А.И. Осипов. Ответы на вопросы. Часть 2

20 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Лекция Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии.

 

Полезно ли детям посещать могилы предков или надо до времени беречь их психику? Как успокоить ребенка, в 9 лет узнавшего о смерти близкого человека?

Очень полезно! Детей надо, если хотите, к этому постепенно приучать. Они обязательно увидят это, причем подчас образом, что Вы даже представить себе не можете. Вот в чем дело! И оберегать детей от этих вещей – просто неразумно.

Надо не оберегать, а готовить их: объяснять и говорить, что твоя бабушка скончалась, да, но она вовсе не скончалась. Христианство дает прекрасное объяснение: просто сейчас мы на время расстаемся, но скоро и ты тоже там будешь, и все мы будем там. Объяснять надо, а не оберегать, как бы человек чего не увидел. Вот едет человек на машине, катастрофа - и валяется мертвый. Увидел ребенок или нет? Что, разве уберегли? А эти фильмы несчастные! Что это такое? Меня просто поражает такое лицемерие: оберегайте детей от этого, а в фильмах что показывают? Сплошные убийства и насилие! Это называется «оберегаем детей»? Запретите тогда все эти фильмы - нет, нельзя. Нельзя, а там в самых ужасных видах и трупы, и не знаю что. Здесь же умер родной человек - ах, не показать бы ребенку!

Что же мы делаем? Надо воспитывать и объяснять детям, приучать их, чтобы это не шокировало их, не было для них страшным стрессом, тогда только мы можем ребенка действительно подготовить к жизни. К какой жизни? К реальной!

Обсуждается вопрос о реформировании богослужебного языка как устаревшего и многим непонятного. Во всяком случае, о его реформировании. Возможно и нужно ли менять этот язык - красивый, музыкальный, молитвенный. Каково Ваше отношение?

Те, кто задаются этим вопросом, подчас не понимают всей ситуации. Дело вот в чем: одно дело - перевести, например, Новый Завет на русский язык. И этот перевод сделан. Перевести на русский язык богослужение – вы даже себе не представляете, что это такое. Что такое «лоно Авраамово»? Никто не переведет это. Что это - «живот Аврамов»? Или что такое «ложесна Твоя», это сказано о Богоматери, – и о чем идет речь? Прежде всего, существует столько славянских слов, которые непереводимы буквально на русский язык.
Во-вторых, славянский язык – это очень красивый и глубокий язык. Для многих славянских слов даже нет русских аналогов, потребуются целые фразы. А красота какая! Вспомните хотя бы «Пророка» Пушкина и Вы увидите. В этом стихотворении, наверное, 70 процентов слов - славянские. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». Как это «перевести»? «Посмотри, пророк, и послушай»? «И будь внимательным»? Да что Вы!

Славянский язык – это поразительная красота и поэзия. Поэтому нужно не переводить, а делать то, что делалось на Руси во всю историю. Была адаптация языка. Например, у нас в Духовной академии в Великий Четверг читается Апостол. И там, в частности, есть слова: «Кто ест или пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, и оттого многие из вас спят довольне». Что такое «спят довольне»? Кто недостойно причащается - «спят довольне». У нас в Академии читается: «те умирают», а не «спят довольне». Заменили - и никаких проблем нет. Все прочее понятно, только вместо «спят довольне» - «умирают». Сразу все понятно, не надо все заменять, потому что слово «умирают» - нормальное и для церковнославянского, и для русского языков.

Например, утренние молитвы: в молитвеннике XIX века написано «напрасно Судия приидет». Это о Боге говорится, что «напрасно Он придет»? Уже в дореволюционных молитвенниках мы видим «внезапно Судия приидет». Все стало понятно - только одно слово заменили! Причем, как заменили? Опять-таки на языке доступном - и по-славянски и по-русски все правильно. Поэтому требуется адаптация, а не перевод. Что будет если перевести на современный русский язык? Да мы взвоем тогда от этого ужаса! Приходится постоянно говорить, что славянский язык – это стиль барокко, а русский язык – это стиль барака.

Как вы относитесь к современной власти в России? От Бога ли она? Как христианину жить в мире поголовного взяточничества в ГАИ, в медицине и так далее?

Как будто раньше не было взяточничества? Вы что «Мертвые души» не читали? Помните Антона Антоновича Кувшинное Рыло? Как Чичиков пришел к нему оформлять документы. «Нет, нет, нет, нет». Чичиков ему сует. Сунул. Тот сразу хоп, переложил и -«Через 15 минут будет готово все!». Что вы думаете, Гоголь выдумывал? Да это всегда было.

Конечно, нет власти, которая не от Бога! Надо только одно помнить. Мы вот все говорим: «власть, какая власть!» А какие мы? Все время приходится приводить случай из Византийской истории, как был совершен один переворот. Переворот страшный, захватил власть жестокий человек, который казнил направо и налево тысячи и десятки тысяч людей. И один подвижник молился: «Господи, за что же наш православный народ, наша Церковь, наши святыни так страдают. Господи, да что это такое?». Утром ему был голос: «Искал худшего, но не нашел». Здорово? Худшего искал!

Мы не видим своего состояния. Поставь человека, который часто осуждает власть, на это же место, и он превзошел бы его по жестокости, может быть, на порядок. Потому что он очень добр и не вор, пока перед ним не лежит кучка золота, как только положили – все. «По Сеньке и шапка» – как здорово говорит народная мудрость! Нет власти, которая не от Бога. И когда мы видим что-то не то, мы должны обратиться, прежде всего, не к ним, а к себе. О если бы мы могли хоть немного посмотреть на себя - и начать каяться. Тогда я думаю, жизнь наша изменилась бы. А то мы не каемся, воспитываем детей в таком же состоянии, они вырастают, и они - наши дети - начинают творить это зло! Но мы только говорим, что это они - плохие дети, что это молодежь, а что с молодежью делать? Мы-то хорошие - слава Тебе, Господи! - только вот молодежь у нас плохая. Как же это так, откуда это яблочки такие гнилые и горькие? Такие прекрасные яблоньки, а яблочки с них никуда не годятся? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Как мы все это забываем! Нет власти не от Бога, потому что с христианской точки зрения, нет случайностей. Все происходит закономерно. И власть всегда находится в полном соответствии с духовным состоянием народа. Это закон.

В трудных жизненных ситуациях мы часами стоим в очередях, чтобы поклониться мощам святых угодников Божиих, надеясь и прося у них помощи. С той же целью ездим по различным храмам - помолиться чудотворным иконам. Не значит ли это, что мы не верим в Промысл Божий, забывая, что на все Его святая воля, в том числе на наши трудности и скорби.

Суть тут не в этом. В то, что это Бог попускает все наши трудности, скорби, наши болезни – мы верим. Мы не верим в другое - что все эти скорби и болезни являются лишь чисто внешним знаком милости Божией по отношению к нам. Беда состоит в том, что мы ищем исцеления от болезни и скорбей и не обращаем ни малейшего внимания на исцеление от тех (простите меня) гадостей, которыми наполнена наша душа. Мы ищем хороших плодов, но никак не хотим позаботиться о корнях. Вместо того чтобы искренне каяться в своих грехах, пересмотреть свою жизнь перед священником, перед Богом, исповедаться, причаститься, изменить свою жизнь - вместо изменения жизни, мы давай по всем мощам, по всем чудотворным иконам, ставить свечки, а сам - «каким я был, таким я и остался». Это поразительное безумие! Никакой святой, никакая икона, никакие мощи не помогут тому человеку, который не кается в своих грехах, не изменяет своей жизни. Знаете, как аллергия? Вы думаете, что ее можно помазать и все - она прошла? Нет! До тех пор, пока мы не найдем, от чего эта аллергия и не прекратим кушать вот эти апельсинчики, никакими мазями не избавимся от этих болячек. Так и здесь! Нужно обратить внимание на свою душу, на необходимость покаяния, необходимость доброго отношения к людям, осуществление, хоть в малой степени, главной христианской заповеди - о любви к ближнему. А мы вместо этого идем к иконе, к мощам. Я был злодеем, и остаюсь злодеем, но зато я поцелую икону. Да Иуда причастился даже - и сатана вошел в него с этим причастием. Слышите? Высшая святыня, которая есть на земле – Причастие, и с этой святыней сатана вошел в Иуду. Почему? Потому что он остался Иудой.

Так и мы, хотя бы помолились перед всеми чудотворными иконами, съездили ко всем мощам, если мы остаемся теми же - не каемся, не просим прощения, не примиряемся с нашими ближними, с теми, кого оскорбили или обидели, не воздали им добром - никакие иконы нам не помогут! Только язычники так думают!

Надо каяться, исповедоваться, причащаться, тогда можно обратиться и помолиться перед какой-то иконой. А то еще что придумали: от такой болезни нужно молиться только вот такому святому, да еще читать только такую молитву – прямо по язычеству! Вот такие книжищи выпускают, кому молиться, от чего и когда. До чего дошли! Господь Бог уже и не нужен! «Да что вы, на что Он нужен, у меня есть вот такой-то святой, я к нему и обращаюсь, ему ставлю свечку». И дальше: «Ну, давай, давай, святой, ну что ты там медлишь то? Я что тебе напрасно свечку поставил?» До чего мы дошли!

Христианство все внимание обращает на состояние души человеческой! Говорит, что необходимо бороться с терниями и волчцами, которые в ней. А мы хотим отделаться свечечкой. Ничем мы от язычников не отличаемся! Встаньте в очередь, которая стоит к какой-нибудь святыне, и спросите: «Вы что стоите?». И Вам расскажут, зачем стоять. Ни одного человека не найдете, который бы ответил: «Я стою, чтобы мне избавится от раздражительности или от зависти, тщеславия». Нет, что Вы! Я знаю, зачем стою: «муж гуляет», «сынок пьет», «дочка неустроенная», «голова болит», «рак появился». Никто - вы слышите! – никто! Это христиане - какое поношение! Христиане – и ни слова о своих гадостях, которыми наполнена душа. «Дай нам только, Господи, здоровья, дай благополучия, дай процветания» - вот что нам нужно. Теперь поняли, почему мы – христиане - антихриста примем? Он скажет: «Страсти – это нормально, зато у вас будет туалет из золота». О, все! «Я вам дам хлеба и зрелищ» - «Ура, ты – наш Бог! Никакого Христа нам и не нужно!» Вот что мы делаем! Поэтому, по словам святых, хочешь быть действительно здоровым - начни жить по заповедям Божиим, начни каяться в своих грехах и преступлениях и жить, как учит Церковь. А мы очень ловко подменили: «Нет, я уж лучше съезжу по тысячи святых мест, поставлю тысячи свечей – и все будет в порядке».

 

Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать