Польза церковного Богослужения

30 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве, настоятель строящегося Покровского храма в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Помощи всем нам, дорогие братья и сестры.

 

- Тема сегодняшней передачи "О пользе церковного богослужения".

- В чем польза богослужения, его необходимость?

 

- Сейчас многие вернулись из отпусков: кто-то отдыхал на юге, а кто-то на даче. Каждый старался поддержать свои телесные силы, и мы радовались, что лето и даже осень радовали нас в этом году солнцем. Храм - это и есть солнце, но согревающее не тело, а душу. И человек, который не подставляет свое сердце, свой ум этому солнцу, не получает пользы.

 

- А если провести аналогию с искусством, когда человек подставляет свое сердце произведению искусства, которое его возвышает. В чем здесь разница с богослужением?

 

- В случае такой аналогии скажу, что одно дело видеть произведение искусства или памятник в альбоме, на картинке и совсем другое - видеть его воочию. Например, мы восторгаемся мозаичным убранством святого апостола Марка в Венеции, но чтобы я не говорил о нем, никакие рассказы, передачи не сравнятся с впечатлениями, когда человек вживую видит храм или произведение искусства. Поэтому мы не заочно бываем на природе и подставляем свое тело солнцу, а сами принимаем в этом живое, действенное участие.

Митрополит Трифон (Туркестанов) сначала подвизался в одном из скитов Оптиной пустыни, а затем получилось так, что он стал митрополитом в Москве. Он служил в Богоявленском монастыре, который сейчас буквально соседствует с ГУМом, где также подвизался будущий митрополит Алексий Московский, мощи которого сейчас находятся в Елоховском соборе. Митрополита Трифона даже называли "кухаркин архиерей", потому что он служил очень рано: в 5-6 часов утра, чтобы трудящийся народ мог начать свой день с Божественной литургии, а потом трудиться целый день. И он часто любил повторять такое выражение: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий - небо на земле».

Похоронен владыка Трифон на Введенском кладбище в Москве, и его на могильном памятнике выбиты именно эти слова. То, что мы видим и слышим в храме, все напоминает нам о небе.

 

- Как меняется день человека, если он начинается с богослужения?

 

- Кстати, в Греции сейчас все так и сохранилось. Например, на острове Патмос праздничное богослужение в монастыре святого апостола Иоанна Богослова  идет с 3 ночи до 7 утра. У нас богослужения начинаются так, чтобы соответствовать нуждам наших людей, так на подворье Оптиной пустыни богослужение для прихожан начинается в половине восьмого, а монашеское в шесть утра. Монастырский круг начинается полуночницей, потом монашеское правило, часы и Литургия. Все для того чтобы люди могли начать жизнь с богослужения и Божьего благословения.

Священное Писание говорит: сеющий с благословения с благословением и пожнет, а сеющий без благословения без благословения и пожнет. Еще у святых отцов есть слова: Все лучшее Богу.

Почему именно утро посвящено Богу? Когда у нас отдохнувшее тело, светлая голова, мысли еще не засоренные новостями. Помню, что даже когда я еще учился в школе, один мудрый человек советовал мне: постарайся учить уроки до того, как ты начал говорить с людьми. И я заметил: когда начались впечатления дня, его суета, ум совершенно иначе воспринимает информацию. Утренние часы очень продуктивны. Поэтому слова Священного Писания, проповедь на свежую голову, это очень хорошо. Конечно, когда такая возможность у нас есть, но в воскресный день мы, конечно, обязаны быть в храме.

Бывают такие периоды, когда мы должны отправиться и в санаторий для души. В советские времена для поправки здоровья ездили в такие места, как Ессентуки, Кисловодск, Боржоми, где особые климатические и природные условия, есть целебные источники. Человек проводит там 21 день и чувствует, что у него поправилось здоровье. Наш священномученик Павел Флоренский называл монастыри "духовный санаторий для многих израненных душ". Нам полезно с пятницу по понедельник отправиться в поездку по ближайшим монастырям, а кто-то даже успевает побывать на Валааме, в Псково-Печерском монастыре. Человек может соприкоснуться с полнотой монашеского богослужения. Люди часто приобретают на них огромные впечатления.

Помню, как в 1972 году я впервые оказался в монастыре - это был Псково-Печерский монастырь. Помнится, богослужения началось в пять часов вечера, а закончилось в половине одиннадцатого. Это было первое богослужение, на котором я был, и я ничего не понимал, но впечатление было столь огромным, что я понял: все, что здесь происходит - все настоящее, так в идеале и должно быть. Именно здесь от всей души и во всей полноте люди служат Богу. Хотя содержание было мне тогда совсем непонятно, но сама форма произвела неизгладимое впечатление на юношескую, ищущую душу. Иногда для проветривания души и духовной подзарядки нам необходимы паломничества. Когда позволяют силы, возможности. Приходской храм - это очень хорошо, но есть и особые, мы их так и называем: святые места, с могучей духовной историей. Как бывает отрицательное излучение, большое и маленькое, так есть источники с положительной, благодатной энергией: монастыри, кремли с чудотворными иконами, мощами угодников Божиих. Как отрицательная радиация облучает человек, оставляя негативный отпечаток на всю жизнь, так посещение святых мест оставляет порой впечатление на всю жизнь.

 

- Вопрос телезрительницы: Посоветуйте, что сделать, чтобы ребенку в храме было хорошо, чтобы он стремился в него?

 

- Это непростой вопрос, потому что привить ребенку любовь к храму, необходимо особое творчество и матери, и близких. Все это делается постепенно: грудного ребенка сначала кормят материнским молоком, а не сразу же тем, что мы едим сами, так и здесь. Мама должна объяснять, что происходит в храме, постепенно брать на часть богослужения, где он сможет помолиться своими словами: "Господи, помилуй", "Господи, благослови", "Пресвятая Богородица, спаси нас". То есть надо еще до службы объяснять, что происходит в храме, и находиться с ним на службе в течение такого времени, которое он может проводить нерассеянно. Если он начинает играться в храме, разговаривать с другими ребятами, тогда мама, жертвуя своим присутствием в храме, одевает ребенка и выходит на улицу, прислушиваясь к тому, что происходит на богослужении. Совершенно неправильно, если мама пришла и погрузилась в личную молитву, а ребенок шмыгаем между прихожан и делает все, что ему заблагорассудится. Напрасно она думает, что ребенку от этого есть духовная польза. Ребенок не должен самостоятельно пребывать в храме и делать, что хочет. Если он устал, надо выйти, дать ему отдохнуть, а потом опять вернуться, но это творческий духовный процесс. Все делается постепенно, как в физическом, так точно и в духовном воспитании ребенка. Это целая наука - педагогика, которая переводится с греческого языка именно как "детоводительство": как вести детей по пути спасения. Желаю Вам творчества и мудрости. Посоветуйтесь с теми мамами, чьи дети ведут себя в храме благовоспитанно. Спасение во многом совете: советуйтесь с богомудрыми отцами, матерями, у которых Вы видите пример правильного духовного воспитания.

Также это помогает посещение Воскресной школы, сейчас уже есть занятия для детей  5-6 лет. Лучше сейчас вложить в ребенка доброе, светлое, духовное, чем пожинать плоды, когда дерево уже пошло вкривь и вкось. Как у одного игумена спросили однажды, видит ли он духовный рост своей братии. А он ответил: рост вижу, да только все куда-то в сторону. Так бывает и здесь, когда дети растут не вверх, а куда-то в сторону, но когда дерево уже окрепло, исправить его гораздо труднее.

 

 

- Что бы Вы ответили тем людям, которые говорят, что можно хорошо помолиться и дома, и нет необходимости ходить в храм.

 

- Это иллюзия, ведь само наличие храма на земле - устроение Божие. Прообразом наших храмов была скиния, было сказано, что Бог везде, но в этой скинии - а потом в храме - особое присутствие Божие. Христос, посещая Иерусалимский храм, взял бич и изгнал всех, продающих в нем, сказав: Дом Мой дом молитвы наречется. Он назвал храм Своим Домом.

Конечно, Бог везде, все видит и слышит, и нет никаких препятствий помолиться Ему в любое время и в любом месте. Святая Церковь учит, что молитва - это возношение ума к Богу. Молитва - беседа человека с Богом. Что необходимо, для того чтобы ум вознести на небо? Одна лишь благая мысль. Но все же в храмах особое присутствие Бога.

Нигде, кроме храма, не совершается великое чудо Божественной литургии, где Бог дарит нам Себя под видом вина и хлеба. Это возможно только в Доме Божьем.

Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит:

- Ты говоришь: я помолюсь прекрасно дома. Когда Петр попал в темницу, за него молилась вся община. Даже столпу веры - апостолу Петру - понадобилась молитва о нем всех.

Далее Златоуст вспоминает, что Ниневия должна была погибнуть, если не покается в три дня. И как пророк Иона спросил Бога, почему он не исполняет данного пророчества. Когда он спрашивал, то находился в тени тыквы, которая спасала его от палящего солнца. Но едва он спросил, как дерево засохло, так что Иона даже заплакал. И Бог ответил:

- Ты плачешь от того, что засохло дерево, тебе жалко его. Мне ли не пощадить города, в котором 120 тысяч людей?

И святитель Златоуст задается вопросом: зачем было указано точное количество людей? Потому что огромная польза от той молитвы, которая совершается от лица многих и именно в храме. Господь ведь говорит нам: где двое или трое собраны во Имя Мое, там я посреди них. А собираются, прежде всего, в храме. Посещение храма - это божье установление. Как иначе исполнить заповедь "Шесть дней делай, седьмой - Господу Богу Твоему". Шесть дней - это забота о семье, родных, близких, зарабатывание денег, уборки, стирки, и только один день Господь оставляет Себе именно через богослужение.

Как говорит тот же Иоанн Златоуст, храм - небо на земле, где ангелы сослужат Христу, вещают богомудрые пророки, проповедуют апостол. Там Христос через Евангелие разговаривает с тобой, там проповедуют богомудрые святители и духоносные пастыри, изъяснятся Слово Божие. Там совершается великое чудо, когда Христос под видом хлеба и вина дарует Свое тело и кровь, о которых Сам сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем. Поэтому никакая домашняя молитва не может заменить храм Божий.

 

- Как часто следует ходить в храм, и не будет ли перебором, если человек начнет часто ходить в него, не имея при этом внутренней подготовки?

 

- Нам заповеданы субботний и воскресный дни. Богослужение начинается с субботнего вечера и продолжается в воскресное утро. Так же в большие, как мы их называем, двунадесятые праздники, потому что их 12 в году.

Для начинающего человека будет достаточно, если он будет чтить субботний и воскресный дни и двунадесятые праздники. Если пока не получается быть в храме каждую неделю, хотя бы через неделю. Себя тоже надо постепенно приучать к тому, что суббота-воскресение - это для пользы моей души. Если позволяют обстоятельства. Но добраться в воскресный день до любого храма можно и в деревне, и в городе. Сейчас восстановлены многие храмы, строятся новые.

Кстати, Москва сейчас на последнем месте по количеству храмов на душу населения. Например, в районе Ясенево, где я служу, население составляет 180 тысяч, а на них три храма. То есть, один храм на 60 тысяч человек, а в областных храмах  на один храм приходится по 10 тысяч человек.

Пока есть возможность, надо ходить в храм. Потому что многие люди и хотели бы ходить в храм, да не позволяют ноги, давление, сердце. Поэтому и говорят: ходи в начале, пока можешь, чтобы пользоваться этим запасом в старости, когда такой возможности не будет. Мне кажется, переборщить с молитвой нельзя, если только человек из-за нее не пропускает учебу или работу, но это редкость. Усердие можно и нужно поправить, но лень и равнодушие не поправишь никогда. К сожалению таких людей гораздо больше.

 

- Вопрос телезрительницы: Почему Иисус Христос проклял смоковницу, ведь в одном из Евангелий говорится, что у смоковницы еще не было времени, чтобы дать ягоды?

 

- Некая несправедливость усматривается здесь лишь на первый взгляд. Потому что Писание говорит: и не было времени собирания смокв. Спрашивается, что же тогда с нее можно было требовать? И Феофилакт Болгарский делает такое заключение: Господь сотворил это с бездушным деревом, чтобы дать пример человеку. Каждый из нас должен принести плод. В самом начале Своей проповеди Господь говорит: "Се секира при корне дерева лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, бывает посекаемо и во огнь вметаемо". Это событие и совершилось со смоковницей. Неслучайно оно вспоминается в Страстной понедельник и приводится всем нам как напоминание о том, что мы неслучайно появились на свет, что нам дана христианская вера и православие. Мы должны принести плоды: кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто во сто крат. Притча о талантах: кому-то было дано десять, кому-то пять, а кому-то один талант. Это также притча о том, что мы должны приумножать добро в своей жизни.

Иоанн Златоуст говорит о том, что образ милования очень большой: жаждущего напоить, нищему подать, заключенного в темнице посетить, больного навестить, неодетого одеть. Все, что связано сейчас с событиями на Украине: мы не можем быть безучастными. Сбор средств, медикаментов, вещей. Каждый делай посильное на своем месте. Господь говорит: как бы Я хотел, чтобы огонь возгорелся, и чтобы плод Ваш прибывал. Плод любви и доброделания. Апостол Иаков так и говорит: вера без дел мертва. Вера - это дерево, а дела - плоды. Если на плодовом дереве нет плодов, какой в нем смысл? Господь показал это на примере смоковницы, что и человек должен в своей жизни приносить плод.

Иоанн Златоуст продолжает свою мысль о миловании, говоря, что как душа больше тела, так и милостыня, оказанная душе, больше милостыни, оказанной телу. Мы говорили о делах внешних, но больше этого: дать просвещение душе, подсказать относительно веры, доброделания. Научить, что такое добро и что такое зло. Мало напоить, накормить ребенка, надо, чтобы он возрос в доброделании и благочестии. Потому что если не будет веры, добрых дел, какой смысл в воспитании? Премудрый Соломон говорит: лучше не книжный и добрый, нежели книжный и злой. Сейчас в образовании как раз противоположные акценты: несколько языков, разные секции, престижный институт, а то, что этот человек не способен жить в семье, воспринимая родителей в качестве денежных мешков, обеспечивающих внешними благами. Человек, воспитанный в таком эгоизме, вырастает, но что при этом пожинают его родители?

 

- Что бы Вы могли посоветовать человеку, который не понимает богослужения, устает и уходит из храма. Что делать в такой ситуации?

 

- В любом деле требуется вникновение и изучения. Знаю многих прихожанок нашего храма, которых не научили печь пироги. Казалось бы, элементарное дело, но и в него надо вникать, надо стоять рядом с кем-то, кто будет показывать, как печь, может быть, надо испортить один или другой пирог. Так и в церковной жизни. Мало одного желания, надо вникновение, изучение, чтобы понимать смысл происходящего. Для этого воскресная школа для взрослых, книги, интернет.

Часто люди спрашивают, что почитать, чтобы, пусть в начатках, понимать православное богослужение. Есть потрясающая книга у Николая Васильевича Гоголя "Изъяснение Божественной литургии". Казалось бы, писатель, не богослов, но он обладал прекрасным пониманием православного богослужения.

Замечательная книга Симеона Солунского "Новые скрижали", которая многократно переиздается, где говорится о том, что такое храм, его устройство, иконостас, утреннее и вечернее богослужения, Литургия, просфора, царские врата, одежда священников. Надо входить постепенно. Для тех, кто уже знает больше, есть замечательные книги протоиерея Александра Шмемана "Евхаристия", "Водой и духом" о Таинствах Церкви. Во все надо вникать. Действительно, если ты не понимаешь, тебе будет скучно.

Вспоминаю свои первые шаги в храме: я тоже много не понимал, но скучно не было потому, что я воспринимал храм, как место, где находится живой Бог, а молитва - беседа с Ним. И я говорил Богу о своих проблемах: своих грехах, своих нуждах, мечтах. И однажды встретил книгу, в которой нашел подсказку. Это были слова святителя Василия Великого о том, что наша молитва в храме может быть произнесена своими словами, может быть творческой, но при этом он дает такое направление: начни со славословия, начни с благодарности, перебери, что было в течение дня или недели, что сложилось, и за что можно поблагодарить Бога. Вникни лучше в свою жизнь, и поводы для благодарности обязательно найдутся. После благодарности покайся в своих грехах, немощах и недостатках. Какой ты должен быть, как христианин, и каким не стал в течение недели. Если человек начнет вспоминать, анализировать, найдет столько несоответствий. Это тоже занимает определенное время. Следующее, что предлагает Василий Великий: попроси у Бога необходимого для твоей души, твоего тела, твоих родных и близких. Но как раз просить мы все мастаки, чего только не просим. Занятое таким образом время богослужения, в котором пока не все понимаешь, будет просто пролетать. Если, конечно, не рассеиваться на то, кто пришел, песнопения какого композитора исполняет хор, какой батюшка вышел, как одеты прихожане. Иногда люди приходят в храм, как в клуб по интересам, чтобы пообщаться с людьми, но мы должны приходить в храм, прежде всего, для общения с Богом.

Что такое молитва? Это возношение ума к Богу. Когда ты найдешь личную молитву, личное собеседование с Богом, тогда скучно не будет. Храм - это та обстановка, которая будет поддерживать тебя в этом. Дома перед иконами не простоишь полтора-два часа, как на богослужении. Все мы живем семьями. Все, что есть в богослужении: благозвучные песнопения, запах ладана, облачения, сама церковная музыка - все это поднимает человека. Наш хор выступал в Мюнхене с обиходными песнопениями, пел знаменным распевом, и немцы плакали, хотя ничего не понимали. Душа все равно чувствует. Храм - это синтез искусств, здесь иконы для глаз, и слышание, и обоняние. И, наконец, явление живого Христа.

Богослов, литургист Николай Лосский сказал, что в храме не только воспоминание того или иного исторического события, связанного с жизнью Христа, но здесь явление Самого Христа молящимся. То есть реальное присутствие Бога по Его неизреченной милости к нам. Во время богослужения Христос присутствует в храме. Первый возглас священника при начале Божественной литургии: "Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа. Бог Господь явися нам". И это явление происходит: кому-то открытым, кому-то таинственным образом. Открытым - когда мы вкушаем Тело и Кровь Господни. Ведь во время причастия происходит сущностное соединение с Богом. И во время богослужения происходит соединение благодатью Духа Святого, мы слышим, как священник возглашает "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами". Как сказал епископ Игнатий Брянчанинов, душа Христа соприкасается с душой молящегося христианина. Эта таинственная встреча может произойти только в храме Божием во время богослужения.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы живем в Подмосковье, ходим в храм и побаливаем, священник говорил, что болящим надо чаще причащаться, но теперь почему-то не благословляет меня. Как это объяснить?

 

- Дело в том, что когда мы приходим в поликлинику или больницу, мы доверяем врачу, к которому мы пришли. Мы не ставим себе диагноз сами и не назначаем сами лечение, не делаем УЗИ и МРТ и их расшифровку, а доверяем все это специалистам. Священники - это духовные врачи, духовные профессора и многолетние специалисты. Поэтому в Вашем случае есть то или иное препятствие либо польза в нечастом причащении. Может быть - я могу лишь предполагать - это делается не вполне усердно, без постов, без вечернего богослужения, без тщательной подготовки ко Святому Причащению.

Когда мы готовимся к этому Таинству, мы должны пройти тщательную подготовку. Когда человек готовится к плановой операции, он должен сначала выполнить целый ряд приготовлений, чтобы операция прошла благополучно. Так и Причастие требует сознательной и тщательной подготовки. Лучше причащаться реже, но с подготовкой, нежели часто и с небрежением. Возможно, батюшка усмотрел, что лучше делать это реже, но основательнее. Поэтому с верой и любовью доверьтесь "духовной терапии", которая осуществляется в Вашем храме. Не осуждайте священника, но пользуйтесь той частотой причастия, которая посоветована Вашим приходским священником.

 

 - Большое спасибо, отец Мелхиседек. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Бог всем в помощь в наших трудах и заботах. Всем желаю любить храм Божий и помнить слова митрополита Трифона (Туркестанова), насельника Оптиной пустыни: "Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий - небо на земле".

 

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать