4 марта. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий

4 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читается Евангелие от Матфея, Глава 4, с 12 по 17 стих.

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Мф, 4, 12-17)

Евангелист Матфей показывает нам, что Христос вышел на проповедь, когда Иоанн Предтеча был отдан под стражу по приказу царя Ирода за обличение его незаконного сожительства с Иродиадой. Богу было угодно прославить пророка Иоанна еще и как мученика, пострадавшего за правду. Никодим Святогорец говорит: «У Бога на все Cвое время  и Cвой порядок». Христос не выходит к людям до тех пор, пока не  происходит это событие, дав возможность пророку выполнить свое дело. Это было промыслительно: у людей не было соблазна ходить и выбирать, кто из них Мессия. Некоторые ученики Иоанна Предтечи, несмотря на то, что пророк возвещал в своих проповедях о Христе как о Мессии, пожелали остаться при собственном мнении, что Мессия не Христос, а Иоанн. Человеческая слепая привязанность мешает ясно понимать Божию волю, и Господь, зная немощь человеческую, ждет, когда Иоанн отстранится.

Христос приходит к людям в Галилею - со слов пророка Исайи -  языческую. Такое отношение было у иудеев к этой провинции потому, что Галилея граничила с сирийскими и другими языческими племенами. Торговые отношения вынуждали галилеян  общаться с язычниками, за что жители Иерусалима презрительно относились к ним. В Галилее люди были гораздо проще. Жители столицы считали себя особыми, чистокровными иудеями, подозревая галилеян в языческих делах, и считая, что те потеряли свою чистокровность смешением с язычниками. Но Господу важно не то, что говорят друг о друге люди, а что в их сердцах. Насколько они готовы повернуться  и откликнуться на зов Божий, готовы ли меняться? Проблема иерусалимских книжников — уверенность в собственной непогрешимости и правоте. Когда человек уверен в своем мнении, он подобен переполненному сосуду и не способен принять что-то новое. Когда человек видит свои немощи, недостатки, грехи, он хочет поменяться: ему не хочется мириться с надломами своей жизни. Люди из Галилеи были готовы меняться. Там было больше всего учеников Христовых, и Спаситель проводил там больше всего времени.

Это касается и каждого из нас. Благодать принимается человеческим сердцем, когда там поменьше гордыни и когда человек перестает мнить себя мерилом правды и истины. Христос приходит в пределы Завулонские и Неффалимские, где жили люди, сидящие во тьме. То же самое говорили о Назарете: что хорошего там может быть?  Но именно люди этих мест стали  свидетелями и живыми участниками всего, что происходило с момента пришествия Христа. Свет благодати воссиял в них. Когда у человека есть желание правды, истины, святости, тогда Господь его находит. Если человеку это не нужно, встречи с Богом не происходит. Это проблема присуща всему человечеству на протяжении всей человеческой истории.

Христос начал призывать людей к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяние не всегда связано с какой-то виной за конкретные поступки - у нас неверное представление о грехе и его влиянии на нас. Грех — это то, что меня отдаляет от Бога, проявление моей болезненности, отчуждения. Больной  попросит прощения у врача о своей болезни, и врач простит, но прощения здесь мало - необходимо полное исцеление. Покаяние подразумевает перемену ума человека и всей его жизни, а не только признание своих ошибок.

Царство Божие — это не какое-то определенное место, но Сам Бог. Царство Божие внутри человека. Необходимо перестать разрушать себя – надо очищать сердце, трезвиться. Для этого есть средства: пост, молитва, таинства. Но они нужны для того, чтобы произошло самое главное — покаяние, и Царство Божие было внутри нас. Благословение Господне пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать