Ветхом Завете начатки всяких плодов приносились в жертву, так и мы тоже приносим, благодарим Бога за эти плоды, которыми Он будет нас питать в течение грядущего года, благодарим за то, что земную пищу Он дает нам и не скрывает от нас и пищи небесной.

– У нас осталось буквально четыре минуты до окончания эфира. В завершение я бы хотел задать вопрос, касающийся поста. Успенский пост продолжается, закончится он только на следующей неделе в день памяти Успения Пресвятой Богородицы. Все равно пост – это время для нас испытаний, многодневного подвига, за который должно произойти наше личное преображение. Как это оставшееся время провести с пользой? Что делать, чтобы это все-таки произошло?

– Множество дорожек, путей... Как говорят, все дороги ведут в Рим: любое духовное делание, которое мы будем совершать с усердием, с любовью посвящать его Богу, приведет нас так или иначе к нашей духовной пользе, к нашему приближению, вхождению в поле действия Божественной благодати. Но все-таки пост Успенский особо посвящен Пресвятой Богородице. Чему посвятить? Конечно же, церковной службе, конечно, покаянию в своих грехах и причащению Святых Христовых Таин. Это общее, без этого не может быть вообще ничего.

Но все-таки как провести с пользой? Каждый год я рекомендую прихожанам, и сам стараюсь к этой радости приобщаться, – открыть книгу, которая называется «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» и почитать. Это немаленькая книга, но в ней мы найдем все, что ищет сердце узнать о Пресвятой Богородице, ветхозаветные пророчества. Как постом мы читаем Библию, так здесь мы тоже читаем Ветхий Завет, но сугубо посвященный тайне Рождества, Приснодевства, Успения Пресвятой Богородицы, – это все события Ее земной жизни и то, что отражено в Священном Писании, и то, что сохранено бережно в Священном Предании. Через что, как не через это чтение, можно обновить в уме и сердце все дорогие, драгоценные для христианского сознания события земной жизни Пресвятой Богородицы?

Когда мы начнем читать акафист или когда придем в храм в праздник Успения и будем слушать стихиры и каноны этого праздника, то богатство, которое мы почерпнули из этой богатой книги, оживет, оно всколыхнет наше сердце, даже если оно до этого было сухим и застоявшимся. Замечательное есть творение святителя Димитрия Ростовского, которое называется «Песнопения Пресвятой Богородицы, составленные по подобию псалмов», то есть, по сути, Псалтирь, которую переложил святитель Димитрий Ростовский в прославление Пресвятой Богородицы.

Ну и конечно, всем известные акафисты Пресвятой Богородице тоже большая польза. Каждый для себя найдет какое-то умное делание: почитает Богородичное правило по четочкам, побывает в храме, особенно на празднике, когда мы прославляем Божию Матерь этим постом. Например, в ближайшее воскресенье день памяти Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Вчера мы встречали здесь, в Екатеринбурге, список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, которую написали на Святой Горе и с любовью преподнесли в дар нашему городу, нашей епархии. Участие вот в таких живых службах, в таком соприкосновении с Божьей Матерью в сакральном пространстве храма, конечно, согреет, напитает, освятит и приведет нас к празднику Успения не пустыми, нагими, голодными, а утешенными, согретыми Божьей благодатью.

– Владыка Евгений, спасибо Вам за эту беседу. Божьей помощи на Вашем архипастырском служении.

– Благодарю Вас, Дмитрий, и вас, дорогие телезрители, за участие, и внимание, и молитвенное участие в наших встречах, наших беседах. И как всегда, просим вас сугубо помолиться за всех тружеников телеканала «Союз», тех, кто дарует нам возможность слушать друг друга, поучаться и прославлять нашего Господа Иисуса Христа.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать