30 мая. Прп. Евфросиния Московская

30 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 мая 2015 года

 

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Евфросинии, Стефана.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобной Евдокии, в иночестве Евфросинии, великой княгини Московской. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и княгини Анны. Ее детство проходило в Суздале и в Переславле-Залесском, где в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, юная княгиня научилась полагать все свое упование на Бога. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью.

 

Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии; восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. В 1367 году Евдокия вступила в брак с благоверным великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий были восприемниками их детей.

Подвиг Великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла и княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся  8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался ее горячими молитвами и делами любви.

 

В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу. Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Одновременно строились несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

 

Однако главной, сокровенной целью княгини Евдокии после смерти супруга было устроение храма в собственном сердце. Княгиня вела тайную подвижническую жизнь, о чем нельзя было догадаться по пышным одеждам, в которых святая являлась перед людьми. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Подвиг этот увенчался явлением святой Евдокии Архангела Михаила, предвозвестившего ее скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указанию, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Святая княгиня, воздерживавшаяся от непосредственного участия в государственных делах, всем сердцем отзывалась на беду. Когда Москве угрожал хан Тамерлан, по ее благочестивому совету из Владимира была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану во сне явилась светоносная Жена, и,  устрашенный грозным предупреждением, завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после явления Архангела Михаила княгиня Евдокия решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь.

 

Во время ее шествия в Вознесенский монастырь прозрел слепец, отеревший глаза краем ее одежды,  также от различных недугов исцелилось более тридцати человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня успела заложить в монастыре новую каменную церковь Вознесения.

 

Прожив в иночестве несколько месяцев, святая Евфросиния 7 июля 1407 года мирно отошла ко Господу. Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

 

Сегодня Троицкая родительская суббота. В году есть несколько дней особого поминовения наших близких, перешедших в мир иной и потерявших возможность личностного изменения. Человек может меняться душой исключительно благодаря своему телу. Пока душа находится в теле, человек может исправить ошибки: с кем-то примириться, в чем-то покаяться, реально повлиять на состояние своей души. Как только тело умирает, развитие души останавливается. В смерти с человеческой душой не происходит внезапной перемены: там не могут появиться ниоткуда вера и любовь к Богу, желание быть с Ним в вечности. Что человек накопил за годы жизни в теле, что посеял, с таким богатством он и входит в вечность.

 

Исходя из этого, каждый из нас уже сейчас может определить для себя местоположение в вечности, где будет его душа - в раю или в аду, с Богом в вечности или вне Бога в вечности, если Господь вдруг призовет нас сегодня на ту сторону. «До ревности любит дух, живущий в нас» – Господь неоднократно на это обращал внимание. Кто любит отца или мать, сына или дочь, мужа или жену, внука или внучку, любовника или любовницу, друга или подругу (этот список можно продолжать бесконечно) - кто любит кого-либо или что-либо в этом мире больше, чем Меня, тот Меня не достоин. Кто хочет сохранить свою жизнь в этом мире - найти удобное место под солнцем, чтобы все в жизни было хорошо, - тот в вечности потеряет ее. О чем человек в основном молится Богу: чтобы все были здоровы, чтобы дети не болели, хорошо учились и в жизни у них все сложилось, в основном все наши интересы в горизонтальном житейском пространстве.

 

Очень редко человек молится о духовных дарах: чтобы Господь научил любить Его всем умом и всем помышлением, чтобы душу Ему посвятить, каждое биение своего сердца, чтобы Он научил соблюдать лишь Его милосердную волю и никогда не роптать на свою многотрудную долю, научил любить бескорыстной и глубокой любовью всех тех, кого Он пришел искупить Своею Пречистою Кровью. Редко рождается из сердца такая молитва - в основном интересы иные.

 

Закон очень простой: где сокровище ваше, там и сердце ваше, и душа ваша. То, о чем человек переживает, будет притягивать его душу. Основная проблема в том, что по ту сторону, в загробном мире, ничего, кроме Бога, не будет – ни пива, ни хоккея, ни компьютерных игр, ни прочих горячо любимых пристрастий, а жажда всего этого останется, никуда не денется.

 

Например, человек, который крепко пил несколько дней («заливал» праздник или горе), утром просыпается, душа «горит»: мучает жажда алкоголя, разрывает похмельный синдром, а рядом на тумбочке стоит стакан с водкой (с вечера поставили заботливые близкие). Он открывает глаза, хочет взять стакан, чтобы утолить эту жажду, а стакан не берется - «око видит, да зуб неймет». Так и душа, которая отошла от тела: она все ощущает, все помнит, хочет всего, что любит, а без тела уже ничего не может. Это состояние, особым образом разжигаемое духами злобы, бесами, которые питаются нашими страстями: они могут бесконечно показывать человеку такое «кино» из его прежних устремлений, желаний, но получить он уже ничего не может. Неутолимая, огненная жажда греха есть, а самого греха нет. Это один из видов мучений, который будет испытывать человек после смерти.

 

Если Господь сегодня позовет в вечность, о чем завтра будет беспокоиться моя душа, чем я буду заниматься, куда стремиться? Та инерция, которой человек движется сейчас, сохранится и в вечности. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Если душа стремилась к Богу, значит человек в Боге разрешится, раскроется. Если от Бога, значит это движение будет бесконечным источником мучений. Каждый из нас, заглянув в душу, может честно сказать себе, каков будет результат его жизни в сухом остатке.

 

В этой связи надо усердно позаботиться о том, кто позаботится обо мне, когда моей души уже не будет в этом земном мире. Самое главное наше беспокойство будет не о том, как пройдут поминки и сколько водки выпьют, но будет ли среди людей, пришедших помянуть, хоть один, который бы захотел от сердца помолиться за упокой души, и чтобы это желание не пропало у него через месяц, год, пять лет. Может так получиться, что сорок дней отойдут и про нас вообще больше никто не вспомнит, потому что не о чем вспоминать: наша жизнь не оставила любви в сердцах людей. А без молитвы, без молитвенной памяти очень грустно приходится человеку в том мире.

 

Поэтому одна из важнейших задач воспитания - научить своих детей молитве за близких усопших. Не пренебрегайте возможностью взять их с собой в храм на Родительскую субботу. Заранее подумайте о том, чтобы детки подготовили милостыню: что-то сделали своими руками, например пирог. Целенаправленно найдите  нищих (в этом нет проблемы), чтобы отдать им этот пирог и попросить, чтобы они помолились за усопших. Это педагогический процесс - у ребенка на всю жизнь должно зафиксироваться, что есть дни и действия, которые важны для своих близких усопших (бабушек, дедушек и т.д.). Тогда есть надежда, что когда придет наш черед идти в этот путь, на земле останется тот, кто будет совершать молитвенную память об упокоении нашей души. Подготовимся заранее, дорогие мои, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

 

Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать