Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сам по себе термин «толерантность» требует определенности. В данном случае Вы пытаетесь обозначить о такой толерантности…
– О соседской.
– Об очень болезненной составляющей нашей жизни, конечно, нужно говорить, разбираться в этом, но самое главное – уяснить для себя, как себя вести. Это очень важный аспект. Мне кажется, должны быть определенные критерии в нашей жизни, которые бы нам подсказывали, когда мы должны промолчать, а когда промолчать не можем. Что можно взять за критерий? Поскольку мы верующие люди и стараемся идти путем спасения (может быть, это очень высокопарно звучит, но все-таки…), то критерием может выступать следующее: если какое-то действие ближнего, который находится рядом с нами, направлено на то, чтобы поставить под вопрос мое спасение и спасение моего ближнего (другого, не того, который делает это дело), то я должен вступиться за ближнего своего. Или даже сказать, заявить о своих правах, поставив на вид этому человеку, что он поступает неверно.
– Но тут сразу начинается перепалка.
– Совершенно верно. Если же речь идет о том, что действия со стороны ближнего направлены на меня, которые мной воспринимаются как зло и которые не ставят под вопрос мое спасение, а более того, помогают мне раскрыть в себе мои грехи и страсти, то, наверное, здесь я должен постараться проявить определенное смирение. В это понятие толерантности, о котором мы начали рассуждать, с одной стороны, очень хорошо вписываются слова Христа, Который в Нагорной проповеди говорил, что если снимают с тебя верхнюю одежду, снимай нижнюю; бьют тебя по правой щеке, подставь и левую; если просят тебя пройти одно поприще, пройди два. И дальше слова Христа, которые нам являют, можно сказать, вершину нашего учения о спасении: «Полюби ближнего своего, как самого себя; молись за ненавидящих тебя».
– Кстати, люди невоцерковленные, неверующие очень часто ссылаются как раз на эти заповеди.
– Верно, пользуются, но мы-то эту заповедь знаем, и мы не можем сказать, что Христос здесь как-то ошибается. Он нас призывает поступать по этим заповедям именно с неверующими. Так вот, в данном случае, если на лестничной площадке случается нечто такое, условно выражаясь, что ставит под вопрос мое спасение или спасение моих ближних (допустим, сосед кричит матом на всю лестничную клетку, и когда мои дети слышат эту ругань, они действительно отравляют свое мироощущение, святость, искажают простоту и чистоту восприятия жизни путем насильственного вхождения в них этой брани, которая, как мы знаем, подпитывается бесовской силой), то я должен встать на защиту своих детей. Потому что, несмотря на слова Христа о том, чтобы подставить вместо правой еще и левую щеку, снять нижнюю одежду, если с тебя снимают верхнюю, мы находим в самом Евангелии очень важные доводы в пользу того, что мы здесь можем вот так действовать.
Например, когда Христос, Который для каждого из нас является примером поведения в обществе, находится перед судищем, то есть в данном случае стоит перед Каиафой, Синедрионом, и один из рабов, посылаемый первосвященником, бьет Христа, то Христос не подставляет другой щеки, а очень четко спрашивает его: «Почему ты Меня бьешь?» И в данном случае Он нам этим показывает, что здесь мы должны быть очень внимательными.
Подводя итог, можно рассуждать о необходимости иметь мудрость змеиную и кротость голубиную. Сама по себе мстительность очень вредна: она вызывает в нас озлобленность, портит нам кровь. Но ради любви к нашим ближним, ради их защиты и защиты именно возможности им спасаться мы все-таки должны здесь нужное проявлять… И это будет не зло, это будет просто попытка пресечь зло.
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!