Актуальный комментарий. О сквернословии

12 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует иеромонах Симеон (Мазаев).

– Здравствуйте! К сожалению, матерная лексика настолько прочно вошла в русскую речь, что ее можно услышать в фильмах, телепередачах, эстрадных песнях и даже увидеть в книгах. Всю правду о мате нам сегодня расскажет иеромонах Симеон (Мазаев).

Батюшка, здравствуйте!

– Добрый день!

– Вот так громко звучит тема программы.

– Очень громко и очень претенциозно. Дело в том, что всю правду о русском мате едва ли удастся рассказать, не используя определенных слов и выражений. Это не удавалось никому, даже из числа профессионалов, я имею в виду филологов, которые занимались этой темой, – посмотрите их диссертации.

– Мы сейчас с духовной точки зрения говорим. Чем опасен мат?

– С духовной точки зрения… Поставим себе задачу немножечко поскромнее. Я сразу должен сказать, что мне нечего сказать человеку, который разговаривает на матерном языке. Это уже диагноз. Кроме того, я знаю, что он мне ответит, и не хочу это слышать в свой адрес. Я бы еще немножечко сузил проблему и хотел бы несколько слов сказать тем людям, которые матерные выражения пытаются сделать частью своей творческой стратегии, используя их в своих произведениях как детонатор текста. Это хорошее, точное выражение Виктора Ерофеева: «Мат – детонатор текста».

Этот язык очень своеобразный и очень рискованный. Когда творец, художник (в самом широком смысле этого слова), человек с творческими амбициями, которому есть что сказать миру, обращается к своей аудитории, он, конечно, помнит слова Тютчева: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется, – / И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать». Мы все это помним. Но все-таки когда творческий человек составляет свои тексты (в самом широком смысле этого слова), он рассчитывает на какую-то определенную реакцию, он надеется, что его поймут правильно. И вот просчитать реакцию аудитории на мат вообще невозможно.

Вы знаете, что это очень рискованный язык, которым овладеть не удается даже признанным мастерам культуры – поэтам. Например, у Пушкина в академическом полном собрании сочинений есть вещи, которые в обычные сборники не попадают. Там есть замечательные матерные стихи, даже не стихи, а больше эпиграммы. И у него получается!

– И это говорит иеромонах Симеон…

– Да. А если вы откроете Лермонтова, который, например, в письме к своему другу А. А. Столыпину (Монго) использует грубые, очень жесткие матерные выражения, то у него это омерзительно звучит! Он писал во время какого-то путешествия, кажется, в письме из Тамани (но не в этом суть, я это давно читал, еще, наверное, в школе, поэтому могу ошибиться). Пушкин удачно применил, а Лермонтов провалился. И это признанные мастера слова!

– Да, это признанные мастера. А что сейчас у нас происходит?

– И поэтому простому человеку, так сказать, который только начинает свой путь в искусстве, я бы категорически не рекомендовал опираться на эту, пусть и модную, стратегию.

– В чем опасность этих слов для христианина? Если более глубоко…

– Какой-то особой опасности я не различаю, но не подобает, некрасиво… Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Язык христианина тяготеет к поэзии, высшим завершением которой является молитва.

– Греховная составляющая есть в этих словах?

– Конечно, сквернословие – это грех. Хотя он как-то особо в священных текстах – в Евангелии, апостольских посланиях – не акцентируется, там вообще, по-моему, про это ничего не говорится.

– В одном из храмов я читал брошюру о том, что Богородица отворачивается от людей, которые сквернословят.

– Безусловно, я думаю, Ей неприятно слушать песни Шнура.

– Спасибо Вам большое! Дорогие телезрители, мы желаем вам, чтобы мат – детонатор текста – не взорвал ваши души.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать