Чревоугодие

29 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях      доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, отец Александр. Благословите наших телезрителей.- Божие благословение, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи "Чревоугодие". Что такое чревоугодие?

 

- Чревоугодие - это, прежде всего, человеческая страсть, пристрастие к пище, как к особому элементу получения удовольствия. Удовольствия от принятия обильной пищи, вкусной пищи или чрезмерно вкусной пищи. Эта страсть является коренной среди всех остальных, потому что на ней зиждется очень многое со стороны пристрастия, страстности, страстного отношения человека ко многим предметам, в частности своему бытию.

Мы должны различать виды чревоугодия, к ним относятся многоядение, вкусноядение, сладкоядение, гортанобесие - когда человек удерживает во рту что-то вкусное, наслаждаясь оттенками вкуса, находит новые ощущения. Особенно это пропагандируется в различных телешоу, связанных с приготовлением пищи. Когда человек снедает хлеб свой, Господа не призваша, и такой хлеб часто идет не в пользу. Человек, одержимый страстью гортанобесия, все время ищет новых впечатлений. Жизнь такого человека становится целью для услаждения своего вкуса, пристрастий, и человек совершает многие грехи, просто не замечая их.

К видам чревоугодия относится тайноядение, это грех, свойственный монастырям, где братия принимают пищу в одно и то же время, и любое принятие пищи вне трапезы, вне братского состава будет называться тайноядением. Чревоугодием является также винопитие.

 

- Является ли тайноядением, если мирянин принимает пищу не с молитвой за столом, а на ходу, перебиваясь с куска на кусок?

 

- Это не тайноядение, а относится к разряду неправильного питания. Если мирянин будет есть так, но призвав имя Божие, прочитав про себя молитву, то ничего плохого нет, ведь он делает это не из желания, а потому, что так складываются обстоятельства.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о гортанобесии.

 

- Когда человек начинает чрезмерно наслаждаться оттенками, послевкусием. Можно сказать, что это гурман, для которого бог - собственное чрево. В 3-й главе Послания к филиппийцам апостол Павел так и говорит: у таких людей бог - чрево. Таким образом, чревоугодие является нарушением второй заповеди Божией, когда богом становится чрево. А Господь сказал, что Бог один и не будут иные боги.

Так как получение удовольствий становится для чревоугодника главной целью, он становится черствым к жизни духовной, неспособным к молитве. Здесь кроется большая духовная проблема.

Надо сказать о противоположной этой страсти добродетели - воздержании. Когда человек воздерживается от приема тех или иных продуктов или состояний, которые порождают перечисленные нами грехи и их разновидности. Преподобный авва Дорофей, духовно образованный муж, говорит, что чревоугодие может разделяться на две составляющие: гастромаргия - в переводе с греческого "чревобесие", когда человек стремится наполнить желудок неважно чем. Люди любят оправдывать себя, ссылаясь на болезнь, но любая болезнь - последствие греха. В ней есть как генетическая, так и волевая составляющие.

Человек не живет духовной жизнью, не занимается духовным деланием, не знает о добродетелях христианской жизни: воздержание, пост, молитва, и, конечно, тогда болезнь и грех начинают повреждать человеческое естество, и этот грех пропитывает все клетки, составы человека, происходит инфицирование грехом, у человека нет духовного иммунитета к греху. Эта болезнь начинает разрушать человека как на нравственном, духовном, так и материальном уровне.

Авва Дорофей говорит также о лемаргии, то есть гортанобесии, стремление человека к наслаждению от потребления изысканной, гурманской пищи.

Надо помнить, что с христианской точки зрения, все это грехи. Мы должны употреблять любую пищу и помнить, что всякая пища дана от Бога. Должны принимать и сладкую, и соленую, и вкусную пищу, но она не должна занимать все наше время. Если мы готовим для своих близких, для семьи, пища должна быть вкусная, удобоваримая, и все должно быть с Богом.

Надо сделать особый акцент на то, что средства массовой информации оказывают разрушительное воздействие на наши умы и души. Людей заражают какой-то непонятной идеей, которая все больше отдаляет нас от Бога, и спастись в таком состоянии людям бывает очень сложно. Поэтому надо воздерживаться даже от просмотра телевидения. Можно посмотреть какие-то полезные передачи, новостные, православные или те, которые имеет духовный, нравственный характер. Мы должны делать выбор, понимать, что главное и воздерживаться от таких явлений, как чревоугодие и гортанобесие.

Церковь богата святыми, проявившими себя на ниве подвигов. Например, старец Паисий Святогорец, чтобы отучить себя от страстей чревоугодия и гортанобесия, в течение многих лет ел одну лишь квашеную капусту и через 18 лет перестал хотеть что-либо из пищи. Однако это его личный подвиг, в результате которого он избавился от самих помышлений поесть что-то вкусное. Но это монах, и людям, которые живут дома обычной жизнью, повторять таких подвигов не надо, поскольку для них они могут носить деструктивный характер. Поскольку они не просвещают регулярно свою жизнь ни Светом Христова Евангелия, ни молитвой, ни постом, а живут мирской жизнью, им это может принести только вред.

 

- Скажите, как врач, как такой подвиг мог отразиться на здоровье человека?

 

- С духовной и с врачебной стороны я отношусь к этому положительно, потому что читаю между строк. Конечно, Паисий Святогорец пил воду, наверное, употреблял и мед. Но "духовная" диета состояла в этой капусте. Если смотреть с чисто физиологической стороны, в капусте много микроэлементов, это хорошая клетчатка.

 

- Является ли чревоугодием, когда во время поста человек стремится сделать изысканное блюдо из постных продуктов, насладиться вкусом, но при этом как бы и не отступая от поста?

 

- Это православное фарисейство. Люди начинают замещать одно другим, забывая при этом о главном. Главное - Христос. Надо помнить историю поста, который был воздержанием от всего. Люди одевались в рубища и определенное время ничего не ели и не пили, пребывая в молитве, скорбях и плаче. Когда эта составляющая стала выходить за рамки, превращаться в актерство, Христос осуждал такое состояние поста. Он говорил: когда поститесь, помажьте свою голову и не будьте лицемерными. Господь говорит о том, что пост должен быть душевным и духовным. В нашем уме и сердце должно зародиться главное: мы должны нести правду, чтобы Бог был как бы перед нами, тогда польза от поста будет существенна.

Когда люди придумывают из постных продуктов изыски, это называется и гортанобесием, и чревоугодием. Пост должен ограничивать и количество, и качество потребляемой пищи, для того чтобы изменились и метаболические, и психические, и даже психиатрические процессы в организме. Чтобы иначе шел синтез гормонов, изменилось движение жидкостей в организме. Когда в организме начинают происходить эти процессы, человек действительно начинает задумываться о духовной составляющей, плакать о своих грехах. Эти слезы духовные, человек испытывает состояние метанойи - видит свои грехи, начинает по-другому думать, существовать на одной волне с Богом. Он настраивает свой внутренний приемник на волну Бога и слышать, что Он говорит.

Когда человек употребляет  много мяса, вина, курит, применяет наркотики, он настраивается на волну сатаны, материалистического существования, когда забывает о главном и слушает, что ему напевают духи злобы поднебесной. Человек начинает принимать это за свое божество и слушаться, а Бог отворачивается от такого человека, и у него развиваются различные болезни. Человек страдает, но если понимает, что страдания вызваны тем, что он отворачивается от Бога, начинает каяться, поститься, молиться. По словам Христа о том, что род сей изгоняется постом и молитвой, при помощи церковных Таинств, молитвы он избавляется от этих недугов. В том случае, если человек это делает по вере, если же делает напоказ, то разрушительное действие греха усиливается.

 

- Как меняется состояние ума человека от чревоугодия?

 

- Люди, которые любят много поесть, поспать, попить, уделяют много внимания потребительскому отношению к жизни, имеют склад ума, при котором нарушается связь с Богом. Наш приемник перестает ловить волну Бога. Поэтому Церковь и рекомендует нам: хотите услышать Бога, попоститесь, помолитесь, повоздерживайтесь, измените отношения друг к другу, окружающей среде, станьте такими, какими вас хочет видеть Бог. Если мы будем делать не так, как хочет Бог, у нас ничего не получится. Бог есть Личность, Дух, и Он требует особого подхода к Нему. Если мы заводим дружбу с другим богом, Господь будет отворачиваться от нас, и мы будем болеть. Болезнь - это очистительное начало, и значит - это звонок в нашу душу о том, что в нас что-то неправильно.

 

- Чревоугодие отдаляет человека от Бога, изменяет состояние его ума, души и, скорее всего, изменяет и его молитву?

 

- Такой человек и не может нормально молиться. Пища, попавшая в желудок должна перевариться, чтобы клетки начали вырабатывать желудочный сок и ферменты, требуется энергия. Энергия формируется в клетке при помощи биохимических процессов, это забирает определенную энергию у всего организма, у человека расслабление, ему хочется полежать, поспать. Какая может быть молитва? Ноги отекают, а молиться лучше стоя, чтобы сосредоточиться. Вырабатываемые при этом нашим организмом вещества, наподобие опиатных наркотиков - хотя это нормальные, физиологические процессы - при неправильном употреблении пищи начинают затмевать в нас Бога. Если человек думает, что если он поел, лег на диван и повторяет "Господи, помилуй! Господи, прости!", то вряд ли такая молитва будет услышана.

Православный человек должен помнить, что молитва сопровождается крестным знамением, поясными и земными поклонами, а какой поклон сделаешь на сытый желудок. Никто не отменял устава о поклонах, но люди настолько обнищали умом, сердцем и духом, что забывают делать очень многое. Корень же лежит в сытости, достатке. Напротив, когда люди немного недоевшие, у них наблюдается живость ума, бодрость духа, и это особенно видно в строгих монастырях, где монахи стремятся помолиться, хотят почитать, послужить Богу. Поэтому вывод напрашивается сам.

 

- Наши телезрители могут насторожиться, услышав слово "недоедать". Каково оптимальное отношение к пище?

 

- Человек должен помнить, что перед и после еды он должен помолиться. Садясь за стол, он должен помнить, что пища - это лекарство для тела, а лекарство бывает и сладкое, и горькое, главное, что оно должно быть полезно. Пища, прежде всего, должна быть полезной для тела, оно должно получить определенный набор белков, жиров, углеводов, микроэлементов. Надо насытить тело так, чтобы процессы, которые в нем происходят, были полноценными, функциональными, чтобы правильно формировалась иммунная система, органы и ткани. Пища имеет для человека большое значение, человек должен питаться, чтобы жить, как бы просто это не звучало. А когда человек начинает жить, чтобы есть, ему трудно войти в Царствие Небесное, и он начинает разрушаться.

 

- То есть, пища имеет только утилитарный характер?

 

- Нет, пища - это благословение Божие, она питает не только тело, но и дух. Но мы не должны ставить во главу угла питание одного тела. Если мы будем думать только о питании тела, будет разрушаться душа. В любой системе должно быть равновесие составляющих. Если тех или иных составляющих больше или меньше, то система не будет полноценной. Так и наш организм - мы должны соблюдать золотую середину. Если человека недокармливать, то он будет зол, способен на девиантные поступки, ему необходим определенный состав пищи. Если же он будет есть много, будут другие нарушения в поведении. Поэтому Церковь и рекомендует золотую середину. Ешьте, благодарите Бога, но не превращайте это в цель жизни.

 

- Такое распространенное явление, как послеобеденный сон, явление естественное или это следствие греха?

 

- Смотря по тому, кого именно это касается. Есть монастыри, где это предусмотрено уставом. Если это лечебное заведение, это обязательное условие. Если у христианина день устроен так, что он может себе это позволить, и его организм требует такого отдыха, то это тоже допустимо. Но если при этом страдает дело, то зачем? Бывает, что человек плохо себя чувствует, и ему надо набраться сил, он может полежать час-полтора - это нормально. Когда человек работает на износ, он тоже не исполняет воли Божией. Господь заповедал нам и отдыхать. И труд, и отдых - благословение Божие.

 

- Скажите, пожалуйста, об употреблении алкоголя.

 

- Винопитие тоже является чревоугодием и чревобесием. Большой грех, когда из заповеди Божией человек делает для себя кумира, противоречит заповеди о том, чтобы человек не упивался вином. Апостол напоминает нам о том, что пьяницы Царствия Божия не наследуют.

Христос заповедал нам вино, как образ Царствия Небесного, и мы должны делать это так, как рекомендует Церковь. А Церковь нигде не рекомендует употреблять его с излишеством. Мы должны употреблять его в Церкви, если вино употребляется дома, например, в Грузии, Молдавии, где занимаются виноделием, надо знать, как пьется вино. Очень часто на наперстных крестах священников, в церковном, иконном зодчестве используется камень аметист фиолетового цвета. Раньше аметист клали в сосуд с вином и разбавляли водой до тех пор, пока камень не начинал сливаться с разбавленным вином. То есть, когда алкоголь разбавлен водой в такой пропорции, что не чувствуется. Человек употреблял такой напиток, как утоляющий жажду, но он не пьянил человека.

Сейчас употребляется очень концентрированный алкоголь. В Священном Писании сказано о вине, которое искрится, то есть оно настолько темное, что отражает свет, и сказано, что такое вино пить нельзя. Сейчас люди наливают очень концентрированное вино. Водка, как курение, как наркотики, для православного христианина неприемлема. Тот, кто употребляет водку, намеренно идет на греховную уступку. Это личное дело каждого человека, но в момент, когда люди упиваются вином, курят, то есть изменяют свое сознание,  они тем самым впускают в себя бесов. Такой человек не должен удивляться, что жизнь его не благословенна, он болеет, а через определенное время нервная система придет в такой упадок, что разовьются неизлечимые болезни. Алкоголь - это яд, и человек должен знать, что водка - это гемолитический нейротоксин, то есть убивает и нервную ткань, и разрушает кровь. И тогда, если тебе наливают водку, закономерен вопрос: вы хотите меня убить? Если человек пьет, значит, ему чего-то не хватает, страдает духовная составляющая. Им не хватает Бога, и они ищут суррогат в этих напитках. Поэтому надо обратиться к себе, своему духовнику, который поможет найти Бога, примириться с Ним и жить на одной волне с Богом.

 

- Каковы средства борьбы с чревоугодием?

 

- Прежде всего, воздержание. Когда христианин будет понимать, что он должен быть с Богом, то для него станет очевидным, что он не может мириться с тем, что делают язычники. Когда же он начинает мириться с пьянством, блудом, перееданием, то должен сразу записывать себя в раздел кающихся. Но в сознании современного российского человека, после длительного периода отлучения от Христа и Церкви, зачастую отсутствует христианское представление о смерти. Люди думают, как и язычники, что их жизнь закончится со смертью. Наше время очень похоже на эпоху языческого Рима: люди поклоняются идолам богатства, власти, вина, но забывают о Боге. Люди не боятся этого, потому что не знают, что такое Царство Небесное. Когда же на собственном опыте узнают, что за порогом смерти есть и Бог, и частный суд, и геенна огненная, и особое место для душ, нуждающихся в молитве Церкви, то сделать уже ничего не смогут, потому что выбор был им дан здесь, на земле. Христос и Церковь прямо говорят об этом, но люди не верят.

 

- Является ли ожирение следствием греха?

 

- Любая болезнь является следствием греха. Когда человек согрешил, он перестал принимать благодатные божии дары и поставил познание выше послушания Богу.

Ожирение, как и всякая болезнь, состояние человеческого тела, которое поражено греховными элементами: нашим непослушанием, нелюбовью к Богу. В теле человека по разным причинам происходит преобладание жировой массы над костно-мышечной. Ожирение бывает прогрессирующее или стационарное, у него есть четыре степени. Это метаболическое расстройство - расстройство обмена веществ, которое может возникать по различным причинам. Часто это гормональные нарушения: гипогонадизм, нарушения функций щитовидной железы. Это может быть алиментарное ожирение: человек много кушает, занимается чревоугодием и ведет малоподвижный образ жизни, что приводит к тому, что у человека накапливается большое количество простых элементов  жировой ткани, он увеличивается в размерах, и естественно, что страдают его волевая, эмоциональная и духовная сферы. Такие люди часто склонны к перепадам настроений, хотят много есть и спать, у них болят суставы, радикулит. Естественно, они начинают искать способы облегчить себе жизнь, при этом выпадают духовная, церковная, молитвенная жизнь, мысли о Христе, такой человек начинает рассыпаться и отдаляться от Церкви.

 

- Как с этим бороться?

 

- Прежде всего, человек должен признаться себе, что у него есть такая проблема. Такие люди часто страдают анозогнозией, то есть непризнанием этой проблемы, считая, что это нормально. У организма есть функции, которые носят название заместительных или компенсаторных, и благодаря им организм как-то справляется. Но когда эти функции, заложенные на генетическом уровне, иссякают, человек начинает сильно страдать, появляются болезни сердца, легких, печени, почек, суставов, обмена веществ.

Поэтому люди должны признать духовную проблему: я не чувствую Бога. Надо найти духовника, найти путь к храму и начинать жить духовной жизнью, воздерживаясь. Церковь никогда не была против того, чтобы такие люди наблюдались у врачей: эндокринологов, диетологов, если необходимо, то хирургов. Если степень ожирения высока, существуют различные способы лечения, вплоть до оперативного (но речь не идет о липосакции, которая может привести к иным проблемам). Необходимо найти путь к Богу, начинать исповедоваться, причащаться и лечиться. Умные, опытные священники правильно подходят к такой ситуации, благословляют на изменение образа жизни, если необходимо, на лечение. Если в организме есть недостаток гормонов, то не надо бояться их использовать. Люди боятся одного слова "гормоны", неопытные духовники, не имеющие даже семинарского образования, дают неправильные рекомендации, и такие люди сильно страдают. Хотя трудно назвать такого священника пастырем, потому что пастырь обязательно ухаживает за своими "овечками", чтобы они были чистые, здоровые, чтобы успокоить буйную, правильно наставить кроткую. Настоящий духовник всегда печется о своих подопечных, если такого не происходит, то меняйте пастыря, ищите такого, который бы занимался Вами.

Церковь не организация с вывеской, но сообщество людей, соединяющихся вокруг Чаши Христовой, для того чтобы спастись. В Церкви есть пастырь, и он является духовным руководителем, духовным врачом для всех этих людей. Когда человек приходит в больницу, его обязательно должен посещать врач, иначе это не лечение. Так должно быть и в Церкви, и если нет внимания, надо искать место, где тебя выслушают, где тебе помогут.

 

- Может ли простой мирянин попытаться приблизиться к подвигам святых людей, попытавшись ужесточить свой личный пост?

 

- Мы помним слова апостола Павла: все мне можно, но не все полезно. Конечно, он может попробовать, но будет ли это полезно человеку. Это касается всех: и священника, и мирянина, и архиерея. Какова цель? Чего хочет добиться человек? Не приблизиться ли он при такой гордости не к Богу, но к сатане?

В Церкви все делается с поддержки духовника, который, подобно врачу, наставит, вразумит тебя, подскажет и поможет, иначе человек споткнется и может дойти до вопроса "Зачем мне такое православие?" А кто тебя просил заниматься такими подвигами?

Например, был святой, который боролся с блудной страстью, закопав себя по пояс в землю. Если кто-то сейчас закопает себя и заболеет воспалением легких, будет ли польза? Такой опыт помог тому конкретному человеку.

Надо, прежде всего, высматривать духовную целесообразность подвига? Неужели, если человек не совершить подобного подвига, он не спасется. Для того чтобы найти методы спасения для конкретного человека, есть пастырь и есть Церковь. Поэтому если человек не будет ничего есть, у него может быть истощение. Мы должны проводить глубокий духовный анализ. Очень часто людей, стремящихся к совершению особых подвигов, нужно дифференцировать с психическим расстройством.

Людям, которые живут по церковным канонам и постам, дай Бог выдержать строгость этих постов, так как не каждый может их понести. Должна быть система равновесия, если она нарушается, начинает страдать либо одна сторона, либо другая. Поэтому человек всегда должен руководствоваться  благословением Церкви, духовника, слушать своего патриарха, тогда жизнь будет в духовном плане благословенной, хорошей, и такой человек наследует Царство Небесное по своей вере, по вере и молитвам Церкви, и по милости Господа нашего Иисуса Христа.

 

- Большое спасибо, отец Александр. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать