5 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

5 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 12, с 1 по 18 стих.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

(Ин, 12, 1-18)

Господь находится Вифании, в доме Марфы и Марии, где жил умерший Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, как подчеркивает Иоанн. Христу и Его ученикам там приготовили вечерю - праздничный ужин. Праздничный он был потому, что Марфа, Мария и Лазарь были чрезвычайно благодарны Господу за это великое событие – воскресение из мертвых. Причем, многие иудеи пришли из Иерусалима, чтобы просто посмотреть на Иисуса и воскресшего Лазаря, ведь многие уверовали во Христа ради Лазаря. Они поверили, что это не самозванец, не дебошир и не возмутитель общественного порядка, каким Его пытались показать враги: книжники, «богословы», представители фарисеев, князья иудейские. Многие хулили и чернили Христа, но в связи с таким событием стали задумываться, что Он не так плох. Ведь кому, кроме Бога, под силу воскресить четверодневного Лазаря? Конечно, они не могли тогда понять, что Иисус есть Бог, но, по крайней мере, увидели, что Он не нарушает закон Божий и не является врагом их народа. Раз происходят такие чудеса, значит, Он находится в истине.

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» - здесь мы можем вновь предположить, что семья была довольно состоятельной и даже знатной. Многие знали ее и пришли посочувствовать, когда брат умер. Мария из любви и благодарности к своему Учителю, изливает миро на ноги Его - и происходит следующее: один из Его учеников Иуда Симонов Искариот вновь возмущен. Ведь такая ситуация происходит не впервые, так уже однажды было в доме Симона фарисея. Когда ученики роптали, Господь все объяснил им, но здесь Иуда не успокаивается: его сребролюбивое сердце очень тяжело воспринимает, что выгода утекает сквозь пальцы. Как предполагает Иуда: «Надо было это миро продать».

Динарий был дневной платой работника, а 300 динариев - это огромные деньги, почти годовая зарплата не какого-нибудь чернорабочего, а специалиста. Иуда носил ящик с теми деньгами, которые жертвовали апостолам за их проповедь и потихонечку воровал оттуда. Может возникнуть вопрос: «Почему Господь, будучи сердцеведцем, попускал Иуде воровать эти деньги?». Есть такое объяснение, что для Иуды это было меньшее зло. Господь видел его болезнь и понимал, что Иуда добровольно не желает исцелиться от этой болезни, страдая желанием обогащения. Пусть лучше Иуда воровал бы эти деньги, чем потом продал Иисуса. Но, как мы видим, Иуда все-таки решился на большее зло.

Грех никогда не имеет какого-то логичного завершения в человеке, потому что всегда пытается претендовать на дух человеческий, а поскольку он способен на бесконечное познание, человек может бесконечно познавать грех, развивая в себе страсти. Слава Богу, что мы смертны, иначе страсти наши были бы бесконечными. В общем, Иуда возмущен не потому, что любил нищих, а потому что был вором.

Иисус же сказал о Марии: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». Здесь Он напоминает: «Ученики Мои дорогие, Я же вам все сказал, что будет: Меня убьют, Я воскресну в третий день, не забывайте этого». А дальше говорит: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Бывает, что люди, читающие Евангелие, начинают смущаться, будто бы Господь здесь говорит, что внимание надо уделять Ему,  о ближних же можно не заботиться. Многие говорят: «Зачем храмы строить, надо построить детский дом или дом престарелых», они недоумевают, зачем это внешние великолепие. Давайте тогда подумаем, зачем вообще нужны дела милосердия, в том числе забота о нищих? Сам по себе человек ни о каких нищих заботиться никогда не будет. Человек заботится в первую очередь о самом себе, в лучшем случае еще о своих близких, потому что ему с ними хорошо. А найти на улице какого-нибудь несчастного бомжа и начать относиться к нему как к брату – это для людей в принципе невозможно. И происходит это не потому, что мы друг друга ненавидим, а в силу нашего самолюбия.

Даже если начать заботиться о нищих, не думая о Боге, то это все превратится в самолюбование: «Какой я добрый, хвалите меня все, смотрите, скольких я накормил, напоил» и так далее. Добрые дела, дела милосердия по-настоящему имеют вес только тогда, когда делаются ради спасения собственной души, ради того, чтобы сердце стало способным соединиться с Богом. Заставляя себя делать дело любви, например, заботиться о нищих, я забираю свое время и внимание от своего эго. Я тем самым заставляю себя делиться, быть жертвенным и милосердным. Поначалу приходится именно заставлять себя, понимая, что через это я могу направить свое сердце и душу к Богу. Если Бога убрать из этой схемы, тогда доброе дело пойдет человеку во вред, он будет только более гордым и тщеславным. Об этом и говорит Господь. Иуда как бы думает о нищих, а на самом деле о себе. Когда есть выбор, нужно угождать Богу, ведь в такой ситуации с они находятся последние дни. Если тебе хочется заботиться о нищих – у тебя будет такая возможность. Но у Иуды не было – и он повесился. «Нищих всегда имеете с собою, - действительно, ради Бога им всегда можете благотворить, - а Меня не всегда», - то есть данная ситуация была исключительная.

Многие из иудеев, узнав, что Иисус там, пришли посмотреть на Него и на Лазаря, которого Он воскресил. «Первосвященники же положили убить и Лазаря». Чем же он провинился? Настолько они ненавидят Христа, что предлагают уничтожать всех, кто с Ним рядом.  Лазаря же убить потому, что ради него веруют во Христа. Здесь уже появляется дьявольская злость, безумие.

На другой день после этого Господь направляется в Иерусалим. Народ встречает Его, как царя, предчувствуя, что идет Тот, Кто все исправит. Но, как объясняют толкователи, люди ждут земного царя, а Господь не зря едет на молодом ослике. Этим Он показывает, что грядет не завоеватель народов, а царь кроткий, воплощение мира и смирения: «Смотрите на меня - и сопоставьте, того ли ожидают ваши сердца?» Но люди ликуют: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ученики, конечно, разделяют эту народную радость, но не могут пока понять, во что эта радость выльется. Они не знают, что через несколько дней эти же люди будут кричать у дворца Пилата: «Распни его!» Распни его!». Вот как легко разочаровывается человек.

Часто ведь и в нашей жизни  такое бывает: «Господи, все для Тебя, буду Тебе молиться, соблюдать посты, только дай мне вот это». А Господь может дать человеку только то, что полезно, только то, что приведет его к добру. Если же человек просит вреда, думая, что это для него добро, - Бог никогда не дает. Но как это часто бывает, когда долго не дают, человек разочаровывается: «И Бога нет, и все это выдуманное, и что это такое, мое желание не было исполнено». То же самое было тогда  с иудеями: ожидали царства нового, а Господь и дает Царство, только не земное, а Небесное, дает гораздо большее: «Человек, ты можешь наконец-то отряхнуться от смерти, стряхнуть с себя бесовские оковы. Ты можешь наконец-то вернуться сначала в райскую жизнь а потом вообще прийти к обожению. Но ты упираешься в какую-то политическую власть, в какой-то хлеб с колбасой».

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать