Присутствие христианина - это уже исповедание веры в современном обществе

8 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы. Эфир 8 сентября.

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери в с. Атхтырка протоиерей Димитрий Беженарь.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Господь да благословит всех вас на все доброе, дорогие братья и сестры. Поздравляю всех с Праздником Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Сегодня так же память святых Адриана и Наталии, поздравляю всех, кто носит такие красивые имена, с Днем Ангела.

 

- Тема сегодняшней передачи: "Присутствие христианина - это уже исповедание веры в современном обществе".

Чтобы понять, каково должно быть поведение христианина в современном обществе, надо сначала охарактеризовать это общество.

 

- Совершенно верно, мы не сможем говорить, как должен вести себя христианин, если не поймем, в какой среде он вынужден сейчас находиться.

Если посмотреть на современную жизнь в свете Предания, нельзя не согласиться с тем, что жизнь современных людей ненормальна. Это отнюдь не оскорбление, но лишь констатация факта.

С самого рождения ребенок растет в семье, как маленький божок, исполняются все его прихоти. Родители готовы исполнять все его капризы, и вырастая в такой среде, человек невольно привыкает к такому формату взаимоотношений с окружающим миром. А становясь взрослым, такой человек, даже получив профессию, остается в душе ребенком, то есть привыкшим к развлечениям и выполнению желаний.

В XIX веке людям слово "развлечение" было бы просто непонятно всем сословиям общества, воспитанного в православной культуре. Современное общество живет в условиях развлечений, придумывает разные игры для взрослых: 90% телевизионных программ - это развлекательные программы, отвлекающие человека от осознания того, ради чего он живет.

Поэтому, живя в таком обществе, христианин, если он старается жить по евангельским заповедям, в духе Предания, будет идти против течения, невзирая на то, хочет он этого или нет.  Против общества развлечения, общества потребления. Чтобы не идти на поводу у мира, иметь евангельские идеалы, выполняя заповедь, данную Христом апостолам: идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, но в их лице, данную и всем христианам. Господь всех призывает быть апостолами, миссионерами, свидетельствовать о богатейшем сокровище нашей веры. Как правильно свидетельствовать о нем в мире, который не хочет жить этими идеалами, не знает их либо считает старомодными, вспоминая о них лишь по великим праздникам. На христианскую веру и нравственность смотрят, как на нечто, противоречащее и по форме, и по духу всей жизни.

 

- Как можно убедить человека, привыкшего к развлечениям, в том, что христианские ценности выше и лучше?

 

- Сначала надо рассмотреть, как должен вести себя в этом обществе христианин. Вольно или невольно за ним наблюдают. Кто-то с интересом, кто-то с предубеждением, кто-то сначала с простым любопытством, которое потом перерастает в искренний интерес: люди начинают понимать, что раз христианин так живет, значит, он обладает каким-то духовным богатством.

Подвижник благочестия XX века, автор многих замечательных книг иеромонах Серафим (Роуз), американец по происхождению, выросший в протестантской семье, в сознательном возрасте решил искать истину. Он изучил и буддистскую духовность, и индуистскую, читал произведения философа Рене Генона, чтобы понять мистику ислама. Он искал истину с непреодолимым жаром. Обойдя все капища и духовные центры нехристианских религий, он пришел к православию, приняв вскоре и монашество. Этот замечательный талантливый человек говорил, что христианину в современном мире надо избегать хотя бы двух крайностей.

Первая очень широко распространена - это идти на попятную у мира. То есть, когда христианин воспринимает все течения моды, течения современной музыки, как нечто само собой разумеющееся. Когда он воспринимает бытующие нормы страны, в которой он живет, не через призму евангельского учения и не через Предание, но старается быть современным, жить со всеми удобствами. Если что-то неудобно такому христианину, он это не делает, то есть идет на поводу у мира и его страстей. Опасность в том, что он потеряет христианство, сам того не замечая. Сначала человека мучает совесть, подсказывая, что он уклонился от пути следования заповедям Христова. Но человек сам себя оправдывает, говоря, что это неважно, внешнее, это мелочи. Но из таких мелочей складывается общий строй жизни человека. Постоянно делая поблажки, идя на поводу удобств мира, человек в конце жизни обнаруживает -  дай Бог, чтобы этого не произошло, - что он полностью утратил ориентиры следования за Христом. Это одна крайность, о которой предупреждал современных ему христиан иеромонах Серафим (Роуз).

 

- Вопрос телезрителя из Московской области: Часто слышу от знакомых осуждение священников. Как правильно себя вести и отвечать в такой ситуации людям?

 

- Можете поверить, что гораздо чаще, встречая священника в городе, транспорте, люди подходят к нему и начинают высказывать свои претензии в адрес духовенства.

Постараюсь обобщить Ваш вопрос, сказав, с какими претензиями чаще всего подходят люди. Например, я был в некоем месте, где люди отдыхали, нет речи, что они вели себя безнравственно, но просто отдыхали. И в этой ситуации человек увидел батюшку, и его слова и поступки настолько шокировали, что кто-то впервые задумался о существовании Бога: если Бог есть, почему он поступает так. Кто-то просто теряет дар речи, показывая лишь жестами. Общий знаменатель таков: увидев священника в такой ситуации, соблазнившись его поведением, именно оно запоминается человеку, делая вывод, что все духовенство именно такое.

Когда мне рассказывают о недостойном поведении священника, я спокойно выслушиваю и стараюсь спросить:

- А что, дорогой мой друг, в этом месте делали Вы, если это неподобающее место?

Закономерность такова, что себе люди готовы прощать многое, даже какие-то преступления против нравственности считая за мелкую шалость. Но священнику не прощают даже проявление любой человеческой немощи. Простой пример: на автодороге с таким интенсивным движением, как сейчас, может произойти все, что угодно. Но стоит только в каком-то ДТП оказаться священнику, какая буря негодования, какие едкие комментарии, наполненные какой ненавистью. Причем, это говорят люди, которые сами за рулем и понимают, что на дороге может произойти всякое. То есть, у современных людей очень немилосердное отношение к пастырям. Отчасти это можно понять: на священнике, как слуге Божьем, больше ответственности, с него спросится больше. Но надо понимать, что священники тоже люди, они берутся из современного общества, а не падают с неба. Поэтому, каково современное общество, таковы и пастыри. Хотя я имею весьма широкий круг общения, сам я никогда не видел пастыря в недостойной ситуации. Когда мне рассказывают такие случаи, я мягко спрашиваю, что там делал сам этот человек, и советую ему не ходить, куда не надо, чтобы не видеть то, что не надо. Ведите сами нравственный образ жизни, и Вы не будете видеть и запоминать то, что Вас соблазнят - простое решение.

 

- Давайте продолжим разговор о крайностях поведения христианина в современном мире. Об одной мы поговорили, какова же вторая?

 

- Когда христианин идет на поводу у этого мира, во всем следуя тенденциям общества, никак не стараясь своим поведением свидетельствовать о христианской вере - это наиболее распространенная крайность.

Вторая крайность тоже опасная, но ей подвержено гораздо меньшее количество людей. Это такое ультра православие. В связи с тем, что с конца XX века началось переиздание святоотеческого наследия, издаются те книги, которыми раньше в монастырях назидались лишь подвижники веры. Это книги об исихазме, умном делании, о различных высокодуховных состояниях, которых сподоблялись люди, которые долгим подвигом очистили свою душу от страстей. Поскольку сейчас эти книги в свободном доступе, читая их, люди начинают мнить, что в их жизни, в их опыте было нечто подобное, начинают применять эту высокую мерку к себе, не понимая, насколько их жизнь далека от жизни святых отцов, описанной в книгах. Более того, начинают предъявлять такие же требования к своим ближним. Это своего рода "суперправедность", выражаясь словами отца Серафима (Роуза), вторая крайность.

Чтобы христианину свидетельствовать в современном мире красоту православия, надо избегать двух этих крайностей. Не примерять на себя уровень жизни, который выше твоего, и тем более не требовать этого от ближних, не налагать на них неудобоносимые бремена. Первая крайность - следование по стихиям мира - на мой взгляд, сейчас более опасна, потому что на нее сейчас обращают меньше внимания. Редко встретишь в городе в будний день православную женщину-христианку, которую можно было бы по внешнему виду определить, как христианку. Настолько женщины стараются слиться с окружающим их обществом, как бы обогнать светских людей в их светскости. Это большая ошибка.

 

- Вы говорили про "суперправедность", завышенные требования к окружающим, не является ли этот путь порочным по отношению к себе?

 

- Подвижники, которые оставили мир, удалились в пустыню, будучи и физически, и духовно - что важнее - более крепкими, чем мы, которые отреклись от всего мира и его радостей, чтобы все сердце отдать Христу, суровыми подвигами достигали высот духовных состояний. Естественно, человек, живущий в современном мире, привыкший к комфорту, если по неблагоразумию и самое главное - не спрашивая благословения священника - начнет налагать на себя такой же пост, такие же молитвенные подвиги, он может легко впасть в состояние прелести.

Прелесть - это ложное мнение о себе, ложь в превосходной степени. Это ложные представления о своих возможностях - очень опасные состояния.

 

- Вопрос с форума: "Я человек верующий, но в моем кругу есть люди, далекие от Церкви. Мы общаемся с теплотой и симпатией друг к другу, но стоит коснуться вопросов веры, как теплота пропадает, начинается рознь, неприятные столкновения. Что же все-таки важнее: сохранить свои убеждения или добрые отношения с людьми?"

 

- Святой праведный Алексей Мечев, подвижник веры, московский батюшка, который многих привел ко Христу именно примером самоотверженной пастырской любви, который жил в предреволюционную эпоху. Тогда интеллигенция уже полностью отошла от христианских устоев, смеялась над верой, как и тогдашняя пресса. Будучи настоятелем храма святителя Николая на Маросейке, он часто говорил своим духовным чадам удивительную мысль:

- Старайтесь быть, как солнышко.

Когда мы видим солнечный день, видим свет и тепло, нам всем радостно. Точно так же и христианин в обществе должен быть, как солнце. Если христианин примером своей доброты, внутренней кротости, уважения ко всем, такта, корректности к окружающим, что даже есть шероховатости, разные точки зрения, христианин может обходить все острые углы и - не предавая Христа, не идя на уступки - и может очень благоразумно вести себя с окружающими людьми. На самом деле, здесь нет противоречия. Пожалуй, здесь ключевое правило - быть более требовательным к себе, чем к ближним. Если в любом месте, в любой ситуации, где бы он ни был, правилом христианина будет: я это должен, а все другие по силам, кто как может. За всех молиться, чтобы Господь всех вразумил, привел к покаянию. Ко всем относиться с любовью, уважением, можно со временем стереть все острые углы, не идя при этом по пути человекоугодия.

Например, если малоцерковный человек оказался в постный день за столом со скоромной пищей, он боится оскорбить людей, отказавшись от предложенного. Для человека глубоко верующего такой дилеммы нет: он понимает, что, оскорбив Бога, он тем самым оскорбит и Божии создания, людей. Может быть, кто-то из людей, сидящих за столом, и рад соблюсти пост, но он немощен и смотрит на то, как себя поведу я. Если он увидит, что я нарушаю постный день, то он соблазнится, а я, поступая якобы ради любви к ближним, нанесу рану именно этому человеку, хотя могу даже не заметить этого. Благодать Божия отступает от человека, когда он вступает на путь человекоугодия, нарушая волю Божию.

Везде нужна мудрость: надо помнить, что Бог всегда на первом месте. Только любя Бога и соблюдая Его заповеди, можно правильно любить ближних. Если мы пренебрегаем Богом, подлинной любви к ближним не будет.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя знакомая живет в гражданском браке, хотела причаститься, но батюшка сказал ей, что она должна сначала исправить свою жизнь. Знакомая очень расстроилась, разве можно отлучать за это от Причастия, и захочет ли она вообще после этого идти в храм?

 

- Вопрос актуальный, совсем недавно было собрание духовенства Сергиево-Посадского благочиния, где обсуждался подобный вопрос.

Существует церковный брак, когда мужчина и женщина зарегистрировались, венчались и стараются жить согласно установлениями Православной Церкви. Ходят на богослужения, молятся дома, соблюдают посты, воспитывают своих детей в русле православной веры. Есть гражданский брак, когда мужчина и женщина регистрируют свой брак в органах Загса, живут вместе, любят друг друга, помогают, терпят скорби, но их брак зарегистрирован, и они несут какую-то ответственность перед обществом.

А есть то, что на современном языке называется "гражданский брак": этот "брак" не зарегистрирован, просто люди, достигшие совершеннолетия, а порой и не достигшие, начинают жить вместе по плоти, со временем приобретая имущество. Регистрироваться они не хотят, мотивируя это тем, что им надо лучше узнать друг друга. Часто у таких людей не один такой "брак", а череда. Здесь нет никакой ответственности, и на языке Предания Церкви это называется "блудное сожитие". Хотя это, может быть, режет слух современных людей, отравленных ядом либерализма, рационализма. На самом деле, это греховное состояние. Если такие люди не покаются и не исправятся Царствия Божия, вечной жизни они не наследуют. Об этом говорит Господь в Евангелии, святые апостолы, и у нас нет никаких оснований понимать эти слова аллегорически. Святой апостол Павел говорит: не обманывайтесь, братья, ни блудники, ни прелюбодеи Царствия Божия не наследуют.

В современном обществе мы видим уникальную ситуацию, которой не было раньше никогда. Если посмотреть историю, у всех древних народов всегда заключение брака сопровождалось определенными ритуалами. Обычаи были разными, но везде было некое торжество, в результате которого юноша и девушка отделялись от своих семей, и далее перед лицом всего общества они подразумевались как некая новая семья. Те народы, у которых был узаконен разврат, очень быстро исчезли с лица земли, от них даже следа не осталось. Поэтому можно делать очень печальные прогнозы о нашем современном обществе. Там, где блудное сожитие почему-то называют "браком", такое общество нежизнеспособно.

Может быть такое, что благодать Божия касается сердца одного из живущих в блуде, чаще всего это сердце женщины, и она идет в храм и, видя, как причащаются другие, хочет также причаститься. Это благое желание, но надо помнить, что Таинства Церкви - это дары Духа Святого, которые адресованы Христовой Церкви. Как мудро сказал апостол Павел: Церковь Христова есть столп и утверждение истины, а не какая-то организация по обслуживанию населения.

Если человек выразил желание причащаться, но при этом живет в смертном грехе, может быть, не осознавая этого, но и не желая исправляться, ни один священник не сможет сказать ему "иди причащайся". Честь и хвала тому батюшке, который посоветовал этой женщине сначала исправить жизнь, то есть посмотреть на нее в свете евангельского закона. Если ты хочешь причащаться, подумай, достойно ли Вы живете, чтобы причащаться Святых Христовых Таин.

Гражданский брак, зарегистрированный в Загсе, даже Церковь признает как законный юридический брак. В ситуации, когда женщина готова ходит в храм, а муж еще нет, Церковь идет по пути икономии, то есть снисхождения. Если хотя бы один член зарегистрированной, но не венчанной семьи желает исповедоваться и причащаться, то ради снисхождения к этой женщине ей разрешается исповедоваться, причащаться, но пастырская работа не прекращается: в идеале священник должен познакомиться с мужем, побеседовать с ним, попытаться привести его к вере. Посоветовать этой женщине, чтобы она своим внутренним теплом и примером христианской жизни привела своего мужа к осознанию необходимости венчания.

Надо понимать, что зарегистрированный, но не венчанный брак - тоже некое отступление от нормы, потому что нормой является христианский церковный брак. Это брак, освященный Таинством Церкви. Мы помним слова святого апостола Павла из Первого Послания к коринфянам о том, что жена неверная спасается мужем верным, а муж неверный спасается женой верной. Если хотя бы один из членов семьи верующий и тянется к Богу, он может своим примером привести и другую сторону. Планку опускать нельзя: хорошо, что вы зарегистрированы, но вам надо работать над тем, чтобы ваш брак был освящен Таинством Церкви.

 

- Возможен ли развод, если супруги не сходятся во взглядах?

 

- В идеале развод вообще не был предусмотрен в божественном плане. Не напрасно Господь в Священном Писании говорит, что оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть единой, и то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. В домостроительстве спасения развод не предусмотрен: надо жить в любви, согласии, взаимно терпеть друг друга. Это уже следствие грехопадение, эгоизма и самолюбия, когда люди больше смотрят на себя. "Не сошлись характерами" - это глупое выражения. Куда же вы смотрели раньше. Надо заранее смотреть на характер, а не только на внешность.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Хотьково Московской области: К сожалению, не помню, где именно  я читала о том, что религиозный человек не должен выставлять напоказ свою веру, свои религиозные принципы. Например, если человек постится, то он не должен говорить, что постится из религиозных принципов. Как это сочетается с тем, что христианин должен везде исповедовать свою веру. Кроме того, очень часто люди крайне недоброжелательно относятся к каким-то нашим высказываниям и убеждениям.

 

- Очень хороший вопрос. Старец Паисий Святогорец, выдающийся духовный наставник современности, чьи книги мы всегда рекомендуем читать, когда ему задавали подобный вопрос, говорил:

- Если речь идет о постах, установленных Церковью (четыре многодневных поста, среда и пятница, некоторые дни, как Усекновение Главы Иоанна Предтечи), христианин должен строго соблюдать их, не озираясь на то, что о нем скажут или подумают, потому что в исполнении этого уже проявляется наше исповедание веры и верность Христу.

Мы должны беречь верность Христу, а не переменчивым человеческим нравам. Люди могут думать о тебе сейчас одно, а через минуту другое. Идти на поводу переменчивого человеческого мнения - большое заблуждение. Если речь идет о посте, который христианин налагает себя по особому случаю с обязательного благословения духовника, надо держать втайне и никому об этом не говорить. Сказав это, потеряешь благодать Божию.

В вопросах общецерковных - верность Богу во всем, частные подвиги должны быть только перед Богом, о них не надо говорить даже близким по вере, тем более тем, кто наши взгляды не разделяет.

То, что Вы говорите о критическом отношении к верующим людям - слава Богу, за это мы должны благодарить Бога. Гнали Христа, гнали Пресвятую Богородицу, святых апостолов, мучеников. Если нас гонят, это означает, что мы идем их путь. Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе гонимы будут - это сказано в Священном Писании. Для нас это ориентир. Господь прямо говорит в Евангелии: Горе вам, если все будут говорить о вас хорошо. Это очень опасный симптом, если в светском обществе христианина все любят, никто ему не выскажет никакого замечания. Такой человек становится неисправимым. То, что мир ненавидит нас, закономерно, ведь сначала мир возненавидел Христа. В Евангелии от Иоанна приведены такие слова Господа: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Надо радоваться, что нас ненавидят, это признак того, что нас Господь простил.

 

- Если христианин попадает в неблагоприятное окружение на работе, как ему быть: терпеть все, с чем он сталкивается, либо уходить и искать более благоприятное место.

 

- Можно опять обратиться к опыту старца Паисия Афонского, который в течение своей духовно богатой жизни бывал в разных ситуациях. Во время войны, когда Греция была оккупирована, он участвовал в отрядах Сопротивления, и в его окружении были некоторые люди сквернословы, кощунники, которые не разделяли христианских взглядов. Поняв, что он верующий, они начинали при нем громко хулить Спасителя, Пресвятую Богородицу, зная, что этим наносят ему рану. Тогда старец был молодым связистом и носил имя Арсений, и он говорит, что в это время он молился за этих людей. Он понимал, что в условиях военных действий нельзя враждовать друг с другом, и лишь молился за этих кощунников, но не делал замечаний.

Бывает, что христианин оказался в неблагоприятной обстановке, но уйти никуда нельзя, надо молиться за этих людей с любовью, с душевной болью за них, чтобы Господь их вразумил.

Впоследствии старец Паисий говорил, что если бы он делал им замечания, то они, почувствовав, что его это задевает, стали бы еще больше хулить Бога и Пресвятую Богородицу, тем самым брали бы на себя больший грех. Когда же он начинал молиться за них, они начинали замолкать, и разговор как-то переходил на другую тему.

Бывают ситуации, когда надо защитить веру, которую  при тебе попирают, когда надо защитить ближнего. Если оскорбляют не нас именно, а, например, выходит кощунственный фильм, который хотят показывать на широком экране в вашем городе, то будет благоразумно, если православные христиане, объединившись, выскажут свой протест в рамках закона. В этой ситуации надо высказать свое мнения, невзирая на то, что вас обзовут маргиналами, фанатиками и т.д.

Если в коллективе порочат вашего коллегу, сослуживца, а Вы знаете, что он не виноват, промолчав, вы совершаете предательство - иудин грех. Важно возвысить голос и, не боясь испортить отношения с начальством, спокойно, без истерик сказать, что этот человек не виноват.

Надо иметь духовное мужество и рассуждение, чтобы знать, где  надо промолчать и помолиться, а где необходимо во всеуслышание высказать свою позицию.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: Как объяснить особо чувствительным людям, редко бывающим в храме, что если кто-то бестактно сделал им замечание, эта грубость не характерна для всех православных людей и церквей?

 

- Отвечая на Ваш вопрос, расскажу, как недавно ко мне подошел молодой человек 24 лет и рассказал, что много лет мама водила его в храм, из которого он запомнил лишь кружки для пожертвований и ценники на иконы и свечи, более ничего не запечатлелось в его памяти. Подойдя ко мне в городе, он хотел высказать свое недоумение и огорчение. Любой здравомыслящий человек понимает, что не бывает таких храмов, где кроме кружек и ценников нет ничего. Он не заметил ни людей, ни священника, ни икон, но только ценники и кружки.

Мне вспоминается, как один духовно опытный батюшка из Троице-Сергиевой лавры рассказывал про одного семинариста. Молодой человек поступил в Духовную семинарию и решил, что там будут одни ангелы, и он попадет прямо в рай. И вдруг он увидел, что один его толкнул, другой не так посмотрел. И прожив несколько дней в условиях семинарии, он с глубоким разочарованием, что попал не туда, пришел к духовнику и сказал:

- Я думал, что семинария - это рай, я готов был стены там целовать, а  увидел совсем другое.

На что духовник ответил ему:

- С чем ты пришел, то сразу и встретил.

Есть такая духовная закономерность: человек приходит в храм, и в нем в первую очередь проявляется господствующая его страсть.

Молодой человек, о котором я рассказал в начале, был одержим именно страстью сребролюбия, стяжания, о чем они признался впоследствии. Приходя в храм, он, действительно, не увидел ничего, кроме кружки для пожертвования, и его воображение представило ему, что весь храм окружен этими кружками. Человек попался на удочку своей же страсти.

Человек, порабощенный плотской страстью, похотливый, развратный, не увидит кружки для пожертвований, он будет всю службу смотреть на красивые лица прихожанок, их одежду и, уйдя из храма, будет вспоминать именно их. Он также не услышит ни пения, ни проповеди, все это останется за кадром.

Человек гневливый, раздражительный, вспыльчивый, который с легкостью делает всем замечания, такой человек, придя в храм, в первую очередь столкнется с тем, что ему сделают замечание. Кто-то скажет, что он не так встал, не так крестится. Это духовная закономерность: ты гневливый, раздражительный, осуждающий, встретишь здесь именно это.

Дорогие друзья, думаю, вы нередко слышали такую оценку: как в храм приду, все там унылые, печальные, бледные. Почему так? Человек страдает страстью уныния и печали, ему весь мир не мил, он пришел в храм и увидел и здесь печаль.

Надо обращать внимание на то, какая страсть в вас господствует. Если вас оскорбили в храме, значит, надо сделать вывод, что господствующая страсть, над которой мне надо работать - это гнев, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость. Может быть, я на работе всем делаю замечания.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Сергиев Посад: Пожалуйста, объясните, как творить дела милосердия. Как правильно помочь, например, тем людям, которые терпят скорби, как сейчас на Юго-Востоке Украины, чтобы избежать спекуляций, ведь, к сожалению, сейчас бывает и такое?

 

- Попытаюсь расширить вопрос: современное общество, например, нынешние "звезды" или политические деятели сейчас любят заниматься благотворительностью, но они это делают так, что об этом знает весь мир. Все знают о том, что та или иная "звезда" пошла в детский дом, чтобы помочь бедным детям. К моменту ее прихода, там уже будет полно корреспондентов. Благотворительность сейчас в моде, но является ли это христианским милосердием?

Отвечая на этот вопрос, хочется вспомнить рассказ старца Паисия об одном адвокате. После Второй мировой войны христиане, которые были более состоятельны, собрали вещи, подарки, чтобы сделать какую-то радость бедным, и решили, что надо сделать хорошую рекламу, и когда все соберутся на площади, раздадим все. Но адвокат сказал: не делайте этого, лучше мы соберем информацию о бедных и адресно поможем каждому. Но с ним не согласились, и он махнул рукой. Организаторы акции провели хорошую рекламную кампанию, в нужный день на площади собрались люди, но не отнюдь не бедные, а, говоря мягко, более расторопные. Эти люди с хваткой быстро разобрали все подарки, и когда организаторы поняли, что эти вещи, собранные от чистого сердца, пойдут совсем не туда, пытались остановить, получили еще и нагоняй. В результате те, кому помощь была нужна, ее не получили, а тунеядцы еще больше повредили своей душе. Сами организаторы были огорчены. Поэтому старец Паисий говорит, что даже добро надо делать благоразумно. Лучше узнать, кто действительно нуждается, и тайно помочь именно им.

 

- Стоит ли помогать через благотворительную организацию, ведь это помощь не адресная?

 

- Смотря по тому, какие это организации. Из моего рассказа не надо делать выводы, что все благотворительные организации действуют неправильно, я лишь привел частный пример мудрого человека, что и такое бывает. Лучше узнать, кто действительно нуждается в помощи, и адресно помочь. Там, где много официоза, боюсь, не всегда есть польза для души.

 

- Большое спасибо, отец Димитрий. Время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Позвольте мне передать поклон замечательному священнику Владимиру Соколову, настоятелю храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, и его матушке Фотинии. Скоро в этом храме престольный праздник, я уверен, что он смотрит нашу передачу, и хочу передать ему поклон и глубокую благодарность.

Всем вам, дорогие братья и сестры, помощи Божией и храни вас Господь на всех путях Вашей жизни.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать