6 апреля. Да не будет же впредь от тебя плода вовек

6 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 21, с 18 по 32 стих.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;

22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А кáк вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал тó же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

(Мф, 21, 18-32)

Мы приблизились к великим дням, которые называют страстными, к Страстной седмице – последним дням жизни Господа Иисуса Христа. Проживая этот период, Церковь нас назидает очень важными темами, к которым необходимо обратиться, для того чтобы с пониманием встретить праздник, к которому мы готовились на протяжении 40 дней, -  праздник Светлого Христова Воскресения.

Сегодня, в Великий понедельник, Господь назидает нас притчами: притчей, которая рассказана в конце сегодняшнего евангельского отрывка, но в целом тема Великого понедельника посвящена притче о бесплодной смоковнице.

Что Господь хотел показать своим действием - проклятием смоковницы , от которой Он не получил плода, которого хотел? Эта история сама по себе очень сложная и трудная, мы сталкиваемся с двумя вопросами и проблемами. Здесь говорится о дереве, покрытом листьями в апреле. Мы знаем, что на смоковнице листья появляются одновременно с плодами – в этом уникальность этого дерева. Смоковница плодоносила дважды в год, но важно заметить, что в апреле у нее никогда плодов не было. В этом отношении хорошо подмечает евангелист Марк: «ибо еще не время было собирания смокв» (Мк,11,13). Но листья были. Мы знаем, что это был апрель, потому что Пасха еврейская была 15 апреля, а события, которые описывают евангелисты, свершились за неделю до этой даты.

Господь идет в Иерусалим на праздник Пасхи. Он ищет смоквы на дереве, зная и понимая, что в это время смокв быть не должно, о чем подмечают евангелисты. Как разрешить эту сложность евангельского отрывка? Мы должны вспомнить вот о чем: все пророки, когда, обращаясь к народу, и сталкивались с непониманием слушающих, прибегали к символам и знакам.

Вход Господень в Иерусалим –торжественное событие, которое происходит в последнее воскресенье перед Страстной неделей. Это действие Господь совершает символично: Он входит в Иерусалим на осле. Осел -  символ мира. Этим Господь показывает, ради чего Он приходит на землю - Он несет мир и жизнь. Все это событие наполнено глубоким смыслом, мы должны всякий раз обращаться к нему, чтобы понять, ради чего вообще приходит в мир Господь.

Действие со смоковницей – также символично. Мы должны рассуждать не в категориях реальных событий, как если бы Господь, не зная о том, что сейчас не может быть смокв, ища и не находя их, проклял смоковницу как бесплодную. Здесь также некий образ, символ. Смоковница – это символ израильского народа. Если мы будем применять этот символ шире, то сможем приложить его к каждому из нас. Смоковница, как и любой человек или народ, не приносящий плода, оказывается бесполезной и ненужной. Нам необходимо понять, что в этом рассказе заключено некое символичное действие. Иисус подходит к смоковнице и видит, что с этим деревом что-то не в порядке. Можно предположить, что дерево одичало и перестало приносить плоды, к примеру, как роза превращается в шиповник, больше не показывая свои прекрасные цветы. Может быть, дерево заболело. Так или иначе, оно стало бесполезным. Господь говорит, что это дерево более не будет плодоносить - и оно засохло. Ученики удивлялись: как она тотчас засохла?

Итак, засохшая проклятая смоковница, которая не приносит плод, - символ израильского народа, символ иудеев того времени. Казалось бы, это было религиозное общество, ожидавшее Мессию, в котором столь глубокое исполнение закона, но нет плода. Бесплодность как таковая влечет за собою погибель. Любое дело в нашей жизни должно приносить положительный плод - вот к чему призывает нас Господь. Не просто ограничить себя от мира, посылает Господь в мир Своих учеников, но говорит им: «В этом мире вы будете скорбны, но дерзайте, я победил мир» (Ин, 16:33). И потом, когда Господь воскрес, Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф, 28,19-20). Господь не говорит ученикам затвориться от мира, напротив, идти в мир, что означает - приносить плод. Везде, в любом месте можно принести положительный плод: даже лежа на постели, будучи больным, можно принести положительный плод в виде терпения, которое мы явим.

Второй момент, на который мы должны обратить внимание, когда вспоминанием эту пр′оклятую смоковницу, – всякое исповедание религиозное без соблюдения связанных с ним обязательств влечет за собой осуждение. Иудеи были очень религиозными людьми, но они попадают под осуждение, потому что их религиозность не принесла плода. Нам, христианам, очень важно помнить о том, что всякое дело, которое мы совершаем в нашей жизни, в конечном счете, должно приносить плод, и все это совершается во славу Божию.

Далее в сегодняшнем евангельском отрывке следует притча, которую рассказывает Господь, говорится о пребывании Его в храме Иерусалимском, но мы не останавливаем на этом свое внимание столь пристально, но еще раз используем для себя урок смоковницы: которым Господь показывает нам, насколько гибельна может быть бесплодность в этом мире, а в особенности для Царствия Небесного.

Храни вас Господь!

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать