Актуальный комментарий. Посмертное донорство, кремация

9 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Александр Абрамов.

– Здравствуйте! Тридцатого октября в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации имеет право на официальное согласие или несогласие на посмертное изъятие органов, так называемое посмертное донорство. «Актуальный комментарий» от протоиерея Александра Абрамова.

Батюшка, как нам, православным людям, относиться к этому законопроекту? Это не противоречит православным канонам?

– Нового здесь ничего нет, это только для нас юридическое нововведение. Я на протяжении многих лет служил в Америке, и у меня было американское водительское удостоверение, на обратной стороне которого имеется графа, квадратик, где вы должны или поставить галочку – «да, я согласен в случае своей смерти на изъятие органов» или вы не согласны и тогда не ставите галочку. Это существует во многих государствах, дошло и до нас. Мы видим, что очень многие, принятые во всем мире формы взаимодействия общества и государства, с некоторым опозданием появляются и на нашей почве.

Для меня, например, вопрос закрыт: я не хотел бы становиться посмертным донором органов. Я с большим вниманием, почтением и уважением отношусь к работе трансплантологов, но для меня также в религиозном смысле важна целостность тела умершего человека, мне бы не хотелось манипуляций. Кроме того, мы хорошо понимаем, что во многих случаях такие манипуляции могут быть сопряжены со злоупотреблениями, потому что если разрешить изымать органы у человека, умершего своей смертью, то, если орган понадобится, могут сделать так, что смерть будет не совсем своя. В то же самое время трансплантология не может существовать без донорских органов. В ряде случаев такие органы отымаются у людей уже после их кончины: речь идет, например, о жертвах автокатастроф или о невостребованных телах (это значительно реже, но и такие случаи возможны). Кроме того, далеко не все люди принадлежат к православной традиции. Это вопрос совести, вопрос того, что вы хотите сделать, но известен пример одной английской девушки, которая, будучи живой, стала донором шести органов, тем самым спасая жизнь нескольких людей.

– Это не христианский поступок? Как к этому относиться?

– Любое жертвенное дело созвучно с христианским пониманием мира. Христос призывает к жертве, но Он не призывает к страданию. Если у вас есть сомнения относительно того, хотите вы это сделать или нет, мне кажется, нужно поступить так: любое сомнение следует трактовать в пользу того, чтобы не делать. Если вы чувствуете, что вы готовы, то это ваше решение.

– Отец Александр, как относится православное вероисповедание к вопросу кремации тела?

– Мы с вами исходим из того, что христианское погребение – это положение целого тела в гроб и в землю в горизонтальном положении. Нередко бывает так, что люди не могут, в том числе и по экономическим причинам, положить тело человека в гроб и похоронить его. Бывает, тело перевозится из других регионов или даже других стран, и там уже все совершено. Не надо по этому поводу убиваться, себя корить; если так получилось, вы уже ничего не можете сделать в этой ситуации. Ваше основное делание состоит в поминовении этого человека и в просьбе о прощении его грехов. Понятно, что в момент всеобщего воскресения мертвых мы ожидаем воссоединения души и тела, в этом смысле возражение против кремации совершенно ясно, но, увы, у людей не всегда существует возможность избежать этого. Поэтому в надежде на милосердие Божие надо сосредоточиться на обращении ко Христу о прощении.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать