8 марта. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой

8 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Марка. Глава 2, с 1 по 12 стих.

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10, Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

(Мк., 2, 1–12)

Вот такое чудо произошло однажды в Капернауме. Когда Господь совершил много чудес, люди стали искать Его для прославления. Он ушел от этой славы, потому что прославлять его стали как человека, а Он искал славы для Бога. В этом одна из основ нашего спасения. Человек погиб, потому что решил отказаться от Бога: «Не нужен Бог, и без Него можно быть». Это повторение ошибки дьявола, который решил уйти в автономное царство: «Зачем мне Бог, если я сам как Бог?» — и предлагает людям стать богами. Чтобы быть с Богом, человеку нужно научиться Его искать, знать Его волю и исполнять ее. «Не хлебом одним жив человек», то есть ни материальными благами, ни пищей, ни здоровьем, ни славой, ни лестью — ничем земным. Пусть ему будет принадлежать вся Вселенная, но он и этим жить не будет. Человек жив всяким словом, исходящим из уст Бога, общением и единением с Ним.

Христос убегает от Своей славы, а когда накал ликования утихает, снова возвращается в Капернаум. Народ сразу же собирается и снова идет к Нему, а Господь по своему милосердию не отвращается от людей. Было очень много народу: заполнен и дом, и внутренний двор, и вокруг дома стояли люди. Тогда происходит это событие — четыре человека приносят ему расслабленного, то есть парализованного. Втроем одного человека далеко не пронесешь, так как это сложно и неудобно. Приносят его четверо, что свидетельствует о том, что человек действительно не может передвигаться сам.

Удивительно состояние этих людей — это особый пример веры. Они услышали, что Христос исцеляет — и принесли. Потом увидели, что войти невозможно — и, желая помочь человеку, не развернулись: любовь и сострадание к больному сделало этих людей «богатырями» веры. Они не стали ждать, пока Христос выйдет или кто-то отойдет, но начинают подниматься по внешней стороне дома на крышу. Вокруг было много людей и, наверное, хватало тех, кто начал говорить: «Вы вообще что делаете? Зачем вы на эту крышку полезли? Куда вы тащите больного? Вы — безумцы!». Дом принадлежит не им — могли прийти мысли: «Как мы полезем на чужой дом? Надо ещё и крышу разбирать». Но в них появилась сила Божия, заставляющая сделать это. Когда благодать Божия касается человеческого сердца, он становится способным на такие удивительные вещи.

Мы порой унываем и плачем, когда что-то не получается, не хватает сил. Это действительно так — откуда нам взять эти силы? Когда человек решается что-то сделать от начала до конца, Бог дает их. Если полезли на крышу — пусть весь Капернаум соберется, будет смеяться и издеваться — всё равно полезем и поможем человеку. Всё взаимосвязано: если есть желание помочь ближнему, то и вера появляется. Бог дает ее в ответ на наш призыв: «Просите, и дастся вам».

Совершив подвиг веры, люди разбирают крышу и, никого не спросив, сверху спускают на покрывале своего несчастного собрата. А ведь многим из нас стало бы страшно прийти и вмешаться, если тебя не звали. Господь, видя их веру, говорит больному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Здесь указывается на то, что причиной его болезни были грехи. Это естественно, ведь человек стал болезненным и тленным только потому, что согрешил. Дух в человеке умер, когда он оторвался от Бога. Страсти не сделают человека здоровым, а только измучают его.

Дальше происходят интересные события, в которых Христос открывает Себя как Бог. Там сидели некоторые книжники, то есть богословски образованные люди, способные к рассуждению, и «помышляли в сердцах своих» — здесь апостол Марк указывает на то, что мыслительные процессы должны происходить в сердце, а не в голове. Чернокнижники размышляют: «Он богохульствует, так как никто не может прощать грехи, кроме одного Бога». Во второй части своего размышления они абсолютно правы: мы согрешаем перед Богом и у Него мы просим прощения. Только Бог через усилия и покаяние может освободить человека от греха, очистить и восстановить его. Христос им кажется богохульником, потому что они Ему не верят и видят Его лишь человеком. «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе» — здесь Он уже открывает Себя, как Бога, показывая Свое божественное Всеведение.

Христос говорит им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?» и продолжает их собственными словами: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?». Смысл этой фразы в том, что человек не может кого-то исцелить, но самозванец может заявить: «Я тебя не исцеляю, но грехи твои простил, и ты когда-нибудь исцелишься». Ведь сложно проверить, простились грехи или нет, а вот если бы он смог поднять кого-то на ноги — это было бы дело. Исцеление и прощение грехов — дела, невозможные для человека. Тогда Христос говорит: «Чтобы вы знали, что Я являюсь Богом и имею власть на земле прощать грехи, Я исцелю его. Это дело является меньшим, по сравнению с прощением грехов, но для вас оно более эффективно». И тогда произносит слова: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Спаситель не прикоснулся к нему, не дал никакого лекарства, не приподнял, то лишь сказал — и больной «встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать