Аудио |
|
Скачать .mp3 |
— Полезно ли детям посещать могилы предков или надо до времени беречь их психику? Как успокоить ребенка, в 9 лет узнавшего о смерти близкого человека?
— Очень полезно! Детей надо, если хотите, к этому постепенно приучать. Они обязательно увидят это, причем подчас образом, что Вы даже представить себе не можете. Вот в чем дело! И оберегать детей от этих вещей – просто неразумно.
Надо не оберегать, а готовить их: объяснять и говорить, что твоя бабушка скончалась, да, но она вовсе не скончалась. Христианство дает прекрасное объяснение: просто сейчас мы на время расстаемся, но скоро и ты тоже там будешь, и все мы будем там. Объяснять надо, а не оберегать, как бы человек чего не увидел. Вот едет человек на машине, катастрофа - и валяется мертвый. Увидел ребенок или нет? Что, разве уберегли? А эти фильмы несчастные! Что это такое? Меня просто поражает такое лицемерие: оберегайте детей от этого, а в фильмах что показывают? Сплошные убийства и насилие! Это называется «оберегаем детей»? Запретите тогда все эти фильмы - нет, нельзя. Нельзя, а там в самых ужасных видах и трупы, и не знаю что. Здесь же умер родной человек - ах, не показать бы ребенку!
Что же мы делаем? Надо воспитывать и объяснять детям, приучать их, чтобы это не шокировало их, не было для них страшным стрессом, тогда только мы можем ребенка действительно подготовить к жизни. К какой жизни? К реальной!
— Обсуждается вопрос о реформировании богослужебного языка как устаревшего и многим непонятного. Во всяком случае, о его реформировании. Возможно и нужно ли менять этот язык - красивый, музыкальный, молитвенный. Каково Ваше отношение?
— Те, кто задаются этим вопросом, подчас не понимают всей ситуации. Дело вот в чем: одно дело - перевести, например, Новый Завет на русский язык. И этот перевод сделан. Перевести на русский язык богослужение – вы даже себе не представляете, что это такое. Что такое «лоно Авраамово»? Никто не переведет это. Что это - «живот Аврамов»? Или что такое «ложесна Твоя», это сказано о Богоматери, – и о чем идет речь? Прежде всего, существует столько славянских слов, которые непереводимы буквально на русский язык.
Во-вторых, славянский язык – это очень красивый и глубокий язык. Для многих славянских слов даже нет русских аналогов, потребуются целые фразы. А красота какая! Вспомните хотя бы «Пророка» Пушкина и Вы увидите. В этом стихотворении, наверное, 70 процентов слов - славянские. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». Как это «перевести»? «Посмотри, пророк, и послушай»? «И будь внимательным»? Да что Вы!
Славянский язык – это поразительная красота и поэзия. Поэтому нужно не переводить, а делать то, что делалось на Руси во всю историю. Была адаптация языка. Например, у нас в Духовной академии в Великий Четверг читается Апостол. И там, в частности, есть слова: «Кто ест или пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, и оттого многие из вас спят довольне». Что такое «спят довольне»? Кто недостойно причащается - «спят довольне». У нас в Академии читается: «те умирают», а не «спят довольне». Заменили - и никаких проблем нет. Все прочее понятно, только вместо «спят довольне» - «умирают». Сразу все понятно, не надо все заменять, потому что слово «умирают» - нормальное и для церковнославянского, и для русского языков.
Например, утренние молитвы: в молитвеннике XIX века написано «напрасно Судия приидет». Это о Боге говорится, что «напрасно Он придет»? Уже в дореволюционных молитвенниках мы видим «внезапно Судия приидет». Все стало понятно - только одно слово заменили! Причем, как заменили? Опять-таки на языке доступном - и по-славянски и по-русски все правильно. Поэтому требуется адаптация, а не перевод. Что будет если перевести на современный русский язык? Да мы взвоем тогда от этого ужаса! Приходится постоянно говорить, что славянский язык – это стиль барокко, а русский язык – это стиль барака.
— Как вы относитесь к современной власти в России? От Бога ли она? Как христианину жить в мире поголовного взяточничества в ГАИ, в медицине и так далее?
— Как будто раньше не было взяточничества? Вы что «Мертвые души» не читали? Помните Антона Антоновича Кувшинное Рыло? Как Чичиков пришел к нему оформлять документы. «Нет, нет, нет, нет». Чичиков ему сует. Сунул. Тот сразу хоп, переложил и -«Через 15 минут будет готово все!». Что вы думаете, Гоголь выдумывал? Да это всегда было.
Конечно, нет власти, которая не от Бога! Надо только одно помнить. Мы вот все говорим: «власть, какая власть!» А какие мы? Все время приходится приводить случай из Византийской истории, как был совершен один переворот. Переворот страшный, захватил власть жестокий человек, который казнил направо и налево тысячи и десятки тысяч людей. И один подвижник молился: «Господи, за что же наш православный народ, наша Церковь, наши святыни так страдают. Господи, да что это такое?». Утром ему был голос: «Искал худшего, но не нашел». Здорово? Худшего искал!
Мы не видим своего состояния. Поставь человека, который часто осуждает власть, на это же место, и он превзошел бы его по жестокости, может быть, на порядок. Потому что он очень добр и не вор, пока перед ним не лежит кучка золота, как только положили – все. «По Сеньке и шапка» – как здорово говорит народная мудрость! Нет власти, которая не от Бога. И когда мы видим что-то не то, мы должны обратиться, прежде всего, не к ним, а к себе. О если бы мы могли хоть немного посмотреть на себя - и начать каяться. Тогда я думаю, жизнь наша изменилась бы. А то мы не каемся, воспитываем детей в таком же состоянии, они вырастают, и они - наши дети - начинают творить это зло! Но мы только говорим, что это они - плохие дети, что это молодежь, а что с молодежью делать? Мы-то хорошие - слава Тебе, Господи! - только вот молодежь у нас плохая. Как же это так, откуда это яблочки такие гнилые и горькие? Такие прекрасные яблоньки, а яблочки с них никуда не годятся? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Как мы все это забываем! Нет власти не от Бога, потому что с христианской точки зрения, нет случайностей. Все происходит закономерно. И власть всегда находится в полном соответствии с духовным состоянием народа. Это закон.
— В трудных жизненных ситуациях мы часами стоим в очередях, чтобы поклониться мощам святых угодников Божиих, надеясь и прося у них помощи. С той же целью ездим по различным храмам - помолиться чудотворным иконам. Не значит ли это, что мы не верим в Промысл Божий, забывая, что на все Его святая воля, в том числе на наши трудности и скорби.
— Суть тут не в этом. В то, что это Бог попускает все наши трудности, скорби, наши болезни – мы верим. Мы не верим в другое - что все эти скорби и болезни являются лишь чисто внешним знаком милости Божией по отношению к нам. Беда состоит в том, что мы ищем исцеления от болезни и скорбей и не обращаем ни малейшего внимания на исцеление от тех (простите меня) гадостей, которыми наполнена наша душа. Мы ищем хороших плодов, но никак не хотим позаботиться о корнях. Вместо того чтобы искренне каяться в своих грехах, пересмотреть свою жизнь перед священником, перед Богом, исповедаться, причаститься, изменить свою жизнь - вместо изменения жизни, мы давай по всем мощам, по всем чудотворным иконам, ставить свечки, а сам - «каким я был, таким я и остался». Это поразительное безумие! Никакой святой, никакая икона, никакие мощи не помогут тому человеку, который не кается в своих грехах, не изменяет своей жизни. Знаете, как аллергия? Вы думаете, что ее можно помазать и все - она прошла? Нет! До тех пор, пока мы не найдем, от чего эта аллергия и не прекратим кушать вот эти апельсинчики, никакими мазями не избавимся от этих болячек. Так и здесь! Нужно обратить внимание на свою душу, на необходимость покаяния, необходимость доброго отношения к людям, осуществление, хоть в малой степени, главной христианской заповеди - о любви к ближнему. А мы вместо этого идем к иконе, к мощам. Я был злодеем, и остаюсь злодеем, но зато я поцелую икону. Да Иуда причастился даже - и сатана вошел в него с этим причастием. Слышите? Высшая святыня, которая есть на земле – Причастие, и с этой святыней сатана вошел в Иуду. Почему? Потому что он остался Иудой.
Так и мы, хотя бы помолились перед всеми чудотворными иконами, съездили ко всем мощам, если мы остаемся теми же - не каемся, не просим прощения, не примиряемся с нашими ближними, с теми, кого оскорбили или обидели, не воздали им добром - никакие иконы нам не помогут! Только язычники так думают!
Надо каяться, исповедоваться, причащаться, тогда можно обратиться и помолиться перед какой-то иконой. А то еще что придумали: от такой болезни нужно молиться только вот такому святому, да еще читать только такую молитву – прямо по язычеству! Вот такие книжищи выпускают, кому молиться, от чего и когда. До чего дошли! Господь Бог уже и не нужен! «Да что вы, на что Он нужен, у меня есть вот такой-то святой, я к нему и обращаюсь, ему ставлю свечку». И дальше: «Ну, давай, давай, святой, ну что ты там медлишь то? Я что тебе напрасно свечку поставил?» До чего мы дошли!
Христианство все внимание обращает на состояние души человеческой! Говорит, что необходимо бороться с терниями и волчцами, которые в ней. А мы хотим отделаться свечечкой. Ничем мы от язычников не отличаемся! Встаньте в очередь, которая стоит к какой-нибудь святыне, и спросите: «Вы что стоите?». И Вам расскажут, зачем стоять. Ни одного человека не найдете, который бы ответил: «Я стою, чтобы мне избавится от раздражительности или от зависти, тщеславия». Нет, что Вы! Я знаю, зачем стою: «муж гуляет», «сынок пьет», «дочка неустроенная», «голова болит», «рак появился». Никто - вы слышите! – никто! Это христиане - какое поношение! Христиане – и ни слова о своих гадостях, которыми наполнена душа. «Дай нам только, Господи, здоровья, дай благополучия, дай процветания» - вот что нам нужно. Теперь поняли, почему мы – христиане - антихриста примем? Он скажет: «Страсти – это нормально, зато у вас будет туалет из золота». О, все! «Я вам дам хлеба и зрелищ» - «Ура, ты – наш Бог! Никакого Христа нам и не нужно!» Вот что мы делаем! Поэтому, по словам святых, хочешь быть действительно здоровым - начни жить по заповедям Божиим, начни каяться в своих грехах и преступлениях и жить, как учит Церковь. А мы очень ловко подменили: «Нет, я уж лучше съезжу по тысячи святых мест, поставлю тысячи свечей – и все будет в порядке».
Расшифровка: Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!