Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Наши предки, современники Симеона Верхотурского или царя Николая, которые здесь жили, воскреснут в день Страшного Суда и скажут: «Господи, не читал я, потому что не было такой возможности. С утра до вечера работал, да к тому же я неграмотный». Конечно, для такого человека суд будет другой. А тебя Господь спросит: «Ты почему, Петр, Иван, Сергей, не читал ни Иеремию, ни Притчи, ни Екклесиаста, ни Песнь Песней, ни Бытие, ни Исход? Разве это не Мое Слово? Почему ты прочел кучу макулатуры, которая вообще не нужна, и не прочел самые нужные книги, которые Я тебе дал. Ты пренебрег Мною?» Человек пренебрегает Господом, когда не читает то, что ему Господь написал. За Пост нужно полюбить читать Библию.
Библия – это terra incognita – неизвестная книга. Для очень многих людей она неизвестна в 90% своих частей. Верующие люди, конечно, знают самое главное. Они знают, что Христос воплотился, вочеловечился от Девы Марии и воскрес из мертвых. Но дальше нужно продолжать обучение. До пришествия Господа Иисуса Христа было две религиозные школы: Гиллеля и Шамая. Религиозный подход Шамая к жизни был тяжелейшим. Например, он говорил, что разводиться мужчине с женщиной можно чуть ли не по пятидесяти причинам: если она зевает на улице, не закрывая рта, если пересолила пищу дважды в день, смеется при посторонних, плохо сказала о родителях мужа и т.д. и т.п. Он тут же может взять разводную книгу и сказать: «Не хочу тебя больше в жены, пошла отсюда, иди к родителям». А Гиллель говорил: «Разводиться можно только по одной причине – прелюбодеяние. Все остальное надо терпеть». Господь, когда пришел в мир, часто цитировал ту добрую часть законников, которые правильно учили, и Божественным авторитетом утверждал их слова.
Эти учителя были совершенно разные: один был суров, другой – добр. Однажды один человек решил узнать у них смысл божественного закона. Знаете, сколько заповедей в Законе? Шестьсот тринадцать. Не десять, а шестьсот тринадцать! Десять заповедей на скрижалях. А всего заповедей, касающихся пищи, жертвоприношений, брака, наказаний для грешников, поощрений для праведников – шестьсот тринадцать. Евреи разложили их на две части: триста шестьдесят пять и двести сорок восемь. Триста шестьдесят пять запретительных заповедей: не трогай, не прикасайся, не вкушай, не прелюбодействуй, не укради и т.д. По числу дней в году. А двести сорок восемь повелительных заповедей: чти отца и мать, помни день субботний, делай так и т.д. Эта цифра заповедей соответствует количеству костей в человеческом организме, при том что во времена евреев не было сравнительной анатомии, они не расчленяли трупы и не сравнивали косточки, не собирали и не подсчитывали их. Как они угадали – великая загадка. Но действительно современные медицинские атласы говорят, что в человеке примерно двести пятьдесят костей.
Вместе с комментариями - заповеди под заповеди (они были большими любителями придумывать законы) - получаются такие книжки, которые нужно читать с утра до вечера. К этим двум мудрецам, Гиллелю и Шамаю, подошел один человек, не еврей, а язычник, желавший принять иудаизм, и говорит: «Научите меня, пожалуйста, смыслу вашего закона за то время, которое я буду стоять на одной ноге». Когда это услышал Шамай, он схватил палку и погнался за ним. «Паразит, - говорит, - я тридцать-сорок лет днем и ночью по десять часов в день читаю до слепоты, изучаю заповеди, а ты хочешь, чтобы я тебе рассказал это за три минуты, пока ты стоишь на одной ноге! Да я тебя убью!» Язычник пошел к Гиллелю и спрашивает: «А ты можешь мне оказать такую услугу?» Гиллель говорит: «Становись на одну ногу». Тот встал, и Гиллель ответил: «Не делай ближнему того, чего не желаешь себе. Опускай ногу. В этом весь закон». Язычник спрашивает: «Все?» Тот отвечает: «Всё». «Зачем же вы так много читаете?» - «А это комментарии. Теперь иди и учи комментарии!» То есть всю жизнь нужно учиться.
Мы знаем главные заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою, всею крепостию, всем помышлением». И вторую, подобную ей: «Возлюби ближнего, как самого себя». Зная это, в принципе, ты знаешь все. И еще ты знаешь, что «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». А также знаешь: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» и до «Аминь» - Символ Веры. В принципе, этого хватит. А зачем Вы нам тут, отец Андрей, рассказываете, что нужно что-то читать, запоминать, думать. А это комментарии. Иди и учи комментарии. Но для этого нужно постоянно учиться.
- Бог ограничивает человека болезнями. Что хочет Бог, когда существенно уменьшает память?
- Господь, видимо не надеется, что Вы правильно ее используете. Какие есть грехи со словом «память»? Злопамятство. Хорошая память тоже может быть наказанием. Некоторые люди удивляют тебя, когда говорят: «А ты помнишь, как семь лет назад, в этот же самый день (еще была такая ясная погода), ты мне сказал, как ты на меня разозлился ни за что ни про что». Помнят до мелочей свои обиды. Поэтому если у человека память работает в эту сторону, то не обижайтесь, если Бог дал вам склероз. Склероз – это залог спокойной совести. Иногда спокойная совесть – это знак чистоты души, а иногда это знак склероза: человек не помнит грехов своих. Конечно, хочется память не терять. Обновление души начинается с ума. Как говорит апостол Павел: «Обновитесь обновлением ума вашего» (Рим. 12,2). То есть вначале Господь меняет ум человеку. Это есть метанойя – перемена ума. Потом начинается длительный путь от головы до сердца, потому что, в конце концов, нужно поменять сердце.
Церковь – это кардиологический центр, в котором человеку должны сделать операцию на сердце. Самый главный Кардиохирург – это Господь Иисус Христос. Он хочет поменять тебе сердце, вытащить сердце каменное и дать сердце плотяное, которое будет любить Бога с каждым ударом, помнить Его, носить в себе заповеди. Через Иеремию Господь говорит: «Напишу законы Мои на сердцах ваших. И в дух ваш вложу уставы Мои» (Иер. 31:33). Мы все пришли, чтобы нам сделали операцию на сердце. Но все это берет свое начало в уме. А потом начинается длительная дорога истины от ума до сердца. Расстояние в сорок сантиметров, а истина, поместившаяся в уме, проходит дорогу до сердца пять, десять, двадцать лет. Очень долго, с боями пробирается истина из головы в сердце. Это и есть борьба с собой. В голову истина вкладывается как божественный подарок, а низвести ее в сердце – величайший труд, который вменен тебе в обязанность; ты только зови Бога на помощь.
- Что Вы можете сказать о книге Елены Уайт «Великая война»? Следует ли ее читать?
- Ни в коем случае. Если вы богослов или человек, способный разбираться в текстах и анализировать их, или религиовед, сектовед, то можете прочесть книгу Елены Уайт, как, например, врачи читают справочники медицинских болезней. Но читать ее ради пользы души нельзя, потому что Елена Уайт – одна из основателей современного пятидесятнического движения.
- Как привести мужчину в храм?
- Я подозреваю, что женщина, задавшая вопрос, была на конференции, где я говорил, что одна из дерзновенных целей – приведение мужчин в храм. У нашего Православия женское лицо. Посмотрите, кто здесь собрался. А Торжество Православия будет тогда, когда поменяются пропорции: восемьдесят пять мужчин и пятнадцать женщин. Сильные, здоровые, с высшим образованием или без, слесари, токари, водители-дальнобойщики, военные, шкиперы дальних суден, спортсмены, маленькие, большие, широкоплечие, коренастые, худенькие - любые мужчины придут в храм. И будет на восемь мужиков одна женщина, а не на восемь женщин один мужик. Пока что мы в минусе. Но почему у нас нет мужчин в храмах? А мы себе даже задачу такую не ставили. Вот я ставлю такую задачу.
Когда мы произносим какое-то благое слово, то, по сути, молимся, стучимся в двери милосердия Божия и говорим: «Господи, слышишь, что мы тут говорим? Мы хотим этого. Господи, сделай это, потому что мы не сможем этого сделать». Как нам это сделать? Ведь не спортивные площадки устраивать в церквях. На Западе, например, для того чтобы люди хоть когда-то ходили в церковь, ставят мониторы и показывают футбол. Люди приходят футбол смотреть. Хоть так в церковь зайдут. Это уже, как говорят в народе, «приплыли тапочки». А нам что делать? Я вам сейчас высказываю пожелания моего сердца, а вы повторите его вслед за мною сердцем, и это будет наш совместный стук. Как сказал Христос: «Стучите, и вам откроют». Давайте постучимся все: «Господи, наши сыновья, мужья, братья, племянники, крестники, дедушки пусть придут в храм!»
Посмотрите на молящихся мусульман: встали сорок мужиков, впереди них имам, возглавляющий молитву. Он возглашает молитву, и все мужчины за ним вторят. Как бы я хотел, чтобы «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» сорок восемь мужиков вслед за священником повторяли в одном порыве, чтобы клали поклоны земные, чтобы оторвались от пива, телевизора и всякой ерунды. Для этого нужно поставить себе такую задачу, потому что мы уже давно отчаялись в том, что они придут, и даже не просим этого. Мы просим, чтобы не пили и не наркоманили, и то хорошо. Женщина говорит: «Мой муж в церковь не ходит». «А вам разрешает?» «Разрешает - и слава Богу». Сам он, может быть, перед смертью покается. Это задача минимум, а задача максимум – чтобы у Православия было мужское лицо. Если так будет, то все - сдайся враг, замри и ляг. Кто пойдет на нас, если все правильно? А пока что все неправильно. Пока что все как после войны, когда показывают страшную хронику. Мальчонка в рубашке без штанов босыми ногами по пашне идет, подгоняет хворостиной лошадку - единственный мужчина в селе, которому восемь лет. А в лошадку впряжена женщина или две женщины, которые тянут борозду и вспахивают землю. Мужиков в селе не осталось ни одного: всех война выбила, поэтому их нет ни на поле, ни в церкви. А сегодня какая война выбила мужиков из храма? Вроде бы уже все можно. Православие – это очень умная религия. В ней есть красота ума, поэзия, шикарность богослужения, уникальная, неповторимо красивая история, философия, мужественная аскетика, борьба с собой – это должно быть близко мужскому сердцу.
Женщина, при том, что ее сердце раньше откликается на веру, никогда не доходит в вере так высоко, как мужчина. Именно поэтому женщины не бывают священниками. У женщины и у мужчины разные типы религиозности. Женщина интуитивно постигает истину и потому все понимает, но пересказать не может. А мужчина совершенно иной: он может позже, чем женщина, поверить, но когда поверит, то пойдет дальше. Когда женщина будет покупать книжки, она будет выбирать акафисты, жития святых, христианские притчи. А если мужчина начнет книжки покупать, он возьмет Василия Великого, Григория Нисского, Симеона Нового Богослова, объяснение Литургии и т.д. Если в Церкви нет верующих мужиков, тогда у нее нет перспективы, потому что не будет ученого духовенства и монашества.
Мы с вами сформулировали задачу, считайте, что половину дела сделали. Будем надеяться, что когда через два года опять встретимся в этой аудитории, пропорции изменятся, и будет хотя бы треть мужчин. А еще через три года – половина. А еще через пять лет мужики будут сидеть здесь сплошным потоком. Это мечта. Но нет такого чуда, которое не могло бы совершиться.
- Что побудило Вас написать рассказ об Эдит Пиаф?
- Удивительная история жизни этой женщины. Да будет вам известно, что она умерла православной. Конечно, все странно в этом мире. Последним ее любовником был молодой греческий парикмахер. Она была очень влюбчивой дамой. Ее самым любимым мужчиной был чемпион мира по боксу в тяжелом весе Марсель Садам, который тоже ее очень любил, хотя к тому времени она уже была алкоголичкой. Он разбился в авиакатастрофе над океаном. После этого Эдит была на грани жизни и смерти, ушла в наркотики, водку. И потом, как говорит поэт: «И, может быть, на мой закат печальный, блеснет любовь улыбкою прощальной». Она утешилась любовью к молодому греческому парикмахеру, сделала из него человека, приодела его, обогатила, озолотила, а он был упертый грек. Эдит хотела, чтобы он на ней женился. А грек сказал: «Я женюсь на тебе, только если ты будешь православной». И Эдит Пиаф перекрестилась в Православие, пожила с ним какое-то время, потом упокоилась, и он ее похоронил. Так что Эдит – это раба Божия Юдифь. Пиаф – на французском жаргоне «хрипящий воробей». Она была маленькая, как воробушек, и хрипела, как Высоцкий, но песни пела пронзительные.
Удивительна судьба этой женщины: мама – не понятно кто, умерла рано, папа - вышибала в ресторане. На первом этаже ресторан, а на втором - публичный дом, в котором жила девочка. Родилась она слепой. Женщины любили маленькую Эдит, целовали, конфетки давали, видели в ней своих детей, которых бросили, чтобы жить в публичном доме и таким образом зарабатывать себе на жизнь.
Дамы, жившие в этом доме терпимости, ходили раз в год на богомолье. Их тоже мучила совесть. В Париже огромное количество древних святынь: терновый венец, мощи святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глава Иоанна Крестителя и много других. Крестоносцы привезли туда много награбленного в Константинополе. Женщины взяли на богомолье маленькую слепую Пиаф и договорились молиться за нее, чтобы она прозрела. По их усердным молитвам произошло чудо. Когда они вернулись с богомолья, маленькая Эдит смотрела на мир и спрашивала: «А это что?» - «Это птичка» - «А это?» - «Это дерево». По молитвам проституток Эдит Пиаф прозрела. Понимаете, что такое жизнь человеческая? Это не шутки, это реальность. Где-то в житиях описан случай, когда блудница после совершения греха увидела мертвого ребенка и мать, рыдавшую над ним. Ее душу настолько тронули страдания матери и ребенка, что она тут же преклонила колени и сильно воззвала к Богу: «Услышь меня! Не забудь, кто я, но услышь меня! Воскреси этого ребенка. Не смотри, что это я, сделай милость, помоги!» И Господь воскресил ребенка по молитвам блудницы. У них тоже совесть есть. «Последние будут первыми, а первые последними». Еще неизвестно, кто где окажется. Когда встречаешь такие истории, начинается разворот сознания в другую сторону.
Как-то мы с матушкой были в одном городе на курорте. Прошли регистрацию билетов, до самолета было часа три. Я сидел в аэропорту, и этот рассказ целиком пришел мне в голову - я взял ручку и записал его.
- «Воцерковляюсь более четырех лет. Мне пятьдесят шесть. Вера есть, но молитва холодная, отстраненная. Почему?»
- Вы не ждите от себя плодов, а трудитесь. Вы думаете, что все остальные чудотворно молятся? У остальных тоже молитва холодная, отстраненная, и «мультики» в голове, и мысль отбегает туда, потом сюда, а ты ее держишь, притягиваешь обратно. Сегодня прозвучала такая удивительная цитата из святых отцов: «Каждый человек представляет собой книгу для Бога, ибо Бог читает написанное в нашем уме». Бог читает то, что написано в нашем уме. И каждый из людей есть живая книга для Бога. То есть Бог нас читает, поэтому вы и пишите в своей душе.
- Как научиться не перечислять грехи, а исповедоваться?
- Очень хороший вопрос. Просто перечислить грехи дьявол тоже может. Есть такие апокрифические рассказы, когда приходит человек на исповедь к священнику и начинает рассказывать подробно свои грехи. А грехов не счесть. Священник слушает его минуту, пять, пятнадцать, двадцать, сорок, а там все хлеще и хлеще. Батюшка говорит:
- Стой, ты кто?
Тот отвечает:
- Я бес.
- А зачем ты мне все это рассказываешь? Ты каешься, что ли?
- Нет, я просто рассказываю.
- Зачем ты это делаешь?
- А другие тоже рассказывают. Думаешь, они каются?
Есть два крайних полюса исповеди: первый – покаяние, в котором есть слезы и нет слов. Когда-нибудь душило вас от слез раскаяния? Комок к горлу, слов нет, а слезы льются. А на втором полюсе этого состояния – куча слов и ни одной слезы. Что лучше? Очевидно, лучше слезы без слов, чем слова без слез. Конечно, слова тоже нужны, но надо к этому подходить аккуратно. Не забалтывать слишком свои исповеди. Покаяние – это очень широкое понятие, а исповедь – одна из составных частей покаяния. Например, вы блудили, покаялись, положили намерение больше не блудить, исповедовались. Но это еще не все. Вы, например, можете теперь в среду и пятницу не просто не есть мясо, но еще чай без сахара пить, например, от сладкого отказаться. Это будет составная покаяния: ради Христа не есть сладкого. А еще, например, раз в месяц ходить в больницу и из-под парализованных больных судно выносить. Мазались, хорошились, чтоб всем понравиться, теперь надо понюхать, чем судно пахнет из-под больного. Это будет покаяние.
Исповедь закончилась, а покаяние продолжается. Если мы назовем покаянием только исповедь, это будет бесполезный мартышкин труд. Каждый раз повторяется и повторяется одно и то же, потому что мы исповедовались, но толком не покаялись. Покаяние – это перемена, труд, боль, стыд, крик. Бог хочет услышать наш крик. Это не значит, что вы придете сейчас домой и начнете орать – кричать надо сердцем. Как Моисей кричал у берега Красного моря. Когда он вывел бедных евреев (шестьсот тысяч мужчин, не считая женщин и детей), уже пыль заклубилась на горизонте, фараон догоняет на колесницах, а здесь - море плещется, и они у берега стоят. Что делать? Моисей молчит, а Господь говорит ему: «Что ты вопишь ко Мне?» Это сердце у пророка в это время вопит: «Что мне делать? Спасай, погибаем!» Вопль должен быть из человека покаянный.
Как можно назвать покаявшимся человека, если он малейшего замечания в свой адрес не терпит? Вот, например, стоит некая дама у подсвечника, двадцать лет стоит и думает, что подсвечник ей в гроб положат вместе с нею, настолько она привыкла здесь стоять. Она гонит всех от этого подсвечника: «Это мое место» - и регулярно исповедуется. А ее кто-нибудь толкнет локтем - и она сразу: «Уйди, здесь мое место». Это что - покаявшийся человек? Нет, конечно! Это человек, который регулярно исповедуется, но ни разу еще не каялся. Невестка со свекровью живут как кот с собакой. Обе в церковь ходят, обе исповедуются. Что они, каялись, что ли? Да никогда в жизни они не каялись, они просто исповедовались. Это совершенно разные вещи – исповедоваться и каяться. Начните каяться, и вам придется меньше исповедоваться.
Некоторые боятся причащаться. Есть такая болезнь и печаль. Например, причастился позавчера, а завтра еще раз хочу причаститься. Получается специфическая проблема: это же нужно на исповедь идти, что-то говорить, а я не успел нагрешить еще, что же мне сказать на исповеди? И люди из-за этого боятся приходить на исповедь. Они законно боятся, потому что придут к священнику, а он спросит: «Чего ты так часто приходишь? Кайся давай» - «Да вроде не в чем, батюшка» - «Как не в чем! Какой безгрешный нашелся». Если человеку на исповеди сказать нечего, притом что он верующий и понимает суть духовных процессов, то этому нужно радоваться. Чем меньше тебе нужно говорить на исповеди, тем лучше. Хватит болтать, давайте молиться. А то бывает, стоят в очереди всю службу на исповедь, а служба мимо пролетает, как литерный поезд. Он думает не про службу, а о том, что сейчас скажет. Получается, что ум человеческий занят не тем. А богослужение такое драгоценное, так быстро проносится. Но это, конечно, пастырские вопросы, их нужно рассматривать отдельно.
- Вопрос о Страшном Суде. Когда душа соединится с телом, будет ли у человека последняя возможность самоопределиться – с Богом он или нет?
- Думаю, что к тому времени, когда душа оденется в свое воскресшее тело, все будет уже решено. Причем тела будут разные. Про тела праведников написано, что праведники просветятся, как солнце в Царствии Отца их. А тела грешников, говорит святой Иоанн Кронштадтский в одной из проповедей, будут настолько безобразны и гнусны, что души не захотят в них вернуться. Но придется одеться в свое собственное воскресшее тело, с которым ты грешил. Так что тогда уже будет не время определяться с местом и заниматься своим спасением.
Расшифровка: Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!