Актуальный комментарий. Предмет «Основы православной культуры»

19 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель домового храма святой великомученицы Татианы при МГУ.

– Сегодня общество разделилось на сторонников и противников введения в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры». Поговорим сегодня об этой проблеме.

Каков Ваш взгляд на эту проблему?

– Я человек пожилой, но когда-то тем не менее я учился в школе и готовился к поступлению в институт. И вот в середине или конце шестидесятых у меня была репетиторша по английскому языку. Я к ней ходил, она меня готовила к сдаче экзаменов. Я ее спросил, где она работает. Оказалось, преподавателем в институте военных переводчиков (в советское время!) и ведет курс по библейской лексике в политических английских текстах. Я спросил, что они изучают. Они читали Библию, Евангелие, потому что Евангелие и Библия вошли в обиход разговорного английского языка настолько, что не знать этого означает быть бескультурным. И вот в атеистическом государстве в советское время изучали Библию и Евангелие наши будущие разведчики и дипломаты, для того чтобы не отличаться от культурных людей. Вы понимаете? Противники изучения религиозной культуры хотят сделать из наших детей невежественных и некультурных людей.

– Есть еще противники, которые не против религиозного воспитания, а именно против православного воспитания.

– Какая разница?

– Они хотят, чтобы дети изучали и буддизм, иудаизм, ислам.

– Хорошо, пусть они настолько оторваны от российской истории, культуры и не хотят, чтобы их дети вписались в некую цепочку того духовного внутреннего состояния, которым жил русский человек. Пусть они себя отделяют таким образом, называя страну «эта страна», а не «наша страна», не отождествляя себя ни с историей, ни с нацией, ни с культурой. Это их личное дело. Но каждую вещь нужно назвать. Если мы правильно назовем, то уже сделаем половину дела, половину смысла введем в это дело. Это первое, что я хотел сказать.

Второе – конечно, мне не нравится название «Основы православной культуры», хотя я сам по себе человек культуры.

– А как бы Вы назвали?

– Закон Божий. Я вам расскажу другую историю. Был знаменитый писатель Липкин Семен Израилевич. Мудрый старик. Он мне говорил: «Я учился до революции в гимназии в Одессе и попал в трехпроцентный лимит для евреев, которые поступали в гимназию. Мне сказали, что на Закон Божий я могу не ходить. Но я сказал: почему? Я живу в России, для русских это закон, я должен знать эти законы. И стал ходить, изучал закон Божий. Законоучитель, священник, говорил: вот вы оболтусы, ничего не знаете, а еврей Липкин знает закон Божий и Евангелие лучше, чем вы». Потом через 20-30 лет после этого как-то ночью к Липкину постучались. Говорит: «Открываю дверь, а там стоит мой законоучитель. Я его год скрывал в своем доме от ареста. Никто не подумал, что священник будет жить в еврейской семье».

Эта история очень метафорична. Я духовник православной гимназии Василия Великого. Там учится 400 детей (450 вместе с детским садом). У нас там есть Закон Божий, при этом четыре законоучителя. Я как-то пришел (как начальник) на урок. Что изучают: Шекспира, «Ромео и Джульетту».

– На Законе Божием?

– Да.

– На этой интересной ноте оставим наш разговор до следующей передачи.

Ведущий Александр Крузе

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать