Архипастырь. Праздник Рождества Христова

11 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

– Добрый вечер, с Рождеством Христовым Вас, Дмитрий, и вас, дорогие телезрители! Со светлым долгожданным праздником.

– Сейчас,  в святочные дни, в дни празднования этого замечательного торжества, со всех сторон сыплются поздравления священников, архиереев, мирян; видеопоздравления и письменные. Я предлагаю Вам сказать несколько слов нашим зрителям.

– Конечно, поздравления сыплются не только в почтовые ящики в подъезде или на электронной почте (или в эсэмэсках) – даже с экрана телеканала «Союз» никак не уйти, вас будут поздравлять со светлым Христовым Рождеством. Мы ждали этого события, готовились к нему целых сорок дней Рождественским постом. Есть даже люди, которые начинают роптать: как много постов, Великим постом готовимся к Пасхе, Петров пост – чтим Петра и Павла, бывает долго; и Успение, и Рождественский пост… Мы столько готовимся, так ждем…  Так если задуматься, люди, которые жили до Рождества Христова, вообще всю жизнь готовились к встрече Христа. Проживали жизнь от детства до самого пожилого возраста и уже на смертном одре понимали, что их жизни не хватило на то, чтобы услышать о пришествии Мессии, чтобы с Ним каким-то образом прямо или косвенно соприкоснуться, чтобы получить надежду, что в Царствии Мессии они будут иметь себе место, уголок. А для нас это открыто.

Вот им бы сказать, тогдашним людям Ветхого Завета: попоститесь сорок дней – и встретите Мессию. Я думаю, они бы ничего не ели, жили на одной воде, только чтобы эта встреча произошла. А нам очень легко, очень просто, знаем по календарику: да, 7 января, после Нового года… Попостимся сорок дней (так, легкий пост, с рыбкой можно попоститься), до Нового года вообще как-то попроще, после Нового года начинаем роптать, что все строже становится; когда же, ну скоро ли? В последние дни переживаем, приходят к нам особые чувства, приходит Рождество как само собой разумеющееся. Мы делаем одолжение, идем в храм, собираем родственников. И не можем оценить высоту, глубину, жажду этого события – высоту и глубину, которым оно соответствует, и жажду, которую мы должны испытывать, когда ожидаем пришествия Бога в мир.

А поздравляя друг друга с Рождеством, говорим друг другу: «С праздничком…» Так и хочется ответить: знаете, «праздничек» – это Первое мая или 23 февраля, а Рождество Христово – это то, перед чем надо замереть, прежде чем поздравить; послушать, есть ли что в сердце  сейчас, наполнено ли оно переживанием этого праздника, есть ли мне чем поздравить? То есть я делюсь тем, что у меня есть, делюсь благой вестью о пришествии Бога  в мир. А есть ли она у меня внутри? А если там пустота и я просто выучил слова, то не обесценю ли то, о чем говорю? Очень серьезно хотелось бы относиться.

Поэтому, дорогие зрители телеканала «Союз», с трепетом, который возможен и доступен, поздравляю вас со светлым Христовым Рождеством, с пришествием Бога в мир. Мы имеем теперь там, в Царствии Небесном, воплотившегося в человеческое естество и победившего человеческий грех и человеческую смерть Бога. Мы имеем открытые райские двери, можем слышать это приглашение от нашего Господа, Спасителя, – приглашение прожить жизнь в соответствии с Его заветом, с тем, что открылось нам в Его пришествии, и войти туда. Так что поздравляю и желаю всей душою, всей крепостью своей жизни возрадовавшись этому событию, проходить жизненный путь в соответствии с тем, что Господь нам открыл. А теперь здравствуйте!

– Спасибо, владыка, за это поздравление. У нас первый звонок от телезрителя: «Скажите, почему раньше (в Святом Писании) Господь не медлил с исцелением, а сейчас Он кому-то сразу дает исцеление, а кому-то – через день, два, неделю. Почему так?»

– Да, вопрос насущный…

– …кто из нас не обращался с просьбой об исцелении тех или иных недугов и даровании того, что нам надо?

– Как Господь не медлил? Пять тысяч лет Господь медлил с пришествием в мир. Он обещал Адаму и Еве еще в раю перед их изгнанием, что придет Избавитель. Пообещал, ждите. И дальше ждали. Адам прожил почти тысячелетие, его потомки прожили очень длинные жизни, а Он не приходил. Ждали и ждали… Сколько пришлось ждать? Господь медлил с исполнением обещания по той причине, что человечество не было готово принять это обещание исполненным. Не мне, человеку, рассуждать, как и почему Он пришел именно тогда, когда пришел, но Он Всеведец, Он видел сердца человеческие, их чаяния, ожидания, их младенчество и неготовность принять Его пришествие, неготовность быть спасенными. И в Евангелии неоднократно Господь испытывает во времени прошения.

Вы помните евангельскую историю об исцелении слепца. Господь не сразу прикоснулся к его глазам, чтобы они исцелились. Он сказал: ступай в купель Силоам, умойся. Он дал ему время, чтобы на этом пути тот, может быть, усомнился, показал свое неверие и не пошел бы к купели Силоам, а пошел бы в то место, где он собирал милостыню, сел бы и стал просить на хлеб насущный. Господь дал некоторое время десяти прокаженным, которые встретили Его в пустыне и просили об исцелении. Они просили: Иисусе, Сыне Давидов, исцели нас! А Он сказал: идите к священникам, покажитесь, а потом что-то будет. И они только на пути, когда шли, исцелились, и только один из них вернулся.

Если внимательно читать евангельское повествование, то мы увидим там не одно и не два испытания во времени. Насколько люди готовы подождать, готовы выразить свою веру какими-то словами, поступками или ожиданием… В конце концов, человек, который в течение тридцати восьми лет находился возле Овечьей купели, ждал смиренно все эти годы! И женщина, которая в течение десятилетий была кровоточивой, тоже ждала. То, что после прошения этой женщины (или после прошения, беседы расслабленного со Христом), мы читаем по книге, это произошло, это нам кажется легко: попросил – получил. Но какой путь был?

Поэтому нет никакого указания в Священном Писании, что это было моментально тогда, а сейчас как-то очень долго. И сейчас тоже некоторые прошения исполняются, когда мы еще не успели до конца договорить фразу, как это было в житии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Хотя если внимательно и по-честному читать его житие, можно увидеть: там есть свидетельства о том, что он обратился со слезной мольбой ко Христу, а человек на другом конце России получил исцеление от болезни, несовместимой с жизнью. А были ситуации, когда святой праведник обращался к Богу, но Господь не исполнял его прошение. Хотя бы тогда, когда Иоанн Кронштадтский вернулся из Крыма, куда был приглашен (в Ливадийский дворец), чтобы помолиться об умирающем императоре Александре III, – но император умер. Возвращаясь, Иоанн Кронштадтский делает запись в дневнике: «Я просил, много раз Господь исполнял щедро, Своей щедрой рукой. И быстро. А здесь не исполнил; грешный я человек, да будет на то воля Его».

Посему дело не в скорости исполнения наших прошений, а в нашей открытости Богу и нашей готовности принять от Него как исполнение того, чего просим, так и неисполнение. Не зря молитва «Отче наш» содержит такие слова: «Господи, да будет воля Твоя». Будет Твоя воля сейчас меня посетить и исцелить – слава Тебе; будет воля завтра или лет через восемнадцать, через тридцать восемь – Господи, да будет воля Твоя; не будет воли никогда – Ты мне даешь эти проблемы в мое внутреннее исцеление, буду терпеть со смирением, как терпело и ждало ветхозаветное человечество. Вот это будет залогом, что Бог вам сделает то, что будет полезно. А требовать: давай, давай, быстрей! – это может быть неполезно.

Я говорю это не как кто-то сторонний, кто умные книжки прочитал, а сам ведь тоже обращаюсь и по своим личным нуждам, и по тем нуждам, с которыми люди приходят. И то, о чем Вы говорите, порой очень глубоко переживаешь; когда какая-то критическая ситуация, когда я считаю, что требуется что-то мгновенно. А Бог видит больше, зрит дальше, глубже и исполняет так, как Ему угодно; сокрушаюсь только о собственном неверии, маловерии в Промысл,  Его силу. Но надеюсь, что со временем все это по Божьей милости может изменяться в лучшую сторону – как у Вас, так, если Вы помолитесь, и у меня тоже.

– Главное, чтобы не было самонадеянности, потому что Богу в любом случае известно, что нам полезно, а что нет; может быть, то, что мы просим,  ни сейчас, ни вообще не будет полезно, то же исцеление…

Вопрос от телезрительницы Ольги, Рязань: «У меня на протяжении десяти лет всегда дома находится святая вода – и крещенская, и из источников. Крещенскую утром натощак... Благоговейно к воде отношусь, для меня это смысл жизни; вместо таблеток, вместо лекарств. И вот в Рождественский пост воду набирал сын, у нас есть часовня Любушки Рязанской. Набрал три бутылки. Половину бутылки я выпила, а в одной бутылке вода стала черная-черная. В этот период времени у меня сменилась работа и появилось много новых знакомых, среди которых были и бесноватые, и раковые больные, всем я оказывала посильную помощь. Связано ли все это?»

– Спасибо Вам. Ольга, дорогая, хотелось бы сначала рассмотреть такую яркую фразу (видно, что для Вас это действительно важное, существенное обстоятельство Вашей жизни, наличие такой святыни у Вас дома, возможность к ней прикасаться, ею пользоваться): Вы сказали, что эта вода для вас – смысл Вашей жизни. Вы ее пьете, а таблеток не пьете. Неужели в воде смысл жизни? Для кого-то смысл жизни – в вине, для кого-то в войнах. Для христианина смысл жизни не в воде. Если заглянем в Евангелие краешком глаза, то увидим, конечно, что смысл не в воде, хотя вода в Евангелии часто упоминается. И физическая вода, и духовная некий прообраз действия Духа Святого.

Мы должны понимать, что вода – всего лишь сотворенная материя. Сотворил Бог небо и землю; и вода была. То, что вода называется святой, – это действие Духа Святого, Который прикоснулся к воде, наполнил Собою ее. И смысл жизни, конечно же, не в воде, а, по слову преподобного Серафима, вспоминаем: в стяжании Духа Святого. Про воду он не говорил.  Конечно, если мы чтим воду, потому что она освящена, в ней есть присутствие Духа Святого, то благо нам. Мы через воду будем искать Духа Святого, через чтение Евангелия, через жизнь церковную, исполнение заповедей, через молитву домашнюю и общественную. Столько путей… Но смысл жизни – не в воде. Если бы мы сказали Господу Богу: Господи, смысл моей жизни в святой воде, – конечно, мы бы Его, наверное, опечалили. Это первое.

Второе: хорошо, конечно, что Вы водичку пьете, и с благоговением, но сочетайте все-таки это с полнотой осмысленной христианской жизни, и тогда это будет на пользу душе. А если мы будем просто сводить все к тому, чтобы ее пить, это будет такое православное идолопоклонство: набираем, кланяемся и переживаем, что что-то с этой водой случилось. Потемнела вода… Бывает, человек просфорочку принес из храма, а она заплесневела. Даже не представляю, если у меня смысл жизни в просфорке, а она заплесневела, что делать? Нет, не в ней смысл. Вода потемнела… Если Вас это смущает,– значит, аккуратно возьмите водичку, отнесите ее туда, где течет река, вылейте в речку и наберите другой воды.

А перед исповедью возьмите книжку отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», прочитайте ее внимательно; то, что Вы оттуда усвоите, конечно же, расскажите; в этом принесете покаяние перед Богом. Ну и про водичку скажете: наверное, за неверие мое, за какие-то мои неосознанные, нераскаянные грехи Господь попустил, что вода стала другого цвета, я ее в речку и вылила. Если Господь примет Ваше покаяние, то следующая вода, которую Вы наберете (наверное, в Крещение Господне, крещенская вода), будет действовать как полагается – во исцеление души Вашей, просвещение духовного зрения и, конечно, вместо таблеток во исцеление тела. И будет Вам хорошо и благо. Но это будет одной небольшой компонентой Вашей полной духовной жизни. Так что не расстраивайтесь.

За людей же, которые Вас окружают (больные онкологически), молитесь, пожалуйста. Господь Вас будет сохранять, а их будет миловать в соответствии с Вашими молитвами. То, что упоминаете о бесноватых, – знаете, я неопытен и не могу их отличать. Бывает, идет человек, дергается, еще что-то, – но я никогда не скажу, что он бесноватый. В полной мере бесноватый человек – это нечастый случай…

– …который не дай Бог кому-то встретить.

– Да. А так – надо с любовью… Господь, кстати, к бесноватым относился с большой любовью. Иисус Христос их очень жалел. Когда они к Нему приближались, Он их освобождал от нечистой силы, и они становились нормальными людьми, благодарили Бога, славили и были Его учениками. Поэтому даже если Вы думаете, что человек чем-то одержим, не относитесь к нему как к заразному или прокаженному; верьте в Бога, во Святую Троицу, в Иисуса Христа, знайте свою веру, и Вам ничего страшно не будет. Господь Вас будет так оберегать от всякой нечисти, что Вас ни пуля ни возьмет, ни бацилла никакая не заразит. Поэтому лучше углубляйтесь в вере, и будет Вам благо и хорошо.

– Вопрос от постоянного телезрителя: «В десятой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит: Я дверь овцам, все, кто приходили предо Мной, суть воры и разбойники,  овцы не послушали их. С лжепророками тут понятно, но перед Христом приходили все ветхозаветные пророки, тот же Моисей. Но по словам Христа получается, ни Моисей, ни Илия и никто из пророков не мог быть дверью овцам, не могли они этого сделать, поэтому понадобился приход Богочеловека в мир. Если бы было так просто, то не надо было бы и Христу приходить. Получается, что в итоге эти слова и им адресуются. Так ли это?»

– Взять на себя сейчас такое дерзновение, чтобы с авторитетностью святоотеческого свидетельства сказать: это так, так и так, – не возьмусь. Но давайте порассуждаем. Прежде Иисуса Христа пришел Иоанн Предтеча. Мог он быть татем и разбойником? Не мог. Прежде Иоанна Предтечи мы вспоминаем многих святых людей – святых мучеников Маккавейских, святых праведников, которых Вы назвали. И боговидец Моисей, и Илия, и Авраам, отец всех верующих, не тати и не разбойники. Очень существенным обстоятельством является то, что ни один из этих поименованных (и ни один из многих неназванных сейчас) праведников не называл себя Христом. Не называли себя Мессией или Спасителем, не выдавали себя за Христа. Наиболее ярко это звучит в свидетельстве Иоанна Крестителя. Когда его спрашивают, он ли Христос или иного им ждать, он прямо отвечает: «Я не Христос, идет за мной Сильнейший, и я не достоин буду развязать ремешок на обуви Его».

А были люди, которые приходили и называли себя Христом. Читаем Книгу деяний апостольских: собрался Синедрион, который учинил суд над апостолами. Решали, что с ними делать. На Синедрионе выступил праведный человек, авторитетнейший учитель Гамалиил. Он поведал историю нескольких предшественников, современников Синедриона, и сказал: «Что нам делать? Эти люди называют себя учениками Христа, а Христос – Мессия. И дальше вы помните историю одного, который пришел, называя себя Христом: он был убит. И другой, который собрал множество последователей, тоже выдавал себя за Мессию; после его кончины, окончания его проповеди они все рассеялись. Но если и эти являются учениками не Мессии, не Спасителя, а обманщика, значит, когда он умрет, их учение не устоит. А если это все-таки Мессия, Бог, то мы будем богоборцами, если будем гнать их».

Думаю, эти слова Христа относились именно к тем людям, которые себя мыслили, осознавали, считали или перед другими выдавали себя за Мессию, за Того, кем они на самом деле не являются. А праведные люди Ветхого Завета себя ни за кого не выдавали. Они свидетельствовали. Они получали некое свидетельство от Бога и говорили о нем, не лгали, не обманывали, не вводили людей в заблуждение. Так что не были они разбойниками, потому что не врали и не воровали свидетельство у Бога и достоинство Божие. А разбойники – это те лжеучители, о которых и в Священном Писании Ветхого Завета упоминается неоднократно, и упомянуто уже позже в Деяниях апостольских.

– Спасибо за Ваш ответ. У нас следующий звонок: «Можно ли причащаться на Святой седмице, если я не постилась? В четверг хотела причащаться».

– Вопрос не суетный, не праздный, очень существенный и актуальный, потому что сейчас период святок. Это сплошная неделя, в которую нет поста. Как быть – причащаться или не причащаться? Такие же вопросы возникают, как правило, на Светлой седмице, когда Пасха Господня и нет поста. То ли перейти вновь на сухоядение или какие-то ограничения, то ли…

– …наша зрительница в группе «ВКонтакте» тоже спрашивает: «Как причащаться в святочные дни?»

Можно поговорить и о посте в это время, и о том, как правильно подготовиться.

– Если Вы любите читать и для Вас не составит труда прочитать 12-13 страниц печатного текста, я порекомендовал бы Вам совершенно замечательный документ, который утвержден Священным Синодом. Он для внимательного прочтения и как некий ориентир для священников, архиереев, духовников и православных христиан. Как быть, как готовиться к причащению, как молиться перед Причастием, как поститься, как часто следует причащаться, какие препятствия есть для причащения Святых Христовых Таин… Очень полезно познакомиться с этим документом. Это документ Священного Синода Русской Православной Церкви о причащении Святых Христовых Таин. Его найти сейчас нетрудно, можно посетить сайт «Патриархия.ру», найти его в разделе «Документы»; есть сайт «Богослов.ру»; есть сайт Межсоборного присутствия, «Православие.ру».

– Могу сказать о технической стороне: если ввести название «Об участии верных в Евхаристии» в любой поисковой системе, то на первой же странице в первых строчках будет сайт Патриархии; можно зайти туда и посмотреть этот документ.

– Да, очень внимательно почитать, открыть для себя, может быть, какие-то установления апостольские, Вселенских Соборов, свидетельства святых отцов о том, как следует готовиться ко причащению. Это просто Вам поможет и углубит Ваши знания. Потому что если я сейчас скажу Вам: делайте так и так, – то сделаю глупость. Вы прочитаете документ и увидите главную мысль, которая сквозит в любом рассуждении, – мысль о том, что есть разные практики. Они не входят в противоречие, но отличаются. А вот что применить и что для Вас полезно, может сказать человек, у которого Вы окормляетесь, который Вас исповедует, кому Вы доверяете, мнение кого для Вас авторитетно и кто Вас более-менее знает.

Скажу о той практике, с которой мне довелось соприкоснуться с духовной юности. Практика эта имеет корни в старом московском духовенстве, которое в свое время, в середине ХХ века, было выпущено из тюрем. Люди находились в заключении, в лагерях, за веру; то есть это исповедники. После известных событий, когда во время войны были открыты храмы, они  вернулись к служению и были носителями еще дореволюционных традиций – московских, санкт-петербургских. Традиция, связанная с наследием старой Москвы и святого Иоанна Кронштадтского, примерно такая: грех, когда пост, а мы не постимся. Также когда праздник, Светлая седмица, святки, а мы начинаем поститься – это точно такой же грех, также неправильно. Есть время радоваться, а есть время плакать. Сейчас время радоваться, поэтому поститься сейчас – грех, а причащаться мы приглашаемся всегда.

Поэтому что на Светлой седмице, что на святках пост телесный (переход на постные продукты) не практикуется, мы проявляем такое смирение – радуемся, вкушаем то, что положено, установлено в эти дни церковным уставом; при этом ведем трезвенную жизнь, внимательную, полнотуем, насколько это можно, вкушаем радость богослужения. Не ограничивая себя в богослужении, исповедуемся в своих грехах, молимся молитвами, которые нам открывает Церковь, и причащаемся Святых Христовых Таин. Это та практика, с которой мне посчастливилось соприкоснуться, те реалии духовной жизни, в которых в течение долгих или недолгих лет довелось жить.

Я рад и благодарен Богу и тем людям, которые донесли это живое предание, не по книжкам написанное, до моей жизни. Возможно, Вы придете в храм к Вашему духовнику и он, исходя из своей практики, из своего духовного опыта, прочитав этот документ и найдя, что его опыт соответствует церковной практике, скажет Вам что-то иное. Внимательно послушайте. Если со смирением примете и исполните, то Причастие будет для Вас с пользой, не в суд или осуждение, оно насытит, наполнит Вас тем, чем наполняет причащение Святых Христовых Таин любого верующего человека.

Мое пастырское мнение (я делюсь им с теми людьми, которых окормляю): стоит в эти дни, конечно же, приходить в храм, причащаться Святых Христовых Таин, но не так: «все причащаются, я тоже пойду». Никоим образом. Нужно глубоко внутренне переживать тайну пришествия Бога в мир и задавать себе вопрос, что это для меня, как я Его встречу, как я к Нему прикоснусь в эти дни; постараться, чтобы святки были для вас святыми днями. И Причастие будет существенным фактором святости этих дней.

– У святых отцов есть строгое предостережение о Рождестве Христовом: «Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он не родится в твоем сердце». Если применить это предостережение к каждому из нас, действительно можно и тридцать лет праздновать Рождество Христово, может быть, приходить на рождественское богослужение, но Христа не знать, не принимать Его. Как этого не допустить? В начале программы, в рождественском поздравлении, Вы уже коснулись этой темы. Предлагаю ее немного раскрыть.

– Накануне Рождества я как-то об этом думал – не вообще, а в приложении к себе. Пришло такое воспоминание, переживание юности. Я учился в школе (как, думаю, подавляющее большинство наших телезрителей). Разные предметы: математика, литература, физика, русский… В кабинетах тогдашней советской школы (в зависимости от того, какой кабинет) висели портреты. В кабинете литературы висели портреты великих писателей – Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого. В кабинете математических наук – портреты и русских, и нерусских математиков во главе с Софьей Ковалевской… Не буду говорить о всех, скажу о литературе.

Так сложилось – наверное, я в том возрасте, в 14-16 лет, был не готов воспринимать всю полноту, красоту литературы, и русской литературы тоже. Я не любил читать те произведения… Скорее всего, был не готов. Кто-то любил, а я открывал «Войну и мир» – ну не хотелось мне ее читать. Я мог Стивенса перелистать или Рафаэля Сабатини. Мир русской литературы, которую нам преподавали, остался для меня абсолютно нераскрытым. И люди на портретах, которые висели в классе, были для меня просто какими-то кудрявыми или лысыми люди, с длинным носом или носом картошкой, ничего меня с ними не роднило.  Я узнавал, конечно: это Пушкин, это Гоголь. Но сердце, сознание, ум были совершенно чужие по отношению к ним. Потом прошло, думаю, лет десять после окончания школы, и, наверное, что-то внутренне созрело. Так сложились обстоятельства, что появилась возможность этих авторов открыть,  прочитать и удивиться, восхититься, быть пораженным, понять, почему их портреты висели в школе. Потому что насколько действительно велик дар, который они смогли воспринять, насколько прекрасно слово… После этого прочтения  портрет Пушкина, Достоевского, Льва Толстого для меня не просто картинка, это очень много.

Почему я об этом говорю? Возвращаемся в нашу жизнь, в Рождество Христово. Вот маленькие дети под словом «Рождество» воспринимают елку, подарки, которые под ней лежат, какое-то ожидание чуда, это чудо исполняется… Таким примитивным образом. Потом подрастаем, это как-то видоизменяется. Но отношение к Рождеству людей святых совершенно другое. Это уже такая бесконечность. Мы находимся где-то посерединке. И очень страшно, по крайней мере мне было, представить себе формальное отношение: «С Рождеством Христовым!» – «С Рождеством!»; «Бог пришел». – «Да, пришел Бог, пришел, знаем мы все»… Мы же всё знаем, сейчас любого ребенка спроси, он расскажет, когда, в каком городе, в какой пещерке, какие участвовали герои… В наших воскресных школах ставятся постановки, где есть волхвы, пастушки, ангелы. Мы всё знаем, все расскажем…

– …сколько лет назад…

– Сколько лет назад… Как в свое время на экзамене в десятом классе по литературе вопросы задают. Что я, цифры не выучу, не отвечу, когда кто родился и какие книжки написал? При этом говорю об абсолютно чужих людях. Знать о Рождестве, прочитав книги, посмотрев иллюстрации, сюжеты по каналу «Союз», и быть сродным, участником, причастником к этой тайне – это, конечно, две большие разницы. И этот путь от знания к личному переживанию и личному участию, соучастию, к жажде (как ветхозаветное человечество жаждало) – это путь жизни, путь, который невозможно пройти без помощи Божией, без Его благодати. Для кого-то этот путь бывает очень короткий, Господь рано, быстро открывается; кому-то надо дожить до преклонного возраста. Но этот путь необходимо совершать, этим путем необходимо идти. Когда люди, которые уже значительно продвинулись на этом пути, начинают говорить о Рождестве Христовом, у них на глазах слезы. Бог пришел, мой Бог пришел, родился! И человек плачет, потому что это пронизывает все его существо, он понимает: он живет Тем Иисусом Христом, о Котором говорит.

Мы находимся на разных стадиях,на разных участках этого пути. Необходимо, если мы хотим стать христианами, развиваться, идти по нему. Как идти? У каждого по-разному. Нужно читать Священное Писание; нужно прочитать, что писали люди, которые любят Бога, которые узнали Бога в Духе Святом; читать святых отцов – что они пишут о Рождестве. Нужно попоститься, пострадать во время Рождественского поста, поразмышлять о Рождестве Христовом, нужно пережить какие-то, может быть, жизненные неурядицы или особое посещение Божие. И на каком-то этапе эти слова «Рождество Христово» вдруг становятся целым миром, они освящают нас изнутри, и праздник становится светлым, радостным, не выдуманным, а прожитым. Он становится как воздух, как необходимость нашей жизни. Вот если мы говорим о формальности или неформальности, то на этом пути мы находимся. Так это ощутил я, осознал в какой-то мере… И да не расстраивается тот, кто не видит в себе какого-то понимания, радости, углубления. Значит, еще много что впереди; значит, нужно идти, просить Бога, чтобы Он открыл, приблизил нас к Себе. И радоваться, что в жизни еще не все достигнуто, есть куда двигаться.

– Да, действительно очень важно каждому из нас прочувствовать Рождество не как  одно лишь слово, а как Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

– Знаете, если попутешествовать по западным странам (не буду обобщать, там очень много интереснейших верующих благочестивых людей, для которых Христово Рождество – это очень много), то увидишь, что там Рождество – это распродажи, скидки, шопинг, подарки, елки, Санта, все что угодно… Но для Христа там нет места. Все, что связано с шопингом, с какими-то блюдами, которые готовятся накануне этого дня, с какими-то традициями, посещением ярмарок… И все. Но Бог – это не еда и не питье.

– Наша зрительница оставила нам вопрос: «Почему погибли Анания с женой, по преданиям отцов? Неужели такой поступок (утаили часть имущества от апостолов) заслуживает смерти?»

– Знаете, если бы все злые, плохие поступки, которые делают люди, юридически карались смертью, то жизнь на земле уже закончилась бы. Каждый из нас знает, как просто совершить грех, как просто солгать, утаить что-то, поступить против совести. Со всем этим мы идем на исповедь.

Да, Анания и его супруга Сапфира сделали грех: видя, как христиане, ученики Христа, и люди, которые привлекались апостольской проповедью, раздают свое имущество, отдают его Церкви, а сами приходят в Церковь и живут общиной, ничего не имея, решили поступить точно так же. Но с оговоркой: поступить внешне. Они продали свое имущество, тоже принесли его к ногам апостолов, но не все, а только часть. А часть отложили на черный день. Мало ли что впереди: тяжелые времена, война, голод, еще что-то. На апостольский вопрос, за такую ли стоимость они продали свое имущество, Анания ответил: да, за такую. Тогда он услышал суд о себе: ты не человеку солгал – Духу Святому, Богу. И за это он был поражен смертью. А потом и его супруга… Вынесли мертвое тело Анании, пришла супруга, повторила эти же слова мужа («это всё, я христианка») – и была тоже поражена смертью.

Это, скорее, урок, который Господь через апостолов преподал тем людям, которые будут читать эти строки. Чтобы быстрота пришедшего наказания и суровость его немножко нас резанули, разбудили… Чтобы эти вопросы, которые Вы задали, появились в нашем сердце; чтобы мы их задали не только в эфир канала «Союз», но и самому себе. Чтобы те обеты, обещания, которые мы дали Богу, когда принимали крещение (может быть, их давали наши крестные), мы имели в уме, в сердце, в памяти веры, которая нам открыта, которую мы исповедуем в Символе веры. Насколько обязательными мы их считаем к исполнению, насколько церковные требования к жизни, к спасению для нас существенны… Анания рассуждал, может быть, так: да что там, вот Тебе, Господи, немножко, вот мне немножко… Так, пятьдесят на пятьдесят. Показано, насколько взыскивает Бог с тех, кто пытается обманывать не людей, а Его. В отношениях с Богом надо быть искренним.

Никто не заставлял Ананию продавать свое имущество. Если бы он имел дом или какое-то поле, скотину и рабов, жил по Божьим заповедям и слушался Христа, того, что Господь открыл в Новом Завете через апостолов, вполне возможно, что мы сегодня вспоминали бы святого праведного Ананию и супругу его. Но поскольку это лукавство против Бога было тогда первый раз таким явным образом открыто, то Господь пожелал таким суровым, быстрым судом показать нам, как не надо поступать, как нельзя, как губительно на этом строить свои отношения с Богом.

Но давайте мы все-таки не будем прорисовывать дальше эту линию: мол, сейчас и Анания, и Сапфира мучаются в аду, нет им никакого прощения и прочее. Суд за Бога не будем вершить. Мы такие милостивые, а Бог такой жестокий, Он так быстро расправился… Мы бы, конечно, мягче поступили, мы так можем сказать. Бог поступил скоро и строго, но мы не знаем, насколько Он милостив и как Он принял их там; как апостолы, преподав этот урок, могли уже потом, по своей кончине, войдя в Царство Небесное, могли этот суд изменить на милость. Ведь в свое время Адам, первый грешник, ради которого все было осуждено, был прощен, помилован и спасен Богом, введен в рай; сегодня мы молимся святому Адаму и праматери Еве; перед Рождеством совершали их память. Так же, может быть, Господь принял и этих людей.

Но для нас Он сохранил урок, и мы не должны расслабляться, считать: чуть-чуть Богу, чуть-чуть кесарю… Наши сокровенные, сердечные отношения с Богом  должны быть прямыми и честными. Если согрешил, – скажи об этом. Если бы Анания сказал: простите, братья, отложил на черный день, – то не было бы такого строгого суда. А для нас это урок, чтобы мы поступали по правде: согрешили – Господи, прости! Сделали что-то праведное, хорошее, доброе, как мы считаем, – да не знает твоя правая рука, что сделала левая.

– Сегодня мы совершали память четырнадцати тысяч убиенных младенцев. Мы вспоминали детей, чья жизнь оборвалась, вспоминали страшный грех аборта. Одна из наших зрительниц пишет в группе «ВКонтакте»: «Сейчас много говорится о грехе аборта. Нужно ли читать женщине молитвы о ребенке, не родившемся вследствие выкидыша? Беременность была желанная. Вина, конечно, была: на работе сильная физическая нагрузка, после чего это и произошло. Возможно, я могла отказаться от выполнения этой работы. У отца Иоанна Крестьянкина я читала, что не молятся о неродившихся людях. Периодически этот вопрос меня мучает, подскажите, как быть».

– Злой воли человека в этом не было. И в юридических наших законах есть убийство умышленное, есть убийство неумышленное; к ним совершенно разное отношение. Если аборт умышленное, сознательное убийство, то такие ситуации нет.

Поэтому, конечно, женщина после такой трагедии, беды, спустя некоторое время, пока организм ее придет в порядок, приходит в храм, к священнику, рассказывает об этом. Если совесть подсказывает, что этой беде предшествовали какие-то содеянные, нераскаянные грехи, то, конечно, приносит в них покаяние. В Церкви таких не поминают: не родился, нет имени, не крещен, но Церковь не вычеркивает эти живые, вечные, бессмертные души. Где-то душа Вашего ребенка сейчас там, у Бога, Господь принимает таких детей. Как же вычеркнуть из своей памяти? Нет. Да, в течение жизни надо помнить об этом случае, об этой душе. Всякий раз и женщинам, которые совершили грех аборта, рекомендуется каждый день читать покаянную молитву об этом зле, которое они сделали. Если Вы будете каждый день, поминая живых и усопших на домашней молитве, тоже сокрушаться: «Господи милостивый, прости мне все грехи, по которым я не смогла стать матерью; прими и утешь чадо мое», – Господь примет Вашу молитву, примет чадо. Закончится Ваш земной путь, Вы предстанете перед Богом, и если Господь Вам укажет, откроет светлую душу Вашего ребенка, для Вас это не будет каким-то укором, совесть Вас не будет обличать, потому что Вы прожили жизнь как бы вместе с этим ребенком, Вы заботились о нем так, как если бы он был жив.

Поэтому, конечно, не забывать, каяться. Это помогает не тщеславиться. Приводите себе на память, это будет рождать сокрушение сердечное. Ну и просите у Бога, чтобы Он Вам все-таки даровал дитя, чтобы Господь дал Вам потрудиться в воспитании. Когда будете воспитывать, воспитывайте за двоих, отдавайте так, как если бы Вы двоим отдавали свое сердечное тепло, делитесь верой. Я думаю, хорошо будет и Вам, и всем детям Вашим.

А что касается памяти четырнадцати тысяч младенцев, конечно, хочу напомнить, что сейчас как раз во всех храмах Екатеринбурга мы стараемся откликнуться на призыв Святейшего Патриарха Кирилла в сборе подписей за выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования и вообще за запрет этого незаконного деяния. Именно в эти святые дни от Рождества до Крещения много людей приходит в храм, именно здесь встречаем их и рассказываем о призыве, приглашаем их засвидетельствовать свое отношение в таком письменном виде. И прихожане иных многих храмов нашей Церкви, которые сейчас нас смотрят, – пожалуйста, совершая память, постарайтесь свою руку приложить и свою лепту внести в это голосование. Если у кого-то в храме не собирают подписей, то есть интернет-голосование. Есть сайты, которые официально принимают голоса за некие петиции, воззвания; эта петиция выложена на одном из этих сайтов, можно найти, потрудиться, проголосовать, чтобы инициатива Святейшего Патриарха, поддержанная всей полнотой Церкви, все-таки дошла до наших руководителей, законотворцев. И это деяние было осуществлено.

– Напомним адрес сайта движения «За жизнь», которое вообще инициировало такой сбор подписей:  http://zapretabortov.ru. Неоднократно в нашем эфире мы о нем говорили. Там можно узнать все подробности – и как стать тем, кто будет собирать подписи, и как подать свой голос.

– Коль скоро наша тема – Рождество, мне хочется сказать буквально несколько слов о том, что мы стараемся на Рождество радовать друг друга. Те люди, которые живут в Екатеринбурге или его окрестностях, имеют возможности… Много у нас событий, много поздравлений, везде проходят детские праздники. Но на одно яркое событие я хотел бы пригласить. Жителям города и зрителям канала известен яркий детский певческий коллектив – детская архиерейская певческая капелла «Октоих», это интереснейший коллектив. Дети записывали здесь в студии и рождественские песнопения, которые исполняются на «МузСоюзе».

– Исполняются и в эфире «Союза».

– Так вот, 17 января сего года в Екатеринбургской государственной филармонии будет рождественский сольный концерт капеллы «Октоих». В 19 часов можно прийти на этот концерт. Приглашаю вас. По опыту, как проходят детские праздники вообще и концерты хора в частности, понимаешь, что это большой праздник, колоссальный подъем, то, после чего несколько дней живешь этой радостью, которая льется со сцены в зал. Поэтому приглашаю вас разделить эту радость. Не сказать, что это благотворительное выступление, но билеты совершенно за символическую цену, чтобы просто окупить аренду зала. Поэтому приглашаем прийти и разделить радость с нашими детьми.

– Владыка, благодарю Вас за сегодняшнюю беседу, еще раз поздравляю с Рождеством Христовым.

– Вас, Дмитрий, и Вашу замечательную семью, всех зрителей… Даже нельзя назвать вас зрителями, зритель – это что-то отстраненное, а вы соучастники того, что происходит…

– …всех союзников, как мы называем.

– Всех союзников поздравляем со светлым праздником Христова Рождества!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать