4 июля. Преподобномученик Иона (Санков)

4 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 4 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых: Иоанна, Георгия, Алексия, Павла, Николая, Никиты, Максима.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память  новомученика, исповедника, преподобномученика иеромонаха Ионы (Санкова).

 

Преподобномученик Иона (в миру Иван Андреевич Санков) родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Луховицкого уезда Рязанской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец его, Андрей Никитович Санков, занимался хлебной торговлей в Москве, и вся семья в это время жила вместе с ним. В 1884 году, когда Ивану исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать и по совету врачей она уехала на родину в село Солчино, где у семьи был дом и небольшой земельный участок, взяла его с собой.

Живя в Солчино, Иван окончил два класса, но тут скончалась мать, и он возвратился в Москву к отцу. Здесь Иван закончил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей, но сердце благочестивого юноши не было расположено ни к занятию торговлей, ни к семейной жизни. Традицией в их семье было, чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение.

В 1893 году Иван отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь, где через некоторое время был пострижен в мантию с именем Иона,  затем рукоположен в сан иеромонаха.

1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь в Турцию, где он прослужил до начала войны Турции с Россией в июле 1914 года, когда все русские подданные были из Константинополя высланы.

По прибытии в Россию отец Иона был определен служить на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе и прослужил здесь до закрытия подворья в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел служить в Благовещенскую церковь в Одессе, где прослужил до 1927 года, когда власти и эту церковь закрыли. Отец Иона стал служить в храме Всех святых на кладбище, но в 1930 году и эта церковь была закрыта.

В этом же году отец Иона получил с родины письмо, в котором его знакомые писали, что у них в селе Алпатьево, находящемся в нескольких километрах от села Солчино, скончался священник и они приглашают его служить в этом храме. Отец Иона тут же отправился на родину и был направлен священноначалием служить в храм в село Алпатьево, где и прослужил до своего ареста.

В конце 1937 года сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета и председателя колхоза в Алпатьево, а также дежурных свидетелей, которые показали, что в 1937 году был поставлен вопрос о закрытии храма и передаче здания под школу. По этому поводу было созвано собрание. Узнав об этом, священник сообщил верующим, которые тут же пошли на собрание и воспрепятствовали закрытию храма, едва не доведя и само собрание до срыва. Священник ежедневно беседует с женщинами, особенно со вдовами, и те собираются к нему в сторожку при церкви, где он живет. Одна из женщин показала, что хотя она сама разговоров между священником и верующими никаких не слышала, так как при ее приближении верующие тут же прекращают беседу, но благодаря его агитации хозяйка дома, где она снимает комнату, заставляет своих детей молиться Богу.

24 февраля 1938 года отец Иона был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. При аресте священнику было предъявлено постановление на арест и предложено его подписать, но отец Иона отказался подписывать. В тот же день следователь допросил священника.

– Среди вашей переписки найдена записка следующего содержания: «Говорил о предстоящем пришествии антихриста, сперва коллективного, а затем воплощенного в отдельном лице». Скажите, кто это говорил и как понимать содержание вашей записки? – спросил следователь.

– Эта записка написана мной, выписана из Библии, но что эти слова значат, разъяснить и я не могу, и сам заинтересовался этими словами и выписал их, — ответил отец Иона.

После допросов священника следователь снова допросил свидетелей. После допросов свидетелей следователь снова приступил к допросу священника, который к этому времени уже третий месяц находился под арестом в тюрьме.

7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иону к расстрелу. После решения тройки отец Иона был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве.

Иеромонах Иона (Санков) был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Недавно разговаривал с несколькими сотрудниками Отдела развития Службы милосердия. Руководитель поделилась впечатлением от разговора с нецерковной знакомой, которая допытывалась, зачем преподобный Серафим тысячу дней и ночей стоял на камне. Она недоумевала, кому и для чего  это было нужно, ведь это абсурд и бессмыслица. С точки зрения внешнего мира, многое из происходящего внутри Церкви - бессмыслица и абсурд. Зачем необходимо поститься или рано утром в выходной день идти в храм? Зачем кому-то рассказывать о потаенном и сокровенном в твоей душе. Для чего, зачем?

Как слепому человеку объяснить, какого цвета радуга? Как человеку, лишенному слуха, рассказать о прекрасной музыке?  Как человеку, не имеющему опыта жизни с Богом, рассказать о том, что это такое? Ведь каждый, хоть раз вкусивший благодатного общения с Богом, к кому Господь прикоснулся своей благодатью, действием Духа Святого, понимает, что эти ощущения, эта радость переживания, к которой даже не подобрать слов, перекрывают все самые высокие человеческие наслаждения. Это абсолютно несопоставимые вещи.

Так бывает, что в начале церковной жизни, когда Господь открывает Себя, приходят вдохновение и радость, все сильно, ярко, а потом как будто все заканчивается: проходят новизна, вдохновение, и начинаются обыденные, трудовые будни. У старца Силуана Афонского этот опыт переживается особым образом. Господь явился ему весь и сразу - и душа преподобного Силуана погрузилась в Божественную любовь, а потом Господь отошел, сказав ему: «Трудись». И его молитвы, решимость, труд, подвиг и  слезы именно об этом: «молиться за людей, что кровь проливать», «держи ум свой во аде и не отчаивайся». Эта острота контраста, когда Господь здесь - и «Боже, Боже мой, почему Ты оставил меня?» и подвиг.

Преподобный Серафим молился тысячу дней ради стяжания благодати, из стремления к Богу. Почему уходили в пустыни, становились на столпы, одевали вериги? Чтобы подчинить тело душе, а душу - духу. Чтобы вернуть душе, всему человеку то предназначение, которое Господь предуготовал для него, предуготовал любящим Бога. А для этого необходим путь аскезы, освобождения, выздоровления, исцеления, потому что в лукавую душу премудрость не войдет и не будет обитать в ней. И потому подвиг до крови – «Дай кровь и прими дух».

Но как это можно объяснить человеку, где найти слова? Ведь это познается только опытно. То, что пережили Силуан Афонский или преподобный Серафим, или Симеон Столпник, мы в такой степени пережить не можем: наш опыт слишком мало концентрирован. Но даже он побуждает нас вставать утром и вечером на молитву, идти в храм, готовиться к исповеди, стараться добросовестно соблюдать посты. Побуждает нас по крайней мере ограничивать свое зло, преодолевать злобу, ненависть, уныние, отчаяние, потому что мы знаем, в Кого уверовали и что такое быть с Богом, пусть немного, но это побуждает и дает силы и решимость. Кто хочет, может попробовать, так как понять это можно только экспериментально, только эмпирически. Убеждаю вас, что это самый прекрасный труд на земле, самое удивительное творчество, которое возможно человеку, - познание самого себя, своих возможностей и способностей, осознание широты и глубины своего сердца.

Этот мир до конца непостижим, но каждое новое открытие настолько вдохновляет и окрыляет человека, наполняя жизнь подлинной жизнью. Это как стоять на берегу моря и бросать камушки: море красивое, и цвет, и простор, и волны. Можно сесть в лодку, отплыть подальше - и откроется еще более прекрасный простор. А можно погрузиться в глубины - и там будет свой, совершенно новый и удивительный мир. Так и жизнь человека может быть мелкой, поверхностной - можно походит по берегу и помочить ноги или поплескаться около побережья в надувном жилете. А Господь призывает к глубине: встань, пойди, погрузись - «Царство Божие внутри вас есть» (см.: Лк, 17, 21).

Что выберет каждый человек? На что он способен? Какова его решимость? Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать