Архипастырь. Митрополит Викентий

16 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Передача из Екатеринбурга. 

– Владыка, как постоянный член Священного Синода Вы бываете в разных городах и странах. Каково сейчас отношение общества к царственным страстотерпцам? Становится ли их почитание более осознанным или это отношение меняется в противоположную сторону, в сторону неприятия? Каковы Ваши наблюдения?

– Действительно, я встречаюсь со многими людьми в разных регионах и эту тему всегда специально затрагиваю, чтобы узнать, как люди реагируют на почитание святых царственных страстотерпцев. Я очень рад, что многие люди их почитают, причем с особым благоговением, с любовью. Люди пытаются даже распространять везде и всюду, где они бывают, о тех достоинствах, о тех благих и добрых делах, которые совершали и совершают сейчас, молясь за нас и помогая нам, святые царственные страстотерпцы.

Есть люди, начитавшиеся разных книжек, но, когда начинаешь с ними говорить, слава Богу, они сразу переключаются, говорят: «Мы этого не знали, мы думали, что это так», не упорствуют, не стоят на своем. Когда доводишь до людей некоторые данные, архивные свидетельства, люди принимают это и благодарят за то, что им рассказали то, о чем они раньше не знали, открыли тайну.

Очень отрадно, что люди хорошо воспринимают информацию. Недавно я был в Санкт-Петербурге на Синоде и посетил Смольный. Мне показали места, где был Ленин, где он издавал свои декреты. Потом я спросил женщину, сопровождавшую нас и рассказывающую о том, что было в этом здании в первые дни советской власти: «Как Вы относитесь к царской семье?» Она ответила: «Очень позитивно». Я ее спросил: «Вы упомянули, что царь отрекся, а знаете ли Вы, что есть свидетельства о том, что он не отрекся?» Она ответила: «Да, конечно. И невозможно было, чтобы он отрекся, потому что он был таким человеком, который не мог отречься, он очень любил свою страну, свою державу. Мы просто привыкли так говорить, а на самом деле, если логически подумать, невозможно, чтобы он отрекся». Вот с такими случаями я сталкиваюсь при встречах с людьми.

– Владыка, а как в Средней Азии? Я знаю, что перед вылетом паломнической группы, которую Вы привезли на Урал, Вы беседовали с ними именно о царственных страстотерпцах. Есть ли интерес у нынешней паствы к их личностям?

– К сожалению, когда я приехал, паства моя не совсем понимала смысл деятельности царственных страстотерпцев, и, когда мы начинали говорить об их достоинствах, о делах, которая совершала в своей жизни царская семья, они удивлялись: «Как? Откуда Вы это взяли?» И мы давали людям более конкретные свидетельства из архивных данных, я им говорил: «Если вы мне не верите, приезжайте в Екатеринбург, там есть Музей царственных страстотерпцев, в котором есть все самые важные документы, свидетельствующие о том, что делали для России царь и царская семья».

Мы каждый год проводим праздники в честь царственных страстотерпцев. Сейчас у нас организована большая выставка, посвященная им. Мы показывали эту выставку министру иностранных дел Лаврову Сергею Викторовичу, который высоко оценил нашу деятельность. Будут организованы различные мероприятия, концерты, связанные «с царскими днями», и будут выступления наших священнослужителей, которые расскажут о тех позитивных делах, подвигах, которые нес царь и святые царственные страстотерпцы на нашей земле.

Я думаю, что в Средней Азии, в Киргизии (Кыргызстане), в Таджикистане, в Узбекистане к царской семье относятся с любовью, с уважением и с почтением, потому что мы организовываем очень много мероприятий, посвященных царской семье.

Вчера, когда приезжал министр, наши дети экспромтом спели хорошую, умилительную песню о царской семье. Это было очень приятно.

– Рядом с царственными страстотерпцами были их верные слуги, у которых была возможность сойти с этого пути, но они предпочли быть верными. Точно так же вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой Феодоровной и инокиней Варварой были спутники – князья дома Романовых, и не только они, разделившие этот голгофский подвиг, но ни те, ни другие не прославлены в лике святых. Можно ли в перспективе ожидать их прославления? Реально ли это?

– Конечно, мы высоко ценим их подвиг. Действительно, спутники царской семьи и преподобномученицы Елисаветы совершили большой мужественный подвиг – быть с ними рядом до конца жизни, несмотря на то, что перспективы на благополучную жизнь, как люди обычно мечтают, у них не было. Они видели, что дело идет к очень серьезным и страдальческим путям жизни этих людей. Но, несмотря на это, они все равно пошли за ними. Это большой подвиг, это преданность, это верность, и это нужно высоко оценить. Есть комиссия по канонизации святых, которая имеет определенные параметры, для того чтобы определить – причислить к лику святых или не причислить. Комиссия исследует, работает в этом направлении. Не будем предвосхищать их деятельность, а будем молиться, чтобы Господь Сам указал.

– Поговорим о новомучениках и исповедниках Российских. Мы сейчас ищем героев, на кого бы равняться: в любое время хочется, чтобы были какие-то идеалы и ориентиры. Но ведь они и являются настоящими героями, о которых должны слагаться легенды, песни, сниматься фильмы, что-то такое должно быть, что раскрывало бы их жизнь и открывало их имена широкому кругу. А этого ничего не происходит. В лучшем случае новомученика, его житие, его подвиг знают в том храме, где он служил, или на том месте, где он был убит, а таких мест по России миллион. На этом все. Больше в этом отношении (если так можно выразиться) повезло святителю Луке Войно-Ясенецкому, потому что очень достойный художественный фильм сняли именно по его житию. По царственным страстотерпцам фильмография бывает разная: есть совершенно отвратительные произведения, а есть и добрые, и правдивые. Как Вы полагаете, что должно делаться, для того чтобы новомученики, новенькие в сонме святых, стали известными? Мы привыкли к святителю Николаю, к святой Екатерине, к святому Георгию (много можно перечислять), но появляются новые имена. С одной стороны, говорят, что старый друг лучше новых двух, а с другой стороны, это друзья, которые жили рядом с нами и практически в наше время.

– К сожалению, мы сейчас еще недооцениваем подвиг и труды наших новомучеников и исповедников Российских. Мы считаем, что они были рядом, и мы хорошо знаем, как они жили. Конечно, есть такие жития, которые не совсем, казалось бы, на высоком нравственном уровне, и мы относимся к ним немного по-другому, чем к тем святым, которые жили давно, особенно к мученикам первых веков христианства. Но когда мы смотрим на те мучения, которые они терпели в новое время, то они даже в некоторых случаях превосходят те мучения, которые терпели первые мученики. Может быть, люди этого не знают, думают, что расстреляли – и всё, а на самом деле перед расстрелом они претерпевали страшные, ужасные мучения, чем показали верность вере Христовой, показали свою твердость и не предали свою веру. А переубедить людей, чтобы они отреклись от веры, старались очень сильно, но наши новомученики показали твердость, совершили мужественный подвиг стояния в вере при всех условиях, которые создавались, чтобы человек отрекся.

Надо больше об этом говорить, через книги, фильмы рассказывать об этом, и Русская Православная Церковь активно участвует в этой деятельности. Издательским Советом было принято решение о том, как распространять прославление новомучеников. Священным Синодом было принято определение, чтобы во всех епархиях активизировать деятельность по прославлению наших новомучеников. То есть Церковь говорит людям, чтобы они обратили внимание на новомучеников и исповедников Церкви Русской, окунулись в жизнь тех тяжелых годов, ведь, когда читаешь их жития, удивляешься мужеству, вере, которую они имели.

Есть еще такая проблема: дело в том, что жития новомучеников написаны не житийным языком, а протокольным: как их допрашивали, что они говорили, что им говорили. Наша важная работа заключается в том, чтобы составить жития в таком виде, в каком мы привыкли это читать у святителя Димитрия Ростовского. Может быть, найдутся люди, имеющие такой талант изложить житие того или иного святого именно в таком направлении, ведь среди них были и дети, и молодые люди, и священники, и миряне – все слои населения прошли через это горнило испытания, стояния в молитве, стояния в вере и благочестии перед таким страшным, ужасным гонителем и мучителем. Я думаю, что даже наше сегодняшнее напоминание о новомучениках и исповедниках Церкви Русской тоже будет содействовать тому, чтобы люди обратили на них внимание.

Нужно читать о них: жизнь этих святых очень интересна. Даже если мы читаем это как некие протокольные свидетельства, и в этом можно увидеть и усмотреть очень много между строк о жизни новомученика и исповедника Христова.

– И каждый христианин, который узнал о местночтимых новомучениках, пострадавших и совершивших подвиг, может в храме рассказывать это и другим людям.

Теперь хочется сказать несколько слов и о палачах. Такое ощущение, что в обществе происходят очень тревожные процессы: мы знаем про памятник Сталину, установленный в Тверской области; в Москве пройдет официальный референдум по вопросу восстановления на Лубянской площади памятника Дзержинскому. Еще 10 лет назад такое представить себе было невозможно, а сейчас это обсуждается на серьезном уровне! Как Вы оцениваете эти движения? Что такое происходит?

– Мы должны определиться в том, что дать нашему обществу, какой образец для подражания в разных сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в трудах, которые несет простой человек. Мы знаем, что в советское время ставили на пьедестал почета лучших людей, которые трудились, приносили пользу людям. На них можно было равняться и подражать им. Памятники обычно ставились тем людям, которые были светом для общества, кому человек мог подражать. Надо такие критерии иметь в нашей жизни и к этому стремиться.

Помню, когда я был в Екатеринбурге, мне люди рассказывали, что дети, проходя мимо памятника Ленину, спрашивали: «Кто он такой, хороший или плохой?» Отвечаешь: «Не очень хороший». Спрашивают: «А почему тогда памятник ему стоит?» И не знаешь, как объяснить ребенку. Когда он станет постарше, то прочитает, что при Ленине было много крови, жестокости. Конечно, нам нужно разобраться в том, что мы хотим дать нашему народу. Если хотим дать людям добро и примеры добродетельной жизни, то надо именно это делать. Как принято в русском народе: надо ставить в пример человека, который провел жизнь в святости. Надо кристально чистого человека ставить на пьедестал почета, чтобы он был человеком, которому можно подражать во всем.

– Бывает, что даже православные люди поддерживают дань уважения Сталину или Дзержинскому, говоря, что это личности исторические. Главный православный аргумент: «Не смейте никого осуждать». Считается ли осуждением рассказ о том, что эти люди сделали, изложение фактов их биографии? Мы имеем право доносить эти сведения до людей, если они идут с негативной оценкой? Или это все-таки оправданное напоминание о том, что это был за человек, каковы последствия его деятельности, для того чтобы мы поостереглись его превозносить и на него равняться?

– Я уже говорил, что нужно определиться с пониманием, кого нужно превозносить, кого почитать, на кого можно равняться. Сейчас, к сожалению, по телевидению и в обществе нет такого определения: все хорошие, все плохие, а все имеют и то, и другое. Граница между добром и злом утеряна, потому так у нас и получается. Когда мы поставим границу между добром и злом, то мы будем более серьезно к этому относиться. Уважаем человека или не уважаем – это каждый человек решает для себя лично. Но чтобы ставить человека на почетное место, нужно серьезнее к этому относиться. Каждый может по-своему оценивать того или иного человека, послужившего в истории, но, чтобы ставить человека на пьедестал почета, нужно быть более определенным. Мы должны определиться, кого ставить.

– А для того чтобы определиться, получается, что надо поднять факты, которые не всегда добрые. Нас порой за это упрекают: «Вы осуждаете, это грех».

– Это не осуждение. Мы просто определяем, что есть добро и что есть зло. Мы не говорим о том, что тот или иной человек такой-сякой, но если есть негативные факты, мы так и говорим, что они есть. Как мы определяем в жизни Церкви: если он святой, то святой. Поэтому комиссия по канонизации святых очень щепетильно относится к каждому человеку, и если есть хоть что-то, что позволяет усомниться в его святости, то его уже не причисляют к лику.

Думаю, что так же относительно уважаемых людей, которых мы хотим выделить. Да, мы знаем, что он историческая личность, сделал то-то и то-то, но, чтобы поставить его на пьедестал почета, нужно определиться конкретно.

– А для этого надо максимально объективно изучить материалы – и хорошие, и плохие.

Вернемся к царской теме. В начале июля распоряжением премьер-министра России Д.А. Медведева была образована Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением находящихся в Государственном архиве РФ останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Вот такая формулировка. Как Вы относитесь к этой инициативе?

– В то время когда было исследование этих останков, я здесь был и прекрасно помню натиск со стороны некоторых властных людей, направленный на то, чтобы получить именно этот результат. К этому нужно относиться очень серьезно и внимательно, потому что есть и другие мнения у ученых – специалистов в этой области.

Мы не специалисты и не можем дать никакую оценку, мы слушаем специалистов. Если в числе многих специалистов есть разномыслия, нужно к ним прислушиваться, потому что они знают этот вопрос, эту проблему лучше, чем мы. Спешить не надо, надо стараться все урегулировать и дать возможность каждому из ученых высказать свое мнение.

– Дело в том, что сама формулировка уже утверждает, что это останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, что не признано Русской Православной Церковью. Это же непризнание касается и тех, якобы царских останков, которые захоронены в Петропавловской крепости. Слава Богу, что они по-человечески преданы земле. Но дальше возникает вопрос: это святые мощи или останки убиенных людей, к которым надо отнестись с почтением, помолиться за них (но все-таки останки не царские)?

– Останки не царские: об этом говорят люди этой области науки. Это не мое личное мнение. Мы знаем, что царскую семью полностью на Ганиной Яме уничтожили огнем, серной кислотой и известью.

– И это продолжалось двое суток.

– Около трех суток. У нас в музее есть свидетельство, что было использовано 11 пудов (77 литров) серной кислоты! Что еще говорить?

– Будем надеяться, что комиссия действительно имеет желание разобраться и, может быть, те выводы, которые будут сделаны, на этот раз будут достойны доверия.

13 июля состоялось заседание Священного Синода, в котором Вы принимали участие как постоянный член этого органа. На нем рассматривался проект документа «Важность поста и его соблюдения сегодня». Синод этот документ одобрил. О чем в нем говорится? Будут ли какие-то послабления или, наоборот, утверждена та практика, которая сформировалась веками и существует в Русской Православной Церкви?

– Мы не можем что-то менять в этом деле, потому что наш народ очень благочестивый и к молитве, к посту; к Причастию, к таинствам церковным относится очень благоговейно, серьезно. Поэтому мы не можем сказать, что нужны какие-то послабления или что нужно менять сложившееся в Русской Православной Церкви. Сейчас в нашей Церкви мы замечаем, что люди разных профессий и даже люди политики пост держат, и очень строго. Это очень приятно, отрадно, что наш народ повернулся к благочестивой жизни: постятся, молятся. Пост – это то время воздержания, во время которого человек хочет избавиться от тех или иных страстей, грехов, пороков, привязанностей. Люди чувствуют и видят в посте большую пользу. И если сейчас мы будем давать какие-то послабления, это не будет воспринято, а будет непонятно, потому что человек уже почувствовал важность и нужность поста. Сейчас прошел пост Петра и Павла, и, хотя он был очень длинным в этом году, люди к этому относились очень хорошо, пост был даже в радость: он прошел, а хочется продолжить поститься и дальше.

Конечно, есть исключения, когда человек болеет, немощен, тогда мы в частном порядке можем с человеком поговорить, узнать ситуацию и дать ему благословение на предлежащий пост. Есть возможность у священнослужителя дать благословение человеку, который болеет, для которого та или иная пища является средством для его жизни, лекарственным средством, дать возможность употреблять эту пищу для излечения от болезни.

– А вот от телевизора, например, можно без вреда для здоровья воздержаться.

– Да, конечно.

– Один документ не был одобрен на Синоде, в отличие от документа о посте. Документ носит очень сложное название «Вклад православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранении расовой и прочих дискриминаций». Что насторожило в этом документе? В свете последних событий в США с узакониванием однополых браков, под «прочими дискриминациями» неужели имелось в виду в проекте документа, что давайте не будем говорить о том, что извращение – это смертный грех, а будем терпимо ко всем относиться, всех любить?

– Нет, мы не можем так сказать, особенно Русская Православная Церковь, очень бдительно следящая за выражениями и определениями в документах, которые могут быть трактованы по-разному или использованы, для того чтобы оправдать те или иные беззакония нашего времени. Мы эти двусмысленные выражения как раз и усмотрели в этом документе и его не одобрили, с целью, чтобы он был более приближен к Священному Писанию, к святоотеческому наследию, к практике нашей православной Церкви. Документ был отозван на доработку, и надеемся, что в дальнейшем получится хороший документ.

– То есть существует очень внимательный, очень вдумчивый подход к тому, что предлагается.

– Надо отдать должное и выразить благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, который очень хорошо умеет работать с документами. Он сразу видит, что подразумевается в документе, тем более когда мы обсуждаем вопросы не по слову одного Патриарха, а по рассуждению всего нашего Синода. Святейший Патриарх обращал наше внимание на то, чтобы мы внимательно посмотрели на отдельные нюансы, подумали над ними, и, конечно, мы ужаснулись, когда увидели моменты, неприемлемые для нас.

– Если можно, поделюсь личным впечатлением. Когда стало известно о том, что в США узаконили однополые браки, первая мысль была такой, что они совсем сошли с ума, но это где-то там, далеко. А потом, когда стала читать публикации в православных СМИ, наших православных священников, которые там живут, пришло осознание, что они там – это в том числе и православные люди: и русские люди, и люди другой национальности, но одного с нами вероисповедания. Как им сейчас жить? В одной из статей батюшка (к сожалению, не помню имени) написал, что «я готовлю свою паству к тому, что мудрый кролик имеет не одну нору, а две или три. Поэтому подумайте, куда пойдут учиться ваши дети, когда в вашем колледже учить их будет невозможно, потому что будет пропаганда, противостоять которой будет нереально. Куда пойдете работать вы, когда однажды выскажете на работе свое мнение и вас за это попросят покинуть организацию и выдадут вам черную метку?»

Владыка, Вы тоже жили в условиях гонений, пусть не таких, потому что обстановка была гораздо более нравственная. Что делать людям, которые оказываются в обстановке всеобщего растления и потакания греху?

– Сейчас действительно нашим православным людям тяжело живется и в Америке, и в Европе, потому что их заставляют делать то, что непозволительно совести и сознанию православного человека; их заставляют делать то, что нельзя делать, что является грехом, беззаконием, с чем мы должны бороться. Потому мы и постимся, чтобы искоренять эти страсти, которые приводят нас в рабство греху. Сейчас есть дискриминация наших священнослужителей и православных людей, которые там живут. Они находятся в нравственном духовном потрясении, потому что не знают, как себя вести. Если вести себя с точки зрения православного человека, то это идет в противоречие государственному устроению, которое сейчас создается, то есть идти против власти. Когда-то в Советском Союзе православные были людьми второго или третьего сорта; нас считали больными, негодными, ненужными для общества, поэтому были сильные гонения. Такая же ситуация может сложиться и в Америке, и в Европе, когда люди будут стоять твердо в вере и будут настоящими исповедниками православной веры. Таких людей много и в Америке, и в Европе. Пришло время для испытания настоящей веры в этих православных людях, которые когда-то смотрели на нас с недовольством, с подозрением, как будто мы предаем веру. Сейчас им тоже придется посмотреть серьезно на жизнь и стоять в вере, даже если их будут гнать, ссылать, может быть, и в тюрьмы сажать, потому что они идут против конституции и законов, направленных на принятие этих безнравственных деяний.

Ситуация очень сложная. Будем молиться, как когда-то они молились за нас, чтобы Господь как-то вывел из этого плена. Будем молиться за них, чтобы Господь их укреплял в вере и помогал нести этот крест.

– Владыка, телеканал «Союз» – это фактически Ваше детище. Вы следите за тем, как идет развитие телеканала? Вам удается смотреть программы?

– Удается не всегда, не все программы и не каждый день, но, конечно, удается смотреть. Больше всего отрадно, что я слышу хорошие отзывы о телеканале «Союз» от наших телезрителей, которые смотрят в Средней Азии – в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Люди радуются, что имеют такой канал, который приносит большую пользу для души. Это для меня приятно, потому что именно эта цель и задача была поставлена – чтобы канал «Союз» приносил радость, утешение, мир, веру, благочестие и любовь к Богу и ближнему. Эти задачи, Слава Богу, исполняются, и мы получаем хороший результат, хорошие плоды.

Я хотел бы всех сотрудников телеканала поблагодарить за труды, что вы неизменно, постоянно несете большой подвиг несения слова Божия, несения добра людям, света истины. Люди обретают эту истину через канал «Союз». Так они говорят: «Мы не знали веру православную, не знали Бога, а через канал «Союз» мы приблизились к Богу, стали верующими, ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, ведем православную жизнь». Это отрадно и очень приятно, что во всех регионах нашей страны мы слышим слова благодарности о телеканале «Союз». Мне это очень приятно слышать.

Желаю вам помощи Божией, чтобы нести дальше этот подвиг, этот труд, который приносит много хороших плодов. А когда труд оценивается и есть хорошие плоды, я думаю, вас это воодушевляет для того, чтобы и дальше активно, с полной отдачей сил применять все свои таланты, которые Господь вам дал, чтобы они принесли еще больший плод для нашей Церкви.

– Спасибо, Владыка. Нам сегодня очень понадобится Божия помощь, потому что у нас много прямых трансляций «в царские дни». Сегодня будем транслировать всенощное бдение в 14:30 по московскому времени и в полночь (екатеринбургская полночь – это 22:00 по Москве) – Божественную литургию возле Храма-на-Крови, затем попытаемся пройти в прямом эфире крестным ходом.

Владыка, целый ряд богослужений, потом служба в Алапаевске. Дайте советы тем, кто, может быть, впервые собирается на службу и на крестный ход, или если люди и ходили, но какая-то подсказка будет нелишней.

– Когда мы вчера вечером встречались с нашими паломниками перед отъездом в Екатеринбург, я беседовал с ними и рассказывал о том, как себя нужно настраивать на то, чтобы пройти этот нелегкий, но очень благодатный путь крестного хода. Самая большая ценность, или секрет прохождения через этот путь, – это молиться во время крестного хода. Будут болеть ноги, болеть спина, будут приходить мысли: «Устал, больше не могу». Эти мысли нужно удалять от себя, не принимать их. Нужно полностью погружаться в молитву. Всегда есть о чем помолиться: есть осознание своей греховности, есть понимание того, как была прожита прежняя жизнь, в которой много грехов. И вот этим трудом и молитвой можно искупить свои грехи, очистить себя, потому что трудом и молитвой святые угодники Божии получали от Бога исцеление души от многих грехов, которые они совершали в своей жизни. Мы тоже можем это сделать через этот труд, помня те страдания, которые претерпели царственные страстотерпцы в Ипатьевском доме и в течение всего этого пути, когда они еще чувствовали боли, когда они еще не полностью отошли ко Господу, тела их чувствовали эти страдания – в таком состоянии их провезли до Ганиной Ямы, где полностью уничтожили огнем, серной кислотой и известью.

Когда мы будем молиться, каяться, просить у Бога помощи для себя, для ближнего, для всей нашей страны, для других стран, когда у нас будет такая углубленная молитва, мы забудем и о ногах, и о своих болезнях и пройдем, как на крыльях, до Ганиной Ямы, радуясь, что Господь сподобил пройти этот путь.

– Дорогой Владыка, сердечная Вам благодарность и за этот визит, и за эту беседу. Мы Вам тоже желаем сил, помощи Божией. Вспоминайте нас в Ваших молитвах.

– Помоги Господь, Бог в помощь вам. Благодарим за ваши труды.

– Скажите напутственное слово нашим зрителям.

– Хочу всех поздравить с наступающим праздником святых царственных страстотерпцев, которых мы чтим, любим, сознавая ошибку наших предков, когда-то пренебрежительно относившихся к ним. Сейчас мы празднуем их память, несем свой подвиг крестного хода, то есть мы проходим по тем местам, где начался крестный путь царственных страстотерпцев, и тот путь, когда их везли на машине израненных, измученных, полумертвых. Мы должны и обязаны чтить царственных страстотерпцев, любить их, потому что они многое сделали для нашего Отечества, но были так бесславно и без почета умертвлены. Над ними совершили такое страшное, нечеловеческое злодеяние, и сейчас мы должны реабилитировать то, что было когда-то сделано. Реабилитация эта выражается в нашей любви к царственным страстотерпцам, в нашем почтении их и в том крестном пути, который мы проходим.

Желаю, чтобы мы все прошли крестный ход благополучно, с любовью, с Божественной силой, с молитвой царственным страстотерпцам и принесли радость молитвенного общения в свои дома, в места, где мы проживаем; чтобы эта радость духовная всегда путеводила нас на делание добра, исполнение заповедей Божиих и совершенствование в Боге для достижения Царствия Божия, для достижения вечного благополучия, где находятся наши царственные страстотерпцы.

 

Ведущая: Светлана Ладина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать