Актуальный комментарий. Современные тенденции развития образовательной системы

16 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Георгий Климов.

– Здравствуйте! 30 процентов учебников, претендующих на включение в Федеральный перечень школьных учебников, не прошло государственную экспертизу. О современных тенденциях развития образовательной системы поговорим сегодня в программе «Актуальный комментарий» с протоиереем Георгием Климовым.

– Вы сталкивались с современными учебниками?

– Да, мне приходилось сталкиваться с современными учебниками. В целом, в силу определенных обстоятельств, мне приходилось сталкиваться, если так можно сказать, с самим настроем образовательной программы на обучение учащегося средней гимназии или высшего учебного заведения.

– В целом новые учебники лучше советских?

– Я не могу здесь дать какую-то единую резолюцию относительно всех учебников. Учебники бывают разными: какие-то, действительно, лучше подают материал, чем это было в советское время, какие-то хуже. Но здесь мне не может не броситься в глаза, и, наверное, не только мне, что из таких дисциплин, которые мы обычно называем филологическими, все-таки напрочь начинает выветриваться обычно присутствующая традиционная нравственная составляющая. Потому что те произведения, которые обычно преподаются, все-таки одновременно помогают еще и воспитывать человека в нормальных человеческих традициях и тенденциях.

Когда мы говорим о десяти заповедях Моисея, то, обращаясь к толкователям, читаем, что это не то, что было дано исключительно израильскому народу. Нет! Например, Иоанн Златоуст говорит, что это то, что было изначально вложено Богом в сердце человека как некий закон. Это закон нашего естества. И когда этот закон пренебрегается и попирается, мы должны бить тревогу.

Другая тенденция, которая выглядит очень навязчиво и доставляет массу хлопот родителям по отношению к обучению детей, заключается в том огромном шквале информации, который пытаются буквально впихивать в наших детей. Бедные дети бывают просто не в состоянии не то что запомнить этот поток информации и извлечь из него какие-то важные и нужные уроки, дедуктивно или редуктивно отработать то, что преподается, но и просто все это механически прочитать. Что можно ждать от таких учащихся и от таких учебников? В голове будет ветер. И мы это тоже должны признать.

Если мы, например, рассуждаем о том, как традиционно питается человек, то говорим, что нужно тщательно, не спеша пережевывать пищу, – это законы нашего бытия. Нечто подобное должно быть и в обучении, то есть не огромный объем формул, стихов и т.д., когда маленький человек буквально захлебывается в этой информации, а что-то порционно выверенное, правильное, то, что именно формирует человека, что дает ему возможность как на стержень нанизывать определенные знания и, самое главное, пользоваться потом ими в жизни.

Если говорить об этих знаниях, с точки зрения верующего человека, то часто они развивают в человеке любовь к миру, его благам, любовь к себе. Они развивают эгоцентризм, а не то, на чем воспитывались наши мамы, папы, дедушки – жертвенное служение ближнему.

– Будем надеяться, что Министерство образования обратит внимание на подобные просьбы в связи с нецелесообразным объемом информации, которые я часто слышал и от родителей, и от детей.

– Мне кажется, что над этим уже серьезно работают, и слава Богу!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы