7 мая. Мч. Сергий (Архангельский)

7 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 7 мая 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Сергия, Саввы, Алексия, Леонтия, Елисаветы.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь совершает память новомученика Сергия Архангельского.

 

Святой мученик Сергий родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского. В 1910 году Сергей окончил сельскую школу, а в 1915 году – Перервинское духовное училище. В 1916 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, так как произошла безбожная революция и все духовные учебные заведения были большевиками закрыты. В 1919 году Сергей был призван в Красную армию и служил в ней, исполняя обязанности экспедитора. В 1922 году он поступил псаломщиком в соборную церковь в городе Верее, где, по свидетельству благочинного, «вел себя отлично, к богослужению и требоисправлениям относился исправно».

Впоследствии он служил псаломщиком в Покровском храме в селе Купелицы Верейского уезда, где настоятелем был его родственник, священник Илия Зачатейский, а затем в храмах Павло-Посадского района.

В 1937 году был арестован псаломщик храма Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района и Сергей Васильевич поступил служить на его место, но через два месяца – 27 ноября 1937 года –  был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.

– Вы лишались права голоса? – спросил его следователь.

– Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.

– Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?

– Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник. Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.

– Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.

– Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.

– Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветская деятельность?

– Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.

– Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?

– В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.

– Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли – а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?

– Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.

– Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.

– Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.

– Что вы говорили относительно ареста священнослужителей?

– Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому поводу никто не высказывал.

На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Псаломщик Сергий Архангельский умер в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Недавно беседовали с церковными сотрудниками, которые по долгу послушания вынуждены общаться с людьми и отвечать на вопросы, -  работниками церковной лавки, сотрудниками социального отдела. Человек, который впервые приходит в храм, прежде всего встречается с киоскером, который имеет благочестивый вид. Часто человек приходит в храм как к последней надежде. Первый человек с добрым, приветливым лицом, внимательными глазами вызывает доверие, вызывает у него желание задать вопросы, разрешить которые сразу невозможно. Давно наболело, страдает душа, и пришедший ожидает, что сейчас же получит ответ, как от Бога. Поэтому сотрудникам бывает непросто.

Кроме того, в храм приходит немало людей душевнобольных: и от страстей, и повреждений душевных и духовных. Все это, как передовой отряд, принимают на себя работники церковной лавки. Поэтому им так важно быть готовыми и душевно, и духовно. Говорили мы и о том, что получилось так, что в своем большинстве  современные христиане оторваны от корней и церковной традиции. Очень важен не внешний церковный опыт (каким святым молиться, какие молитвы читать, куда свечи поставить), а внутреннее содержание. Церковный дух - это умение в той или иной ситуации уловить веяние евангельского духа: как поступить по слову Божиему, по  воле Господа. Эта традиция накапливается, человек пропитывается ею, и по-хорошему она передается с молоком матери. Поэтому так замечательно переживаешь произведения Ивана Шмелева или Никифорова-Волгина, в которых рассказывается о впечатлениях ребенка в церкви. Ведь церковь - полноводный источник, в котором Господь остается в нашем мире. Апостол Павел говорит, что Церковь - это тело Христово, глава которого Сам Христос. Приникнуть к полноте благодати на земле человек может только через Церковь.

Много десятилетий церковность вырывали, вытравливали, выжигали. Чуть больше двадцати лет мы в Церкви, их недостаточно, чтобы пропитаться церковностью. Это только начало церковной жизни. В состоянии неофитства, то есть новообращенного, человек может пребывать 10-15 лет, и это при условии, что он двигается в Церкви. Прожить добросовестно в Церкви лет десять: молясь, читая, слушая и слушаясь - тогда в душе образуется какой-то начальный церковный опыт. Конечно, с нас невозможно требовать церковной традиции, тем более с людей, которые приходят к Богу и Церкви там, где с особой силой прошел красный террор. В Екатеринбурге оставался лишь один действующий храм, преемственность священства была прервана. В Москве или где-то средней полосе России все-таки была возможность передавать от духовного отца к духовному сыну церковную традицию, и там она сохранялась. А нам здесь приходится учиться, как во время войны: война покажет. Даже если священники пожилые, как хранители традиции они еще достаточно юные: чуть более двадцати лет назад они пришли в Церковь и как-то впитали этот опыт.

Поэтому мы, например, не знаем, как воспитывать детей, ведь сами не были церковными детьми. Не знаем, как их учить посту, как учить молитве. Мы научились этому, будучи взрослыми и считаем, что надо делать это таким образом, но у детей все по-другому - должна быть другая педагогика: где-то помягче, а где-то построже. Но вот где эти границы? Конечно, величайшее испытание для детей, когда родители начинают экспериментировать, воспитывать и дрессировать. В связи с этим надо понимать, что особых результатов от себя ждать не надо. Порой человек начинает грустить, что в церковь он ходит, а ничего вроде и не меняется. Надо понимать, что добродетель не груша, скоро ее не съешь. Все должно идти потихонечку, не надо преждевременно ждать плодов, но терпеливо трудиться. Надо прожить внутри Церкви 10-15 лет, тогда появятся начальные понятия, спокойствие, устойчивость, сосредоточенность, начальная мирность.

Хорошо бывать в храмах, которые не закрывались, и в монастырях, которые сохраняют преемственность. Псково-Печерский монастырь - одна из немногих обителей, которые не закрывались. Многие из сотен открывшихся 20-25 лет назад монастырей восстанавливаются на разрушенных основаниях. Но Господь понимает все это и дает особую благодать, особую поддержку и помощь тем, кто желает стать церковными людьми и впитать этот удивительный дух Православной Церкви. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать