Читаем Апостол. 22 сентября. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу

22 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 2, ст. 19 - глава 3, ст. 7

 

2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

2:20. бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

2:21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

2:22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

3:1. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

3:2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

3:3. потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

3:4. то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

3:5. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

3:6. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

3:7. которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

(Еф. 2, 19 - 3, 7)

 

В этом отрывке апостол Павел продолжает говорить о Церкви Христовой как о Теле Христовом, в котором все едины и равны. Читая Послание к Галатам, мы уже отмечали, что Павел стремился акцентировать внимание на том, что в Церкви как Теле Христовом, не имеет значения, кем ты был до этого: язычником или иудеем. Предписания закона Моисеева не давали иудеям, ставшим христианами, никакого преимущества перед язычниками. И обращаясь здесь к ефесянам, бывшим язычникам, апостол Павел пишет, что когда пришел Христос и была учреждена Церковь как Его Тело, то они уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.

До пришествия Спасителя язычники действительно не были частью богоизбранного народа, обетования Божия их не касались, но только иудеев. Однако теперь во Христе Иисусе язычники тоже не чужие для Бога и не пришельцы, то есть не какие-то иноплеменники, а именно свои Богу и сограждане святым. Святыми всегда назывался иудейский народ, святой - значит выделенный для Бога, отделенный от всего остального.

Дальше апостол Павел описывает, каким именно образом происходит строительство Церкви как Тела Христова: …бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Церковь здесь сравнивается с рукотворенным храмом, основанием она имеет апостолов и пророков, а Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Если в Послании к Коринфянам апостол Павел называет Христа тем камнем, на котором строится, зиждется, здание Церкви, то здесь именует Его краеугольным камнем, что, по мнению большинства толкователей, совсем другое. Краеугольным камнем назывался так называемый «камень-замо́к»: чтобы строящееся здание имело фундаментальность, незыблемость, сверху вставлялся камень, держащий всю конструкцию. Можно представить это на примере каменной арки: когда она строится, то в самую верхушку вставляется «камень-замо́к», который обеспечивает незыблемость и долговечность ее конструкции. Христос здесь и называется таким краеугольным камнем.

Третью главу апостол Павел начинает словами: Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Данное Послание к Ефесянам Павел пишет, уже будучи узником в Риме, относительно незадолго до своей смерти, и понимает, что его узы связаны именно с тем, что он решился проповедовать среди язычников. Это благодать, которая была ему дана, но он несет за нее все трудности и скорби, о которых мы уже говорили, читая два Послания к Коринфянам.

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования... Апостол говорит о том, что в Ветхом Завете не была открыта истина о том, что Бог хочет устроить единую Церковь, единое Тело Христово, куда войдут и иудеи и язычники посредством благовествования, то есть проповеди Евангелия.

Действительно, если в древности это не было возвещено, то апостолам в Новом Завете через откровение Духа Святаго была открыта эта тайна. Вспомним апостола Петра, который сначала стоял перед внутренней дилеммой, следует ли ему крестить язычников? Из книги Деяний мы знаем, что ему было видение, смысл которого состоял в том, что Господь говорит Петру: «То, что Бог освятил, ты не почитай нечистым». И Петр понял это как вразумление, что если Господь через крещение одинаково освящает и иудеев, и язычников, значит, и люди не должны делать никакой разницы.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, и утешение, а наставление. Храни вас всех Господь!

                                                                                                              Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать