Актуальный комментарий. Проблема разводов

3 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует иерей Федор Лукьянов, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни.

– Лев Николаевич Толстой в начале романа «Анна Каренина» сказал замечательную фразу: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». О проблеме разводов, в том числе среди венчанных пар, поговорим сегодня с иереем Федором Лукьяновым.

Такая проблема существует, в том числе среди православных, венчанных пар. Что Вы подсказываете своей пастве, если к Вам приходят с таким вопросом?

– Прежде всего, это вопрос личного восприятия собственного «я». Мы знаем, что человек находится в состоянии первородного греха. И вот это повреждение выводит наше «я» не на то место, на котором оно должно находиться и находилось изначально, при создании человека. Мы знаем, что главное место в сердце первозданного человека Адама занимал Отец, именно поэтому у него присутствовала постоянная связь с Богом. Человек не воспринимал себя как центр жизни, центр Вселенной, как то, вокруг чего строится весь мир. Он воспринимал себя как дитя Божие.

А сегодня, в силу повреждения, которое было получено человеком при вкушении запретного плода, наше «я» встало не на то место, на котором должно находиться. И в результате при встрече двух людей, которые заключают брак, пытаются жить как муж и жена, часто сталкиваются два самолюбия. Ведь дьявол, искушая человека, сказал ему: «Будете как боги», имея в виду падших духов. То есть будете сами решать для себя, что такое добро и что такое зло, не слушая Отца. В результате мы, как потерянные дети, заблудились.

В браке очень часто встречаются бог и богиня, из которых ни один не может уступить другому, принести взаимное покаяние, не может дать прощение, потому что это покушение на самое дорогое, что есть у человека, ведь часто самым дорогим у них оказывается собственное «я». Даже если человек признает себя верующим, это встречается очень часто, потому что меняется не сразу после крещения. Для это необходима внутренняя работа над собой, обязательны исповедь, причащение Святых Христовых Таин, которое позволяет произрасти в человеке семени Христову, возвращает его природу к первозданной красоте, соединяет с Отцом и убирает «я» с первого места. А в супружестве это особенно важно. Очень заметно, когда супруги, при том что считают себя мужем и женой, не следуют этому закону взаимного прощения, закону взаимного принятия другого как человека, в чем-то стоящего даже выше, чем ты сам. Ибо именно на этой жертвенности и строится настоящая супружеская любовь.

– Многие пары считают, что они как раз спасут своего супруга, если покинут семью, тем самым предотвратив конфликт.

– Очень часто благие намерения уводят нас в совершенно другую сторону. Дело в том, что в каждом мужчине есть первозданный Адам и в каждой супруге есть первозданная Ева. Мы должны через Спасителя, через нашего Господа снова вернуть себе это былое достоинство, ибо это возможно только через принятие Иисуса Христа как Спасителя, как Сына Божьего, как Того, Кто был назван дверьми, через которые человек входит в Царство Отца. Приняв Христа, человек способен принять и ближнего своего. Полюбив Бога, соблюдая первую заповедь, он способен соблюсти и вторую. Но полюбить ближнего, не любя Бога, очень сложно, так же как и полюбить Бога, не любя ближнего своего. Поэтому здесь требуется серьезная внутренняя работа над собой, прежде всего покаяние, которое позволяет трезво взглянуть на себя.

Покинуть человека ради того, чтобы как бы его спасти, сделать его одиноким, отказаться от борьбы за любовь, – это, наверное, уйти с поля битвы. А мы с вами, когда крестимся, принимаем воинскую присягу. И надо понимать, что не будет с другим человеком, может быть, даже лучшим, чем твой супруг, более счастливого брака и т.д. Это ложь. На самом деле в каждом человеке можно открыть того, кого ты ищешь и кого ждешь. И может оказаться, что изменение человека откроет совершенно другую глубину брака. Но для этого требуется борьба, прежде всего борьба с грехом внутри себя. Без борьбы этого не бывает.

– Но многие пары, наверное, теряют понятие любви. Как бы Вы могли охарактеризовать любовь?

– Христос сказал так, что к этому невозможно что-либо добавить: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Он говорит о том, что любовь жертвенна, она требует, чтобы ты посмотрел глазами любимого человека. Не как я хочу, но как ты хочешь – вот в чем настоящая любовь. Чтобы, например, посмотреть глазами своей супруги, как она видит свое счастье. Ведь часто бывает, что мы навязываем человеку, как он должен быть счастлив. Это по нашему мнению, но для него-то это не счастье. Поэтому очень важно понимать, как другой видит счастье, немножко смотреть и его глазами. В этом есть уступка другому человеку, есть некое самоумаление и жертвенность, которая предшествует расцвету настоящей любви. Когда так поступают оба супруга, такие браки известны нам, священникам, как счастливые, полные любви и новых открытий. Ведь любовь, оказывается, растет. Говорят, что есть любовь с первого взгляда, но с первого взгляда бывает тяготение, симпатия, а любовь вырастает в браке.

Ведущий Александр Крузе

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы