30 марта. Прп. Макарий, игум. Калязинский

30 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 30 марта 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Макария, Алексия, Александра, Виктора.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Макария Калязинского.

Преподобный Макарий Калязинский, в миру Матфей, родился в 1400 году в селе Грибково близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина, между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого, но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному, у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», — ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком». Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.

Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского. Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: «Когда пришел я на это место, — говорил преподобный Макарий Калязинский, — пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле». Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах, но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях Святой Горы».

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея был родной брат преподобного Макария — епископ Геннадий (Кожин). Прославился святостью племянник преподобного Макария — Паисий Угличский. В Калязинском монастыре хранится сборник святителя Григория Богослова, переписанный им. Преставился преподобный 30 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма. Собор 1547 года установил ему повсеместное празднование.

Каждый из нас является тяжелобольным, а часто смертельно больным для вечной жизни. Человек, не привитый через церковную жизнь к источнику жизни, без постоянного труда в вычищении души от греховной язвы, своими силами справиться не может. Ибо одна врачебница и один врач — Господь Иисус Христос. Если не противодействовать развитию греха в сердце, в жизни, то очень быстро мы попускаем какие-то незначительные вещи, которые ведут к крупным проблемам. Как говорит Священное Писание: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник».

Страсти — сорняки, которые необходимо все время полоть. Без этой работы могут быть заглушены все добрые зерна на поле нашей души. Любая страсть присутствует в душе: от чревоугодия до самой тяжелейшей страсти — гордости. Есть страсти душевные, плотские и духовные. Например, есть страсть печали, когда человек не принимает воли Божией о себе, Промысла Его. Так наша жизнь устроена, что «Ни один волос не упадет с головы вашей без воли Отца вашего Небесного», тем более не случайны заболевания, жизненные потрясения и скорби. Все от Бога, все для того, чтобы человек пришел в себя. Причиной наших страданий являемся мы сами, хотя, конечно, так сильно искушение во всем винить американцев. Легче найти врага, который далеко, и его обвинять: правительство, президент, начальник ЖЭКа — все виноваты. Но страдаю я от собственных страстей, они пожирают мою душу. Бессмысленно менять внешние обстоятельства: уезжать в другой город, переходить на другую работу, ведь себя ты носишь с собой: гордость, зависть, себялюбие, эгоизм. Все это внутри тебя и будет тебя мучить. Путь освобождения от этих мук один — взяться за исправление себя. В страсти печали смертным грехом, который убивает человеческую душу, бывает виной оставление того креста, который Господь дает тебе нести, отказ от воли Божией.

На днях рассказали такую историю: многодетной маме Господь даровал очередную нечаянную радость — носить под сердцем пятого ребеночка. Дети — благословение Божие, радость, лучшее вложение всех своих средств. А мама этой женщины не разделяет эту радость, ей кажется, что это обуза, проблема, что нужно пожить для себя, куда-нибудь съездить, купить что-то. Но пища для чрева «входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит» — всего не съешь, везде не побываешь, всех удовольствий не постигнешь. Важно правильно расставлять приоритеты.

Как сказал однажды очень мудрый и самый богатый человек: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа». Чем больше человек себя привязывает к миру, тем более томится его душа.

Дети — это Божие благословение, это крест, труд и ответственность. Но когда человек принимает это с благодарностью, Господь помогает, дает радость и мир о Духе Святом. Когда воля человеческая соединяется с Божией волей, она приобретает то, к чему стремится всю жизнь — мир сердца. Дай Бог нам быть внимательными к Промыслу Божию, тогда наша жизнь, как бы не была трудна внешне, будет счастливой и радостной. Помогай нам всем Господь.

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать