Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Существует такая поговорка: «Пост не для брюха, а для духа». С чего начать исправлять себя, хотя бы в это время?
– Поскольку Вы сами обозначили в начале вопрос о страстях и пристрастиях, то, конечно, для верующего человека любой пост направлен исключительно на борьбу ними. Но, пожалуй, здесь самое главное – разобраться в сути, в природе страсти, потому что если задать вопрос верующему человеку о том, как бороться со страстью, он может сказать, что нужно прийти на исповедь и покаяться в этой беде. Но на исповеди нам отпускаются грехи, а сами по себе страсти как таковые – это ведь по учению Церкви искаженные, извращенные грехопадением добродетели в человеке.
Поскольку Бог вложил в наше естество необходимую потребность любить Бога, а не себя, и соответственно гневаться на грех, а не на ближних, то человеческие свойства до грехопадения – это были действительно великие добродетели. Но поскольку человек замкнулся на себе и вместо того, чтобы любить Бога, начал любить себя, а вместо того, чтобы гневаться на грех, начал гневаться на ближнего своего, то, естественно, любой пост так или иначе направляет или, по крайней мере, открывает человеку поле огромной борьбы.
Ведь когда мы начинаем воздерживаться от различных яств и питий, иными словами, всего того, что нам доставляет удовольствие, то озлобляется наша плоть, наше естество. И на фоне этой озлобленности рождающаяся раздраженность на наших ближних и непомерная любовь к себе, которая пытается сделать все, чтобы сохранить себя в том комфорте и уюте, который мы имели до того, как начался пост, – по сути дела, очень важный индикатор того, что нам есть над чем работать. И когда Святая Церковь призывает нас не только воздерживаться от каких-то яств и питий, но еще и заменить те грехи, которые подпитывают наши страсти, противоположными, добрыми делами, то мы должны прислушиваться к этим очень простым советам.
Современный человек сложен по своей природе, он всегда направлен исключительно на то, чтобы найти не простое, а, как он говорит, мудрое решение в создавшейся ситуации. И часто из-за такой установки на жизнь и на мир мы закрываем для себя возможность простых отеческих или материнских советов, которые нам дает Святая Церковь. Если она нам говорит, что нужно любить людей и творить добрые дела, то это не просто так, это действительно должно открыть наше сердце для такой добродетели, как милосердие, как милость по отношению к нашим ближним. И если этого не делать, пусть даже насильственно – ведь мы знаем, как тяжело любить наших ближних, открывать сердце для любви к ним, для оказания им какой-то помощи, – то с мертвой точки не сдвинуться, и тогда пост будет не во благо нам, а только во вред.
Мы знаем из Священного Писания примеры жестокого поста, убийственного поста, злодейского поста. Например, если помните, в Книге деяний фарисеи зарекаются не есть и не пить до тех пор, пока не убьют апостола Павла. Или, допустим, Христу с апостолами ставят на вид ученики Иоанновы: «Мы и фарисеи постимся много, а почему Твои ученики не постятся?» И когда Христос открывает им истину о посте такими удивительными словами: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених», то, по сути дела, Он им тоже указывает на то, что их понятия о посте неправильные. Он как бы им говорит: «Вы думаете, что поститесь, а если за этим постом не открывается ваше сердце для милости, милосердия, если вы не можете восчувствовать через этот пост то, что в вашей жизни нет Бога, вы не страдаете от этого, то какой это пост?»
Но, с другой стороны, наверное, тут будет важно обратить внимание на само слово «пост». Подобно тому, как постовой встает на пункт, с которого следит, чтобы враги не пробрались в крепость, точно так же и верующий человек. Он не просто должен быть озабочен творением добрых дел, он должен быть очень внимательным к себе. И к вражеским помыслам или подступам, которые склоняют человека на грех, пусть даже самый, казалось бы, безобидный, например, поменьше оказывать любви ближнему и побольше себе, – тоже нужно быть внимательным. Иными словами, мне кажется, мы должны больше вдумываться в те простые заповеди, которые нам дает Святая Церковь, и в евангельской простоте стараться их совершать.
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!