Актуальный комментарий. В Башкирии учитель на уроке избил ученика

13 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Александр Абрамов.

– Здравствуйте! И кнут, и пряник: в Башкирии учитель применил физическую силу в отношении школьника прямо на уроке. «Актуальный комментарий» прямо сейчас от протоирея Александра Абрамова.

Некоторых такое уже не удивляет, это всегда было определенной мерой воспитания, но эта новость вызвала резонанс в интернете. Как Вы прокомментируете?

– Случай ведь не единственный: какая-то учительница своему ученику написала ручкой на лбу слово «дурак», а бывало и так, что школьники в Иркутской области зверски избивали престарелую учительницу физкультуры. Мы быстро забываем дурные известия. Видите, это, к сожалению, улица с двусторонним движением.

Возрастание зверства…  Для меня совершенно ясно, что учитель не может применять физические наказания в школе. Это для меня ясно так же, как то, что по профессиональной этике врач не может вступать в личные отношения со своим пациентом. Ну не может, и всё, это часть профессии.

– Я лично знаю одну православную гимназию, в которой детей ставят на горох. Это мера воспитания, это дозволено?

– Я бы просто привлек директора этой гимназии к уголовной ответственности, потому что у нас меры, унижающие достоинство человека – а это, несомненно, мера, унижающая достоинство человека, – противоречат и нравственному закону, и, безусловно, закону писаному. Вопрос заключается не в том, правильно или неправильно поступает учитель, давая подзатыльник школьнику, здесь все ясно: это неправильно. Равным образом, когда школьники издеваются над престарелой учительницей, здесь нет нравственного вопроса. Вопрос заключается в ином: почему так происходит?

Так происходит (по моему глубочайшему убеждению) потому, что современная средняя школа стремительно, лавинообразно утрачивает смысл своего существования, она превращается в разновидность передержки, говоря языком зоологической тематики. Когда люди уезжают в отпуск, они отдают свою собачку или кошечку на передержку, где домашних животных будут кормить, будут о них заботиться.

Школы становятся местом передержки, где и воспитательная функция чаще всего никак не осуществляется, и чисто учебная нередко хромает. Потому что если речь идет о старшеклассниках, то 10-11-классники целиком заняты подготовкой к ЕГЭ и думают о поступлении в вуз, а старшеклассники, не идущие в вуз, мучаются от того, что ничего из того, что им преподается в школе, впоследствии, скорее всего, не понадобится.

Неслучайно уже в 80-е годы возникло достаточно радикальное движение, связанное с мыслителем Иваном Илличем, который говорил, что в современном мире необходимо упразднить среднюю школу или коренным образом ее реорганизовать, потому что как место получения знаний она уже утратила смысл. Знания все более и более профилированы, их нельзя дать одинаково в рамках одних уроков в одной школе тем людям, которые будут заниматься ветеринарией, и тем, которые будут заниматься астрономией. Люди очень разные, специфика их талантов раскрывается уже довольно рано, и эта уравнительная система общей средней школы не только у нас, но и везде выглядит все более и более архаичной.

– А какие пути развития Вы видите?

– На самом деле есть прекрасная известная система домашнего образования, и так у нас, извините, дворянство училось весь XIX век. И еще есть все более и более берущее силу коллективное малоклассное образование, когда, например, родители, объединенные общностью интересов, сами организуют учебный процесс, приглашая квалифицированных педагогов, и участвуют в этом процессе лично, не отказываются от семейного воспитания. Естественно, я не призываю к демонтажу средней школы, я призываю внимательно присмотреться к тому, что там происходит. Боюсь, что мы об этом знаем очень поверхностно.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать