Аудио |
|
Скачать .mp3 |
"Большой русский художник - и с русской душой", - так охарактеризовал живописец Михаил Васильевич Нестеров Бориса Михайловича Кустодиева. Яркий и самобытный, певец исконной Руси с ее традициями, Кустодиев за всю свою недолгую жизнь создал более 700 прекрасных картин, отражающих дореволюционную жизнь русского человека. Его живописные работы наполнены радостью бытия, и это несмотря на то, что многие из них были написаны во время жестокой болезни их создателя. А в стране властвовали революция, гражданская война, разруха, голод. Открыть для себя творчество известного русского живописца и познакомиться с его биографией читателям поможет альбом, который вышел в свет при содействии двух Издательств – петербургского «Золотой век» и московского «Бертельсманн Медиа Москау» в серии «Галерея русских художников». Альбом так и называется – «Борис Кустодиев». ***
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец художника, Михаил Лукич, преподавал в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу и логику. Он умер от скоротечной чахотки, когда мальчику не исполнилось и двух лет, и заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Семья жила на пенсию 30 рублей и арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминал позже Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони... Это были живые типы Островского...». Яркие детские впечатления тех лет легли в основу многих живописных образов художника.
Рисовать мальчик начал рано, лет с пяти, а в 1887 году, посетив выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, окончательно решил стать художником. Он учился в церковно-приходской школе, а затем в гимназии, после окончания которой его, как сына бывшего преподавателя, приняли на казенный счет в духовную семинарию. С 15 лет Борис начал заниматься у астраханского художника Павла Алексеевича Власова, которого до конца жизни считал своим лучшим учителем. В 1896 году, не окончив семинарию, он едет поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не принимают из-за возраста — Кустодиеву уже 18. Тогда он поступает в Петербургскую академию художеств, где его наставником становится художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен Илья Ефимович Репин.
«На Кустодиева, - писал впоследствии Илья Ефимович, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу». Мастер приглашает ученика участвовать в работе над большим групповым портретом — картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Кустодиевым было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Параллельно с этой работой он создает портреты своих современников, и один из них отмечают золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Наряду с портретами художник представляет на выставках и жанровые картины. Одна из главных тем творчества Кустодиева определилась уже тогда — он писал шумные, многолюдные ярмарки в родных ему приволжских городах.
В январе 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьевне Прошинской, с которой познакомился во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года за дипломную работу «Базар в деревне» художник получает в академии золотую медаль и право на оплаченную поездку за границу сроком на один год. В декабре супруги с новорожденным сыном Кириллом едут в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Соскучившись по родине, художник возвращается домой – в «благословенные края нашей благословенной русской земли», - не использовав и половины предоставленного ему срока. После возвращения Кустодиев много работает, становится членом ряда художественных сообществ. Помимо живописи занимается книжной графикой и карикатурой.
Из биографии известно, что семья художника снимала квартиру на Мясной улице в Петербурге. А летом выезжала в дом-мастерскую «Терем» в Заволжье, в Кинешемском уезде. Борис Михайлович любил эти свободные от городской суеты места, здесь много и плодотворно работал. «Как мне скучать, - говорил он, - когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни — пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят...». В этот период он пишет многофигурные картины с увлекательными сюжетами, полными подробностей провинциального быта, такие как, например, «Ярмарка» и «Деревенский праздник». Живопись его становится красочной, приближаясь к народному искусству. Итог развития этой темы - полотно «Масленица» - панорама народного гуляния, праздника в русском провинциальном городе.
С 1909 года у художника стали проявляться первые признаки страшной болезни: опухоль спинного мозга. Лечение в Швейцарии на время улучшило его состояние. Но уже в 1916 году Кустодиеву делают несколько многочасовых операций. Во время одной из них, по воспоминаниям дочери художника, «профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному — руки или ноги. "Руки оставьте, руки! — умоляла мама. — Художник — без рук! Он жить не сможет..." В течение полугода после операции папе не разрешали работать, но он, украдкой от врачей, все же рисовал. Наконец, сказал врачам: "Если не позволите мне писать, я умру!" — Пришлось разрешить».
Всю дальнейшую жизнь Кустодиев был прикован к креслу-каталке, но это время его жизни было необычайно плодотворным. К этому периоду относится ряд самых известных полотен мастера. Так, в 1919 году была написана картина «Московский трактир». Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским, иконой, фреской». Именно тогда была создана и кустодиевская «Масленица», полная веселого морозного счастья, словно противопоставленная болезни автора. Кроме того, большинство картин последнего десятилетия жизни мастера были написаны только благодаря его удивительной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. «Что бы я стал теперь делать, — говорил Кустодиев, — когда не хожу с 1917 года? А вот сейчас вспоминаю и рисую! Когда пишу: у меня всегда стоит картина перед глазами, я ее как бы целиком списываю и срисовываю. Мне легко, так как стоит захотеть, и я могу заказать голове картину, и эти картины сменяются, как в кино. Иногда от виденного голова пухнет. Я помню купчих, которые жили за нашим домом в Астрахани, помню, во что была одета та или другая купчиха или купец».
На предложения уехать лечиться за границу Кустодиев отвечал: «Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!». Он не оставил и свою излюбленную «купеческую» тему, варьируя ее на разные лады. В эти годы появляются такие произведения как «Балаганы», «Купчиха за чаем», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие, о которых Федор Иванович Шаляпин написал: «Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении».
*** Как отмечают издатели, «энергия и жизнелюбие художника были поразительны. Находясь в инвалидном кресле», он не был сломлен духовно. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин», — говорил Кустодиев. Продолжая неустанно работать, он создавал яркие, полные жизни полотна. Кроме того, посещал театральные премьеры и даже совершал дальние поездки по стране. Но болезнь продолжала безжалостно подтачивать силы художника. Однажды незначительная простуда перешла в воспаление легких, и его сердце не смогло справиться с недугом. Борис Михайлович Кустодиев скоропостижно скончался 26 мая 1927 года в Ленинграде, оставив потомкам огромное наследие – свои картины, в которых отражена неизбывная любовь ко всему русскому! Частично это наследие представлено и на страницах этого альбома.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!